Стенограмма выступления руководства ниу вшэ на Дне открытых дверей


Скачать 352.1 Kb.
НазваниеСтенограмма выступления руководства ниу вшэ на Дне открытых дверей
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4
Стенограмма выступления руководства НИУ ВШЭ на Дне открытых дверей
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов
Про университет
Мы – университет молодой, нам всего 18 лет, и университет, наверное, как вы уже заметили, специализирующийся в области преобразования общества и всего, что с этим связано. Это общественные науки, гуманитарные науки, точные науки, пожалуй, три этих блока направлений исследований покрывает сегодня ВШЭ. У нас сейчас 22 факультета и отделения, и все они построены на принципах, по которым создавалось в свое время ядро Вышки — это факультет экономики, факультет менеджмента, социологии, права, потом к ним стали присоединяться другие факультеты.
Про высшее образование
Зачем стоит сегодня получать высшее образование, и как к этому надо относиться? Наверное, вопрос — зачем? — неактуален для вас, как и для 88% граждан нашей страны, которые хотят сами получать высшее образование или хотят, чтобы их дети получили высшее образование, это самый высокий показатель в мире. Иногда говорят: а где, кроме нефти, сравнительное преимущество России, на чем мы вообще, когда бабло перестанет сыпаться с потолка, будем жить? Мне кажется, что есть некоторая попытка ответа на это вопрос, в том, что мы — самая стремящаяся к образованию нация в мире, вслед за нами идет Канада, потом — США и Финляндия, но такой доли стремящихся к получению высшего образования и такой доли его получающих нет в мире больше нигде. У нас сейчас около 70% людей разной возрастной когорты получают в той или иной форме высшее образование. Понятно, что это не соответствует тому количеству рабочих мест для людей с высшим образованием, которые может предоставить экономика сегодня, и которые она предоставит завтра, в 2015-2020 гг., в лучшем случае там мест для специалистов, для профессионалов с высшим образованием, будет не 30%, как сейчас, будет 40%, в США их пока меньше 50%.
Зачем люди учатся, получают высшее образование? Ведь они пытаются вести себя рационально. Здесь много ответов. Может быть, потому что они хотят иметь больше возможностей выбирать в своей жизни, а высшее образование дает возможности выбирать. Может быть, потому что они хотят расширить свой горизонт, и больше общаться с другими людьми, высшее образование дает гораздо лучшие коммуникативные навыки. Может быть, потому что в городской экономике, а это примерно три четверти экономики России, многие фирмы не нанимают вообще ни на какую работу людей без высшего образования, потому что боятся, что те, кто приходит к ним после ПТУ или техникума, асоциальны, не будут понимать их указаний, не будут вести себя культурно. Так или иначе, люди идут за высшим образованием.
Туда ли вы пришли?
Я сразу скажу, что есть несколько подходов к тому, как следует учиться в вузе. Мы регулярно проводим исследования, и по ним большинство, 75-80% людей, это очень много, очень четко знают — мы пойдем именно в этот вуз, именно на эту специальность. И если спросить у людей: ты собираешься учиться напряженно или ты собираешься расслабляться, или ты собираешься работать со второго курса? Они ответят, что они собираются напряженно учиться, что не будут расслабляться, мы пойдем в самый сильный и хороший вуз, несмотря на то что нас оттуда могут отчислить за неуспеваемость, несмотря на то, что могут возникнуть соблазны работать, мы будем твердо учиться. На втором — третьем курсе половина наших студентов дневного отделения работают, из них больше половины работают на полную ставку. Почему это происходит? Я привел несколько оснований для этого, но рационально относясь к получению высшего образования, пусть это социальный императив нашего общества, мы должны четко представлять себе свои возможности, свои горизонты, свой характер, и если мы думаем о детях, то возможности, характер и горизонты своих детей.
ВШЭ — один из самых жестких вузов, куда вы можете поступить, здесь очень тяжело учиться. Да, наши студенты начинают работать с третьего курса, примерно 65-70% работает на выпуске, но около 80-85% работают строго по специальности, работают не больше, чем полдня, иначе они не смогут дотянуть до следующей сессии. Но все это предполагает, что с первого дня здесь очень много, очень упорно и напряженно работать, что у вас есть возможность расслабиться, она всегда есть, но в гораздо меньшей степени, чем в том случае, если вы пойдете в другой вуз. Я могу выделить несколько такого рода учебных заведений или факультетов других учебных заведений, на кого мы похожи. Это физтех, мехмат МГУ, и больше мне нечего добавить. В старые времена я бы назвал институт стран Азии и Африки МГУ, по объему работы, которая требуется от студента.
Поэтому первое, что имеет смысл прикинуть для себя — хорошее образование, образование, после которого можно сделать карьеру, дает не только ВШЭ, ВШЭ в первую очередь учит собираться, в первую очередь учит человека концентрироваться. Если вы не можете применить такие требования к себе, если вам себя жалко, лучше идите в другой вуз. Я никого не хочу ругать и себя хвалить, просто у нас такой стиль образования.
Вторая особенность, наверное, она существует вместе с первой — у нас было пять, теперь четыре модуля в году, это означает, что фактически 4 сессии в год. Но между ними раз в неделю вы будете писать как минимум одну письменную работу или коллоквиум, то есть, вы не можете жить по принципу «от сессии до сессии живут студенты весело», а потом они собираются. Это невозможно в данном вузе. Это ограничение для многих, есть разные люди, есть люди, которым свобода нужна в большей степени, а потом они сконцентрируются и что-то сделают. В Вышке такого рода люди не выживают.
Еще несколько особенностей нашего организма — ВШЭ исследовательский университет, это значит, что в нем преподают в основном ученые, что мы в меньшей степени обращаем внимание на методическую часть нашей работы, мы имеем на это основания. Вы видели рейтинги, которые размещает РИА-Новости, по качеству приема, половина нашего приема — это победители олимпиад, половина приема — это люди со средним ЕШЭ по профильным предметам, где-то 82-85, таких людей меньше 5% по стране. Когда мы собираем таких людей, мы считаем, что мы можем сделать выбор, они могут элементарные вещи осваивать сами, мы не будем заниматься пропедевтикой, мы будем постоянно выделять тех, кто может интересоваться большим объемом, чем помещается в учебник. Поэтому мы, наряду с Бауманкой и МГУ в какой-то степени являемся вузами-чемпионами по набору победителей олимпиад.
Победители олимпиад — это те, кто в школе интересовался предметом, а не сдачей экзамена по этому предмету, интересовался знанием, а не освоением должного объема знаний, после которого ты проходишь к следующей двери. Людям, которые ориентированы на то, что к ним придет хороший методист, все разжует, они это сдадут — я не могу сказать, что они не выживают, но они в общем в худшем положении в Вышке находятся. У нас нет инструментов поощрения таких людей, у нас есть инструменты поощрения таких людей, кто ищет, кто находит себе партнера старшего и начинает принимать участие в исследовании, начиная с младших курсов.
Про исследования
В Вышке существует порядка 35 научно-учебных и проектно-учебных лабораторий, в дополнение к нашему большому исследовательскому корпусу. Это около 800-1000 студентов, которые занимаются научной работой. И среди них есть люди, начиная со второго курса бакалавриата. У нас есть системы, которые вылавливают тех, кто может сделать что-то неординарное на раннем этапе, включая исследования. Мы существуем ради того, чтобы воспитывать людей, которые будут исследователями, аналитиками, которые будут интеллектуальной элитой. Подчеркиваю — это наша профессиональная обязанность, это не есть преимущество ВШЭ над тем или иным университетом. Я вам излагаю наши особенности, а не наши преимущества, потому что преимущества у всех разные. Все люди разные, кто-то будет лучше работать в условиях свободного поиска и очень небольшой нагрузки, но будет сам читать книги, это замечательно, и я надеюсь, что существуют такого рода учебные заведения. Кому-то надо разжевать, у нас надо заниматься поисками, заниматься исследованиями, и мы представляем собой инфраструктуру для этого.
Чему научит Вышка?
Относительно особенностей Вышки еще скажу несколько вещей. Вышка пытается обеспечить вас аналитическим инструментом в первую очередь. Невозможно преподать весь массив знания ни в одной отрасли знаний, можно научит его добывать. Поэтому на каждом из направлений нашей работы — и право, и экономика, и психология — мы даем большой объем теории. И регулярно возникают вопросы, даже конфликты со студентами, потому что у нас свободная атмосфера, студенты ругаются, мы им отвечаем. Говорят: зачем нам такой объем теории? Ведь девиз Вышки — не для школы, а для жизни мы учимся. Давайте вы нам будете читать больше прикладных инструментов анализа финансовых рынком, потому что мы будем на этом зарабатывать. Или давайте нам больший объем полевых исследований для социологов, мы будем на этом зарабатывать, зачем нам такой объем истории и теории, зачем такой объем вводных предметов?
Совершено неизвестно, чем вы будете зарабатывать через 5 лет, технологии и в материальном производстве, и в информатике, и в социальной жизни, и в финансовой жизни меняется так быстро, что если мы вас сейчас будем учить хорошо отработанным инструментам зарабатывания денег сегодня, не факт, что вы не проиграете завтра. Мне кажется, что выпускник исследовательского университета должен иметь возможность осваивать любую технологию самостоятельно, и это его выделяет, отличает от стандартного вуза.
Еще одна особенность — иностранные языки. Мы традиционно преподаем некоторую часть курсов на иностранных языках. Мы считаем, что наука едина, а 90% социальных и точных наук существуют на английском языке. Со второго-третьего курса вы столкнетесь с тем, что к занятию вам нужно будет прочитать три статьи, из которых одна на английском языке, или все три на английским — это зависит от того, каким направлением увлекся преподаватель. И нет никакой разницы, не делается скидки на то, материал, с которым вы работаете, на русском или нет. Поэтому у нас, в отличие почти от всех вузов, вступительный экзамен по иностранному языку, и там вам надо иметь для того, чтобы пройти на бюджет, порядка 80-85, есть люди с гениальными мозгами по математике, которые по математике 95 набирают, тогда и с 75 можете пройти. И мы много сил и ресурсов тратим на то, чтобы преподавать иностранный язык, в первую очередь, английский, и даем возможность бесплатно изучать немецкий, французский, восточные языки тем, у кого хороший английский. И мы все время спорим, как разумнее построить это обучение. Последнее наше решение — сейчас в роли государственного экзамена будет выступать сдача обязательного стандартного экзамена по английскому языку соответствующих, внешних, по отношению к Вышке, структур, это для американцев Тойфл, для англичан другие форматы экзамена. Если ты можешь сделать это раньше, то сделай, получи и высвободи время для изучения других предметов. Но такого рода внешний контроль мы будем сейчас делать на него ставку, потому что большой университет нуждается во внешнем контроле своей работы.
Проректор НИУ ВШЭ Григорий Канторович
Как меняется Вышка
Ярослав Иванович рассказал вам об особенностях обучения в нашем университете. Я бы добавил одну общую особенность — многое, что мы рассказываем, через год будет другим, мы все время в поиске и все время меняемся. Мы хотим, чтобы наши студенты не только менялись с нами вместе, но и подсказывали нам еще новые нюансы, новые черты, куда нам меняться. Но система приема более привязана к конкретному году.
Сначала – маленький псевдоопрос. Поднимите руки, кто у нас одиннадцатиклассники и лица, их представляющие, кто будет поступать в этом году, половина, чуть больше. А десятые и девятые классы? Вот видите! Я постараюсь рассказывать некоторые вещи, которые, по всей видимости, сохранятся на много лет, но отдельно отмечу то, что ждет выпускников в этом году. Поскольку переход со средней школы в высшую все время сейчас претерпевает изменения, каждый год приносит новые особенности.
Новые специальности
Прежде всего то, что зависит от нас. Как и все последние годы в этом году ВШЭ, ставшая национальным исследовательским университетом, открывает новые направления подготовки, а значит, приглашает ребят на новые специальности. В этом году мы собираемся открыть три новых направления. Это отделение или факультет, связанный с филологическими науками, это будет направление фундаментальная и прикладная лингвистика и направление филология, это для тех, кто интересуются гуманитарными науками. Это будут небольшие, но элитные по требованиям к потенциальным студентам направления подготовки, сегодня будет отдельная презентация новых направлений.
Так же мы открываем новое отделение факультета экономики, которое будет реализовывать совместную программу двух лучших экономических вузов России — ВШЭ и РЭШ, это совместная программа, сопровождающаяся выдачей двух дипломов.
Парад факультетов
Кроме того, поскольку тут еще ребята младших классов, я кратко назову все направления подготовки, которые мы осуществляем. Сегодня в стране они сгруппированы в так называемые укрупненные группы направлений и специальностей. Самая большая группа, относящаяся ко ВШЭ – это группа экономика и управление. С этого ВШЭ начиналась, отсюда зарождались и новые факультеты.
Есть факультет экономики, наш первый факультет, на нем теперь будет два отделения — уже упоминавшееся совместное в РЭШ, и отделение статистики, демографии и анализа данных. На каждое из этих направлений будет отдельный прием, это означает отдельный конкурс. Здесь же по направлению «Экономика» есть факультет международных институтов экономики и финансов, который реализует программу двух дипломов с Лондонской школой экономики, и в котором почти все преподавание ведется на английском языке. На этом же направлении работает факультет мировой экономики и мировой политики, так же его направление подготовки экономика со своими особенностями. В этой же группе работает факультет менеджмента, большой факультет с большим набором направлений.
Факультет бизнес-информатики, самый большой набор производит по направлению бизнес-информатика, но включает в себя еще два направления другой группы. Одно из них — направление прикладной математики и информатики, и второе — программная инженерия. Это единственные в нашем вузе представители группы технические науки. А прикладная математика и информатика — это естественнонаучная группа.
У нас при факультете менеджмента работает отделение логистики, так же относящееся к этой группе. Факультет государственного и муниципального управления, очень популярный в последнее время среди студентов, может быть, еще сильнее — среди их родителей, это тоже из этой группы.
Промежуточная между этой большой группой и группой гуманитарных — это факультет социологии. Официально это называется социальные науки, это по нашим меркам средний факультет, с набором около 80 бюджетных мест. Наверное, самый одновременно и высоко теоретизированный, и направленный на прикладные социальные исследования факультет в стране.
Теперь группа гуманитарных факультетов. Самый большой из них — это факультет права, один из лучших в Москве сейчас. Это факультет, без которого не может быть никакой университет — факультет философии, здесь обратите внимание, с этого года отдельный конкурс проводится на культурологию, раньше конкурс был единый, сейчас будет отдельный. На этом же факультете есть новый, открытый только в прошлом году и завоевавший популярность — отделение востоковедения, восточные языки, экономика, традиции, культура восточных стран. На наш взгляд, это интересно.
Конечно, в группе гуманитарных факультетов есть факультет истории, тоже молодой факультет, очень сильный и интересный по составу. Открываем филологию, и в этой же группе находится отделение деловой и политической журналистики, название подчеркивает, что это не просто журналист, а журналист, который специализируется на деловой и политической жизни. Большой факультет политологии, с отделением достаточно популярным, отделением рекламы.
И факультет математики, молодой факультет с очень высокой планкой требований к нашим ребятам, будем надеяться, что он будет конкурировать с лучшим математическим факультетом в стране, мехматом МГУ. Но большая разница — мы набираем не 400, а 40 человек, поэтому мы надеемся, что доля выдающихся математиков будет выше. И еще факультет психологии я забыл.
  1   2   3   4

Похожие:

Стенограмма выступления руководства ниу вшэ на Дне открытых дверей iconО пропускной системе Национального исследовательского университета
Ниу вшэ, посетителей ниу вшэ (лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) по договорам гражданско-правового характера, работников...

Стенограмма выступления руководства ниу вшэ на Дне открытых дверей iconО предоставлении дополнительных полномочий директору ниу вшэ – Нижний Новгород
«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», утвержденным ученым советом ниу вшэ от 25 марта 2011 года,...

Стенограмма выступления руководства ниу вшэ на Дне открытых дверей iconНалоговая служба приглашает налогоплательщиков – физических лиц на Дни открытых дверей
Уважаемые налогоплательщики, если Вы ещё не задекларировали доходы, полученные в 2015 году приглашаем Вас на Дни открытых дверей,...

Стенограмма выступления руководства ниу вшэ на Дне открытых дверей icon1 Общие положения
Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (далее Положение), утвержденным ученым советом ниу вшэ (Приложение...

Стенограмма выступления руководства ниу вшэ на Дне открытых дверей iconУтвержден
Ниу вшэ, обучающимся в ниу вшэ – Нижний Новгород на местах с оплатой стоимости обучения на договорной основе

Стенограмма выступления руководства ниу вшэ на Дне открытых дверей iconОказание материальной помощи работникам ниу вшэ
По смерти близкого родственника работника ниу вшэ: (мать, отец, жена, муж, сын, дочь)

Стенограмма выступления руководства ниу вшэ на Дне открытых дверей iconАкадемический календарь студента ниу вшэ – Санкт-Петербург
...

Стенограмма выступления руководства ниу вшэ на Дне открытых дверей iconЯ. И. Кузьминова о внесении изменений в состав ученого совета ниу вшэ постановили
Ввести в состав ученого совета ниу вшэ в соответствии с решением ученого совета ниу вшэ

Стенограмма выступления руководства ниу вшэ на Дне открытых дверей iconМотивационное письмо для поступления ниу вшэ
Опишите причину, по которой вы выбрали ниу вшэ и образовательную программу. Расскажите о ваших достижениях, участиях в конкурсах,...

Стенограмма выступления руководства ниу вшэ на Дне открытых дверей iconРегламент подготовки данных, заполнения и выдачи Европейского приложения к диплому ниу вшэ
Целью регламента является определение процедур подготовки епд, их последовательности, механизмов сбора данных для епд, зон ответственности...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск