Г. А. Тосуняну 121069, г. Москва, Скатертный пер., д. 20, стр. 1


Скачать 450.64 Kb.
НазваниеГ. А. Тосуняну 121069, г. Москва, Скатертный пер., д. 20, стр. 1
страница1/2
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Банк России)

Московское главное

территориальное управление

115035, Москва, ул. Балчуг, 2

от 27.10.2004 № 09-15-2-10/83630 Президенту Ассоциации российских банков

Г. А. Тосуняну

121069, г. Москва, Скатертный пер., д. 20, стр. 1

На № А-02/5-631 от 23.08.2004

О применении

валютного законодательства


Уважаемый Гарегин Ашотович!
Рассмотрев запрос Ассоциации российских банков относительно применения валютного законодательства Российской Федерации, Московское ГТУ Банка России сообщает следующее.

Банк России и его территориальные учреждения не наделены правом толкования федерального законодательства, в связи с чем вопросы применения федеральных законов являются мнением Московского ГТУ Банка России.
По общим вопросам.

По вопросу 1.

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) не содержит ограничений по проведению валютных операций между физическими лицами-нерезидентами, связанных с переводами иностранной валюты без открытия банковских счетов как из Российской Федерации, так и в Российскую Федерацию.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктами 3.2.5, 3.2.7 Инструкции Банка России от 28.04.2004 № 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» (далее - Инструкция № 113-И) уполномоченные банки, филиалы уполномоченных банков, дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, операционные кассы вне кассового узла и иные внутренние структурные подразделения помимо операций с наличной валютой и чеками, указанных в пункте 3.1 Инструкции № 113-И, могут также осуществлять следующие операции с наличной валютой и чеками:

- прием наличной иностранной валюты для осуществления перевода из Российской Федерации по поручению физического лица без открытия банковского счета (за исключением почтовых переводов);

- выплаты наличной иностранной валюты по переводам в Российскую Федерацию без открытия банковского счета в пользу физического лица.

Действие указанных пунктов распространяется как на резидентов, так и нерезидентов.

По вопросу 2.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона № 173-ФЗ в качестве способов обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом для целей Закона № 173-ФЗ может быть использован безотзывный аккредитив, покрытый за счет плательщика по аккредитиву, при условии, что исполняющим банком является уполномоченный банк либо банк за пределами территории Российской Федерации.

Частью 2 статьи 17 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что критерии, которым должен удовлетворять банк за пределами территории Российской Федерации, для целей части 1 статьи 17 Закона № 173-ФЗ устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

Указанные критерии содержатся в Указании Банка России от 30.03.2004 № 1410-У «О критериях, которым должен удовлетворять банк за пределами территории Российской Федерации для обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом».

Московское ГТУ Банка России считает необходимым обратить внимание на то, что Банк России не вправе каким-либо образом расширять исчерпывающие способы обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом для целей Закона № 173-ФЗ, предусмотренные в пунктах 1-4 части 1 статьи 17 Закона № 173-ФЗ.

Исходя из части 2 статьи 1 Закона № 173-ФЗ, используемые в Законе № 173-ФЗ институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом № 173-ФЗ. Так, в частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 867 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.

К банку-эмитенту, производящему платежи получателю средств либо оплачивающему, акцептующему или учитывающему переводной вексель, применяются правила об исполняющем банке.

Как следует из пункта 2 статьи 867 Кодекса, в случае открытия покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент при его открытии обязан перечислить сумму аккредитива (покрытие) за счет плательщика либо предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия обязательства банка-эмитента.

Пунктом 1 статьи 869 Кодекса предусмотрено, что безотзывным признается аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств.

По вопросам 3, 32, 36, по вопросу 1 Указания Банка России от 15.06.2004 № 1451-У «Об упорядочении отдельных актов Банка России» (далее - Указание № 1451-У).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено Законом № 173-ФЗ, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Следовательно, при расчете срока получения резидентом иностранной валюты или валюты Российской Федерации за передачу нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, необходимо руководствоваться условиями конкретного внешнеторгового контракта.

Одновременно сообщаем, что на основании «Рекомендаций по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов», приведенных в Приложении 2 к Письму Банка России от 15.07.1996 № 300 «О «Рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов», резидентам рекомендуется предусматривать в заключаемых ими с нерезидентами внешнеторговых контрактах аккредитивную форму платежа или другую форму, гарантирующую безусловное поступление валютной выручки при экспорте товаров, а также предоставление гарантий на возврат платежа, ранее переведенного в оплату импортируемых товаров, в случае их непоступления.

Таким образом, в целях выполнения требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ, при представлении резидентами в уполномоченные банки внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами, для проведения валютных операций Московское ГТУ Банка России рекомендует уполномоченным банкам обращать внимание клиентов на необходимость указания в контрактах условия о сроках получения от нерезидентов иностранной валюты или валюты Российской Федерации за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, или условия о сроках возврата денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 3.4 Инструкции Банка России от 30.03.2004 № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» (далее - Инструкция № 111-И) одновременно с распоряжением, в целях контроля за обязательной продажей части валютной выручки, резидент представляет в уполномоченный банк справку, идентифицирующую указанную в уведомлении сумму поступившей иностранной валюты по видам валютных операций, включая идентификацию валютной выручки, являющейся объектом обязательной продажи (далее - справка).

Справка заполняется по форме и в порядке, установленном нормативным правовым актом Банка России о порядке учета валютных операций резидентов.

Указанный порядок установлен Инструкцией Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее -Инструкция № 117-И).

Согласно пункту 2.1 Положения Банка России от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение № 258-П) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением № 258-П, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее - Закон № 164-ФЗ) внешнеторговая деятельность - это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Понятия «внешняя торговля товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью» содержатся также в статье 2 Закона № 164-ФЗ.

При этом исчерпывающий перечень возможных случаев незачисления резидентами на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации содержится в пунктах 1-4 части 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ.

На основании части 2 статьи 5 Закона № 173-ФЗ для реализации функций, предусмотренных Законом № 173-ФЗ, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

В соответствии со статьей 25 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 9 статьи 23 Закона № 173-ФЗ органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, информацию, указанную в пунктах 1, 2 части 9 статьи 23 Закона № 173-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное, из Закона № 173-ФЗ следует, что уполномоченный банк, как агент валютного контроля, обязан направлять информацию органу валютного контроля о выявленных нарушениях валютного законодательства как резидентами, так и нерезидентами.

Согласно части 10 статьи 23 Закона № 173-ФЗ уполномоченные банки передают информацию в соответствии с частью 9 статьи 23 Закона № 173-ФЗ в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

В настоящее время указанный порядок нормативными актами Банка России не установлен.

По вопросу 4.

В настоящее время нормативные акты Банка России не содержат требования представления уполномоченными банками информации, касающейся экспортно-импортных операций резидентов, в Федеральную таможенную службу.

По вопросу 5.

В связи с вступлением в силу с 18.06.2004 Закона № 173-ФЗ Положение Банка России и ГТК России от 16.08.2001 № 148-П и № 01-11/22 (соответственно) «Об осуществлении таможенно-банковского валютного контроля за экспортом кредитными организациями аффинированного золота и серебра» признано утратившим силу (пункт 1.5 Указания Банка России и ГТК России от 29.06.2004 № 1461-У и № 01-10/11 «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов».

Одновременно сообщаем, что согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон № 395-1) кредитные организации вправе осуществлять операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения Банка России от 01.11.1996 № 50 «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами» проведение кредитными организациями операций с драгоценными металлами осуществляется на основании лицензий Банка России на совершение операций с драгоценными металлами.

Пунктом 1 статьи 454 Кодекса установлено, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

При этом в соответствии с пунктом 3.2 главы 3 раздела II Инструкции № 117-И действие установленного разделом II Инструкции № 117-И порядка оформления паспорта сделки не распространяется на валютные операции, указанные в пункте 3.1 главы 3 раздела П Инструкции № 117-И, осуществляемые по внешнеторговому договору, предусматривающему, в том числе вывоз с таможенной территории Российской Федерации или ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, или кредитному договору, заключенному между нерезидентом и кредитной организацией -резидентом.

По вопросам 6,20, 43, 45.

По вопросу о возможности снятия юридическим лицом - резидентом (нерезидентом) со своего текущего валютного счета наличной иностранной валюты в целях передачи ее командируемому лицу Московским ГТУ Банка России направлен запрос в Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России. Ответ будет доведен до Вашего сведения дополнительно.

Одновременно сообщаем, что, исходя из содержания пункта 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ, расчеты в валюте Российской Федерации между резидентами не являются валютной операцией и осуществляются без ограничений.

Учитывая вышеизложенное, юридическое лицо-резидент вправе снять со своего банковского счета наличные денежные средства в валюте Российской Федерации для оплаты командировочных расходов командируемым лицам - резидентам.

Согласно подпункту «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа, относятся к валютным операциям.

Статьей 6 Закона № 173-ФЗ установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 Закона № 173-ФЗ, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Таким образом, снятие юридическим лицом-резидентом (нерезидентом) наличных денежных средств в валюте Российской Федерации для оплаты командировочных расходов командируемым лицам-нерезидентам (резидентам) осуществляется без ограничений.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа, относятся к валютным операциям.

Вместе с тем. Законом № 173-ФЗ, в том числе статьей 10 Закона № 173-ФЗ, не установлены ограничения на снятие юридическим лицом-нерезидентом со своего валютного счета, открытого в уполномоченном банке, наличной иностранной валюты для передачи ее командируемому лицу-нерезиденту.

Пунктом 3.1.1 Инструкции № 113-И предусмотрена возможность покупки физическим лицом наличной иностранной валюты за наличную валюту Российской Федерации через уполномоченные банки.

При этом физические лица вправе вывозить наличную иностранную валюту из Российской Федерации в порядке, установленном частью 3 статьи 15 Закона № 173-ФЗ.

Чеки отнесены статьей 143 Кодекса к ценным бумагам. Определение понятия «внешняя ценная бумага» установлено пунктом 4 части 1 Закона № 173-ФЗ.

На основании подпункта «а» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона 173-ФЗ приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа, относятся к валютным операциям.

Как было отмечено выше, валютные операции между резидентами запрещены, за исключением операций, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 9, частью б статьи 12 и частью 3 статьи 14 Закона № 173-ФЗ (пункт 1 части 1 статьи 9 Закона № 173-ФЗ).

В частности, согласно пункту 5 части 3 статьи 9 Закона № 173-ФЗ без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности.

Помимо этого на основании пункта 5 части 3 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, а также статьи 6 Закона № 173-ФЗ возможен перевод физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковских счетов, осуществляемый в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода, как в пользу физического лица - резидента, так и в пользу физического лица -нерезидента.

Указанное ограничение суммы перевода установлено Указанием Банка России от 30.03.2004 № 1412-У «Об установлении суммы перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов».

Одновременно сообщаем, что оплата расходов, связанных с командированием работников в иностранные государства, в иностранной валюте может осуществляться с использованием корпоративных карт в соответствии с Положением Банка России от 09.04.1998 № 23-П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием».

По вопросам 7,10.

Исходя из содержания пункта 4 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ, облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа относятся к внешним ценным бумагам.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Закона № 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены, за исключением операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По вопросу 8.

В настоящее время действующее законодательство Российской Федерации не содержит определений понятий «американская депозитарная записка» и «глобальная депозитарная записка», а также порядка совершения операций с указанными инструментами.

При этом валютные операции между резидентами и нерезидентами производятся в порядке, установленном статьей 6 Закона № 173-ФЗ.

По вопросу 9.

В соответствии со статьями 143 и 815 Кодекса вексель - это ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы.

Вексель, выписанный на территории Российской Федерации в иностранной валюте без оговорки эффективного платежа в иностранной валюте и назначении местом платежа Российской Федерации, не создает обязанности платежа в иностранной валюте, а удостоверяет право на получение валюты Российской Федерации, и в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ такой вексель является внутренней ценной бумагой.

По вопросам 11,21,24,25.

На основании части 9 статьи 8 Закона № 173-ФЗ валютные операции между физическими лицами - резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму до 150 000 долларов США в течение календарного года осуществляются без ограничений.

Таким образом, по нашему мнению, формулировки, использованные законодателем в данной норме, позволяют сделать вывод о том, что имеется в виду ограничение суммы валютных операций 150 000 долларов США, включая расчеты и переводы связанные с приобретением и в том числе с отчуждением внешних ценных бумаг в течение календарного года.

В соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 23 Закона № 173-ФЗ органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Исходя из пункта 1 части 7 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ, резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона № 173-ФЗ. При этом резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 25 Закона № 173-ФЗ).

На основании части 5 статьи 23 Закона № 173-ФЗ уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 данной статьи и данной части, либо представления им недостоверных документов.

По вопросу 12.

По вопросу соответствия требованиям части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ незачисления резидентом суммы иностранной валюты или валюты Российской Федерации в случае, если внешнеторговым договором (контрактом) предусмотрено право иностранного контрагента уменьшения выручки, причитающейся резиденту в связи с рекламациями по качеству поставленного товара (оказанных услуг), на сумму штрафа, пени, неустойки Московским ГТУ Банка России направлен запрос в Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России. О результатах рассмотрения указанного запроса Вам будет сообщено дополнительно.

По вопросу 13.

По нашему мнению, схема расчетов, описанная Вами, не противоречит действующему валютному законодательству Российской Федерации, за исключением следующего.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8 Закона 173-ФЗ требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено Центральным банком Российской Федерации при регулировании расчетов и переводов при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов.

Указанное требование предусмотрено Инструкцией Банка России от 07.06.2004 № 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов» (далее - Инструкция № 116-И). При этом пунктом 1.3 Инструкции № 116-И указано, что требование об открытии специальных счетов, установленное Инструкцией № 116-И, не распространяется на кредитные организации - резиденты.

Следовательно, при получении уполномоченным банком кредита в иностранной валюте от банка - нерезидента следует руководствоваться абзацем 2 части 2 статьи 5 Закона № 173-ФЗ, в соответствии с которым если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с Законом № 173-ФЗ, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.

Однако, поскольку бухгалтерский учет получения и возврата предоставленных денежных средств в балансе банка - заемщика, предусмотренный пунктом 3 Приложения к Положению Банка России от 31.08.1998 № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)», не предусматривает возможности зачисления средств, полученных банком - заемщиком от банка - кредитора, третьим лицам, минуя счета банка - заемщика, то, по нашему мнению, получение уполномоченным банком - заемщиком иностранной валюты от иностранного банка - кредитора производится путем зачисления полученных взаем денежных средств на корреспондентский счет уполномоченного банка.

По вопросу 14.

В соответствии с пунктом 2 Указания Банка России от 21.06.2003 № 1297-У "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати" (далее - Указание № 1297-У) карточка с образцами подписей и оттиска печати представляется юридическим лицом (обособленным подразделением), или физическим лицом, или гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или физическим лицом, занимающимся в установленном законодательством порядке частной практикой, в кредитную организацию (филиал) или подразделение расчетной сети Банка России, имеющие право на открытие и ведение банковских счетов юридических и / или физических лиц, вместе с другими документами, необходимыми для открытия банковского счета.

По нашему мнению, карточки с образцами подписей и оттиска печати представляются в уполномоченный банк указанными в пункте 2 Указания № 1297-У лицами при открытии банковских счетов независимо от валюты счета.

По вопросу 15.

Возможность открытия резидентами счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, предусмотрена статьей 12 Закона № 173-ФЗ. При этом, исходя из пункта 2 части 1 статьи 26 Закона № 173-ФЗ, статья 12 Закона № 173-ФЗ в отношении порядка открытия и использования счетов юридических лиц - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации вступает в силу в отношении указанного порядка по истечении одного года со дня вступления в силу Закона № 173-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 26 Закона № 173-ФЗ до вступления в силу статьи 12 Закона № 173-ФЗ в отношении порядка открытия и использования счетов юридических лиц - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации юридические лица - резиденты открывают счета в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, установленном абзацем первым пункта 2 статьи 5 и статьей 6.1 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 3615-1).

При этом указанные нормы Закона № 3615-1 регулируют открытие резидентами счетов в банках - нерезидентах исключительно в иностранной валюте.

В этой связи в настоящее время при открытии юридическими лицами -резидентами счетов в банках - нерезидентах в валюте Российской Федерации полагаем возможным руководствоваться резидентам абзацем 2 части 2 статьи 5 Закона № 173-ФЗ.

По вопросу 16.

По вопросу, изложенному Вами, Московским ГТУ Банка России направлен запрос в Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России. Ответ будет доведен до Вашего сведения дополнительно.

По вопросам 17,19.

Исходя из статьи б Закона № 173-ФЗ, ограничения по валютным операциям между резидентами и нерезидентами, не предусмотренным статьями 7, 8 и 11 Закона № 173-ФЗ, не могут быть установлены.

По вопросам 18,23, 33, по вопросу 8 Инструкции № 111-И.

По вопросу относительно объекта частичной обязательной продажи Московским ГТУ Банка России направлен запрос в Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России, о результатах рассмотрения которого Вам будет сообщено дополнительно.

По вопросам 22,30,31.

Регулирование операций движения капитала, предусмотренных статьей 7 Закона № 173-ФЗ, отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации. При этом ограничения по валютным операциям между резидентами и нерезидентами, предусмотренным статьей 7 Закона № 173-ФЗ, в настоящее время Правительством Российской Федерации не установлены. В этой связи при проведении валютных операций между резидентами и нерезидентами, предусмотренных указанной статьей Закона № 173-ФЗ, необходимо руководствоваться абзацем 2 части 2 статьи 5 Закона № 173-ФЗ.

По вопросу 26.

Перевод уполномоченным банком денежных средств в иностранной валюте с корреспондентского счета, открытого в банке - нерезиденте, на корреспондентский счет в иностранной валюте, открытый в установленном порядке в Российской Федерации, в настоящее время не ограничивается валютным законодательством Российской Федерации.

По вопросам 27,37,38.

На основании статьи 2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» акция - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ к внутренним ценным бумагам относятся эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации; иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

Согласно части 8 статьи 8 Закона № 173-ФЗ денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте Российской Федерации, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации в целом или применительно к отдельным видам внутренних ценных бумаг.

Учитывая ограничения по субъектному составу участников расчетов, предусмотренные абзацем 1 части 8 статьи 8 Закона № 173-ФЗ, расчеты между резидентами и нерезидентами (уполномоченными банками и нерезидентами) по внутренним ценным бумагам, должны осуществляться в рублях до специального указания Банка России.

Переводы иностранной валюты в качестве выплат вознаграждения нерезидентам (членам Совета директоров компании - резидента), а также дивидендов, причитающихся нерезидентам, не указаны в статьях 7, 8 и 11 Закона № 173-ФЗ, и не являются валютными операциями, в отношении которых могут быть установлены ограничения (статья 6 Закона № 173-ФЗ).

По вопросу 28.

Ответ, на вопрос, изложенный Вами, содержится в пунктах 2, 3 Положения Банка России от 07.06.2004 № 259-П «О порядке переоформления уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации, открытых в уполномоченных банках, в связи с принятием Инструкции Банка России от 7 июня 2004 года № 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов» (далее - Положение № 259-П) и пунктах 2, 3 Положения Банка России от 15.06.2004 № 260-П «О порядке переоформления уполномоченными банками счетов типа «С» нерезидентов, открытых в уполномоченных банках, в связи с принятием Инструкции Банка России от 7 июня 2004 года № 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов» (далее - Положение № 260-П).

Возможность начисления процентов на остатки по счетам, ранее открытым в соответствии с порядком, ранее установленным Банком России, указанными актами Банка России не предусмотрена.

Поскольку взимание комиссионного вознаграждения уполномоченным банком за проведение операций по счетам, открытым в соответствии с порядком, ранее установленным Банком России, не предусмотрено Положением № 259-П и Положением № 260-П, считаем возможным рекомендовать уполномоченным банкам списывать суммы комиссионного вознаграждения с иных счетов нерезидентов.

По вопросам 29, 35.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 9 Закона № 173-ФЗ без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок).

  1   2

Похожие:

Г. А. Тосуняну 121069, г. Москва, Скатертный пер., д. 20, стр. 1 iconБюллетень №5
Место нахождения общества: 115093, г. Москва, Партийный пер., д. 1, корп. 58, стр. 3

Г. А. Тосуняну 121069, г. Москва, Скатертный пер., д. 20, стр. 1 iconСобрание
Место нахождения общества: 115093, г. Москва, Партийный пер., д. 1, корп. 58, стр. 3

Г. А. Тосуняну 121069, г. Москва, Скатертный пер., д. 20, стр. 1 iconБюллетень №4
Место нахождения общества: 115093, г. Москва, Партийный пер., д. 1, корп. 58, стр. 3

Г. А. Тосуняну 121069, г. Москва, Скатертный пер., д. 20, стр. 1 iconЗаявление об отказе от получения универсальной электронной карты...
В уполномоченную организацию по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в г. Москва, адрес: г. Москва, Серпуховский...

Г. А. Тосуняну 121069, г. Москва, Скатертный пер., д. 20, стр. 1 iconДалее именуемый «Доверитель», настоящей доверенностью уполномочивает
Москва, паспорт 45 11 572914, выдан Отделом уфмс россии по гор. Москве по району Басманный 14. 05. 2012 года, код подразделения 770-004,...

Г. А. Тосуняну 121069, г. Москва, Скатертный пер., д. 20, стр. 1 iconКонкурсная документация
А-б помещения гаража административного здания, расположенного по адресу: г. Москва, Хлебный пер., д. 21, стр. 2, находящегося в федеральной...

Г. А. Тосуняну 121069, г. Москва, Скатертный пер., д. 20, стр. 1 iconОоо «Росинтер Ресторантс»
Москва, Хохловский пер, д. 10, стр. 3, тел. (495) 787-29-97/99, факс (495) 787-29-98

Г. А. Тосуняну 121069, г. Москва, Скатертный пер., д. 20, стр. 1 iconРегламент проведения электронных торгов
Москва, Хохловский пер, д. 10, стр. 3, тел. (495) 787-29-97/99, факс (495) 787-29-98

Г. А. Тосуняну 121069, г. Москва, Скатертный пер., д. 20, стр. 1 iconАлесина Светлана Геннадьевна инн: 231512072389 снилс
Центральное агентство арбитражных управляющих, инн/кпп: 7731024000/770601001; огрн: 1107799028523. Адрес Ассоциации: 119017, г. Москва,...

Г. А. Тосуняну 121069, г. Москва, Скатертный пер., д. 20, стр. 1 icon127083 Россия, г. Москва, ул. Восьмого Марта 10 стр. 14 Информация,...
Место нахождения эмитента: 127083 Россия, г. Москва, ул. Восьмого Марта 10 стр. 14

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск