Программа учебной дисциплины


НазваниеПрограмма учебной дисциплины
страница1/7
ТипПрограмма
filling-form.ru > Договоры > Программа
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет им. А.М. Горького»
Факультет международных отношений

Кафедра востоковедения


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Новая и новейшая история стран Азии и Африки. Часть 2 (новейшая история)
МОДУЛЯ Б 3. Профессиональный цикл



Направление подготовки


Профиль/магистерская программа

Квалификация (степень)

032100 – «Востоковедение и африканистика»

История и языки стран Азии и Африки

бакалавр


Екатеринбург 2011



1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ

Задачи дисциплины

В курсе ставятся следующие задачи: раскрыть характерные черты, специфические особенности и основные этапы эволюции восточных обществ; показать особенности исторического формирования и современного функционирования основных общественных институтов изучаемых стран; соотношение факторов внутреннего развития и внешних влияний в истории стран и народов Востока; дать знание основного фактического материала по истории стран Азии и Африки, показать место в ней отдельных личностей и различных социальных слоев и классов.
РО 2–использовать в реальной деятельности основные сведения о географических, демографических, социально-экономических и политических характеристиках изучаемой страны (региона).

РО 3– использовать теоретические знания по истории, языку, литературе, экономике Востока на практике, в том числе готовить информационно-аналитические материалы и справки, реферировать и рецензировать научную литературу, использовать знания и навыки по истории восточных стран и цивилизаций в редакционно-издательской деятельности; понимать закономерности общего и особенного в развитии регионов афро-азиатского мира;

РО 5 – обеспечивать межъязыковую и межкультурную коммуникацию, умение реферировать, аннотировать, классифицировать, систематизировать и каталогизировать информацию по изучаемой стране (региону) на восточных, западных и русском языках, вести документацию, пользоваться базами данных.

Место дисциплины в освоении результатов обучения в рамках модуля

Проблематика, рассматриваемая в рамках курса, находится на стыке ряда смежных дисциплин и может быть предметом анализа под разными углами зрения: экономика, внутриполитические процессы, внешняя политика, религия, философия, общественная мысль, государственные институты, право, социальная психология и др. Составление комплексного представления об истории стран Востока формируется на основе междисциплинарного подхода.
Требования к результатам освоения дисциплины
Знать:

  • Знать основные этапы исторического развития истории Азии и Африки;

  • Знать основные теории исторического процесса;

  • знать взгляды основных авторов важнейших исторических работ по истории Азии и Африки;


Уметь:

  1. применять полученные обобщенные знания, относящиеся к данному классу международных процессов и явлений в анализе конкретной ситуации.

  2. синтезировать знания и информацию, которыми располагают другие студенты группы, выполняющие общую коллективную работу, в интересах решения поставленной задачи.

  3. принимать решения в условиях строгого контроля и дефицита времени, восполнять отсутствующее представление о конкретных деталях, исходя из знаний о явлении (ситуации) в целом.


Владеть

  1. Способностью к комплексному и сравнительному анализу исторических взглядов крупнейших востоковедов мира.

  2. Способностью к самостоятельному выявлению исторических корней политических взглядов крупнейших исторических деятелей Востока.

  3. Умением определять специфику развития стран Востока.

  4. Способностью к самостоятельному обучению и умением учиться у других в ходе повседневной практической работы, освоения навыков подбора и оценки источников информации, поиска и использования литературы.


Краткое дидактическое описание дисциплины

Новейшая история стран Азии и Африки представляет собой очень объемную дисциплину как в смысле территориаль­ном (огромный регион, включающий десятки стран существовав­ших ранее и существующих на современной политической карте), так и в хронологическом, потому что в рамках этой дисциплины проводится изучение истории стран Востока на протяжении трех с половиной столетий. Иными словами, хронологические рамки но­вой и новейшей истории, по традиционной и пока еще действую­щей версии, – это середина XVII в. (годы английской буржуазной революции) и конец XX в., потому что новейшая история включает в себя современные события. В свою очередь новая и новейшая история делится на ряд более мелких периодов и этапов. Новая история – это середина XVII в. – 1918 г. (от английской буржуаз­ной революции до окончания Первой мировой войны); новейшая история – соответственно от окончания Первой мировой войны и вплоть до настоящего времени. При этом надо отметить более мелкие этапы в новой и новейшей истории. В рамках новой истории это середина XVII в. – 70-е гг. XIX в. (мануфактурный и промышлен­ный этап), а затем с 70-х гг. до конца Первой мировой войны, т.е. этап монополистического капитала.

Основной предмет изучения в таком объемном и разнообраз­ном курсе включает в себя множество сюжетов и реалий. Но главными являются социально-экономическая история восточных государств и народов, этническая, религиозная ситуация, их поли­тическое и культурное развитие.

Ярко выраженной особенностью истории восточных стран в этот период является то, что в период новейшей истории все они были зависимыми и эксплуатируемыми странами, борющимися за свое национальное освобождение.

Программа курса новейшей истории стран Азии и Африки построена с учетом государственного стандарта высше­го образования и учебного плана факультета международных отношений Уральского государственного университета. Для изу­чения курса отводится 108 лекционных часов, семинарские занятия учебным планом предусмотрены.

Цель курса – ознакомить студентов с новейшей историей стран Азии и Африки в контексте всемирно-исторического процесса.

В курсе ставятся следующие задачи: раскрыть характерные черты, специфические особенности и основные этапы эволюции восточных обществ; показать особенности исторического формирования и современного функционирования основных общественных институтов изучаемых стран; соотношение факторов внутреннего развития и внешних влияний в истории стран и народов Востока; дать знание основного фактического материала по истории стран Азии и Африки, показать место в ней отдельных личностей и различных социальных слоев и классов.

Проблематика, рассматриваемая в рамках курса, находится на стыке ряда смежных дисциплин и может быть предметом анализа под разными углами зрения: экономика, внутриполитические процессы, внешняя политика, религия, философия, общественная мысль, государственные институты, право, социальная психология и др. Составление комплексного представления об истории стран Востока формируется на основе междисциплинарного подхода.

Курс состоит из лекционных занятий по 25 темам, охватывающим историю стран Азии и Африки в новое время.

Усвоение содержания курса предполагает знание студентами фактологического материала, умение на его основе представлять объективную картину роли и места стран Азии и Африки на разных этапах мировой истории, умение разбираться как в общих, так и конкретных проблемах истории восточных обществ и государств. В процессе обучения данного курса студенты должны показать четкое знание особенностей развития стран Азии и Африки в новое и новейшее время, умение свободно оперировать фактическими данными и сопоставлять синхронность и вариативность исторического развития стран Востока, Запада и России, показать знание соответствующего понятийно-терминологического аппарата..

Для текущего контроля самостоятельной работы студентов проводятся экспресс опросы в форме тестирования. В конце учебного года сдается устный экзамен. При выставлении оценки учитывается правильность ответов на тесты, а также знание рекомендованной литературы и ее критическое осмысление.

Программа курса предназначена для студентов факультета международных отношений Уральского государственного университета, обучающихся по специальностям «Востоковедение, африканистика», «Регионоведение (страноведение)». Программа является составительской и разработана с учетом опыта работы по данной проблематике исторических факультетов учебных заведений России, а также с учетом научных достижений в данной области.
Трудоемкость дисциплины 5 з.е
1.2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Страны Азии и Африки в начале новейшего времени

Изменения в социальной структуре афро-азиатских об­ществ. Укрепление позиций национального среднего и крупного предпринимательства. Ослабление роли компрадорской буржуа­зии и феодалов в послевоенное время. Усиление дифференциа­ции крестьянства и рост численности рабочего класса. Особенно­сти воздействия хода и результатов Первой мировой войны и Ок­тябрьской революции в России на формирование политического мировоззрения афро-азиатской интеллигенции.

Восстания народных масс в 1915 г. в Малайе, Ливии, Вьетнаме. Антитурецкие восстания в Ливане, Хиджазе, Палестине (1916–1917). Антиколониальные народные выступления в Индонезии, Корее, Ираке, Сомали.

Тема 2. Колониальная политика после

окончания Первой мировой войны (2 час.)

Послевоенное отношение метрополий к народам коло­ниальных и зависимых стран. Западная социал-демократия и национально-колониальный вопрос. Лига наций и мандатная си­стема. Установление практики коллективного колониализма. Англо-французский Камерун и англо-французское Того. США и афро-азиатские общества, и их так называемая политика откры­тых дверей и равных возможностей. Отражение решений Версальской и Вашингтонской конференций в судьбах афро-азиатских колоний и полуколоний.
Тема 3. Советская Россия и принципы ее внешней политики

в отношении стран Востока (2 час.)

Октябрьская революция в России и ее влияние на характер национально-освободительного движения афро-азиатских народов. Формирование коммунистического движения в странах Азии и Африки и его особенности. Заявления Совнаркома об основопо­лагающих принципах советской внешней политики. Заключение договоров о дружбе и сотрудничестве в 1921 г. с Турцией, Ираном, Афганистаном, Монголией и в 1924 г. соглашения с Китаем.

Коминтерн и национально-колониальный вопрос. Ленинский подход к вопросам национально-освободительного движения в странах Азии и Африки и альтернативы ему внутри Коминтерна. Решения Коминтерна по вопросу формирования единого нацио­нального фронта и выработка им концепции некапиталистичес­кого пути развития для ряда освободившихся стран.

Отношение ведущих деятелей освободительного движения в странах Азии и Африки к Октябрьской революции, к роли и лич­ности Ленина, к внешней политике Советской России: Мустафы Кемаля, Мохандаса Карамчанда Ганди и Джавахарлала Неру, Сунь Ятсена, Нгуен Ай Куока (Хо Ши Мина), Ахмеда Сукарно, Уильяма Дюбуа, Ламина Сенгора, Уоллеса Джонсона и др.

Тема 4. Начало кризиса колониальной системы. Характер и формы освободительного движения на Востоке в межвоенный период (2 час.)

Освободительное восстание племен в Марокко. Создание респуб­лики Риф (1921–1926). Национально-освободительная революция в Турции, установление буржуазно-националистического режима. Борьба за расширение суверенитета Египта. Борьба народов Афга­нистана за обретение полной независимости. Свержение династии Каджаров в Иране. Освобождение Мон­голии и установление в стране антифеодальной демократии. Подъем революционного национально-освободительного движе­ния в Китае и Индонезии.

Тема 5. Идеология национализма в колониальных

и зависимых странах Азии и Африки (2 час.)

Типология националистических идеологий в национально-ос­вободительном движении в странах Азии и Африки в межвоен­ный период и их характер. Идеи панисламизма. Халифатское движение в Индии. За­рождение политического исламского фундаментализма в Египте, создание «Организации братьев-мусульман». Афро-христианское движение. Кимбангизм и матсуанизм. Проблемы арабского един­ства в освободительной борьбе. Создание Лиги арабских госу­дарств. Развитие панафриканистского движения. Культурный национализм как начало процесса духовной деколонизации. Кон­цепция негритюда. Зарождение мелкобуржуазных социалисти­ческих учений. Мархаэнизм.

Тема 6. Образование Турецкой республики.

Турция между двумя мировыми войнами (2 час.)

Османская империя к концу первой мировой войны. Севрский договор и его антитурецкое содержание. Подъем национального и освободительного движения. Роль Мустафы Кемаля в объеди­нении патриотических сил в Турции. Советско-турецкие отноше­ния. Этапы перехода от монархо-теократической системы власти к республиканской. Социально-экономические реформы. Кемализм. Внешняя политика Турции. Проблемы проливов (кон­ференции в Лозанне и Монстре). Особенности турецкого нейтралите­та в период Второй мировой войны.
Тема 7. Иран в 1918–1945 гг. Смена монархий (2 час.)

Положение Ирана после Первой мировой войны. Аннулирова­ние советским правительством кабальных договоров России с Ираном. Национально-освободительное и антифеодальное движе­ние в стране в 1918–1922 гг. Гилянская революция. Причины и предпосылки государственного переворота 1921 г. Утверждение у власти новой королевской династии Пехлеви. Буржуазно-поме­щичьи реформы в стране. Советско-иранские отношения. Акти­визация деятельности западных стран в Иране в межвоенный период. Иран в годы Второй мировой войны.
Тема 8. Палестина в первой половине ХХ в. (2 час.)

Вручение мандата Лиги наций Англии на управление Палести­ной. Всемирная сионистская организация (ВСО) и создание Еврей­ского агентства (ЕА) в Палестине. Зарождение арабо-еврейского конфликта. Политика английской администрации в отношении арабского освободительного и сионистского движений в Палести­не в 20–30-е гг. Арабский палестинский конгресс (АПК) и восстания арабского населения в 1921,1929, 1933, 1936–1939 гг. Борьба сионистов в Палестине за образование государства Израиль.
Тема 9. Независимый Афганистан в первой половине ХХ в. (2 час.)

Социально-экономическое положение Афганистана в начале новейшего периода. Победа младоафганцев и приход к власти Амануллы-хана. Третья англо-афганская война и ее результаты. Советско-афганские отношения. Реформы афганского правитель­ства. Противодействие политике реформ в афганском обществе. Реакционные мятежи 1924–1925 и 1928–1929 гг. Приход к вла­сти династии Надиров. Внутреннее положение Афганистана в 30-е гг. и его внешняя политика. Афганистан в годы Второй ми­ровой войны.
Тема 10. Монгольская революция 1921 г.

Основные этапы истории Монголии в первой половине ХХ в. (2 час.)

Монгольское общество накануне революции 1921 г. Внешнеполи­тическая зависимость Монголии. Характер и содержание революции 1921 г. Помощь РСФСР монгольскому народу. Институционализация органов народной власти. Концепция некапиталистического пути развития и особенности ее реализации в МНР. Значение III съезда МНРП. Угроза японской агрессии. Советско-монгольский протокол о вза­имной помощи 1936 г. Социально-экономические и политичес­кие изменения в МНР к 1940 г. Принятие новой конституции. Монголия в годы Второй мировой войны.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины английский язык заочное отделение
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей...

Программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины документационное обеспечение управления заочное отделение
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей...

Программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 10 Экономика предприятия...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...

Программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса

Программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины одп. 04 Право для специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по...

Программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)

Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины разработана на основе фгос спо. Включает...
Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы; контроль и оценку результатов освоения дисциплины

Программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины огсэ. 03 Иностранный язык (английский)...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины иностранный язык (профессиональный)...
Программа учебной дисциплины «Иностранный язык (профессиональный)» разработана на основе Федерального государственного образовательного...

Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины иностранный язык Вологда, 2015 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» (английский язык) разработана на основе Федерального государственного образовательного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск