Выпуск 15


НазваниеВыпуск 15
страница1/13
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
ВАШ РЕБЕНОК И ЕГО ПРАВА: ЗАКОН И МОРАЛЬ
ВЫПУСК 15
РАЗРАБОТКА ТЕМЫ, КОММЕНТАРИИ И РАЗЪЯСНЕНИЯ

ЮРИСТА А.Н. ТАРАСЕНКОВОЙ
Тарасенкова А.Н., юрист.
Предисловие
В нашем обществе даже мысль о том, что ребенок может иметь свое мнение, а уж тем более права, вызывает резкое неприятие. Многие считают, что у ребенка есть лишь одно право - молчать и подчиняться старшим. Любая попытка заговорить о правах ребенка вообще и о правовом просвещении детей в частности вызывает как минимум непонимание, как максимум - протест. Звучат, например, обвинения в подрыве независимости семьи, в посягательстве на право родителей самостоятельно решать вопросы семейной жизни, в разрушении традиционной семьи.

На мой взгляд, необходимо рассказывать детям об их правах, включая право на уважительное отношение к себе. Надо с малых лет приучать их к мысли о том, что они граждане, такие же, как и взрослые.

Что до опасений насчет того, что дети начнут "засуживать" своих родителей, если узнают о своих правах, отмечу следующее. В правовом обществе права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены кем-то - государством или родителями. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, даже самого маленького. Равноправие - это когда права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому. Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой.

И очень важное правило, о котором постоянно забывают: свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому. Эта аксиома и гарантия выживания человечества сформулирована и закреплена в ст. 4 Декларации прав человека и гражданина, принятой во Франции 26.08.1789. Данный принцип - осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц - воспроизводится и ч. 3 ст. 17 Конституции РФ.

Так что права - это не возможность делать что угодно. Это мера дозволенного осознанного поведения. Право реализуется путем не только совершения действия, но и воздержания от него.

Это тот минимум, знать и, главное, осознать который следует каждому - и ребенку, и тому, кто считает себя взрослым.
Глава 1. ГДЕ ГОВОРИТСЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА?
Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка.

Кстати, на некоторых "правозащитных" сайтах в Интернете приходилось встречать мнение о том, что эта Конвенция не должна применяться на территории России, потому что Постановление о ее ратификации подписано 13 июня 1990 г., тогда как 12 июня 1990 г. первый Съезд народных депутатов объявил суверенитет Российской Федерации. То есть документ подписан от имени СССР, а Российская Федерация фактически Конвенцию не ратифицировала.

Я не крупный специалист в международном праве. Могу лишь сообщить следующее. Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Российская Федерация по международным договорам является стороной в качестве государства - продолжателя СССР.

Кроме того, письмом от 13.01.1992 N 11/Угп МИД России уведомил глав дипломатических представительств в Москве о том, что "Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик. <...> Министерство просит рассматривать Российскую Федерацию в качестве Стороны всех действующих международных договоров вместо Союза ССР".

В 1992 году Российская Федерация как правопреемница СССР представила первый доклад о реализации Конвенции, а в 1999-м - второй. В общем, я бы не стала утверждать, что Конвенция о правах ребенка на территории Российской Федерации не применяется.

Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является первым и основным закрепившим права ребенка - человеческого существа в возрасте до 18 лет, - на самом высоком уровне. Конвенция ратифицирована всеми странами - членами ООН (за исключением США и Сомали).

Кстати, 20 ноября - день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, - ежегодно отмечается как День прав ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия "ребенок" и установлен приоритет его интересов перед интересами общества. Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:

право на жизнь и здоровое развитие;

право на имя;

право на гражданство;

право знать своих родителей;

право на заботу родителей и совместное с ними проживание;

права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Согласно ст. 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со ст. 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст. 13 Конвенции).

На основании ст. 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения - как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Статьей 20 Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со ст. 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23 Конвенции).

Ребенок имеет право на здравоохранение (ст. 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 26 Конвенции).

Согласно ст. 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

По ст. 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

На основании ст. 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34 Конвенции).

Государства - участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:

ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;

ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;

каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

Теперь давайте посмотрим, как эти принципы реализуются в российском законодательстве.

Конституция РФ гласит, что материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ). А как насчет отцов? Удивительно, какие только дискуссии не разворачиваются порой только из-за того, что люди не дают себе труда подумать и почитать, прежде чем возмущаться. Основной Закон защищает и отцов:

обеспечивая государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ);

устанавливая, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).

Эти положения Основного Закона доказывают, что семья, брак, рождение и воспитание детей - это не только и не столько частные дела "суверенной" семьи. Это то, что имеет колоссальное общественное значение, от чего зависит наше общее будущее.

В России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся вообще без попечения родителей, причем лишь 12 - 13% остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные - это так называемые социальные сироты, сироты при живых родителях, сбежавшие из дому, вынужденные шататься по улицам в сомнительных компаниях. В большинстве случаев виной тому насилие.

Мне могут возразить: "Я ребенка в жизни пальцем не тронул!" Но насилие может выражаться в различных формах.

Насилие физическое - это насилие, как правило, очевидное, оставляющее следы. Это умышленное нанесение повреждений, что может привести (и часто приводит) к серьезным нарушениям физического и (или) психического здоровья, отставанию в развитии, а то и к смерти. Это та самая конкретика, для которой можно найти подходящую статью в УК РФ.

Психическое насилие очевидных следов не оставляет. Запугивание, угрозы - все это доказать довольно сложно, тем более ребенку.
Жена считает, что я грубо обращаюсь с дочерью, осуществляю, так сказать, психологическое насилие. Все насилие - отругал за неряшливый вид. Неужто это - насилие?

Есть такое определение психического насилия - "периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера" <1>.

--------------------------------

<1> Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. М., 1991. С. 36.
Практика относит к психической форме насилия:

открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

ложь, невыполнение своих обещаний;

однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Для того чтобы выяснить, имеет ли место насилие, в судебный процесс привлекается психолог, который дает соответствующее заключение.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Выпуск 15 iconПорядок совершения таможенных операций в отношении ввозимых и вывозимых товаров
Выпуск товаров: сроки выпуска, выпуск до подачи декларации, условный выпуск, отказ в выпуске

Выпуск 15 iconО базовых таблицах «затраты выпуск» Что такое таблицы «затраты-выпуск»? Таблицы «затраты-выпуск»
Выборочное федеральное статистическое наблюдение за затратами на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) и результатами...

Выпуск 15 iconУченые записки Выпуск 2
Ученые записки. Выпуск Сборник научных трудов Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (г. Томск). Изд-во: цнти,...

Выпуск 15 iconУченые записки Выпуск 3
Ученые записки. Выпуск Сборник научных трудов Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (г. Томск). Изд-во: цнти,...

Выпуск 15 iconУченые записки Выпуск 2
Ученые записки. Выпуск Сборник научных трудов Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (г. Томск). Изд-во: цнти,...

Выпуск 15 iconСборник научных работ студентов Тувинского государственного университета....
Печатается по решению научно-практической конференции студентов Тывинского государственного университета

Выпуск 15 iconЭлектронная версия еженедельника "Финансовая газета. Региональный...
Электронная версия еженедельника "Финансовая газета. Региональный выпуск" n 26(707) за июнь 2008 года

Выпуск 15 iconУла Сенкович Журнал writercenter ru Выпуск 11. Лето 2015 WriterCenter...
Лев Елена, Колесова Ульяна, Писаренко Алена, Akrotiri, Argentum Agata, Samuel Haruspex Damey, sen

Выпуск 15 iconИнформационный бюллетень органов местного самоуправления Слободского...
Ответственный за выпуск: Отдел по организационным и правовым вопросам местного самоуправления аппарата Слободской районной Думы (613150,...

Выпуск 15 icon· · Межвузовский сборник научных трудов Выпуск седьмой
Язык. Речь. Речевая деятельность: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск седьмой. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск