Спецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест


НазваниеСпецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест
страница1/6
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6
Спецоценка условий труда

вместо аттестации рабочих мест

спецоценка условий труда

С началом 2014 года произошли значительные изменения в трудовом законодательстве, которые касаются регулирования вопросов охраны труда, предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях. 1 января вступили в силу два федеральных закона от 28.12.2013: № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” и № 421-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона о специальной оценке условий труда” (так называемый закон-спутник к предыдущему ФЗ).

С введением в действие этих законов распространенная и отработанная на практике процедура аттестации рабочих мест по условиям труда заменяется процедурой специальной оценки условий труда (далее по тексту - СОУТ). Рассказываем об этих законодательных новшествах.

ЦЕЛИ ИЗМЕНЕНИЙ

Как следует из пояснительной записки к проекту ФЗ “О специальной оценке условий труда”, он разрабатывался в рамках реализации положений Федерального закона от 3.12.2013 № 243-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования” и в соответствии с поручением президента РФ от 26.12.2012 № Пр-3499.

Федеральным законом от 3.12.2013 № 243-ФЗ внесены изменения в ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”. Установлен дополнительный тариф страховых взносов в ПФР для работодателей, если профессии их работников предусмотрены Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10). Дополнительный тариф существенно повышает страховую нагрузку на работодателей: с 2015 года - 9% от сумм выплат и иных начислений в пользу работников, подпадающих под действие Списка № 1, и 6% - для подпадающих под действие Списка № 2. В то же время предусмотрено, что работодатели могут освобождаться от уплаты страховых взносов по этим дополнительным тарифам на основании результатов специальной оценки условий труда.

По замыслу разработчиков, процедура СОУТ призвана стать универсальным инструментом для перехода от формального подхода к предоставлению гарантий и компенсаций, основанного на положениях указанных Списков, к подходу, учитывающему только фактическое воздействие на организм работника вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Это должно, во-первых, обеспечить максимально объективное решение вопроса о том, необходимы ли компенсации за работу под воздействием вредных и опасных производственных факторов. А во-вторых - стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий труда, в охрану труда, в том числе для того, чтобы освободиться от дополнительных страховых взносов.

С принятием ФЗ о СОУТ появляется единая, унифицированная процедура оценки условий труда на рабочих местах. Она позволяет реализовать как механизм освобождения работодателей от уплаты дополнительных взносов в ПФР, установленный пенсионным законодательством, так и механизм предоставления работникам предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций. А также способствует повышению заинтересованности работодателей в том, чтобы улучшать условия труда, совершенствовать охрану труда.

Регулирование СОУТ ограничивается рамками федерального законодательства и осуществляется Трудовым кодексом РФ, ФЗ о СОУТ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 6 ТК РФ законом-спутником к ФЗ о СОУТ, федеральные органы власти в сфере трудовых и непосредственно связанных с трудовыми отношений получили полномочия принимать нормативные правовые акты, относящиеся к СОУТ. Речь идет о документах, устанавливающих порядок как проведения СОУТ и государственной экспертизы условий труда, так и организации контроля качества СОУТ.

С вступлением в силу ФЗ № 421 (закона-спутника к ФЗ о СОУТ) все упоминания в ТК РФ процедуры аттестации рабочих мест заменены процедурой СОУТ. Например, в ст. 212 ТК РФ в перечень обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда включено проведение СОУТ. В ст. 216 ТК РФ в полномочия федеральных органов исполнительной власти в области государственного управления охраной труда включено установление порядка проведения СОУТ.

Таким образом, в настоящее время СОУТ - единственная процедура, которая позволяет решить, предоставлять ли работникам гарантии и компенсации за условия труда, и определить размер страховых взносов. Обеспечение этой процедуры возложено на работодателя.

В то же время сохраняется предусмотренная ст. 216.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда. Она осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Федеральная инспекция труда). А также органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда - в порядке, который установлен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Госэкспертиза проводится с целью оценить качество СОУТ и фактические условия труда работников, а также установить, правильно ли предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

ФЗ о СОУТ содержит ряд переходных положений, в соответствии с которыми сохраняется возможность применять результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест по условиям труда. В соответствии с ч. 4 ст. 27 ФЗ о СОУТ, если до дня вступления в силу данного ФЗ те или иные рабочие места прошли процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда, в отношении таких рабочих мест СОУТ может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации (кроме случаев, специально предусмотренных ФЗ о СОУТ). При этом результаты аттестации рабочих мест в течение указанного периода применяются в тех же целях, что и результаты СОУТ.

В то же время работодатель вправе и до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест провести спецоценку условий труда - в порядке, установленном ФЗ о СОУТ. Например, если работодатель вложил средства в улучшение условий труда и добился устранения на рабочих местах вредных и опасных факторов, наличие которых ранее было установлено при аттестации рабочих мест, он сможет досрочно провести СОУТ. И если по результатам СОУТ будет установлено отсутствие вредных и опасных производственных факторов, работодатель получит возможность не предоставлять работникам компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда и не платить взносы в ПФР по дополнительному тарифу.

В связи с этим у профсоюзов возникают серьезные опасения. Ведь таким образом работодатели получают инструмент, позволяющий им существенно экономить на оплате труда работников вредных производств. Не секрет, что в процессе аттестации рабочих мест часто возникали конфликты по поводу достоверности тех или иных исследований и замеров уровней вредных и опасных факторов и последующего снижения либо отмены компенсаций работникам. Возможно ли избежать подобного с введением СОУТ? Это покажет практика. Пока лишь можно констатировать, что ФЗ о СОУТ существенно ужесточает требования к организациям, проводящим спецоценку, и к их экспертам. А закон-спутник к ФЗ о СОУТ вносит значительные изменения и дополнения в КоАП РФ, ужесточая ответственность за фальсификации и недостоверные измерения. Все эти меры направлены на предотвращение нарушений в ходе СОУТ. Кроме того, ФЗ о СОУТ содержит ряд норм, направленных на повышение уровня защиты трудовых прав работников посредством повышения степени участия профсоюзов в СОУТ. (Подробнее об этом - ниже.)

Несмотря на то, что ФЗ о СОУТ вступил в силу, в настоящее время провести ее невозможно - отсутствует ряд предусмотренных данным ФЗ методик, связанных с измерениями. Методики находятся в стадии разработки и должны быть приняты в ближайшее время. До их принятия организации-работодатели могут лишь проводить подготовительные мероприятия к проведению СОУТ.

ПРОЦЕДУРА СОУТ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

В ст. 3 ФЗ о СОУТ приводится определение специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда - единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Предусматривается ряд категорий работников, в отношении которых СОУТ не проводится, то есть наличие либо отсутствие на их рабочих местах вредных и опасных производственных факторов не определяется. К ним относятся:

- надомники;

- дистанционные работники;

- работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

спецоценка условий труда. часть 2

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (далее - ФЗ о СОУТ) регулирует, в частности, вопросы организации ее проведения, устанавливает соответствующие права и обязанности как сторон трудовых отношений, так и организации, проводящей СОУТ. Рассмотрим эти вопросы в данной части публикации.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

Организация и финансирование специальной оценки условий труда (СОУТ) является обязанностью работодателя. Но осуществляется СОУТ работодателем совместно с привлекаемой им на основании гражданско-правового договора специализированной организацией, имеющей право проводить СОУТ. Работодатель может одновременно привлекать несколько таких организаций. Эти организации должны соответствовать многочисленным требованиям, установленным законодательством (их мы рассмотрим ниже).

Работодатель обязан проводить СОУТ на каждом рабочем месте не реже раза в пять лет (ч. 4 ст. 8 ФЗ о СОУТ). Данный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Напомним, что в соответствии с переходными положениями ст. 27 ФЗ о СОУТ работодатели, которые до вступления в силу этого закона провели аттестацию рабочих мест, не обязаны проводить СОУТ в течение 5 лет со дня завершения аттестации, но вправе это сделать.

В определенных случаях работодатель до истечения указанного пятилетнего срока обязан провести внеплановую спецоценку условий труда. Перечень таких случаев установлен ст. 17 ФЗ о СОУТ. К ним относятся:

- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

- получение работодателем предписания госинспектора труда о проведении внеплановой СОУТ в связи с нарушениями требований ФЗ о СОУТ, выявленными в ходе федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, которые содержат нормы трудового права;

- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, либо изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, либо изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты - если это способно повлиять на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

- произошедший на рабочем месте несчастный случай (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профзаболевание, причинами которых стало воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Последний пункт перечня предоставляет профсоюзам большие возможности влиять на результаты СОУТ, если есть основания полагать, что процедура оценки выполнена некачественно и что это может повлечь необоснованное ухудшение положения работников, уменьшение или отмену гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда.

Внеплановая СОУТ должна быть проведена не позднее шести месяцев со дня наступления перечисленных случаев.

СОУТ осуществляется в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой Минтрудом России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На сайте Минтруда опубликован приказ Минтруда России № 33н от 24.01.2014 “Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению”. В ближайшее время, после регистрации в Минюсте РФ, данный приказ вступит в силу, после чего работодатели смогут в полном объеме приступить к СОУТ в соответствии с утвержденной методикой.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

Работодатель наделяется следующими правами:

- проводить внеплановую СОУТ в порядке, установленном ФЗ о СОУТ;

- требовать от организации, проводящей СОУТ:

а) документы, подтверждающие соответствие этой организации предъявляемым к ней требованиям (ст. 19 ФЗ о СОУТ);

б) обоснования результатов проведения СОУТ;

- обжаловать в порядке, установленном ст. 26 ФЗ о СОУТ, действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ.

Работодатель обязан:

- обеспечить проведение СОУТ, в том числе внеплановой - в установленных ФЗ о СОУТ случаях (см. выше);

- предоставить организации, проводящей СОУТ, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором между работодателем и указанной организацией (ч. 2 ст. 8 ФЗ о СОУТ) и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также давать разъяснения по вопросам проведения СОУТ;

- не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, которые направлены на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении СОУТ и влияющих на ее результаты;

- ознакомить в письменной форме работника с результатами СОУТ на его рабочем месте;

- давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте;

- реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов СОУТ.

Работник в связи с проведением СОУТ имеет следующие права:

- присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте;

- обращаться к работодателю, его представителю, к организации, проводящей СОУТ, к эксперту данной организации за разъяснениями по вопросам СОУТ на его рабочем месте;

- обжаловать результаты СОУТ на его рабочем месте в соответствии со ст. 26 ФЗ о СОУТ.

ФЗ о СОУТ устанавливает единственную обязанность работника в связи с проведением СОУТ: работник обязан ознакомиться с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Можно сделать вывод, что ФЗ о СОУТ в определенной мере стимулирует работников к активному участию в проведении СОУТ.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩЕЙ СОУТ

Данная организация вправе:

- отказаться в порядке, установленном ФЗ о СОУТ, от проведения спецоценки, если при ее проведении возникла либо может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации;

- обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти (и его территориальных органов), уполномоченного на госнадзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Организация, проводящая СОУТ, обязана:

- предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов СОУТ, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения СОУТ на их рабочих местах;

- предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации требованиям к ней ФЗ о СОУТ;

- применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством РФ об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений;

- не приступать к проведению СОУТ либо приостанавливать ее проведение в случаях:

а) непредоставления работодателем необходимых сведений, документов и информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором между работодателем и данной организацией и характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения СОУТ;

б) отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором между работодателем и данной организацией;

- хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением деятельности в соответствии с ФЗ о СОУТ.

*   *   *

В целом установленные законом права и обязанности работодателя, работника и организации, проводящей СОУТ, направлены на то, чтобы обеспечить получение максимально объективных результатов оценки условий труда, которые будут приняты как работодателем, так и работниками и их представителями в лице профсоюзов.

спецоценка условий труда. часть 3

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (далее - ФЗ о СОУТ) от результатов СОУТ зависят размеры гарантий и компенсаций работникам, а также и их будущей пенсии. Рассмотрим, на что влияют результаты спецоценки.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Спецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест iconСпецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест
Фз “О специальной оценке условий труда” и №421-фз “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального...

Спецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест iconСпециальная оценка условий труда (вместо аттестации рабочих мест по условиям труда)

Спецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест iconПри проведении периодического медицинского осмотра
С 01. 01. 2014 вместо аттестации рабочих мест по условиям труда проводится специальная оценка условий труда согласно Федеральному...

Спецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест iconЗакон от 28. 12. 2013 n 426-фз "О специальной оценке условий труда"
С 1 января 2014 г вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которую регламентирует Закон №426-фз

Спецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест iconСправочный обзор: Действующие документы по специальной оценке условий труда
С 1 января 2014 года для исследования рабочих мест введена специальная оценка условий труда. Данная процедура заменила ранее действовавшую...

Спецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест iconАттестация рабочих мест по условиям труда Цели и задачи аттестации рабочих мест
Важнейшим конкретным направлением в работе по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, является...

Спецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест iconПодборки
Охрана труда. Спецоценка рабочих мест по условиям труда. Кадровое делопроизводство

Спецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест iconПодборки
Охрана труда. Спецоценка рабочих мест по условиям труда. Кадровое делопроизводство

Спецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест iconФирменный бланк работодателя
В соответствии с п. 45 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России...

Спецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест iconФирменный бланк работодателя
В соответствии с п. 45 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск