Методические рекомендации по применению норм процессуального законодательства при привлечении органов местного самоуправления к административной ответственности г. Курган, 2012


Скачать 284.99 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по применению норм процессуального законодательства при привлечении органов местного самоуправления к административной ответственности г. Курган, 2012
страница1/2
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк заявлений > Методические рекомендации
  1   2



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по применению норм процессуального законодательства при привлечении органов местного самоуправления к административной ответственности

г. Курган, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Общие положения …………………………………………………...3 – 4
2. Состав административного правонарушения ……………………...4 – 8
3. Возбуждение дела об административном правонарушении …… 8 – 13
4. Рассмотрение дела об административном правонарушении …..13 – 19
5. Пересмотр постановлений по делам об

административных правонарушениях ….…………………………19 – 21
6. Исполнение постановлений по делам об административных

правонарушениях …………………………………………………….21 – 23

1. Общие положения
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом, определяющим нормы административной ответственности за совершенные административные правонарушения, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в статье 1.1 которого закреплено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, нормативными основаниями привлечения лица к административной ответственности на территории Курганской области является:

- КоАП РФ, который определяет условия и основания административной ответственности, виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе подведомственность и подсудность этих дел,

- и принятый в соответствии с ним Закон Курганской области от 20.11.1995г. № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области» (далее по тексту - Закон Курганской области № 25).

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, в зависимости от подведомственности, закреплен в Гражданском процессуальном и Арбитражном процессуальном кодексах РФ. Разъяснения по некоторым вопросам рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, содержатся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 (далее по тексту – Постановление Пленума ВАС РФ № 10) и Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 (далее по тексту (Постановление Пленума ВС РФ № 5).

Настоящие рекомендации разработаны отделом по взаимодействию с представительными органами организационного управления Курганской областной Думы с целью оказания методической помощи органам местного самоуправления и должностным лицам органов местного самоуправления Курганской области при привлечении их к административной ответственности.
2. Состав административного правонарушения
Часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данного определения, административное правонарушение характеризуется следующими признаками:

- противоправность – означает запрещенность действия (бездействия) законодательством об административных правонарушениях;

- виновность – выражает субъективное отношение лица к совершаемому правонарушению (деяние признается административным правонарушением лишь с учетом психического отношения лица к действию (бездействию) и противоправным последствиям в форме умысла или неосторожности);

- наказуемость – подразумевает наличие нормы КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, устанавливающей административную ответственность за совершение соответствующих действий (бездействие).
Административное правонарушение выражается либо в форме действия (активного поведения), либо в форме бездействия (пассивного поведения, выражающегося в несовершении конкретного действия, которое лицо было обязано и могло совершить).
Составом административного правонарушения признается совокупность элементов, влияющих на правовую квалификацию действия либо бездействия и на привлечение нарушителя к административной ответственности, при отсутствии одного из которых ответственность исключается.

В состав административного правонарушения включается:

- объект – это то, на что посягает правонарушение. В качестве объекта административного правонарушения выступают общественные отношения, охраняемые федеральным и региональным законодательством об административных правонарушениях, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного и других отраслей права, и охраняемые мерами административной ответственности;

- объективная сторона – выражается в деянии виновного лица (действии или бездействии), которое причиняет вред юридическим правоотношениям в сфере административного регулирования;

- субъектфизическое или юридическое лицо, совершившее деяние, запрещенное действующим федеральным и региональным законодательством в сфере административного права.

В КоАП РФ отдельно оговариваются составы правонарушений, где субъект правонарушения (физическое лицо) должен иметь специальный статус – должностное лицо, под которым понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

На основании изложенного из числа органов местного самоуправления и должностных лиц, субъектами административной ответственности могут быть:

- обладающие правами юридического лица представительный орган муниципального образования и контрольно-счетный орган муниципального образования;

- местная администрация;

- глава муниципального образования, его заместители;

- глава местной администрации, назначаемый на должность по контракту, его заместители;

- иные должностные лица, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителя власти.

При этом следует иметь ввиду, что субъектами административной ответственности могут быть одновременно и юридическое и должностное лицо. В пункте 15 Постановления Пленума ВС РФ № 5 содержатся разъяснения о том, что в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

КоАП РФ предусматривается, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления являются субъектами административных правонарушений:

  1. посягающих на права граждан (гл.5 КоАП РФ);

2) посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл.6 КоАП РФ);

  1. в области охраны собственности (гл.7 КоАП РФ);

  2. в области охраны окружающей среды и природопользования (гл.8 КоАП РФ);

  3. в промышленности, строительстве и энергетике (гл.9 КоАП РФ);

6) в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл.10 КоАП РФ);

7) в области связи и информации (гл.13 КоАП РФ);

8) в области предпринимательской деятельности (гл.14 КоАП РФ);

9) в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг (гл.15 КоАП РФ);

10) посягающих на институты государственной власти (гл.17 КоАП РФ);

11) против порядка управления (гл.19 КоАП РФ);

12) посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (гл.20 КоАП РФ);

13) в области воинского учета (гл.21 КоАП РФ);

- субъективная сторона – выражается в виновном характере деяния, т.е. в психическом отношении лица к совершенному им противоправному деянию и возможным его последствиям.

Вина может проявляться в форме умысла или неосторожности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (статья 2.2 КоАП РФ).
Все перечисленные элементы являются обязательными для полного и законченного состава правонарушения.
Событие административного правонарушения – это подтвержденный доказательствами факт того, что правонарушение имело место.
В КоАП РФ закрепляется, что лицо не может быть привлечено к административной ответственности в случае, если в его действиях (бездействии) не содержится состава административного правонарушения либо отсутствует само событие административного правонарушения. В этом случае производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
КоАП РФ устанавливает порядок поэтапного продвижения дела об административном правонарушении. Этапы прохождения дела об административном правонарушении именуются стадиями производства.

Стадии производства по делу об административном правонарушении отграничиваются друг от друга итоговым процессуальным решением и различаются конкретными задачами, кругом органов и лиц, участвующих в производстве по делу, а также процессуальными действиями.

В соответствии с КоАП РФ (гл. 28-30) выделяются следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях:

- возбуждение дела об административном правонарушении;

- рассмотрение дела об административном правонарушении;

- пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях.



  1. Возбуждение дела об административном правонарушении


Возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАП РФ) является первоначальной стадией производства по делу, на которой:

- определяется наличие события административного правонарушения,

- фиксируются обстоятельства, относящиеся к этому событию,

- определяется подведомственность рассмотрения дела.

Для возбуждения дела об административном правонарушении должны иметься определенные поводы и основания.

Исчерпывающий перечень поводов к возбуждению дела об административном правонарушении закреплен в статье 28.1 КоАП РФ.

В отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ);

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (п.2 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ);

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (п.3 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ).

В статье 28.1 КоАП РФ содержатся особые требования относительно процедуры возбуждения дел об административных правонарушениях за нарушение антимонопольного законодательства, которое возможно лишь после установления факта совершения соответствующего правонарушения комиссией антимонопольного органа в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Факт нарушения антимонопольного законодательства фиксируется комиссией антимонопольного органа в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства (ч.1.2 ст.28.1 КоАП РФ).

Основанием возбуждения дела об административной ответственности является наличие достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Говоря о возбуждении дела об административном правонарушении, необходимо отметить, что на основании статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) отсутствия события административного правонарушения;

б) отсутствия состава административного правонарушения;

в) действия лица в состоянии крайней необходимости;

г) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

д) отмены закона, установившего административную ответственность;

е) истечения сроков давности привлечения к административной ответственности;

ж) наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

з) смерти физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

При установлении указанных обстоятельств должностным лицом, рассматривающим материалы, сообщения или заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении либо о прекращении начатого производства по делу.
В большинстве случаев основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является протокол об административном правонарушении, в котором фиксируется факт совершения правонарушения.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, закреплен в статье 28.3 КоАП РФ и в статье 26 Закона Курганской области № 25.

В связи с тем, что протоколом не только осуществляется фиксация стадии возбуждения дела об административном правонарушении, но и определяется принятие решения по делу, КоАП РФ (статья 28.2) предъявляет определенные требования к его составлению и содержанию.

В протоколе об административном правонарушении в обязательном порядке указывается:

- дата и место его составления;

- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

- место, время совершения и событие административного правонарушения;

- статья КоАП РФ или Закона Курганской области № 25, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

- объяснение физического лица (т.е. должностного лица местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления) или законного представителя органа местного самоуправления, обладающего правами юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. При этом следует иметь ввиду, что законными представителями юридического лица признаются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ). Другими словами о том, что в отношении органа местного самоуправления будет составляться протокол об административном правонарушении административный орган обязан уведомить его руководителя, который и должен присутствовать при составлении протокола. Протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие руководителя органа местного самоуправления только в случае наличия доказательств его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола. Отсутствие доказательств надлежащего извещения законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении является основанием для отказа в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ № 10);

- иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении лицу, совершившему административное правонарушение, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.

Лицу, совершившему административное правонарушение, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Оформление протокола об административном правонарушении завершается его подписанием лицом, составившим протокол, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело (законным представителем юридического лица). Лицо, совершившее правонарушение, имеет право отказаться от подписания протокола. В таком случае в протоколе делается запись об этом. При неявке извещенных в установленном порядке участников производства по делу, в протоколе также делается соответствующая запись.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснения обстоятельств дела либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течении двух суток с момента выявления административного правонарушения (ч.2 ст.28.5 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.

Административное расследование проводится в случае, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, законодательства, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии коррупции, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, об охране здоровья граждан, области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды, пожарной безопасности, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (ч.1 ст.28.7 КоАП РФ).

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч.2 ст.28.7 КоАП РФ).
  1   2

Похожие:

Методические рекомендации по применению норм процессуального законодательства при привлечении органов местного самоуправления к административной ответственности г. Курган, 2012 iconОбзор практики рассмотрения судом дел об административных правонарушениях в 2011-2012 годах
Целью настоящего обзора является анализ дел о привлечении к административной ответственности и дел об оспаривании постановлений административных...

Методические рекомендации по применению норм процессуального законодательства при привлечении органов местного самоуправления к административной ответственности г. Курган, 2012 iconМетодические рекомендации административным комиссиям органов местного...
Методические рекомендации административным комиссиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Челябинской...

Методические рекомендации по применению норм процессуального законодательства при привлечении органов местного самоуправления к административной ответственности г. Курган, 2012 iconМетодические рекомендации Содержание Предисловие. Право на судебную...
Рассмотрение дел об административных правонарушениях. Привлечение к административной ответственности должностных лиц омсу, омсу как...

Методические рекомендации по применению норм процессуального законодательства при привлечении органов местного самоуправления к административной ответственности г. Курган, 2012 icon**Примечание: ходатайство подается в случае пропуска заявителем 10-дневного...
Апк рф, ст. 30. 3 Коап РФ – в соответствии с ч. 3 ст. 113 Апк РФ в сроки, исчисляемые днями, нерабочие дни не включаются. Начало...

Методические рекомендации по применению норм процессуального законодательства при привлечении органов местного самоуправления к административной ответственности г. Курган, 2012 iconМетодические рекомендации для органов местного самоуправления по...
Жилищного кодекса Российской Федерации и п п. 3-4 ч. 3 ст. 1 Закона города Москвы от 11. 07. 2012 №39 «О наделении органов местного...

Методические рекомендации по применению норм процессуального законодательства при привлечении органов местного самоуправления к административной ответственности г. Курган, 2012 iconОбразец заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
...

Методические рекомендации по применению норм процессуального законодательства при привлечении органов местного самоуправления к административной ответственности г. Курган, 2012 iconМетодические рекомендации по вопросам реформирования земельного законодательства...
Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов местного самоуправления городских округов, муниципальных...

Методические рекомендации по применению норм процессуального законодательства при привлечении органов местного самоуправления к административной ответственности г. Курган, 2012 iconКонтрольно-счетной палаты Ярославской области
Настоящий порядок разработан в целях единообразного подхода к применению законодательства, регулирующего отношения, возникающие при...

Методические рекомендации по применению норм процессуального законодательства при привлечении органов местного самоуправления к административной ответственности г. Курган, 2012 iconМетодические рекомендации по оформлению наградных документов при представлении
Тамбовской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Тамбовской области, органов местного самоуправления...

Методические рекомендации по применению норм процессуального законодательства при привлечении органов местного самоуправления к административной ответственности г. Курган, 2012 iconМетодические рекомендации по обеспечению перехода органов исполнительной...
Направления деятельности по обеспечению перехода на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных (муниципальных)...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск