Соколов Евгений Олегович
МБОУ СОШ № 2 г. Лобня
Возможности построения эффективной презентации
На примере открытого урока в 6 классе по теме Making an appointment Предисловие В данной работе, на примере открытого урока в 6 классе, предложены идеи для построения эффективного занятия с использованием режима презентации. Этот проект является синтезом работы с использованием мультимедийных технологий (с применением интерактивной доски или проектора), традиционных методов обучения иностранному языку и технологических приемов, связанных с применением информационного пробела.
Особый акцент сделан на технологии использования информационного пробела для построения заданий, поскольку:
Эффективность обучения с использованием презентации базируется на технологических приемах управления вниманием, которые, в свою очередь, строятся на психологических механизмах (в том числе заполнении пробела)
Возможно дальнейшее использование принципов построения заданий, основанных на информационном пробеле, для интериоризации лексико-грамматических структур.
Подход к построению открытого урока Обучение в данном классе ведется на базе УМК «Английский в фокусе» для шестого класса общеобразовательных учреждений.
Тема модуля (Модуль 4 Day after day – День за днем) – повседневные дела. Это шестой либо седьмой урок по теме. На предыдущих уроках развивались навыки устной и письменной речи по теме (повседневные дела, любимый день недели и т.д.) и шла работа над грамматическими структурами настоящего простого времени (Present Simple)1.
Цели урока – формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Исходя из целеполагания, на каждом этапе урока, акцент ставится на реальные разговорные фразы в контексте данной речевой ситуации.
Помимо учебных целей, были также поставлены исследовательские задачи по использованию информационного пробела для управления вниманием.
Принцип данной технологии довольно прост. Прежде чем побудить ученика вербально оформить свою мысль на иностранном языке, необходимо дать ему импульс. Механическому телу можно сообщить импульс как извне, приложив внешнее усилие, так и возможно использовать его кинетическую энергию, например, изменить угол наклона плоскости, когда оно начинает двигаться вниз, а затем использовать эту энергию в нужном русле. Один из способов сделать это в учебном процессе - это поставить учащегося в состояние деятельности, когда мы готовимся воспринять новую информацию или, другими словами, сформировать у него информационный пробел, как «области в сознании субъекта и (либо) в носителях информации, готовой к восприятию ожидаемой (интересующей) информации» (3)
Информационный пробел активизирует мысленную деятельность по его заполнению. В некоторых случаях (например, задержка поступления необходимой информации) наличие данного пробела приводит к процессу по восполнению недостающей информации и заполнению его на основе непроизвольных импульсов с помощью мышления и воображения. Последующая работа уже направлена на сравнение получаемой информации с той, которая была восполнена работой мысли.
В режиме презентации работа ведется с двумя видами информационного пробела
Речевой - графический (упражнение на расширение предложения с постепенным открытием) во время которого учащимся на основе знания правил построения вопросительного и отрицательного предложения предстояло построить новое, и
Графический - речевой (пробел в носителе информации). В том числе: таблицы с незаполненными графами; выбор нужного варианта ответа в заданиях на умение назвать правильное время и подведение итогов.
Режим презентации дает возможность целенаправленно формировать информационные пробелы для формирования коммуникативных навыков на всех этапах урока. Покажем это на примере сценария.
Тема урока:
Making/cancelling an appointment (Назначение/отмена встречи)
Цель урока:
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в ситуации назначения и отмены встречи.
Задачи:
Учебно-развивающие – ознакомление с речевыми формулами для достижения договоренностей о времени и месте, а также возможной отмены встреч, их использования для координации собственных планов, «развитие умений аудирования с пониманием основного содержания текста… изучающего чтения…диалогической речи (диалог-побуждение к действию).» (2 с 77).
Воспитательные – "формирование норм нравственного поведения через освоение норм речевого этикета" (2 с.77) на примере ответственного отношения к договоренностям.
Ход урока | Обеспечение урока | Greeting
Warmer
Topic of the lesson
Directions
Brainstorm
Checking up and correction
Grammar drill
Blank slide
Actualization quiz
Discussion. (What is important?)
How to tell time
Phrases
Task
Checking
Listening and filling the information.
Making their own dialogues
Listening to the classmates and filling the information
Listening to the video fragments (optional).
Summary of the lesson
Task for homework
Activity song
| Spotlight 6 Student books
Teacher’s CD
A computer
An overhead projector and a screen
A blackboard
worksheets for every student (worksheet 1)
worksheets for individual tasks (worksheet 2)
homework worksheets (students were given the previous lesson)2
| |