Мы, многонациональный народ Республики Тыва


Скачать 13.43 Mb.
НазваниеМы, многонациональный народ Республики Тыва
страница1/75
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   75
ПРЕАМБУЛА
Мы, многонациональный народ Республики Тыва,

- выражая свои интересы и волю,

- опираясь на исторические традиции и нравственные принципы предков, передавших нам веру в добро и справедливость, учитывая, своеобразие Республики Тыва и ее правовой статус,

- признавая права и свободы человека высшей ценностью, придерживаясь общепризнанных принципов развития демократического общества,

- сознавая свою ответственность перед нынешним и будущими поколениями за политическое, социально-экономическое и культурное развитие Республики Тыва,

- стремясь обеспечить благополучие и процветание народов Республики Тыва,

- руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации,

принимаем настоящую Конституцию и провозглашаем ее Основным законом Республики Тыва.
Комментарий к преамбуле.

Конституция устанавливает пределы государственного регулирования во всех основных сферах развития общества, взаимоотношения государства с человеком и гражданином, она придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека. Таким образом, Конституция от латинского слова «constitutio» – «устанавливаю, учреждаю» – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и верховенством в правовой системе, принимаемый высшими представительными органами государственной власти либо народом (на референдуме).1

Конституция важна и необходима, прежде всего потому, что в ней закрепляются ее исходные принципы и назначения, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция Республики Тыва - это правовой акт высшей юридической силы, признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.

Развитие Республики Тыва на современном этапе происходит в русле Российской Федерации. Республика Тыва имеет свою конституцию, что закономерно, поскольку она имеет богатую историю развития конституционализма. Принято считать, что становление конституционного процесса в Тыве совпадает с возникновением тувинской национальной государственности. В этой связи условия становления тувинской государственности следует рассматривать и как условия зарождения конституционного процесса.

Со второй половины XIX века и, особенно, в период протектората, установленного Российской империей (с 1914 по 1917 гг.), формируются организационно-правовые и социально-экономические условия возникновения конституционного процесса в Туве. Обособляется Урянхайский край как определенная этническая территория, централизуются существующие национальные органы управления, широко применяются нормы российского законодательства наряду с нормами обычного права, передаются в ведение российских судов дела, возникающие между русскими и урянхайцами.

Установлено, что конституционный процесс в Туве носит исторический характер и предстает в виде нескольких этапов, отличающихся определенным общественным строем и соответствующими конституционно-правовыми институтами. Этапы сменяют друг друга вследствие проведения конституционных реформ. С 1921 по 1944 гг. Тувинская Народная Республика (ТНР) существует как самостоятельное национальное государство. Развитие конституционного процесса в Тувинской Народной Республики начинается с принятием Конституции Тувинской Народной Республики 1921 г., которая, отрицая феодальные общественные отношения, утверждает развитие капиталистического общественного строя на национальной основе. Конституция закрепляет равенство граждан перед законом, принцип выборности должностных лиц, отмену феодальных судов и телесных наказаний. «В международных отношениях республика выступает под покровитель­ством Советской России» (§1. Конституции). Вместе с тем Конституция Тувинской Народной Республики не устанавливает принципа разделения властей, предоставляет гражданам Республики только свободу вероисповедания. Функции правосудия возлагаются на выборные органы власти – Советы. В стране фактически сохраняется многоукладность экономики. На завершающем отрезке (1930-1944 гг.) в стране начинает доминировать государственная собственность. Организация государственных органов и территориальное устройство Республики все более тяготеет к советской модели государственности. Эти процессы закрепляются первоначально в несущностных конституционных изменениях путем принятия второй Конституции 1924 г., третьей Конституции 1926 г. и четвертой Конституции 1930 г. Тувинской Народной Республики.

Начало очередной конституционной реформе в стране кладет пятая Конституция Тувинской Народной Республики 1941 г. Она строится путем значительной рецепции норм Конституции РСФСР, декларирует «некапиталис­тический путь развития страны — к социализму» (статья 1 Конституции). Основные средства производства провозглашаются собственностью государства. Личная собственность допускается только на основе лич­ного труда, исключающего эксплуатацию чужого труда. Органы государственной власти строятся по советской модели. Установлено, что в 1944 г. с вступлением Тувы в состав РСФСР на правах автономной области завершается конституционная реформа. В Туве утверждается социалистический общественный строй.

С 1944 по 1991 гг. конституционный процесс в Туве идет в пределах советской автономии. Тувинская автономная область входит в состав РСФСР с 1944 по 1961 гг. «Положение об автономной области» Тувы принято не было. На территории Тувы действует непосредственно Конституция РСФСР. Советская автономия строится по национальному признаку, на базе Советов, социалистической собственности на орудия и средства производства. Тува, войдя в состав РСФСР, получает значительные стимулы для развития. Конституционный процесс идет в виде несущностных конституционных изменений и носит в основном прогрессивный характер: развиваются экономические, социальные и культурные отношения, совершенствуется тувинская государственность, укрепляется национальное самосознание. Это приводит к преобразованию Тувинской автономной области в Тувинскую автономную советскую социалистическую республику в 1961 г. Автономная республика по сравнению с областью характеризуется более значительным объёмом прав, наличием Конституции Тувинской АССР, высших органов государственной власти, законодательства, правительства, высших судебных органов. Конституция Тувинской АССР строится путем значительной имплементацией в ее текст положений Конституции РСФСР, развитие законодательства Тувы идет путем унификации с законодательством РСФСР. Указанная особенность конституционного процесса обусловлена сущностью советской автономии. Она заключается не столько в несуверенном ее характере, сколько в том, что социальные, экономические, культурные условия существования, а также безопасность советской автономии гарантируются нормами Конституции РСФСР, Конституции СССР, всей социально-экономической и военной мощью СССР. Тем не менее, конституционализм Тувы в условиях социализма носит в основном имитационный характер: отрицается равноправие всех форм собственности, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, разделение властей. Не реализуются в полной мере основные права и свободы человека и гражданина. В конституционном процессе Тувы на этапе советской автономии нарастают противоречия, которые создают объективные условия для проведения конституционной реформы. Развитие экономических отношений сдерживается господством социалистической собственности, централизованной плановой экономикой, бюджетным монизмом. Политические отношения тормозятся господством однопартийной политической системы в СССР. Одновременно с этим на территории Тувинской АССР развиваются общественные отношения, которые выходят за рамки советского социалистического общественного строя. Они, с одной стороны, как бы не замечаются официальными властями и потому не отражаются в конституционно-правовых институтах Республики, но, с дугой стороны, они создают условия для конституционной реформы в Тувинской АССР. Развивающиеся рыночные отношения приходят в противоречие с социалистическими конституционно-правовыми институтами. Эти противоречия невозможно разрешить в рамках социалистического общественного строя. Конституционная реформа в Республике начинается с распадом СССР, провозглашением суверенитета РСФСР, принятием «Декларации о государственном суверенитете советской республики Тува» (принята 12 декабря 1990 г.).

С 1993 г. Республика Тыва вступает на этап демократического правового государства в составе Российской Федерации. Народ Республики Тыва провел конституционную реформу в 1990-1993 гг., утвердив в новой Конституции 1993 г. современные принципы правового, демократического, социального, светского государства с рыночной экономикой. Однако конституционная реформа нашла свое дальнейшее продолжение. Народ Тувы принял 06 мая 2001 года на республиканском референдуме Конституцию Республики Тыва, в содержании которой были устранены большинство противоречий предыдущего переходного периода, которые не согласовывались с Федеральной Конституцией и Федеральными законами. Это повлияло на процесс обновления системы органов государственной власти республики и окончательно подтвердило свое добровольное вхождение в состав Российской Федерации. Это решение связывалось с тем, что народ, малый по численности и с ограниченными ресурсами, не может самостоятельно достигнуть полноценного развития во всех сферах жизни общества и обеспечить свою безопасность. Вместе с тем малый народ в составе современной федерации имеет юридические и материальные основания для всестороннего развития и движения к действительному конституционализму.

В настоящее время развитие Республики Тыва идет в направлении действительного конституционализма и гарантируется развитием Российской Федерации в целом. Конституционный процесс в Республике Тыва детерминирован как «снизу» реально развивающимися экономическими, социальными, политическими, культурными отношениями на территории Республики, так и «сверху» - первоначально Конституцией РСФСР (1992-1993 гг.), а затем и Конституцией Российской Федерации (с 1993 г.). Отмеченная детерминация отражает взаимную обусловленность развития конституционализма в Республике Тыва и Российской Федерации в целом.

С этим связаны имплементации в текст Конституции Республики Тыва положений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства. Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция Республики Тыва служит правовой базой для текущего республиканского законодательства.

Тексту глав Конституции Республики Тыва предшествует вводная часть, которая называется преамбулой (лат. Praeambulus- идущий впередипредшествующий). Преамбула - это самостоятельная часть закона, помогающая полнее и глубже понять социально-политическую и экономическую обстановку, в которой принимается закон, а также необходимость его издания2, определяет важнейшие позиции смысла Конституции Республики Тыва. Преамбула предопределяет содержание Конституции, ее доктрину, это своего рода краткий меморандум, включающий в себя также официальное заявление народа о принятии Конституции, с её базисными исходными положениями и принципами. Преамбула имеет для законодательной и исполнительной власти не только моральную, но и юридическую силу, а судами должна восприниматься в качестве основы, с помощью которой выверяется адекватность истолкования конституционных норм, содержащихся в разделах, главах и статьях Конституции.3

Комментируемая преамбула, декларирует, что Конституция Республики Тыва принята многонациональным народом Республики Тыва и провозглашена Основным Законом, подчеркивает в этом выражение своих интересов, волю, закрепляет демократические и гуманистические ценности. Самостоятельное принятие народом своей Конституции посредством референдума является существенной гарантией устойчивости нашего основополагающего закона и подтверждает, что единственным источником власти в Республике Тыва является ее многонациональный народ, который учреждает основы государственного и конституционного строя посредством принятия Конституции Республики Тыва.

Многонациональный народ республики, принимая настоящую Конституцию, опирается на исторические традиции, нравственные принципы предков передавших, нам веру в добро и справедливость, учитывая, своеобразие Республики Тыва и ее правовой статус.

Как было отмечено выше, наша республика имеет богатую историю конституционного процесса, параллельно с которой крепли исторические традиции государственности Тувы, умения жить и добиваться успехов в многонациональной семье. Всё это позволило коренному народу Тувы сохранить свою историческую территорию, язык, культуру, традиции, а также приложить усилия к сохранению культуры и традиций других национальностей, проживающих на территории республики. В нашей республике сильны исторически сложившиеся традиции верности народа своему родному краю и государству в целом. Тува пережила немало сложнейших испытаний от многочисленных врагов в различные исторические периоды. В прошлом имели место нарушения прав и свобод человека, также нарушение принципов демократии. Вместе с Советским Союзом и впоследствии в ее составе, в годы Великой Отечественной войны,

Тува героически отстаивала свое право на существование от фашисткой угрозы полного уничтожения, отправляя на фронт своих воинов, снабжая фронт материальными средствами. Преамбула утверждает великую нравственную мысль предков о несокрушимой вере в победу добра и справедливости. Мудрая государственная политика наших предков отражена в содержании Конституции Республики Тыва, где учитывается своеобразие республики и ее правовой статус, который также определяется Конституцией Российской Федерации.

На современном этапе общество и государство республики Тыва развиваются в соответствие с основами конституционного строя. В стране признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, действуют принципы верховенства права и демократии, источником власти в Тыве является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Многонациональный народ Республики Тыва является частью всего народа Российской Федерации. Таким образом, в республике признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой ее конституционного строя, которая составляет основу правовой защиты личности, оказывает определяющее влияние на всю деятельность Республики Тыва в условиях демократического режима. Органы государственной власти республики не вправе в своей деятельности выходить за установленные правовые границы взаимоотношений с человеком. Республика Тыва, как и Российская Федерация в целом, принимает на себя обязанность устанавливать гарантии реализации прав и свобод граждан с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. Следует отметить, что формирование правового государства и уважение провозглашенных в Конституции прав человека является очень трудной задачей на пути конституционализма. Как справедливо отмечает крупнейший специалист в области конституционного права С.А. Авакьян, конституционализм - это не только конституционное мировоззрение, цели и ценности. Это «неотъемлемая часть нашего экономического, политического, идеологического бытия, каждодневно выражаемая в сложных социальных процессах».4 Но в тоже время именно указанным политическим, идеологическим и экономическим бытием определяется то, сколь длительное время будет сохраняться некоторый разрыв между конституционной нормой и реальностью и будет ли он возрастать. Решение данной задачи для общества Республики Тыва и России возможно в результате консолидированных усилий всего общества, поскольку осознание ответственности перед нынешним и будущим поколениями за политическое, социально-экономическое и культурное развитие Республики Тыва является главным катализатором для обеспечения благополучия и процветания народов нашей республики.

Основной целью конституционного регулирования общественных отношений в республике является обеспечение благополучия и процветания населения Тувы. Утверждению прав и свобод человека и гражданина посвящены целиком II глава Конституции Республики Тыва, ряд положений в других главах – статьи 2, 3, 58, 59, 97, 133 и другие. Конституция Республики Тыва придерживается конституционных стандартов, принятых в мировом сообществе, подтверждает незыблемость демократических основ Республики Тыва.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   75

Похожие:

Мы, многонациональный народ Республики Тыва iconПравительство Республики Тыва Министерство образования и науки Республики...
Президента Российской Федерации, Главы Республики Тыва, постановлений, распоряжений Правительства Республики Тыва за 9 месяцев 2015...

Мы, многонациональный народ Республики Тыва iconРешение хурала представителей Тоджинского кожууна об утверждении...
Республики Тыва отдельными государственными полномочиями по созданию, организации и обеспечению деятельности административных комиссий...

Мы, многонациональный народ Республики Тыва iconРеспублики тыва
...

Мы, многонациональный народ Республики Тыва iconРеспублики тыва
В соответствии с федеральным законом от 27 июля 2010 г. №210-фз «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»...

Мы, многонациональный народ Республики Тыва iconРеспублики тыва
Зп вх рт от 23. 11. 2005 г и в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №210-фз «Об организации предоставления государственных...

Мы, многонациональный народ Республики Тыва iconРеспублики тыва
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №210-фз «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»...

Мы, многонациональный народ Республики Тыва iconГосударственный комитет по охране объектов животного мира и водных...
Тивного регламента предоставления Государственным комитетом по охране объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики...

Мы, многонациональный народ Республики Тыва iconАпелляционное определение
Республике Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 января 2014 года

Мы, многонациональный народ Республики Тыва iconОб утверждении Территориальной программы государственных гарантий...
В целях обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в Республике Тыва Правительство Республики...

Мы, многонациональный народ Республики Тыва iconОб утверждении Территориальной программы государственных гарантий...
В целях обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в Республике Тыва Правительство Республики...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск