Пояснительная записка


НазваниеПояснительная записка
страница1/9
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Договоры > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Департамент образования администрации Владимирской области

Государственное казенное образовательное учреждение Владимирской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Суздальский специальный (коррекционный) детский дом № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья»

«Согласовано» «Утверждаю»

Зам. Директора по УВР Директор д /дома №3

___________ М.В.Чеснокова ____________ И.В.Долженко

«____»__________2015г. «___»___________2015г.

КОМПИЛЯТИВНАЯ ПРОГРАММА

по подготовке воспитанников детского дома

к помещению в замещающую семью

Зининой Елены Николаевны – социального педагога,

Герасимчук Евгении Андреевны – социального педагога

Бударгиной Оксаны Сергеевны – педагога-психолога

«Мой путь домой»

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №__ от «__»___2015г.

20__ / 20__ учебный год

Суздаль 2015

Содержание
Введение…………………………………………………………………3

Пояснительная записка…………………………………………………6

Психолого-педагогические инструменты мониторинга…………….15

План занятий в старшей дошкольной группе………………………..16

План занятий в младшей школьной группе………………………….17

Материально-техническое обеспечение программы………………...18

Источники информации ……………………………………………….20

Приложение……………………………………………………………..23

Введение

Воспитание детей-сирот очень непростая для обсуждения тема: и по масштабности, и по значимости проблемы. В последние несколько лет общество и государство, наконец, повернулись лицом к проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специалисты осознали возможность проведения серьезных научных исследований по этой проблематике. Дети, которые попадают в печальную "сиротскую" статистику - это дети с серьезными проблемами здоровья, отягощенные алкогольной и наркотической наследственностью, негативным опытом проживания в собственных семьях, асоциальным поведением. Они педагогически запущены, у них нарушена психика, а диагнозы "аутизм", "задержка психического развития", "олигофрения в степени дебильности" не так уж и редки. И самая страшная характеристика: практически все они - "социальные сироты", то есть сироты при живых родителях или, как их называют официально, "дети, оставшиеся без попечения родителей".

В настоящее время в РФ в соответствии с Семейным кодексом введены многочисленные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление; опека; приемная семья; детский дом семейного типа; учреждения (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, санаторные школы, коррекционные образовательные учреждения и детские дома и т.д.). Кроме того, дети могут направляться в кадетские школы-интернаты, общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой или быть зачисленными в качестве воспитанников в воинские части в возрасте от 14 до 16 лет и находиться там до 18 лет.

По мнению специалистов, наиболее предпочтительной формой устройства ребенка при невозможности возврата в биологическую (кровную) семью является помещение его в замещающую семью. Разнообразные формы передачи детей в семьи граждан (опекунские, приемные, патронатные) базируются на психологии неформального, ответственного отношения друг к другу в семье, на погружении ребенка в более привычную для воспитания сферу чувств, привязанности, что приводит к самоидентификации ребенка, формированию ответственного отношения к себе и другим. Жизнь в семье дает возможность адекватной социализации (переживание различных ролей в семье), наблюдения за образцами детско-родительских, супружеских отношений и, конечно, чувство "тыла" в самостоятельной жизни. Для обеспечения защиты прав ребенка при создании замещающей семьи, следует исходить из приоритета соблюдения прав и потребностей ребенка (семья подбирается для ребенка, а не ребенок для семьи); профессионализма родителей-воспитателей (достигается через отбор и обучение, с учетом критериев и показателей деятельности); наличия системы социальной помощи такой семье и обеспечения психолого-педагогического сопровождения ребенка и всей семьи специалистами.

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Но важно рассматривать семью как объект социальной действительности, носитель многовекового опыта, традиций, обычаев. Целый ряд факторов повлиял на ослабление внутрисемейных связей: характерный признак последних лет – распространение социального сиротства, определяемого ухудшением жизни российских семей, падением нравственных устоев, изменением отношения к детям вплоть до отказа от воспитания и полного вытеснения их из семьи. Сиротство для любого общества – проблема, которую достаточно трудно решить. Одна из причин этого заключается в том, что практически у всех детей, попадающих в детский дом, нет и не было положительной биологической семьи. Дети с раннего детства имели перед собой исключительно асоциальные примеры того, как не должна жить семья. И каковы бы ни были причины разрушения семей, изъятие ребенка из семьи оказывает на него тяжелое, травмирующее воздействие. Дети детского дома, потеряв биологическую семью, не видя, не зная позитивного примера семьи, настороженно воспринимают окружающий мир и людей, с которыми им приходится сталкиваться. Результаты исследований говорят о том, что больше шансов на усыновление у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог дошкольного возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в интернатных учреждениях. Практика показывает, что, попадая из интернатного учреждения в семью, ребенок теряется, не знает, как жить ему в новом для него социальном пространстве. Один из выходов из создавшейся ситуации напрашивается сам собой: ребенка-сироту, необходимо готовить к проживанию в замещающей семье.

В нашем учреждении с января 2012 год успешно реализуется программа подготовки лиц, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Осуществляется проведение волонтерской практики на базе учреждения для граждан прошедших обучение в «Школе замещающего родителя» как в детском доме так и в Центре психолого-педагогической и социальной поддержки г.Владимира.

В ходе этой работы мы пришли к выводу о необходимости подготовки воспитанников детского дома к переходу в замещающую семью. Специально организованное социальное, психолого-педагогическое сопровождение ребенка до помещения в семью, которое опосредовано спецификой переходного периода, адаптацией к новой социальной ситуации развития и реабилитации негативного прошлого опыта, и стрессогенных факторов помогает нивелировать (минимизировать) «трудное» поведение ребенка в семье.
Пояснительная записка

Исходя из общечеловеческих ценностей в воспитании ребенка, необходимо дать ему жизненный стержень (в современном изложении социализировать ребенка), чтобы он мог самостоятельно ориентироваться в жизни, оказать помощь в осознанном выборе его самореализации и самоутверждения.

Этот путь лежит через семью, через систему семейных отношений. Вне семьи и без семьи все это невозможно. Для растущего человека семья – ближайшие партнеры, главная опора в жизни, ось социализации.

Семья выступает как мощный инструмент социальной адаптации, восстановление позитивных убеждений, уверенности в себе и в завтрашнем дне.

Замещающая семья – это очень широкое понятие, сюда относится любая семья заменяющая ребенку кровную, биологическую семью. Это может быть семья усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатная, временная или гостевая семья. Базой для неё является реальная семья российских граждан, которая берёт на себя заботу о воспитаннике специализированного учреждения и осуществляет её при активной поддержке последней. В определенной мере замещающая семья удовлетворяет потребность ребенка жить и воспитываться в семье.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в законодательной базе РФ указаны следующие формы семейного устройства.

Усыновление

Усыновление считается приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Для полноценного развития ребенок должен жить и воспитываться в семье, — это положение очевидное и бесспорное.

Следует, однако, отметить, что многие эксперты считают, что фактически эта форма не слишком хорошо подходит для детей старше определенного возраста. Во-первых, подавляющее большинство усыновителей стремятся принять в семью детей самого маленького возраста, во-вторых, для детей-подростков важную, возможно, даже более важную роль, нежели семья, приобретает позитивное сообщество сверстников. Поэтому существует мнение, что для таких детей опекунская и приемная семья или патронат – более приемлемые формы.

Усыновить ребенка, родители которого не лишены родительских прав – невозможно. По той причине, что эта форма предполагает, что ребенок утрачивает правовую связь с биологической семьей. Усыновление производится в судебном порядке и по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка на добровольной основе.

Со дня вступления в законную силу решения суда между усыновителями и их родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком, с другой стороны, возникают такие же права (имущественные и неимущественные) и обязанности, как между родителями и детьми в родной семье.

Опека и попечительство

Опека и попечительство устанавливаются над такими детьми, как и в случае усыновления, которые остались без попечения родителей, — по причинам смерти родителей, лишения родителей родительских прав. Однако под опеку могут быть приняты и дети, которые не являются сиротами, а их родители не лишены родительских прав, но по разным причинам не могут выполнять свои родительские обязанности: например, в случаях тяжелых болезней родителей и иных причин. Ребенок передается под опеку в целях обеспечения его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

При оформлении опекунства ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители (если они живы) не освобождаются от обязанностей участия в его содержании. Органы опеки обязаны регулярно контролировать условия содержания, воспитания и образования ребенка. Опека и попечительство считаются наиболее распространенной сейчас в России формой семейного устройства.

Существуют безвозмездные формы опеки, но в большинстве случаев опекун получает пособие на содержание ребенка.

Приемная семья

Приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) и правом получения пособия на содержание ребенка. Одновременно, законодательство предусматривает оплату труда приемных родителей, а размеры этой оплаты и льготы, предоставляемые приемной семье, устанавливаются региональным законодательством в зависимости от количества взятых на воспитание детей и состояния их здоровья.


Патронат

Опека и попечительство над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, осуществляемые по договору о патронате.

Предварительная опека.

В случаях, если в интересах несовершеннолетнего ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя и нецелесообразно помещение в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя. Предварительная опека устанавливается сроком на 6 месяцев, при наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до восьми месяцев.
Функционирование замещающей семьи позволяет решить следующие задачи:

- повысить социальную компетентность и адекватность социализации воспитанников (проживание различных ролей в семье, наблюдение за образцами детско-родительских и супружеских отношений);

- удовлетворить потребность в заботе и любви;

- стабилизировать нервно-психическое состояние;

- создать положительно-эмоциональный фон и благоприятный психологический климат для несовершеннолетнего;

- преодолеть страхи, тревожность, агрессивность у младших дошкольников;

- отреагировать негативные жизненные переживания;

- развить механизмы психологической защиты;

- сформировать адекватную самооценку;

- развить эмпатию у старших дошкольников;

- откорректировать отношение к себе, к реальности, сформировать систему потребностей и их иерархии, откорректировать отношение к другим, научить принимать решения;

- реализовать права несовершеннолетнего на проживание в семье.

Зачастую дети, оставшиеся без попечения родителей, переживают двойную травму: с одной стороны, плохое обращение в кровной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьёй. Вследствие родительской депривации у детей отмечается отставание в развитии и поведенческая дезадаптация, а в результате отрыва от семьи разрушаются не только глубокие социальные и эмоциональные связи, но и сама способность эти связи устанавливать. А ведь важнейшим показателем адаптивности ребёнка (в том числе и к новой семье) – способность ребёнка организовывать новые привязанности. Таким образом, работа психолога должна быть направлена на оценку и компенсацию последствий травматического опыта, пережитого ребёнком.

На начальном этапе подготовки важно определить положение ребёнка в новой семье для него же самого: его статус, сколько он будет жить в семье, вернётся ли к родным, сможет ли с ними встречаться. Необходимо всё это объяснить ему, найти приемлемые пути для поддержания эмоционального равновесия в отношениях с ребёнком, тогда он быстрее сможет принять жизнь новой семьи. То же следует оговорить и с принимающей стороной. Подготовленные дети легче идут на контакт с новыми взрослыми, довольно спокойно воспринимают предстоящие изменения, радуются им.

Данная программа позволяет спланировать работу по подготовке воспитанников детского дома к жизни в принимающей семье и может быть использована как в работе с детьми, имеющими конкретные перспективы быть принятыми в семью, так и с остальными воспитанниками. Во втором случае программа в большей степени ориентирована на формирование позитивных представлений о семейной жизни, готовности к созданию семьи в будущем.

Тренинги и упражнения, приводимые в данной программе, нацелены на то, чтобы помочь ребёнку лучше понять самого себя и приобрести необходимые навыки неконфликтного общения.

Как показывает изученный нами опыт, при подготовке к жизни в семье важно построить представления ребенка о своем прошлом, историю его жизни, о причинах перемещения из семьи в детский дом и перспективах на будущее. Это необходимо сделать, чтобы дети понимали произошедшие с ними перемены и представляли, какие их ждут изменения в будущем. Важно объяснить им, что произошло в их жизни, и почему они не могут сейчас жить со своими родителями.
Цель: проведение специально организованной социально – психологической, педагогической, терапевтической, коррекционно-развивающей работы с детьми, для обеспечения их готовности к жизни в замещающей семье.
Задачи:

  • способствовать стабилизации эмоционального состояния ребенка (снятие тревожности, чувства неуверенности и страха);

  • развитие навыков саморегуляции, необходимых для совладания ребенка со стрессовой ситуацией, разрешения конфликтных ситуаций;

  • способствовать развитию у ребёнка мотивов межличностного общения, коммуникативных навыков, желания воспитываться в семье;

  • создание социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в замещающей семье и освоения новой социальной роли;

  • укреплять навыки проявления различных ролей, связанных с семейным взаимодействием.


Целевая группа: дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Сроки реализации программы – 6 месяцев. Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Длительность занятий – 30-40 минут. Кроме того, отводится 3 часа на ребенка для индивидуальных занятий, консультаций.
Работу по программе можно разделить

на 3 последовательных этапа:

  1. Предварительный этап;

  2. Подготовка к помещению в семью;

  3. Помещение в замещающую семью;


Целью предварительного этапа является сбор информации о ребенке. Его осуществляет психолог и социальный педагог. Этап включает в себя знакомство с ребенком, оценку социальной и медицинской информации, определение проблемных областей развития личности ребенка. Наблюдение за поведением ребенка в разных ситуациях (общение со знакомыми и незнакомыми взрослыми, со сверстниками), анализ игровой и продуктивной деятельности, тестирование, анкетирование, отработка травматического опыта – все это помогает выявить индивидуально-психологические особенности ребенка и характер его проблем.

Основные задачи работы на предварительном этапе – установление доверительных отношений с ребенком, сбор информации о жизни ребенка и истории его семьи, заключение по результатам психолого-медико-педагогичекого консилиума. Область психодиагностического исследования ребенка – уровень травматизации; индивидуальные ресурсы совладания со стрессом; «образ семьи» глазами ребенка; причины возможного нежелания жить в новой семье; ожидания и установки, связанные с семьей; наличие нарушений самооценки и поведения.

Последовательность действий на предварительном этапе:

  • Изучение личного дела и медицинской документации ребенка.

  • Получение информации от воспитателей об адаптации ребенка в учреждении.

  • Наблюдение за поведением ребенка в разных ситуациях (общение со знакомыми и незнакомыми взрослыми, со сверстниками).

  • Анализ игровой и продуктивной деятельности, тестирование, анкетирование. Комплексную диагностику и реабилитацию ребенка проводят педагоги-психологи, врач-педиатр, социальный педагог, учитель-дефектолог, воспитатель.

  • Отработка травматического опыта и выяснение мотивов к семейному устройству, пожеланий о том, в какой семье он бы хотел жить. Проводится работа по формированию психологической готовности ребенка к устройству в замещающую семью, по мотивации к жизни в замещающей семье, по формированию позитивных установок на семью и проработка амбивалентных чувств к биологическим родителям ребенка. Указанную работу ведут педагоги-психологи, врач-психотерапевт, социальный педагог. Используются техники работы с психотравмой, терапия переживания ребенком горя и утраты семьи, близких людей (арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия), техники принятия собственной истории, прошлого и осознание своего настоящего и будущего. Составляется «Личный альбом ребенка».

  • Консилиум специалистов, работающих с ребенком на подготовительном этапе.


Второй этап - подготовка ребенка к помещению в семью включает:

-терапевтическую работу с ребенком (составление «Личного альбома ребенка» с фотографиями и комментариями);

-коррекционно-развивающие занятия по программе подготовки детей к проживанию в семье. Основная цель занятий – создание социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в замещающей семье. Форма проведения занятий – игровая. Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 30–40 минут (возможно, увеличение или уменьшение времени в зависимости от конкретной группы).

Третий этап - помещение ребенка в замещающую семью, целью которого является знакомство с членами семьи, семейным укладом и традициями. На этом этапе работают психолог, социальный педагог и воспитатель группы, в которой находится ребенок. Последовательность действий на этапе помещения ребенка в замещающую семью:

1. Заочное знакомство ребенка с людьми, пожелавшими стать его родителями. Рассказывая ребенку о конкретной семье, подобранной для него, показывают фотографии ( при их наличии) членов семьи и квартиры; рассказывают обо всех членах семьи, обсуждают права и обязанности приемного ребенка; отвечают на все вопросы по поводу его семейного будущего. Ведется работа по формированию адекватного восприятия образа будущей семьи и места ребенка в ней (педагоги-психологи, врач-психотерапевт, социальные педагоги, воспитатели). Методы, используемые в работе – беседы, просмотр телепередач, чтение литературы. Параллельно воспитателями и педагогами дополнительного образования ведется работа по формированию и развитию навыков самообслуживания.

2. Знакомство ребенка с семьей (установление контакта должно происходить при постоянном сопровождении специалистами).

3. Работа с воспитанниками на третьем этапе направлена на установление и поддержание контактов между ребенком и семьей на стадии оформления документов до перехода в семью. Целью данного этапа является получение семьей реальных представлений о ребенке, а для ребенка – знакомство с членами семьи и семейным укладом и традициями, что облегчает последующую адаптацию ребенка в семье. Знакомство ребенка с замещающей семьей может состояться в помещении учреждения или в игровой комнате, где у родителей и детей есть возможность познакомиться через совместную деятельность. Потенциальный родитель имеет возможность побеседовать с ребенком (приглашение ребенка в гости на выходные дни или каникулы).

4. Временное помещение ребенка на выходные и каникулярные дни в будущую замещающую семью.

Педагогами-психологами и социальными педагогами организуется совместная работа с ребенком и замещающей семьей (беседа о том, как складывались отношения ребенка и семьи во время первого визита, чем был занят ребенок, что вызвало интерес и теплоту в отношениях, а что – напряжение или растерянность, чем было заполнено время ребенка, приобрел ли он полезные навыки, имел ли посильные задания ,например, выгуливание собаки), получилось ли обсудить что-либо в семье вместе с ребенком (выбор занятий, какие-либо семейные дела, вопросы, интересующие ребенка).

5. Беседа педагога-психолога с ребенком после возвращения из гостей. Знакомство ребенка со своей будущей замещающей семьей должно осуществляться постепенно, шаг за шагом. При этом, ни при каких условиях нельзя оказывать давление ни на одну из сторон с целью ускорения процесса.

6. Беседа педагога-психолога с потенциальным родителем после визита ребенка в семью. В случае, когда ребенок и замещающая семья устраивают друг друга, готовится переезд ребенка в замещающую семью.

Социальные педагоги при подготовке ребенка к помещению в замещающую семью:

  • Формируют у детей навыки общения, здорового образа жизни, общежитейские навыки и умения посредством проведения серии занятий по программе.

  • Обучают детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим формам общественной жизнедеятельности;

  • Составляют акт о согласии ребёнка, достигшего 10-ти летнего возраста, на помещение в семью приёмного родителя (опекуна, попечителя).


Педагог-психолог при подготовке ребёнка для передачи в замещающую семью:

  • Проводит психологическую диагностику, направленную на изучение личности ребенка, для выявления и анализа психического состояния и развития индивидуальных и типологических особенностей;

  • Организует психологическую подготовку будущего воспитанника замещающей семьи;

  • Проводит серию занятий по формированию позитивной мотивации ребёнка к проживанию в замещающей семье.

  • Проводит тренинги детско-родительских отношений: «Мы выбираем, нас выбирают», «Точки соприкосновения», «Пойми меня», «Разные племена».

Критерии оценки эффективности программы:

1.Психологическая готовность ребенка к переходу и воспитанию в замещающей семье;

2.Сформированность мотивов межличностного общения ребенка с членами замещающей семьи;

3.Усвоение ребенком программного материала, способность применить его в жизни;

4.Стабилизация эмоционального состояния ребенка при переходе в замещающую семью;

5.Осознание ребенком новой социальной роли в приемной семье.

Такая система работы в конечном итоге помогает ребенку достигнуть баланса в понимании всех событий его жизни. Его собственным результатом становятся умения:

-ставить себя на место другого человека;

-устанавливать границы общения;

-раскрываться в общении;

-проявлять свои чувства. В том числе страхи, связанные с изменением ситуации жизни;

-управлять своим поведением;

-выполнять различные роли, связанные с семейным взаимодействием.

Развитие этих необходимых навыков формируют и общий план произвольного поведения, что в свою очередь обеспечивает более полный перенос навыков, полученных ребенком в ходе тренингов, занятий, в реальную жизнь. Важен обмен информацией с воспитателями о данном ребенке (настроении, самочувствии, ожиданиях), узкими специалистами: социальным педагогом, медицинским работником; а также с будущими замещающими родителями (если есть такая возможность), службой по подбору, подготовки и сопровождению замещающих семей.
Способы оценки эффективности по каждому из указанных критериев:

  1. анкетирование;

  2. наблюдение;

  3. проблемные беседы;

  4. интервью с ребенком;

  5. психологическое тестирование, в том числе проективные методики и качественный анализ диагностического материала, продуктов деятельности.

Психолого-педагогические инструменты мониторинга готовности ребенка к проживанию в замещающей семье

(оценки эффективности программы):



  1. Рисуночная методика «Разноцветные домики» авт. Н.И. Ганношенко, И.В. Тихомирова. Цель: выявление эмоциональных отношений ребенка и его предпочтений в социальных контактах.

  2. Разные варианты рисунка семьи: «Кинетический рисунок семьи», «Рисунок семьи в образах животных», «Рисунок семьи в образах сказочных или мифологических героев» (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. «Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии»);

  3. Тест «Семейная социограмма» Э.Г.Эйдемиллера;

  4. Диагностическая сказка «Новость» (Приложение 3) (детский психолог доктор Луиза Дюсс).

  5. Анкета….


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Моделирование систем»
Пояснительная записка содержит 31 страницу, 3 таблицы, 24 рисунка, 4 библиографических источника, 1 фрагмента листинга

Пояснительная записка iconПояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности Общества...
Приложения 3 к Приказу Минфина РФ от 2 июля 2010 года №66н; 8 настоящая пояснительная записка

Пояснительная записка iconОбразовательная программа на 2011-2015 учебный год в рамках фгос ноо пояснительная записка
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования мбоу анно-Ребриковская сош

Пояснительная записка iconПояснительная записка 3 Гражданин и собственность 4 Современная семья...
Рекомендован методической комиссией областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Технологический...

Пояснительная записка iconФорма 0503160 «Пояснительная записка»
Форма 0503160 «Пояснительная записка» состоит из 22 выходных форм: (№№0503161, 0503162, 0503164, 0503166, 0503167, 0503168 –три формы,...

Пояснительная записка iconПояснительная записка к образовательной программе основного общего образования 3
Пояснительная записка к образовательной программе основного общего образования мбоу «Большемеминская средняя общеобразовательная...

Пояснительная записка iconПояснительная записка
Паспорт программы

Пояснительная записка iconПояснительная записка
Целевой раздел

Пояснительная записка iconЦелевой раздел пояснительная записка

Пояснительная записка iconПояснительная записка
Общие положения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск