Методические рекомендации Иркутск


НазваниеМетодические рекомендации Иркутск
страница1/6
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6


Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации»

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА КОРРУПЦИОННОГО НАРУШЕНИЯ И МЕРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПРИМЕНЯЕМОЙ ЗА ЕГО СОВЕРШЕНИЕ

Методические рекомендации


Иркутск

Оглавление




Оглавление 2

1.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3

1.1. Термины и определения, используемые в методических
рекомендациях 3

1.2. Основные принципы противодействия коррупции
в органе внутренних дел 8

1.3. Оценка коррупционных рисков 9

1.4. Нормативно-правовое обеспечение противодействия коррупции 10

2.ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ 12

2.1. Дисциплинарная ответственность за коррупционное
правонарушение 12

2.2. Административная ответственность за коррупционное
правонарушение 24

2.3. Уголовная ответственность за преступления
коррупционной направленности 28

3.ВЫЯВЛЕНИЕ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ 36

3.1. Возможные организационные меры по выявлению, урегулированию
и предотвращению конфликта интересов 36

3.2. Основные принципы управления конфликтом интересов
в органах внутренних дел 37

4.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ 37





  1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ




    1.  Термины и определения, используемые в методических
      рекомендациях




Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Предупреждение коррупции – деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на выявление, изучение, ограничение либо устранение явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующих их распространению (ст. 2 Модельного закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике». Принят в г. Санкт-Петербурге 15 ноября 2003 г. Постановлением 22-15 на 22-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ).

Коррупционное правонарушение – деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность (ст. 2 Модельного закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике». Принят в г. Санкт-Петербурге 15 ноября 2003 г. Постановлением 22-15 на 22-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ).

Преступление коррупционной направленности – общественно опасное, виновное, запрещенное УК РФ под угрозой наказания деяние, состоящее в использовании должностным лицом своего особого правового статуса вопреки интересам службы для получения прямо или косвенно для себя лично или для других лиц материальной выгоды.

Административное коррупционное правонарушение – запрещенное под угрозой административной ответственности деяние, причиняющее вред интересам государственного управления ввиду использования должностным лицом своего правового положения в корыстных интересах.

Дисциплинарный коррупционный проступок – обладающее признаками коррупции и не являющееся преступлением или административным правонарушением служебное правонарушение, за которое установлена дисциплинарная ответственность (п. 3 ст. 8 Модельного закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике». Принят в г. Санкт-Петербурге 15 ноября 2003 г. Постановлением 22-15 на 22-ом пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ).

Коррупционно-опасное поведение – действие или бездействие сотрудника органов внутренних дел (далее – ОВД), которое в ситуации конфликта интересов создает предпосылки и условия для получения им корыстной выгоды и (или) преимуществ как для себя, так и для иных лиц, организаций, учреждений, чьи интересы прямо или косвенно отстаиваются сотрудником, незаконно использующим свое служебное положение (например, видами коррупционно-опасного поведения руководителя являются: протекционизм, фаворитизм, непотизм (кумовство)).

Коррупционные риски – факторы, определяющие функции ОВД, при которых наиболее вероятно возникновение коррупции.

Субъекты антикоррупционной политики – органы государственной власти, учреждения, организации и лица, уполномоченные на формирование и реализацию мер антикоррупционной политики (ст. 2 Модельного закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике». Принят в г. Санкт-Петербурге 15 ноября 2003 г. Постановлением 22-15 на 22-ом пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ).

Субъекты коррупционных правонарушений – сотрудники ОВД, использующие свой статус вопреки законным интересам общества и государства для незаконного получения выгод, а также лица, незаконно предоставляющие такие выгоды (ст. 2 Модельного закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике». Принят в г. Санкт-Петербурге 15 ноября 2003 г. Постановлением 22-15 на 22-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ).

Субъекты коррупционного риска – сотрудники ОВД, являющиеся должностными лицами, деятельность которых непосредственно связана с возможностью совершения коррупционных правонарушений.

Должностные лица – лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйствен-ные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (Примечание 1 к ст. 285 УК РФ).

Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ (ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Конфликт интересов в ОВД – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) сотрудника ОВД влияет или может повлиять на объективное выполнение им служебных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью сотрудника и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Под личной заинтересованностью сотрудника ОВД, которая влияет или может повлиять на объективное выполнение им служебных обязанностей, понимается возможность получения сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав или услуг имущественного характера, для себя или для третьих лиц (ст. 71 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Служебная дисциплина – соблюдение сотрудником ОВД установленных законодательством Российской Федерации, присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ст. 47 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Взятка – получение должностным лицом лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Кумовство (непотизм) – моральное и фактическое покровительство руководителя лицам, с которыми у него имеется близкое родство или свойство, при котором выдвижение и назначение на должности в ОВД, награждение и взыскания производятся и назначаются по признакам религиозной, кастовой, родовой принадлежности, а также личной преданности руководителю.

Коррупциогенный фактор – явление или совокупность явлений, порождающие коррупционные правонарушения или способствующие их распространению (ст. 2 Модельного закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике». Принят в г. Санкт-Петербурге 15 ноября 2003 г. Постановлением 22-15 на 22-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ).

Коррупционные факторы – положения документов (в том числе нормативно-правовых актов и актов применения права), которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их, возникающие ввиду ошибок юридической техники нормативно-правовых актов либо как результат умышленной противоправной деятельности.

Коррупционное проявление – действие, препятствующее осуществлению прав и свобод физических и юридических лиц, а также государственных органов, решение или действие должностного лица ОВД, вызванное наличием коррупционных факторов.

Коррупционная пораженность – совокупность качественных и количественных критериев оценки наличия фактов коррупционных правонарушений в ОВД.

Показатели коррупционной пораженности – абсолютные и относительные показатели, характеризующие объем, интенсивность, структуру, динамику и территориальное распределение коррупционных правонарушений и лиц, их совершивших (ст. 2 Модельного закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике». Принят в г. Санкт-Петербурге 15 ноября 2003 г. Постановлением 22-15 на 22-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ).

Реагирование на коррупционное правонарушение – комплекс мер, принимаемых руководителем ОВД по факту коррупционного правонарушения и состоящий в подаче рапорта об обнаружении признаков коррупционного преступления или коррупционного административного правонарушения, привлечение лица к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного дисциплинарного проступка, а также направленных на выявление и устранение причин и условий коррупционных правонарушений.

Утрата доверия – основание увольнения сотрудника ОВД в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; непредставления им сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; его участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом; осуществления им предпринимательской деятельности; вхождения его в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ; нарушения им, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (ст. 82.1 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Меры реализации антикоррупционной политики в ОВД – комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией путем предупреждения и пресечения коррупционных правонарушений, реализации ответственности за такие правонарушения, возмещения причиненного ими вреда, осуществления контроля над реализацией указанных мер.

Круг субъектов, для которых разработаны Методические рекомендации. Методические рекомендации разработаны для использования в ОВД. Предназначены для:

1) подразделений ОВД (территориальных (линейных) ОВД на различных уровнях), непосредственно задействованных в расследовании, раскрытии и предупреждении преступлений и административных правонарушений; организаций системы МВД России (образовательных, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных); окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России;

2) руководителей всех уровней органов (подразделений) внутренних дел; сотрудников ОВД, которые входят в круг субъектов коррупционного риска; сотрудников подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также сотрудников УРЛС и кадровых подразделений при организации работы с личным составом.

Цели и задачи Методических рекомендаций. Настоящие методические рекомендации разработаны для достижения следующих целей:

1. Формирование механизма выявления коррупционных правонарушений и мер оперативного реагирования.

В рамках данной цели необходимо решение следующих задач:

1) выявление и пресечение фактов конфликта интересов;

2) объективное и всестороннее изучение фактов совершения сотрудниками ОВД коррупционных правонарушений и привлечение их к юридической ответственности;

3) разработка мер эффективного реагирования (алгоритмы действий) по фактам коррупционных правонарушений в ОВД в целях изучения причин и условий их совершения.

2. Профилактика и предупреждение совершения коррупционных правонарушений сотрудниками ОВД.

В рамках данной цели необходимо решение следующих задач:

1) формирование принципов антикоррупционной политики ОВД на основе оптимальной реализации федерального законодательства о противодействии коррупции;

2) получение сведений о типичных механизмах коррупционной деятельности в связи со спецификой деятельности ОВД, их структурных подразделений и должностных лиц.

    1.  Основные принципы противодействия коррупции
      в органе внутренних дел




При создании системы мер противодействия коррупции в ОВД рекомендуется основываться на следующих ключевых принципах:

1. Принцип соответствия политики ОВД действующему законодательству и общепринятым нормам. Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к ОВД.

2. Принцип личного примера руководства. Ключевая роль руководства ОВД заключается в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутренней системы предупреждения и противодействия коррупции.

3. Принцип вовлеченности сотрудников ОВД. Информированность личного состава ОВД о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.

4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции. Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения ОВД, его руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, должны осуществляться с учетом коррупционных рисков, связанных с деятельностью ОВД.

5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур. Применение в ОВД таких антикоррупционных мероприятий, которые обеспечивают простоту реализации и направлены на достижение максимального результата при использовании минимального административного ресурса.

6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания. Неотвратимость наказания для сотрудников ОВД вне зависимости от занимаемой должности, стажа службы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением должностных обязанностей, а также персональная ответственность руководства ОВД за реализацию внутренней антикоррупционной политики.

7. Принцип открытости. Информирование общественности о результатах служебной деятельности. Взаимодействие с институтами гражданского общества, в том числе посредством привлечения членов ветеранских организаций по вопросам антикоррупционной политики.

8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга. Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля их исполнения.

    1.  Оценка коррупционных рисков




Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных аспектов деятельности ОВД, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения сотрудниками коррупционных правонарушений.

Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом антикоррупционной политики. Она позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности ОВД и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.

Оценку коррупционных рисков рекомендуется проводить как на стадии разработки антикоррупционной политики, так и в процессе ее реализации. При этом возможен следующий порядок проведения оценки коррупционных рисков:

  1. представить деятельность ОВД в виде отдельных направлений служебной деятельности, в каждом из которых выделить составные элементы (подпроцессы);

  2. выделить «критические точки» – для каждого направления служебной деятельности определить те элементы (подпроцессы), при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений.

Для каждого подпроцесса, реализация которого связана с коррупционным риском, составить описание возможных коррупционных правонарушений, включающее:

  1. характеристику выгоды или преимущества, которые могут быть получены сотрудником ОВД при совершении коррупционного правонарушения;

  2. должности в ОВД, которые являются «ключевыми» для совершения коррупционных правонарушений – участие каких должностных лиц необходимо, чтобы совершение коррупционного правонарушения стало возможным.

На основании проведенного анализа подготовить «карту коррупционных рисков ОВД» – сводное описание «критических точек» и возможных коррупционных правонарушений.

Разработка комплекса мер по устранению или минимизации коррупционных рисков рекомендуется для каждой «критической точки». В зависимости от специфики конкретного направления служебной деятельности он может включать в себя:

  1. детальную регламентацию способа и сроков совершения действий сотрудником в «критической точке»;

  2. перераспределение функций между структурными подразделениями внутри ОВД;

  3. введение или расширение форм внешнего взаимодействия ОВД с общественностью и другими субъектами, например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления такого взаимодействия;

  4. введение ограничений, затрудняющих осуществление коррупционных платежей и т.д.

    1.  Нормативно-правовое обеспечение противодействия коррупции


Систему нормативно-правовых актов по противодействию коррупции образуют федеральные законы РФ, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ, приказы МВД России (см. приложение к методическим рекомендациям).
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические рекомендации Иркутск iconМетодические рекомендации Иркутск, 2009
Гоу дпо «Иркутский государственный институт усовершенствования врачей Министерства здравоохранения и социального развития рф»

Методические рекомендации Иркутск iconМетодические рекомендации Иркутск, 2010
Л. С. Васильева – д-р биол наук, профессор, зав кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии гоу впо игму

Методические рекомендации Иркутск iconМетодические рекомендации Иркутск, 2010
Л. С. Васильева – д-р биол наук, профессор, зав кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии гоу впо игму

Методические рекомендации Иркутск iconМетодические рекомендации по прохождению преддипломной практики студентами...
М 23 Методические рекомендации по прохождению преддипломной практики студентами специальности 080115 Таможенное дело – Таможенное...

Методические рекомендации Иркутск iconМетодические рекомендации по выполнению мероприятий по предоставлению...
Методические рекомендации по выполнению мероприятий по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты

Методические рекомендации Иркутск iconМетодические рекомендации по организации комплексного интеграционного...
Порядок выявления людей с инвалидностью и членов их семей и документирования работы по комплексному сопровождению 7

Методические рекомендации Иркутск iconМетодические рекомендации по содействию самозанятости безработных...
...

Методические рекомендации Иркутск iconМетодические рекомендации для государственных (муниципальных) учреждений...
Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи государственным (муниципальным) учреждениям...

Методические рекомендации Иркутск iconМетодические рекомендации Бузулук, 2012
Методические рекомендации предназначены для преподавателей физики начального профессионального образования

Методические рекомендации Иркутск iconЭлектронное портфолио студента (методические рекомендации)
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей образовательных организаций спо

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск