Скачать 0.62 Mb.
|
Лекция № 5 Особенности организации работы с семьями1 5.1. Алгоритм и основные направления работы с семьями, где родители злоупотребляют алкоголем и употребляют наркотические вещества Этап 1. Определение механизмов эффективного выявления семей на ранних стадиях алкоголизации проблемных членов семьи. Этап 2. Определение функций основных специалистов (психолога, специалиста по социальной работе, социального педагога) соответственно этапам социальной работы: Работа должна быть направлена на решение нескольких взаимосвязанных задач: • информирование членов семьи о возможных семейных причинах алкоголизма и о признаках скрытого употребления алкоголя; • участие в разрешении латентного семейного кризиса, выявление алкогольно зависимых или подверженных зависимости членов семьи; • оптимизация системы внутрисемейных отношений; • нормализация детско-родительских отношений и снижение их конфликтности; • повышение адекватности реагирования алкогольно зависимым членом семьи на семейную ситуацию; • повышение ответственности членов семьи за свое внутрисемейное поведение; • создание позитивного эмоционального фона семейных отношений. При выборе той или иной модели групповой работы необходимо учитывать особенности поведения членов семей во время встреч со специалистами. Типичным для них являются: • поляризованность суждений о возможных формах внутрисемейного поведения. Например: «Я уже все пробовал(а): ругал, бил. выгонял... Ну что теперь - плюнуть и вообще не подходить к нему, пусть спивается?»; • ориентированность на конкретные советы и рекомендации со стороны ведущего группу: «Если просит деньги, то давать?», «А если он займет у соседей?», «Что ему сказать, когда он приходит поздно?»; • крайняя зафиксированность на себе и на своей семейной ситуации алкоголизма: «У вас что.., вот у нас!»... Часто это приводит к неспособности слышать друг друга; • непонимание роли и значения собственных усилий, направленных на изменение своего поведения: «А что я делаю не так?», «Речь ведь не обо мне...»; • фиксация сознания на пьющем члене семьи, что снижает (вплоть до невозможности) способность к пониманию более широкого круга семейных проблем; • эмоциональная напряженность и склонность к аффектам; • обвиняющие реакции в адрес специалиста в случае его отказа давать конкретные советы: «Мы для чего сюда пришли? Вот Вы нам скажите!.. Я не знаю... Это Вы специалист, Вы должны знать!»; • уход от обсуждения реальных проблем и отношений с помощью соскальзывания на поиск причин и виновника: «Конечно, если бы государство заботилось об алкоголиках, лечило их...»; • делегирующая позиция, выражающаяся в отказе вести ответственность за свою жизнь, за свои действия, чувства и успехи: «А что я могла сделать? стараюсь...»; • высокий уровень тревожности, что проявляется в поиске поддержки и покровительства: «Помогите нам, у нас уже нет сил...»; • склонность к затяжным монологам с бесконечным перечислением подробностей какого-либо события, подробностей «посиделок»; • излишняя критичность по отношению друг к другу и специалисту, подозрительность и закрытость при внешней лояльности. Специалисты социозащитных учреждений при работе с зависимыми семьями выполняют следующие функции (см. таблицу):
Направления реабилитационной работы при работе с семьей, члены которой злоупотребляют алкоголем
5.2. Организация работы с семьями в случаях выявления домашнего насилия Под насилием в семье понимается единичное или повторяющееся поведение одного из членов семьи (мужа или жены, партнера, взрослого сына или дочери, родителя и др.) для сохранения власти и контроля над близким человеком. Насилие в семье обычно совершается по циклу. Первый период характеризуется нарастанием психологического напряжения. Часто он включает в себя нарастающее эмоциональное и другие (не физические) виды насилия. Второй период - физическое насилие, выраженное в разных формах - от толчка или пощечины до нанесения тяжелых травм и убийства. Третий период (так называемый медовый месяц) - примирение. Обидчик уверяет свою жертву, что он ее любит, оправдывает свои поступки: «не удержался», «был тяжелый день», «устал на работе» и пр., дарит подарки. Жертва верит и прощает. Период примирения создает у жертв иллюзию, что в семейной жизни возможны положительные изменения. Через некоторое время вновь начинается нарастание психологического напряжения, и цикл повторяется снова. С течением времени период примирения уменьшается и может исчезнуть совсем, а период насилия увеличивается. В некоторых семьях женщины могут с точностью до дня недели предсказать, когда начнется тот или иной период. Работа с семьями, в которых был выявлен случай насилия, осуществляется в несколько этапов. Этап 1. Определение факта насилия в семье. Какие действия можно квалифицировать как насилие - плохое обращение с родственниками, живущими под одной крышей (дети, пожилые люди, супружеское насилие). Насилие в семье может совершаться сознательно или неосозноваемо в отношении членов семьи или иных домочадцев и распознать его можно следующим образом: 1. Поведение жертвы: появление замкнутости, нелюдимости; 2. Утрата привычных интересов, хобби; 3. Нежелание вступать в общение, говорить о себе и своих проблемах; 4. Следы побоев, избиений, частые травмы, которые объясняются естественными причинами; «ударилась о косяк», «упала с кровати»; 5. В случае с детьми настораживает обращение родителей за помощью в лечебное заведение. Этап 2. Определение вида насилия: Эмоциональное: Создание в семье тяжелого психологического климата, грубость, упреки («ты плохая мать», «не умеешь готовить, шить, одеваться, краситься, вести себя правильно») и оскорбления («что ты можешь понять своими мозгами, лучше молчи», «и чего тебе в парикмахерскую ходить, только деньги тратить»). Изоляция и лишение свободы передвижения (не встречайся подругами, не разговаривай по телефону, а также постоянный контроль – что делает, куда пошла). Физическое: избиение, изнасилование, пощечины, толчки; Сексуальное насилие: принуждение к сексуальным отношениям; Экономическое: муж не позволяет жене работать или забирает у нее все деньги, вынуждая просить на все расходы у него, или не дает денег на необходимые нужды; Манипулирование детьми: женщине внушается, что она портит детей, не умеет их воспитывать, а подросшим детям всеми способами дают понять что их мать - плохая, глупая, недостойна уважения. При этом дети могут использоваться как посредники и средство шантажа: • угрозы - отнять детей, покончить с собой, убить членов семьи, изуродовать, рассказать всем, что происходит дома; • запугивание - жестами и действиями (можно бить посуду, швырять предметы, замахиваться молотком); • принуждение к самоубийству (прямое - «когда же ты сдохнешь!» и косвенное «если бы не ты, как всем было бы хорошо»). Формы домашнего насилия
|
Хирургический метод лечения имеет большое значение в клинической медицине. Одну четверть заболеваний составляют хирургические болезни.... | Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой | ||
Лекция: Обзор наиболее важных стандартов и спецификаций в области информационной безопасности 3 | Лекция Основные требования к scada-системам и их возможности. Аппаратные и программные средства scada-систем 17 | ||
Цель: ознакомить со спецификой перевода текстов по специальности на немецком языке, дать характеристику трудностей, возникающих при... | Жением. В связи с этим, пятая лекция будет посвящена также вопросам налогового законодательства: налог на прибыль, налог на имущество,... | ||
Надеюсь, для последующих лекций нам удастся найти зал побольше. А некоторые лекции мы хотим вообще сделать публичными, чтобы на них... | Спецкурс «Актуальные вопросы оперативно-розыскной деятельности» как открытая учебная дисциплина представляет устоявшуюся систему... | ||
Лекция №15. Тема: «Проложение хода технического нивелирования и ведение полевого журнала». Учебник В. Д. Киселёв, Д. Ш. Михелёв.... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |