Скачать 463.3 Kb.
|
Проект «Информационно-образовательная кампания по профилактике, выявлению и работе с детьми, потерпевшими сексуальное насилие» Ребёнок в опасности! Памятка для родителей Иркутск 2012 Брошюра подготовлена и издана в рамках проекта «Информационно-образовательная кампания по профилактике, выявлению и работе с детьми, потерпевшими сексуальное насилие» при поддержке «Губернского собрания общественности Иркутской области». Проект выполнен Иркутской областной общественной организацией Байкальский региональный союз женщин «Ангара» в партнерстве со Следственным комитетом Следственного управления РФ по Иркутской области и Уполномоченным по правам ребенка по Иркутской области. Ребёнок в опасности! (памятка для родителей) – Иркутск, 2012г. – 34с. По данным правоохранительных органов, несовершеннолетние составляют почти половину жертв насильственных преступлений сексуального характера, и эта проблема все более усугубляется. Важно и то, что помимо непосредственно сексуального насилия появляются новые разновидности психологического и духовно-нравственного насилия над детьми, имеющие сексуальный подтекст, которые насквозь пронизывают окружающее детей культурное и информационное пространство. Через СМИ, Интернет в жизнь ребёнка входят не только знания, кино, мультфильмы и игрушки, но и порнография, насилие, жестокость, совращение и растление. В брошюре вы можете найти ответы на вопросы:
Понятие «ребёнок», «дети», используемые в брошюре включают в себя и возрастную группу «подросток». Брошюра адресована родителям. Распространяется бесплатно. © Байкальский региональный Союз женщин «Ангара» Оглавление
1.1. Понятие насилия над детьми …………………………………………………………4 1.2. Физическое насилие над ребёнком ………………………………………………..5
3.1. Понятие сексуального насилия над ребёнком ………………………………9 3.2. Что говорит закон о сексуальном насилии в отношении детей …………………………………………………………………….10 3.3. Реакция ребёнка на изнасилование ……………………………………………12 3.4. Как распознать сексуальное насилие …………………………………………15 3.5. Что делать, если Ваш ребёнок подвергся сексуальному насилию ……………………………………………………………….17
в опасных ситуациях ………………………………………………………………….23 5.1. Полезные советы, которые необходимо дать ребёнку ………………….23 5.2. Основные правила безопасного поведения, которые родители должны привить своим детям ……………………………………….29 5.3. Основные правила, соблюдение которых усилит безопасность Ваших детей ………………………………………………………….29 6. Телефоны «горячих линий», по которым можно обратиться за помощью ………………………………………………………………32 1. Насилие над детьми
Насилие - это неправомерное физическое или психическое воздействие на другого человека, посягающее на его физическую или психическую неприкосновенность и могущее привести к нарушению его анатомической целости, физиологических функций его органов и тканей или причиняющее ему физические или нравственные страдания. Насилие над ребёнком - любое действие или бездействие взрослых или сверстников, наносящее психологическую или физическую травму ребёнку. Долг каждого родителя - это забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество. Эксперты выделяют несколько основных форм насилия: эмоциональное, психологическое, экономическое, физическое, сексуальное. Однако, формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг «системы воспитания». Над ребёнком совершают эмоциональное и психологическое насилие, если: • ребёнку внушают страх с помощью крика, действий, жестов, взглядов; • используют для запугивания свой рост, возраст; • ребёнку угрожают насилием по отношению к другим (родителям, друзьям, животным и так далее); • контролируют доступ ребёнка к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушками и дедушками; • ребёнка стыдят, унижают его достоинство; • используют обидные прозвища; • используют его в качестве доверенного лица; • при общении с ребёнком проявляют непоследовательность; • используют ребёнка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому). Над ребёнком совершено экономическое насилие, если: • не удовлетворяются его основные потребности, • его поведение контролируется с помощью денег; • взрослыми растрачиваются семейные деньги; • ребёнок используется как средство экономического торга при разводе. К ребёнку относятся жестоко, если используют: • угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение); • угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам; • используют свои привилегии (обращаются с ребёнком как со слугой, с подчинённым); • отказываются сообщать ребёнку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе (о посещениях его родителями, опекунами, ребёнка перебивают во время разговоров). 1.2. Физическое насилие над ребёнком Физическое насилие - любое физическое воздействие на ребёнка - побои и иное причинение вреда здоровью. При физическом насилии не всегда могут быть видимые признаки физического насилия. Эксперты выделяют следующие основные признаки:
Что того, чтобы диагностировать физическое насилие необходимо обратиться в медицинское учреждение. Если ребёнок потерпел физическое насилие в семье, в случае доказательства, адекватной мерой может быть изъятие его из семьи органами опеки или органами полиции и определение его в специализированный центр, больницу или приют. Там ребёнок будет находиться до решения суда. Органами опеки в этом случае возбуждается уголовное дело вплоть до лишения или ограничения родителей в родительских правах. В случае, если у ребёнка есть адекватные родственники и они готовы о нём заботиться, и обеспечивать защиту от возможных посягательств насильника, ребёнок может находиться у них (с ведома и разрешения органа опеки). 2. Насилие над ребёнком в школе Это очень большая и серьёзная проблема современного общества. Зачастую жертвы насилия со стороны сверстников не говорят об этом никому, пытаются решить проблему самостоятельно (чаще это не удается). Следствием невозможности решить эту проблему является нарушения состояния здоровья и эмоционально-поведенческие расстройства у жертв насилия. Стойкие отказы от посещения школы, потеря интереса к обучению, беспрестанные жалобы на здоровье, депрессивные состояния, замкнутость и отгороженность, полный уход в виртуальный мир компьютера - один из вариантов последствий систематического насилия в школе. Для родителей нужно, прежде всего, понять, что происходит с их ребёнком. Если это насилие со стороны одноклассников, сверстников, (любая его форма - физическое - побои, морально-нравственное - унижения, обзывания, провокации, не говоря уже о нарушении половой неприкосновенности), нужно поговорить с ребёнком, объяснив ему(ей), что насилие в школе совершается при замалчивании ситуации. Если терпеть - ничего не изменится, ситуация будет только ухудшаться. Надо действовать! Не надо бояться, что в случае вмешательства взрослых и администрации будет хуже. Хуже будет, если взрослые не вмешаются! Уговоры, подкупы, и попытки решить конфликт мирным путем обычно не срабатывают, иначе так бы их решали всегда. Проблема возникла во время нахождения ребёнка в школе, а значит, администрация школы несёт полную ответственность за непротиводействие насильникам, за каждый синяк и дискомфорт жертвы. А если родителю стало известно, что его ребёнка унижают или избивают, а он (родитель) ничего не делает - то родитель становится соучастником преступления против собственного ребёнка. Запомните, что тот, кто обижает, не хочет, чтобы Вы куда-то пошли и рассказали об этом. Поэтому нужно начать обращаться во все компетентные инстанции, чтобы наказать обидчиков и восстановить справедливость. Помните, что в случае насилия над Вашим ребёнком нарушены его права:
Кстати, если обидчики почувствуют свою безнаказанность, они и дальше будут практиковать подобный стиль отношений - издеваться, унижать и избивать. Что нужно сделать родителям, когда им стало известно о фактах насилия по отношению к их ребёнку (подростку)? 1. Если есть синяки, ссадины, и прочие следы побоев - необходимо обратиться в медпункт и показать их медсестре, заведующему по воспитательной части, и дальше в любой травматологический пункт для освидетельствования. Если кто-либо начнёт вас отговаривать от освидетельствования побоев - не слушайте его. Руководство школы может это сделать по причине того, что не хочет огласки инцидента в своей школе. Есть специальная процедура, регламентированная законом - при Вашем обращении в травматологический пункт и фиксации в медицинской документации последствий физического насилия медицинский работник обязан послать депешу в отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних, чтобы этот случай стал предметом внимания дознавателей (работников следственных органов полиции). 2. После освидетельствования побоев можно написать список обидчиков, и приложить его к заявлению в трех экземплярах - для директора школы, заместителя директора по воспитательной работе и участкового полицейского (или инспектора по делам несовершеннолетних). Важно! Ваше обращение (письменное заявление) должно быть зарегистрировано в канцелярии и иметь входящий номер. 3. Если Вам (или Вашему ребёнку) угрожают, сделайте то же самое. Заявление в полиции - лучший страховой полис. Ведь если с Вами (или с Вашим ребёнком) что-нибудь случится, то к тем, кто в списке Вашего заявления, будет особое внимание при допросе, вне зависимости от алиби. 4. Если участковый отказывается принимать Ваше заявление, (чаще всего, рассказывая, как других людей бьют и как им страшно) - это значит, что участковый не хочет исполнять свои должностные обязанности. Тогда заявление дополняется фразой «участковый Ф. И. О. отказался принимать заявление», и направляется в районное отделение полиции на имя начальника участкового, что обеспечит участковому выговор за несоблюдение должностных обязанностей. Заявление у участкового - это так же и знак того, что за Вашими обидчиками будет уже числиться правонарушение, и это будет учтено, в случае, если они попадутся и на другом правонарушении. 5. В случае морального унижения (издевательство или угрозы) при отсутствии физических побоев можно написать такое заявление (директору школы, а при бездействии администрации школы - и в полицию). Образец заявления Директору средней школы № _____ Ф. И. О. Директора______ от _____ (ваше Ф. И. О.) ЗАЯВЛЕНИЕ. Прошу обеспечить моему ребёнку безопасное пребывание в школе и обеспечить его право на получение образования в достойных условиях. (Далее можно изложить конкретные случаи и конкретные имена людей, которые унижают ребёнка - будь то сверстники, старшеклассники или даже некоторые педагоги). Дата. Подпись. Кроме того, можно (и нужно!) обратиться к психотерапевту, если ребенок чувствует страх, тревогу, у него пониженное настроение и нет желания ходить в школу, есть психосоматические нарушения (и Вы понимаете, что это - следствие сложившейся ситуации). Это, во-первых, поможет окружающим понять серьезность ситуации и простимулирует педагогических работников школы принять самое активное участие в разрешении ситуации и в предотвращении дальнейшего причинения вреда здоровью ребёнка, а во-вторых, это нужно вашему ребёнку для получения квалифицированной психотерапевтической помощи, поднятии самооценки и приобретении навыков самоэффективности. 6. Для повышения уверенности в себе можно рекомендовать Вашему ребёнку пойти на любую секцию бокса, тайского бокса, карате, рукопашного боя и тренироваться, чтобы можно было отбиться в случае нападения. Однако эта рекомендация не для всех! И запомните: решение проблемы начинается с первого действия по её решению, и продолжается только благодаря упорному приложению сил к её решению. 3. Сексуальное насилие над ребёнком 3.1. Понятие сексуального насилия над ребёнком Сексуальное насилие - одна из форм насилия, которая характеризуется тем, что актом такого насилия нарушается, не только права лица на личную неприкосновенность и личное достоинство, но и право на половую неприкосновенность, что делает акты сексуального насилия особо общественно опасными преступлениями. Определение сексуального насилия, использующееся в международном праве - «физическое посягательство сексуальной природы, совершенное над личностью при обстоятельствах принуждения». Понятие «обстоятельства принуждения» не ограничиваются примененной физической силой, но также включают в себя угрозы и психологическое давление. Сексуальное насилие в отношении детей – это вовлечение ребёнка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие всегда наносит вред физическому, психическому или психосоциальному здоровью ребёнка. Сексуальное насилие над ребёнком - это не только прямое физическое насилие, но и вовлечение ребёнка в сексуальный контакт со взрослым в любой форме:
Выделяют два вида сексуального насилия над детьми:
Педофил - это взрослый человек с исключительным сексуальным интересом в половом отношении к несовершеннолетним детям. Чаще всего, педофил - это не абстрактный незнакомец в парке, с масляными глазами и конфеткой в руке. Это - не злодей в чёрной маске и с оружием, который похищает ребёнка у Вас из рук. В большинстве случаев педофил - это милый, располагающий к себе человек, которого, возможно, Вы знаете и о котором вообще сложно подумать плохо. Внимание!!! 89% осужденных за педофилию совершали преступление в отношении ребёнка, которого они так или иначе знали: это был их знакомый, родственник или подопечный. Сексуальные преступники могут быть чрезвычайно старательными в подходе к детям. Некоторые могут потратить недели или даже месяцы (а иногда и годы), чтобы узнать ребёнка или подростка прежде, чем пригласить его встретиться или попросить номер его мобильного телефона. Кто совершает сексуальное насилие над детьми Официальная отечественная статистика сексуального насилия над детьми отсутствует, однако, по данным выборочных исследований, около 70% детей, подвергшихся сексуальному насилию, испытывали развратные действия со стороны родственников и знакомых. Из них 28% детей испытывали сексуальное насилие со стороны родителей или опекунов. Весьма приблизительными являются данные о правонарушении в отношении детей по ст. 131 УК РФ (изнасилование), однако около 50% данных случаев приходится на насилие, совершенное в отношении близких родственников (дочерей, сестер, внучек). Приведенные данные указывают на то, что в 2\3 случаев насилие носит семейный характер и 1\3 детей страдает от насилия вне семьи. |
Проект «Информационно-образовательная кампания по профилактике, выявлению и работе с детьми, потерпевшими сексуальное насилие» | Брошюра подготовлена в рамках проекта «Служба сопровождения принимающих семей». Издание профинансировано Фондом поддержки детей,... | ||
Оригинал!!!нотариально заверенное согласие на перевозку детей от обоих родителей | |||
«Прием документов от лиц, желающих установить опеку (попечительство) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей,... | |||
В случае путешествия с детьми: Несовершеннолетний гражданин Республики Казахстан, следующий совместно хотя бы с одним из родителей,... | Проблема предотвращения насилия над детьми является особенно актуальной во всем мире. Рост насилия над детьми обнаруживает связь... | ||
«Информационно – методическая работа по профилактике наркомании и других зависимостей» | Методическая разработка предназначена для встреч в женских группах Проекта Кешер, с женщинами в еврейских общинах, а так же для работы... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |