В. В. Егоров пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам


НазваниеВ. В. Егоров пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам
страница1/10
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
"Экономико-правовой бюллетень", 2009, N 7
БОЛЬНИЧНЫЕ И ДРУГИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ В 2009 ГОДУ
Автор номера
В.В.Егоров
ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ,

ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ
Конституционный Суд РФ в Определении от 02.03.2006 N 16-О пришел к выводу, что зависимость размера пособия по временной нетрудоспособности от продолжительности непрерывного трудового, а не страхового стажа ко дню наступления нетрудоспособности не согласуется с принципами обязательного страхования работающих граждан на случай временной нетрудоспособности, его предназначением.

Страховое обеспечение, призванное возместить работнику временно утраченный заработок, указал КС РФ, по существу, ставится в зависимость от наличия и длительности перерывов в работе, что приводит к наделению обязательного социального страхования не свойственными ему функциями.

В этой связи Конституционный Суд РФ определил: в срок не позднее 1 января 2007 г. федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок и условия реализации конституционного права каждого гражданина на социальное обеспечение в случае болезни и обеспечить введение нового правового регулирования.

В соответствии с данным Определением был принят и вступил в силу с 1 января 2007 г. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ).

С 1 января 2007 г. законодательные акты РФ, предусматривающие условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, применяются в части, не противоречащей Закону N 255-ФЗ.

На территории Российской Федерации не применяются в целом следующие нормативные акты, принятые органами власти СССР:

- Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденные Постановлением СМ СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191;

- Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6;

- Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденные Постановлением СМ СССР от 13.04.1973 N 252.
Обратите внимание! Закон N 255-ФЗ не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, за исключением положений, касающихся сроков обращения за пособиями, порядка их назначения, выплаты и исчисления, а также сроков назначения и выплаты (ст. ст. 12 - 15 Закона N 255-ФЗ, применяемые в части, не противоречащей Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Лица, имеющие право на пособия по временной

нетрудоспособности, по беременности и родам
Право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных Законом N 255-ФЗ и иными федеральными законами (ст. 2 Закона N 255-ФЗ).

Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

1) работающие по трудовым договорам.

Работающими по трудовым договорам признаются лица:

- заключившие трудовой договор (со дня, с которого они должны были приступить к работе);

- не заключившие договор, но фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством;

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) адвокаты, индивидуальные предприниматели, в том числе члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, члены родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и осуществляющие за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования РФ (далее - ФСС РФ, Фонд) в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Закон N 190-ФЗ);

4) иные категории лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с иными федеральными законами, при условии уплаты ими или за них налогов и (или) страховых взносов в ФСС РФ.
Обратите внимание! Иностранный гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" должен иметь вид на жительство.
Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее разрешение на временное проживание (форма разрешения утверждена Приказом МВД России от 14.04.2003 N 250).

Однако имеется значительное число иностранных граждан, которые прибыли в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получили миграционную карту, но не имеют вида на жительство или разрешения на временное проживание. Эти иностранцы имеют статус лиц, временно пребывающих в Российской Федерации.

Лица, временно пребывающие в Российской Федерации, согласно ст. 2 Закона N 255-ФЗ не имеют права на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам даже при наличии у них разрешения на трудоустройство.

Отдельно остановимся на положениях, касающихся граждан Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, одобренного Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2351-р, граждане Республики Беларусь, проживающие на территории Российской Федерации, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам Российской Федерации в отношении государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе по пособиям по временной нетрудоспособности и материнству.

Как видим, в упомянутом Договоре речь идет только о проживающих на территории Российской Федерации гражданах Республики Беларусь, а не о лицах, временно пребывающих в РФ.

Проживающие должны иметь регистрацию по месту пребывания на территории России.

Возникает резонный вопрос: кто должен определять статус иностранного гражданина и решать, кому положено пособие?

В Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности (Приложение к Приказу Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514) (далее - Порядок выдачи листков нетрудоспособности) установлено, что листки нетрудоспособности выдаются постоянно или временно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Листки нетрудоспособности выдаются при предъявлении паспорта или документа, его заменяющего (п. 4 Порядка выдачи листков нетрудоспособности).

Следовательно, статус иностранного гражданина должен быть определен еще на стадии выдачи больничного в медицинском учреждении.

Однако, как показывает практика, нередки случаи, когда порядок выдачи листков нетрудоспособности нарушают медицинские работники. Тем не менее пострадавшей стороной в таких случаях все равно оказывается организация.
АРБИТРАЖ
Предприятие оплатило сотруднику листок нетрудоспособности. Однако отделение ФСС РФ установило, что он был выдан с превышением полномочий медицинского работника. На этом основании предприятию было отказано в зачете произведенной выплаты.

Арбитражный суд, в который предприятие обратилось с жалобой, установил, что в силу п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением действующего Порядка выдачи листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Таким образом, обязанность проверки правильности оформления листка нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации организации, которая выплачивает своему работнику пособие по временной нетрудоспособности. Только при исполнении указанной обязанности, а также при полном соответствии порядка выдачи больничного листа установленному порядку у организации возникает право на возмещение средств за счет ФСС РФ.

Суд решил, что Фонд правомерно отказал предприятию в принятии к зачету расходов на выплату пособия.

ФАС оставил это решение без изменений. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.07.2007 N А26-7482/2006-210)
Если ФСС РФ выплату пособий к зачету не принял, то организация списывает эти расходы, как правило, за счет прибыли. Однако после этого возникают споры по начислению на эти суммы ЕСН.
АРБИТРАЖ
Основанием доначисления обществу ЕСН послужило непринятие ФСС РФ расходов по государственному социальному страхованию (пособий по беременности и родам, пособий по временной нетрудоспособности, пособий по уходу за ребенком до полутора лет).

По мнению ИФНС, ЕСН не начисляется только на выплаты, произведенные за счет средств ФСС.

Суд установил, что данные расходы в соответствии с приказом генерального директора общества отнесены налогоплательщиком к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.

Поскольку спорные выплаты в соответствии со ст. 255 НК РФ не отнесены к расходам на оплату труда, не соответствуют критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, налогоплательщик обоснованно не включил данные выплаты в базу для начисления ЕСН. (Определение ВАС РФ от 12.08.2008 N 10139/08)
Кроме того, с выплатой пособий иностранным гражданам у организаций появилась еще одна проблема.

Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным или трудовым договором (ст. 136 ТК РФ).

Согласно ст. 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в рублях, а согласно ст. 11 ТК РФ на территории России правила, установленные трудовым законодательством, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

И вдруг этот устоявшийся порядок выплаты заработной платы наши отечественные чиновники попытались поколебать.

Сначала Федеральным законом от 18.07.2005 N 90-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" был сделан ряд поправок в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).

После этого совместным Письмом Минэкономразвития России и Федеральной таможенной службы от 27.12.2005 N 01-06/46464 были направлены для использования в практической деятельности Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

В этих Методических рекомендациях и было сказано, что в результате анализа специалистами МЭРТ и ФТС новой редакции Закона N 173-ФЗ запрещенными на территории России являются такие операции, как выплаты юридическими лицами - резидентами заработной платы физическим лицам - нерезидентам наличными рублями или иностранной валютой, осуществляемые на территории Российской Федерации.

Это означает, что все выплаты работникам-иностранцам следует производить только безналичным порядком путем перечисления средств на счет работника в банке, уполномоченном совершать валютные операции.

Ответственность за данное нарушение валютного законодательства предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Причем в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Административная ответственность нависла и над организациями, в которых работают граждане Белоруссии.

Несмотря на то что в соответствии со ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О равных правах граждан" (подписан 25.12.1998, ратифицирован Федеральным законом от 01.05.1999 N 89-ФЗ) гражданам России и Беларуси предоставляются равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социальных гарантий, на валютное законодательство равные права пока не распространяются.

Ведь согласно п. 6 ст. 14 Договора "О создании Союзного государства" от 08.12.1999 (ратифицирован Федеральным законом от 02.01.2000 N 25-ФЗ) белорусы являются гражданами Союзного государства, но не России и их правовое положение регулируется национальными законодательными актами государств-участников.

Функции органов валютного контроля Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 возложены на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.

Как показала арбитражная практика, эта Служба взялась за борьбу с нарушениями основательно.

Так, например, Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чите выявило у ООО факт выдачи заработной платы иностранным гражданам рублями из кассы ООО в сумме 2 110 286 руб. За это ООО было оштрафовано по ст. 15.25 КоАП РФ на 1 582 714,5 руб.

ООО обжаловало это решение в арбитражном суде. Судя по всему, судьи оказались не готовы к такой трактовке валютного законодательства.

Суд первой инстанции заявление ООО удовлетворил. Апелляционная инстанция это решение отменила.

ФАС решение отправил на новое расследование в суд первой инстанции.

Первая инстанция осталась при своем мнении, апелляционная - при своем.

В результате ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 20.07.2007 N А78-5027/06-С2-28/245-Ф02-4396/07 все же решил: поскольку в соответствии с пп. "б" ч. 9 п. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям относится в том числе отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты РФ, такие расчеты должны производиться через банковские счета в уполномоченных банках (п. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ).

В этом же п. 2 перечислены валютные операции, которые резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов. Выплата заработной платы нерезидентам в наличной валюте РФ не отнесена к операциям, которые юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

В конце концов ООО было оштрафовано на 1,5 млн руб. только за то, что добросовестно выполняло требования трудового законодательства.

Окрыленные таким успехом, чиновники начали штрафовать организации по всей стране.

Однако ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 19.09.2007 N Ф03-А73/07-2/3366 решил, что валютные операции между резидентами и нерезидентами не относятся к числу запрещенных. Статья 14 Закона N 173-ФЗ определяет права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций, а не законность таких операций. Пунктом 2 ст. 5 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что, если порядок осуществления валютных операций не установлен органами валютного регулирования, валютные операции осуществляются без ограничений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

В. В. Егоров пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам iconПриказ от 6 февраля 2007 г. N 91 об утверждении правил подсчета и...
Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-фз "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности...

В. В. Егоров пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам iconОтпуск по беременности и родам
В соответствии с ч. 1 ст. 255 Тк РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности...

В. В. Егоров пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам iconЗаявление о предоставлении отпуска по беременности и родам
Прошу предоставить мне отпуск по беременности и родам с 25. 11. 2014 по 12. 04. 2015 (листок нетрудоспособности от 25. 11. 2014 n...

В. В. Егоров пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам iconЗаявление о предоставлении отпуска по беременности и родам
Прошу предоставить мне отпуск по беременности и родам с 25. 11. 2014 по 12. 04. 2015 (листок нетрудоспособности от 25. 11. 2014 n...

В. В. Егоров пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам iconМвд россии федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная...
Листок нетрудоспособности является основанием для выплаты работнику пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам...

В. В. Егоров пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам iconПорядок заполнения реестра сведений, необходимых для назначения и...
Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации...

В. В. Егоров пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам iconПорядок заполнения реестра сведений, необходимых для назначения и...
Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации...

В. В. Егоров пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам iconСтатья 13. Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности,...
По вопросу: «В течение какого времени должны начислить и оплатить пособие по больничному листу, после его сдачи? Аудиторы утверждают,...

В. В. Егоров пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам iconПриказ от 15 июня 2012 г. N 223 об утверждении форм реестров сведений,...
Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного...

В. В. Егоров пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам iconПособие по беременности выдается и если сотрудница работает по совместительству...
Суд поддержал фирму, которая пыталась зачесть пособие по беременности и родам в счет уплаты страховых взносов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск