МИНОБРНАУКИ РОССИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ЮИ)
УТВЕРЖДАЮ
Директор института
___________В.А. Уткин
«____»_________20__ г.
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Направление подготовки
40.04.01 «Юриспруденция»
Профиль подготовки
«Правовое регулирование организации и прохождения государственной и муниципальной службы»
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
очная, заочная
Томск-2016 1. Цель производственной практики Цель производственной практики магистрантов профиля подготовки «Правовое регулирование организации и прохождения государственной и муниципальной службы»заключается в дальнейшем развитии у них профессиональных компетенций юриста, установленных ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки, путем осуществления практической юридической деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления, прокуратуры, суда, у должностных лиц.
2. Задачи производственной практики Задачами производственной практики магистрантов профиля подготовки «Правовое регулирование организации и прохождения государственной и муниципальной службы»являются:
- закрепление и углублениеполученных в ходе теоретического обучения знаний в области юриспруденции;
- применение теоретических знаний, полученных при обучении, к правовым аспектам организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, прокуратуры, суда, должностных лиц;
- усвоение методики проведения уполномоченными субъектами процедурных и процессуальных действий, методов организации труда юриста в современных условиях, форм взаимодействия юриста с государственными органами, должностными лицами, организациями, физическими лицами;
- развитие навыков, умений и способностей к профессиональному общению и решению профессиональных задач;
- овладение практическими навыками по составлению процессуальных, иных юридических документов и выполнению другихюридически значимых действий;
- сбор и изучение практического материала в рамках выполнения выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);
- выявление и формирование у магистранта склонности к соответствующей работе, развитие и укрепление мотивации для дальнейшего трудоустройства по профилю обучения.
3. Место производственной практики в структуре ООП магистратуры Производственная практика магистрантов представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, и является обязательным разделом основной образовательной программы высшего образования по направлению 40.04.01 – юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»). Производственная практика в рамках профиля подготовки «Правовое регулирование организации и прохождения государственной и муниципальной службы»основывается на предшествующем освоении теоретических и прикладных учебных дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью юриста с учетом профиля подготовки в соответствии с магистерской программой, в частности, таких, как: «Актуальные проблемы общей теории права», «Проблемы теории юридической ответственности», «Проблемы теории судебного процесса», «Международно-правовые стандарты защиты прав и свобод человека и гражданина», «Актуальные проблемы административного права», «Правовые основы организации и прохождения государственной гражданской службы», «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации», «Проблемы обеспечения законности в сфере государственной муниципальной службы», «Контроль и надзор в сфере государственного управления», «Проблемы административной ответственности государственных служащих», «Ответственность государственных и муниципальных служащих», «Административная юстиция как средство преодоления злоупотреблений в системе государственной службы», «Актуальные проблемы муниципального права и муниципальной службы». Магистрант для освоения программы производственной практики должен обладать умениями и навыками ориентироваться в положениях Конституции РФ, международных нормативно-правовых актов, КоАП РФ, НК РФ, ТК РФ, ЗК РФ, КАС РФ, АПК РФ, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иного российского законодательства.
Помимо дальнейшего развития у магистранта общекультурных и профессиональных компетенций, производственная практика призвана обеспечить ему эмпирическую базу выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), проверить практическую состоятельность уже намеченных её выводов и рекомендаций, а также помочь сформулировать новые и выйти на государственную итоговую аттестацию.
4. Способы проведения производственной практики Производственная практика проводится как выездная, осуществляемая по месту нахождения соответствующих виду производственной практики органов, должностных лиц.
С учетом профиля подготовки «Правовое регулирование организации и прохождения государственной и муниципальной службы» магистратуры ЮИ ТГУ, магистранты выбирают для прохождения один из следующих видов производственной практики:
1) государственно-правовую практику;
2) административно-юрисдикционную практику;
3) правоохранительную практику, в том числе:
- прокурорскую практику;
- судебную практику (по административным делам, по вытекающим из административных правоотношений делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности).
5. Формы проведения производственной практики Производственная практика проводится непрерывно в рамках производственной работы в органах, у должностных лиц.
6. Места и сроки проведения производственной практики Местом проведения государственно-правовой практики являются:
- аппарат (юридическая служба) палат Федерального Собрания РФ;
- юридические службы федеральных органов исполнительной власти (независимо от профиля деятельности), их межрегиональных и региональных подразделений;
- аппараты (юридические службы) законодательного (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований;
- аппараты (юридические службы) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления;
- ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, муниципальные избирательные комиссии.
Местом проведения административно-юрисдикционной практики являются правоохранительные (кроме судов) и иные органы (подразделения органов, должностные лица) государственной власти, осуществляющие возбуждение, подготовку и рассмотрение дел об административных правонарушениях.
Местом проведения правоохранительной практики являются:
- для прокурорской практики - органы прокуратуры РФ;
- для судебной практики (по административным делам, по возникающим из административных правоотношений делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности)- суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Производственная практика может осуществляться как в виде непрерывного цикла в течение учебного года во время, свободное от теоретического обучения, так и параллельно с теоретическими занятиями (непрерывно или с разрывом во времени) при условии выполнения требований и других разделов магистерской программы. Срок прохождения практики в соответствии с Календарным учебным графиком: 1 год обучения, 2 семестр, 40-47 недели.
В некоторых случаях, с учетом возможностей учебно-производственной базы, а также органов, должностных лиц, организаций, обеспечивающих прохождение производственной практики, практика может проводиться в иные сроки, по согласованию с руководителем магистерской программы, директором ЮИ ТГУ на основании приказа ректора ТГУ. Места проведения производственной практики определяются согласно следующим договорам, заключенным Томским государственным университетом:
- договор о сотрудничестве в подготовке кадров с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от 22.03.2011г.;
- договор о сотрудничестве и подготовке кадров с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Томской области от 30.06.2015г.;
- договор о сотрудничестве и подготовке кадров с Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области от 16.04.2015г.;
- договор об организации и проведении практики студентов Томского государственного университета с Томской таможней от 12.07.2007г.;
- договор о сотрудничестве с прокуратурой Томской области от 16.04.2016г.;
- договор о прохождении практики студентов Томского государственного университета в прокуратуре Кемеровской области с прокуратурой Кемеровской области от 01.02.2013г.;
- договор о сотрудничестве в подготовке кадров с Управлением Судебного департамента в Томской области № 272 от 04.04.2011г.;
- договор о сотрудничестве и подготовке кадров с Комитетом по обеспечению деятельности мировых судей Томской области от 20.03.2013г.;
- договор о сотрудничестве и подготовке кадров с Арбитражным судом Томской области от 29.03.2013г.
7.Планируемые результаты обучения при прохождении производственной практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Коды формируемых компетенций
| Уровни освоения
|
ОК-1
| ОК-1 (I) – З
Знание социальной значимости профессиональной юридической деятельности органов (должностных лиц), проводящих производственную практику, понятия и содержания профессионального правосознания. ОК-1 (II) - У
Умение уважительно относиться к праву и закону, осознавать социальную значимость профессии юриста, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, применять полученные знания в профессиональной юридической деятельности в органах (у должностных лиц), проводящих производственную практику.
|
ОК-2
| ОК-2 (I) – З
Знание профессиональных обязанностей должностных лиц государственных и муниципальных органов, проводящих производственную практику, а также подлежащих соблюдению при их исполнении принципов этики юриста. ОК-2 (II) - У
Умение добросовестно выполнять профессиональные обязанности должностных лиц государственных и муниципальных органов, проводящих производственную практику, обеспечивая соблюдение при этом принципов этики юриста. ОК-2 (III) - В
Способность дать правильную правовую оценку обстоятельствам, требующим выполнения профессиональных обязанностей должностных лиц государственных и муниципальных органов, проводящих производственную практику, а также подлежащих соблюдению при их исполнении принципов этики юриста, в конкретной ситуации осуществления ими профессиональной юридической деятельности, и составлять, оформлять применительно к такой ситуации соответствующие акты и иные юридические документы.
|
ПК-2
| ПК- 2 (I)-З
Знание нормативных правовых актов, норм материального и процессуального права, регулирующих профессиональную юридическую деятельность органов (должностных лиц), проводящих производственную практику. ПК- 2 (II)-У
Умение выделять и анализировать обстоятельства, требующие применения положений нормативных правовых актов, норм материального и процессуального права в конкретной ситуации осуществления профессиональной юридической деятельности органов (должностных лиц), проводящих производственную практику, и осуществлять соответствующие этапы правоприменения.
|
ПК-3
| ПК- 3 (I)-З
Знание должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства, закрепленных в нормативных правовых актах, регулирующих профессиональную юридическую деятельность органов (должностных лиц), проводящих производственную практику. ПК- 3 (II)-У
Умение поэтапно выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства при осуществлении профессиональной юридической деятельности органов (должностных лиц), проводящих производственную практику. ПК- 3 (III)-В
Способность дать правильную правовую оценку обстоятельствам, требующим выполнения обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства в конкретной ситуации осуществления профессиональной юридической деятельности органов (должностных лиц), проводящих производственную практику, и составлять, оформлять применительно к такой ситуации соответствующие акты и иные юридические документы.
|
ПК-4
| ПК- 4 (I)-З
Знание задач, содержания, правовых средств, основных методов выявления, пресечения, раскрытия и расследования правонарушений и преступлений в сфере профессиональной юридической деятельности органов (должностных лиц), проводящих производственную практику. ПК- 4 (II)-У
Умение применять правовые средства и основные методы выявления, пресечения, раскрытия и расследования правонарушений и преступлений на основе анализа обстоятельств конкретной ситуации в сфере профессиональной юридической деятельности органов (должностных лиц), проводящих производственную практику.
|
ПК-5
| ПК- 5 (I)-У
Знание задач, содержания, правовых средств, основных методов предупреждения правонарушений, выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению, в сфере профессиональной юридической деятельности органов (должностных лиц), проводящих производственную практику. ПК- 5 (II)-У
Умение применять правовые средства и основные методы предупреждения правонарушений, выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению, на основе анализа обстоятельств конкретной ситуации в сфере профессиональной юридической деятельности органов (должностных лиц), проводящих производственную практику.
|
ПК-6
| ПК- 6 (I)-З
Знание задач, содержания, правовых средств, основных методов выявления, оценивания и содействия пресечению коррупционного поведения в сфере профессиональной юридической деятельности органов (должностных лиц), проводящих производственную практику. ПК- 6 (II)-У
Умение применять правовые средства и основные методы выявления, оценивания и содействия пресечению коррупционного поведения на основе анализа обстоятельств конкретной ситуации в сфере профессиональной юридической деятельности органов (должностных лиц), проводящих производственную практику. ПК- 6 (III)-В
Способность дать правильную правовую оценку обстоятельствам, требующим применения определенных правовых средств и основных методов выявления, оценивания и содействия пресечению коррупционного поведения в сфере профессиональной юридической деятельности органов (должностных лиц), проводящих производственную практику, и составлять, оформлять применительно к такой ситуации соответствующие акты и иные юридические документы.
|
ПК-7
| ПК- 7 (I)-З
Знание содержания нормативных правовых актов, регулирующих организацию и профессиональную юридическую деятельность органов (должностных лиц), проводящих производственную практику. ПК- 7 (II)-У
Умение анализировать и квалифицированно толковать положения нормативных правовых актов, регулирующих организацию и профессиональную юридическую деятельность органов (должностных лиц), проводящих производственную практику.
|
ПК-8
| ПК- 8 (I)-З
Знание задач и содержания осуществляемой в сфере профессиональной юридической деятельности органов (должностных лиц), проводящих производственную практику, юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. ПК- 8 (II)-У
Умение принимать участие восуществляемой в сфере профессиональной юридической деятельности органов (должностных лиц), проводящих производственную практику, юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. ПК- 8 (III)-В
Способность дать правильную правовую оценку обстоятельствам, требующим применения определенных правовых средств в конкретной ситуации осуществления профессиональной юридической деятельности органов (должностных лиц), проводящих производственную практику, и давать соответствующие квалифицированные юридические заключения и консультации; способность оценить положения проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых в целях регламентации организации и деятельности соответствующих органов (должностных лиц), на предмет их соответствия действующим законам, системности и эффективности и формулировать предложения по их совершенствованию.
|
ПК-9
| ПК- 9 (I)-З
Знание содержания и принципов организации работыи управления в органах (у должностных лиц), проводящих производственную практику. ПК- 9 (II)-У
Умение выделять и анализировать обстоятельства, которые должны учитываться при принятии управленческих решений в работе органов (должностных лиц), проводящих производственную практику, и принимать соответствующие оптимальные управленческие решения. ПК- 9 (III)-В
Способность оценить существующее положение дел в сфере организации работы и управления в органах (у должностных лиц), проводящих производственную практику, и формулировать предложения по её совершенствованию.
|
ПК-10
| ПК- 10 (I)-З
Знание существующих и предлагаемых управленческих инноваций в профессиональной юридической деятельности органов (должностных лиц), проводящих производственную практику. ПК- 10 (II)-У
Умение анализировать и реализовывать существующие управленческие инновации в профессиональной юридической деятельности органов (должностных лиц), проводящих производственную практику. ПК- 10 (III)-В
Способность оценить существующие и предлагаемые управленческие инновации в профессиональной юридической деятельности органов (должностных лиц), проводящих производственную практику, на предмет их эффективности и формулировать предложения по их совершенствованию.
| |