Скачать 160.38 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств УтверждаюПервый проректор – проректор по учебной работе_______________О.А. Сидоров «____»__________________2012г. ПРОГРАММА производственной практики по специальности 071201.65 Библиотечно-информационная деятельность Курс 5, семестр 9 Программа утверждена: на заседании Ученого совета факультетапротокол №____от«___»________20__г. на заседании кафедры________________ _________________________________ протокол №___от«____»________20__г. Заведующий кафедрой__________/ФИО/ _________( подпись) Йошкар-Ола 20__ Сведения о переутверждении программы практики
Программа производственной практики студентов 5 курса заочной формы обучения специальность «Библиотечно-информационная деятельность» Производственная практика студентов 5 курса заочной формы обучения проводится по материалу учебных дисциплин: «Экономика библиотечно-информационной деятельности», «Инновационно-методическая работа библиотек», «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Библиотечно-информационное обслуживание». Цель практики – закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков по вопросам организации основных библиотечных технологических циклов, научной организации труда в библиотеках, управлении библиотечным учреждением, экономики библиотечной деятельности (микроэкономический подход), профильной инновационной методической работы.
Продолжительность практики – 3 недели. В начале практики планируется работа практиканта на весь период практики. Составляется индивидуальный график выполнения заданий, начинается заполнение дневника практики (Приложение 1). Примерное распределение времени практики Корректируется в библиотеке, в соответствии с ее спецификой.
С момента распределения студентов-практикантов на базы практики на них распространяются правила охраны труда, правила внутреннего распорядка, действующие в организации или учреждении, правила пожарной безопасности. Рабочий день студента - 6 часов в день при шестидневной рабочей неделе и 7 часов при пятидневной. Половину указанного времени студент-практикант выполняет работу, необходимую для библиотеки, оставшуюся часть рабочего дня - занимается заданиями практики. Время, отведенное на помощь библиотеке, может быть кумулировано в полные рабочие дни или неделю. Обязанности библиотек баз практики: - создают условия для закрепления знаний по специальным дисциплинам и приобретения практических умений и навыков; - предоставляют студентам-практикантам возможность пользоваться имеющейся литературой и документацией; - оказывают помощь в подборе материала для курсовых и дипломных работ; - проводят обязательные инструктажи по охране труда и технике безопасности. Руководитель практики студентов от библиотеки (базы практики): - подбирает опытных специалистов в качестве руководителей в отделах, - знакомит студентов с базой практики; - совместно с вузовским руководителем организует и контролирует работу студентов в период практики; - составляет вместе со студентами индивидуальные планы и календарные графики работы в соответствии с программой практики; - вовлекают студентов в НИР; - консультируют студентов по вопросам практики, знакомит с передовыми методами труда; - ведет учет работы студентов-практики, регулярно проверяет отчетную документацию, анализирует содержание записей в дневниках производственной практики студентов; - готовит краткие характеристики для протокола защиты на каждого студента-практиканта; - совместно с руководителем практики от вуза проводит совещания по итогам производственной практики студентов; - заверяет подпись директора библиотеками и документацию студентов-практикантов (дневники, отчеты, характеристики, протоколы) гербовой печатью; - отчитывается перед руководством библиотеки за организацию и проведение практики; - вносит предложения по совершенствованию производственной практики. II. Содержание практики
Особенности управления современной библиотекой. Организационная структура управления библиотекой. Устав библиотеки, Положения о структурных подразделениях библиотеки. Штатное расписание. Должностные инструкции, квалификационные требования к специалистам. Коллегиальные органы управления библиотекой. Совет при директоре, его состав, рассматриваемые вопросы. Роль совета по комплектованию, научно-методического совета и других совещательных органов в управлении деятельностью библиотеки. Развитие демократических начал в управлении библиотекой. Общественные советы, читательский актив: планирование из работы, обсуждаемые вопросы, состав, круг рассматриваемых проблем. Учет и отчетность в библиотеке. Виды и формы учета. Отчетность библиотеки. Статистический отчет. Информационный отчет. Отчеты библиотеки перед читателями и населением. Планирование работы библиотеки. Виды плановых документов. Перспективные планы работы, их структура, содержание: методика перспективного и текущего планирования работы библиотеки. Задания
Экономический микроуровень библиотеки. Материально-техническая база и финансовое обеспечение функционирования библиотеки. Индивидуальная смета доходов и расходов библиотеки, их характеристика. Бюджетное финансирование как гарант обеспечения основной деятельности библиотечного учреждения. Внебюджетные доходы библиотеки: планирование, формирование, распределение. Возможные источники самофинансирования отдельных направлений библиотечной работы: оказание дополнительных платных услуг, реализация собственной интеллектуальной продукции, доходы от сотрудничества с партнерами (за рекламные, посреднические мероприятия, информационно-библиотечное обслуживание), благотворительные пожертвования, взносы спонсоров и др. Инициативные формы хозяйственно-экономической деятельности библиотечного учреждения. Маркетинговая служба (отдел, сектор) в библиотеке. Разработка маркетинговой концепции библиотеки: сбор и обработка ценовой политики, реклама, оценка эффективности и качества работы в этом направлении. Хозяйственно-договорные отношения библиотеки с юридическими и физическими лицами: договор купли-продажи, договоры подряда, договоры о совместной деятельности. Хозрасчетные (коммерческие) структуры в библиотеке: платные абонементы, кабинеты деловой, правовой литературы, отделы заказов. Профильные предпринимательские организации при библиотеке («малые предприятия» библиотечного, информационно-библиографического, образовательного, издательского и т.п. направлений). Экономико-правовые взаимоотношения библиотеки с пользователями при защите фондовых материалов: читательский залог, взимание неустойки (штраф, пеня), возмещение убытков. Основные принципы оплаты труда в библиотеке. Стимулирующие виды оплаты труда библиотечных специалистов: надбавки, доплаты, премии. Хозрасчет в пределах фонда заработной оплаты. Задания
Задачи и содержание инновационно-методической работы библиотеки в современных условиях. Новые подходы к традиционным направлениям деятельности научно-методической службы библиотеки, использование принципов и методов профильного менеджмента. Перспективные направления развития методической деятельности библиотеки: выявление, изучение, общение и внедрение инноваций(новшеств, передового опыта), подготовка и издание методических материалов; повышение квалификации библиотечных кадров; консалтинговые (консультационные) услуги по различным направлениям библиотечно-информационной работы. Система внедрения нововведений в библиотеке Научно-исследовательская и издательская политика библиотеки по профессиональной проблематике. Уровни и формы повышения квалификации сотрудников библиотеки: планы (графики), тематика, контроль. Организация маркетинговых исследований как одно из направлений инновационно-методической работы библиотеки. Привлечение к научно-методической работе специалистов функциональных и отраслевых подразделений библиотеки. Деятельность профильной службы (отдела, сектора, группы) в библиотеке, ее координирующая роль. Критерии оценки эффективности работы библиотеки. Задания
4. Обслуживание читателей Задачи, организация и содержание обслуживания читателей. Библиотечные услуги: их ассортимент и социальная значимость. Структура читательского контингента. Состояние и способы оптимизации библиотечной среды. Использование новых технологий в библиотечно-информационном обслуживании. Задания
III. Подведение итогов и защита производственной практики Составление студентом на основе дневника комплексного письменного отчета о проделанной работе. Защита практики – сообщение студента о проделанной работе и ответы на вопросы комиссии и обоснование вносимых предложений по совершенствованию работы отдела, библиотеки, сети. К защите допускаются студенты, своевременно и в полном объеме выполнившие задания практики и в указанные срок представившие всю отчетную документацию. Студенты, не прошедшие практику по уважительной причине, а так же студенты, не выполнившие требований программы практики или получившие отрицательный отзыв, направляются учебным заведением на практику вторично, в свободное от учебных занятий время. Документы, которые должны быть предоставлены по окончании практики:
Вся документация студентов-практикантов (дневники, отчеты, характеристики) заверяется печатью библиотечного учреждения. Дневник Учет выполняемой работы ведется студентом ежедневно в дневнике практики (Приложение 1). Записи в дневнике должны содержать краткое описание выполнение работ с анализом и выводами. Дневник проверяется и подписывается руководителем практики на базе. Практиканту ежедневно отводится 1 час для оформления документации, заполнения дневника практики. Отчет Отчет студента о производственной практике включает:
Характеристика на студента практиканта В характеристике на студента дается: - анализ деловых и организаторских качеств студента, его отношение к работе, активность, инициативность, дисциплинированность, склонность к будущей профессии, - отмечается уровень теоретической подготовки студента и его умение применять теоретические знания на практике, можно дать рекомендацию на каких участках библиотечной работы может быть использован данный студент-практикант, - указывается рекомендуемая оценка по итогам производственной практики. Характеристика должна быть заверена подписью руководителя базы практики и печатью. Оценка практики Оценка практики складывается из 3-х составляющих - содержания отчетной документации (дневник, отчет), характеристики (оценки руководителя от базы практики), оценки защиты практики. Оценка заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. Приложение 1 Образец титульного листа дневника производственной практики Название учебного заведения Дневник производственной практики студента Фамилия______________________________________________________ Имя, Отчество_________________________________________________ Факультет_____________________________________________________ Курс__________________________________________________________ Название библиотеки-базы практики_______________________________ ______________________________________________________________ Руководитель практики от библиотеки______________________________ ____________________________________________________(Ф.И.О., должность) Руководитель практики от университета_____________________________ ____________________________________________________( Ф.И.О., должность) Примерная схема дневника практики
Индивидуальный план работы
Приложение 2 Отчет руководителя практики от университета В своем отчете о руководстве практикой преподаватель должен осветить следующие вопросы: 1. Характеристика базы практики, в том числе и руководителей библиотеки. 2. Сведения о числе студентов, итоги защиты. 3. Выполнение студентами программы и индивидуальных заданий, характеристика работы студентов (сведения о выполнении проводимых мероприятий: сколько организовано выставок, обзоров литературы, проведено читательских конференций). 4. Предложения по организации и совершенствованию практики, ее программе, выбору базы. К отчету обязательно прилагается протокол защиты практики с краткой характеристикой работы каждого студента. |
Рецензент(ы) доцент кафедры прикладной психологии Разумова Ольга Геннадьевна, к псх н., доц | Постановлением Правительства Российской Федерации №142 от 24. 02. 2009г «Об утверждении правил разработки и утверждения федеральных... | ||
... | Студенческое общежитие фгбоу впо «Ивановский государственный университет», (далее — университет), предназначено для временного проживания... | ||
Фгбоу впо «Удмуртский государственный университет» (далее фгбоу впо «УдГУ») и гарантирует социальную защиту обучающихся | Фгбоу впо «Тюменский государственный университет» предоставляет иногородним гимназистам, студентам и аспирантам на время обучения... | ||
Разработано учебно-методическим управлением и отделом мониторинга и контроля качества подготовки специалиста фгбоу впо «Пермский... | Порядок назначения и выплаты государственных социальных стипендий студентам | ||
Совершенствование командной деятельности на примере пфр советского района г. Красноярска 26 | Планирование работы юридической службы ОАО «Вымпелком» |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |