Скачать 370.26 Kb.
|
РАБОТНИК СОВЕРШИЛ КРАЖУ Кража товарно-материальных ценностей - это не только ущерб для организации, но и неприятная кадровая ситуация. Какие действия должен предпринять работодатель, вы узнаете из статьи. В организации пропало имущество. Есть основания полагать, что произошло хищение товарно-материальных ценностей. Что нужно делать в подобной ситуации? Рассмотрим порядок действий администрации предприятия. Без милиции не обойтись Как определить, что в организации произошла кража? Есть несколько признаков, которые на это указывают, а именно: - взлом помещения, где хранилось имущество; - нарушение порядка его размещения; - отсутствие имущества в местах хранения или использования. Если имеется хотя бы один из этих признаков, администрация предприятия как полномочный представитель собственника может обратиться за помощью в правоохранительные органы. Примечание. Хищение и кража Согласно примечанию 1 к ст. 158 УК РФ под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. Кража - это тайное хищение чужого имущества (ч. 1 ст. 158 УК РФ). Сообщаем о преступлении Уведомить милицию о преступлении можно устно или письменно в соответствии с ч. 1 ст. 141 Уголовно-процессуального кодекса. Письменное заявление оформляют в произвольной форме. Образец документа приведен в Приложении N 2 к Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях (далее - Инструкция), которая утверждена Приказом МВД России от 01.12.2005 N 985 (см. ниже). Образец заявления в милицию ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Начальнику ОВД "Новослободское" г. Москвы│ │ -----------------------------------------│ │ (наименование органа внутренних дел) │ │ подполковнику │ │ -----------------------------------------│ │ (звание начальника органа внутренних дел)│ │ Сергееву В.Н. │ │ -----------------------------------------│ │ (Ф.И.О. начальника органа внутренних дел)│ │ от Рудовой Т.Г. │ │ -----------------------------------------│ │ (Ф.И.О. заявителя) │ │ проживающего(ей): г. Москва, ул. Полевая,│ │ д. 5, кв. 72 │ │ -----------------------------------------│ │ (адрес места жительства) │ │ место работы: ЗАО "Промторг" │ │ -----------------------------------------│ │ (название организации) │ │ контактный телефон: (495) 983-11-11 │ │ -----------------------------------------│ │ адрес для корреспонденции: 108 916, │ │ г. Москва, ул. Новослободская, д. 7 │ │ -----------------------------------------│ │ │ │ Заявление │ │ │ │ 22 апреля 2008 г. на товарном складе магазина "Новослободский",│ │принадлежащего ЗАО "Промторг", расположенного по адресу: г. Москва,│ │ул. Новослободская, д. 7, обнаружена недостача (кража) трех фотоаппаратов│ │"Взор-1" по цене 10 000 руб. за единицу на общую сумму 30 000 руб. │ │ Факт недостачи обнаружен кладовщиком ЗАО "Промторг" П.С. Образцовым.│ │На резервной входной двери помещения склада обнаружены следы│ │механического воздействия (возможно, взлома). По словам П.С. Образцова,│ │входная дверь на момент его прихода на склад была заперта. │ │ Прошу Вас принять предписанные законом меры для расследования│ │указанного происшествия в установленном порядке. По указанному выше факту│ │кражи прошу возбудить уголовное дело по ст. 158 УК РФ. │ │ Об ответственности за заведомо ложный донос предупрежден(а)│ │(ст. 306 УК РФ). │ │ │ │ 22 июля 2008 г. │ │ Дата ------------------- │ │ (число, месяц, год) │ │ │ │ Рудова Т.Г. │ │ Ф.И.О. заявителя ----------- │ │ Рудова │ │ Подпись заявителя -------- │ │ (должна быть на каждом листе заявления) │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ Но заявления собственника (его представителя) о пропаже имущества недостаточно для того, чтобы следственные органы возбудили уголовное дело. Прежде чем обращаться в милицию, необходимо позаботиться о подтверждении факта кражи. Сохраняем улики. В первую очередь следует изолировать место преступления таким образом, чтобы сохранить обстановку в нетронутом виде. Не нужно торопиться с проведением инвентаризации, так как при пересчете остатков неизбежно перемещение товаров с места на место. Это повлечет за собой искажение картины преступления или уничтожение улик, что, в свою очередь, может отрицательно отразиться на ходе расследования. До прибытия специалистов органов дознания необходимо ограничить доступ людей к месту происшествия. Собираем свидетельства о хищении. Какие документы нужно приложить к заявлению, обращаясь в милицию? Во-первых, документы, удостоверяющие право собственности на пропавшие вещи (платежные поручения об оплате, договоры на покупку и т.д.), а также их описание (характеристика товара, стоимость и т.д.). Во-вторых, акты или служебные записки с описанием места происшествия в момент обнаружения пропажи имущества. В случае если следы несанкционированного проникновения в помещение обнаружат несколько сотрудников, они составляют соответствующий акт. При выявлении следов одним работником оформляется служебная (объяснительная) записка (см. ниже). Образец служебной записки ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Директору ЗАО "Промторг"│ │ Рудовой Т.Г.│ │ от кладовщика│ │ Образцова П.С.│ │ │ │ Служебная записка │ │ │ │ Я, Петр Сергеевич Образцов, кладовщик, 22 апреля 2008 г. пришел на│ │работу в 8 ч 45 мин. Взял ключ от склада у охранника С.К. Пушкарева,│ │расписался в получении. К двери склада я подошел в 8 ч 55 мин. Дверь│ │была заперта. Когда я вставлял ключ в замок, я заметил, что он вращается│ │не так, как обычно, а на поверхности замка я обнаружил свежие царапины.│ │Войдя в помещение склада, я не увидел на стеллаже В-2 три коробки с│ │фотоаппаратами "Взор-1". Вчера вечером, перед моим уходом, они там│ │лежали. Я осмотрел остальные стеллажи, на первый взгляд ничего больше│ │не пропало, но и фотоаппаратов я нигде не обнаружил. Выявив пропажу│ │товара, в 9 ч 15 мин. я позвонил охраннику и директору, сообщив им│ │о случившемся. │ │ │ │ 22 июля 2008 г. Образцов П.С. Образцов│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ В-третьих, материалы последней инвентаризации и прочие документы, из которых можно установить, что пропавшее имущество было в наличии накануне или незадолго до кражи. Регистрация заявления. Сотрудник органа внутренних дел, принявший заявление или устное сообщение о краже, должен его зарегистрировать, указать дату и время получения сообщения, сведения о заявителе, а также свою фамилию, инициалы, должность и заверить эти сведения подписью (п. 17 Инструкции). При личном обращении заявителя ему выдадут на руки талон-уведомление (п. 22 Инструкции). С этого момента исчисляется срок осуществления дальнейших процессуальных действий. Форма талона-уведомления приведена в Приложении N 5 к Инструкции. Милиция проверяет сообщение Получив сообщение о преступлении, представители правоохранительных органов обязаны провести его проверку. Содержание и сроки проверки. Срок проведения проверки ограничивается тремя сутками. При этом дознаватели вправе требовать производства документальных ревизий и привлекать к участию в них специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Если объем мероприятий, требуемых для проверки (таких как опросы работников или розыск подозреваемых), велик, ее срок может быть продлен до десяти суток, а в отдельных случаях до тридцати (ч. 3 ст. 144 УПК РФ). В ожидании итогов. Пока длится проверка сообщения о преступлении, администрация предприятия может установить причины и размер ущерба. Часть 1 ст. 247 Трудового кодекса определяет, что обязанность устанавливать причины ущерба (в том числе и возникшего по вине работника) возлагается на работодателя. Последний должен определить, имело ли место противоправное поведение того или иного сотрудника и виноват ли он в причинении ущерба. Выясняя причины возникновения ущерба, работодатель обязан учитывать объяснения материально ответственных работников, которые необходимо получить в письменном виде. Если кто-то из сотрудников отказался представить объяснение, составляют соответствующий акт (ч. 2 ст. 247 ТК РФ). Его форма произвольна, он может выглядеть, например, так (см. на с. 83). Образец акта об отказе работника дать объяснения по итогам инвентаризации ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Закрытое акционерное общество "Промторг" │ │ │ │ Акт N 1/1 │ │ об отказе кладовщика П.С. Образцова дать объяснения │ │ о причинах выявленной в результате инвентаризации недостачи │ │ вверенных ему товарно-материальных ценностей │ │ │ │г. Москва 23 июля 2008 г.│ │ │ │ Настоящий акт составлен о том, что 23 июля 2008 г. в ходе│ │инвентаризации на товарном складе магазина "Новослободский",│ │принадлежащего ЗАО "Промторг", было обнаружена недостача трех│ │фотоаппаратов "Взор-1" по цене 10 000 руб. за единицу на общую сумму│ │30 000 руб. │ │ │ │ Факт недостачи зафиксирован в следующих документах: │ │ │ │ - инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей│ │(от 23.07.2008 N 1); │ │ - сличительной ведомости результатов инвентаризации товарно-│ │материальных ценностей (от 23.07.2008 N 1-и). │ │ │ │ По факту недостачи на складе товарно-материальных ценностей│ │кладовщику П.С. Образцову было предложено представить соответствующие│ │письменные объяснения. П.С. Образцов представить письменные объяснения│ │отказался. │ │ │ │ Директор Рудова Т.Г. Рудова│ │ Гл. бухгалтер Шевцова О.В. Шевцова│ │ Бухгалтер Оганесян Г.А. Оганесян│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ Для определения размера ущерба необходимо провести полноценную инвентаризацию, как установлено в п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Если инвентаризация является одним из мероприятий по проверке сообщения о преступлении, в ней принимают участие представители правоохранительных органов. Проводим инвентаризацию Основным нормативным документом, который регулирует порядок проведения инвентаризации, являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания). Действия руководителя Руководитель предприятия должен издать приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации и о составе инвентаризационной комиссии. Унифицированная форма приказа N ИНВ-22 утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 (далее - Постановление N 88). В документе должно быть определено, какое имущество подлежит инвентаризации (например, товарно-материальные ценности на складе или в торговом зале), сроки ее проведения, а также фамилии членов комиссии. Как правило, в нее входят должностные лица компании, в том числе представитель бухгалтерии, а также материально ответственные работники (п. 2.3 Методических указаний). При необходимости в состав комиссии включают представителей правоохранительных органов. Обратите внимание: участие материально ответственных лиц в инвентаризации обязательно (п. 2.8 Методических указаний). Приказ регистрируют в журнале учета контроля выполнения приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации. Его унифицированная форма N ИНВ-23 утверждена Постановлением N 88 (п. 2.3 Методических указаний). Действия бухгалтерии Итак, руководитель назначил инвентаризацию. Перед ее началом необходимо установить, какое количество товарных запасов числится в бухгалтерском учете. Первое, что должна сделать бухгалтерия, - получить все последние приходные и расходные документы на прием и отпуск товаров или товарные отчеты. В связи с этим материально ответственные лица обязаны дать расписки в том, что к моменту инвентаризации они сдали все документы, подтвердив тем самым, что поступившие товары оприходованы, а выбывшие списаны (п. 2.4 Методических указаний). Перед началом инвентаризации бухгалтерия готовит инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей по форме N ИНВ-3, утвержденной Постановлением N 88. В них указывают наименование, характеристику (вид, сорт), единицу измерения, учетную цену имущества, которое, по данным бухгалтерского учета, должно находиться в месте проведения инвентаризации. В одной описи отражают все товарно-материальные ценности, учитываемые на одном субсчете синтетического счета. Затем в этом документе члены комиссии укажут данные о фактическом наличии имущества. Комиссия проводит инвентаризацию В ходе инвентаризации выявляют фактическое наличие товарных запасов путем подсчета, взвешивания или обмера, а затем полученные данные сравнивают с показателями бухгалтерского учета (п. 2.7 Методических указаний). Сведения о фактическом наличии имущества вносят в соответствующие инвентаризационные описи или акты инвентаризации (п. 2.5 Методических указаний). Опись подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Последние в конце описи дают расписку, в которой подтверждают, что инвентаризация проведена в их присутствии, они не имеют претензий к членам комиссии, а перечисленные в документе товары находятся на их ответственном хранении (п. 2.10 Методических указаний). Эти документы составляют не менее чем в двух экземплярах: один для бухгалтерии, другой - для материально ответственных лиц. Если ассортимент или количество товаров велики и провести их инвентаризацию за один день невозможно, оформляют инвентаризационный ярлык по форме N ИНВ-2, утвержденной Постановлением N 88. Его заполняют в одном экземпляре и хранят вместе с пересчитанными товарами. В конце инвентаризации данные из формы N ИНВ-2 переносят в опись формы N ИНВ-3. Результат инвентаризации - недостача Если в ходе инвентаризации будет выявлено отклонение фактического количества товарных запасов от их количества по данным бухгалтерского учета, составляют сличительную ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей по форме N ИНВ-19, утвержденной Постановлением N 88. В ней указывают расхождение между количеством товаров, отраженным в учете, и данными инвентаризации. Пример. ЗАО "Промторг" торгует оптом и в розницу бытовой и электронной техникой, имеет несколько магазинов. Утром 22 июля 2008 г. на складе магазина "Новослободский", принадлежащего ЗАО "Промторг", был установлен факт недостачи (хищения) товарно-материальных ценностей. Каковы действия администрации? Решение. Чтобы определить точный размер ущерба, руководство предприятия приняло решение провести инвентаризацию. Директор ЗАО "Промторг" издал приказ, которым определил день инвентаризации - 23 июля 2008 г. и утвердил состав инвентаризационной комиссии. Для издания приказа был использован типовой бланк по форме N ИНВ-22. Образец см. на с. 87. Унифицированная форма N ИНВ-22 ┌────────┐ |
Доверенность на получение материальных ценностей (М-2) предоставляет право сотруднику организации (именно сотруднику- лицам, не работающим... | Доверенности на получение товарно-материальных ценностей выдаются должностным лицам предприятий, организаций и учреждений, на бланках... | ||
Для пользователя, регистрирующегося впервые, необходимо выполнить следующие действия | Настоящая инструкция определяет порядок приобретения, учета, перемещения и выбытия товарно-материальных ценностей в рудн и разработана... | ||
Щение между обособленными структурными подразделениями, в том числе головной организацией, перемещение с целью временного отсутствия... | |||
Форма товарно-транспортной накладной №1-т, утвержденная постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. №78 (далее – прежняя... | |||
Первому заместителю генерального директора ао «Калининградский янтарный комбинат» | При получении материальных ценностей от вышестоящей профсоюзной организации следует |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |