Положение об организации преподавания и контрольно-оценочной деятельности при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики»


Скачать 114.76 Kb.
НазваниеПоложение об организации преподавания и контрольно-оценочной деятельности при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики»
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
 ПОЛОЖЕНИЕ

об организации преподавания и контрольно-оценочной деятельности при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики»


  1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение об организации преподавания и контрольно-оценочной деятельности при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее Положение)  регламентирует порядок  организации преподавания курса «Основ религиозной культуры и светской этики»,  систему контроля и оценки планируемых результатов.

1.2..Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О свободе совести и религиозных объединениях», письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012 №08-250 «Об обучении основам религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».

1.3.Настоящее Положение регулирует организацию процесса обучения, контроль и оценку результатов по основам религиозной культуры и светской этики (далее ОРКСЭ) в 4 классе.

1.4.Целью данного Положения является создание благоприятных условий, обеспечивающих его благополучное развитие, обучение и воспитание, совершенствование способов оценивания учебных достижений у обучающихся.
2.Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

2.1.Цель учебного курса ОРКСЭ: формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

2.2.Задачи учебного курса ОРКСЭ:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
3. Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения

3.1.Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

3.2.Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

3.3.Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
4.Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

4.1.Курс ОРКСЭ изучается в 4 классе (34 часа) в течение учебного года.

4.2.Блок 1 (общий для всех модулей). Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Блок 2. Основы традиционных религий и светской этики. Блок 3. Традиционные религии и этика в России. Блок 4 (общий для всех модулей).

Духовные традиции многонационального народа России .

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Рекомендуется уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

4.3.Блок 4 – итоговый, обобщающий. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
5.Учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для каждого блока курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
6.Организация процесса обучения ОРКСЭ

6.1. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  • Основы православной культуры;

  • Основы исламской культуры;

  • Основы буддийской культуры;

  • Основы иудейской культуры;

  • Основы мировых религиозных культур;

  • Основы светской этики.

6.2.Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) на основе письменного заявления одного из родителей (законных представителей) в 4 классе.

Предварительный этап. Информирование родителей (законных представителей) о содержании образования по курсу ОРКСЭ и праве осуществить свободный выбор модуля ОРКСЭ для изучения несовершеннолетним обучающимся. Информация передается родителям лично. Классные руководители проверяют доведение информации до всех родителей (законных представителей) учащихся в своём классе. Одновременно выявляются возможные вопросы, которые могут быть поставлены на родительских собраниях и не могут быть разъяснены непосредственно классным руководителем, возможные затруднения, проблемные ситуации, в случае их наличия с отдельными родителями. О таких проблемных ситуациях следует известить администрацию и по возможности подготовиться к ним, принять превентивные меры, в том числе предварительно пообщаться с родителями школьников, чтобы к проведению родительских собраний такие ситуации были максимально исключены.

При общении с родителями недопустимо склонять их к какому-либо определённому выбору под любыми предлогами (удобство для школы, для класса, отсутствие возможностей обеспечить их выбор, указания от управлений образования, отсутствие подготовленных учителей и др.). Даже в случае просьб со стороны родителей «помочь с выбором», «посоветовать» и т. п. такие предложения должны быть отклонены со ссылкой на законодательство, устанавливающие исключительную ответственность родителей за выбор, воспитание своих детей.

В случае вопроса о возможности отказаться от изучения учебного курса (всех модулей) необходимо разъяснить, что решение о его преподавании вызвано широкой общественной потребностью и принято органами государственной власти. В связи с этим отказ от изучения не допускается.

Бланки заявлений для родителей заготавливаются заранее, в которых указываются перечень модулей, входящих в комплексный курс ОРКСЭ.

Проведение родительского собрания.

Дата проведения родительских собраний определяется заранее.

На родительские собрания заранее приглашаются и присутствуют: родители всех учащихся; представитель администрации (директор или заместитель директора); классный руководитель; педагог (педагоги), который предполагается в качестве учителя по модулям курса; представитель родительского комитета. Возможно проведение единого собрания родителей в нескольких (двух и более) классах с родителями всех учащихся по списку. В этом случае протоколы оформляются по каждому классу на основе выбора родителей каждого класса. Регламент родительского собрания выстраивается по следующему плану:

-вводное выступление представителя администрации;

-представление родителям содержания образования: представляются все модули комплексного курса вне зависимости от предполагаемого выбора родителей. Представление по каждому модулю может включать краткий рассказ о соответствующей религиозной традиции, образовательных и воспитательных задачах данного модуля, связи его содержания с содержанием других модулей комплексного курса;

-представление ведущим собрания учителя (учителей), который предполагаются в качестве преподавателя;

-ответы на вопросы родителей, уточнения;

-заполнение родителями личных заявлений. Допускается предварительный сбор заявлений от родителей, которые могут отсутствовать в период выбора по уважительным причинам. В этом случае классный руководитель должен получить бланки заявлений от ответственного за выбор и передать их родителям заранее лично или через ребёнка, пообщаться с родителями в случае, если у них есть вопросы по выбору, содержанию образования и другим темам, получить от них заполненный бланк, убедиться в правильности его заполнения и передать его представителю администрации, ответственному за выбор, который должен сохранить его до подведения общих результатов. Ответственный представитель администрации при необходимости оказывает помощь классному руководителю в общении с родителями, ответах на их вопросы, решении возможных конфликтных ситуаций;

-сдача родителями заявлений классным руководителям, сверка ими числа заявлений по заранее подготовленному списку каждого класса.

В случае отсутствия на собрании родителей отдельных учащихся необходимо связаться с ними и в кратчайшие сроки получить от них заявления. Оформление таких отдельных заявлений проводится представителем администрации, который вместе с классными руководителями должен обеспечивает сбор всех заявлений.

6.3.Курс ОРКСЭ и в целом образовательный процесс в общеобразовательном учреждении не предусматривает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате. В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

6.4. Администрация школы обеспечивает изучение любого выбранного модуля (даже для одного ребенка в ОУ).

6.5.При изучении курса «ОРКСЭ» класс делится на подгруппы в зависимости от выбранного родителями модуля. При этом вести разные модули (предметы) могут разные учителя в ОУ, а если отдельные модули (предметы) ведет один учитель, он делает это в разное учебное время с группами учащихся.

6.6..Расписание уроков должно быть составлено таким образом, чтобы уроки в каждой группе, не зависимо от ее численности, проводились в соответствии с существующими требованиями.

6.7. Преподавание курса ОРКСЭ обеспечивают педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку.

6.8.Для эффективной организации и ведения курса ОРКСЭ могут   использоваться электронные образовательные ресурсы:

-федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;

-единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru. (раздел «Культурно-историческое наследие» (произведения искусства из фондов Эрмитажа, произведения искусства Третьяковской галереи), «Тематические коллекции» (от Руси Киевской до Руси Московской).

-Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах:

-электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru (содержит учебные пособия по философии, культурологии, истории, произведения классиков);

-государственный музей истории религии - www.gmir.ru (содержит материал по истории религий, искусству, имеется виртуальный музей для детей);

-информация о религиозных организациях размещена на следующих интернет-ресурсах (информация о деятельности Православной церкви, календарные даты).
7. Формы и методы обучения в курсе «Основы религиозных культур и светской этики»

7.1.Принципами организации занятий курса ОРКСЭ являются принципы формирования ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе; понимания культуры как духовного и материального богатства народов мира, нашей страны, как образа жизни людей разных сообществ, их обычаев, традиций и верований; воспитания толерантного, уважительного отношения к окружающим и через них - понимание самого себя; социальной позиции педагога; учета возрастных особенностей обучающихся.

7.2.Приоритетными в реализации задач курса являются диалоговые методы в форме беседы, обсуждения, дискуссии, диспута, дилеммы, игры.

7.3.Одной из форм организации деятельности по реализации задач курса ОРКСЭ является экскурсионно-образовательная деятельность. При организации требуются: письменное согласие родителей (законных представителей), согласие представителей религиозных организаций. Издается приказ по образовательному учреждению, закрепляющий ответственность педагога за жизнь, безопасность и здоровье детей при осуществлении экскурсионных маршрутов. Экскурсия проводится по заранее разработанному и утвержденному плану.

7.4.Приоритетной формой работы с обучающимися в курсе ОРКСЭ является коллективная или индивидуальная творческая работа, построенная в соответствии с требованиями к проектированию младшего школьника.

8.Организация системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

8.1.Прохождение материала по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» фиксируется в журнале успеваемости обучающихся.

8.2.Формализованные требования (баллы, отметки) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. Уроки по курсу ОРКСЭ – безотметочные.

8.3.Для оперативного контроля знаний и умений по курсу используются систематизированные упражнения, фронтальные опросы, тестовые задания различных видов. Подходы к оцениванию могут быть представлены оцениванием по системе «зачет-незачет», вербальным поощрением, похвалой, одобрением, интересом одноклассников и членов семьи к результатам деятельности.

8.4.Основой оценки образовательных достижений, выявления и развития творческих способностей учащихся, произведения самооценки и самопроверки выступает использование технологии Портфолио.

8.5.Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

8.6.Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления.

8.7.По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся.

8.8.По ОРКСЭ домашние задания задаются только в виде творческих (нарисовать рисунок, написать сочинение, подготовить доклад и т.д.).

8.9.Безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года.

9. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся

9.1.Родители (законные представители)  и обучающийся на основе  образовательных, культурных и религиозных потребностей   имеют право выбрать один из модулей курса ОРКСЭ. В течение учебного года родители (законные представители) не могут изменить решение в пользу другого модуля. Решение родителей (законных представителей) о выборе модуля ОРКСЭ закрепляется в письменном заявлении.

9.2.Родители (законные представители)  имеют право при возникновении спорных вопросов  при изучении учебного курса ОРКСЭ обсуждать их с учителем или администрацией школы в корректной форме.

9.3.Родители (законные представители) обязаны создавать благоприятные условия для выполнения домашних заданий и самообразования ребенка.

9.4.Родители несут ответственность за обеспечение ребенка необходимыми средствами обучения.

Похожие:

Положение об организации преподавания и контрольно-оценочной деятельности при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» icon«Введение нового курса «Основы религиозных культур и светской этики»
«Нормативно-правовое регулирование курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Положение об организации преподавания и контрольно-оценочной деятельности при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconУчебно-методическое пособие для преподавателя предназначено для подготовки...
А. Н., Мишина И. А., Казакова Е. И., Новикова Т. Г., Новиков А. Е., Петрова Е. Н., Руднева О. С., Шимутина Е. Н, Чиндилова О. В....

Положение об организации преподавания и контрольно-оценочной деятельности при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconМетодические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса...
«Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области

Положение об организации преподавания и контрольно-оценочной деятельности при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» icon«Основы религиозных культур и светской этики» Уважаемые родители!
«Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого является духовно-нравственное воспитание школьника с учётом...

Положение об организации преподавания и контрольно-оценочной деятельности при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconРегламент выбора родителями школьников модулей комплексного учебного...
Президента РФ д. А. Медведева от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и др.) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации введено...

Положение об организации преподавания и контрольно-оценочной деятельности при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconУчебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (подготовлен...
В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого...

Положение об организации преподавания и контрольно-оценочной деятельности при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconКнига для родителей Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого...

Положение об организации преподавания и контрольно-оценочной деятельности при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconКнига для родителей. Комплексный учебный курс «Основы религиозных...
В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого...

Положение об организации преподавания и контрольно-оценочной деятельности при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconКнига для родителей. Комплексный учебный курс «Основы религиозных...
В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого...

Положение об организации преподавания и контрольно-оценочной деятельности при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской...
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск