Программа наблюдения за культурой поведения ребенка (А. М. Щетинина). «Маски»


Скачать 431.56 Kb.
НазваниеПрограмма наблюдения за культурой поведения ребенка (А. М. Щетинина). «Маски»
страница1/4
ТипПрограмма
filling-form.ru > Договоры > Программа
  1   2   3   4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА ТОМСКА

БАНК ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ

КОММУНИКАТИВНОГО КОМПОНЕНТА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ


Составитель:

Осипова О.А., методист по детской психологии МУ ИМЦ г. Томска

Кибирова Ю.Р., педагог-психолог МДОУ №63

Шиленок А.В., педагог-психолог МДОУ №43

Томск-2011

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО КОМПОНЕНТА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЭТАПЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.


Базовые методы диагностики

Вариативные методики

  1. Наблюдение.

  2. Правая и левая стороны (Ж.Пиаже).

  3. Братья и сестры.

  4. Рукавички (Г.А. Цукерман).

  5. Узор под диктовку (Г.А. Цукерман).



  1. «Секрет».

  2. Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу (А.М.Щетинина).

  3. Диагностика взаимоотношений со сверстниками.

  4. Выбор в действии.

  5. Методика одномоментных срезов.

  6. Игровая комната.

  7. Методика особенностей межличностных отношений ребенка (Р.Жиль).

  8. Моя любимая группа.

  9. Тест на выявление типа общения.

  10. Неоконченные ситуации (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс).

  11. Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс).

  12. Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А.Никифорова).

  13. Методика «Лабиринт» (Л.А.Венгер).

  14. Программа наблюдения за культурой поведения ребенка (А.М.Щетинина).

  15. «Маски».






БАНК ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ

КОММУНИКАТИВНОГО КОМПОНЕНТА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ
ЛЕВАЯ И ПРАВАЯ СТОРОНЫ (Ж.Пиаже)

Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера).

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка.

Метод оценивания: беседа.

Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, задают вопросы, на которые он должен ответить как словесно, так и в форме действия.

Материал: два хорошо знакомых детям (чтобы не привлекать их внимание) предмета, например, монета и карандаш.

Инструкция:

1. «Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую».

2. «Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую. (Эти вопросы ставятся взрослым, сидящим или стоящим лицом к лицу с ребенком.)»

Вариант: два ребенка ставятся спиной друг к другу. «Не оборачиваясь, покажи левую руку одноклассника. Правую. Дотронься до его (ее) левой ноги. Правой.

3. «[На столе перед ребенком монета и карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку.] Карандаш слева или справа? А монета?»

4. «[Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш.] Ты видишь эту монету? Где она у меня, в левой или в правой руке? А карандаш?»

Критерии оценивания:

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,

  • соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех пробах.

Средний уровень: правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от своей.

Высокий уровень: на все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.
БРАТЬЯ И СЕСТРЫ. (Ж.Пиаже)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера).

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка.

Метод оценивания: беседа.

Инструкция:

1. «В семье моих знакомых два брата — Саша и Володя. Сколько братьев у Саши? А у Володи?»

2. «У девочки Наташи есть две сестры — Оля и Маша. Сколько сестер у Оли? А у Маши?»

3. «Сколько сестер в этой семье?»

Критерии оценивания:

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,

  • координация разных точек зрения.

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок занимает эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трех пробах.

Средний уровень: правильные ответы в 1-й или 1-й и 2-й пробах; ребенок правильно учитывает отношения принадлежности, может стать на точку зрения одного из персонажей, но не координирует разные точки зрения.

Высокий уровень: правильные ответы во всех трех пробах, ребенок учитывает позиции других людей и координирует их.
РУКАВИЧКИ (Г.А. Цукерман)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

  • взаимопомощь по ходу рисования,

  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
УЗОР ПОД ДИКТОВКУ (Цукерман и др.)

Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи.

Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.

Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу.

Материал: набор из трех белых и трех цветных квадратных фишек (одинаковых по размеру), четыре карточки с образцами узоров (рис.), экран (ширма).










































































Инструкция: «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с образцом узора, а другой — фишки (квадраты), из которых этот узор надо выложить. Один будет диктовать, как выкладывать узор, второй — выполнять его инструкции. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на узор нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте потренируемся, как надо складывать узор».

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по сходству выложенных узоров с образцами;

  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры действия по построению узора;

  • умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

  • способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;

2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы позволяют получить недостающую информацию; частичное взаимопонимание;

3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров; доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и соблюдением правил.
ДИАГНОСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ

Ю.В.Микляева предлагает для выявления взаимоотношений со сверстниками применить 2 группы методик:

  • Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений (различные модификации социометрического метода Дж. Морено для детей- Я.Л.Коломинского, Т.А.Репиной, Р.К.Терещук и др.) и беседы с детьми.

  • Методики косвенной оценки межличностных отношений. Делятся на 3 категории:

  • Наблюдение реальной ситуации.

  • Символическое моделирование реальной ситуации.

  • Проективные техники (методики «Два дома», «Игровая комната», Цветовой тест отношений и др.).


Экспериментальное исследование может состоять из 3-х серий.

1 серия может быть направлена на определение наличия потребности в общении и социальных мотивов поведения. Применяются методы наблюдения и проективные методики.

Наблюдение за объединениями детей в процессе свободной деятельности и игр проводится в течение нескольких месяцев. В протоколе фиксируется интенсивность общения, деловая или личностная направленность, эмоциональный фон и содержание детских контактов (предметные и игровые действия, речевые высказывания). О наличии потребности в общении со сверстником свидетельствуют следующие признаки:

  • Проявление внимания и интереса к другому ребенку;

  • Эмоциональное отношение к нему;

  • Инициативные действия, направленные на установление социального контакта с ровесником;

  • Чувствительность к отношению и обращению другого ребенка.

О сформированности простейших социальных мотивов поведения говорит стремление ребенка сделать нечто полезное для удовлетворения нужд окружающих детей.
Проективные техники включают рисуночную методику «Я и мой друг» и Цветочный тест отношений.

Рисуночная методика «Я и мой друг» проводится индивидуально с каждым ребенком. Предлагается нарисовать, как он играет со своими друзьями «Нарисуй, как ты играешь с другом (подругой)». Выбор карандашей не ограничивается.

Анализ рисунка:

1.Выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый - ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, серый, черный- негативные эмоциональные состояния), предпочитаемые цвета;

2.старательность рисования;

3.отражение желаний детей в своих рисунках;

4.выражение отношения к сверстнику с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей.

Цветовой тест отношений состоит в предъявлении ребенку 8 цветовых эталонов (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и определении степени привлекательности каждого («Покажи самый хороший»). Выбранный цвет убирается с поля зрения ребенка и ему предлагается выбрать наиболее приятный из оставшихся семи, шести и пяти цветов. Затем предлагается выбрать «самый плохой» из четырех, трех, двух оставшихся эталонов. На основе полученных данных составляется ряд цветовых предпочтений (наиболее привлекательный цвет получает 8 баллов, наименее -1 балл), который интерпретируется впоследствии по методике цветовых выборов. Затем экспериментатор показывает желтый эталон: «Это я». Покажи, где тут ты» (указательный жест на цветовые эталоны и обводящее движение занимаемого ими пространства), После этого испытуемому зачитывается по именам список членов группы, а он должен присвоить каждому ребенку свой цвет и показать эталон (например: «Катя. Покажи, где Катя»).
  1   2   3   4

Похожие:

Программа наблюдения за культурой поведения ребенка (А. М. Щетинина). «Маски» iconИнструкция по созданию маски etk
Настоящий документ заменяет «Инструкцию по созданию маски tpn/etk в асб gabriel» от 01. 01. 2012, которая прекращает свое действие...

Программа наблюдения за культурой поведения ребенка (А. М. Щетинина). «Маски» iconИнструкция по заполнению маски dmm в асб gabriel ОАО «Авиакомпания «Сибирь»
Настоящий документ заменяет «Инструкцию по созданию маски dmm» от 25. 08. 2006г., которая прекращает свое действие с момента ввода...

Программа наблюдения за культурой поведения ребенка (А. М. Щетинина). «Маски» iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Ием фгос − комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих...

Программа наблюдения за культурой поведения ребенка (А. М. Щетинина). «Маски» iconТема: «Открытые клубы библиотеки как модель творческого чтения»
Снизилась культура речи и поведения. А ведь существует несомненная связь между тем, что и как ребенок читает и его духовным миром,...

Программа наблюдения за культурой поведения ребенка (А. М. Щетинина). «Маски» iconПроблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении...
Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным...

Программа наблюдения за культурой поведения ребенка (А. М. Щетинина). «Маски» iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих...

Программа наблюдения за культурой поведения ребенка (А. М. Щетинина). «Маски» iconНд недоверие к новым людям, вещам, ситуациям. Это ведет к тому, что...
Заполняется карта учителем, воспитателем или взрослыми, хорошо знающими ребенка. В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры,...

Программа наблюдения за культурой поведения ребенка (А. М. Щетинина). «Маски» iconМетодическое обеспечение профилактики суицидального поведения детей...
В методическом пособии рассматриваются основные понятия, классификация, причины, возрастные особенности, симптоматика суицидального...

Программа наблюдения за культурой поведения ребенка (А. М. Щетинина). «Маски» icon©программа тренинговых занятий по коррекции агрессивного поведения
На «Программу тренинговых занятий по коррекции агрессивного поведения у учащихся начальной школы»

Программа наблюдения за культурой поведения ребенка (А. М. Щетинина). «Маски» iconПравила поведения обучащихся в мбоу сош №4 общие положения
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск