Выступление технического инспектора труда


Скачать 160.48 Kb.
НазваниеВыступление технического инспектора труда
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы

Выступление технического инспектора труда

ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ

по Ставропольскому краю А.В. Гриневича

Уважаемые коллеги!


Как в старые добрые времена, когда ни одно выступление не было убедительным без ссылки на высказывания государственных лидеров, начну с цитаты из выступления В.В. Путина на VII съезде Федерации Независимых профсоюзов России 12- 14 января 2011 г.

«Важнейший вопрос для нас – это безопасность труда. Желание увеличить выработку за счет пренебрежения техникой безопасности неизбежно ведет к трагедиям …

Необходима и полная ясность в процедуре признания рабочего места вредным, а на таких производствах у нас занято более 27 % работников. Я знаю, что сотрудники многих предприятий опасаются, что их рабочее место лишь по бумагам, в результате субъективного решения администрации, может быть признано безопасным, а в реальности для улучшения условий не будет сделано ничего. Но вот льготы, положенные по Трудовому кодексу, у людей могут отобрать. Таких ситуаций и произвольных решений мы не можем с вами допустить. Потому будем внедрять чёткие, объективные, понятные процедуры аттестации каждого рабочего места. …»

Что за этим последовало?

Воодушевленные обозначенным курсом мы энергично взялись за проведение АРМ, принципиально отстаивая качественную оценку каждого рабочего места.

В итоге на конец 2013 года процент аттестованных рабочих мест в учреждениях, входящих в профобслуживание краевой организации профсоюза работников здравоохранения, достиг 70 %, при этом к вредным условиям труда отнесено 84% аттестованных рабочих мест.

В сравнении с результатами проведения АРМ в отрасли здравоохранения в России это выглядит следующим образом:

Аттестовано рабочих мест в РФ – 63%, в СК – 70%;

Отнесено к вредным условиям труда в РФ – около 54 %, в СК - 84%.

Поскольку результаты проведенной в установленном порядке АРМ остаются действительными в течение 5 лет, можно утверждать, что на этот период мы с вами защитили права работников на компенсации за вредные условия труда.

Это положение закреплено в п.3 ст.15 Федерального закона № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О СОУТ» при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения компенсационных мер.

Вместе с тем по официальным данным Росстата, удельный вес работников, занятых во вредных условия труда, за период 2011 -2013 г.г. заметно вырос и к 2013г. составил около 32%, т.е. практически каждый третий работник в РФ трудился во вредных условиях труда, что указывает на крайне серьезную неблагоприятную ситуацию в стране с условиями труда.

В конце 2013 г. поспешно принимаются два закона:

Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. № 426 – ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Федеральный закон - спутник от 28.12.2013 г. № 421– ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

24 января 2014 г. Министерство труда и социальной защиты приказом № 33н без вынесения на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии утвердило Методику проведения специальной оценки условий труда и Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов.

Итак, специальная оценка условий труда пришла на смену, длившейся около 25 лет, как выяснилось, бесполезной аттестации рабочих мест.

К сожалению, надо признать, что Принятые законы, Методика и Классификатор потенциально направлены на создание именно таких ситуаций, о недопустимости которых говорил В.В. Путин на съезде ФНПР.

Ознакомившись с ними можно было предположить, что в ходе их реализации работодатели будут не столь заинтересованы в мероприятиях по всестороннему улучшению условий труда, сколько в том, чтобы подтвердить отсутствие вредных и (или) опасных условий труда, т.к. это позволит уменьшить объем взносов в Пенсионный Фонд РФ, сэкономить за счет уменьшения расходов на мероприятия по улучшению условий труда и на компенсации за вредные условия труда.

Принятые нормативные документы этому способствуют, т.к. необоснованно выводят за рамки оценок условий труда объективно существующие и, что особенно важно, неустранимые вредные или опасные производственные факторы, которые при снижении контроля за ними могут привести к заболеванию, травме и даже гибели медицинского работника.

На сегодняшний день по этой теме накопилась масса публикаций представителей науки, профсоюзных работников, специалистов в области охраны труда. В качестве примеров можно привести резолюцию семинара-совещания профсоюзной и научной общественности, состоявшегося в Санкт-Петербурге 10.06.2014, которая сопровождается развернутым научным комментарием.

В 10 номере журнала «Охрана труда и социальное страхование» за 2014 год вы можете ознакомиться с 3 остро критичными статьями, опубликованными руководством «НИИОТ» ФНПР, научными сотрудниками СПб ГУ и специалистами по охране труда, в каждой из которых содержатся аргументированные выводы о непригодности Методики проведения СОУТ для получения достоверных сведений об условиях труда.

В такой ситуации краевая организация Профсоюза не могла остаться в стороне.

По нашей инициативе обращение с требованиями о пересмотре Методики проведения СОУТ и Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденных приказом Минтруда России от 24.01.2014 года № 33н подписано председателями территориальных организаций профсоюза работников здравоохранения РФ, входящих в Южный и Северо-Кавказский федеральные округа и рядом других территорий РФ и направлено в Правительство РФ, Минтруд РФ, Минздрав РФ, ФНПР, ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ.

Десятки наших профсоюзных организаций собрали более 5.5 тыс. подписей работников и направили в перечисленные адреса аналогичные обращения.

Наша позиция в целом поддержана министерствами здравоохранения СК и РФ, полностью поддержана ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ и на сегодняшний день в результате проводимых переговоров Минтруд, похоже, готов признать, что по определенным категориям работников здравоохранения возможно установление вредного класса условия труда без проведения СОУТ. Но переговоры идут очень сложно.

Судите сами: одним из основных аргументов Минтруда является утверждение «а врачи знали, куда шли работать» - именно такой циничный ответ на свои вопросы мы получили от первого заместителя министра Минтруда РФ Сергея Вельмяйкина на состоявшемся в г. Ростове совещании по вопросам проведения СОУТ.

Судя по всему, борьбу за объективную оценку условий труда медицинских работников необходимо будет продолжить всем нам вместе.

О работе, проводимой ЦК Профсоюза работников здравоохранения в этом направлении вас проинформирует непосредственный участник переговорного процесса, главный технический инспектор труда ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ Гузнаев Юрий Витальевич, являющийся автором и составителем сборника «Внимание! Специальная оценка условий труда».

Решения о дальнейших действиях краевой профсоюзной организации мы будем принимать на краевой отчетно-выборной конференции 9 декабря 2014 г. Не исключаются протестные действия Профсоюза при дальнейшем игнорировании Минтрудом РФ наших законных требований.

Практика проведения СОУТ в учреждениях здравоохранения Ставропольского края в 2014 году подтверждает наши опасения о том, что объективную оценку условий труда на рабочих местах медицинских работников на основе принятых нормативных документов привести невозможно.

Заведомое сужение области оценки напряженности трудового процесса, выведение из области оценки на рабочих местах медицинских работников биологического фактора доводит процедуру СОУТ до абсурда. А как иначе можно назвать результаты оценки рабочих мест работников отделений анестезиологии-реанимации, рентгенологии, врачей и среднего медицинского персонала участковой службы и многих других, рабочие места которых оценены вторым, допустимым классом условий труда?!

Из поступающих в краевую организацию профсоюза материалов СОУТ видно, что посредством некачественной оценки условий труда из вредных условий труда выводятся не отдельные рабочие места медицинских работников, а полностью коллективы. Так, по результатам СОУТ в одной из поликлиник г. Ставрополя из 239 рабочих мест только 5 отнесены к вредным условиям труда. По результатам оценки рабочих мест городской больницы в г. Ессентуки из 155 рабочих мест ни одно рабочее место медицинского работника не отнесено к вредным условиям труда. К третьему, вредному классу условий труда отнесены рабочие места садовника, водителей, машинистов по стирке белья, поваров. Может это и правильно, но как быть с медиками? В стоматологической поликлинике, в одном из восточных районов, из 14 рабочих мест медперсонала все 14 отнесены к классу 2.

А кто ответит за то, что мы вводим в заблуждение медицинских работников, информируя их под роспись в картах СОУТ, что вредных и (или) опасных условий труда на их рабочих местах не имеется, нарушая при этом Конституцию РФ, Трудовой Кодекс РФ и попросту здравый смысл?

Чиновники Минтруда, сконструировавшие лукавую методику? Эксперты организаций, тупо ее исполнившие? Наверное все-таки работодатель, который, как водится, за все отвечает. Проведет СОУТ – ответит, не проведет – тоже ответит.

Вместе с тем практика проведения СОУТ в 2014 году показала, что в ряде случаев, если не в большинстве, мы имеем дело еще и с недобросовестным проведением СОУТ.

В одной из больниц Георгиевского района и идентификация и

исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов на 176 рабочих местах были проведены в один день! И организация, проводившая СОУТ не постеснялась документально это подтвердить в протоколах измерений и других документах Отчета о проведении СОУТ. Это при том, что хронометраж 1 рабочего места только по оценке тяжести трудового процесса требует проведения измерений в течение рабочей смены!

В ходе тематических проверок во втором полугодии 2014 года качества проведения СОУТ выявляется ряд других недостатков. Так, в одной из больниц к проведению измерений были привлечены лица, не работающие в организации, проводящей СОУТ, а протоколы проведенных измерений подписаны работником организации, их не проводившим, что можно расценивать как фальсификацию.

Вы спросите – что, один негатив? В большинстве случаев - да, но вот

буквально на днях пришлось оценить СОУТ на 16 рабочих местах персонала оперблока одной из городских больниц. Все 16 рабочих мест оценены классом 3.3, при этом во всей полноте оценены реально существующие вредные и опасные производственные факторы.

Многое зависит от осмысленного, квалифицированного участия в проведении СОУТ не только экспертов организации, проводящей СОУТ, но и от членов комиссии по проведению по проведению СОУТ.

Подготовка к проведению СОУТ – задача работодателя

В соответствии со ст. 9 ФЗ 426 приказом работодателя образуется комиссия по проведению СОУТ, утверждается порядок ее работы, утверждается график проведения СОУТ.

Состав комиссии должен быть нечетным. В числе членов комиссии

обязательно должны быть представлены специалист по охране труда и представитель выборного профсоюзного органа. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель. А вот участие председателя профсоюзной организации в составе комиссии не всегда уместно, имея ввиду возможные разногласия по результатам СОУТ и последующие действия председателя ПК по их оспариванию. Порядок работы комиссии должен предполагать обучение членов комиссии по данному вопросу, а также определять время для их участия в работе комиссии.

График проведения должен учитывать ранее проведенную АРМ и

соответственно сроки проведения СОУТ.

Выявляемые нарушения в ходе проведении тематических проверок:

- состав комиссии утверждается в четном количественном составе;

- в комиссию в ряде случаев не включены специалист по охране труда либо представитель профсоюзной организации;

- не определен порядок работы комиссии, необходимость обучения членов комиссии. Подавляющее большинство членов комиссии не прошли такого обучения и не имеют представления о поставленных перед ними задачах, не определено время для их участия в работе комиссии.

В качестве основы для проведения обучения членов комиссии по СОУТ можно рекомендовать подготовленный ЦК Профсоюза бюллетень «Внимание! Специальная оценка условий труда» (приложение к журналу «Профсоюзная тема»), доведенный нами до всех первичных профсоюзных организаций.

При составлении графика проведения СОУТ необходимо обратить внимание на нумерацию рабочих мест, принятую при проведении АРМ с присвоением каждому рабочему месту уникального порядкового номера.

Важно! Выполнение указанных мероприятий и утверждение комиссией Перечня работ, на которых будет проводиться СОУТ с выделением аналогичных рабочих мест осуществляется до начала выполнения работ по СОУТ (а не наоборот!).

Только после этого работодатель выходит на заключение договора с организацией, проводящей СОУТ и дальнейшие действия осуществляются в соответствии с ФЗ – 426 и Методикой проведения СОУТ, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 года № 33н.

Требования к организации, проводящей СОУТ будут отражены в выступлении ведущего специалиста министерства здравоохранения Ставропольского края В.А. Дударовой.

1 этап СОУТ - Идентификация потенциально вредных и (или)

опасных производственных факторов

Идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов проводит эксперт организации, проводящей СОУТ.

Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, а также источников вредных и (или) опасных производственных факторов проводится путем изучения предоставляемых работодателем:

  • Технической и технологической документации, должностных инструкций, инструкций по охране труда, характеристик применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

  • Сведений о случаях производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

  • Предложений работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

и последующего сопоставления экспертом заявленных вредных или опасных производственных факторов с Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов.

Поскольку ни законом ни методикой не определен порядок предоставления указанной информации, представляется целесообразным оформлять перечень передаваемых эксперту документов протоколом заседания комиссии по СОУТ, в том числе предложения работников и их непосредственных руководителей оформлять листами опроса и регистрировать факт передачи эксперту (организации, проводящей СОУТ).

В противном случае организация, проводящая СОУТ, использует в пределах своей подготовленности нормативную базу и иные документы.

Пример с использованием Правил устройства, техники безопасности и производственной санитарии при работе в клинико-диагностических лабораториях, утвержденных в 1970 году для оценки рабочих мест в оперблоке, ЦСО и кабинете ФТО.

К сожалению, в представленных в краевую организацию материалах СОУТ для проведения независимой экспертизы качества проведенной работы, а также при проведении во втором полугодии 2014 года тематических проверок по проведению СОУТ подобные документы нигде не оформлялись.

И представителям профсоюза и специалистам по охране труда необходимо участвовать в обследовании экспертом каждого рабочего места с целью осмотра и ознакомления с работами, выполняемыми в штатном режиме!

Результаты идентификации утверждаются комиссией по СОУТ.

В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми и исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.

В отношении этих рабочих мест работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Практики декларирования в СК до настоящего времени не имеется.

Если идентифицированы – комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов и проведение СОУТ переходит ко 2 этапу – исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.

Идентификация не осуществляется в отношении рабочих мест, профессии, должности, специальности работников на которых включены в списки работ, профессий, должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. а также рабочих мест работников, которым предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда, а также рабочих мест работников, которым по результатам АРМ был установлен 3 или 4 класс условий труда.

Таким образом рабочие места медицинских работников не требуют проведения идентификации.

Пример с проведением СОУТ в Георгиевском районе, где по 176 рабочим местам в один день была проведена не только идентификация, но и все исследования и измерения в подразделениях, расположенных в различных населенных пунктах этого района.

В любом случае схема проведения идентификации и утверждения ее результатов выстроена таким образом, что ответственность за полученный результат несет работодатель.

2 этап СОУТ - Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.

В соответствии со ст. 12 Закона о СОУТ все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы в порядке, установленном Законом о СОУТ, подлежат исследованиям и измерениям.

Важно! В соответствии с частью 2 ст. 12 ФЗ -426 ( и п.4 Методики) Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) или измерениям формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик трудового процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившейся АРМ , а также исходя из предложений работников.

Исследования осуществляются испытательными лабораториями, экспертами, иными работниками организации, проводящей СОУТ, которая обязана применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством РФ методы исследования и методики измерений и соответствующие им средства измерений.

Но мы уяснили, что рабочие места медицинских работников не проходят процедуру идентификации!

В этом случае Перечень подлежащих исследованиям и измерениям вредных и опасных производственных факторов, формируется экспертом исходя из перечня опасных и вредных производственных факторов, указанных в ст.13 Закона о СОУТ.

Обратите внимание – здесь вопрос о Классификаторе не поднимается.

Еще раз повторюсь: самый больной вопрос – оценка биологического фактора.

Ни один медицинский работник не может быть уверен в том, что занимаясь профессиональной деятельностью, он не подвергнется заражению сегодня или завтра. В настоящее время по-прежнему встречаются разные результаты оценки – кто-то вычеркивает, кто-то отмечает наличие б/ф, на что мы неоднократно обращали внимание и руководителей учреждений здравоохранения и специалистов ОТ и профсоюзный актив.

Если мы будем сужать круг вопросов, подлежащих выяснению при проведении СОУТ и в результате относить условия труда медицинских работников к классу 2, мы нарушим требования ФЗ-426 и вряд ли окажемся на стороне защиты прав оработников на компенсацию в случае утраты здоровья или даже жизни в процессе труда.

Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований и измерений вредных и (или) опасных факторов в случае, если проведение указанных исследований и измерений может создать угрозу для жизни работника, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей СОУТ, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному (четвертому) классу условий труда без проведения исследований и измерений. Решение о невозможности проведения исследований (измерений) оформляется протоколом комиссии, содержащем обоснование этого решения и являющимся неотъемлемой частью отчета.

В здравоохранении имеют место случаи оказания помощи в экстренных ситуациях, которые заранее (для участия экспертов) невозможно запланировать и провести какие-либо исследования, а в качестве иных лиц должны быть учтены пациенты,

При проведении АРМ мы воспользовались таким правом для оценки условий труда персонала ТЦМК, привлекаемого к работам в условиях ЧС.

Важно! Представители комиссии должны участвовать при проведении исследований и измерений чтобы предотвратить их фальсификацию.

3 этап СОУТ – Классификация условий труда.

Осуществляется экспертом по результатам исследования и измерений.

Разногласия по вопросам проведения СОУТ, несогласие работника с результатами спецоценки на его рабочем месте, жалобы руководителя на действия или бездействие организации, проводящей спецоценку, рассматривают Роструд или трудовая инспекция по месту нахождения работодателя. Их решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

4 этап СОУТ – Оформление результатов проведения СОУТ.

Организация, проводящая СОУТ. Составляет отчет о ее проведении, который включает:

  • Карты проведения СОУТ,

  • Протоколы проведения исследований и измерений,

  • Протоколы оценки эффективности СИЗ,

  • Сводную ведомость СОУТ

  • Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда

  • Заключения эксперта организации, осуществлявшей СОУТ

Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

Член комиссии, который не согласен с результатами СОУТ, имеет право изложить в письменной форме особое мнение , которое прилагается к отчету.

Что из этого следует, закон не разъясняет.

Каждый из работников должен быть ознакомлен под подпись в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета дней.

Сводные данные о результатах проведения СОУТ должны быть размещены на сайте работодателя в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета.

Наибольшее количество ошибок выявляется при заполнении строки 040 карты СОУТ: в графе о фактическом предоставлении компенсации указывается ее отсутствие, хотя фактически она предоставляется, в строке о продолжительности рабочей недели для медицинских работников указывается 40-часовая рабочая неделя, в строке о праве на досрочный выход на пенсию врачей и среднего медицинского персонала указано «отсутствует». Все это есть совместные ошибки эксперта и комиссии по СОУТ, которая подписывает документы не вникая в их содержание.

Подавляющее число документов, включенных в Отчет о проведении СОУТ оформлены электронными подписями представителей организаций, проводивших специальную оценку, что не предусмотрено ни ФЗ 426 ниМетодикой проведения СОУТ.

И все-таки, разделяя проблемы проведения СОУТ на системные, зависящие от качества нормативных документов и текущие, зависящие от качества работы комиссии по СОУТ и экспертов, хочу выразить уверенность, что преодолеть последние в наших силах, и мы это сделаем, если в этой работе появится смысл. А вот воздействовать на позицию Минтруда, добиться отмены или пересмотра Методики проведения СОУТ нужно, как говориться, всем миром. Это как раз тот случай, когда Профсоюзы должны проявить сплоченность и солидарность.

И последнее.

Уважаемые коллеги! Важно понять, что добиваясь объективной оценки условий труда медицинских работников, отстаивая их законные права на компенсации и льготы за вредные или опасные условия труда мы не только защищаем интересы медицинских работников, мы защищаем здравоохранение от катастрофических социальных последствий.


Похожие:

Выступление технического инспектора труда iconОбразец заявления о признании незаконным предписания государственного инспектора труда
Образец заявления о признании незаконным предписание государственного инспектора труда

Выступление технического инспектора труда iconОбразец заявления о признании незаконным предписания государственного инспектора труда заявитель
Образец заявления о признании незаконным предписания государственного инспектора труда

Выступление технического инспектора труда icon1. о правозащитной и судебной работе председателя Кудымкарской районной...
О правозащитной и судебной работе председателя Кудымкарской районной территориальной организации профсоюза, внештатного правового...

Выступление технического инспектора труда iconЗакона РФ
За невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) государственного инспектора труда на юридическое лицо...

Выступление технического инспектора труда iconПеречень вопросов, предлагаемых кандидатам в производственные охотничьи...

Выступление технического инспектора труда icon«альфа-400К» Руководство налогового инспектора содержание содержание з
Приложение 1 Образцы отчетов режима доступа к фп (режима налогового инспектора) 17

Выступление технического инспектора труда iconВ соответствии с Федеральным законом от 24. 07. 2009 №209-фз «Об...
Перечень вопросов, предлагаемых кандидатам в производственные охотничьи инспектора на проверке знания требований к кандидату в производственные...

Выступление технического инспектора труда iconКвалификационные требования по должности государственного налогового...
Инспекции Рогозиной Марины Вадимовны, действующей на основании Положения о Инспекции, утвержденного 26. 06. 2015, объявляет о приеме...

Выступление технического инспектора труда iconУтверждён комиссией по проверке знания требований к кандидату в производственные...
Перечень вопросов, предлагаемых кандидатам в производственные охотничьи инспектора на проверке знания требований

Выступление технического инспектора труда iconПоложение об участии организаций всех форм собственности и индивидуальных...
Вного федерального инспектора по Архангельской области аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск