Скачать 114.76 Kb.
|
ПОЛОЖЕНИЕ об организации преподавания и контрольно-оценочной деятельности при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики»
1.1.Настоящее Положение об организации преподавания и контрольно-оценочной деятельности при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее Положение) регламентирует порядок организации преподавания курса «Основ религиозной культуры и светской этики», систему контроля и оценки планируемых результатов. 1.2..Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О свободе совести и религиозных объединениях», письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012 №08-250 «Об обучении основам религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации». 1.3.Настоящее Положение регулирует организацию процесса обучения, контроль и оценку результатов по основам религиозной культуры и светской этики (далее ОРКСЭ) в 4 классе. 1.4.Целью данного Положения является создание благоприятных условий, обеспечивающих его благополучное развитие, обучение и воспитание, совершенствование способов оценивания учебных достижений у обучающихся. 2.Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». 2.1.Цель учебного курса ОРКСЭ: формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. 2.2.Задачи учебного курса ОРКСЭ: - знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; - развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; - обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; - развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. 3. Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения 3.1.Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. 3.2.Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. 3.3.Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. 4.Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» 4.1.Курс ОРКСЭ изучается в 4 классе (34 часа) в течение учебного года. 4.2.Блок 1 (общий для всех модулей). Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Блок 2. Основы традиционных религий и светской этики. Блок 3. Традиционные религии и этика в России. Блок 4 (общий для всех модулей). Духовные традиции многонационального народа России . Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Рекомендуется уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся. 4.3.Блок 4 – итоговый, обобщающий. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. 5.Учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для каждого блока курса «Основы религиозной культуры и светской этики». 6.Организация процесса обучения ОРКСЭ 6.1. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
6.2.Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) на основе письменного заявления одного из родителей (законных представителей) в 4 классе. Предварительный этап. Информирование родителей (законных представителей) о содержании образования по курсу ОРКСЭ и праве осуществить свободный выбор модуля ОРКСЭ для изучения несовершеннолетним обучающимся. Информация передается родителям лично. Классные руководители проверяют доведение информации до всех родителей (законных представителей) учащихся в своём классе. Одновременно выявляются возможные вопросы, которые могут быть поставлены на родительских собраниях и не могут быть разъяснены непосредственно классным руководителем, возможные затруднения, проблемные ситуации, в случае их наличия с отдельными родителями. О таких проблемных ситуациях следует известить администрацию и по возможности подготовиться к ним, принять превентивные меры, в том числе предварительно пообщаться с родителями школьников, чтобы к проведению родительских собраний такие ситуации были максимально исключены. При общении с родителями недопустимо склонять их к какому-либо определённому выбору под любыми предлогами (удобство для школы, для класса, отсутствие возможностей обеспечить их выбор, указания от управлений образования, отсутствие подготовленных учителей и др.). Даже в случае просьб со стороны родителей «помочь с выбором», «посоветовать» и т. п. такие предложения должны быть отклонены со ссылкой на законодательство, устанавливающие исключительную ответственность родителей за выбор, воспитание своих детей. В случае вопроса о возможности отказаться от изучения учебного курса (всех модулей) необходимо разъяснить, что решение о его преподавании вызвано широкой общественной потребностью и принято органами государственной власти. В связи с этим отказ от изучения не допускается. Бланки заявлений для родителей заготавливаются заранее, в которых указываются перечень модулей, входящих в комплексный курс ОРКСЭ. Проведение родительского собрания. Дата проведения родительских собраний определяется заранее. На родительские собрания заранее приглашаются и присутствуют: родители всех учащихся; представитель администрации (директор или заместитель директора); классный руководитель; педагог (педагоги), который предполагается в качестве учителя по модулям курса; представитель родительского комитета. Возможно проведение единого собрания родителей в нескольких (двух и более) классах с родителями всех учащихся по списку. В этом случае протоколы оформляются по каждому классу на основе выбора родителей каждого класса. Регламент родительского собрания выстраивается по следующему плану: -вводное выступление представителя администрации; -представление родителям содержания образования: представляются все модули комплексного курса вне зависимости от предполагаемого выбора родителей. Представление по каждому модулю может включать краткий рассказ о соответствующей религиозной традиции, образовательных и воспитательных задачах данного модуля, связи его содержания с содержанием других модулей комплексного курса; -представление ведущим собрания учителя (учителей), который предполагаются в качестве преподавателя; -ответы на вопросы родителей, уточнения; -заполнение родителями личных заявлений. Допускается предварительный сбор заявлений от родителей, которые могут отсутствовать в период выбора по уважительным причинам. В этом случае классный руководитель должен получить бланки заявлений от ответственного за выбор и передать их родителям заранее лично или через ребёнка, пообщаться с родителями в случае, если у них есть вопросы по выбору, содержанию образования и другим темам, получить от них заполненный бланк, убедиться в правильности его заполнения и передать его представителю администрации, ответственному за выбор, который должен сохранить его до подведения общих результатов. Ответственный представитель администрации при необходимости оказывает помощь классному руководителю в общении с родителями, ответах на их вопросы, решении возможных конфликтных ситуаций; -сдача родителями заявлений классным руководителям, сверка ими числа заявлений по заранее подготовленному списку каждого класса. В случае отсутствия на собрании родителей отдельных учащихся необходимо связаться с ними и в кратчайшие сроки получить от них заявления. Оформление таких отдельных заявлений проводится представителем администрации, который вместе с классными руководителями должен обеспечивает сбор всех заявлений. 6.3.Курс ОРКСЭ и в целом образовательный процесс в общеобразовательном учреждении не предусматривает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате. В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. 6.4. Администрация школы обеспечивает изучение любого выбранного модуля (даже для одного ребенка в ОУ). 6.5.При изучении курса «ОРКСЭ» класс делится на подгруппы в зависимости от выбранного родителями модуля. При этом вести разные модули (предметы) могут разные учителя в ОУ, а если отдельные модули (предметы) ведет один учитель, он делает это в разное учебное время с группами учащихся. 6.6..Расписание уроков должно быть составлено таким образом, чтобы уроки в каждой группе, не зависимо от ее численности, проводились в соответствии с существующими требованиями. 6.7. Преподавание курса ОРКСЭ обеспечивают педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку. 6.8.Для эффективной организации и ведения курса ОРКСЭ могут использоваться электронные образовательные ресурсы: -федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru; -единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru. (раздел «Культурно-историческое наследие» (произведения искусства из фондов Эрмитажа, произведения искусства Третьяковской галереи), «Тематические коллекции» (от Руси Киевской до Руси Московской). -Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах: -электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru (содержит учебные пособия по философии, культурологии, истории, произведения классиков); -государственный музей истории религии - www.gmir.ru (содержит материал по истории религий, искусству, имеется виртуальный музей для детей); -информация о религиозных организациях размещена на следующих интернет-ресурсах (информация о деятельности Православной церкви, календарные даты). 7. Формы и методы обучения в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» 7.1.Принципами организации занятий курса ОРКСЭ являются принципы формирования ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе; понимания культуры как духовного и материального богатства народов мира, нашей страны, как образа жизни людей разных сообществ, их обычаев, традиций и верований; воспитания толерантного, уважительного отношения к окружающим и через них - понимание самого себя; социальной позиции педагога; учета возрастных особенностей обучающихся. 7.2.Приоритетными в реализации задач курса являются диалоговые методы в форме беседы, обсуждения, дискуссии, диспута, дилеммы, игры. 7.3.Одной из форм организации деятельности по реализации задач курса ОРКСЭ является экскурсионно-образовательная деятельность. При организации требуются: письменное согласие родителей (законных представителей), согласие представителей религиозных организаций. Издается приказ по образовательному учреждению, закрепляющий ответственность педагога за жизнь, безопасность и здоровье детей при осуществлении экскурсионных маршрутов. Экскурсия проводится по заранее разработанному и утвержденному плану. 7.4.Приоритетной формой работы с обучающимися в курсе ОРКСЭ является коллективная или индивидуальная творческая работа, построенная в соответствии с требованиями к проектированию младшего школьника. 8.Организация системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. 8.1.Прохождение материала по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» фиксируется в журнале успеваемости обучающихся. 8.2.Формализованные требования (баллы, отметки) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. Уроки по курсу ОРКСЭ – безотметочные. 8.3.Для оперативного контроля знаний и умений по курсу используются систематизированные упражнения, фронтальные опросы, тестовые задания различных видов. Подходы к оцениванию могут быть представлены оцениванием по системе «зачет-незачет», вербальным поощрением, похвалой, одобрением, интересом одноклассников и членов семьи к результатам деятельности. 8.4.Основой оценки образовательных достижений, выявления и развития творческих способностей учащихся, произведения самооценки и самопроверки выступает использование технологии Портфолио. 8.5.Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). 8.6.Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления. 8.7.По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся. 8.8.По ОРКСЭ домашние задания задаются только в виде творческих (нарисовать рисунок, написать сочинение, подготовить доклад и т.д.). 8.9.Безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года. 9. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся 9.1.Родители (законные представители) и обучающийся на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей имеют право выбрать один из модулей курса ОРКСЭ. В течение учебного года родители (законные представители) не могут изменить решение в пользу другого модуля. Решение родителей (законных представителей) о выборе модуля ОРКСЭ закрепляется в письменном заявлении. 9.2.Родители (законные представители) имеют право при возникновении спорных вопросов при изучении учебного курса ОРКСЭ обсуждать их с учителем или администрацией школы в корректной форме. 9.3.Родители (законные представители) обязаны создавать благоприятные условия для выполнения домашних заданий и самообразования ребенка. 9.4.Родители несут ответственность за обеспечение ребенка необходимыми средствами обучения. |
«Нормативно-правовое регулирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» | А. Н., Мишина И. А., Казакова Е. И., Новикова Т. Г., Новиков А. Е., Петрова Е. Н., Руднева О. С., Шимутина Е. Н, Чиндилова О. В.... | ||
«Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области | «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого является духовно-нравственное воспитание школьника с учётом... | ||
Президента РФ д. А. Медведева от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и др.) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации введено... | В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого... | ||
В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого... | В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого... | ||
В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого... | Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |