Федор Лукьянов Внешняя политика России: Технократы против идеологии


Скачать 63.57 Kb.
НазваниеФедор Лукьянов Внешняя политика России: Технократы против идеологии
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
Федор Лукьянов

Внешняя политика России: Технократы против идеологии

http://magazines.russ.ru/.img/t.gif

Федор Александрович Лукьянов (р. 1967) - главный редактор журнала «Россия в глобальной политике».

 

Перефразируя вождя мирового пролетариата, можно сказать, что статья Вячеслава Морозова, посвященная анализу текущей внешнеполитической мысли России, является «очень своевременной» работой. Соглашаясь в целом с точкой зрения автора и его концепцией «романтического реализма», остановлюсь на нескольких моментах, которые следует учитывать при осмыслении российской внешней политики, а точнее - особенностей поведения России в отношениях с внешним миром.

Главное заключается в следующем: внешнеполитическая практика в значительной степени не является прямой производной от интеллектуального климата, сложившегося в обществе и элите.

Если судить по многочисленным публикациям, оценкам аналитиков, высказываниям политиков и комментариям телеведущих, то антилиберальная, антизападная тенденция стала доминирующей. Священное право на самостоятельное развитие, незыблемость суверенитета в классическом понимании, недопустимость навязывания чуждых нам норм и ценностей, глубокое разочарование относительно лицемерия и двойных стандартов Запада, необходимость превращения России в мощный центр притяжения, а затем - в полюс будущего многополярного мира... Все эти часто повторяемые постулаты выстраиваются в достаточно цельную идеологию.

В то же время реальная внешняя политика, если очистить ее от риторических наслоений, выглядит иначе. По очень широкому кругу вопросов Москва активно взаимодействует с западными партнерами, занимая в большинстве случаев прагматическую и вполне отвечающую интересам Запада позицию. Даже если не принимать во внимание первый срок президентства Владимира Путина (он отличался просто-таки прозападной эйфорией), то и за последние два года, когда отношения с евроатлантическим сообществом стали быстро портиться, примеров подобного рода достаточно.

Позиция России по странам «оси зла». По большому счету Москва не противопоставляет себя Западу (сотрудничество с Ираном в области «мирного атома» не нравится Соединенным Штатам, но даже они не ставят под сомнение его законность с точки зрения международного права). Реакция на расширение Европейского союза - необходимые документы (протокол о распространении действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве России - ЕС на новых членов) были подписаны, несмотря на жесткие заявления. По настоятельной просьбе Евросоюза был ратифицирован Киотский протокол, от которого Россия решительно отказывалась, ссылаясь на ущерб своей экономике. Работа с нелюбимыми Советом Европы и ОБСЕ - на фоне постоянных упреков в предвзятости и вмешательстве в чужие внутренние дела и даже призывов выйти из этих «антироссийских» организаций Москва не предпринимает резких шагов.

Наконец, политика на постсоветском пространстве. Общепризнано, что данный регион является зоной прямого столкновения интересов России и ведущих государств Запада, он провоцирует наибольшие эмоции у всех заинтересованных сторон. Однако если вынести за скобки события в Украине осени - зимы 2004 года (это отдельная история, на которой я остановлюсь ниже), то Кремль, особенно в течение 2005-го, проводит курс на сворачивание политического влияния в бывшем СССР, на отказ от пресловутых «имперских амбиций». Самый яркий пример - отношения с Грузией, государством, которое и руководство России, и значительная часть населения (судя по весеннему опросу Левада-центра) считают враждебным. Но именно с недружественным режимом Михаила Саакашвили был подписан лежавший под сукном больше пяти лет договор о выводе российских военных баз, причем, несмотря на грозные заявления военных, по сути, на грузинских условиях. А рассуждения российских политологов о том, как легко Москва могла бы добиться дезинтеграции Грузии, приняв под свое крыло бывшие грузинские автономии (Абхазию и Южную Осетию), разбиваются о незыблемую официальную позицию относительно территориальной целостности соседней страны.

Если искать позитивные объяснения подобного противоречия между пропагандистской оболочкой и реальным содержанием внешней политики России, то можно предположить: за ним кроется сознательное желание «обезболить» общество на период мучительного перехода от имперского великодержавного сознания к статусу «обычной» страны. (Такого рода переход не давался легко ни одной из бывших империй - от Британской до Португальской, и каждая из них искала свои способы смикшировать разрушительные общественные настроения.)

В 1990-е годы эту функцию выполняли Содружество Независимых Государств, которое многие в России рассматривали как прообраз будущей реинтеграции распавшегося Союза, а также перспективы вхождения страны в мировую демократическую элиту, например присоединение к «большой восьмерке». Сегодня «наркоз» великодержавной риторики больше напоминает дымовую завесу, скрывающую реальное положение дел - на постсоветской реинтеграции поставлен крест, а место России в клубе демократий постоянно ставится под сомнение.

Фактор, который способен серьезно подорвать описанную прагматическую линию, - это взаимосвязь внутренних событий в России с событиями в других бывших советских республиках. Происходящее там неизбежно проецируется на внутрироссийскую ситуацию. В результате вопрос об отношениях с ними переходит из области внешней в сферу внутренней политики. Именно это предопределило прошлогоднюю украинскую коллизию. Опасения относительно того, что успех прозападных, выступающих под либеральными лозунгами сил создаст плацдарм для дальнейшего продвижения подобной идеологии в Россию, заставил Кремль изменить привычному сдержанному курсу. Вполне логично, что в формировании российской позиции во время избирательной кампании на Украине Министерство иностранных дел принимало минимальное участие, ключевую же роль играли представители политической власти России и политтехнологи.

В целом внешняя политика России намного менее идеологизирована, чем политика основных ее западных партнеров. В поведении на международной арене и администрации Соединенных Штатов, и руководства Европейского союза очень важную роль имеет следование определенным идейным установкам. В американском случае это неоконсервативный проект глобального продвижения демократии, представляющий собой прихотливую смесь мессианизма с преследованием геостратегических интересов. В случае с Евросоюзом - расширение зоны действия «европейских ценностей», которые в современном брюссельском понимании укладываются в стройную и выверенную систему формальных критериев.

У России жесткая идеологическая конструкция отсутствует и, что намного опаснее, отсутствует хотя бы среднесрочная стратегия действий. В большинстве ситуаций имеет место оперативное реагирование на происходящие вокруг изменения. При этом реакция может быть запоздалой, однако, как правило, она более или менее адекватна.

Гораздо хуже дело обстоит как раз в тех случаях, когда Москва пытается предупредить события и проводить наступательную политику, - количество неверных оценок, просчетов, грубых ошибок и шагов, вызванных эмоциями или предвзятостью, превышает допустимую норму. Самые яркие примеры такого рода - уже упомянутые Украина и Абхазия в период избирательных кампаний. Характерно, что на следующей стадии, когда речь шла уже о том, чтобы хоть отчасти восстановить нанесенный урон, Россия действовала намного рациональнее.

«Технократический» подход к внешней политике - это далеко не худший вариант: реализация тех идей, которые наиболее часто встречаются в сегодняшних дебатах, привела бы к куда более разрушительным и необратимым последствиям. Однако потенциал «дипломатии технократов» весьма ограничен. С ее помощью можно минимизировать ущерб и ответить на конкретные вопросы. Но для решения поистине гигантских проблем, стоящих перед страной во всех областях человеческой деятельности, полумерами и латанием дыр, в том числе и во внешней политике, не обойтись.

По всем объективным показателям (распад прежней международной системы, дающий новые возможности для выстраивания отношений, беспрецедентно благоприятная сырьевая конъюнктура, отсутствие прямой и непосредственной военной угрозы, общие для ведущих стран вызовы в области безопасности) Россия имеет шанс заметно укрепить свои позиции. Однако субъективный фактор - идейная сумятица, воцарившаяся в головах отечественной элиты в начале XXIвека, - сводит к минимуму благотворное влияние объективных обстоятельств.

За двадцать лет реформ страна добилась уникального результата: по разным причинам и при различных обстоятельствах дискредитированы все возможные модели развития. Сначала советская, которая просто обанкротилась. Потом либеральная, предусматривавшая превращение России в «нормальную» западную страну. Наконец, уже в этом десятилетии - модель авторитарной модернизации, попытки проведения которой вызывают все большее разочарование. Проблемы внутренней трансформации сказываются и на восприятии внешнего мира.

Национальный истеблишмент «заблудился» в новой обстановке, утратив ориентиры для дальнейшего движения вперед и пытаясь найти их позади, в прошлом. Стремление объяснить процессы, происходящие вокруг, с точки зрения принципов XIXи XXвеков приводит к неадекватной оценке и ошибкам в прогнозировании, а это вызывает растерянность и внутреннюю неуверенность, что, в свою очередь, ведет к инстинктивному желанию отгородиться от непонятного окружения. Именно данный психологический феномен, а не сознательный курс на самоизоляцию или конфронтацию с ведущими мировыми центрами, вызывает наибольшее количество трудностей в отношениях России с внешними партнерами.

В определенном смысле это хуже, чем просчитанные конфронтационные устремления, потому что обусловлено психологией элиты, а не является ее осознанным выбором. Хаотическое развитие ситуации в мире, где размываются привычные идеологии, рушатся правила игры и механизмы глобального управления, а на их месте не возникает ничего нового, только усугубляет проблемы, уходящие корнями внутрь российского постимперского сознания.


Похожие:

Федор Лукьянов Внешняя политика России: Технократы против идеологии iconВнешняя политика России при Александре II. Крымская война. Цели урока
Учащиеся должны иметь представление о причинах и характере войны, ее основных этапах

Федор Лукьянов Внешняя политика России: Технократы против идеологии iconКонтрольная работа №1 по истории на тему: «Внутренняя и внешняя политика России при Путине»
Результаты внешней политики Путина в отношении некоторых постсоветских государств 11

Федор Лукьянов Внешняя политика России: Технократы против идеологии icon2. англия мировая заговорщица
Завоеватели», «Спасет ли Путин Россию?». «Голгофа России. Схватка за Власть» «Необъявленная война», в новой книге серии Голгофа России...

Федор Лукьянов Внешняя политика России: Технократы против идеологии iconМирилашвили против россии
Данное дело основано на заявлении (№6293/04) против Российской Федерации, поданном в суд в соответствии со статьей 34 Конвенции о...

Федор Лукьянов Внешняя политика России: Технократы против идеологии iconМониторинг сми период времени: 11-07-2016
Курс на импортозамещение был объявлен два года назад, после введения санкций против России. В каком-то смысле на первый план при...

Федор Лукьянов Внешняя политика России: Технократы против идеологии iconВнешняя политика германской империи (1871 -1918)
Федеративная Республика существует уже более 60 лет – абсолютный рекорд в истории Германии после 1871 года. Чем же объясняется взлет...

Федор Лукьянов Внешняя политика России: Технократы против идеологии iconФормирование учетной политики профсоюзной организации на 2005 год
Федеральным законом от 21. 11. 96 №129-фз "О бухгалтерском учете" и Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации"(пбу...

Федор Лукьянов Внешняя политика России: Технократы против идеологии iconВ разделе представлены статистические данные о внешней торговле Российской...
Снг, внешняя торговля Российской Федерации основными товарами, внешняя торговля и товарная структура Российской Федерации в разрезе...

Федор Лукьянов Внешняя политика России: Технократы против идеологии icon4. 3 Сертификация и лесная политика РФ 4 Правовые вопросы внедрения...
Проблемы лесного сектора России и его имидж на экологически чувствительных рынках

Федор Лукьянов Внешняя политика России: Технократы против идеологии iconОтветы на вопросы
То что придумано это не против вас. Это против того, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность, не платит налоги

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск