Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет
(Декларация прав ребенка) СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД
Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан
о соблюдении прав и законных интересов ребенка в Республике Татарстан
в 2010 году Введение 2010 год отмечен образованием и становлением в Республике Татарстан института уполномоченного по правам ребенка. Должность Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан (далее – Уполномоченный) была учреждена Законом Республики Татарстан от 28.06.2010 № 34-ЗРТ «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан» и статьи 2.3, 8.1. Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях» в целях усиления гарантий государственной защиты прав ребенка, содействия их соблюдению и уважению государственными органами Республики Татарстан, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Настоящий Специальный доклад (далее – Доклад) подготовлен в соответствии со статьей 35.7 Закона Республики Татарстан «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан» и является первым докладом Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан о соблюдении прав и законных интересов ребенка в Республике Татарстан.
Доклад не ставит задачей дать исчерпывающий анализ положения детей в Республике Татарстан. В нем отражены вопросы реализации прав детей в основных сферах их жизнедеятельности, ставшие объектом внимания Уполномоченного в 2010 году.
Доклад подготовлен на основе анализа и обобщения обращений граждан, результатов проверок, проведенных Уполномоченным, официальных статистических данных, информации органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, а также сведений, полученных Уполномоченным в ходе участия в различных совещаниях и мероприятиях по вопросам защиты прав и законных интересов детей. Анализ обращений в адрес Уполномоченного
по правам ребенка в Республике Татарстан в 2010 году Анализ обращений в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан в 2010 году показал следующее.
Всего за период с июля по декабрь 2010 года (со дня учреждения в Республике Татарстан должности Уполномоченного по правам ребенка) поступило 233 обращения. Из них:
письменных - 119 обращений (51 % от общего количества обращений);
устных - 114 обращений (49 % от общего количества обращений).
В результате рассмотрения указанных обращений:
восстановлены права по 19 жалобам (8%);
даны разъяснены о способах и средства защиты прав ребенка по 202 обращениям (87%);
отказано в принятии к рассмотрению по 11 жалобам (5%).
Поступившие на рассмотрение Уполномоченного обращения можно тематически структурировать следующим образом:
Тематика обращений
| количество
| %
| 1. О нарушении жилищных прав детей,
в том числе:
- детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа;
- семей, имеющих детей-инвалидов;
- многодетных семей;
- выселение, угроза выселения, снятие с регистрационного учета;
- нуждаемость в жилье, плохие жилищные условия, потребность в улучшении жилищных условий.
| 63
4
8
8 8
35
| 27%
| 2. О реализации иных имущественных прав детей, в том числе:
- неисполнение алиментных обязательств по отношению к несовершеннолетним детям;
- назначение и выплата пособий семьям, имеющим детей;
- иных.
| 45
22 8
15
| 19%
| 3. Споры родителей и других родственников о порядке общения с детьми, об определении места жительства детей
|
35
|
15%
| 4. О реализации права детей на образование, условия пребывания в образовательных учреждениях
|
33
|
14,5%
| 5. По вопросам опеки, попечительства, усыновления
|
20
|
8,5%
| 6. О реализации права детей на здоровье,
в том числе:
- признании инвалидности,
- бесплатное питание,
- состояние детских площадок,
- оказание высокотехнологической медицинской помощи
| 14 6
2
4 2
|
6%
| 7. О жестоком обращении с ребенком, угрозе его жизни и здоровью
|
9
|
4%
| 8. О реализации права на жизнь
| 5
| 2%
| 9. О предоставлении квалифицированной юридической помощи
|
9
|
4%
|
В анализируемом периоде наиболее проблемными продолжают оставаться вопросы реализации жилищных, имущественных прав детей. Такая ситуация является аналогичной для всех субъектов Российской Федерации.
Примерно каждое четвертое обращение в 2010 году касалось жилищных вопросов. Из них 1/8 часть жалоб была связана с выселением несовершеннолетних в результате расторжения брака родителей, либо смены собственника жилья. Каждое второе обращение касалось вопросов улучшения жилищных условий, либо продвижения очереди на жилье.
Обращения по вопросам нарушения имущественных прав несовершеннолетних составили почти 1/5 часть всех обращений. В основном они были связаны с выплатой алиментов на содержание детей (49% от общего количества обращений данной категории), назначением и выплатой пособий семьям, имеющим детей (18% от общего количества обращений данной категории), в том числе материнского капитала, защитой наследственных прав детей.
Жалобы и обращения граждан на нарушения прав детей в сфере образования составили 14,5%. Заявители отмечали неудовлетворительную организацию процесса обучения (22% от всех обращений по данной тематике), жаловались на действия преподавателей и администрации школы, нарушающие права детей (7%), конфликты в школах между участниками образовательного процесса (10%). Из общего количества обращений по данным вопросам 56% касалось нарушений прав детей на дошкольное образование. Следует отметить, что 4 жалобы имели коллективный характер.
Анализ обращений по вопросам реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показал, что в 2010 году по-прежнему поднимались правовые аспекты усыновления, оформления опеки, вопросы назначения и задержки выплаты пособий на опекаемых и приемных детей. От жителей республики поступали жалобы на действия (бездействие) органов опеки и попечительства.
В структуре обращений о реализации права детей на здоровье преобладали обращения по вопросам отказа службы медико-социальной экспертизы в установлении инвалидности, реализации права на бесплатное питание детей в возрасте до трех лет и детей из многодетных семей, жалобы на качество медицинского обслуживания детей в медицинских учреждениях. Также имели место обращения по вопросу оказания содействия в получении высокотехнологичной медицинской помощи, состояния (отсутствия) придворовых детских игровых и спортивных площадок.
По-прежнему, как и в предыдущие годы, граждане поднимали вопросы уклонения родителей от родительских обязанностей (22 обращения).
В 2010 году поступило 8 сообщений о жестоком обращении с детьми. По каждому из обращений информация была направлена в органы опеки и попечительства, ситуации тщательно изучены с выездом на место. В тех случаях, когда были установлены факты нарушения прав детей, приняты меры по защите прав несовершеннолетних.
Анализ динамики обращений показывает, что с начала деятельности Уполномоченного (с июля 2010 года) общее количество обращений по сравнению с 2009 годом увеличилось в 15 раз: в 2009 году в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан поступило 15 обращений, за вторую половину 2010 года - 233 обращения.
При работе с обращениями граждан за истекший период начала складываться практика участия Уполномоченного в рассмотрении гражданских дел в суде. Первоначально как представителя одной из сторон в судебном процессе. Однако, это означало, скорее всего оказание квалифицированной юридической помощи. Принципиальным моментом являлось то, чтобы в суде по определенным делам было заслушано и учтено при принятии решения мнение именно Уполномоченного. В реализации данной задачи мы нашли полную поддержку со стороны Верховного Суда Республики Татарстан и в настоящее время суды общей юрисдикции удовлетворяют ходатайства сторон о привлечении Уполномоченного к участию в деле в качестве третьего лица либо самостоятельно привлекают Уполномоченного как государственный орган в порядке статьи 47 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации для дачи заключения по делу. Причем по 2 судебным делам, в которых принимал участие Уполномоченный, решения были приняты с учетом мнения Уполномоченного в интересах детей. В условиях, когда в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством Уполномоченный не наделен самостоятельной процессуальной правоспособностью, т.е. правом по собственной инициативе вступать в судебный процесс, указанное взаимодействие представляется особенно важным с точки зрения приоритета соблюдения прав и интересов ребенка.
Подавляющее большинство обращений поступило от родителей несовершеннолетних (152 обращения), обращения иных родственников составили 33 обращения, опекунов и попечителей - 2; 2 обращения поступило от самих несовершеннолетних, 7 обращений от лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Категории граждан
| Количество
| %
| 1. Родители, в том числе:
- многодетные;
- имеющие детей-инвалидов
| 152
6
8
|
65%
| 2. Иные родственники
| 33
| 14%
| 3. Опекуны и попечители
| 2
| 1%
| 4. Несовершеннолетние
| 2
| 1%
| 5. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
| 7
| 3%
| 6. Представители общественных организаций, прессы
| 15
| 6%
| 7. Руководители и сотрудники детских учреждений
| 7
| 3%
| 8. Должностные лица органов государственной и муниципальной власти
| 4
| 2%
| 9. Иные лица (посторонние граждане, соседи и др.)
| 11
| 5%
|
В целом работа с обращениями граждан является одним из направлений деятельности Уполномоченного. Она позволяет, с одной стороны, оказать содействие в восстановлении прав конкретных детей. С другой стороны, частный случай выводит иногда на системные проблемы в области детства. Дальнейший анализ причин такой проблемы позволяет выработать предложения и предпринять конкретные шаги по ее преодолению. Именно такая работа представляется для Уполномоченного наиболее важной и приоритетной: выявить проблему, выработать предложения по ее разрешению и донести ее до органов, компетентных ее разрешить. II. Реализация жилищных прав детей в условиях действующего законодательства Не секрет, что самыми насущными и естественными потребностями человека являются потребности в пище и жилье.
Поэтому не случайно Конвенция о правах ребенка в качестве одного из приоритетных направлений деятельности государств – участников Конвенции определяет поддержку (в том числе материальную) родителей и других лиц, воспитывающих детей, в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (статья 27 Конвенции о правах ребенка).
Между тем, изучение ситуации по соблюдению прав детей в жилищной сфере свидетельствует о том, что она не соответствует принципу наилучшего обеспечения интересов ребенка, закрепленному в статье 3 Конвенции о правах ребенка.
Происходит это, прежде всего, ввиду:
- несовершенства действующего правового регулирования жилищных правоотношений;
- высокой финансовой затратности реализации указанных прав;
- невыполнения родителями своих обязанностей по содержанию ребенка.
Прежде всего, хотелось бы остановиться на соблюдении жилищных прав наиболее уязвимых категорий детей – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети из многодетных семей, а также детей при их выселении и осуществлении различных сделок с жильем. Жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Наиболее остро стоит вопрос соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Действующее законодательство устанавливает государственную гарантию обеспечения жильем этой категории детей. Согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при выходе из учреждений интернатного типа, окончания пребывания под попечительством или в приемной семье дети должны быть обеспечены жильем. Те из них, которые имели закрепленное жилое помещение, должны вернуться в это жилье и органы государственной власти должны обеспечить его сохранность. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, должны быть обеспечены органами государственной власти жилой площадью.
В отношений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, отмечаются следующие проблемы.
1. Это проблема нормативно-правового регулирования, выраженная в несогласованности норм федерального законодательства в части определения компетенции по обеспечению жильем данной категории детей: является ли это полномочием органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.
Федеральный закон «О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта первого статьи 8). При этом абзац третий пункта первого статьи 8 и статья 5 устанавливает, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные данным законом являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
С другой стороны, в соответствии с Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 57) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения должны предоставляться по договорам социального найма вне очереди. Положения части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающие общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определили, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Такая несогласованность норм статьи 8 упомянутого Федерального закона и статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации привела в судебной практике к сложностям в определении ответчика по делам в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
В этой связи Верховным Судом Российской Федерации было проведено обобщение практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». По результатам такого обобщения Верховный Суд Российской Федерации признал правильной позицию судов, которые, разрешая дела названной категории, обосновано удовлетворяли требования прокуроров к органам местного самоуправления о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства.
Однако Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 февраля 2009 года № 250-О-П, выявляя конституционно-правовой смысл положения абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пришел к выводу, что данное положение в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Такой конституционно-правовой смысл указанного законоположения является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
Между тем, обращения в адрес Уполномоченного по правам ребенка свидетельствуют об отсутствии четкого понимания вышеуказанного положения как органами государственной, муниципальной власти, так и гражданами.
|