Первая Раздел I. Общие положения


НазваниеПервая Раздел I. Общие положения
страница1/60
ТипРеферат
filling-form.ru > Договоры > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60

Голенко Е.Н.

Трудовой кодекс Российской Федерации.
Научно-практический комментарий
(для командиров воинских частей, профсоюзных работников
и гражданского персонала)


Реклама:

Как раскрутить и продвинуть сайт www.sait-prodvinut.ru – без ежемесячных платежей

Создание новых сайтов www.irb-sem1.narod.ru

Введение



В настоящем издании с учетом положений Трудового кодекса Российской Федерации дана подробная правовая информация по вопросам трудоустройства гражданина в органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, на корабли, в организации, военные образовательные учреждения профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации (далее по тексту - воинские части и (или) военные организации*(1)), порядка оформления с ним трудовых отношений, гарантий при приеме на работу, установления ему рабочего времени, предоставления различных видов отпусков, оплаты и охраны его труда, защиты трудовых прав работников, а также приведены иные сведения, связанные с трудом женщин, несовершеннолетних, материальной, дисциплинарной ответственностью работников, деятельностью профессиональных союзов, ответственностью работодателя за нарушение трудового законодательства и др.

Авторы проанализировали и обобщили действующие приказы и директивы министра обороны Российской Федерации, министра обороны СССР (в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации), сложившуюся судебную практику и разъяснения органов исполнительной власти по применению норм Трудового кодекса Российской Федерации и приводят их в комментариях к соответствующим статьям этого Кодекса.

Авторы выражают надежду, что данный комментарий окажет действенную помощь и принесет пользу широкому кругу читателей, трудовая деятельность которых протекает в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Часть первая




Раздел I. Общие положения




Глава 1. Основные начала трудового законодательства



Комментарий к ст. 1

1. В отличие от КЗоТ РФ в гл. 1 ТК РФ к основным положениям трудового законодательства отнесены не только решаемые им задачи, но и его цели, ожидаемые в результате применения образующих его нормативных правовых актов. Реализуя требования ст.ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации о высшей ценности прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов в Российской Федерации, ч. 1 комментируемой статьи устанавливает триединую цель законодательства о труде.

Предусмотренные трудовым законодательством гарантии трудовых прав и свобод граждан, условия их труда, способы защиты прав и интересов участников трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений следует рассматривать как гарантированный государством минимум их прав и свобод (в том числе на условия труда и способы их защиты), обязательный для обеспечения в любом случае. При соблюдении данного минимума права и свободы сторон трудового договора могут быть дополнены и расширены в договорном порядке путем заключения, изменения и дополнения ими правовых актов социального партнерства, индивидуальных трудовых договоров (см. комментарий к ст. 56) и других соглашений о труде (например, соглашений о прекращении трудового договора, договоров об индивидуальной или коллективной материальной ответственности и т.д.).

Под государственными гарантиями трудовых прав и свобод граждан понимаются установленные государством средства, способы и условия, с помощью которых обеспечиваются предоставленные работникам права и свободы в сфере труда.

К благоприятным условиям труда следует относить такую совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, которая способствует его производительному и творческому труду.

Основные благоприятные и справедливые условия труда для каждого трудящегося закреплены Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г., ратифицированным 18 сентября 1973 г. Президиумом Верховного Совета СССР (вступил в силу 3 января 1976 г.). Его нормы полностью отражены в положениях ст. 2 ТК РФ, предусматривающих условия труда для работников.

2. Цели трудового законодательства достигаются через решение его основных задач, названных в ч. 2 комментируемой статьи.

Приведенные общие задачи всего законодательства о труде конкретизируются непосредственно в отдельных законодательных и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права. Например, Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ устанавливает правовые основы регулирования отношений между работодателями и работниками в области охраны труда и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Трудовое законодательство в целом является правовой основой деятельности участников трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в ходе которой должно быть обеспечено наиболее благоприятное соотношение интересов работодателей, работников и государства.

3. В комментируемой статье впервые в истории трудового законодательства указан предмет правового регулирования трудового права - трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, т.е. очерчен круг тех общественных отношений в области труда, которые должны быть урегулированы нормами трудового права.

Данные общественные отношения объединены общей правовой природой, поскольку возникают и развиваются в связи с трудом, имевшим место в прошлом, либо осуществляемым в настоящее время, либо предполагаемым в будущем. Во всей совокупности этих отношений доминируют трудовые отношения, так как иные непосредственно связанные с ними отношения являются производными от них, хотя некоторые из них и оказывают на развитие трудовых отношений обратное воздействие. Трудовыми отношениями признаются общественные отношения, возникающие между работодателем и работником в связи с выполнением последним определенной трудовой функции в условиях конкретной организации труда. Развернутое определение этих отношений дано в ст. 15 ТК РФ.

В ч. 2 комментируемой статьи перечислены все восемь групп иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми. Ранее КЗоТ РФ к их числу относил также отношения по государственному социальному страхованию. Однако в настоящее время эти отношения образуют предмет правового регулирования отдельной отрасли права - права социального обеспечения. В этой связи ТК РФ упоминает лишь о гарантиях работникам при временной нетрудоспособности (ст. 183), наступившей в период работы.

Кроме того, ст. 1 ТК РФ не относит к иным непосредственно связанным с трудовыми отношениям отношения по трудоустройству граждан на работу через посредников. Эти отношения сейчас регулируются исключительно Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 марта 1991 г. (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ).

4. Трудовое право является самостоятельной отраслью российского права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе применения труда граждан, а также иные непосредственно связанные с ними отношения по поводу применения этого труда. Внутренняя структура (система) трудового права традиционна для систем других отраслей национального права и состоит из двух частей - Общей и Особенной.

Согласно ст.ст. 5 и 9 ТК РФ правовое регулирование отношений в сфере труда осуществляется трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и соответствующими им договорами (коллективными, трудовыми) и коллективными соглашениями, заключаемыми работниками и работодателями.
Комментарий к ст. 2

1. В комментируемой статье, а также в ст.ст. 3-4 ТК РФ приведено 19 отраслевых принципов трудового права, т.е. руководящих начал, определяющих сущность, направления развития системы данной отрасли права, которые либо закреплены в ее правовых нормах, либо же следуют непосредственно из их содержания.

К числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений отнесены также принципы, имеющие межотраслевое значение и отражающие единые черты нескольких отраслей права (например, свобода труда, запрещение использования принудительного или обязательного труда, что определено ст. 37 Конституции Российской Федерации). По содержанию первые два названных в статье принципа связаны с правом граждан на труд, а остальные - с гарантиями этого права.

2. Принцип свободного труда базируется на договорных началах отношений в сфере труда. Эти отношения возможны лишь на основании соглашения работника с работодателем о выполнении им трудовой функции (см ст. 15 ТК РФ и комментарий к ней), добровольно и независимо от кого-либо заключенного сторонами в соответствии с законодательством о труде.

При этом трудовое право не знает института понуждения к заключению трудового договора и признает правомерным лишь тот отказ работодателя в приеме на работу, который мотивирован деловыми качествами обратившегося за работой (ст. 64 ТК РФ). После заключения трудовой договор может быть только: аннулирован работодателем в случае, если работник в течение недели без уважительных причин не приступил к исполнению трудовых обязанностей (ст. 61 ТК РФ), изменен или прекращен по предусмотренным законом основаниям (ст.ст. 72-75, 77 ТК РФ) и признан недействующим лишь в какой-либо части (в том числе в части установления или изменения индивидуальных условий труда) органами федеральной инспекции труда (ст. 354 ТК РФ) и органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 382 ТК РФ).

Более того, в действующем ТК РФ договорное регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений нашло прямое закрепление в ст. 9, а его сочетание с государственным регулированием этих отношений выделено в самостоятельный отраслевой принцип. В связи с этим в ТК РФ получили дальнейшее развитие нормы о различных договорах о труде - трудовом договоре, договоре о полной материальной (индивидуальной или коллективной) ответственности работника, соглашении сторон о прекращении трудового договора, а также о коллективном договоре и соглашениях, заключаемых на различных уровнях социального партнерства, и др.

3. О запрещении принудительного труда и дискриминации в сфере труда см. соответственно ст.ст. 4 и 3 ТК РФ.

4. В целях защиты граждан от безработицы и содействия реализации ими права на труд государство прилагает усилия по их трудоустройству, правовое регулирование которого призвано обеспечить занятость населения в нашей стране.

Общие вопросы занятости и трудоустройства граждан, а также оказания мер социальной защиты урегулированы Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ). В то же время ТК РФ определяются государственные гарантии и компенсации работникам при их высвобождении из организаций и в других случаях прекращения трудового договора (ст.ст. 178-181).

5. О справедливых и благоприятных условиях труда см. п. 1 комментария к ст. 1.

Факторы производственной среды и трудового процесса, совокупность которых определяет условия труда работников, многогранны и, как следует из принципа обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда, напрямую связаны с регламентацией охраны труда (о ее требованиях см. ст.ст. 209, 211-231 ТК РФ) и соотношением рабочего времени и времени отдыха работающих (ст.ст. 91-105, 106-127 ТК РФ).

6. Равенство прав и возможностей работников заключается в том, что каждый из них независимо от выполняемой трудовой функции наделен общими трудовыми правами, предусмотренными ст. 21 ТК РФ, и обладает равными возможностями для их реализации в процессе трудовой деятельности (подробнее см. комментарий к ст. 3).

7. Право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, предусмотрено нормами разд. 6 ТК РФ.

Причем в данных нормах не только конкретизируется указанный принцип правового регулирования, но и устанавливаются основные государственные гарантии по реализации работниками права на оплату труда (ст.ст. 130, 133, 134 ТК РФ). Действенной гарантией обеспечения своевременной выплаты заработной платы является предусмотренная ст. 142 ТК РФ ответственность работодателя за нарушение сроков ее выдачи.

8. Принцип обеспечения равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности сходен с ранее рассмотренным принципом (см. п. 6). Профессиональное обучение работников вменяется в обязанность работодателю, что предусмотрено ст. 22 ТК РФ. Такое обучение, в том числе при необходимости обучение работников другим профессиям, проводится непосредственно на производстве или в профессиональных образовательных учреждениях, учебных центрах и т.д. Работникам, совмещающим работу с обучением, работодатель обязан создавать необходимые для этого условия (ст.ст. 173-177, 196-208 ТК РФ).

9. Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов производен от положений ст. 30 Конституции Российской Федерации и находит свое отражение в ТК РФ (ч. 2, ст.ст. 370-378), федеральных законах "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ (объявлен приказом министра обороны Российской Федерации от 4 июня 1996 г. N 215), "Об объединениях работодателей" от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ и др.

10. Участие работников в управлении организацией является одной из форм социального партнерства (ст.ст. 23-28 ТК РФ) и осуществляется в порядке, предусмотренном законом. В ст.ст. 52 и 53 ТК РФ рассматриваются основные формы этого участия.

11. Смешанный принцип правового регулирования (государственного и договорного) трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений с принятием ТК РФ получил дальнейшее развитие и приобрел всеобъемлющий характер, касающийся абсолютного большинства указанных отношений (см. также п. 2 комментария). На современном этапе возросла роль коллективных договоров. Она проявляется в том, что ТК РФ содержит многочисленные отсылки на регулирование условий труда в коллективном договоре, а в разд. 2 закрепляет порядок заключения, содержания и выполнения этого договора.

Разграничение полномочий федеральных органов государственной власти и государственной власти субъектов Российской Федерации по урегулированию отношений в сфере труда производится по правилам ст. 6 ТК РФ.

12. Принцип социально-партнерских отношений в области труда раскрывается в ч. 2 ТК РФ (ст.ст. 23-55), которой определяются представители работников и работодателей, система, формы и органы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров и заключения основных правовых актов.

13. Принцип обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, реализуется как нормами трудового права, так и права социального обеспечения.

Согласно ст.ст. 232 и 233 ТК РФ материальная ответственность работодателя перед работником наступает за ущерб, причиненный: в результате незаконного лишения его возможности трудиться (ст. 234), его имуществу (ст. 235) и за задержку выплаты заработной платы (ст. 236). Причиненный неправомерными действием или бездействием работодателя моральный вред работнику подлежит возмещению в порядке, определенном ст. 237 ТК РФ.

Возмещение вреда жизни и здоровью граждан, работающих по трудовому и гражданско-правовому договорам, производится в случаях, установленных Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ (объявлен приказом министра обороны Российской Федерации от 25 марта 2000 г. N 145). В нем заложены общие принципы возмещения пострадавшим ущерба путем использования денежных средств организаций, аккумулированных в Фонде социального страхования Российской Федерации.

14. Государственные гарантии по обеспечению прав работников и работодателей содержатся во всех правовых институтах трудового права, а принцип осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением их прав отражен в ч. 5 ТК РФ. При этом внутриведомственный контроль за соблюдением нормативных правовых актов о труде в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в том числе Министерство обороны Российской Федерации - в отношении воинских частей, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (ст.ст. 352-369 ТК РФ).

Руководители и другие должностные лица организаций, виновные в нарушении законодательства о труде, несут ответственность в случаях и порядке, установленных федеральными законами (ст. 419 ТК РФ).

15. Гарантией обеспечения права каждого на государственную защиту его трудовых прав и свобод является охранительная деятельность контрольно-надзорных органов (см. предыдущий пункт). Судебная защита трудовых прав и свобод сторон трудового договора закреплена в ст. 46 Конституции Российской Федерации и осуществляется в порядке рассмотрения индивидуальных (ст.ст. 381-397 ТК РФ) и коллективных (ст.ст. 398-418 ТК РФ) трудовых споров. В приведенных нормах одновременно нашел свое отражение принцип обеспечения их права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

16. Обязанность сторон трудового договора соблюдать его условия наряду с другими их общими обязанностями и правами урегулирована ст.ст. 21 и 22 ТК РФ. В силу специфики производства и других обстоятельств эти права и обязанности подлежат уточнению в коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка, других локальных нормативных актах, действующих в организации, а также в трудовом договоре, должностных инструкциях и т.д.

17. Обеспечение права представителей профсоюзов осуществлять общественный контроль за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, отражено не только в ТК РФ (ст. 370), но и в ст. 19 Федерального закона "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ (объявлен приказом министра обороны Российской Федерации от 4 июня 1996 г. N 215). В целях осуществления этого контроля профсоюзы вправе образовывать специальные инспекции труда - правовую и техническую, избирать уполномоченных лиц по охране труда.

18. Принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности является новым для правового регулирования предмета трудового права и в действующем ТК РФ реализован лишь фрагментарно - в части защиты персональных данных о работнике, которые аккумулируются у работодателя (ст.ст. 85-90).

19. Право работников на обязательное социальное страхование гарантируется прежде всего нормами права социального обеспечения. Согласно ст. 1 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменений материального и (или) социального положения работающих граждан в случаях профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. О видах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию см.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60

Похожие:

Первая Раздел I. Общие положения iconПервая Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года Раздел I. Общие положения
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-фз статья 1 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 марта...

Первая Раздел I. Общие положения iconОбщие положения 5 Раздел Термины и определения 6 Раздел Обязанности,...
Перечень документов для исполнения операций, проводимых Регистратором, и особенности их оформления 26

Первая Раздел I. Общие положения iconОбщие положения 5 Раздел Термины и определения 6 Раздел Обязанности,...
Перечень документов для исполнения операций, проводимых Регистратором, и особенности их оформления 26

Первая Раздел I. Общие положения iconОбщие положения 5 Раздел Термины и определения 6 Раздел Обязанности,...
Перечень документов для исполнения операций, проводимых Регистратором, и особенности их оформления 26

Первая Раздел I. Общие положения iconПервая Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года Раздел I. Общие положения
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они...

Первая Раздел I. Общие положения iconПервая Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года Раздел I. Общие положения
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они...

Первая Раздел I. Общие положения iconI. общие положения 4 раздел II. Общие вопросы организации бухгалтерского учета 5
Формы первичных документов, применяемые для оформления финансово-хозяйственных операций, по которым отсутствуют унифицированные формы...

Первая Раздел I. Общие положения iconРеспублики узбекистан
I. Общие положения 1 Раздел II. Налог на доходы (прибыль) юридических лиц 4

Первая Раздел I. Общие положения iconАнкета Участника запроса цен (Форма 5) Раздел Общие положения Общие...
Перечень документов, предоставляемых Участниками для участия в запросе цен

Первая Раздел I. Общие положения iconСодержание Страница Общие положения 1 Целевой раздел 1
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск