Скачать 2.88 Mb.
|
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Историко-филологический факультет УТВЕРЖДАЮ Декан ИФФ _______________ /И.Ф. Ялтаев (подпись/ Ф.И.О.) «_____»______________2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУчебная дисциплина Б.3.7.1 Новая и новейшая история стран Европы и Америки____________ (наименование) Направление подготовки _________030600,62 История_____________ Профиль подготовки _______________________________________________ Квалификация (степень) выпускника _____Бакалавр_____________________ Кафедра ______всеобщей истории__________________________________________________ Курс ___4_______ семестр _7,8________ форма обучения __очная_____________________________
Рецензент(ы) __________________________________________________________(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы) Йошкар-Ола20___
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(название кафедры)протокол заседания №__ от «__»___________20__г_____________________________________________________(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
3 1.Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История новейшего времени стран Европы и Америки» являются: - изучение студентами основных закономерностей и специфики социально-экономического, политического и духовного развития стран Европы и Америки в XХ–начале XXI вв.; - формирование у них теоретического мышления и исторического сознания, направленного на выработку определенных форм и методов анализа проблем западного общества. - основываясь на доступных исторических источниках и литературе проследить процесс формирования позднеиндустриального и постиндустриального общества; - определить место стран Европы и Америки во всеобщей истории; - выработать у студентов навыки работы с источниками и литературой, освоить специфический терминологический и понятийный аппарат. Освоение дисциплины готовит бакалавров к профессиональной деятельности в области образования, социальной сферы, культуры. Содержательная специфика курса позволяет решать задачи по социально-мировоззренческому развитию студентов их духовно-нравственному воспитанию, формированию гражданской позиции и толерантности. 2. Место дисциплины «Новейшая история» в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина «Новейшая история» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.7.1). Данная дисциплина изучается на IV курсе и предполагает дальнейшее развитие компетенций, полученных как в общеобразовательной школе, так и в вузе. Для освоения дисциплины «Новейшая история» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин общественного и социального цикла, «История Древнего мира», «Специальные исторические дисциплины», «История России», «История Средних веков», «Новая история». Освоение дисциплины «Новейшая история» является завершающим этапом в получении базовых профессиональных знаний по истории западной цивилизации, основой для изучения дисциплин «История исторической науки», «Политология», курсов по выбору студентов, для прохождения учебной педагогической практики, написания курсовых и дипломных работ, связанных с исследованием объектов профессиональной деятельности историка. Содержание данной дисциплины охватывает не только историю отдельных стран двух континентов, но и раскрывает целостную картину исторического процесса в его единстве и противоречии от окончания первой мировой войны до первого десятилетия ХХI века. Предметом курса являются разнообразные тенденции в развитии зарубежных стран, охватывающие конституционный (общественный) строй государств, формы и способы осуществления власти в государстве, внутреннюю и внешнюю политику, экономические и социальные процессы. Предмет курса рассматривается в плане сравнительного анализа социально-экономических, политических и ментальных процессов, что предполагает анализ их специфических национальных особенностей и установление общих черт исторического развития стран Европы и Америки. Осмысление опыта зарубежных стран помогает студентам правильно оценивать и прогнозировать развитие этих стран, вырабатывает самостоятельное историческое и политическое мышление, формирует демократическое мировоззрение и уважение к национальным культурам. Изучение эволюции роли и места ведущих и малых государств в мировом сообществе служит не только повышению общей политической культуры профессионального историка. Знание истории новейшего времени зарубежных стран позволяет применять на российской почве сложившийся за рубежом и проверенный временем позитивный опыт реформ. Это знание необходимо также для специалистов-историков с целью облегчения коммуникации и взаимопонимания с представителями зарубежных стран, оно помогает получить представление о том, какие факторы, традиции, обычаи определяют поведение и повседневную жизнь иностранцев, повышает тем самым эффективность межгосударственных контактов. Освоение курса предполагает знание студентами политической географии современного мира, а также владение информацией о текущих событиях за рубежом. Эффективное изучение истории новейшего времени стран Европы и Америки предполагает междисциплинарный подход, поскольку данный курс включает широкий комплекс экономических, социальных, политических, правовых и ментальных процессов, изучаемых другими науками и учебными дисциплинами: социологией, политологией, экономикой, юриспруденцией, психологией, культурологией и другими. В свою очередь, данный предмет, последовательно завершая изучение западного общества, служит фундаментом для исследования другими науками многих аспектов развития зарубежных стран, а также помогает их увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность с историческими процессами, происходящими в России. Этим и определяется место дисциплины в учебном процессе. История новейшего времени стран Европы и Америки изучается - студентами IV курса очной формы обучения в течение седьмого и восьмого семестров. Объем курса в 7 семестре – 112 часов, в том числе 56 академических часов аудиторных занятий (28 часов лекций, 28 часов практических (семинарских) занятий) и 56 часов, выделяемых на внеаудиторную самостоятельную работу студентов; Объем курса в 8 семестре – 104 часа, в том числе 52 академических часов аудиторных занятий (26 часов лекций и 26 часов практических (семинарских) занятий) и 52 часа внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Данная дисциплина составляет 6 зачетных единиц – 216 часов. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Общекультурные:
Социокультурная компетенция (СК) – уровень понимания особенностей развития социально-культурных процессов в отдельных зарубежных странах. Дискурсная компетенция (ДК) – способность адекватного восприятия в рамках коммуникативно-значимых речевых образований. Общенаучная компетенция (ОК) - овладение навыками научно-исследовательской работы, основными методами и методиками поиска, анализа и обработки данных, основами библиографической и информационной культуры; формирование системного представления о тенденциях и противоречиях развития западного общества. Научно-методическая компетенция (НМК) - овладение методикой изучения аналитического и фактологического материала в области истории зарубежных стран и его практического применения в профессиональной деятельности. Учитывая специфику курса, для освоения дисциплины студенты должны:
наиболее существенные дискуссионные вопросы изучаемой дисциплины;
Вышеприведенные цель, задачи курса и требования к представлениям, знаниям и умениям студента соответствуют основным положениям квалификационной характеристики выпускника (бакалавра), содержащейся в ФГОС ВПО. 3.1. Методические рекомендации по работе с УМК Целенаправленно организованная самостоятельная работа студентов играет важнейшую роль в процессе усвоения всего комплекса теоретических знаний и создает качественную основу для их практического применения не только в рамках изучаемой дисциплины, но и в перспективе открывает возможности для использования полученных навыков в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. УМК в этом плане выполняет несколько функций: во-первых, помогает студентам равномерно и рационально распределить учебную нагрузку; во-вторых, представленный в полном объеме материал формирует системный подход к самостоятельной работе; в-третьих, включение широкого комплекса заданий для самостоятельной подготовки развивает творческое мышление, ориентирует студентов на работу с нормативными документами, историко-правовой литературой, на решение проблемных и логических задач, овладение категориальным и понятийным аппаратом без чего вряд ли может состояться становление юристов-педагогов. Раздел 1 «Значение дисциплины» содержит общую информацию о дисциплине и раскрывает ее значение. В данном разделе студент может ознакомиться с предметом курса, целью и задачами дисциплины, требованиями к представлениям, знаниям, умениям и навыкам обучающегося после освоения дисциплины, положениями Государственного образовательного стандарта. При изучении курса студент должен постоянно обращаться к программе и тематическому плану изучения дисциплины (раздел 4 «Содержание программы и тематический план изучения дисциплины»). Программа определяет объем и содержание дисциплины в соответствии со стандартом, указывает на место и значение каждого раздела и темы, взаимосвязь между ними. Тематический план отражает структуру учебной дисциплины, раскрывает последовательность изучения разделов и тем программы, информирует о распределении объема часов по темам и видам учебной работы (лекции, практические (семинарские) занятия, самостоятельная работа студентов). С этого раздела студент должен начинать подготовку к лекциям и семинарским занятиям. Проблемный подход к разбивке содержания курса по темам позволяет проследить становление, эволюцию, взаимосвязь и особенности развития государственно-правовых институтов и явлений различных стран, существующих в определенном пространственно-временном измерении. Необходимо внимательно изучить программы лекционных и практических (семинарских) занятий и быть тщательно подготовленным к каждому из них. Раздел «Программа лекционных занятий» содержит тематический план лекций, планы и задания к лекционным занятиям, основные понятия и категории, рекомендуемую литературу, а также методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при подготовке к лекционным занятиям. Раздел «Программа практических (семинарских) занятий» включает тематический план практических (семинарских) занятий, планы конкретных занятий, основные понятия и категории, рекомендуемую литературу, темы докладов и рефератов, вопросы для самоконтроля и задания к семинарским занятиям, а также методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарским занятиям. Необходимую информацию об организации самостоятельной работы (распределение часов по темам, виды самостоятельной работы и формы контроля) студент может получить в разделе 5 УМК «Программа самостоятельной работы». Раздел 6 включает тематику и методические рекомендации по подготовке докладов и рефератов, выполнению контрольных и курсовых работ. При подготовке к аттестации по дисциплине студент должен обратиться к разделу 7 «Контроль знаний студентов», который содержит вопросы для подготовки к экзамену, сведения о видах и формах контроля знаний студента, критериях оценок. В данном разделе также приведены примеры типичных тестовых заданий. Все виды подготовки студента строятся на основе предварительного изучения литературы по соответствующей теме. Перечень литературы к программе дисциплины (источники, основная и дополнительная литература), а также сведения о техническом обеспечении преподавания дисциплины можно найти в разделе 8 «Учебно-методическое обеспечение рабочей программы». С полным перечнем основных понятий и категорий по дисциплине студент может ознакомиться в разделе 9. По всем интересующим вопросам, которые возникают в ходе работы с УМК, студент может обращаться к преподавателю, ведущему курс. 4.Структура и содержание дисциплины (модуля) 4.1.Тематический план изучения учебной дисциплины (очная форма обучения) Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.
4.2.Содержание программы по курсу «Новейшая история стран Европы и Америки». Раздел I. Введение. Предмет и задачи курса. Понятие «новейшая история" и его современная интерпретация. Место новейшей истории в общеисторическом процессе. Проблемы периодизации. Основные источник и исследования. Дискуссионные вопросы новейшей истории. Обновление методологических подходов. Формационный и цивилизационный методы анализа развития стран Запада в новейшее время. Тема 2. Характерные черты позднеиндустриальной цивилизации. Последствия первой Мировой войны для мирового сообщества. Западные концепции общественного прогресса и индустриальной цивилизации. Экономико-социальные проблемы западного капитализма первой половины ХХ века. Основные направления и дифференциация развития мирового хозяйства. Техническая модернизация, структурная перестройка, изменения в аграрном секторе. Монополизм. Парадоксы второй промышленной революции: резкое ускорение в развитии производительных сил, научно-технический прогресс, новые организация труда и технологии (конвейерные системы, НОТ) и отставание сферы производственных отношений (необходимость совершенствования регулирующего механизма в экономике и социальных отношениях). Межвоенные циклические кризисы: общие черты и особенности. Общество массового производства и потребления. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. – поиск путей выхода из кризиса. Причины кризиса, его характерные черты и особенности в странах Запада. Д.М. Кейнс и кейнсианская модель регулируемого капитализма. Проблемы модернизации. Преодоление структурного кризиса. Милитаризация. Автаркия. Социальная политика. Социальная стратификация общества. Средние слои и крупный капитал. Политика социального маневрирования. Интеграция малоимущих слоев в социально-экономическую систему западных государств. Проблемы демографии. Урбанизация. Миграция и иммиграция. Социальное и трудовое законодательство. Регулирование рынка труда. Политический аспект развития западного общества. Концепции социального переустройства мира. Либерализм и консерватизм в переходный период. Проблема развития социал-демократических партий: теория и практика. Изменения партийно-политических моделей. Кризис либерализма. Формирование партий правого спектра и экстремистских партий. Проблемы демократизации западного общества 20-30-х годов. Образование суверенных национальных государств. Неустойчивые демократии. Модели выхода из кризиса: либерально-этатистская (США), фашизм и национал-социализм (тоталитарные государства), коалиционные правительства Народного фронта. Авторитарные и тоталитарные режимы. Человек в индустриальном обществе. Изменение менталитета после первой мировой войны. «Европейский пессимизм». О. Шпенглер. П. Сорокин. Э.Фромм. Ортега-и- Гассет. Массовое общество. Массы и насилие. Характерные черты «человека массы». Технократизм. Функциональный интерес общества к человеку. Проблемы массовых движений. Революционный кризис в странах Запада после первой мировой войны: характер особенности, результаты (Германия, Австрия, Венгрия). Дискуссия о путях развития западного общества: социалистическая революция или реформы. Коминтерн и Рабочий Социалистический Интернационал. Левая альтернатива. Массовые общественные, демократические и антидемократические движения. Раздел II. Общее и особенное в политическом и социально-экономическом развитии стран Европы и Америки в период послевоенного кризиса и стабилизации (1918-1929 гг.) |
Учебная практика: рабочая учебная программа /Авт сост к ю н., Завьялова Л. П. – г. Калининград: мфюа, 2016. – 39 с | Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос спо по направлению 080110. 51 «Банковское дело» | ||
Международное право [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. 56 с | Экономическая информатика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 28 с | ||
Оп – образовательная программа (впо – высшее профессиональное образование, спо среднее профессиональное образование) | Оп – образовательная программа (впо – высшее профессиональное образование, спо среднее профессиональное образование) | ||
Семейное право [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 20 с | Вексельное право [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011 40 с | ||
Рабочая учебная программа составлена на основании типовой учебной программы по фармакологии для специальности педиатрия, Федерального... | Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры протокол №4 от 31 января 2013 года |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |