Лекция №5


НазваниеЛекция №5
страница1/5
ТипЛекция
filling-form.ru > Договоры > Лекция
  1   2   3   4   5
Лекция № 5

Особенности организации работы с семьями1
5.1. Алгоритм и основные направления работы с семьями,

где родители злоупотребляют алкоголем и употребляют наркотические вещества

Этап 1. Определение механизмов эффективного выявления семей на ранних стадиях алкоголизации проблемных членов семьи.

Этап 2. Определение функций основных специалистов (психолога, специалиста по социальной работе, социального педагога) соответственно этапам социальной работы:

Работа должна быть направлена на решение нескольких взаимосвязанных задач:

• информирование членов семьи о возможных семейных причинах алкоголизма и о признаках скрытого употребления алкоголя;

• участие в разрешении латентного семейного кризиса, выявление алкогольно зависимых или подверженных зависимости членов семьи;

• оптимизация системы внутрисемейных отношений;

• нормализация детско-родительских отношений и снижение их конфликтности;

• повышение адекватности реагирования алкогольно зависимым членом семьи на семейную ситуацию;

• повышение ответственности членов семьи за свое внутрисемейное поведение;

• создание позитивного эмоционального фона семейных отношений. При выборе той или иной модели групповой работы необходимо учитывать особенности поведения членов семей во время встреч со специалистами. Типичным для них являются:

• поляризованность суждений о возможных формах внутрисемейного поведения. Например: «Я уже все пробовал(а): ругал, бил. выгонял... Ну что теперь - плюнуть и вообще не подходить к нему, пусть спивается?»;

• ориентированность на конкретные советы и рекомендации со стороны ведущего группу: «Если просит деньги, то давать?», «А если он займет у соседей?», «Что ему сказать, когда он приходит поздно?»;

• крайняя зафиксированность на себе и на своей семейной ситуации алкоголизма: «У вас что.., вот у нас!»... Часто это приводит к неспособности слышать друг друга;

• непонимание роли и значения собственных усилий, направленных на изменение своего поведения: «А что я делаю не так?», «Речь ведь не обо мне...»;

• фиксация сознания на пьющем члене семьи, что снижает (вплоть до невозможности) способность к пониманию более широкого круга семейных проблем;

• эмоциональная напряженность и склонность к аффектам;

• обвиняющие реакции в адрес специалиста в случае его отказа давать конкретные советы: «Мы для чего сюда пришли? Вот Вы нам скажите!.. Я не знаю... Это Вы специалист, Вы должны знать!»;

• уход от обсуждения реальных проблем и отношений с помощью соскальзывания на поиск причин и виновника: «Конечно, если бы государство заботилось об алкоголиках, лечило их...»;

• делегирующая позиция, выражающаяся в отказе вести ответственность за свою жизнь, за свои действия, чувства и успехи: «А что я могла сделать? стараюсь...»;

• высокий уровень тревожности, что проявляется в поиске поддержки и покровительства: «Помогите нам, у нас уже нет сил...»;

• склонность к затяжным монологам с бесконечным перечислением подробностей какого-либо события, подробностей «посиделок»;

• излишняя критичность по отношению друг к другу и специалисту, подозрительность и закрытость при внешней лояльности.

Специалисты социозащитных учреждений при работе с зависимыми семьями выполняют следующие функции (см. таблицу):

Функции

Специалист по социальной работе

Социальный педагог

Психолог

Иные специалисты

первичная диагностика

  • социально-бытовая характеристика семьи;

  • исследование домашней обстановки;

  • выявление периодичности запоев/длительности алкоголизма

  • исследование семейных контактов, ближайшего окружения;

  • поиск позитивных и негативных авторитетов в семье и вне ее

  • выявление причин алкоголизма, отношения родственников к алкоголику;

  • диагностика степени зависимости и со-зависимости

  • сотрудник РОВД – о постановке членов семьи на учет, совершении правонарушений;

  • инспектор ПДН – сведения о постановке детей на учет;

  • кл. руководитель – анализ успеваемости посещаемости детей

анализ информации

определение необходимости привлечение специалистов к разрешению проблемы

беседы с членами семьи о том, что возможно сделать, что будут выполнять специалисты и что в силах семьи

  • исследование мотивации прекращения алкоголизма «проблемным клиентов»;

  • выявление готовности семьи

нарколог-определение необходимости лечения, предложение методов лечения

функциональный этап (реабилитация)

обеспечение реализации процесса реабилитации (посещение клиентов, приглашение специалистов)

стимулирование семьи, помощь в проведении социальной работы

беседы с клиентом и членами его семьи о положительной динамике, возможность показать клиенту малейшие положительные изменения

  • нарколог- лечение,

  • образование – работа с ребенком в школе

Организация мониторинга

  • проведение сетевой диагностики клиента (для сравнения с первоначальными результатами);

  • выявление уровня потенциала клиента для продолжения работы;

  • закрепление положительной мотивации

  • школа – беседы с детьми об обстановке в семье;

  • здравоохранение – анализ динамики обращений состояния здоровья клиентов

Постреабилитационный контроль

  • организация патронажного посещения семьи;

  • определение методов работы для нормализации семейных отношений после полного выхода из проблемной ситуации


Направления реабилитационной работы при работе с семьей, члены которой злоупотребляют алкоголем

Доминирующий фактор

Виды помощи семье

Специалисты

Необходимые документы для оказания помощи

Семья, в которой пьют оба родителя

Оказание психологической и наркологической помощи семье. Дополнительные занятия с ребенком по вовлечению в учебу. Организация системы дополнительного развития (кружки, развивающие занятия, тренинговые группы). Консультации родителей у нарколога, психиатра, помощь психолога. Обследование ребенка в центре психологического здоровья детей и подростков, по необходимости МПК. При необходимости участие в возбуждении уголовного дела о лишении родительских прав.

Специалист по социальной работе, психолог, социальный педагог, психиатр, нарколог, терапевт, специалисты клиники, специалисты учреждений образования, органов опеки.

Акт обследования жилищно-бытовых условий, бытовая характеристика семьи, социальный паспорт семьи, личное дело учащегося, наличие или отсутствие постановки родителей на учет у нарколога, психиатра

Полная семья, в которой пьет один из родителей



Наблюдение, консультации у психолога, психиатра, работа с со-завасимыми членами семьи. Занятия в детско-родительских группах, индивидуальная работа специалиста по социальной работе, психолога, социального педагога по изменению отношений в семье. При необходимости обследование ребенка на МПК.

Специалист по социальной работе, социальный педагог, психолог, нарколог, психиатр, невролог

Результаты сетевой диагностики семьи, психолого-педагогическая характеристика ребенка, психологический портрет обоих родителей, наличие или отсутствие постановки пьющего родителя на учет у нарколога, психиатра.

Монородительская семья, родитель-алкоголик

Беседы с родителем о необходимости лечения, по возможности организация лечения и временное помещение детей в учреждение или СВГ, трудоустройство родителя, материальная вещевая помощь

Специалисты социозащитного учреждения, органов опеки, учреждений образования, службы трудоустройства, психиатр-нарколог

Наличие социального паспорта семьи, сведения о постановке на учет у районного психиатра или нарколога, медицинская карта ребенка и родителя, акт обследования жилищно-бытовых условий.


Дети и подростки, страдающие алкоголизмом

Работа в группах волонтеров, консультирование в клинике дружественной к молодежи, организация лечения в наркологическом диспансере или амбулаторное лечение у нарколога, помощь психолога, психологическая помощь родителям, временное трудоустройство подростка

Психолог, социальный педагог, подростковый психиатр, нарколог

Наличие социального паспорта семьи, сведения о постановке подростка на учет у районного психиатра или нарколога, медицинская карта ребенка, сведения о сетевой диагностике контактов ребенка.



5.2. Организация работы с семьями в случаях

выявления домашнего насилия

Под насилием в семье понимается единичное или повторяющееся поведение одного из членов семьи (мужа или жены, партнера, взрослого сына или дочери, родителя и др.) для сохранения власти и контроля над близким человеком.

Насилие в семье обычно совершается по циклу. Первый период характеризуется нарастанием психологического напряжения. Часто он включает в себя нарастающее эмоциональное и другие (не физические) виды насилия. Второй период - физическое насилие, выраженное в разных формах - от толчка или пощечины до нанесения тяжелых травм и убийства. Третий период (так называемый медовый месяц) - примирение. Обидчик уверяет свою жертву, что он ее любит, оправдывает свои поступки: «не удержался», «был тяжелый день», «устал на работе» и пр., дарит подарки. Жертва верит и прощает. Период примирения создает у жертв иллюзию, что в семейной жизни возможны положительные изменения.

Через некоторое время вновь начинается нарастание психологического напряжения, и цикл повторяется снова. С течением времени период примирения уменьшается и может исчезнуть совсем, а период насилия увеличивается. В некоторых семьях женщины могут с точностью до дня недели предсказать, когда начнется тот или иной период.

Работа с семьями, в которых был выявлен случай насилия, осуществляется в несколько этапов.

Этап 1. Определение факта насилия в семье.

Какие действия можно квалифицировать как насилие - плохое обращение с родственниками, живущими под одной крышей (дети, пожилые люди, супружеское насилие).

Насилие в семье может совершаться сознательно или неосозноваемо в отношении членов семьи или иных домочадцев и распознать его можно следующим образом:

1. Поведение жертвы: появление замкнутости, нелюдимости;

2. Утрата привычных интересов, хобби;

3. Нежелание вступать в общение, говорить о себе и своих проблемах;

4. Следы побоев, избиений, частые травмы, которые объясняются естественными причинами; «ударилась о косяк», «упала с кровати»;

5. В случае с детьми настораживает обращение родителей за помощью в лечебное заведение.

Этап 2. Определение вида насилия:

Эмоциональное: Создание в семье тяжелого психологического климата, грубость, упреки («ты плохая мать», «не умеешь готовить, шить, одеваться, краситься, вести себя правильно») и оскорбления («что ты можешь понять своими мозгами, лучше молчи», «и чего тебе в парикмахерскую ходить, только деньги тратить»). Изоляция и лишение свободы передвижения (не встречайся подругами, не разговаривай по телефону, а также постоянный контроль – что делает, куда пошла).

Физическое: избиение, изнасилование, пощечины, толчки;

Сексуальное насилие: принуждение к сексуальным отношениям;

Экономическое: муж не позволяет жене работать или забирает у нее все деньги, вынуждая просить на все расходы у него, или не дает денег на необходимые нужды;

Манипулирование детьми: женщине внушается, что она портит детей, не умеет их воспитывать, а подросшим детям всеми способами дают понять что их мать - плохая, глупая, недостойна уважения. При этом дети могут использоваться как посредники и средство шантажа:

• угрозы - отнять детей, покончить с собой, убить членов семьи, изуродовать, рассказать всем, что происходит дома;

• запугивание - жестами и действиями (можно бить посуду, швырять предметы, замахиваться молотком);

• принуждение к самоубийству (прямое - «когда же ты сдохнешь!» и косвенное «если бы не ты, как всем было бы хорошо»).

Формы домашнего насилия

Физическое насилие

Сексуальное насилие

Психоэмоциональное насилие

Экономическое насилие

пренебрежение

Побои, избиение, пощечины, удары по частям тела, нежелательные прикосновения

Принуждение к сексу, совершение сексуальных действий против воли партнера, любая форма использования для получения сексуального удовольствия

Изоляция от членов семьи, друзей, угрозы применения насилия, унижение достоинства, крик, игнорирование, обвинения в сумасшествии

Единичный контроль за расходованием денег, лишение права голоса при расходе денег, обвинения в сумасшествии

Систематическая неспособность или нежалание обеспечить основные потребности зависимых членов семьи в пище, одежде, медицинском уходе, защите и привязанности
  1   2   3   4   5

Похожие:

Лекция №5 iconЛекция №17 77 Синдром воспаления 77 Лекция №18 80 Синдром воспаления...
Хирургический метод лечения имеет большое значение в клинической медицине. Одну четверть заболеваний составляют хирургические болезни....

Лекция №5 iconЛекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир...
Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой

Лекция №5 icon2. Лекция: "Общие критерии", часть Основные идеи 8
Лекция: Обзор наиболее важных стандартов и спецификаций в области информационной безопасности 3

Лекция №5 iconЛекция Автоматическое и автоматизированное управление. 5
Лекция Основные требования к scada-системам и их возможности. Аппаратные и программные средства scada-систем 17

Лекция №5 iconЛекция к вопросу о трудностях перевода при обучении студентов немецкому...
Цель: ознакомить со спецификой перевода текстов по специальности на немецком языке, дать характеристику трудностей, возникающих при...

Лекция №5 iconЛекция №5 Налогообложение общественных организаций инвалидов (часть...
Жением. В связи с этим, пятая лекция будет посвящена также вопросам налогового законодательства: налог на прибыль, налог на имущество,...

Лекция №5 iconЛекция №1 Открытые данные: введение Часть 1 Иван Бегтин я вначале...
Надеюсь, для последующих лекций нам удастся найти зал побольше. А некоторые лекции мы хотим вообще сделать публичными, чтобы на них...

Лекция №5 iconЛекция 10. Международное сотрудничество в ОРД лекция 11. Проблемы...
Спецкурс «Актуальные вопросы оперативно-розыскной деятельности» как открытая учебная дисциплина представляет устоявшуюся систему...

Лекция №5 iconЛекция №15. Тема: «Проложение хода технического нивелирования и ведение полевого журнала»
Лекция №15. Тема: «Проложение хода технического нивелирования и ведение полевого журнала». Учебник В. Д. Киселёв, Д. Ш. Михелёв....

Лекция №5 iconЛекция I 10

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск