Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса, получающих квалификацию (степень) «бакалавр»


НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов 1 курса, получающих квалификацию (степень) «бакалавр»
страница1/6
ТипУчебно-методическое пособие
filling-form.ru > бланк заявлений > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение


высшего образования

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА

Факультет управления

Кафедра управления



Белокопытова Н.Г., Вражкина Н.Е., Куликова Е.В.

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ:

ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ И ЗАЩИТЫ
учебно-методическое пособие

для студентов 1 курса, получающих квалификацию (степень) «бакалавр» по направлению 38.03.02 «Менеджмент»

Ульяновск, 2016

ББК 65.291.21я73

УДК 005(075.8)

Рецензент:

Кандидат экономических наук, доцент Ульяновского государственного университета Рожкова Екатерина Владимировна

Б43 Белокопытова Н.Г., Вражкина Н.Е., Куликова Е.В.

Учебная практика студентов в организации: особенности прохождения и защиты. Учебно-методическое пособие для студентов первого курса, получающих квалификацию (степень) «бакалавр» по направлению 38.03.02 «Менеджмент» /Белокопытова Н.Г., Вражкина Н.Е., Куликова Е.В. – Ульяновск: УлГУ, 2016. - 38с.
Учебно-методическое пособие определяет для студентов порядок и правила прохождения практики; круг проблем и вопросов для изучения; формы отчетных документов и правила их заполнения.

Данное пособие предназначено для студентов второго курса факультета управления УлГУ, получающих квалификацию (степень) «бакалавр» по направлению 38.03.02 «Менеджмент».

Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании кафедры управления ИЭиБ, прот. №__ от ____________2016 г.
Учебно-методическое пособие рекомендовано к изданию Методической комиссией факультета управления ИЭиБ УлГУ, прот. №___ от ___________ 2016 г.


ББК 65.291.21я73

УДК 005(075.8)

© Белокопытова Н.Г.

© Вражкина Н.Е.

© Куликова Е.В.

© УлГУ, 2016

СОДЕРАЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………….

4

2. НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ ПРОЦЕДУРУ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ…………………………………….


5

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ…………………………………

6

4.МЕСТО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА…………………………………………………..


7


5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ………………………………………………………



8


6. ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИКУ И НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ……………………


9

6.1. Подготовка к проведению практики ……………………….

9

6.2. Оперативные мероприятия по организации практики…….

10

6.3. Проведение практики………………………………………..

11

7. ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ………………………………………………………….


12

8. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ……………………….

14

9. ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ………………………...

16

10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………

21

Приложение 1. Образец письма от фирмы о согласии на прохождение студентом УлГУ учебной практики ………………………………………..


23

Приложение 2. Образец заявления от студента о переносе сроков прохождения учебной практики по уважительной причине……………


24

Приложение 3. Образец заполнения «Титульного листа» в «Дневнике учебной, производственной или исследовательской практики студентов» …………………………………………………………………..



25

Приложение 4. Образец заполнения страницы «Предписание на практику» в «Дневнике учебной, производственной или исследовательской практики студентов»…………………………………..



26

Приложение 5. Образец заполнения «Календарного плана прохождения учебной практики» в «Дневнике учебной, производственной или исследовательской практики студентов»…………………………………..



27

Приложение 6. Образец ведения «Рабочих записей» в «Дневнике учебной, производственной или исследовательской практики студентов»…………………………………………………………………….



29

Приложение 7. Образец заполнения страницы «Замечания руководителя по ходу практики» в «Дневнике учебной, производственной или исследовательской практики студентов»………..



31

Приложение 8. Образец заполнения страницы «Отзыв руководителя от предприятия о практике студента» в «Дневнике учебной, производственной или исследовательской практики студентов»………..



32

Приложение 9. Образец титульного листа «Отчета о прохождении учебной практики»…………………………………………………………...


33

Приложение 10. Выдержки из «Инструкции по охране труда для студентов, направленных на практику» (ИОТ-316-05)……………………


34

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В современных условиях хозяйствования конкурентоспособность компании во многом обусловливается знаниями, компетенциями и навыками административно-управленческого персонала фирмы в сфере эффективного управления предприятием. В этой связи особое значение при подготовке студентов, получающих квалификацию (степень) «бакалавр» по направлению «Менеджмент», приобретает возможность практического изучения последними деятельности различных организаций на местном или региональном рынках с целью получения дополнительных знаний и навыков по принятию и реализации эффективных управленческих решений и построению оптимальной системы внутрифирменного менеджмента.

Решению данной задачи способствует прохождение студентами учебной практики, позволяющей не только развить навыки ведения бизнеса в изменчивой конкурентной среде, но и углубить полученные знания по экономической теории, менеджменту, маркетингу, стратегическому менеджменту и другим научным направлениям за счет их практической апробации на примере деятельности конкретных фирм и компаний.

В соответствии с Учебным планом и Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным Приказом №544 Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 года, студенты 1 курса дневного отделения факультета управления УлГУ, получающие квалификацию (степень) «бакалавр» по направлению «Менеджмент», проходят учебную практику в конце 4 семестра в течение двух недель. Общая трудоемкость учебной практики составляет 108 академических часов.

2. НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ ПРОЦЕДУРУ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Методическое пособие по учебной практики составлено в соответствии с:

  1. Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. от 18.07.2011 г.).

  2. Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 18.07.2011 г.).

  3. Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012); Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации»;

  4. Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 544 от 20.05.2010 г.).

  5. Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1154).

  6. Положением о практике студентов, получающих высшее профессиональное образование (с дополнениями и изменениями) в ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет» (Университет).

  7. Учебным планом направления «38.03.02 Менеджмент»».

  8. Инструкции по охране труда для студентов, направляемых на практику (ИОТ-306-05).

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Практика проводится в соответствии с целями практического приложения и закрепления приобретенных студентами в процессе обучения теоретических знаний и преобразования этих знаний в умения и навыки профессиональной деятельности. Для реализации этих целей студенты должны проявлять самостоятельность, инициативу, настойчивость и в то же время высокий уровень творческого и креативного подхода, нарабатывать навыки коммуникативного общения в коллективе.
Задачи учебной практики:

  1. Расширить и закрепить теоретические знания, полученные студентами в процессе обучения, на основе знакомства с опытом работы конкретной организации;

  2. Овладеть методами исследовательской и аналитической работы для изучения многообразия управленческих процессов в организации и определения их соответствия полученным теоретическим знаниям;

  3. Систематизировать представление о структуре и тенденциях развития организации;

  4. Ознакомиться с возможными решениями практических задач, требующих применения профессиональных знаний и умений;

  5. Развить культуру делового общения как важнейшего условия успешного решения задач будущей профессиональной деятельности менеджера.

4. МЕСТО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
Учебная практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Учебная и производственная практики» ФГОС 3+ по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент».

Учебная практика бакалавра в соответствии с ООП базируется на основе полученных ранее знаний обучающихся по таким предметам как «Институциональная экономика», «Информационные технологии в менеджменте», «Введение в менеджмент», «Социологические исследования в менеджменте», «Статистика», «Психология управления», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Методы финансовых и коммерческих расчетов».

Содержание учебной практики логически и содержательно-методически тесно взаимосвязано с вышеуказанными дисциплинами, поскольку главной целью учебной практики является, в первую очередь, закрепление и углубление теоретических знаний и практических умений, полученных студентами при изучении этих дисциплин.

Таким образом, для прохождения учебной практики на 1 курсе студент должен:

ЗНАТЬ:

-принципы развития и закономерности функционирования организации;

- роли, функции и задачи менеджера в современной организации.

УМЕТЬ:

- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию.

ВЛАДЕТЬ:

- методами реализации основных управленческих функций.

Знания, умения и практические навыки, полученные в ходе учебной практики, необходимы также для успешного освоения дисциплин, которые будут изучаться после ее прохождения (в третьем, четвертом семестрах).

5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ.

Прохождение учебной практики направлено на формирование и развитие следующих общекультурных компетенций студента:

ОК-5

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

ОК-6

способностью к самоорганизации и самообразованию

ОПК-1

владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности

Также учебная практика позволяет сформировать и развить следующие профессиональные компетенции студента:

ПК-10

владением навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления

ПК-17

способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели

6. ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИКУ И НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ

6.1. Подготовка к проведению практики

1. Ульяновский государственный университет, в лице Учебно-методического управления и деканата факультета управления, обеспечивает студентов местами прохождения учебной практики, заключая договоры с организациями на ее проведение.

Заместитель декана факультета управления распределяет студентов по местам прохождения практики. А заведующий кафедрой управления назначает научных руководителей практики из числа преподавателей кафедры согласно утвержденной учебной нагрузке ППС.

Кафедра управления обеспечивает студентов учебно-методической документацией (рабочие программы, календарные планы, памятки), выдает им индивидуальные задания по учебной практике.

2. Студенты имеют право пройти практику по месту работы или найти место прохождения практики самостоятельно. Данное место практики должно быть согласовано с заместителем декана факультета управления. Студент должен представить в деканат подтверждающий документ от организации, готовой принять его на практику. Пример подобного документа («гарантийного письма от организации») приведен в приложении 1.

3. Студент имеет право просить деканат о переносе сроков прохождения практики при наличии уважительных причин (состояние здоровья, семейные обстоятельства и т.п.) на основании своевременного представления в деканат соответствующих документов. Образец подобного заявления приведен в приложении 2.
6.2. Оперативные мероприятия по организации практики

1. Заместитель декана факультета управления проводит организационное собрание студентов перед отбытием их на практику.

2. Заместитель декана обеспечивает выполнение мероприятий по подготовке студентов к выезду на практику: проведение вводного инструктажа по охране труда. Выдержки основных положений инструкции по охране труда для студентов, направленных на практику приведены в приложении 10.

3. Деканат оформляет допуски на режимные предприятия, через групповых руководителей практики подготавливает пропуска, обеспечивает своевременную отправку студентов на места практики в соответствии с приказом.

4. В организациях на основании приказа общее руководство практикой возлагается на одного из руководящих работников.
Научный руководитель практики студента от кафедры управления перед отправкой студента на практику должен:

  • проконтролировать, что студент прошел в деканате факультета управления инструктаж по охране труда в соответствии с «Инструкцией по охране труда для студентов, направляемых на практику» (см. Приложение 10) и получил в деканате оформленный в соответствии с требованиями «дневник по практике»;

  • проинформировать студента о дате начала и окончания практики, графике встреч с научным руководителем для оперативной отчетности о ее прохождении и для защиты;

  • ознакомить студента с программой учебной практики;

  • дать студенту рекомендации по заполнению «дневника по практике»;

  • ознакомить студента с требованиями по составлению «отчета об учебной практике»;

  • в случае, если в одну организацию на практику направляется группа студентов, то назначить старшего группы из числа студентов для оперативной обратной связи со студентами во время практики;

  • дать индивидуальное задание студенту на время прохождения практики путем занесения соответствующей записи в «дневнике по практике»;

  • составить совместно со студентом календарный план прохождения практики. Образец календарного плана представлен в приложении 5.


6.3. Проведение практики
Научный руководитель практики от кафедры управления:

  • оказывает студентам помощь в выполнении программы практики;

  • периодически информирует кафедру, деканат о ходе практики, немедленно сообщает заведующему кафедрой, в деканат и отдел охраны труда университета обо всех случаях травматизма или грубого нарушения трудовой дисциплины, этики поведения студентами.



Функции руководителя практики от организации:

  • знакомить студентов с организацией работы на конкретном рабочем месте, с управлением технологическими процессами, оборудованием, техническими средствами и их эксплуатацией, экономикой производства, охраной труда и окружающей среды;

  • составить совместно со студентами календарный план прохождения практики и контролировать его прохождение;

  • организовать работу студентов в соответствии с программой и графиком работ;

  • осуществлять контроль за работой практикантов, помогать им правильно выполнять задания, знакомить с особенностями деятельности, консультировать по производственным вопросам;

  • проверять заполнение форм отчетности, других необходимых материалов;

  • контролировать трудовую дисциплину студента и соблюдение им правил внутреннего трудового распорядка;

  • дать письменный отзыв о выполнении студентом программы учебной практики путем заполнения соответствующей страницы «дневника по практике» с выставление рекомендуемой оценки за учебную практику;

  • проверять отчеты по практике закрепленных за ним студентов, оценивать, подписывать и закреплять свою подпись печатью предприятия.


На заключительном этапе проведения практики научный руководитель практики от кафедры управления:

  • проверяет, подписывает «дневники по практике» и «отчеты» студентов;

  • при необходимости назначает официальную защиту материалов практики, представленных в «отчете» и «дневнике по практике». При этом форма защиты практики определяется научным руководителем самостоятельно по его усмотрению;

  • оценивает результаты прохождения практики путем выставления оценки в «дневнике по практике», на титульном листе «отчета», в зачётной книжке студента и в ведомости по учебной практике студента.


7. ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ

С момента зачисления студентов в качестве практикантов в сторонние организации на них распространяется трудовое законодательство, правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном порядке.

В период прохождения практики каждый студент обязан вести «дневник по практике», в котором фиксируется ежедневно выполняемая им работа (см. Приложения 3-8).
В период подготовки к практике студент обязан:

  • присутствовать на организационном собрании по практике, проводимом заместителем декана факультета управления;

  • получить документацию для прохождения практики (программу практики и «дневник по практике», направление на практику);

  • ознакомиться с программой практики;

  • получить индивидуальное задание у научного руководителя от кафедры управления УлГУ;

  • согласовать с научным руководителем практики календарный план работы, вписав его в дневник. Образец календарного плана представлен в приложении 5.


В период прохождения практики студент обязан:

  • своевременно в установленный срок явиться в назначенную для прохождения практики организацию;

  • соблюдать сроки прохождения практики;

  • полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;

  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие в организации, являющейся местом прохождения практики;

  • строго выполнять требования охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, сохранности коммерческой тайны в организации;

  • четко и своевременно выполнять конкретные задания, поручения и указания научного руководителя практики от университета и руководителя практики от организации;

  • своевременно информировать руководителя практики обо всех производственно-организационных трудностях прохождения практики и сбора необходимой информации для написания отчета;

  • вести «дневник по практике» по установленной форме, в который необходимо записывать соответствующие сведения, относящиеся к отчету о практике. Примеры заполнения разделов дневника представлены в приложениях 3-8;

  • составлять по окончании практики письменный «отчет», объем и порядок составления которого определяется содержанием программы практики и устанавливается научным руководителем от кафедры управления.


После окончания практики студент обязан:

  • заполнить по установленной форме «дневник по практике» и сдать его на проверку научному руководителю от кафедры управления, предварительно получив отзыв от руководителя по практике от организации (см. Приложения 3-8);

  • подготовить отчет по практике в соответствии с требованиями программы практики и представить его на проверку научному руководителю;

  • в случае назначения научным руководителем процедуры официальной защиты результатов практики, своевременно подготовиться к ее прохождению.


Студенты в период практики должны научиться:

  • обрабатывать и анализировать собранную информацию о деятельности организации, являющейся местом прохождения практики;

  • применять полученные в университете знания в решении практических задач;

  • формулировать практические задачи в виде, доступном для решения формальными методами;

  • хорошо представлять организационную структуру управления предприятия и характеризовать особенности организационной культуры изученной фирмы, стиля принятия управленческих решений, особенностей коммуникационных процессов и внутрифирменного менеджмента;

  • понимать финансово-хозяйственную отчетность, оценивать финансовое положение предприятия;

  • оценивать соответствие деятельности производственно-коммерческой организации нормативно - правовой базе;

  • документально оформлять результаты изучения и анализа деятельности организации;

  • готовить индивидуальные и коллективные решения, оптимизировать их с учетом экономических последствий и требований деловой этики;

  • оформлять необходимую документацию;

  • эффективно использовать автоматизированное рабочее место и новые информационные технологии;

  • на высоком уровне осуществлять деловое общение при прохождении практики;

  • и пр.

8. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

В период прохождения учебной практики студент должен ознакомиться с системой внутрифирменного менеджмента организации в разрезе знаний по дисциплинам, изученным за предыдущий год обучения в Ульяновском государственном университете.

Аспекты ознакомления студента с деятельностью организации должны быть разнообразны в зависимости от структурного подразделения, где студент проходит практику, а также доступности информации по вопросам, не связанным напрямую с деятельностью данного структурного подразделения.

Ознакомление студента с деятельностью организации может осуществляться по ниже представленным направлениям.
Общая характеристика деятельности организации: полное и краткое наименование организации; особенности ее географического положения (юридический и фактический адрес, транспортная доступность, др.); организационно-правовая форма хозяйствования (ООО, ЗАО, ОАО, МУП и т.д.) и ее характеристики, дата основания организации, история ее развития; виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг; особенности технологического процесса производства товаров.

Система внутрифирменного менеджмента организации и ее основные элементы: цели, задачи, методы управления; функции менеджмента; информация в системе управления; способы оптимизации, автоматизации и совершенствования системы внутрифирменного менеджмента организации; система коммуникаций и пр.

Организация деятельности: схема организационной структуры управления предприятием; ее описание и анализ; тенденциям изменения внешних и внутренних факторов деятельности; особенности делегирования полномочий и ответственности в организации.

Управление человеческими ресурсами: состав, численность персонала; особенности мотивации труда; особенности социально-психологического климата в организации; характеристика командообразующих мероприятий и кадровых технологий (найм, адаптация, ротация, обучение и развитие, оценка персонала).

Совместно с научным руководителем студент может определить и иные объекты для изучения деятельности организации, соответствующие задачам прохождения практики и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по подготовке бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент».

9. ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ

По окончании учебной практики студенты должны представить на кафедру отчет о ее прохождении. Рукопись отчета представляется на кафедру управления в одном экземпляре для его проверки научным руководителем.

Цель отчета - определение степени полноты изучения студентом деятельности организации в соответствии с программой практики. Отчет должен показать умение студента собирать, анализировать, обобщать, систематизировать информацию о деятельности организации по выбранным направлениям исследования. В отчете должны быть отражены итоги деятельности студента во время прохождения практики, анализ и в необходимых случаях соответствующие расчеты по объектам изучения с выводами, предложениями и рекомендациями по совершенствованию.
Целесообразно в «отчете» отразить следующую информацию:

  1. Общая характеристика организации, в которой студент проходил практику, описание конкретного структурного подразделения и его основных функций.

  2. Основные направления деятельности организации, с которыми студент ознакомился в период практики.

  3. Выполняемые студентом обязанности в период практики, описание проделанной работы и полученных результатов.

  4. Направления и результаты исследовательской работы студента в период прохождения практики (проводимые исследования, расчеты, анализ, сделанные выводы).

  5. Предложения студента по улучшению работы организации, в которой студент проходил практику.


Структура «отчета» утверждается у научного руководителя и может включать в себя следующие основные элементы:

1) титульный лист (см. Приложение 9);

2) оглавление;

3) введение – в разделе дается краткая характеристика объекта исследования (организации, в которой студент проходил практику), определяются цели и задачи исследовательской деятельности студента в период прохождения учебной практики.

4) основная часть - в разделе дается изложение проделанной студентом работы в ходе практики, изученных вопросов, проведенных исследований и полученных им результатов. Содержание основной части отчета должно соответствовать утвержденному календарному плану практики студента и программе практике, утвержденной научным руководителем.

5) заключение – в разделе излагаются основные выводы о полученном практическом опыте, а также критические замечания по деятельности организации, предлагаются рекомендации по улучшению работы организации, где проходила практика.

6) список используемой литературы, который приводится в случае, если студентом была использована информация о деятельности организации из внутрифирменных локальных документов и внешних источников (отраслевых журналов и сборников, корпоративных сайтов и др.). При этом список используемой литературы оформляется в соответствии с «методическими рекомендациями по оформлению письменных работ студентов»;

7) приложения – это могут быть различные документы, раскрывающие специфику деятельности организации, ее организационную структуру управления, финансовое положение. Например, в качестве приложений могут выступать:

  • ксерокопии внутрифирменных документов организации и подразделения, где студент проходил практику,

  • ксерокопии или выдержки из документов по финансово-хозяйственной отчетности фирмы,

  • статистическая информация об организации, ее контрагентах,

  • аналитические разработки в области стратегического планирования, разработка модели эффективного управления отделов фирмы или предприятия в целом, в которых студент принимал участие с отражением его роли в них,

  • таблицы, графики, методики и т.д.,

  • другие документы и информация, которую студент считает нужным отразить.

При этом важным условием представления студентом ксерокопий каких-либо внутрифирменных локальных документов в «отчете о практике» является их строгое соответствие тематическим направлениям программы практики, а также выполнение студеном требований правил соблюдения коммерческой тайны организации, являющейся местом прохождения практики студента.

Требования к рукописи «отчета по практике»

♦ Объем отчета о прохождении практики должен составлять не менее 10 машинописных страниц (без приложений). Текст отчета должен быть напечатан на одной стороне белого листа формата А4 (210 х 297 мм). Тип шрифта - Times New Roman. Начертание шрифта – обычный, размер шрифта – 14. Межбуквенный интервал – обычный. Параметры страницы: верхнее и нижнее поля – по 2 см соответственно, левое – 3 см, правое – 1 см. Межстрочный интервал – полуторный. Текст выравнивается по ширине странице.

Весь текст отчета, в том числе заголовки и подзаголовки, целесообразно печатать строчными буквами. Прописными печатаются заглавные буквы и аббревиатура.

Заголовки отделяются от текста сверху и снизу пробелом с отступов 1,5 см. Переносы в заголовках не допускаются. Заголовки размещаются посередине страницы, печатаются жирным шрифтом.

Имеющиеся по тексту сноски на источники литературы могут располагаться в нижней части страницы либо прямо в тексте (при этом они заключаются в круглые или квадратные скобки). Оформляются сноски в соответствии с «методическими рекомендациями по оформлению письменных работ студентов».

В рукописи показывают все необходимые, по мнению практиканта, выделения слов и частей текста. При этом четко обозначается соподчиненность заголовков и подзаголовков.

Все страницы отчета нумеруются арабскими цифрами по порядку от титульного листа до последнего без пропусков и повторений. Номер страницы ставится в верхнем правом углу страницы. Номер страницы на титульном листе не ставится. Для нумерации страниц используется тот же шрифт Times New Roman, размер шрифта – 10, начертание шрифта – обычный.

♦ Опечатки, описки и другие неточности, обнаруженные в процессе выполнения работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием штрихом и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным способом или черной тушью (шариковой ручкой) рукописным способом. Повреждения листов, помарки и следы неполного удаления прежнего текста не допускаются.

♦ В тексте работы могут быть приведены перечисления. Перечисления могут быть нумерованными и маркированными. При нумерованном перечислении перед каждой позицией перечисления следует ставить арабскую цифру, после которой ставится скобка или точка, например « 1) …», или « 1. …». Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать дефисы. При маркированном перечислении используют следующие значки: « – …», « ● …», « ■ …», « ► …», « ♦ …». Каждое перечисление записывают с абзацного отступа.

♦ Числовые значения величин в тексте должны указываться с необходимой степенью точности, при этом обязательно в ряду величин выравнивание числа знаков после запятой. Использование числовых значений с количеством значимых цифр более трех возможно, когда четвертый и более значимый знак имеет важное значение.

♦ Формулы, приведенные в работе, должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Формулу обозначают – «(1)». Расшифровка символов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Значения каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него. Переносить формулу на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций. При этом применяемый знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «х».

♦ В отчете можно использовать иллюстрации. Содержание иллюстраций должно быть понятно читателю без обращения к тексту работы. Иллюстрации (рисунки, графики, схемы, диаграммы) нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией отдельно по каждому виду иллюстраций. На весь приведенный иллюстративный материал должны быть ссылки в тексте работы. При ссылках на иллюстрации следует писать «...в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «...в соответствии с графиком 1.2» при нумерации в пределах главы дипломного проекта.

Наименование рисунков, графиков, схем помещают после пояснительных данных и формулируют, например, следующим образом: «Рис. 1. Денежно-кредитный механизм», «График 2. Сумма финансирования, полученного государственным унитарным предприятием «Восход» в 20 __ году». В конце наименования иллюстрации точку не ставят. Наименование рисунка располагается с красной строки по левому краю текста. Наименование графиков и схем посередине строки.

♦ Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицы применяют для характеристики точных данных, лучшей наглядности и удобства сравнения показателей, а также сопоставимости информации, полученной из разных источников. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название таблицы следует помещать посередине страницы непосредственно над таблицей. На предыдущей строке до названия таблицы указывается ее номер. Номер ставится после слово «таблица» справа над названием таблицы. Слово «таблица» пишется с большой буквы. Точка после слова «таблица» и ее номера не ставится.

При оформлении таблиц заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки - со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препинания не ставят. Заголовки указывают в единственном числе.

Таблицы сверху, слева, справа и снизу, как правило, ограничиваются линиями. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Шапка таблицы должна быть обязательно отделена линией от остальной части таблицы. Если цифровые данные не приводятся, то в соответствующей графе таблицы ставится прочерк. Заголовки граф записывают, как правило, параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. На все таблицы должны быть ссылки в тексте отчета. Таблица, в зависимости от ее размера, помещается под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице. Если таблица содержит данных значительно больше, чем читатель может охватить одним взглядом, то такую таблицу следует помещать в приложении. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа.

♦ Список использованной литературы должен содержать сведения об источниках, используемых при написании отчета, причем в списке можно показывать всю использованную или только цитированную, это решает практикант. Литература в списке должна быть приведена по правилам библиографического описания в том объеме, который необходим для поиска и идентификации произведения.

♦ В приложениях, как правило, помещают материалы, которые дополняют и иллюстрируют основной текст отчета: копии документов, справочные таблицы, протоколы проведенных экспериментов, инструкции, методики, описания алгоритмов и программ, иллюстрации вспомогательного характера и так далее. Приложения оформляются как продолжение отчета на его последующих страницах, располагаясь в порядке появления на них ссылок в тексте отчета. Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Приложения должны быть пронумерованы арабскими цифрами. После слова «Приложение» следует цифра, обозначающая его номер. Приложение должно иметь заголовок, который записывают посередине страницы с прописной буквы отдельной строкой непосредственно над текстом приложения без точки в конце названия. В текстовой части отчета по практике должны быть ссылки на соответствующие приложения.

♦ Рукопись отчета должна быть сброшюрована. Материал отчета следует излагать доступным для широкого круга читателей языком, избегая излишнего наукообразия. Кроме того, содержание иностранных слов и малоизвестных научных терминов, избежать которых не представляется возможным, необходимо раскрывать путем использования подстрочных ссылок, либо рекомендуется включить в структуру отчета словарь (глоссарий) терминов и понятий, если таковых достаточно много.

В заключение следует отметить, что небрежно оформленные отчеты подлежат возврату практиканту на доработку и устранение замечаний.

10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Учебная практика оценивается научным руководителем с выставлением оценки «зачтено».

Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из Ульяновского государственного как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом вуза.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, может быть направлен на повторную защиту результатов практики или даже на повторное прохождение практики в период студенческих каникул по согласованию с деканатом и соответствующей организацией.

Приложение 1

Образец письма от сторонней организации о согласии на прохождение студентом кафедры управления УлГУ учебной практики

Декану факультета управления

Института Экономики и Бизнеса УлГУ

С.В. Лапочкиной

Открытое акционерное общество «Дельфи» согласно принять студента группы М-О-11/1 факультета управления УлГУ Сидоренко Александра Сергеевича для прохождения учебной практики в период с «10» июля 2013 года по «24» июля 2013 года в планово-экономический отдел.

Руководителем практики от предприятия назначен начальник ПЭО Куприянова Мария Степановна.

ОАО «Дельфи» обязуется обеспечить практиканта на время прохождения практики рабочим местом, соответствующим санитарно-гигиеническим нормам и правилам техники безопасности.

Начальник службы

персонала ОАО «Дельфи» Новикова /Новикова Т.П./

25.03.2013г.


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса, получающих квалификацию (степень) «бакалавр» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине Предпринимательское право
Учебно-методическое пособие предназначено для изучения студентами юридического факультета учебной дисциплины «Предпринимательское...

Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса, получающих квалификацию (степень) «бакалавр» iconКубанский государственный
Костенко Р. В., Ильницкая Л. И. Уголовный процесс: Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета 030900. 62 «Юриспруденция»,...

Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса, получающих квалификацию (степень) «бакалавр» iconУчебно-методическое пособие предназначено для студентов 4-го курса...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 4-го курса специальностей «Сестринское дело» и«Лабораторная диагностика»...

Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса, получающих квалификацию (степень) «бакалавр» iconКубанский государственный
Костенко Р. В., Ильницкая Л. И. Уголовный процесс: Учебно-методическое пособие для студентов факультета заочного обучения 030900....

Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса, получающих квалификацию (степень) «бакалавр» iconУчебно-методическое пособие (для студентов 3 курса, 6 семестр) астрахань 2016
А. З. Исамулаева, Д. А. Кунин, А. В спицына, А. И. Исамулаева «Помощник врача-стоматолога (гигиениста)». Учебно-методическое пособие...

Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса, получающих квалификацию (степень) «бакалавр» iconУчебно-методическое пособие для студентов юридического факультета 030900. 68 «Юриспруденция»
Громов В. П. Прокурорский надзор за исполнением наказания в исправительных учреждениях: Учебно-методическое пособие для студентов...

Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса, получающих квалификацию (степень) «бакалавр» iconУчебно-методическое пособие Йошкар-Ола, 2009 ббк п 6 удк 636
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов II курса заочной формы обучения специальности 110401. 65 Зоотехния. Включает...

Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса, получающих квалификацию (степень) «бакалавр» iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», и содержит материалы по всем...

Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса, получающих квалификацию (степень) «бакалавр» iconМетодическое пособие для самостоятельной работы студентов 2 курса...
Методическое пособие предназначено для организации эффективной самостоятельной внеаудиторной работы студентов второго курса, получающих...

Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса, получающих квалификацию (степень) «бакалавр» iconМетодические рекомендации по изучению курса «Актуальные проблемы...
Костенко Р. В., Зубенко Е. И. Актуальные проблемы уголовного процессуального права: Учебно-методическое пособие для студентов юридического...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск