Доклад Уполномоченного по правам человека в Курской области за 2014 год


НазваниеДоклад Уполномоченного по правам человека в Курской области за 2014 год
страница1/10
ТипДоклад
filling-form.ru > бланк заявлений > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Доклад Уполномоченного по правам человека в Курской области за 2014 год

В 2014 году к уполномоченному по правам человека в Курской области обратились 1314 человек (в 2013 году - 1529). Как и в прошлые годы, чаще других обращались к уполномоченному жители Курска (57,4 процента). В целом по области больше всего заявлений поступило из Курского, Золотухинского, Кореневского и Хомутовского районов. Основная категория заявителей – пенсионеры, осужденные, инвалиды, а также беженцы и вынужденные переселенцы.

 Наиболее острые вопросы, с которыми граждане обращались к уполномоченному, связаны с жильем, ЖКХ, социальной поддержкой, экологией, охраной здоровья, земельными и трудовыми правоотношениями, действиями (бездействием) органов муниципальной власти, правами лиц, содержащихся под стражей.

В этом году сотрудники аппарата уполномоченного по правам человека по уже сложившейся практике провели 12 выездных приемов граждан  в  администрациях районов области, а также ознакомились с тем, как ведется работа с обращениями жителей в муниципальных образованиях. 

Как свидетельствует анализ обращений граждан в районах, основные вопросы связаны с  земельными правоотношениями, медицинским обслуживанием, ремонтом  и строительством дорог, транспортом, предоставлением жилья, социальной защитой, обеспечением водой, оказанием  материальной помощи, спорами между соседями.

 О ПРОБЛЕМАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА ЖИЛЬЕ

 Жилищное законодательство обязывает органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище. На практике эта норма действует, но касается она в основном рыночных механизмов (ипотечного кредитования, предоставления субсидий и материнского капитала для приобретения или строительства и др.), которые рассчитаны на граждан, имеющих возможность участвовать в софинансировании при реализации жилищных программ. Обязанность государства обеспечивать жильем малоимущих граждан, что также предусмотрено законом, образно говоря, под большим вопросом.

Уполномоченный уже несколько лет ставит одни и те же острые проблемы. Первоочередное право обеспечения жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, по сути, не реализуется. Буквально на каждом приеме с подобными жалобами приходят люди к уполномоченному, и больно уже смотреть им в глаза. Очередники, особенно в сельской местности, по двадцать-тридцать лет ждут улучшения жилищных условий и никогда его не дождутся, ибо ничего давно не строится. Ветераны (к ним относятся многие категории граждан) также имеют право на жилье, но не предусмотрен порядок его реализации. Либо полномочия отданы дотационным муниципальным образованиям, которые едва сводят концы с концами.

Возникает вопрос: как восстановить нарушенное право на жилье, если закон «не работает»? А если кому-то и повезет выиграть судебный процесс, то наверняка придется упорно и долго добиваться исполнения судебного решения. И при этом не факт, что изнурительная тяжба увенчается успехом.  В итоге люди доходят до отчаяния и живут с обидой на власть, уже не говоря о том, что ухудшается их здоровье.

Как сообщила пресса, правительство поручило Министерству труда и социальной защиты подготовить поправки в законодательство, которые позволят открыть единую базу лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет федерального бюджета. В их числе ветераны, инвалиды, семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, бывшие военные и другие категории граждан. Основная идея проекта – вместо существующих списков очередников, которые ведет каждый регион отдельно, сделать единый российский список, чтобы следить за тем, как предоставляется жилье в разных областях и уравнять их жителей. Как это сделать и, самое главное, откуда взять деньги, пока неизвестно. Поправки планируется подготовить к апрелю следующего года, а в июне – внести на рассмотрение в Государственную Думу.

Сейчас даже общее количество очередников неизвестно, поскольку учет ведется только на уровне местной власти. Лучше всего обстоит дело только в Москве и Санкт-Петербурге. По данным на конец этого года, здесь насчитывалось в очереди примерно по 150 тысяч человек. В столице в адресную инвестиционную программу на 2013 – 2015 год заложено строительство для нуждающихся категорий граждан 470 тыс. кв. м жилья. Это означает, что при норме в 18 кв. м на человека за три года получат квартиры 26,1 тысячи москвичей, или 8,7 тысячи семей. Кроме того, город выдает субсидии, которые позволяют погасить значительную часть от стоимости квартиры: 40 процентов – если семья стоит в очереди пять лет, 70 процентов – если десять.

Во многих регионах очередь попросту не движется, так как социальное жилье для очередников не строится. А срок ожидания жилья составляет от десяти до тридцати лет.

Приведу примеры. К уполномоченному по правам человека обратилась жительница Курчатовского района М., мать ребенка с первой группой инвалидности, который нуждается в постоянном уходе и нормальных условиях проживания:

«С 2000 года мы проживаем в доме, который является дачей, так как у нас не было денег купить жилье ни в городе, ни в селе. Мы тринадцать лет проживаем в нечеловеческих условиях. Строение, используемое под дачу, было построено в 1946 году. Оно все сыпется, в нем сырость, нет ни воды, ни газа, до сих пор топимся углем. Весной 2014 года случился пожар из-за старой непригодной электропроводки. Мы с ребенком чудом спаслись…»

Семья М. проживала в Казахстане в приватизированной трехкомнатной квартире. В 1997 году наши соотечественники приехали в  Омскую область, приобрели статус вынужденных переселенцев, получили удостоверения. Через два года переселенцы отправились на жительство в Беларусь и  согласно закону утратили статус вынужденных переселенцев.

Затем скитальцы вернулись в Россию, поселились в Курчатовском районе Курской области в непригодных для жилья условиях. Миграционная служба зарегистрировать членов семьи как вынужденных переселенцев отказалась, так как в удостоверениях не было отметки о  снятии с учета в миграционной службе Омской области. В судебном порядке восстановить статус вынужденных переселенцев заявителям не удалось.

А это значит, что семья не может стать участником подпрограммы  «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и получить социальную выплату на приобретение жилого помещения.

В 2011 году администрации муниципального образования поставила заявителей на учет в качестве нуждающихся  в улучшении жилищных условий, что означает обеспечение жильем в порядке очередности. Но свободного жилищного фонда у муниципалитета нет, и неизвестно когда будет.

А вот другой пример. К уполномоченному обратился участник боевых действий в Северо-Кавказском регионе житель Железногорского района  К. по поводу обеспечения жилым помещением. На учет его поставили после 1 января 2005 года.

В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года «О ветеранах» ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, которым не предусмотрен порядок обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма ветеранов боевых действий, обратившихся с заявлением после этой даты.  Право на получение жилых помещений ветераны боевых действий приобретают и реализуют на общих основаниях в порядке очередности.

Уполномоченный обратился с ходатайством в интересах заявителя в администрацию муниципального образования. В ответе сообщается о том, что приобрести жилое помещение за счет средств местного бюджета не представляется возможным.

Цитата из заявления жителя Обоянского района Л.:

«Я являюсь инвалидом 3-й группы, приобретенной в результате участия в боевых действиях в Чеченской республике. Военным комиссариатом Курской области мне было выдано удостоверение, согласно которому я имею права и льготы, предусмотренные ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. «О ветеранах». Согласно редакции ст. 16, действовавшей на момент признания меня нуждающимся в улучшении жилищных условий – 08.08.2003 г., мне было предоставлено право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Прошу сообщить мне в письменном виде, когда и на каких условиях будет реализовано мое право на первоочередное бесплатное предоставление жилья».

Вопрос реализации права на первоочередное обеспечение жильем, предусмотренное  статьей 16Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах»,  ветеранами боевых действий, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, рассматривал Конституционный суд РФ и указал в определении от 14.07.2011 г.:

 «Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры такой защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что выбор способов и объема социальной защиты, а также форм ее предоставления относится к дискреции законодателя, который, однако, связан конституционными принципами стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости произвольного отказа от принятых на себя публично-правовых обязательств.

Согласно первоначальной редакции подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений, что означало наличие у них приоритета перед гражданами, состоящими в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья.

Эта же норма в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ, а также взаимосвязанные с ней положения статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» закрепляют как право ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, так и целевой порядок формирования и расходования этих средств с передачей соответствующих полномочий субъектам Российской Федерации.

Подобное правовое регулирование, устанавливающее в том числе принцип целевого финансирования обязательств государства перед ветеранами боевых действий в жилищной сфере, призвано конкретизировать эти обязательства, которые, как и ранее, не зависят от предоставления жилья гражданам, состоящим в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья. С учетом изложенного оспариваемые заявителем законоположения сами по себе конституционные права не нарушают».

Таким образом, исключив из системы мер социальной защиты ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, льготу в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, федеральный законодатель предусмотрел для тех из них, кто по состоянию на 1 января 2005 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет, то есть имел право на указанную льготу, гарантию в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года,  за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «Оветеранах» утвержден постановлением правительства Курской области от 29.08.2006 № 180.

Мерой социальной поддержки по обеспечению жильем указанной категории граждан является предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в пределах субвенций, поступающих из федерального бюджета в бюджет Курской области на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Размер единовременной денежной выплаты определяется  исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Курской области.

Приказом Минстроя России от 08.09.2014 № 525/пр утверждены показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2014 года, которые подлежат применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета. Для Курской области данный показатель составляет 25 601 рублей. Таким образом, сумма единовременной денежной выплаты на сегодняшний день составляет: 18х25 601= 460 818 рублей.

По данным дирекции по жилищным субсидиям, заявитель был включен в резервный список  граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату в 2014 году. Дирекция направила в администрацию Зоринского сельсовета Обоянского района сообщение о возможности выдать Л. единовременную денежную выплату. Но он отказался от ее получения.

Заявления очередников, которые не могут дождаться своей очереди, поступают буквально изо всех районов, и ситуации в основном похожие.

Цитата из жалобы:

«Моя бабушка после войны и плена в Германии до выхода на пенсию в 1980 году проживала в Знаменском сельском совете Щигровского района. У нее был свой, хотя и небольшой, домик. В 1999 году в нем обрушилась крыша, и ей пришлось перебраться к дочери. Она обращалась в администрацию Знаменского сельского совета по поводу предоставления жилья, но ей отказали в связи с отсутствием домов и денежных средств. Каждый год ответ был таким же. Мер для ее постановки на жилищную очередь администрацией принято не было. В 2009 году, когда я обратилась в администрацию Знаменского сельсовета за справкой о наличии у бабушки домовладения, выяснилось, что домовладения вовсе никогда не было, потому что сотрудники Щигровкого БТИ  при проведении инвентаризации в 1986 - 1987 годах бабушкин дом пропустили. Никто ни за что не отвечает, должностным преступлением это не является. По месту жительства дочери бабушку поставили на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий  только в августе 2010 года. Она должна быть обеспечена жильем в порядке очередности. И никаких сроков».

К сожалению, в подобных ситуациях помочь очередникам практически невозможно.

Приведу еще один пример. Уполномоченному по правам человека пожаловалась жительница Курска на то, что проживает в аварийном доме под угрозой опасности для жизни. Специалисты  ОБУ «Курскоблкоммунпроект» оценили состояние деревянных конструкций перекрытия и шатровой крыши как недопустимые и пришли к выводу, что несоответствие  конструкции наружных стен теплотехническим требованиям ведет к большим потерям тепла в зимний период эксплуатации здания.  В 2012 году ОАО «Курскгаз» из-за аварийного состояния дома отключил отопительный котел. Заявителю пришлось две зимы жить в холоде и страхе от того, что дом может рухнуть.

Администрация Центрального округа города Курска отказывала Р. в проведении комиссионного обследования жилого дома по причине отсутствия заявления от сособственника, который в доме не проживает.

 Уполномоченный обратился в администрацию города с просьбой о переселении заявительницы в жилое помещение маневренного фонда. В итоге межведомственная комиссия администрации Центрального округа города Курска провела обследование домовладения и признала его непригодным для проживания.

К уполномоченному обратилась учительница Полянской средней общеобразовательной школы имени гвардии лейтенанта М. И. Ходыревского с жалобой на действия администрации Полянского сельсовета Курского района:

«С 2001 года вместе с семьей проживаю в здании бывшего школьного интерната, и другого жилья у меня нет. В настоящее время здание школьного интерната передано в муниципальную собственность Полянского сельсовета с целью приватизации комнат жильцами. Главой сельского совета был нанят архитектор, который за наши деньги составил план здания. Конфигурация некоторых квартир, в том числе и моей, изменилась. Теперь глава требует меняться с соседями комнатами и осуществлять их реконструкцию в соответствии с этим планом. Но в 2013 году я взяла большую сумму денег в кредит и совместными усилиями отца-пенсионера, брата и дочерей уже построила свой санузел и сделала ремонт комнат, начиная все с нуля. Мое здоровье и финансовое состояние не позволяют проводить ремонт заново. Прошу Вас разобраться в данной ситуации и разрешить оставить за мной уже отремонтированные комнаты».

По поручению уполномоченного сотрудник аппарата выехал на место, побеседовал с жильцами общежития и работниками Полянского сельсовета. В итоге выяснилось: образовательному учреждению нужны были учителя, и комнаты им предоставлялись без документов, подтверждающих право проживания. Все занимали жилье по принципу «кому, что досталось». Было такое, что жилые помещения одной семьи располагались в разных местах.

Поэтому проект будущих квартир уже жилого дома разрабатывался с учетом того, чтобы у каждой семьи получилась полноценная квартира. Но при этом пострадали те, кого задело переселение в другие комнаты, в том числе и заявительница.

Администрация сельсовета ознакомила жильцов с проектом плана реконструкции здания на общем собрании, был составлен протокол, собраны подписи. План жильцы получили на руки. Полагаю, что каждому из них следовало бы вникнуть в то, будут ли перемены, чтобы не спешить с затратами на ремонт жилья.

О нарушенном праве в данной ситуации говорить не приходится, так действия жильцов, по сути, незаконны. А если оценивать ситуацию с точки зрения справедливости, то получается, что администрация сельсовета стремилась учесть интересы всех жильцов, поэтому и был избран именно такой план реконструкции комнат.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Доклад Уполномоченного по правам человека в Курской области за 2014 год iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
...

Доклад Уполномоченного по правам человека в Курской области за 2014 год iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
...

Доклад Уполномоченного по правам человека в Курской области за 2014 год iconДоклад Уполномоченного по правам человека в Костромской области за...
Костромской области, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти

Доклад Уполномоченного по правам человека в Курской области за 2014 год iconДоклад о деятельности уполномоченного по правам человека в нижегородской...
Доклад содержит данные о числе поступивших и принятых к рассмотрению обращений и жалоб, результатах их рассмотрения, мерах по реализации...

Доклад Уполномоченного по правам человека в Курской области за 2014 год iconДоклад уполномоченного по правам человека в орловской области за 2013 год
Орловской области «Об Уполномоченном по правам человека в Орловской области» представляю Губернатору Орловской области, в областной...

Доклад Уполномоченного по правам человека в Курской области за 2014 год iconДоклад Эдварс Галины Анатольевны
«Об основном содержании и результатах деятельности Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области за текущий период 2009...

Доклад Уполномоченного по правам человека в Курской области за 2014 год iconО докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2012 году
Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2012 году, в соответствии с пунктом 1 статьи...

Доклад Уполномоченного по правам человека в Курской области за 2014 год iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
Целью настоящего доклада является информирование органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, общественных...

Доклад Уполномоченного по правам человека в Курской области за 2014 год iconЕжегодный доклад
«О соблюдении прав человека в Оренбургской области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области в 2014...

Доклад Уполномоченного по правам человека в Курской области за 2014 год iconДоклад о деятельности уполномоченного по правам человека в ненецком...
Краткая статистика и анализ обращений, поступивших в адрес Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск