Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
УТВЕРЖДАЮ:
Академический руководитель образовательной программы «Юриспруденция» __________________О.С. Ерахтина
(подпись, ФИО)
«09» декабря 2016 г.
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
для направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
| РАССМОТРЕНО:
Академическим советом
образовательной программы бакалавриата «Юриспруденция» и образовательной программы магистратуры «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности»
протокол от 09 декабря 2016 г.,
№ 8.2.2.2-36/02
|
|
|
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Программа производственной практики разработана в соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки от 19.12.2013 №1367 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
Производственная практика студентов бакалавриата по направлению «Юриспруденция» проводится на 3 и 4 курсе и может проходить в государственных и муниципальных органах, общественных, коммерческих и некоммерческих организациях, а также структурных подразделениях НИУ ВШЭ, в том числе на кафедре гражданского и предпринимательского права. Производственная практика на 3 курсе является первой практикой в процессе обучения. С нее начинается приобретение первоначальных навыков работы юриста, углубление и закрепление теоретических знаний и компетенций, а также исследовательских навыков, полученных в процессе теоретического обучения.
Производственная практика в 2016-2017 гг. может быть реализована в различных вариантах:
- стажировка во внешних организациях или внутреннем подразделении НИУ ВШЭ-Пермь;
- проведение индивидуального или группового исследовательского проекта на кафедре гражданского и предпринимательского права НИУ ВШЭ-Пермь;
Объем производственной практики и ее продолжительность:
- для 3 курса 76 часов, 2 З.Е., продолжительность – 2 недели;
- для 4 курса 176 часов, 5,5 З.Е., продолжительность –4 недели.
Итоговая форма контроля – экзамен.
II.1Цель и задачи преддипломной практики
Цели производственной практики:
- приобретение, закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний в области юриспруденции;
- получение практических навыков для решения конкретных задач;
- развитие научно-исследовательских компетенций.
Задачами практики являются:
приобретение и развитие навыков работы с правовой информацией для решения научных и профессиональных задач;
приобретение навыков делового общения: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации;
ознакомление с функциональными особенностями организации, в которой студент проходит практику;
усвоение принципов и правил профессиональной этики, принятых в организации прохождения практики;
овладение приемами функциональной юридической деятельности, осуществляемой в организации прохождения практики;
получение студентом навыков осуществления правотворческой, правоприменительной, экспертно-консультационной и иной деятельности;
получение опыта критической оценки, переосмысления накопленного опыта;
закрепление навыков составления программы исследования, применения методов сбора и обработки полученных данных.
II.2Место производственной практики в структуре ОП Производственная практика студентов бакалавриата в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» является составной частью образовательной программы высшего образования и проводится в соответствии с утвержденными учебными планами и графиком учебного процесса в целях приобретения бакалаврами навыков профессиональной работы, углубления и закрепления знаний и компетенций, полученных в процессе теоретического обучения.
II.3Способ проведения практики Производственная практика является стационарной и проводится в учреждениях и организациях, расположенных на территории Пермского края.
III.Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы Процесс прохождения практики направлен на формирование следующих компетенций:
Код компетенции
| Формулировка компетенции
| Содержание компетенции, которое формируется в ходе практики (дескрипторы освоения)
| Профессиональные задачи, для решения которых требуется данная компетенция
| СК-2
| Способен применять профессиональные знания и умения на практике
| Умеет применять полученные теоретические знания в практической юридической деятельности
| Систематизация, расширение и применение теоретических знаний по направлению и профилю подготовки на основе изучения опыта работы конкретной организации.
| СК-6
| Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
| Знает основные правовые акты, умеет составлять проекты юридических документов
| Владение методом анализа правовых источников; техникой самостоятельного поиска правовой информации, в т.ч. с использованием современных электронных технологий и технических средств; методиками применения правовых знаний в ходе правотворческой деятельности и экспертной оценки локальных актов организации.
| СК-10
| Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой) рефлексировать профессиональную и социальную деятельность
| Владеет навыками осуществления различных направлений юридической деятельности
| Анализ и оценка правовой ситуации, сложившейся в профессиональном сегменте.
Внедрение результатов исследований в практическую деятельность организации.
| ПК-2
| Способен реализовывать различные виды профессиональной деятельности на основе правовых и профессиональных этических норм
| Умеет применять полученные теоретические знания в практической юридической деятельности, составлять проекты юридических документов, имеет навыки осуществления различных направлений юридической деятельности
| Анализ и выработка вариантов решения юридических проблем, стоящих перед организацией. Осуществление правового сопровождения ее деятельности, составление юридических документов.
|
IV.Структура и содержание практики
Содержание практики определяется требованиями образовательного стандарта НИУ ВШЭ по направлению 40.03.01 «Юриспруденция», подготовки бакалавра с учетом интересов и возможностей университета, а также организации-места прохождения практики.
Производственная практика включает в себя проведение следующих работ:
- ознакомление со структурой и документацией Организации – места прохождения практики;
- ознакомление с основными направлениями и видами деятельности Организации;
- изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность Организации;
- участие в подготовке и осуществлении плановых мероприятий, предусмотренных программой практики;
- подготовку различного вида юридических документов (в зависимости от профиля Организации – места прохождения практики);
- выполнение отдельных служебных заданий (поручений) руководителя практики от Организации, а также руководителя практики от кафедры с учетом специфики Организации – места прохождения практики;
- сбор и обобщение материала, необходимого для подготовки отчетных документов о практике. Конкретное содержание производственной практики планируется руководителем студента-практиканта от кафедры, а также руководителем от Организации – места прохождения практики и отражается в отчете бакалавра по производственной практике. График проведения производственной практики студентами 3 курса ОП «Юриспруденция»
п/п
| Этапы прохождения практики
| Дата сдачи научному руководителю
| 1
| Выбор студентами практики, места прохождения практики, руководителя практики от кафедры гражданского и предпринимательского права
| до 1.02.2017г.
| 2
| Заполнение договора на практику, сдача договора в учебный офис
| до 6.02.2017г.
| 3
| Прохождение практики и подготовка отчета по практике. Выполнение практической главы курсовой работы
| с 6.02.2017г. по 19.02.2017г.
| 4
| Сдача отчета по практике научному руководителю
| 20.02.2017г.
| 5
| Защита отчета по практике
| с 20.02.2017 г. по 22.02.2017 г.
|
График проведения производственной практики студентами 4 курса ОП «Юриспруденция»
п/п
| Этапы прохождения практики
| Дата сдачи научному руководителю
| 1
| Выбор студентами практики, места прохождения практики, руководителя практики от кафедры гражданского и предпринимательского права
| до 1.02.2017г.
| 2
| Заполнение договора на практику, сдача договора в учебный офис
| до 6.02.2017г.
| 3
| Прохождение практики и подготовка отчета по практике. Выполнение практической главы курсовой работы
| с 3.04.2017г. по 30.04.2017г.
| 4
| Сдача отчета по практике научному руководителю
| 8.05.2017г.
| 5
| Защита отчета по практике
| с 10.05.2017 г. по 12.02.2017 г.
|
V.Формы отчетности по практике
Для координации практики от НИУ ВШЭ-Пермь назначается руководитель практики (преимущественно, научный руководитель курсовой работы), а на предприятии (организации), где будет проходить практику студент, определяется наставник (руководитель практики от предприятия/организации).
Руководитель практики от НИУ ВШЭ-Пермь:
- устанавливает связь с руководителем практики от Организации (при наличии) и по согласованию с ним составляет программу проведения практики конкретного студента;
- контролирует рабочий график (план) проведения практики;
- совместно со студентом разрабатывает индивидуальные задания/программу исследования, выполняемую в период практики;
- участвует в распределении студентов по рабочим местам и видам работ в Организации или структурном подразделении НИУ ВШЭ-Пермь;
- осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ООП ВО;
- оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий, а также при сборе материалов к курсовой работе в ходе производственной практики;
- оценивает результаты прохождения практики обучающимися.
Руководитель практики от Организации:
- согласует индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики;
- предоставляет рабочие места обучающимся;
- обеспечивает безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;
- проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка;
- содействует в получении необходимой для достижения цели практики информации в соответствии с ограничениями политики конфиденциальности предприятия;
- оказывает содействие в приобретении практических навыков студента
Студенты, проходящие практику в Организациях, обязаны:
- выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программами практики; соблюдать действующие в Организациях правила трудового распорядка;
- соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности. По окончании практики студенты представляют следующие документы:
1. Направление на практику.
2. Дневник прохождения практики.
3. Отчет по практике.
4. Отзыв руководителя практики от предприятия/организации.
5. Отзыв руководителя практики от департамента.
Наличие всех выше перечисленных документов является допуском студента к защите отчетов по практике. К отчету по производственной практике предъявляются следующие требования:
1. Отчет выполняется студентом по материалам, собранным и обработанным им лично за период прохождения практики.
2. Изложение материала должно быть подкреплено фактическими данными, сопоставлениями, таблицами, графиками, документами. Представление материала должно быть последовательным и логичным, соответствовать требованиям научного стиля. Особое внимание следует уделять обоснованию сделанных выводов и методической точности в изложении фактического материала.
Объем отчета по учебной практике составляет 15-20 страниц текста (без приложений) и имеет следующую структуру: введение, основная (практическая) часть, заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении необходимо указать правовую форму, структуру организации-места прохождения практики; основные направления и виды деятельности Организации, основные правовые акты, регламентирующие деятельность организации-места прохождения практики; правила внутреннего распорядка Организации, перечень основных проведенных работ.
Основная (практическая) часть представляет собой анализ текущих задач Организации, выявление проблемных зон в рамках решаемых задач, а также разработку рекомендации по их разрешению.
Заключение содержит обобщение практических результатов, изложенных в основной (практической) части.
Список использованной литературы отражает источники, на которых базировался проведенный студентом анализ или реализованный проект.
В приложениях должен содержаться фактический материал, используемые нормативно-правовые акты, материалы судебной практики, разработанные студентом юридические документы, иные формы анализа материалов производственной практики.
Оформление отчета по практике осуществляется в соответствии со следующими техническими требованиями.
Текст отчета представляется в печатном виде на стандартных листах формата А-4 (210х297 мм). Шрифт – гарнитура Times New Roman, размер кегля – 14пт. В работе не допускается применение шрифтов разной гарнитуры. Межстрочный интервал - 1,5. Цвет – черный.
Каждый новый раздел начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям отчета (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.). Нумерация страниц производится сквозным способом по всему тексту отчета, начиная с титульного листа, но цифры печатаются только со второго листа (в центре или справа нижней части листа, без точки).
Отчет по практике начинается с титульного листа, на котором указываются сведения об учебном учреждении, где выполнена работа, название темы, вид выполненной работы, фамилия, инициалы, номер группы студента, а также фамилия, инициалы, ученая степень и звание научного руководителя, город и год выполнения работы.
На второй странице отчета размещается Оглавление, в которое входят названия и номера начальных страниц всех структурных частей работы (за исключением титульного листа). Основная часть может быть разделена на главы, которые располагаются в порядке, указанном в оглавлении.
Не допускаются использование подчеркивания, а также одновременное использование выделения курсивом и жирным шрифтом. Структурные элементы отчета по практике Заголовки структурных элементов отчета («Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников») следует располагать в середине строки без абзацного отступа, без точки в конце и печатать строчными буквами (кроме первой прописной), без подчеркивания, без выделения.
VI. промежуточная аттестация по практике
Промежуточная аттестация по практике проводится в виде экзамена. Экзамен проводится в форме оценки отчетной документации.
5.1. Критерии и оценочная шкала для промежуточной аттестации по практике
Оформленный отчет представляется руководителю практики от НИУ ВШЭ-Пермь на рецензирование. Руководитель практики дает отзыв о результатах прохождения практики студентом.
Если в заключение дана отрицательная оценка отчету и итогам практики в целом, то в этом случае студент не допускается к защите результатов практики и проходит ее повторно.
Защита результатов практики производится студентом в форме устного доклада.
В процессе защиты результатов практики студент должен продемонстрировать знания о правовом статусе Организации, нормативных актах, регламентирующих ее деятельность; порядке и правилах составления юридических документов, правилах делопроизводства в Организации; функциональных обязанностях руководителя и сотрудников Организации, об основах профессиональной деятельности юриста в Организации.
В процессе защиты результатов практики студент должен продемонстрировать полученные им при прохождении практики профессиональные навыки, в том числе путем:
- ответов на задаваемые ему по материалам практики вопросы, как теоретического, так и практического характера;
- анализа тех или иные действий и решений с точки зрения их законности и обоснованности;
- разрешения спорных ситуаций.
Научный руководитель выставляет оценку за отчет по практике по десятибалльной шкале на основании собственного отзыва, отзыва руководителя практики от Организации и результатов защиты студента. Критерии оценки отчета по практике
При оценке отчета по практике учитываются следующие критерии.
1. Самостоятельность выполнения работы под руководством преподавателя кафедры/руководителя практики от Организации.
2. Изложение материала последовательное, логичное, соответствует требованиям научного стиля.
3. Грамотное использование юридической терминологии.
3. Действия, решения, выводы, рекомендации студента обоснованы с точки зрения законности.
4. Материалы, представленные в отчете, подкреплены фактическим данными, сопоставлениями, документами.
5. В отчете представлены направления дальнейшего исследования либо рекомендации по совершенствованию деятельности организации.
6. В приложении к отчету по практике содержится весь фактический материал, используемые нормативно-правовые акты, материалы судебной практики, разработанные студентом юридические документы, иные формы анализа материалов производственной практики.
7. Список использованной литературы соответствует теме практики и содержит авторитетные научные источники, необходимые нормативно-правовые акты, материалы судебной практики.
8. Грамотное оформление в соответствии с установленными требованиями дневника практики и отчета по практике.
9. Полные и ясные ответы на дополнительные вопросы о ходе практики.
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику повторно, в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие по ее итогам отрицательную оценку, считаются имеющими академическую задолженность. Она может быть ликвидирована в соответствии с Положением об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".
Приложение 1
Образец титульного листа отчета о прохождении практики Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Социально-гуманитарный факультет
__________________________________________________________
(Название ОП)
__________________________________________________________
(уровень образования)
__________________________________________________________
(Профиль/Специализация(если есть)
О Т Ч Е Т
по производственной практике
Выполнил студент гр.______
_________________________
(ФИО)
________________________
(подпись)
Проверили: ______________________________________
(должность, ФИО руководителя от предприятия) ___________ _________________________
(оценка) (подпись)
_____________
МП (дата) ______________________________________________________
(должность, ФИО руководителя от факультета)
___________ _________________________
(оценка) (подпись)
_____________
(дата)
Приложение 2
Образец дневника практики Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Социально-гуманитарный факультет
__________________________________________________________
(Название ОП)
__________________________________________________________
(уровень образования)
__________________________________________________________
(Профиль/Специализация (если есть)
ДНЕВНИК
производственной практики студента
___________________ группы _____ курса
_______________________________________
______________________________________
____________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Начат _____________________
Окончен ___________________
Оценка_______________________
Руководитель практики (ФИО, должность) _____________/подпись/ ___________ 20__ Место прохождения практики ___________________________________________
Должность, ФИО руководителя практики от предприятия___________________________________
УЧЕТ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ
Срок выполнения
| Краткое содержание работы
(заполняется практикантом)
| Указания/комментарии руководителей практики
| Отметка о выполнении работы (подпись руководителя практики)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Студент – практикант __________ / __________________ /
Подпись расшифровка подписи
Приложение 3
Образец отзыва о работе студента ОТЗЫВ
о работе студента с места прохождения практики Отзыв составляется на студента по окончанию практики руководителем от предприятия.
В отзыве необходимо указать – фамилию, инициалы студента, место прохождения практики, время прохождения.
В отзыве должны быть отражены:
выполняемые студентом профессиональные задачи;
полнота и качество выполнения программы практики;
отношение студента к выполнению заданий, полученных в период практики;
оценка сформированности планируемых компетенций (дескрипторов их сформированности)
Код компетенции
| Формулировка компетенции /дескрипторы
| Оценка сформированности (балльная, словесная)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
выводы о профессиональной пригодности студента; при необходимости – комментарии о проявленных им личных и профессиональных качествах.
Отзыв подписывается руководителем практики от предприятия (организации) и заверяется печатью.
|