Российская Федерация в системе международного сотрудничества в условиях санкций.


Скачать 233.02 Kb.
НазваниеРоссийская Федерация в системе международного сотрудничества в условиях санкций.
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
Cемедов Семед Абакаевич (Semed A.Semedov) – д.ф.н., профессор, заведующий

кафедрой «Международное сотрудничество»

Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ (РАНХиГС)

Semed Semedov – Doctor of Philosophy, Chief of the Department

«International Cooperation» of the Russian Academy for National Economy

and Public Administration under the President of the Russian Federation(RANEPA)

E-mail:sa-semed@mail.ru, тел.8-967-067-20-00

Российская Федерация в системе международного

сотрудничества в условиях санкций.

Аннотация: Глобализация международных политических, экономических, культурных отношений не создало и скорее всего не создаст в будущем однородности политических и экономических систем. Внешнеэкономические связи и государства и частного капитала должны отвечать национальным интересам страны. Введение санкций против России группой государств вовсе не означает изоляции нашей страны от мирового сообщества. Мы вправе и должны находить новых партнеров в области экономического сотрудничества, исходя из наших национальных интересов.

Ключевые слова: международное сотрудничество, актор, глобализация, мировой порядок, мягкая сила, экономическая дипломатия.

Abstract of the article: Globalization of the international political, economic & cultural relations didn’t create & perhaps, won’t create in future the homogeneity of political & economic systems. International ties & states, private capital must respond to the national interests of the state. Introduction of sanctions against Russia performed by the group of states doesn’t mean the isolation of our country from the world community. We have all rights & must find new partners in the field of the economic cooperation, following our national interests.

Key-words: International cooperation, actor, globalization, world order, soft power, economic diplomacy.

Современное положение России в системе международных отношений характеризуется крайней напряженностью, что, однако, не исключает взаимовыгодного сотрудничества нашей страны с различными акторами международных отношений. Глобализация международных политических, экономических, культурных отношений не создало и скорее всего не создаст в будущем однородности политических и экономических систем. Соответственно, тотальной унификации и стандартизации в области международного сотрудничества не будет, что предполагает диверсификации политических и экономических связей государств и негосударственных субъектов международных отношений.

В последнее время раздаются голоса о «свертывании сотрудничества», о «новой холодной войне» и т.д. Хочу напомнить, что понятие «международное сотрудничество» отражает такой процесс взаимодействия двух или нескольких акторов, в котором исключается применение вооруженного насилия и доминируют совместные поиски реализации общих интересов. Вопреки обыденному пониманию, сотрудничество — это не отсутствие конфликта, а «избавление» от его крайних, кризисных форм. Традиционно отношения сотрудничества включают в себя двустороннюю и многостороннюю дипломатию, заключение различного рода союзов и соглашений, предусматривающих взаимную координацию политических линий. Например, в целях совместного урегулирования конфликтов, обеспечения общей безопасности или решения других вопросов, представляющих общий интерес для всех участвующих сторон.

Развитие сотрудничества между государствами и другими акторами международных отношений вызвало к жизни целую систему межгосударственных и негосударственных организаций глобального и регионального значения. Рост взаимозависимости мира, возникновение и обострение глобальных проблем необычайно увеличили объективные потребности в расширении многостороннего сотрудничества и способствовали его распространению на другие сферы жизни. Сегодня сотрудничество охватывает не только вопросы торговли, таможенных правил, пограничных урегулирований или военно- политических союзов, но и задачи поиска адекватных ответов на экологические вызовы, освоения космоса, совместного использования ресурсов общего пользования, развития коммуникационных сетей, контроля вооружений, контроль над «виртуальной сферой» и т.д.

Можно выделить следующие типы межгосударственного сотрудничества: 1. Переговоры, предметом которых является распределение выгод государств от их взаимодействия (это одновременно и путь к сотрудничеству, и показатель его существования, например, сотрудничество в рамках ГАТТ/ВТО, отмена тарифных барьеров).

2. Сознательное, достигнутое в результате обсуждения согласование политик (формальные договоры и соглашения о деятельности).

3. Неявное сотрудничество, осуществляющееся без прямых связей и/или формальных соглашений, не предполагающее заключения договоров (такое сотрудничество возникает из совпадающих ожиданий акторов).

4. Навязанное сотрудничество: более сильная сторона заставляет другую корректировать ее политику, но одновременно корректирует и свою собственную.

5. Создание специализированных институтов (например, институтов ООН), осуществляющих регламентации, экспертизы, субсидии.

Российская Федерация активно, но не всегда эффективно использует все формы (типы) международного сотрудничества. Нам кажется, что возможности и выгоды многостороннего экономического сотрудничества в рамках ВТО, экономических структур ООН (ЭКОСОС), региональных международных финансовых и экономических организаций используются непродуктивно. В частности, сотрудничество в рамках АТЭС и АСЕАН, несмотря на декларированные успехи, особенно после саммита АТЭС во Владивостоке (2012 г), оставляют желать лучшего (Таблица №1).

Товарооборот России со странами АТЭС в 2013 году

Страна

Товарооборот

Австралия

886,7 млн. дол. США

Бруней

9 млрд. дол. США

Вьетнам

3,9 млрд. дол. США

Гонконг, Китай

3,1 млрд. долл. США

Индонезия

3 млрд. долл. США

Канада

2, 27 млдр. дол. США

Китайский Тайбэй

5,3 млрд. долл. США (2012 год)

Китайская Народная Республика

89 млрд. дол. США

Малайзия

1,8 млрд. долл. США

Мексика

1,9 млрд. дол. США

Новая Зеландия

569,8 млн. дол. США

Папуа – Новая Гвинея

.

Перу

503,5 млн. долл. США

Республика Корея

11,5 млрд. долл. США.

Сингапур

2,5 млрд. долл. США

США

27,7 млрд. долл. США

Таиланд

3, 4 млрд. долл. США

Филиппины

1,7 млрд. долл. США

Чили

743,1 млн. долл. США

Япония

31 млрд. долл. США

Неоправданно низким остается товарооборот РФ с крупными экономиками государств-членов «G-20»: Канадой (2,27 млд $), Австралией (886,7 млн $), Индонезией (2,959 млд $). В десятки раз снизился товарооборот с традиционным партнером-союзником Вьетнамом (3,9 млд $)1.

Очень часто хорошие политические отношения между акторами международного сотрудничества не подкреплены сотрудничеством в экономической сфере. Яркий пример, российско-индийские отношения. «Самая большая демократия в мире» с момента образования (т.е. Республика Индия) в 1948 году имела прекрасные отношения с СССР и долгие годы была нашим союзником и крупнейшим экономическим партнером в Южной Азии. Объём товарооборота РФ с Индией за последние 10 лет рос медленно, и большая часть контрактов имела военно-технический характер. Это не отвечает в полной мере нашим национальным интересам. Необходимо учесть то, что по ППС ВВП Индии приближается к 5 трл $ и продолжает расти. Огромный потенциал наших экономик необходимо развивать как на двусторонней основе, так и на многосторонней в рамках региональных и глобальных политических и экономических структур. В ходе визита Президента В.В. Путина в Индию (декабрь 2014 г) у России появилась отличная возможность сбалансировать свои позиции на международной арене. Заключенные новые договора с Китаем в 2014 году на фоне обострения отношений с Западом, «грозят поставить Россию в чрезмерную зависимость от Пекина, который, возможно, пожелал бы воспользоваться временным российским «одиночеством»2. Индии, где новый премьер-министр Нарендра Моди планирует провести экономические реформы, нужны внешние партнеры – инвестиции, технологии, рынки. В ходе визита было подписано более десяти контрактов: соглашение о поставке оборудования для третьего и четвертого энергоблоков АЭС «Кудамкулам»; соглашение о строительстве не менее 12 энергоблоков в течении 20 лет; соглашения о поставках нефти и газа в Индию. Также велись переговоры об участии индийских компаний в разработке нефтяных и газовых месторождений в России (Ванковское, Юрубчено-Тахомское). Участие в составе правительственной делегации премьер-министра Крыма С. Аксёнова означало на дипломатическом языке, что российско-индийские экономические отношения не будут испорчены политическими разногласиями.

России необходимо в сложных условиях, отягощённых международными санкциями, наладить тесное экономическое сотрудничество с переживающими экономический кризис государствами БРИКС (Индия, Китай, Бразилия, ЮАР). Возможности в рамках этого субрегионального международного клуба значительны, тем более вес, значение и ресурсы («мощь» в терминах теории международных отношений) новых «великих» держав уже очевидна: совокупный ВВП членов БРИКС превышает ВВП «G-7», по населению, территории и запасам природных ресурсов отрыв новой организации от «G-7» значителен. С 1 января 2015 года председательство в организации перешло к России.

В теории международных отношений существует несколько гипотез относительно условий, при которых сотрудничество между государствами становится наиболее вероятным. Эти гипотезы не составили комплексной теории межгосударственного сотрудничества, но они предложили серию переменных, каждая из которых делает сотрудничество более вероятным. Анализ и эмпирическая проверка этих гипотез способны продвинуть вперед дело создания комплексной теории, а значит, и развитие теории международных отношений в целом. В 1992 году американская исследовательница Х. Милнер написала статью, посвященную вопросу международной кооперации под названием «Международные теории национальной кооперации (или кооперации между нациями): силы и слабости»3. В рамках данной работы она осуществила анализ имевшихся на тот момент концепций и представлений о международной кооперации таких известных авторов как Р. Кеохейн, Р. Аксельрод и др. Так, определение международной координации, которое исследовательница приводит, цитируя Р. Кеохейна, определяет международное сотрудничество как ситуацию, «когда одни акторы регулируют свое поведение в соответствии с реальными или ожидаемыми предпочтениями других, через процесс координации политик»4. X. Милнер выделяет и анализирует шесть таких гипотез: 1. «Гипотеза взаимности», основным содержанием которой является ожидание государствами выгод от сотрудничества и опасение потерь и даже наказаний в случае уклонения от него. 2. «Гипотеза о количестве акторов», с точки зрения которой перспективы сотрудничества возрастают с уменьшением числа взаимодействующих государств. 3. «Гипотеза итерации», исходя из которой возможности вступления государств на путь сотрудничества связаны с длительностью их взаимодействия. 4. «гипотеза о международных режимах», т.е. о нормах, принципах и процедурах принятия решений, совокупность которых представляет собой центры межгосударственного сотрудничества. 5. «Гипотеза эпистемических сообществ», описывающая ту роль, которую играют в развитии межгосударственного сотрудничества профессиональные эксперты, разделяющие общее понимание проблемы и вырабатывающие общие пути ее решения. 6. «Гипотеза асимметрии силы», которая имеет сходство с так называемой гегемонической теорией стабильности и с позиций которой сотрудничество является более вероятным, если в наличии имеется сильное и заинтересованное государство- гегемон.5 Россия участвует в современном многостороннем сотрудничестве в соответствии с большинством из вышеперечисленных гипотез. Необходимо иметь ввиду, что «черта, разделяющая дружеские и враждебные отношения, не всегда четко определена» в современном мире (А. Уолферс). Возможно, для кого-то рецепты и концепции иностранных теоретиков покажутся уже устаревшими и оторванными от практики международной жизни, но это далеко не так. К большому сожалению, 80% работ по теории международных отношений написано американскими специалистами. Сейчас тот самый момент, когда государственным структурам необходимо уделить большое внимание политологическим исследованиям, в том числе теории международного сотрудничества и международных режимов.

Отталкиваясь от различных типологий международного сотрудничества, мне более всего импонирует точка зрения американского политолога Арнольда Уолферса, который выделяет два основных мотива, или стимула, и, соответственно, два типа межгосударственного сотрудничества: внутринаправленное и внешненаправленное сотрудничество. Внутринаправленное сотрудничество мотивировано желанием государства улучшить отношения внутри объединенной группы, и в этом случае интерес является сугубо внутренним для группы стран и полностью независимым от внешних по отношению к этой группе угроз. В свою очередь, внешненаправленное сотрудничество продиктовано стремлением государств к объединению усилий в борьбе против общей внешней опасности. В этом случае сотрудничество зависит от длительности существования опасности, которая является очень убедительным стимулом к объединению.
С точки зрения А. Уолферса, сотрудничество «внешненаправленного» типа, к которому относятся все альянсы и договоры о коллективной обороне и которое объединяет государства для взаимопомощи в действиях против общего внешнего врага, сталкивается с меньшим количеством проблем, чем сотрудничество «внутринаправленного» типа. Одновременно он подчеркивает, что между двумя выделяемыми им типами межгосударственного сотрудничества нет четкого различия: нередко в альянсах сотрудничество в области обороны поддерживается различными мероприятиями «внутринаправленного» характера, подобно тому, как НАТО добивалось взаимодействия своих участников в политической, экономической и культурной сферах. «Более того, иногда альянсы преуменьшают важность внешних целей объединения, не конкретизируя в своих официальных договорах внешнего врага, дабы не провоцировать его. Однако правительства, недостаточно хорошо понимающие различия между двумя типами сотрудничества, обманывают и себя, и своих граждан. Учитывая значимость внешней угрозы, было бы также ошибочно предполагать, что многосторонние соглашения о коллективной обороне могут стать этапом формирования глобальной системы безопасности или мирового правительства» - утверждал этот ученый6.
Помимо этих двух основных типов сотрудничества, А. Уолферс выделяет еще один, который, на первый взгляд, не вписывается в схему «дружбы — вражды» между государствами. Он описывает данный тип как состояние «минимума взаимоотношений». В нем пребывают государства, проводящие политику изоляции или минимальных политических контактов с другими государствами, стремясь оградить себя от ввязывания в споры между ними. Подобную позицию занимали, например, США перед первой мировой войной, а также занимает Швейцария, придерживающаяся постоянной политики нейтралитета. Основой такого поведения является надежда на то, что отсутствие требований со стороны государств и их невмешательство в дела других вызовет по отношению к ним, по крайней мере, дипломатическую дружественность. «Однако, — подчеркивает А. Уолферс, — они могут и не достичь желаемого результата, если случится, что одна или несколько из этих стран не приемлют самой идеи неприсоединения или нейтралитета»7. Применительно к положению современной России в международной системе, по терминологии Уолферса, нам характерны два основных типа сотрудничества: и внутринаправленный и внешненаправленный. Однако, нам ведь не чужд (если взять отдельные государства, в том числе Грузия и ряд мусульманских государств) и тип сотрудничества «минимум взаимоотношений», что неоправданно ни с политической, ни с экономической точек зрения. К сведению: численность грузин, постоянно проживающих в России составляет 197 934, только в Москве - 59 387 человек (по данным переписи населения РФ 2002 года).

Цели сотрудничества субъектов международных отношений в современном мире: стратегия совместных действий, осуществляемая на взаимовыгодных условиях правительственными и неправительственными акторами, организациями, группами лиц или отдельными лицами в двух и более странах, направленная на снижение политико-психологической напряженности в межгосударственных отношениях, и реализуемая путем выработки эффективных методов и путей прогрессивного общественного развития, как на локальном, так и на глобальном уровне.

Государства обязаны, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, основанной на таких различиях.

Целью российского государства является: сотрудничество с другими государствами в деле поддержания международного мира и безопасности: сотрудничество в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм религиозной нетерпимости; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства. Государства сотрудничают в экономической, социальной и культурной областях, а также в области науки и техники и содействуют прогрессу в мире в области культуры и образования. Государства должны сотрудничать в деле оказания содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Факторы, определяющие возможность международного сотрудничества государств: географическое расположение стран и культурно-цивилизационная близость соседствующих государств и регионов; национально-государственные интересы; политический фактор; взаимный интерес, а именно заинтересованность, как со стороны организаций и институтов гражданского общества, так и со стороны правительств отдельных стран, крупных структур; культурно-религиозный фактор, совместимость менталитетов; внешняя угроза; расширение информационного поля, количества международных контактов, обменов и т.д.; стремление гражданского общества к демократическим преобразованиям; распад СССР как социальный фактор возрождения международного сотрудничества; энергетический фактор; стихийные процессы и субъективные факторы и т.д.

Факторы, негативно влияющие на достижение целей сотрудничества, условно можно разделить на две группы: 1. Первая группа объединяет факторы и условия, характеризующие политическую ситуацию и систему государственного управления сотрудничающих сторон. Это, в первую очередь, "отсутствие заинтересованности" в сотрудничестве, отсутствие понимания важности и выгод от сотрудничества на разных уровнях государственного управления, отсутствие навыков дипломатии, несформированность политической и профессиональных элит, юридические барьеры и т.д. 2. Вторая группа факторов касается "массового сознания" населения стран: отсутствие навыков гражданской активности, неверие в собственные силы, неумение решать проблемы с властями. Отдельным фактором, затрудняющим процесс сотрудничества, является вопрос безопасности участников международных проектов и проблем.

Основными препятствиями, мешающими эффективному осуществлению сотрудничества, являются: устаревшие стереотипы и установки, а также логика "холодной войны»; исторический опыт и обиды, мешающие объективным принятиям решений; стереотипность мышления и недостаток информации, позволяющей адекватно оценивать, как ситуацию в странах, так и достигнутые в ходе сотрудничества результаты; проблема доверия.

Основными субъектами международного сотрудничества являются: государства, ТНК, правительственные и общественные организации, торговые, финансовые, культурные, экологические, научные, религиозные, спортивные, молодежные, ирредентистские движения, международные организации (созданные в целях координации сотрудничества государств в определенной сфере и по возможности оказывающие необходимую помощь государствам в реализации договоров в той же сфере сотрудничества), так как именно они принимают решения, которые становятся императивными для всех остальных в рамках их компетенции. При этом надгосударственные и международные структуры и организации приобретают все более значимый вес в глобальной политике по сравнению с национальными государствами.

Отношения сотрудничества включают: двустороннюю и многостороннюю дипломатию; заключение различного рода союзов и соглашений, предусматривающих взаимную координацию политических линий: например, в целях совместного урегулирования конфликтов, обеспечения общей безопасности или решения других вопросов, представляющих общий интерес для всех участвующих сторон. Центральным и наиболее важным из них остается политическое сотрудничество, от успешности которого во многом зависит решение задач взаимодействия и в других областях8.

Содержание международных отношений определяется не только сотрудничеством, но и конфликтами, в том числе и такими, которые сопровождаются дезинтеграцией ранее единых политических образований (примеры — судьба СССР, Югославии, Эфиопии, Судана, Чехословакии). В рамках системного подхода, конфликты и сотрудничество принадлежат к числу важнейших условий функционирования международных систем, характеризующих степень их стабильности. С этой точки зрения конфликт присущ как нестабильному («революционному»), так и стабильному типу международных систем. Однако отличительными чертами стабильных систем является то, что ценности, которые разделяются ее составными частями (акторами международных отношений): а) не подвергаются постоянному сомнению; б) существует консенсус относительно правил соперничества между этими участниками; в) отношения между ними характеризуются умеренностью. В «революционной» системе, напротив, наблюдаются несовместимость ценностей, непрерывное оспаривание правил и отсутствие умеренности, а, следовательно, и слабая степень сотрудничества. Напомним, что критерии стабильности системы связаны с ее изменениями, в зависимости от которых система либо сохраняет себя, либо настолько трансформируется, что происходит переход к иному типу системы, либо она просто разрушается. В рамках глобальной международной системы подобный переход означает смерть старого и рождение нового международного порядка. Возможно, украинский кризис быстро превратившись из внутригосударственного в международный, означает как раз «смерть старого и рождение нового мирового порядка». При этом степень дестабилизации и разрушения прежней системы (соответственно, степень международного беспорядка) варьируется в зависимости как от исторического контекста с присущими ему цивилизационными и технологическими особенностями, так и от политической воли и действий главных игроков международной сцены.9

Государства наделяют соответствующими полномочиями по решению широкого диапазона политических, экономических и социальных проблем межправительственные организации (далее - МПО): ООН (функции координационного центра в мировом сообществе, проводящего в жизнь стратегию глобального партнерства в различных сферах), ОАЕ (Организация африканского единства, с 2001 г. - Африканский Союз), ОАГ (Организация американских государств), АЗЭС, АССАН, ЕС, Лига арабских государств, ОПЕК, СНГ…

Соответствует ли сложившаяся после присоединения Крыма ситуация в отношениях России и Запада национальным интересам нашего государства? Согласимся ли мы с потерей 150-200 млд. долл. в год? (По данным РБК, более 150 млд долларов «ушли» из России в 2014 году). Думаю, что нет. Интегрированность РФ в международные экономические и финансовые организации и структуры сыграло негативную роль в отстаивании национальных интересов государства. «Вашингтонский консенсус» дорого обошёлся современной России. В «тучные» 2000-е, когда цены на нефть и газ росли как на дрожжах, наша страна выплачивала по кредитам «ельцинской» эпохи. Однако, кто мешает нам перевести стрелки направлений сотрудничества на Восток, в Латинскую Америку, Африку, Мусульманский мир… Все ли возможности исчерпаны. 90 % товарооборота РФ приходится на 30 государств (всего в мире более 200 государств и 21 непризнанное или частично признанных государств). ….

Россия наконец должна проводить прагматичную внешнюю политику и наладить равноправное многостороннее сотрудничество со странами постсоветского пространства, так как это проблема не только экономики, но и политики, а также вопрос сохранения и расширения «русского мира». Россия обязана восстановить дипломатические отношения с Грузией, исходя в первую очередь из своих национальных интересов и принципа существования государства в «комфортном окружении» или «комфортной среде». Именно как великой державе России следует первой сделать шаг навстречу Грузии. Вопрос российско-грузинских отношений – это вопрос имиджа России.

Динамично развивающийся Азербайджан может быстро заполнить торгово-экономические ниши, освободившиеся после введения санкций против России.

Недооценен как торговый и экономический партнёр Узбекистан. Республика Узбекистан является одним из важных игроков в региональных международных отношениях. Страна обладает мощным экономическим и трудовым потенциалом. Имея население (45 млн. чел), сопоставимое с населением крупных европейских государств, Узбекистан способен при грамотной интеграции в международные экономические структуры и "смягчении" политического режима быстро набрать ускоренные темпы экономического развития. В перспективе Узбекистан со своими колоссальными трудовыми ресурсами способен оказать неоценимую услугу для быстрорастущей российской экономики. Сельскохозяйственная продукция из Узбекистана вполне может заменить продукты из Европы благодаря своим природным и экологическим качествам.

Экономическая дипломатия РФ как инструмент внешнеэкономической деятельности должна выполнять цементирующую роль в расширении экономического и торгового сотрудничества. Возможно, РФ следует ускоренными темпами восстановить сеть торговых представительств за рубежом (на 2014 год у РФ за рубежом было 51 торгпредство. В 1990 году СССР имел за рубежом 102 торгпредства). Необходимо значительно усилить посольства специалистами по экономическим вопросам. Задача защиты интересов отечественного бизнеса должна стать первостепенной для российских дипломатических, консульских и торговых представительств России за рубежом.

Интересная деталь, характеризующая неоднозначность отношений акторов международных отношений к России: в 2014 году несколько стран и территорий упростили визовые режимы для россиян. В итоге к началу 2015 года россияне могут без визовых проблем съездить в 116 государств — больше половины мира. В том числе, россиянам не нужен даже загранпаспорт для поездок в 5 стран, не нужна виза в 63 страны, 33 государства готовы выдать визу по прибытии в аэропорт и еще 15 не требуют посещения посольств и выдают визы или визовые разрешения в электронном виде.10

В современных международных отношениях огромную роль играют элементы «мягкой силы»11 (soft power) — способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение. Основами мягкой силы являются культурные и политические ценности, институты, которые способны притягивать других, «хотеть того, чего хотите вы». Примеры мягкой силы: 1. Политические ценности и институты (демократические выборы, многопартийность, права человека, свобода, благотворительность). 2. Культурные ценности (музыка, кино, язык…). Термин "мягкая сила" как потенциальное направление внешней политики России стал использоваться в российских официальных кругах с середины 2012 года. Улучшением имиджа России за рубежом призвано заняться Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)12. «Гибкая власть - это основа, становой хребет повседневной демократической политики. Способность устанавливать преференции имеет тенденцию ассоциироваться с такими нематериальными ресурсами, как привлекательность личности, культура, политические ценности и институты, и с политикой, которая воспринимается как легитимная или имеющая моральный авторитет… Гибкая власть – это не то же самое, что воздействие и влияние… Это больше, чем просто убеждение, уговаривание или способность подвигнуть людей сделать что-либо при помощи аргументов, хотя все это является важным элементом этой власти. Проще говоря…- это привлекательная власть…»13. В современной теории международных отношений выделяют также «дипломатию мягкой силы» как одна из форм публичной дипломатии. Насколько эффективно Россия использует политику «мягкой силы» в «окружающем мире»? Пока можно констатировать, довольно неудачно и грубо. Наша политика на постсоветском пространстве: особо неуклюжая и безграмотная в Украине и Грузии, бесхребетная в Прибалтийских государствах и непоследовательная на Кавказе и в Центральной Азии – тому наглядное подтверждение. Фактическая потеря образовательного пространства и вытеснение русского языка из сферы повседневного общения – это одно из важнейших потерь «Русского мира». «Вытеснение», выдавливание этническими элитами русских из практически всех сфер жизни общества в «около-российском окружении» - это использование «мягкой дипломатии» на «двойку». Представители Русского мира (за рубежом проживают более 30 млн «русских») должны быть более широко вовлечены в международное сотрудничество. Использование информационных технологий, в том числе традиционных СМИ в продвижении имиджа России больше похоже на советский агитпром типа «У нас, у них», а качество телевизионных передач на международные темы не дотягивает до уровня советской «Международной панорамы» с блестящими комментаторами: Ф. Суйфуль-Мулюков, В. Овчинников, А. Бовин. Возможно, девиз «Профессионалы решают всё!» когда-нибудь станет для нашего государственного управления основополагающим. А создание отдельного «Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству» при МИД РФ без соответствующего финансирования и четко определенного целеполагания навряд ли решат важнейшую задачу продвижения имиджа России.

Международное сотрудничество тесно связано со стабильностью и внутри страны. Как внешняя среда функционирования государства, так и внутренняя влияют на уровень и степень международного сотрудничества. Внешнеэкономические связи и государства, и частного капитала должны отвечать национальным интересам страны. Целью международных отношений является налаживание взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической и культурной сферах в интересах всех участников этого процесса. Введение санкций против России группой государств вовсе не означает изоляции нашей страны от мирового сообщества. Мы вправе и должны находить новых партнеров в области экономического сотрудничества, исходя из наших национальных интересов. Для диверсификации международного сотрудничества важна поддержка национального капитала. «Малый и средний бизнес, укоренённый в стране, губернаторский корпус, средние частные банки и примкнувшая ко всем им техническая интеллигенция являются естественной опорой для страны, находящейся в экономической полуосаде»14. Основой социально ориентированного государства является средний класс, который формируется на основе развития малого и среднего бизнеса, интеллигенции в широком смысле: педагоги, врачи, инженеры, работники науки, образования. Достаточно ли поддержка среднего класса для В.В. Путина для того, чтобы найти выход из создавшейся кризисной ситуации в стране и сможет ли он заставить «экономическую власть» работать на национальную экономику?

В истории России уже неоднократно было так, что попытки внешней изоляции вызывали внутри страны всплеск национального самосознания, а порой и национализма. Украинский кризис вызвал, безусловно, трансформацию мирового порядка. России важно определить свое место и роль в этом новом пост-ялтинском мире. Скорее всего самоидентификация Российской Федерации состоялось: теперь важно определиться со своим статусом в мировой системе международных отношений. При этом важно не потерять старых партнёров и союзников, но не останавливать поиск новых «друзей» в глобальном мире.

Международное сотрудничество РФ должно расширяться не только за счет торгово-экономических партнеров, но и за счет расширения сотрудничества в гуманитарной, культурной, спортивной, образовательной, правовой сферах. К сведению, Россия имеет дипломатические отношения с 189 государствами. Векторы сотрудничества должны быть направлены как в Европу, так и на государства в Азии, Африке, Латинской Америке. Ни в коем случае Россия не должна полностью сворачивать сотрудничество с США. Наши государства имеют много общего: большая территория, население, много общего в ментальности. Введенные США и их союзниками против России экономические санкции ограничивают, но не отрицают сотрудничества: «не экономикой единым» подпитывается оно. Международное сотрудничество продолжается по не-экономическим направлениям. К санкциям против России присоединилось порядка 3-х десятков государств, что не мешает нам наращивать взаимоотношения с другими государствами при сохранении политических, культурных, научных, спортивных отношений и с теми, кто присоединился к санкциям.

Список использованной литературы:

  1. Най, Джозеф С. Гибкая власть: как добиться успеха в мировой политике. Перевод с анг. В.И. Супруна. – Новосибирск, ФСПИ «Тренды», 2006.

  2. Семедов С.А. Теория международных отношений: Словарь-справочник. Учебное пособие.- М.: РАНХиГС, 2014.

  3. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М.: «Гардарики», 2006.

  4. Эксперт, №51 (928), 15-21 декабря 2014.

  5. http://www.skyscanner.ru/news/8-s-polovinoi-stran-uprostivshikh-vizovyi-rezhim-dlya-rossiyan-v-2014-godu.

  6. Milner H. International theories of cooperation among nations: strengths and weaknesses / H. Milner // World Politics. — 1992. — Vol. 44. — № 3.

  7. Wolfers A. Discord and Collaboration. Essays of International Politics. L., 1966.



1 Справка: на страны АТЭС (Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество) приходиться 40% населения Земли, 54% мирового ВВП, 44% мировой торговли. В АТЭС акторами являются не государства, а «участвующие экономики».

2 Эксперт. №51 (928), 15-21 декабря 2014, С.8.

3 Milner H. International theories of cooperation among nations: strengths and weaknesses / H. Milner // World Politics. — 1992. — Vol. 44. — № 3.

4 Там же, С.467.

5 Milner H. … С.466-496.

6 Wolfers A. Discord and Collaboration. Essays of International Politics. L., 1966. – Р.32, 35.

7 Wolfers A. Discord and Collaboration. Essays of International Politics. L., 1966. – Р.32, 35.


8 См. подробно об этом: Цыганков П.А. Теория международных отношений. М.: «Гардарики», 2006. – С.440-469.

9 См. подробно об этом: Цыганков П.А. Теория международных отношений. М.: «Гардарики», 2006. – С.440-469.


10 http://www.skyscanner.ru/news/8-s-polovinoi-stran-uprostivshikh-vizovyi-rezhim-dlya-rossiyan-v-2014-godu

11 Най, Джозеф С. Гибкая власть: как добиться успеха в мировой политике. Перевод с анг. В.И. Супруна. – Новосибирск, ФСПИ «Тренды», 2006. –С.31-32

12 Семедов С.А. Теория международных отношений: Словарь-справочник. Учебное пособие.- М.: РАНХиГС, 2014.

13 Най, Джозеф С. – С.32

14 Эксперт, №51 (928), 15-21 декабря 2014, С.15.


Похожие:

Российская Федерация в системе международного сотрудничества в условиях санкций. iconСовет таможенного сотрудничества (всемирная таможенная организация) международная конвенция
Российская Федерация присоединилась к Конвенции (Федеральный закон от 03. 11. 2010 №279-фз)

Российская Федерация в системе международного сотрудничества в условиях санкций. iconСовет таможенного сотрудничества (всемирная таможенная организация) международная конвенция
Российская Федерация присоединилась к Конвенции (Федеральный закон от 03. 11. 2010 №279-фз)

Российская Федерация в системе международного сотрудничества в условиях санкций. iconКнига была переведена и издана при финансировании представительства...

Российская Федерация в системе международного сотрудничества в условиях санкций. iconСтипендии в рамках Программы стипендий maec-aecid (ProgramasdeBecas maecaecid)
Министерство иностранных дел и международного сотрудничества и Испанское агентство международного сотрудничества ежегодно на конкурсной...

Российская Федерация в системе международного сотрудничества в условиях санкций. iconРоссийская Федерация Российская Федерация Администрация городского...
Новая система оплаты труда как фактор усиления мотивационной основы управления педагогическим персоналом школы

Российская Федерация в системе международного сотрудничества в условиях санкций. iconФедеральный закон
Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством...

Российская Федерация в системе международного сотрудничества в условиях санкций. iconФорма заявки для получения логина к системе Web-Торги-кс
Российская Федерация, 677011, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, проспект Ленина, д. 30

Российская Федерация в системе международного сотрудничества в условиях санкций. iconРоссийская Федерация Российская Федерация Свердловская область камышловская...
Об утверждении Правил содержания домашних животных на территории муниципального образования «город Камышлов»

Российская Федерация в системе международного сотрудничества в условиях санкций. iconРоссийская федерация федеральный закон об аккредитации в национальной системе аккредитации
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, иными установленными...

Российская Федерация в системе международного сотрудничества в условиях санкций. iconРоссийская Федерация Российская Федерация министерство образования...
Социальная поддержка населения, эффективной организации отдыха и занятости детей и подростков, а также в целях поощрения и поддержки...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск