МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ
делопроизводство в кадровой службеРабочая программа дисциплины
по направлению подготовки
38.03.03УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
тип ОПОП Прикладной бакалавриат
Владивосток 2017
Рабочая программа дисциплины «Делопроизводство в кадровой службе» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВОпо направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналоми Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. N 1367). Рабочая программа дисциплины предназначена для бакалавров всех форм обучения.
Составители:
Царева Н.А., кандидат политических наук, доцент кафедры Управления, natsareva@mail.ruУтверждена на заседании кафедры Управления от 16.05.2017 г., протокол № 15
Редакция 2017 г. утверждена на заседании кафедры Управления от 16.05.2017 г., протокол № 15
Заведующий кафедрой (разработчика) _____________________ Т.В.Варкулевич
«____»_______________2017 г.
Заведующий кафедрой (выпускающей) _____________________ Т.В.Варкулевич
«____»_______________2017г.
1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины
Целью освоения учебной дисциплины «Делопроизводство в кадровой службе» является: формирование у студентов знаний о качественном делопроизводственном обеспечении деятельности кадровой службы организации, а также закрепление у них навыков эффективной организации работы с документами.
Задачи дисциплины:
– дать представление о законодательных актах и нормативно-методических материалах, регламентирующих делопроизводство в кадровой службе;
– ознакомить с требованиями к оформлению документов, регламентирующих управление персоналом организации в целом и по основным функциональным областям;
– сформировать навыки составления и оформления соответствующих документов.
2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОПОП ВОПланируемыми результатами обучения по дисциплине (модулю), являются знания, умения, владения и/или опыт деятельности, характеризующие этапы/уровни формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы в целом. Перечень компетенций, формируемых в результате изучения дисциплины, приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Формируемые компетенции
Название ОПОП ВО (сокращенное название)
| Компетенции
| Название компетенции
| Составляющие компетенции
|
БУП
|
ПК-12
| знание основ разработки и внедрения кадровой и управленческой документации, оптимизации документооборота и схем функциональных взаимосвязей между подразделениями, основ разработки и внедрения процедур регулирования трудовых отношений и сопровождающей документации
| Знания:
| основы разработки и внедрения кадровой и управленческой документации, оптимизации документооборота и схем функциональных взаимосвязей между подразделениями
|
Умения:
| оптимизировать документооборот и составления схем функциональных взаимосвязей между подразделениями; разрабатывать и внедрять процедуры регулирования трудовых отношений
|
Навыки и/или опыт деятельности:
| навыками подготовки и ведения сопровождающей документации по регулированию трудовых отношений.
|
ПК-13
| умение вести кадровое делопроизводство и организовывать архивное хранение кадровых документов в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, знанием основы кадровой статистики, владение навыками составления кадровой отчетности, а так же навыками ознакомления сотрудников организации с кадровой документацией и действующими локальными нормативными актами, умение обеспечить защиту персональных данных сотрудников
| Знания:
| основы кадровой статистики
|
Умения:
| вести кадровое делопроизводство и организовывать архивное хранение кадровых документов в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами; обеспечить защиту персональных данных сотрудников
|
Навыки и/или опыт деятельности:
| навыками составления кадровой отчетности, а так же навыками ознакомления сотрудников организации с кадровой документацией и действующими локальными нормативными актами
|
3 Место дисциплины (модуля) в структуре основной ОПОПДисциплина «Делопроизводство в кадровой службе» относится к вариативной части профессионального цикла (Б3).
Для успешного освоения дисциплины студенты должны владеть компетенциями, полученными при изучении дисциплин: «Основы управления персоналом», «Организация труда персонала», «Трудовое право» и др.
4. Объем дисциплины (модуля)Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающимися (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу по всем формам обучения, приведен в таблице 2.
Название ОПОП
| Форма обучения
| Индекс
| Семестр
| Трудоемкость
| Объем контактной работы (час)
| СРС
| Форма аттестации
|
(З.Е.)
| Всего
| Аудиторная
| Внеаудитор
ная
|
лек
| прак
| лаб
| ПА
| КСР
|
БУП
| ОФО
| Б.1.Б.3
| 8
| 4
| 13
| 2
| 2
|
| 9
|
| 131
| Экзамен
|
Таблица 2 – Общая трудоемкость дисциплины
5 Структура и содержание дисциплины (модуля)5.1 Структура дисциплины (модуля)Тематический план, отражающий содержание дисциплины (перечень разделов и тем), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с учебным планом, приведен в таблице 3.
Таблица 3 – Структура дисциплины
№
| Название темы
| Вид занятия
| Объем час
| Кол-во часов в интерактивной и
электронной
форме
| СРС
|
1
| Законодательное и нормативно-методическое регулирование делопроизводства
| Лекция
| 0,5
| 3
|
|
Практическое занятие
| 0,5
| 3
| 31
|
2
| Порядок составления и требования к оформлению управленческих документов
| Лекция
| 0,5
| 2
|
|
Практическое занятие
| 0,5
| 2
| 32
|
3
| Виды организационно-распорядительных документов, правила их составления иоформления
| Лекция
| 0,5
| 6
|
|
Практическое занятие
| 0,5
| 6
| 34
|
4
| Состав и особенности работы с кадровой документацией
| Лекция
| 0,5
| 6
|
|
Практическое занятие
| 0,5
| 6
| 34
|
ИТОГО:
| 4
| 34
| 131
|
5.2 Содержание дисциплины (модуля)Темы лекций
Тема 1. Законодательное и нормативно-методическое регулирование делопроизводства (2 часа)
Понятие делопроизводства, история его появления. Роль и задачи делопроизводства в рационализации управленческой деятельности организации. Документ как носитель информации и как средство реализации управленческих функций. Законодательные акты по документированию: Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», Гражданский кодекс РФ, постановления правительства РФ и др. Нормативно-методические документы, регламентирующие ведение делопроизводства: ГОСТ, Государственная система документационного обеспечения управления, Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах РФ, Инструкция о порядке ведения трудовых книжек и др.; нормативы времени на работу с документами. Унификация и стандартизация как основные направления совершенствования документации.
Организация современного делопроизводства и направления его совершенствования.
Литература по теме а) 1-8; б) 1,2, 6-10
Составлениесводной таблицы «Нормативная регламентация делопроизводства и документирования кадровой документации»
Форма текущего контроля. Письменная работа.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме. Практикум.
Тема 2.Порядок составления и требования к оформлению управленческих документов(2 часа)
Основные правила и этапы составления документов. Требования, предъявляемые к тексту документа: аргументированность, логичность изложения, достоверность, объективность, краткость и др. Простые и сложные документы. Использование трафарета. Требования к построению, изложению и оформлению таблиц. Использование компьютерных программ («текстовый редактор») при подготовке документов. Корректурные знаки, применяемые при работе над текстом.
Основные реквизиты служебных документов. Формуляр документа, типовой формуляр, формуляр-образец. ГОСТ «УСОРД. Требования к оформлению документов»; его содержание и назначение. Требования к бланкам документов. Порядок адресования документов. Согласование, подписание и утверждение документа. Порядок фиксации на документе отметок об этапах его прохождения и исполнения.
Литература по темеа) 1-8; б) 2,3,5,7
Составление управленческих документов по требованиям ГОСТ Р7.0.97-2016.
Форма текущего контроля. Письменные работы.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме. Практикум.
Тема 3.Виды организационно-распорядительных документов, правила их составления иоформления (6 часов)
Виды организационно – распорядительных документов: организационные, распорядительные, информационно-справочные.
Организационные документы: уставы, положения, в том числе о структурных подразделениях; инструкции, в том числе должностных лиц; правила. Их назначение, структура, содержание, оформление, утверждение.
Распорядительные документы: постановления, решения, приказы, распоряжения, указания. Стадии подготовки распорядительных документов: изучение существа вопроса, подготовка проекта документа, согласование документа, подписание. Порядок доведения распорядительных документов до исполнителей.
Информационно-справочные документы: справки, докладные и объяснительные записки, сводки, обзоры, акты, письма, телеграммы, телефонограммы. Их назначение, содержание, порядок оформления.
Литература по темеа) 1-8; б) 2,3,5
Составление организационно-распорядительных документов по требованиям ГОСТ Р7.0.97-2016.Индивидуальное задание «Анализ рынка ПО для работы с деловой информацией и кадровыми документами»
Форма текущего контроля. Письменные работы.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме. Практикум.
Тема 4.
Состав и особенности работы с кадровой документацией(6 часов)
Состав и содержание документации, регламентирующей деятельность службы управления персоналом и работу с персоналом: Положение о персонале организации, Правила внутреннего трудового распорядка, Положение об отделе управления персоналом, должностные инструкции его сотрудников, нормативы времени на отдельные операции при работе с кадровой документацией, штатные расписания.
Состав кадровой документации: трудовой договор; приказы о приеме на работу, о переводе на другую работу, о предоставлении отпуска и др.; личная карточка, табель учета использования рабочего времени, личные заявления работников, графики отпусков, докладные записки и др. Нормативно-методические документы, регламентирующие состав, содержание, порядок составления и оформления кадровых документов. Особенности работы с кадровой документацией в организациях различных сфер деятельности: производственной, научной, образовательной, государственной службы и др. Карточная форма ведения документов.
Перечень кадровых документов, подлежащих утверждению руководителем организации.
Документирование рабочего времени и времени отдыха: документы обязательные и рекомендуемые.
Правила оформления приказа (распоряжения) о приеме на работу. Форма заявления о приеме на работу. Содержание и порядок заполнения анкеты, автобиографии, личного листка по учету кадров, личной карточки, учетной карточки научного работника. Виды и условия заключения трудового договора. Особенности условий трудового договора с лицами разных должностных категорий, с подростками, инвалидами. Порядок расторжения трудового договора.
Документы по увольнению работника: заявление или служебная записка, приказ об увольнении; порядок их составления, оформления и выдачи.
Виды перевода работников на другую работу. Документы по переводу: заявления, докладная записка, приказ о переводе. Порядок оформления перевода работника.
Порядок подготовки проектов приказов по личному составу, типовые формулировки приказов.
Особенности в документировании изменений условий трудового договора в зависимости от срока и инициатора изменений.
Нормативные документы о порядке ведения трудовых книжек. Правила заполнения трудовых книжек. Образцы формулировок записей в трудовых книжках. Вкладыш в трудовую книжку. Дубликат трудовой книжки. Учет движения трудовых книжек. Порядок выдачи трудовой книжки при увольнении. Хранение трудовых книжек.
Личное дело работника, его назначение, состав и порядок расположения документов в нем. Правила ведения и хранения личных дел. Порядок внесения изменений в документы личного дела. Учет личных дел и их выдача во временное пользование. Контрольные карточки.
Назначение и порядок ведения учетно-справочных картотек. Персональный, штатно-должностной и статистический учет работников. Типовая форма №Т-2, ее содержание, порядок заполнения личных карточек. Хранение и архивирование личных карточек.
Порядок оформления очередных отпусков. Трудовое законодательство о порядке предоставления и оформления отпусков. Графики отпусков, заявление работника, приказ о предоставлении отпуска.
Порядок оформления документов по командированию работников: служебные записки руководителей структурных подразделений, приказы о командировании. Командировочные удостоверения, порядок их учета и регистрации. Журнал учета работников, отбывающих в командировки. Журнал учета приема командированных работников.
Литература по темеа) 1-8; б) 2,4-10
Составление кадровых документов по требованиям ГОСТ Р7.0.97-2016.Индивидуальное задание «Инструкция по делопроизводству»
Форма текущего контроля. Письменные работы.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме. Практикум.
Тема 5. Организация документооборота (2 часа)
Цель и задачи управления документацией организации. Принципы организации документооборота. Порядок движения документов в организации и основные этапы документооборота. Организация работы с документами руководителей и исполнителей. Организация контроля исполнения документов. Особенности организации работы с конфиденциальными документами. Организация хранения документов, оперативное хранение документов, экспертиза их ценности и подготовка к сдаче в архив.
Современные информационные технологии в документационном обеспечении управления. Системы электронного документооборота, их классификация, особенности внедрения и тенденции развития.
Литература по теме: Основная: 1-8 Дополнительная: 1,6-10
Формы и методы проведения занятий, применяемые образовательные технологии: лекции и практические занятия в интерактивных формах – лекции-презентации. Закрепление основных понятий и определений, изученных на лекции. Групповая дискуссия на заданную тему.
Форма текущего контроля: контрольная работа с выполнением тестовых заданий, участие в обсуждениях, проверка умения использовать терминологию дисциплины и навыков самостоятельного оформления документов.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме: закрепление теоретического материала с помощью презентаций лекций, рекомендуемой литературы, подготовка к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа студентов (CPC) по изучению дисциплины «Делопроизводство в кадровой службе» необходима для закрепления полученных знаний и выработки необходимых навыков решения управленческих проблем в профессиональной области. Самостоятельная работа студентов – это деятельность, которую они совершают без непосредственной помощи и указаний преподавателя, призванная обеспечить возможность осуществлять самостоятельную познавательную деятельность в обучении.
Основными видами CPC по дисциплине являются:
– подготовка реферата по теме на самостоятельное изучение (по рекомендации руководителя);
– формирование пакета документов в конкретной кадровой ситуации, контрольная работа для студентов заочной формы обучения.