Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств Утверждаю


Скачать 160.38 Kb.
НазваниеФгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств Утверждаю
ТипРешение
filling-form.ru > Договоры > Решение
Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Факультет культуры и искусств

Утверждаю

Первый проректор – проректор по учебной работе


_______________О.А. Сидоров

«____»__________________2012г.

ПРОГРАММА

производственной практики

по специальности 071201.65

Библиотечно-информационная деятельность

Курс 5, семестр 9

Программа утверждена:

на заседании
Ученого совета факультета

протокол №____от«___»________20__г.

на заседании кафедры________________

_________________________________

протокол №___от«____»________20__г.

Заведующий кафедрой__________/ФИО/

_________( подпись)

Йошкар-Ола 20__

Сведения о переутверждении программы практики


Учебный год

Решение кафедры (№ протокола, дата заседания кафедры, ФИО, подпись зав. кафедрой)

Автор изменения (ФИО, подпись)

Раздел(элемент) программы

Номер изменения, дополнения








































































Программа производственной практики

студентов 5 курса заочной формы обучения

специальность «Библиотечно-информационная деятельность»
Производственная практика студентов 5 курса заочной формы обучения проводится по материалу учебных дисциплин: «Экономика библиотечно-информационной деятельности», «Инновационно-методическая работа библиотек», «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Библиотечно-информационное обслуживание».

Цель практики – закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков по вопросам организации основных библиотечных технологических циклов, научной организации труда в библиотеках, управлении библиотечным учреждением, экономики библиотечной деятельности (микроэкономический подход), профильной инновационной методической работы.


  1. Организационные вопросы


Продолжительность практики – 3 недели. В начале практики планируется работа практиканта на весь период практики. Составляется индивидуальный график выполнения заданий, начинается заполнение дневника практики (Приложение 1).
Примерное распределение времени практики

Корректируется в библиотеке, в соответствии с ее спецификой.

1.


Планирование работы практиканта. Составление графика выполнения заданий.

3 дня

2.

Ознакомление с вопросами управления библиотекой, постановкой учета, отчетности и планирования библиотечной работы.

4 дня

3.

Анализ ресурсно-экономического обеспечения деятельности библиотеки

4 дня

4.

Знакомство с постановкой инновационно-методической работы в библиотеке

3 дня

5.

Обслуживание читателей

3 дня

6.

Подготовка отчета, подведение итогов практики.

2 дня


С момента распределения студентов-практикантов на базы практики на них распространяются правила охраны труда, правила внутреннего распорядка, действующие в организации или учреждении, правила пожарной безопасности. Рабочий день студента - 6 часов в день при шестидневной рабочей неделе и 7 часов при пятидневной.

Половину указанного времени студент-практикант выполняет работу, необходимую для библиотеки, оставшуюся часть рабочего дня - занимается заданиями практики. Время, отведенное на помощь библиотеке, может быть кумулировано в полные рабочие дни или неделю.

Обязанности библиотек баз практики:

- создают условия для закрепления знаний по специальным дисциплинам и приобретения практических умений и навыков;

- предоставляют студентам-практикантам возможность пользоваться имеющейся литературой и документацией;

- оказывают помощь в подборе материала для курсовых и дипломных работ;

- проводят обязательные инструктажи по охране труда и технике безопасности.

Руководитель практики студентов от библиотеки (базы практики):

- подбирает опытных специалистов в качестве руководителей в отделах,

- знакомит студентов с базой практики;

- совместно с вузовским руководителем организует и контролирует работу студентов в период практики;

- составляет вместе со студентами индивидуальные планы и календарные графики работы в соответствии с программой практики;

- вовлекают студентов в НИР;

- консультируют студентов по вопросам практики, знакомит с передовыми методами труда;

- ведет учет работы студентов-практики, регулярно проверяет отчетную документацию, анализирует содержание записей в дневниках производственной практики студентов;

- готовит краткие характеристики для протокола защиты на каждого студента-практиканта;

- совместно с руководителем практики от вуза проводит совещания по итогам производственной практики студентов;

- заверяет подпись директора библиотеками и документацию студентов-практикантов (дневники, отчеты, характеристики, протоколы) гербовой печатью;

- отчитывается перед руководством библиотеки за организацию и проведение практики;

- вносит предложения по совершенствованию производственной практики.
II. Содержание практики


  1. Управление библиотекой

Особенности управления современной библиотекой. Организационная структура управления библиотекой. Устав библиотеки, Положения о структурных подразделениях библиотеки. Штатное расписание. Должностные инструкции, квалификационные требования к специалистам.

Коллегиальные органы управления библиотекой. Совет при директоре, его состав, рассматриваемые вопросы. Роль совета по комплектованию, научно-методического совета и других совещательных органов в управлении деятельностью библиотеки.

Развитие демократических начал в управлении библиотекой. Общественные советы, читательский актив: планирование из работы, обсуждаемые вопросы, состав, круг рассматриваемых проблем.

Учет и отчетность в библиотеке. Виды и формы учета. Отчетность библиотеки. Статистический отчет. Информационный отчет. Отчеты библиотеки перед читателями и населением.

Планирование работы библиотеки. Виды плановых документов. Перспективные планы работы, их структура, содержание: методика перспективного и текущего планирования работы библиотеки.

Задания

  1. Составление схемы организационной структуры управления библиотекой.

  2. Изучение и оценка эффективности существующего в библиотеке внутреннего трудового распорядка.

  3. Участие в производственных совещаниях, заседаниях советов, комиссий и др. коллегиальных органов управления библиотекой; подготовка аналитической справки об их деятельности.

  4. Анализ годового плана работы библиотеки на текущий год и составление заключения с выводами и рекомендациями по дальнейшему совершенствованию планирования ее деятельности.

  5. Анализ статистического и информационного отчетов библиотеки; составление заключения с рекомендациями по оптимизации отчетности.




  1. Ресурсно-экономическое обеспечение деятельности библиотеки

Экономический микроуровень библиотеки. Материально-техническая база и финансовое обеспечение функционирования библиотеки. Индивидуальная смета доходов и расходов библиотеки, их характеристика.

Бюджетное финансирование как гарант обеспечения основной деятельности библиотечного учреждения.

Внебюджетные доходы библиотеки: планирование, формирование, распределение.

Возможные источники самофинансирования отдельных направлений библиотечной работы: оказание дополнительных платных услуг, реализация собственной интеллектуальной продукции, доходы от сотрудничества с партнерами (за рекламные, посреднические мероприятия, информационно-библиотечное обслуживание), благотворительные пожертвования, взносы спонсоров и др.

Инициативные формы хозяйственно-экономической деятельности библиотечного учреждения. Маркетинговая служба (отдел, сектор) в библиотеке. Разработка маркетинговой концепции библиотеки: сбор и обработка ценовой политики, реклама, оценка эффективности и качества работы в этом направлении.

Хозяйственно-договорные отношения библиотеки с юридическими и физическими лицами: договор купли-продажи, договоры подряда, договоры о совместной деятельности.

Хозрасчетные (коммерческие) структуры в библиотеке: платные абонементы, кабинеты деловой, правовой литературы, отделы заказов. Профильные предпринимательские организации при библиотеке («малые предприятия» библиотечного, информационно-библиографического, образовательного, издательского и т.п. направлений).

Экономико-правовые взаимоотношения библиотеки с пользователями при защите фондовых материалов: читательский залог, взимание неустойки (штраф, пеня), возмещение убытков.

Основные принципы оплаты труда в библиотеке. Стимулирующие виды оплаты труда библиотечных специалистов: надбавки, доплаты, премии. Хозрасчет в пределах фонда заработной оплаты.

Задания

  1. Изучение основных направлений и форм инициативной хозяйственно-экономической деятельности библиотеки (в том числе платные услуги и продукция, договорные отношения, коммерческие структуры при библиотеке, привлечение спонсоров и т.п.). Составление аналитического обзора с выделением основных источников самофинансирования библиотеки и рекомендациями по оптимизации данных аспектов работы.

  2. Анализ ассортимента предоставляемого библиотекой дополнительного платного обслуживания с целью определения места платных услуг в общем объеме библиотечно-информационного обслуживания читален. Выделение приоритетов текущей хозрасчетной деятельности и прогнозирование перспективных направлений библиотечно-информационного и другого предпринимательства, расширяющих оказание пользователям нетрадиционных сверхнормативных услуг, оказание пользователям нетрадиционных сверхнормативных услуг, повышающих комфортность и сервис профильного обслуживания, а также приносящих библиотеке стабильный внебюджетный доход. Рассчитать стоимость одной платной услуги.

  3. Знакомство с деятельностью маркетинговой службы библиотеки (профильного отдела, сектора, группы, отдельного специалиста). Подготовка информационной справки об основных составляющих маркетингового комплекса библиотеки, использование маркетинговых методов в практике управления библиотечным учреждением и организации обслуживания читателей.

  4. Освоение технологии и оценка эффективности применения в библиотеке штрафных санкций к пользователям за задержку фондовых материалов, компенсационных взысканий при их утрате или порче.

  5. Изучение применяемых в библиотеке стимулирующих видов материального вознаграждения библиотечных работников, степени их влияния на трудовую дисциплину, производительность труда, качество продуктов деятельности отдельных специалистов.

  6. Проведение комплексного (с использованием аналитических, экономико-статических, социологических и других доступных методов) локального исследования мнений пользователей и сотрудников библиотеки о целесообразности, разумных пределах развития элементов самофинансирования отдельных направлений библиотечной деятельности. Подготовка аргументированного заключения по результатам исследования.

  7. Методика бюджетирования библиотеки.



  1. Инновационно-методическая деятельность библиотеки

Задачи и содержание инновационно-методической работы библиотеки в современных условиях.

Новые подходы к традиционным направлениям деятельности научно-методической службы библиотеки, использование принципов и методов профильного менеджмента.

Перспективные направления развития методической деятельности библиотеки: выявление, изучение, общение и внедрение инноваций(новшеств, передового опыта), подготовка и издание методических материалов; повышение квалификации библиотечных кадров; консалтинговые (консультационные) услуги по различным направлениям библиотечно-информационной работы.

Система внедрения нововведений в библиотеке

Научно-исследовательская и издательская политика библиотеки по профессиональной проблематике.

Уровни и формы повышения квалификации сотрудников библиотеки: планы (графики), тематика, контроль.

Организация маркетинговых исследований как одно из направлений инновационно-методической работы библиотеки.

Привлечение к научно-методической работе специалистов функциональных и отраслевых подразделений библиотеки.

Деятельность профильной службы (отдела, сектора, группы) в библиотеке, ее координирующая роль. Критерии оценки эффективности работы библиотеки.

Задания

  1. Содержание, организация, структура научно-методического отдела, СБА отдела, справка.

  2. Анализ планов и отчетов о работе научно-методического отдела за последние два года, анализ форм, тематики, видов помощи библиотекам региона за последний год.

  3. Участие в текущей внутренней работе научно-методического подразделения библиотеки (ведение профильных картотек, учет работы, организация выставок и т.д.).

  4. Анализ методических материалов, изданных библиотекой за последние 2-3 года по теме курсовой или дипломной работы студента.

  5. Участие в подготовке и проведении тематического семинара для библиотекарей (составление программы семинара, выступление с консультациями, обзорами литературы по теме семинара) или любой другой формы повышения квалификации библиотечных кадров.

  6. Участие в подготовке и проведении массовых мероприятий, предусмотренных планом работы библиотеки (читательских конференций, дней информации, дней специалиста и др.); составление заключения с выводами и предложениями по дальнейшему совершенствованию данного направления деятельности библиотеки.

  7. Какие нововведения (продуктовые, организационные, методические, технологические) внедрила в свою деятельность данная библиотека за последнее время? Откуда берут идеи для инноваций? Есть ли в библиотеке собственное ноу-хау? Существует ли система поощрения творческих работников?


4. Обслуживание читателей

Задачи, организация и содержание обслуживания читателей. Библиотечные услуги: их ассортимент и социальная значимость. Структура читательского контингента. Состояние и способы оптимизации библиотечной среды. Использование новых технологий в библиотечно-информационном обслуживании.
Задания

  1. Выявить особенности библиотечно-информационного обслуживания пользователей в читальном зале и на абонементе (организация работы, функции и задачи, особенности формирования фонда и др.), сделать сравнительный анализ.

  2. Наличие внестационарных форм обслуживания.

  3. Дать характеристику читательского контингента: выявить приоритетные группы пользователей (традиционные и нетрадиционные) в системе обслуживания различных структурных подразделений библиотеки.

  4. Изучить партнерские связи библиотеки и их использование для привлечения новых пользователей в библиотеку. Внести предложения.

  5. Провести на абонементе День сплошного учета спроса. По итогам сделать письменный анализ.

  6. Выяснить, как используются новые технологии в библиотечно-информационном обслуживании (реальность и перспективы).

  7. Обслужить не менее 30 читателей, в т.ч. с использованием компьютерных технологий. Внести предложение по совершенствованию обслуживанию пользователей.


III. Подведение итогов и защита производственной практики

Составление студентом на основе дневника комплексного письменного отчета о проделанной работе. Защита практики – сообщение студента о проделанной работе и ответы на вопросы комиссии и обоснование вносимых предложений по совершенствованию работы отдела, библиотеки, сети.

К защите допускаются студенты, своевременно и в полном объеме выполнившие задания практики и в указанные срок представившие всю отчетную документацию. Студенты, не прошедшие практику по уважительной причине, а так же студенты, не выполнившие требований программы практики или получившие отрицательный отзыв, направляются учебным заведением на практику вторично, в свободное от учебных занятий время.

Документы, которые должны быть предоставлены по окончании практики:

  1. Дневник (с приложениями).

  2. Отчет (в напечатанном виде).

  3. Характеристика на студента (написанная руководителем базы практики).

Вся документация студентов-практикантов (дневники, отчеты, характеристики) заверяется печатью библиотечного учреждения.

Дневник

Учет выполняемой работы ведется студентом ежедневно в дневнике практики (Приложение 1). Записи в дневнике должны содержать краткое описание выполнение работ с анализом и выводами. Дневник проверяется и подписывается руководителем практики на базе. Практиканту ежедневно отводится 1 час для оформления документации, заполнения дневника практики.

Отчет

Отчет студента о производственной практике включает:

    1. Общую характеристику библиотеки – базы практики.

    2. Перечень выполненных заданий с их количественными и качественными характеристика с приложением обзоров, справок, разработок и других материалов.

    3. Замечания и предложения по организации и содержанию практики, совершенствованию программы практики.

  1. Выводы о состоянии и перспективах развития изученных объектов (процессов, явлений), на конкретном учреждении, организации, библиотеке - базе практики.



Характеристика на студента практиканта

В характеристике на студента дается:

- анализ деловых и организаторских качеств студента, его отношение к работе, активность, инициативность, дисциплинированность, склонность к будущей профессии,

- отмечается уровень теоретической подготовки студента и его умение применять теоретические знания на практике, можно дать рекомендацию на каких участках библиотечной работы может быть использован данный студент-практикант,

- указывается рекомендуемая оценка по итогам производственной практики.

Характеристика должна быть заверена подписью руководителя базы практики и печатью.

Оценка практики

Оценка практики складывается из 3-х составляющих - содержания отчетной документации (дневник, отчет), характеристики (оценки руководителя от базы практики), оценки защиты практики. Оценка заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента.


Приложение 1
Образец титульного листа дневника производственной практики

Название учебного заведения
Дневник

производственной практики студента

Фамилия______________________________________________________

Имя, Отчество_________________________________________________

Факультет_____________________________________________________

Курс__________________________________________________________

Название библиотеки-базы практики_______________________________

______________________________________________________________

Руководитель практики от библиотеки______________________________

____________________________________________________(Ф.И.О., должность)

Руководитель практики от университета_____________________________

____________________________________________________( Ф.И.О., должность)

Примерная схема дневника практики


Дата

Содержание работы

Название отдела, библиотеки

Замечания и предложения практиканта

Замечания руководителя практики

Подпись руководителя практики






































Индивидуальный план работы




Отдел библиотеки, характер

работы

по плану

выполнение плана

количество дней

дата (начало-конец)

количество дней

дата (начало-конец)

место проведения
























Приложение 2

Отчет руководителя практики от университета
В своем отчете о руководстве практикой преподаватель должен осветить следующие вопросы:

1. Характеристика базы практики, в том числе и руководителей библиотеки.

2. Сведения о числе студентов, итоги защиты.

3. Выполнение студентами программы и индивидуальных заданий, характеристика работы студентов (сведения о выполнении проводимых мероприятий: сколько организовано выставок, обзоров литературы, проведено читательских конференций).

4. Предложения по организации и совершенствованию практики, ее программе, выбору базы. К отчету обязательно прилагается протокол защиты практики с краткой характеристикой работы каждого студента.

Похожие:

Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств Утверждаю iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет педагогики и психологии утверждаю
Рецензент(ы) доцент кафедры прикладной психологии Разумова Ольга Геннадьевна, к псх н., доц

Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств Утверждаю iconУтверждаю фгбоу впо «Бурятский государственный университет» (фгбоу...
Постановлением Правительства Российской Федерации №142 от 24. 02. 2009г «Об утверждении правил разработки и утверждения федеральных...

Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств Утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Алтайский государственный университет»...
...

Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств Утверждаю iconПоложение о студенческом общежитии фгбоу впо «Ивановский государственный университет» I
Студенческое общежитие фгбоу впо «Ивановский государственный университет», (далее — университет), предназначено для временного проживания...

Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств Утверждаю iconПриказом ректора фгбоу впо «УдГУ»
Фгбоу впо «Удмуртский государственный университет» (далее фгбоу впо «УдГУ») и гарантирует социальную защиту обучающихся

Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств Утверждаю iconПамятка студентам, заселяющимся в общежития фгбоу впо «Тюменский государственный университет»
Фгбоу впо «Тюменский государственный университет» предоставляет иногородним гимназистам, студентам и аспирантам на время обучения...

Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств Утверждаю iconФгбоу впо «пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»...
Разработано учебно-методическим управлением и отделом мониторинга и контроля качества подготовки специалиста фгбоу впо «Пермский...

Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств Утверждаю iconФгбоу впо «башкирский государственный аграрный университет» Утверждаю
Порядок назначения и выплаты государственных социальных стипендий студентам

Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств Утверждаю iconФгбоу впо «Сибирский государственный технологический университет»...
Совершенствование командной деятельности на примере пфр советского района г. Красноярска 26

Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет культуры и искусств Утверждаю iconФгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» утверждаю...
Планирование работы юридической службы ОАО «Вымпелком»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск