Содержание курса, очное обучение: норм. сроки (ОБ) сокр. сроки (ОСБ)
Семинары: ОБ ОСБ ЗБ ЗСБ ЗСВБ Литература Практика Вопросы: к зачету к экзамену МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт права социального управления и безопасности УТВЕРЖДАЮ
_______________________
«______» ________________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Конституционное право Направление подготовки
030900.62 «Юриспруденция»
Профиль подготовки
все профили Степень выпускника
БАКАЛАВР
Форма обучения
очная, заочная
Ижевск 2012
1. Цели и задачи дисциплины курса. Бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности в сфере общественных отношений, регулируемых конституционным правом:
нормотворческая;
правоприменительная;
экспертно-консультационная.
Целью учебной дисциплины «Конституционное право» является формирование у бакалавров профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для:
осуществления нормотворческой, правоприменительной профессиональной деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления;
осуществления экспертно-консультационной деятельности по вопросам основ конституционного строя, основ правового положения личности, государственного устройства, организации и обеспечения функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; толкования и применения Конституции РФ.
Бакалавр способен решать следующие профессиональные задачи:
обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией конституционно-правовых норм;
участие в разработке и экспертизе нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления – источников конституционного права;
властно-организационная и правоприменительная деятельность в сфере государственной власти и местного самоуправления, разработка и экспертиза соответствующих правоприменительных актов;
консультирование граждан по вопросам реализации и защиты их прав и свобод;
консультирование органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления в области конституционного права;
участие в конституционно-правовых отношениях, обеспечении конституционной законности и правопорядка в сфере государственной власти и местного самоуправления, безопасности личности.
После изучения теоретических разделов курса программы студент должен
иметь представление:
об основных этапах развития Конституционного права ;
о месте и значении Конституционного права как отрасли права, как науки и учебного курса, а также о практическом значении Конституционного права ;
об основных аспектах влияния Конституционного права на развитие других отраслей права.
Помимо общих профессиональных задач, в процессе изучения курса «Конституционное право» студент должен: знать:
основные закономерности развития Конституционного права в целом, его отдельных конституционно-правовых институтов;
механизмы функционирования конституционно-правовых институтов, и принципы, лежащие в их основе;
пути и направления развития Российского государства и общества;
уметь:
делать обобщения особенностей развития отдельных конституционно-правовых институтов в РФ; источников Конституционного права ;
планировать
пользоваться Конституцией РФ и другими источниками, анализировать их содержание;
формулировать выводы по отдельным проблемам Конституционного права и уметь обосновывать свои выводы;
владеть:
навыками оперировать понятиями, принципами, категориями в области Конституционного права ;
методикой правового анализа норм Конституционного права и основанной на их деятельности государственных и общественных институтов.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Учебная дисциплина «Конституционное право» относится к базовой части профессионального цикла ООП.
Дисциплина адресована бакалавриат 2012-2013гг.
Изучению конституционного права предшествует овладение общенаучными, теоретико-правовыми и историко-правовыми знаниями, умениями и навыками.
Общенаучной основой изучения конституционного права является философия, логика, экономика и социология. Студенты должны уметь применять знания в области философии, социологии, логики, экономики в конституционном праве, общенаучные методы познания государственно-правовых явлений. Предшествующие знания по дисциплине «Профессиональная этика» помогут студенту овладеть навыками оценки конституционно-правовых фактов и явлений с этической точки зрения. Кроме того до начала занятий по конституционному праву студент должен овладеть основными информационными технологиями, применяемыми в юридической деятельности, научиться пользоваться электронными базами данных, получать и перерабатывать правовую информацию.
Теоретико-правовой основой конституционного права служат теория и история государства и права. «Входными» знаниями, необходимыми для овладения знаниями и навыками практической деятельности в области конституционного права, являются: общая юридическая терминология; понятия и категории теории государства и права; общеправовые принципы; механизм государства; роль государства и права в политической системе общества; механизм и средства правового регулирования, реализации права; юридическая техника.
Важное значение имеют исторические знания основных этапов конституционно-правового развития России, а также знание законов логики и умение их применять в конкретных государственно-правовых ситуациях.
Взаимосвязь с последующими дисциплинами:
Полученные в результате изучения учебной дисциплины «Конституционное право» знания, умения и навыки являются важной составной частью профессиональной подготовки юриста.
Конституционное право вооружает студентов:
способностью соотносить нормы других отраслей права с Конституцией Российской Федерации, выявлять правовые нормы, не соответствующие Конституции Российской Федерации; применять нормы Конституции Российской Федерации;
способностью толковать нормы конституционного права с учетом базовых конституционных принципов;
способностью руководствоваться конституционными ценностями в других отраслях права, способствуя укреплению конституционализма и конституционной законности;
навыками учета и систематизации правовых позиций Конституционного Суда РФ, их применения в соответствующих правовых ситуациях;
основываться на конституционных принципах при решении экономико-правовых, финансово-правовых и иных вопросов.
Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы компетенции: ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-14, ПК-15, ПК-16.
Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению отраслевых дисциплин и дисциплин профильной подготовки.
Программа дисциплины построена линейно-хронологически.
В ней выделены разделы:
Раздел I. Введение в конституционное право.
Раздел II. Основы конституционного строя Российской Федерации
Раздел III. Основы правового статуса человека и гражданина Российской Федерации.
Раздел IV. Федеративное устройство России.
Раздел V. Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. 3. Компетенция(и) обучающегося, формируемая(ые)
в результате освоения дисциплины Cпособен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности Пк-1; способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Пк-2; способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности Пк-5; готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции Пк- 14; способен толковать различные правовые акты Пк-15; способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности Пк-16.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
В результате освоения дисциплины бакалавр должен:
Знать:
общие категории и понятия конституционного права, а также специальные термины, применяемые в конституционно-правовом законодательстве;
специфику конституционно-правовых отношений, права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений;
источники конституционного права, их соотношение по юридической силе;
значение, особенности и содержание Конституции Российской Федерации, этапы ее развития;
значение и содержание основ конституционного строя Российской Федерации; конституционные характеристики Российского государства; конституционные основы экономической, общественно-политической и духовно-культурной деятельности в Российской Федерации;
основы правового положения личности; становление и развитие института гражданства Российской Федерации, содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; способы защиты прав и свобод личности;
федеративное устройство России, основные этапы его становления и развития; принципы современного российского федерализма; конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
конституционные основы организации и обеспечения функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Уметь:
● обобщать полученные знания в области конституционного права;
● правильно применять теоретические знания по конституционному праву, в том числе свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике;
● правильно определять правовые акты, подлежащие применению в сфере конституционно-правового регулирования общественных отношений;
● анализировать нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права;
●толковать конституционно-правовые нормы, применяя различные способы и виды толкования;
● анализировать решения Конституционного Суда Российской Федерации, руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности;
● принимать правовые решения в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права;
● применять процедурные нормы конституционного права, необходимые для реализации конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, полномочий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления.
4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем
и формируемых компетенций Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов. Очная форма обучения нормативные сроки.
№
п/п
| Разделы, темы дисциплины
| Неделя
семестра
| Виды учебной работы (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
| Формируемые
компетенции (код)
| Всего
компетенций
| Л.
| Пр.
| Сам.
раб.
| Пк-1
| Пк-2
| Пк-5
| Пк-14
| Пк-15
| Пк-16
|
| Семестр II
| Раздел I ВВЕДЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
| 1
| Конституционное право в системе российского права
|
| 4
| 4
| 2
|
|
|
| +
|
| +
|
| 2
| 2
| Конституция Российской Федерации и ее развитие
|
| 4
| 6
| 2
|
|
|
| +
|
| +
| +
| 3
| Раздел II ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
| 3
| Основы конституционного строя Российской Федерации
|
| 4
| 10
| 3
|
|
| +
| +
|
| +
| +
| 4
| Раздел III ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
| 4
| Основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации
|
| 4
| 2
| 2
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 4
| 5
| Гражданство Российской Федерации
|
| 2
| 2
| 2
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 4
| 6
| Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и иных лиц с особенностями правового статуса в Российской Федерации
|
| 2
| 2
| 2
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 4
| 7
| Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
|
| 7
| 10
| 2
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 6
| 8
| Система гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
|
| 3
| 6
| 2
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 6
| Раздел IV ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ
| 9
| Федеративное устройство России
|
| 6
| 10
| 2
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 4
| Форма промежуточной аттестации – зачет
| Семестр III
| Раздел V СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
| 10
| Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации
|
| 2
| 2
| 2
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 4
| 11
| Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации
|
| 6
| 8
| 2
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 4
| 12
| Президент Российской Федерации
|
| 4
| 4
| 2
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 4
| 13
| Федеральное Собрание Российской Федерации
|
| 6
| 8
| 2
|
| +
|
| +
| +
| +
| +
| 5
| 14
| Правительство Российской Федерации
|
| 6
| 6
| 2
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 4
| 15
| Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
|
| 2
| 4
| 2
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 4
| 16
| Конституционный Суд Российской Федерации
|
| 2
| 4
| 2
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 4
| 17
| Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации
|
| 4
| 8
| 2
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 4
| 18
| Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации
|
| 4
| 8
| 2
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| 4
| Форма промежуточной аттестации – экзамен
| 5. Содержание дисциплины
5.1. Темы и их аннотации Раздел I
ВВЕДЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
|