Министерство образования Омской области
Бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области»
Интегрированные научно-образовательные структуры региона (инновационный комплекс) БОУ ОО СПО «Омский строительный колледж»
МАТЕРИАЛЫ
межрегиональной конференции с международным участием
Практическое обучение как основа профессиональной подготовки специалиста для развивающейся экономики региона
27-28 ноября 2014
г. Омск
УДК 377-057.86
М34
Издается в авторской редакции
М34
|
Материалы межрегиональной конференции с международным участием «Практическое обучение как основа профессиональной подготовки специалиста для развивающейся экономики региона». – Омск, 2014. – 174 с.
|
|
Сборник содержит материалы исследований практического применения, в которых освящаются вопросы практической подготовки специалистов среднего профессионального образования, изучения передового опыта социального партнерства в целях повышения эффективности интеграции профессионального образования и рынка труда.
Материалы сборника адресованы преподавателям профессиональных образовательных учреждений, научным сотрудникам.
| УДК 377-057.86
| © БПОУ ОО СПО «ОмСК», 2014
|
Оглавление Секция 1. Системный подход к организации практического обучения и его роль в формировании специалиста Ж. А. Брунеткина
БОУ ОО СПО «Омский промышленно-экономический колледж»
Практическое обучение и его роль в формировании специалиста в условиях действия федерального государственного стандарта среднего профессионального образования На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. На подготовку таких специалистов направлена и политика нашего государства по введению нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС). Внешними факторами, обуславливающими необходимость введения ФГОС, явились рекомендации Болонского процесса и участие России в построении единого общеевропейского образовательного пространства.
Действующие ФГОС СПО требуют приведения образовательных программ и технологий в соответствие с потребностями рынка. Практико-ориентированность стандартов диктует необходимость внедрения таких форм, которые будут направлены не просто на «слепое» увеличение количества часов на практические (лабораторные) занятия, учебную и производственную практику, а обеспечивать качественное формирование профессиональных компетенций будущего специалиста.
Подготовка практического занятия в настоящее время требует от преподавателя системного компетентностного подхода в целеполагании, проведении и оценке результатов, единства формирования и развития профессиональных и общих компетенций. Необходимо использовать интерактивные и деятельностные технологии, формы и методы обучения, обеспечивающие субъектную позицию обучающихся в образовательном процессе. Очень важно создать необходимые условия для приобретения практического опыта посредством оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний. Учебный процесс должен быть ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности.
Следовательно, содержание заданий для обучающихся должно включать все виды учебной деятельности, приближенные к профессиональной, а именно: выполнение заданий, ориентированных на запросы работодателей (составление документов, решение ситуационных профессиональных задач и пр.), научно-исследовательской работы, участие в деловых, ролевых, имитационных играх.
Очень важно при проектировании учебного занятия определить содержание и последовательность выполнения обучающимися запланированных учебных действий в соответствии с формируемой компетенцией, содержание организационных, мотивационных, информационно-разъяснительных, контролирующих и других действий преподавателя для включения обучающихся в самостоятельную активную учебно-познавательную деятельность.
Важным видом учебных занятий является и практика (учебная и производственная), обеспечивающая практико-ориентированную подготовку обучающихся. Реализация данной задачи возможна совместно силами конкретного образовательного учреждения и организации. В этом случае речь идет о необходимости формирования особой системы отношений, которая бы позволяла удовлетворить интересы всех сторон данного процесса – учебного заведения, обучающегося и будущего работодателя. И такую особую систему представляет собой институт социального партнерства.
Укрепление социального партнерства, как особого вида деятельности, является одним из стратегических направлений модернизации образования в России. Уже теперь понятно, что образование, подготовка молодого специалиста – это задача не только государства. Если организация, предприятие хочет получить грамотного и профессионального работника, то они тоже должны активно включаться в процесс подготовки. ФГОС СПО определяет необходимость активного участия работодателя на всех этапах подготовки будущего специалиста, особенно в период прохождения обучающимися производственных практик. Конкретная деятельность, с одной стороны, позволяет обучающемуся на практике закрепить полученные теоретические знания и суметь применить их. С другой стороны, происходит корректировка знаниевой основы с учетом потребностей регионального рынка труда и определенного работодателя в конкретный период времени, конкретизация конечных результатов обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. Таким образом, обучающемуся (в будущем – выпускнику и специалисту) обеспечивается не только качественная академическая база, но и, самое главное, те современные профессиональные навыки и умения, которые ждет от него сегодня работодатель.
Таким образом, организация практического обучения в современных условиях должна отвечать высоким требованиям, установленным ФГОС СПО для каждой специальности, и должна обеспечивать запросы работодателей с учетом особенностей развития региона, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы, что позволит образовательному учреждению осуществить подготовку конкурентоспособного выпускника, работодателю – получить практикоориентированного специалиста, а выпускнику – реализовать профессиональные возможности по выбранной специальности.
Библиографический список
1. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс]. URL: http// www/mruo.ru/ downloard/.
С. М. Кашарная, Л. А. Матасова
КГБПОУ «Алтайский государственный колледж».
|