Требования законодательства Российской Федерации и нормативных документов гражданской авиации, в части, касающейся перевозки опасных грузов


Скачать 135.84 Kb.
НазваниеТребования законодательства Российской Федерации и нормативных документов гражданской авиации, в части, касающейся перевозки опасных грузов
ТипЗакон
filling-form.ru > Договоры > Закон
Раздел 1. Требования законодательства Российской Федерации и нормативных документов гражданской авиации, в части, касающейся перевозки опасных грузов.

1.1 История создания нормативной базы по перевозке опасных грузов

Развитие гражданской авиации в 50-х годах вызвало, помимо увеличения количества перевозимых пассажиров, также рост объемов грузовых перевозок. По мере общего роста перевозок груза, воздушный транспорт все чаще использовался для перевозки грузов, которые можно отнести к категории опасных грузов.

Международная Ассоциация Воздушного Транспорта (ИАТА) – ассоциация, объединяющая авиакомпании, в 1953 г. пришла к выводу о необходимости введения ограничений на перевозку опасных грузов в целях обеспечения безопасности полетов.

В 1956 г. ИАТА издала справочник-руководство – «Правила перевозки изделий, на которые вводятся ограничения» – (Restricted Articles Regulations). Этот документ устанавливал положения, касающиеся:

• Допустимости перевозки опасных грузов воздушным транспортом

• Упаковочных комплектов

• Нанесения знаков опасности

• Оформления документации

Правила, ограничивающие изделия и вещества, допускаемые к перевозке воздушным транспортом, стали применяться всеми авиакомпаниями – членами ИАТА и были повсеместно признаны в качестве мирового стандарта, которого следует придерживаться при организации перевозки опасных грузов на воздушном транспорте. В ряде стран «Правила перевозки изделий, на которые вводятся ограничения», были утверждены в качестве национальных законов.

Авиационная катастрофа грузового самолета в начале 60-х годов неподалеку в США вызвала необходимость новых изменений в Правилах перевозки опасных грузов. Расследование показало, что причиной катастрофы явилась утечка азотной кислоты – коррозионного окисляющего вещества. В качестве абсорбирующего материала при упаковывании груза были использованы древесные опилки, что вызвало химическую реакцию, в результате которой произошел пожар.

После оглашения причин этой катастрофы некоторые государства признали, что правовые нормы, регламентирующие порядок перевозки опасных грузов, основанные на правилах ИАТА, были недостаточными.

Международная Организация Гражданской Авиации (ИКАО) – часть Организации Объединенных Наций разработала положения, включенные в Приложение 18 (Приложение к Конвенции о Международной Гражданской авиации – Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху: Международные стандарты и Рекомендуемая практика) и сформулировала в виде детализированного издания «Технические Инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» (далее ТИ ИКАО).

Первое издание ТИ ИКАО вступило в силу 1 января 1983 г.

За основу ТИ ИКАО были взяты:

• Рекомендации комитета экспертов ООН по перевозке опасных грузов (опубликованные в так называемой «оранжевой книге»)

• Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ):

• Требования, разработанные Правлением ИАТА по Ограничению перечня изделий, допущенных к перевозке ВТ.

Поскольку Чикагская конвенция была принята большинством государств – членов ООН, эти страны должны были провести ТИ ИКАО в качестве своих национальных законодательных актов. Таким образом, было обеспечено существование единообразного международного законодательства. Принятые законы предусматривают и применение соответствующих санкций.

Наряду с ТИ ИКАО, ИАТА начало издавать новое руководство – Правила перевозки опасных грузов (Dangerous goods regulations). Основу данного документа составляют ТИ ИКАО, дополненные требованиями, разработанными ИАТА и детальными сведениями, касающимися оформления документов. Новое издание публикуется ежегодно и вступает в силу 1 января.

Перечень нормативной документации, регламентирующей правила перевозки опасных грузов, можно разделить на четыре уровня:

  • международный

  • государственный

  • отраслевой

  • стандарты предприятия


1.2 Нормативная документация международного уровня
Рекомендации Комитета экспертов ООН по перевозке опасных грузов

Изначально проблемой перевозки опасных грузов занимается комитет экспертов ООН, издающий Рекомендации по перевозке опасных грузов (Оранжевая книга ООН). В этой книге описаны и систематизированы все опасные вещества и изделия, а также определены общие принципы их безопасной перевозки в мировом масштабе всеми видами транспорта. Все это, естественно, должно использоваться и в отраслевых правилах перевозки опасных грузов.

Основные понятия оранжевой книги:

Каждое опасное вещество или изделие получило так называемое надлежащее отгрузочное наименование – наименование опасного груза, принятое в практике международных грузовых перевозок. Это наименование надлежит использовать во всех документах перевозки и маркировки упаковочных комплектов с опасными грузами.

Каждому опасному веществу присвоен четырехзначный номер ООН.
Пример: Соляная кислота




Российское техническое наименование

кислота соляная

Другие наименования

соляная кислота, гидрохлорид водный, хлороводородная кислота

Надлежащее отгрузочное наименование

кислота хлористоводородная

Номер OOH

ООН1789 (UN1789)




Все опасные грузы по совокупности свойств разбиты на 9 классов, некоторые классы (для более полной детализации свойств) - еще и на категории. Каждый класс или категория имеют свой знак опасности, который обязательно должен наноситься на упаковку, содержащую соответствующее опасное вещество (изделие).
Правила МАГАТЭ по безопасной перевозке радиоактивных материалов устанавливают нормы безопасности, обеспечивающие приемлемый уровень контроля за радиационной опасностью, а также за связанной с критичностью и тепловыделением опасностью для персонала, имущества и окружающей среды при перевозке радиоактивного материала.

Цель Правил – установить требования, которые должны выполняться для обеспечения безопасности и защиты лиц, имущества и окружающей среды от воздействия излучения в процессе перевозки радиоактивного материала.

Требования Правил применяются всеми международными транспортными организациями. Во многих странах правила МАГАТЭ приняты в качестве национального законодательного акта, в других странах действуют свои национальные правила, полностью повторяющие положения Правил МАГАТЭ или основанные на этих положениях.
Конвенция «О запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении» была подписана в Париже 13 января 1993 года 130 государствами и вступила в силу 29 апреля 1997 года. Она стала первым международным документом, поставившим под контроль химическое оружие как вид вооружения.

Для каждой страны был составлен поэтапный график уничтожения этого вида оружия. Государства самостоятельно определяют технологию уничтожения отравляющих веществ, однако Конвенция запрещает их затопление, захоронение и сжигание, химические вещества должны уничтожаться только на специально созданных для этой цели установках и при международном наблюдении. Для обеспечения контроля за выполнением положений Конвенции в 1997 году была создана Организация по запрещению химического оружия.
Договор «О нераспространении ядерного оружия» - многосторонний международный акт, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью поставить прочную преграду на пути расширения круга стран, обладающих ядерным оружием, обеспечить необходимый международный контроль за выполнением государствами взятых на себя по Договору обязательств с тем, чтобы ограничить возможность возникновения вооружённого конфликта с применением такого оружия; создать широкие возможности для мирного использования атомной энергии. Одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 и открыт для подписания 1 июля 1968 в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Ратифицирован СССР 24 ноября 1969 (Российская Федерация — правопреемник СССР по выполнению Договора). Вступил в силу 5 марта 1970г. Договор устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие или устройство до 1 января 1967 (то есть СССР, США, Великобритания, Франция и Китай). Участниками договора являются почти все независимые государства мира. Не являются участниками договора Израиль, Индия, Пакистан и КНДР.
Конвенция «О физической защите ядерного материала» от 26 октября 1979г. является основополагающим универсальным международным договором, регулирующим обеспечение безопасности ядерных материалов.

Главной задачей Конвенции является обеспечение защиты ядерного материала от несанкционированного доступа во время международной перевозки (включая экспорт, импорт и транзит). Решение данной задачи осуществлялось по трем направлениям: предотвращение несанкционированного доступа, восстановление контроля над похищенным материалом и ответственность виновных лиц.

Одним из достоинств Конвенции, входящей в число основных антитеррористических конвенций и протоколов, являются положения об ответственности за неправомерные действия в отношении ядерных материалов и о выдаче совершивших эти действия лиц компетентному суду.

Конвенция «О запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении» (КБТО) стала первым международным договором о разоружении, запрещающим производство целого класса вооружений. Её подписание явилось результатом многолетних усилий международного сообщества по созданию правовой базы, дополняющей собой Женевский протокол (1925).

КБТО была открыта для подписания 10 апреля 1972 года и вступила в силу 26 марта 1975 года, когда 22 государства передали на хранение свои документы о ратификации Генеральному секретарю ООН. В настоящее время её участниками являются 163 государства, обязавшиеся не разрабатывать, не производить и не накапливать биологическое оружие (БО).

Приложение 18 к Чикагской конвенции «Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху»

С целью достижения совместимости с правилами, регулирующими перевозку опасных грузов другими видами транспорта, за основу положений данного Приложения приняты рекомендации Комитета экспертов ООН по перевозке опасных грузов и Правила безопасной перевозки радиоактивных веществ МАГАТЭ.

В Приложении 18 изложены общие принципы безопасной перевозки опасных грузов воздушным транспортом, приведены значения терминов, используемых в процессе перевозки, подтверждена классификация опасных грузов, принятая ООН.

Общие положения Приложения 18 дополняются подробными техническими требованиями, содержащимися в Технических инструкциях ИКАО.

Применяется с 1 января 1984г.




Технические инструкции ИКАО «Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху» являются основным юридическим документом, регламентирующим правила перевозки опасных грузов воздушным транспортом. Они издаются один раз в 2 года на 6 официальных языках ИКАО.

Технические Инструкции содержат положения, регламентирующие международную перевозку опасных грузов, и наряду с Приложением 18 к Чикагской конвенции являются единственным аутентичным источником права при перевозке опасных грузов по воздуху. К перевозке на самолётах гражданской авиации (с учетом ограничений) допускаются только те опасные грузы, которые перечислены в Перечне опасных грузов ТИ ИКАО или классифицируются в соответствии с ТИ ИКАО.

Правила перевозки опасных грузов ИАТА

Основу данного документа составляют ТИ ИКАО, дополненные требованиями, разработанными ИАТА и детальными сведениями, касающимися оформления документов. Новое издание публикуется ежегодно и вступает в силу 1 января.

С 1 января 2011 г. Правила перевозки опасных грузов ИАТА выходят на русском языке. С учетом наличия своих собственных потребителей (авиакомпании – члены ИАТА) и удобного изложения материала.

Правила перевозки опасных грузов ИАТА являются рабочим документом, используемым авиакомпаниями и грузоотправителями в процессе работы с ОГ. В него входит вспомогательный материал для пользователей, например, правила заполнения перевозочной документации и конкретно декларации грузоотправителя. В "Технических инструкциях" не приводится точной формы такой декларации, а просто оговаривается, что должно в ней содержаться. Такой бланк может быть использован для всех классов ОГ.

В "Dangerous Goods Regulations" ИАТА приводится подробная информация по упаковыванию ОГ в ограниченных количествах, которая отсутствует в ТИ ИКАО. Материал, касающийся радиоактивных материалов, полностью собран в 10 главе. Существуют и другие отличия.

С учетом наличия своих собственных потребителей (в лице авиакомпаний – членов ИАТА) и удобного изложения материала, Правила ИАТА рассматриваются во всем мире как стандарт документа для повседневного использования в практической работе по организации перевозки опасных грузов по воздуху.
1.3 Нормативные документы Российской Федерации
Федеральный закон от 19 марта 1997г. №60-ФЗ «Воздушный кодекс»

Воздушный кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

Ст. 84. Одним из направлений обеспечения авиационной безопасности является исключение возможности незаконного провоза на ВС <…>, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов и введение особых мер предосторожности при разрешении их провоза.

Ст. 113. Перевозка ОГ производится в соответствии с законодательством РФ, федеральными авиационными правилами, а так же международными договорами.
1.4 Ведомственные нормативные документы
Приказ Минтранса от 5 сентября 2008г. N141 об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации» разработан в соответствии со статьей 113 Воздушного кодекса РФ, статьями 32, 33 Чикагской конвенции для реализации стандартов и рекомендуемой практики ИКАО и распространяются на полеты воздушных судов гражданской авиации в воздушном пространстве Российской Федерации, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов и (или) эксплуатируемых эксплуатантами, имеющими сертификат (свидетельство) эксплуатанта Российской Федерации, а также на наземное обслуживание воздушных судов в гражданских аэропортах (аэродромах) Российской Федерации.

Нормативный документ включает требования по ограничениям при перевозке опасных грузов, их упаковыванию, нанесению маркировочных знаков опасности, обязанностям грузоотправителя и эксплуатанта, а так же предоставлению информации об опасных грузах.
Указание МГА № 195-у от 6 мая 1991г. «Основные процедуры, связанные с перевозкой опасных грузов воздушными судами гражданской авиации» были призваны дополнить и конкретизировать требования Технических инструкций ИКАО.

В этом документе определена конкретная ответственность участников перевозки ОГ за свою технологическую операцию, порядок хранения опасных грузов и правила погрузочных работ. В частности, диспетчер по загрузке должен информировать экипаж о перевозке опасного груза до загрузки груза в самолет, а член экипажа, принимающий опасный груз, должен обеспечить контроль за правильным размещением опасных грузов в грузовом отсеке.


1.5 Стандарты предприятия
Стандарты предприятия являются нормативными документами, требования которых обязательны для исполнения подразделениями авиакомпании.
Руководство по производству полетов ОАО «Аэрофлот»

В соответствии с положениями главы 9 Приложения 18, авиакомпания должна в своём РПП дать экипажу всю информацию, позволяющую выполнить обязанности, связанные с перевозкой опасных грузов, а также указания в отношении действий, которые необходимо предпринять в случае возникновения аварийной обстановки при перевозке опасных грузов. Данная информация приводится в РПП ч. «А», гл. 9.
Руководство по наземному обеспечению перевозок является нормативным документом ОАО «Аэрофлот», регламентирующим организацию наземного обеспечения перевозок, и предназначено для использования персоналом ОАО «Аэрофлот» и агентами, осуществляющими наземное обслуживание воздушных судов ОАО «Аэрофлот» по сети маршрутов. Руководство включает инструкции, процедуры и практические рекомендации, необходимые для выполнения персоналом ОАО «Аэрофлот» своих обязанностей в части наземного обеспечения перевозок.

Информация и требования в части, касающейся перевозки опасных грузов воздушными судами авиакомпании, приводится в главе 5 Руководства.
1.6 Ответственность при перевозке опасных грузов

Административная ответственность, устанавливаемая Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

Ст. 11.14. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов

1. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на воздушном транспорте -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Ст. 11.3.1. Нарушение требований авиационной безопасности

3. Непринятие мер по недопущению проникновения на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

4. Доставка либо содействие в доставке на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Уголовная ответственность, устанавливаемая Уголовным кодексом РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ
Ст. 218. Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий

Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий, а также незаконная пересылка этих веществ по почте или багажом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 220. Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами

1. Незаконные приобретение, хранение, использование, передача или разрушение ядерных материалов или радиоактивных веществ -

наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказываются лишением свободы на срок до семи лет.
Статья 221. Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ

1. Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) лицом с использованием своего служебного положения;

г) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, -

наказываются лишением свободы на срок от четырех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) организованной группой;

б) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года.

Похожие:

Требования законодательства Российской Федерации и нормативных документов гражданской авиации, в части, касающейся перевозки опасных грузов iconЗадача перевозочных документов при перевозке опасных грузов заключается...
Достоверная и точная информация, переданная между сторонами, которые несут ответственность за документацию, упаковку и обработку...

Требования законодательства Российской Федерации и нормативных документов гражданской авиации, в части, касающейся перевозки опасных грузов iconПравила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. №372 и определяют основные условия перевозок опасных веществ автомобильным транспортом,...

Требования законодательства Российской Федерации и нормативных документов гражданской авиации, в части, касающейся перевозки опасных грузов iconПравила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. №372 и определяют основные условия перевозок опасных веществ автомобильным транспортом,...

Требования законодательства Российской Федерации и нормативных документов гражданской авиации, в части, касающейся перевозки опасных грузов iconПриказ минтранса РФ от 08. 08. 95 N 73 (ред от 14. 10. 99) "об утверждении...
Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 372 и определяют основные условия перевозок опасных веществ автомобильным транспортом,...

Требования законодательства Российской Федерации и нормативных документов гражданской авиации, в части, касающейся перевозки опасных грузов iconВодителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии...
Министерства транспорта РФ от 21 сентября 2016 г. №273 "Об утверждении типовых программ профессионального обучения по программам...

Требования законодательства Российской Федерации и нормативных документов гражданской авиации, в части, касающейся перевозки опасных грузов iconОб утверждении типовых программ профессионального обучения по программам...
Типовую программу профессионального обучения по программе повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов...

Требования законодательства Российской Федерации и нормативных документов гражданской авиации, в части, касающейся перевозки опасных грузов iconОб утверждении типовых программ профессионального обучения по программам...
Типовую программу профессионального обучения по программе повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов...

Требования законодательства Российской Федерации и нормативных документов гражданской авиации, в части, касающейся перевозки опасных грузов iconОснащение транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая...
М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, а также в целях...

Требования законодательства Российской Федерации и нормативных документов гражданской авиации, в части, касающейся перевозки опасных грузов iconПриказ от 8 августа 1995 г. N 73 об утверждении правил перевозки...
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 372 "О мерах по обеспечению безопасности при...

Требования законодательства Российской Федерации и нормативных документов гражданской авиации, в части, касающейся перевозки опасных грузов iconРазрешение компетентного органа на перевозку опасных грузов, определение условий его перевозки
Оон, а также применения тары при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск