Синодальный отдел московского патриархата по тюремному служению


Скачать 241.83 Kb.
НазваниеСинодальный отдел московского патриархата по тюремному служению
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

ПО ТЮРЕМНОМУ СЛУЖЕНИЮ



Россия, 115035, Москва, 2-й Раушский пер., д. 1/26, стр. 9.

Тел/Fax (495) 953-91-97, Тел/Fax канц. (495) 953-91-98. E-mail: info@anastasia-uz.ru

Сайт Синодального отдела: WWW.АNASTASIA-UZ.RU
Дата 10 июня 2015 года № __157___
ПО БЛАГОУСМОТРЕНИЮ

ПРАВЯЩИХ АРХИЕРЕЕВ –

ГЛАВ МИТРОПОЛИЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОБРАЗОВАНИЮ «ОБЪЕДИНЕННЫХ КОМИССИЙ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

С РУКОВОДСТВОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФСИН РОССИИ

И СОЦИАЛЬНОМУ СЛУЖЕНИЮ МИТРОПОЛИИ

В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»
Управление делами Московской Патриархии направило «Епархиальным Преосвященным Российской Федерации» циркулярное письмо от 04.06.2015 за № 01/3053 с рекомендацией образовать Объединенную комиссию по тюремному служению при митрополии (далее – Объединенная комиссия) и «назначить ответственное лицо за взаимодействие с руководством территориальных Управлений ФСИН России, а также за координацию деятельности и сбор информации по тюремному служению в границах всего субъекта Российской Федерации, независимо от разделения Митрополии на новообразованные епархии».
I.

Однако, согласно получаемой из регионов информации, ряд епархий, не являющихся митрополиями, стали реорганизовывать свои епархиальные отделы тюремного служения и создавать вместо них некое подобие «объединенных» комиссий, что не соответствует содержанию направленного в епархии циркуляра.

В настоящем информационном письме поясняется:
– Объединенная комиссия создается только при митрополите – главе митрополии, а в епархиях, входящих в состав данной митрополии, объединенные комиссии не создаются, поскольку в них по-прежнему сохраняются епархиальные отделы по тюремному служению, руководители которых автоматически включаются в состав образованной Объединенной комиссии при митрополии на правах соподчинения и оказывают содействие в работе руководителю комиссии.
– В епархиях, не являющихся митрополиями, но границы которых совпадают с границами субъекта Российской Федерации, епархиальные Отделы по тюремному служению сохраняются без изменений.
– Руководители объединенных комиссий в митрополии являются ответственными за взаимодействие с руководством территориального Управления ФСИН России, а также за координацию деятельности и сбор информации по тюремному служению в границах всего субъекта Российской Федерации, независимо от разделения митрополии на новообразованные епархии.
– Назначение руководителей Объединенных комиссий и председателей епархиальных Отделов тюремного служения, а также всех рядовых тюремных священнослужителей, определенных к несению послушания в учреждениях уголовно-исполнительной системы, должно быть официально закреплено Указами (или Распоряжениями) правящих архиереев1.
ВОЗЬМЕМ, В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА, ДОНСКУЮ МИТРОПОЛИЮ:

В Ростове-на-Дону, по благословению правящего архиерея, создается Объединенная комиссия по тюремному служению при главе митрополии – митрополите, на руководителя которой возлагаются следующие обязанности и полномочия:
– Взаимодействие от имени всех епархий, входящих в Донскую митрополию, с территориальным Управлением ФСИН России по Ростовской области, резиденция которого находится в Ростове-на-Дону.
– Координация деятельности и сбор информации о работе епархиальных отделов тюремного служения всех епархий, образующих Донскую митрополию, и представление в анкетной форме сводных отчетов в Москву – в Синодальный отдел по тюремному служению, для последующего отчета перед Святейшим Патриархом о проделанной в регионах работе.
– Обеспечение заключения нового Соглашения между Донской митрополией и территориальным Управлением ФСИН России в Ростове-на-Дону в связи с вступлением в силу Федерального закона № 103-ФЗ от 20.04.2015 «О внесении изменений в статью 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающих порядок взаимодействия органов и учреждений УИС с религиозными организациями на федеральном и региональном уровнях.
– Подготовка кандидатуры священнослужителя для назначения на должность помощника начальника Управления ФСИН России по Ростовской области по организации работы с верующими, который, оставаясь в каноническом подчинении митрополита, будет представлять в своем лице весь регион Донской митрополии как единый субъект Российской Федерации.

Все дело в том, что 17 октября 2014 года вышло Постановление Правительства Российской Федерации за № 1063 о создании в уголовно-исполнительной системе института тюремного духовенства и введении в территориальные органы ФСИН России 85 штатных должностей «Помощников начальников региональных Управлений ФСИН России по организации работы с верующими», принятое Правительством России во исполнение поручения Президента России от 12 июня 2014 года за № Пр-1408.

Руководители Объединенных комиссий должны быть готовы к назначению на должности Помощников начальников УФСИН по работе с верующими, – и об этом следует позаботиться уже сейчас, поскольку недалеко то время, когда выйдет распоряжение о представлении кандидатов из числа священнослужителей для назначения на данные должности во всех регионах или субъектах Российской Федерации.

Данные должности помощников учреждаются в уголовно-исполнительной системе по образцу Вооруженных сил России, где образован и уже действует институт помощников командиров воинских подразделений по работе с верующими военнослужащими.
II.

В этой связи Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению, в развитие циркулярного письма Управления делами от 04.06.2015 за № 01/3053 и в ответ на получаемые запросы из епархий, рекомендует главам митрополий образовать «Объединенную комиссию по взаимодействию митрополии с руководством территориального Управления ФСИН России и социальному служению в местах лишения свободы», действующую при митрополите данной Митрополии или, что также возможно, при Епархиальном совете в митрополии, как это практикуется в стольном граде Москве – Московской городской епархии2.
Объединенная комиссия создается по благословению главы митрополии – митрополита и возглавляется руководителем из числа тюремных священнослужителей.
На руководителя Объединенной комиссии возлагается ответственность за взаимодействие с руководством территориального Управления ФСИН России, а также за координацию деятельности и сбор информации по тюремному служению в границах всего субъекта Российской Федерации, независимо от разделения Митрополии на новообразованные епархии. Руководитель Объединенной комиссии подчиняется непосредственно митрополиту – главе Митрополии.

Наиболее подходящей кандидатурой на должность руководителя Объединенной комиссии, по усмотрению правящего архиерея (митрополита), является председатель епархиального Отдела по тюремному служению в Митрополии.
В состав Объединенной комиссии должны быть включены все руководители Отделов по тюремному служению епархий, входящих в состав Митрополии.
В митрополиях, где имеется достаточное количество тюремных священнослужителей (например, в Москве задействовано несколько десятков человек, также в Санкт-Петербургской, Пермской и целом ряде др. митрополий), по благоусмотрению правящих архиереев – глав митрополий при Объединенной комиссии могут быть сформированы Секретариат и Пленум комиссии. Добрым примером последнему служит деятельность «Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы при Епархиальном совете Московской городской епархии»3.
1. Секретариат Объединенной комиссии состоит из председателя, заместителя председателя и секретаря. Секретарем может быть назначен не только священнослужитель, но и мирянин, обладающий опытом работы по организации делопроизводства Объединенной комиссии.

Секретариат должен иметь контактный телефон для ежедневной связи и свой E-mail, необходимые для обращений и приема граждан – родственников заключенных, а также письменных обращений из мест лишения свободы.

Заседания Секретариата – не реже 1 раза в квартал.
2. Пленум Объединенной комиссии состоит из всех тюремных священнослужителей епархий, входящих в состав Митрополии (то есть всех епархий данного региона – субъекта Российской Федерации).

На заседании Пленума Объединенной Комиссии рассматриваются статистические результаты работы Отделов по тюремному служению всех епархий субъекта Российской Федерации, входящих в состав данной Митрополии, и затем обобщаются и направляются в Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению, чтобы своевременно (по установленной форме) представить Святейшему Патриарху статистические результаты епархиальной работы по тюремному служению, а в конце года – включить в качестве приложения к Годовому отчету Синодального отдела по тюремному служению, который ежегодно сдается в канцелярию Московской Патриархии в январе месяце.

Заседания Пленума Объединенной Комиссии – не реже 1 раза в полгода.
3. Целесообразно в конце года проводить пленум Объединенной комиссии в расширенном составе. При этом в его работе принимают участие все тюремные священнослужители митрополии (субъекта Российской Федерации), включая состоящих в комиссиях по помилованию, УДО, Общественных наблюдательных комиссиях, Общественных советах при региональном ФСИН России, др. комиссиях пенитенциарной направленности, с приглашением (с учетом темы заседания Объединенной комиссии) работников регионального Управления ФСИН России, других ответственных лиц – представителей заинтересованных общественных организаций и специалистов пенитенциарных учреждений в качестве экспертов или советников.

Заседания пленума Объединенной комиссии в расширенном составе – 1 раз в год или по случаю возникающей необходимости.
Должностные обязанности руководителей Объединенных комиссий и рядовых тюремных священнослужителей разрабатываются. В настоящее время следует руководствоваться прилагаемыми к письму рекомендациями для священнослужителей, разработанными в Академии права и управления ФСИН России в городе Рязани.


ЕПИСКОП КРАСНОГОРСКИЙ

ВИКАРИЙ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА

МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СИНОДАТЕЛЬНОГО ОТДЕЛА

МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

ПО ТЮРЕМНОМУ СЛУЖЕНИЮ

Приложение на 7 л.:

Требования и правила поведения лиц, посещающих исправительные учреждения для проведения социальной работы с осужденными;

Практические рекомендации священнослужителям, начинающим христианское служение в местах лишения свободы.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Разработано в Академии права и управления ФСИН России,

город Рязань.

ТРЕБОВАНИЯ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ,

ПОСЕЩАЮЩИХ ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ
Следует выделить и конкретизировать наиболее важные правила, которые необходимо соблюдать представителям религиозных конфессий при посещении исправительных учреждений (ИУ).

Лица, посещающие исправительные учреждения, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации и Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.

К осужденным, по их выбору, приглашаются священнослужители только из зарегистрированных в установленном порядке религиозных объединений, Такая регистрация осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальными органами на основе Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях». Право на приглашение священнослужителей не может быть ограничено даже для осужденных, находящихся в штрафном или дисциплинарном изоляторе, карцере, переведенных в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру.

УИК РФ (ч. б, ст. 14) специально предусматривает два случая, когда по просьбе осужденного администрация учреждения должна обеспечить возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Во-первых, речь идет о тяжелобольных осужденных. К ним же следует отнести престарелых осужденных, инвалидов.

Во-вторых, об осужденных, приговоренных к смертной казни перед исполнением приговора. Согласно ч.2 ст. 185 УИК РФ эти осужденные вправе иметь свидания со священнослужителем, причем количество их не ограничено.

Священнослужители приглашаются в ИУ для личных встреч с осужденными и совершения культовых действий. Культовые действия (Таинства, богослужения, коллективные моления и песнопения, прочтение религиозной литературы и т.д.) совершаются в специально отведенных администрацией учреждения культовых помещениях (в некоторых колониях – в специально построенных сооружениях: православных храмах, часовнях, мечетях и т.д.). Просьбы осужденных о встречах со священнослужителями удовлетворяются в зависимости от наличия служителя того или иного культа в месте дислокации ИУ, а также при возможности религиозной организации направить священнослужителя в ИУ с учетом оперативно-режимной обстановки в учреждении.

Представители религиозных организаций должны быть ознакомлены с Правилами внутреннего распорядка ИУ и правилами посещения мест лишения свободы гражданскими лицами. При этом необходимо объяснить, что можно и что нельзя проносить на территорию ИУ и почему; что можно принимать от осужденных, а что нет.

Отправление культа, соблюдение религиозных предписаний и обычаев не освобождает осужденного от обязанности выполнения установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка условий отбывания наказания и ответственности за их неисполнение.

С целью удовлетворения религиозных потребностей осужденных, проведения с ними воспитательной и духовной работы по обращению их в веру, религиозные организации и их представители имеют определенные права и обязанности.

1. Посещать ИУ могут лишь представители зарегистрированных религиозных объединений.

2. Проносить с собой на территорию учреждения и передавать осужденным религиозную литературу и предметы культа (нательные кресты, Библии и др.), кроме тех, которые выполнены в виде колюще-режущих предметов, а также изделий из драгоценных металлов, камней, либо представляющих собой культурную или историческую ценность.

3. Оказывать помощь в оборудовании культовых помещений в выделенных администрацией ИУ местах на территории жилой зоны, а также создавать на территории учреждений и вне их предприятия, производственные объекты и трудоустраивать на них осужденных в порядке и на условиях, предусмотренных Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (1993 г.), помогать освобожденным в трудовом и бытовом устройстве.

4. Организовывать воскресные школы («Библейские курсы»), иные формы обучения осужденных религиозным предписаниям, нормам своих вероучений и культовой практике, проводить для осужденных лекции, беседы, иные мероприятия духовно-нравственного характера.

5. Передавать через администрацию учреждения гуманитарную помощь осужденным в виде предметов и продуктов питания, которые разрешены Правилами внутреннего распорядка.

6. Проводить воспитательную работу с осужденными в составе различных организованных формирований общественности (например, в составе Попечительских советов) с целью исправления лиц, отбывающих наказание в ИУ.

Представители религиозных организаций, проводящие работу с осужденными, обязаны предъявить администрации ИУ документ, удостоверяющий личность, и справку о регистрации в качестве служителя культа.

Об официальном разрешении посещать учреждение необходимо позаботиться заблаговременно. Целесообразно получить разрешение руководства Федеральной службы исполнения наказаний. При этом необходимо, чтобы лицо, оформляющее разрешение, имело письменную рекомендацию религиозной организации во время переговоров с администрацией ИУ. Следует также заранее оговорить время, продолжительность и цель посещения учреждения.

Представителю религиозной организации, работающему в учреждении регулярно, может быть выдан и постоянный пропуск. В случаях, когда у администрации ИУ возникают сомнения в том, что деятельность представителей религиозных конфессий будет способствовать целям исправления осужденных, поддержанию должного порядка в учреждении, последние обязаны предоставить руководителям ИУ подтверждение вышестоящих церковных организаций о возможности работать в местах лишения свободы.

Кроме того, администрации ИУ рекомендуется более подробно выяснить содержание проповеднической деятельности тех религиозных представителей, которые планируют проводить у них работу с осужденными (отзывы об их прошлой деятельности, рекомендательные письма и т.д.).

При посещении ИУ представителями религиозных организаций администрация учреждения информирует их о порядке проведения встреч и обеспечивает меры безопасности (например, осужденным нельзя передавать деньги и другие, запрещенные к хранению предметы).

Взаимодействовать ИУ с представителями религиозных организаций будет легче, если стороны заранее спланируют свои действия на территории учреждения. Проход на территорию учреждения представителей религиозных организаций осуществляется по тем же правилам, что и обычных посетителей, исключая при этом личный досмотр священнослужителей.

При посещении осужденных священниками нередко возникают проблемы с проносом на территорию учреждения предметов культа, представляющих определенные материальные ценности, жидкостей, содержащих алкоголь, ароматических и легковоспламеняющихся веществ, религиозной символики, которые могут быть использованы как холодное оружие. Указанные вещи могут временно, на период проведения богослужебных мероприятий, и под присмотром находиться на территории учреждения. Но нецелесообразно, чтобы они хранились там постоянно, тем более в значительных количествах.

Священники Русской Православной Церкви используют красное вино при совершении «Таинства Причастия». Администрация ИУ может пойти на это, не вступая в противоречие с существующими правилами. Церковное вино для обряда надо рассматривать не как алкогольный напиток, а как «предмет религиозного культа», который разрешается использовать в местах лишения свободы по их прямому назначению. При соответствующем контроле со стороны администрации использование вина для Причастия верующих осужденных (в незначительных дозах) гораздо менее опасно, чем иные предметы религиозного культа, которые, например, при определенных обстоятельствах могут быть использованы как орудия нападения.

Еще один вопрос, который может возникнуть перед администрацией ИУ при сотрудничестве с религиозными организациями. Это вопрос об использовании открытого огня в помещениях для проведения молебнов, перед иконами (свечи, лампады и т.д.). Из истории религии известны случаи, когда в храмах, где использовался открытый огонь, возникали пожары. Открытый огонь в помещениях, зажигаемый в религиозных целях, допустим, но при условии, если администрация предпринимает меры предосторожности в соответствии с Правилами пожарной безопасности в ИУ. Кроме того, в настоящее время открытый огонь в храмах все чаще заменяется электрическими лампами.

Важным вопросом, поднимаемым священнослужителями различных религиозных конфессий перед администрацией ИУ, является вопрос о наличии обособленного помещения для совершения культовых действий. Проблема усугубляется, если в ИУ с осужденными работают представители различных направлений. По закону у них равные права и возможности. Кому же предоставить помещение (если оно есть в учреждении), а кому и по какой причине отказать? Следуя Конституции Российской Федерации, либо всем претендующим на это конфессиям поровну, либо никому. Любое иное решение противозаконно. Если же в ИУ действует столько религиозных организаций, скольким местные условия позволяют выдать помещения, то они должны выделяться.

Деятельность религиозных организаций в ИУ предусматривает совершение различных культовых обрядов при духовном окормлении осужденных. Основным обрядом посвящения в веру является Крещение. Это водная процедура может проводиться либо в храме с использованием особой емкости с водой (купели), либо на открытом воздухе в естественном или искусственном водоеме (реке, озере, пруде). Проблема возникает, если на территории ИУ отсутствует такой водоем или храм (церковь). Решение этой проблемы может быть следующим:

во-первых, осужденных, выразивших желание креститься и получивших согласие на это соответствующей церкви, если это возможно, временно (или до окончания срока), переводят на бесконвойное содержание. После чего они принимают Крещение в местной церкви наравне со всеми гражданами;

во-вторых, по предварительной договоренности с территориальными органами УИН осужденных привозят из ИУ, где нет условий для совершения обряда, в учреждение, где эти условия созданы. После совершения обряда их возвращают обратно;

в-третьих, возможен вариант, когда по предварительной договоренности со священнослужителями осужденных под надлежащей охраной вывозят к водоему, подходящему для проведения обряда.

Взаимодействие с религиозными организациями требует от администрации ИУ серьезного подхода. Рекомендуется выделить должностных лиц (целесообразно из сотрудников воспитательной службы), постоянным поручением которых будет работа с представителями Церкви.

В ИУ работают разные конфессии и религиозные организации. Весьма опасно дестабилизирующее разделение осужденных на определенные группы по конфессиональным признакам. Было бы неосмотрительно устраивать по этому поводу дискуссии между осужденными. Необходимо воспитывать у них терпимость к любому вероисповеданию, уважение к религиозных чувствам каждого человека, препятствовать возникновению вражды и розни на религиозной почве.

Главное, что необходимо уяснить – любое посещение ИУ представителями религиозных организаций должно быть нацелено на духовное перерождение преступивших закон, служить общему делу исправления и воспитания осужденных, способствовать возвращению их в общество полноценными, нравственно здоровыми людьми.
************
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Разработано в Академии права и управления ФСИН России,

город Рязань.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ,

НАЧИНАЮЩИМ ХРИСТИАНСКОЕ СЛУЖЕНИЕ

В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Социально-психологический портрет

осужденного к лишению свободы
Как правило, среднестатистический человек, осужденный за преступление к наказанию в виде лишения свободы, вырос в бедной или неполной семье. Вследствие дефицита любви, заботы и ласки, дисциплины в семье еще подростком он привык делать все, что ему заблагорассудится. Скорее всего, такой человек малообразован: его школьные годы проходили, по большей части, или в коридоре, или в прогулах, пока он в конце концов не бросил школу. Поэтому у него ограниченный словарный запас. Обычно он почти не имеет профессиональной подготовки и трудовых навыков. Если где-то и работал, то на малоквалифицированной и низкооплачиваемой работе. Он считает себя неудачником, человеком, обделенным жизнью, Он считает, что общество против него. Его мироощущение – это «они» (милиция, судьи, юристы, тюремная администрация и вообще вся страна), а это «я», и все «они» вместе виноваты в том, что он арестован и сидит в тюрьме.

Попав в камеру следственного изолятора, он впервые понимает, что такое тоска и одиночество, и в первый раз в жизни оказывается отделен от семьи и друзей. Возможно, у него иногда и бывают свидания под надзором с друзьями или родственниками, но этого всегда мало и недостаточно.

Человек ощущает себя жертвой несправедливости. Ему трудно осознать тот факт, что он сам несет ответственность за то, что находится в тюрьме. И от безысходности и жалости к самому себе обвиняет общество, законы которого преступил. Вместе с другими он в пренебрежительной форме выражает открытое недовольство обществом, законом и властями, всегда готов поддержать разговор на эту тему. Из-за того, что он без помощи не может самостоятельно справиться со своими проблемами, то он их просто отрицает или не замечает. Он хочет на свободу и прямо сейчас. Это доминирующее желание, он думает об этом день и ночь, жаждет, во что бы то ни стало выбраться из-за решетки.

Как правило, эти люди теряют чувство собственного достоинства и прикрываются вызывающим видом, пытаясь представить себя «правильным человеком», чтобы добиться уважения хотя бы у своих сокамерников. При этом в глубине души он все равно чувствует себя одиноким и отверженным, так как традиции тюремного общения предписывают никому не доверять.

В камере предварительного заключения человек старается найти себе подобных. И все же у него вовсе нет или очень мало людей, с которыми возможны нормальные человеческие взаимоотношения. В условиях камеры, в неестественном однополом окружении имеют место приглашения к гомосексуальным (или лесбийским) связям, принуждение к ним, а иногда и изнасилования. Гомосексуальные отношения, без сомнения, являются неотъемлемой частью тюремной действительности, особенно в учреждениях, где содержатся люди с большими сроками наказания. Это усиливает замешательство, напряженность и страх не только среди осужденных, но и людей, которые их посещают. Однако во многом и угроза, и фактические случаи гомосексуальных отношений сильно преувеличены. В зависимости от вида исправительного учреждения эти отношения затрагивают от 5 до 15 процентов людей.

Человек, осужденный к лишению свободы, остро нуждается в том, чтобы кто-то проявил бескорыстную, искреннюю заботу о нем, не создавая впечатления, что он лучше его, не принижая его личность. Ему нужен друг, который согласен больше слушать, чем говорить, кто своими мудрыми и добрыми наставлениями поможет ему разобраться в себе и увидеть выход из создавшегося положения. Он нуждается в установлении новых и ценных для него отношений с другими людьми, душевных связей, базирующихся на взаимном доверии, понимании, уважении и откровенности. И здесь для священнослужителя открывается широкое поле деятельности, чтобы помочь человеку, отбывающему наказание в виде лишения свободы, перекинуть мост из места отбывания наказания в свободный мир Иисуса Христа.
Практические рекомендации

Зачастую первым и непременным условием для встречи с осужденным к лишению свободы должно быть его личное желание встретиться со священнослужителем. Это может быть заявление на имя начальника учреждения, письмо в церковь или просьба через других осужденных – неважно. И каковы при этом мотивы его сердца – известно лишь Богу. Не пытайтесь выяснить, что побудило его просить об этой встрече, но если он сам начнет рассказывать, то слушайте внимательно и не перебивайте.

При этом вы должны ясно понимать, что если неверующий человек попросил о встрече с верующими христианами, то, скорее всего, это только потому, что ему больше нечем заняться, ему скучно и до смерти надоела тюремная жизнь и тюремное окружение. Беседа с верующими для него просто развлечение, и только ваша настойчивость и терпение, искренность и вера могут помочь осужденному поверить в то, что вы говорите.
Несколько практических рекомендаций:

Для начала работы изучите Правила внутреннего распорядка исправительного учреждения, где находится ваш подопечный. Запомните имена всех официальных лиц администрации учреждения, отнеситесь к ним с уважением. Они не ваши враги и не вашего подопечного. Они выполняют свою работу, исполняют свой долг.

Помните, что сотрудники хорошо осознают ценность христианского служения в тюрьмах. Сотрудничайте с администрацией исправительного учреждения. Проконсультируйтесь, что разрешено и что запрещено в данном конкретном учреждении. Строго выполняйте все правила и предписания нормативных актов.

Ничего не вносите и не выносите тайно. Если при посещении своего подопечного вы что-нибудь взяли у него, то обязательно спросите у охраны разрешение на вынос этого предмета из колонии. Не давайте своему подопечному домашний адрес и телефон, ни в коем случае не принимайте от него каких-либо записок для нелегальной передачи. Вы можете оказаться втянутым в подготовку побега или какого-нибудь другого противозаконного деяния.

Никогда ничего не посылайте и не звоните по просьбе своего подопечного. Как уже говорилось, сами того не подозревая, вы можете стать соучастником противозаконных действий и подвергнуть опасности не только свою жизнь, но и ваших близких. Ваше имя, адрес, телефон и другие личные данные могут стать известны совершенно посторонним людям. В процессе общения с подопечным никогда не вступайте с ним в беседы о несправедливости общества, законов, власти и не поддерживайте его высказывания на эту тему. Если услышите по этому поводу критические замечания или высказывания, не принимайте никакую сторону. Помогите ему обратить внимание на обе стороны конкретного явления или события. Посещайте своего подопечного регулярно. Каково бы ни было расписание ваших встреч (еженедельно, раз в две недели или ежемесячно) – неважно, но они должны проходить регулярно, если священнослужитель посещает человека противоположного пола, то он обязан полностью исключить личностные, романтические отношения со своей стороны. Попытки установить романтические отношения со стороны осужденного надо вежливо, но твердо пресекать в самом начале. В беседах с подопечным полностью исключите из своего лексикона слова «заключенный», «осужденный», жаргон. Не используйте какие-либо сравнения с домашними животными (например: «ну что ты уперся, как козел», «зачем ты распетушился» и др.). Это может вызвать непредсказуемую, резко негативную реакцию, так как «тюремные правила» предписывают расценивать это как величайшее личное оскорбление.

Избегайте расспросов о содеянном. Если он сам хочет поговорить на эту тему – слушайте. На самом деле и в милиции, и в суде у осужденного было предостаточно разговоров на эту тему, и поэтому она может быть для него очень ненавистной. Также избегайте шуток и неразумных обещаний,

Не спешите с духовными назиданиями. Не бомбардируйте его библейскими цитатами. Не нагружайте сложными доктринами; это может отбить охоту слушать. Будьте естественны в поступках и речах.

Сумейте разговорить подопечного. Пусть расскажет о себе и о своих родных. Не затягивайте первую встречу более 5-10 минут. Разговор не должен наскучить. Прервите беседу, когда она заинтересует его по-настоящему. Тогда он будет с нетерпением ждать, когда вы появитесь снова. Очень важно уйти вовремя. Лучше уйти раньше, чем позже.

Если у осужденного нет Библии или Нового завета, подарите их ему, но не спешите с доктринальной литературой. Предложите ему прочитать к следующей встрече часть Евангелия и записать непонятные места. Говорите с ним просто и прямо, как с равным.

Помогите ему разобраться с чувством собственной вины. Но не оправдывайте его преступления и проступки.

Попробуйте выяснить нужды своего подопечного. Постарайтесь помочь, чем можно, не нарушая Правил внутреннего распорядка,

Спросите у человека о будущем, чем бы он хотел заняться после освобождения. Обсудите с ним, какими путями можно достичь поставленной цели. Составьте реальные планы: как, например, найти работу, продолжить учебу, восстановить семейные связи и т.д. Реально оценивайте успехи и приоритеты в отношениях со своим подопечным, но никогда не становитесь критиком или судьей. Ведь вы не судья, а друг. Приучайте подопечного к мысли об ответственности за свои поступки. Бескомпромиссно реагируйте на ошибки и проступки человека, смело говорите ему об этом, показывайте свое твердое отношение к греху.

Помните о своей ответственности пред Господом и Церковью за результаты своей деятельности. Случайностей не бывает. Лучше работать с одним человеком, но основательно, чем со многими, но поверхностно.

Не расстраивайтесь, если не достигаете быстрых результатов. Старайтесь просто сделать все возможное с вашей стороны. Оставьте результаты Богу.

************


1 Настоящим приводится образец Указа (или Распоряжения) правящего архиерея, принятого в Московской городской епархии при назначении священнослужителя на тюремное послушание в учреждениях уголовно-исполнительной системы:

«Священник Иоанн Иоаннович Иванов, настоятель (или клирик) храма Спаса Преображения в Тушино города Москвы, в дополнение к несомому послушанию направляется в Следственный изолятор № 5 Управления ФСИН России по городу Москве для духовно-пастырского окормления заключенных и сотрудников учреждения УИС, под руководством председателя Комиссии по социальной деятельности в местах лишения свободы при Епархиальном совете города Москвы, старшего священника Следственного изолятора и по согласованию с администрацией данного учреждения».


2 В циркулярном письме Управляющего делами Московской Патриархии от 19 октября 2012 г. за № 01/5054 «О взаимодействии епархий с соответствующими профильными синодальными отделами в вопросах назначения штатного военного духовенства и духовенства для служения в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний», адресованного «Всем главам митрополий Русской Православной Церкви», указано:

– «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в соответствии с решением Высшего Церковного Совета от 12 октября с.г., прошу Вас в рамках деятельности архиерейского совета возглавляемой Вами митрополии обеспечить координацию входящих в ее состав епархий в вопросах назначения штатного военного духовенства и духовенства для служения в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний.

Конкретные вопросы, связанные с этими назначениями, прошу решать во взаимодействии с профильными синодальными отделами, куда также следует направлять информацию о состоявшихся назначениях после принятия соответствующих решений».

(Собрание документов Русской Православной Церкви. Том 2-й, часть 1-я. «Деятельность Русской Православной Церкви». М., Изд-во МП РПЦ, 2014, с. 64).

3 Согласно Резолюции Святейшего Патриарха Кирилла от 3 декабря 2013 года, принятой по итогам Епархиального совета Московской городской епархии, в целях повышения эффективности работы «Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы при Епархиальном совете Московской городской епархии» и организации делопроизводства председателю комиссии было поручено сформировать её секретариат в составе: председатель, зам. председателя, секретарь.

Председателю поручено также определить приемные часы и место приема посетителей (при необходимости председателя может заменять зам. председателя), контактный телефон и E-mail секретаря для ежедневной связи в рабочие часы.

Председателю комиссии поручено определить график заседаний секретариата комиссии и график заседаний пленума комиссии.

О проделанной работе комиссии докладывать 1 раз в квартал на Епархиальном совете с последующим обобщением информации и представлением сводки Святейшему Патриарху как «епископу города Москвы».

Похожие:

Синодальный отдел московского патриархата по тюремному служению iconДоклад епископа красногорского иринарха, викария святейшего патриарха...
Мероприятия Международных Рождественских образовательных чтений двух предыдущих лет были посвящены юбилейным событиям

Синодальный отдел московского патриархата по тюремному служению iconБлаготворительность в зеркале сми
Подольского Тихона и при поддержке Союза кинематографистов РФ в Москве в Паломническом центре Московского Патриархата с 24 по 27...

Синодальный отдел московского патриархата по тюремному служению iconРегламент разработан на основе: Федерального закона Российской Федерации...
Муниципальную услугу исполняет отдел организационной работы, общественных отношений, кадровой службы и юридических вопросов (далее...

Синодальный отдел московского патриархата по тюремному служению iconПамятка по применению технологии использования банковских карт
Для получения карт Клиент в зависимости от места обслуживания представляет в отдел кассового обслуживания исполнения бюджетов, отдел...

Синодальный отдел московского патриархата по тюремному служению iconКонкурс состоится: 22 января 2007 года в 11 часов 05 минут, время...
Контракта на выполнение работ по текущему содержанию объектов благоустройства московского района

Синодальный отдел московского патриархата по тюремному служению iconОтдел аспирантуры, докторантуры и магистратуры
Оапо – отдел анализа, прогноза и обеспечения эффективности научной и образовательной деятельности

Синодальный отдел московского патриархата по тюремному служению iconПоложение об аттестационной комиссии Московского филиала вшни
Московского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Высшая школа народных...

Синодальный отдел московского патриархата по тюремному служению icon«общие сведения о муниципальной услуге» № Параметр
Отдел по экологии и природопользованию Администрации города Нижний Тагил Свердловской области (далее – Отдел)

Синодальный отдел московского патриархата по тюремному служению iconРоссийской федерации
Московского областного суда от марта 2011 г и на Определение судьи Московского областного суда от июня 2011 г

Синодальный отдел московского патриархата по тюремному служению iconСвятейший Патриарх Московский и всея Руси алексий II о современной России и ее Церкви
Чаемое, святыми провидцами предсказанное освобождение нашей Церкви-мученицы из семидесятилетнего богоборческого плена и возвращение...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск