Скачать 190.42 Kb.
|
Алгоритм организации и проведения родительских собраний с участием Чебоксарско-Чувашской Епархии по вопросу преподавания учебной дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» Настоящий алгоритм организации и проведения родительских собраний по вопросу преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» составлен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года № 84-р о том, что с сентября 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации проводится система мероприятий внедрения комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ), а также необходимостью обеспечения реализации ст. 14 Конституции Российской Федерации, где провозглашается светский характер нашего образования и государства. Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В этой связи необходимо родителям обучающихся (законным представителям несовершеннолетних обучающихся) пояснить, что светское государство не является религиозным или антирелигиозным. Светское государство регулируется на основании гражданских норм: источником власти и решений являются граждане и их законные представители. Таким образом, присутствие или отсутствие религиозной составляющей в системе образования в светском государстве, изучение или игнорирование религиозных культур, а равно удовлетворение образовательных запросов атеистически настроенных граждан, определяется мнением граждан или их законных представителей. Современные нормативно-правовые документы [3], [9], [10], [11], [12] направленные на реализацию требований ФГОС акцентируют на том, что сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Без взаимодействия с семьёй, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребёнка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребёнка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. В целях привлечения родителей и членов семей школьников к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса «ОРКСЭ» образовательным организациям рекомендуется: – создать психолого-педагогические условия для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата; – активизировать позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, её задачах и возможностях; – углубить и расширить личностно – ориентированный компонент начального общего образования за счёт использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта; – установить взаимодействие с представителями духовенства с целью оптимизации преподавания комплексного учебного курса «ОРКСЭ». Общепризнанной и наиболее эффективной совместной с духовенством формой работы образовательной организации с родителями по вопросу преподавания курса «ОРКСЭ» являются родительские собрания, которые могут проходить в форме общего собрания, психолого-педагогического всеобуча, дискуссии, конференции, семинара, лектория, и т. п. По целям проведения родительские собрания могут быть: – организационными; – текущими или тематическими; – итоговыми; – общешкольными и классными. Успех любого мероприятия зависит от того как он подготовлен. Родительские собрания необходимо тщательно готовить, особенно связанные с вопросами преподавания курса «ОРКСЭ». Обобщая существующие научно-теоретические разработки и инновационный опыт проведения родительских собраний мы представляем алгоритм организации и проведения родительских собраний по вопросу преподавания комплексного учебного курса «ОРКСЭ»: I этап. Выбор темы. Выбор определяется: – целевым ориентирам курса ОРКСЭ, местом данного курса в системе духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; – закономерностями развития личности школьника; – особенностями протекания процессов обучения и воспитания; – логикой формирования педагогической культуры родителей; – стратегией построения взаимоотношений школы и семьи; – стратегией построения взаимодействия образовательной организации и религиозных конфессий в рамках ст. 14. Конституции Российской Федерации. II этап. Изучение нормативно-правовой, научно-методической, методологической литературы, определяющей и регламентирующей преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Ответственным (администрации образовательной организации) за подготовку и проведение родительского собрания предлагаем изучить существующие источники такие, как:
III этап. Определение цели собрания Целью проведения родительского собрания по преподаванию учебного курса ОРКСЭ может быть – представление исчерпывающей информации родителям обучающихся о специфике курса, а именно:
– готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; – знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; – понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; – формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; – первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; – становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; – осознание ценности человеческой жизни. IV этап. Приглашение на собрание родителей и других участников. Оповещение родителей о предстоящем собрании, его теме, цели, важности и необходимости присутствия родителей или лиц их замещающих через социальные сети, письменные пригласительные. Родителей целесообразно пригласить дважды: за 2-3 недели до собрания, чтобы они смогли заранее запланировать свое участие, и за 3-4 дня с целью уточнения информации о дате и времени. V этап. Совместно с представителями духовенства определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов работы его участников. Вид, форма, методы проведения родительского собрания выбираются исходя из разных факторов. На выбор влияют цель, задачи, место проведения мероприятия, уровень информированности родителей, компетентность организаторов и т. д. Поэтому каждая образовательная организация самостоятельно, исходя из сложившейся ситуации в социуме, выбирает форму, методы и алгоритм проведения собрания. В качестве образца мы представляем примерный алгоритм проведения информационного родительского собрания по вопросу преподавания курса ОРКСЭ: Примерный алгоритм проведения информационного родительского собрания по вопросу преподавания курса ОРКСЭ:
– Ознакомление родителей с приказом и распоряжением Минобразования РФ (Приказ Минобрнауки России № 74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р). – Предоставление информации о целях, задачах, содержании курса ОРКСЭ, организации его изучения в школе (рекомендуем воспользоваться заранее подготовленной презентацией). Цель курса ОРКСЭ: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи: – познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; – развить представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; – обобщить знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимся в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; – развить способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. – ознакомление родителей с содержанием модулей комплексного курса, с программой, с педагогическими и социальными результатами апробации 2013-2014 гг. Например, можно предложить следующую информацию: комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени начального общего образования. Для обязательного изучения основ религиозных культур и светской этики на базовом уровне в 4 классе отводится 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
Из выступления заместителя по УВР родители должны узнать, что содержание учебных пособий ОРКСЭ организовано таким образом, чтобы обеспечить духовно-нравственное развития обучающихся посредством приобщения их к определенной отечественной традиции. Главной целью образовательного процесса в границах каждого модуля является воспитание личности гражданина России на основе избранной им духовной, культурной традиции. Базовые ценности, лежащие в основе содержания модулей: Россия, патриотизм, нравственность, духовность, традиционная религия. Таким образом, курс ОРКСЭ направлен на расширение знаний учащихся о разных религиях, феномене религии в целом, на ознакомление с описанием религий на нерелигиозной мировоззренческой основе. Его содержание отражает результаты философско-культурологических, социологических, исторических исследований, описаний религии, религиозных традиций как психологического и социально-исторического феномена. В воспитательном плане данный учебный курс способствует освоению базовых ценностей актуального социума, формированию личностных качеств обучающихся, расширению их культурного кругозора, успешной социализации в современном обществе. В процессе обучения, систематического освоения ребёнком определённой суммы знаний формируется отношение учащихся к религиозной культуре в целом и к отдельным религиозным традициям. Поэтому изучение всех таких учебных курсов осуществляться на основе принципов добровольности и возможности свободного выбора для семьи несовершеннолетнего учащегося и самого учащегося по достижении им определённого возраста. Из сказанного следует, что один из модулей курса ОРКСЭ изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Кроме того организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка. В выступление заместителя по УВР рекомендуем включить информацию о методах оценки успеваемости результатов освоения курса ОРКСЭ. Надо сделать акцент на том, что формализованные (отметочные) подходы к оценке компетенций учащихся не предусматриваются. При этом, учителям преподающим ОРКСЭ рекомендовано: – при оценивании достижений обучающихся по курсу ОРКСЭ провести качественную взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. (Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио обучающихся); – оценку результатов по модулям производить в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе; – результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательно для всех обучающихся) принимать в форме реферата, презентации или творческой работы любого вида; – проверку теоретических знаний по ОРКСЭ осуществлять в форме ответов на вопросы, использование тестовых заданий с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам и др. – прохождение материала по предмету фиксировать в журнале успеваемости обучающихся.. По итогам года обучающийся аттестуется или не аттестуется (запись в журнале – изучено/не изучено, зачет/не зачет).
Чаще всего у родителей возникают вопросы:
3. «Дети и так перегружены, а нам предлагают новый предмет»? (Ответ может быть предложен в следующем варианте: курс ОРКСЭ не увеличивает количества часов. Он вводился в федеральный компонент базисного учебного плана за счет предмета «Литературное чтение». Курс ОРКСЭ не нанесет ущерб развитию читательской культуры ребенка, ибо в курсе ОРКСЭ предусмотрены развитие российских традиций начальной школы – развитие читательской культуры процессе чтения литературы для внеклассного чтения, от которого которого у учащиеся развиваются понятия нравственных ценностей. 4. «Нашим детям на этих уроках будут навязывать религиозные взгляды»? На этот вопрос желательно дать ответ представителю духовенства. Для преодоления вышеназванного опасения представитель духовенства в доступной форме может разъяснить родителям суть культурологического и социокультурного подходов, которые реализуются в процессе изучении выбранного модуля, построенного на ценностях традиционных религий. Он может подчеркнуть, что модули нацелены на формирование отношения учащихся к традиционным духовно-нравственным ценностям; что в системе ОРКСЭ изучаются основы религиозной культуры, а не религиозная догматика и религиозный культ. VI этап. Подготовка решения собрания, его рекомендаций Решение собрания – обязательный структурный элемент всех форм собраний. Черновой вариант решения собрания (предварительно подготовленный проект решения собрания) можно подготовить заранее совместно с родительским комитетом и представителем духовенства. Решение собрания позволяет зафиксировать результат встречи и совместной деятельности образовательной организации и родительского сообщества; позволит наметить дальнейшую совместную деятельность всех участников направленную на разрешение важнейшей цели образования представленной в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Решение может быть: в виде перечня планируемых действий и участников ответственных за их осуществление; в форме рекомендаций или памяток для родителей. VII. Заключительная часть. Принятие решения. Анализ происшедшего на собрании. Дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания и утверждается с поправками Объявление и утверждение тематик последующих встреч. Желательно на длительное время. В таком случае родители смогут заранее представить, какой объем духовно-нравственных, психолого-педагогических, социально экономических, медико-экологических и других знаний они получат, какие вопросы можно включить дополнительно по их просьбе, каких специалистов желательно послушать. Примечание: Если в образовательной организации собрание родителей (законных представителей обучающихся) проводится впервые, с целью оказания помощи в выборе одного из модулей ОРКСЭ, то в структуре родительского собрания необходимо добавить несколько элементов алгоритма. Например, после V этапа собрания необходимо: а) выдать родителям обучающихся, детям которых предстоит выбрать один из модулей комплексного курса ОРКСЭ, бланков заявлений о совместном избрании одного из модулей ОРКСЭ (примерный образец заявления прилагается в конце текста); б) осуществить выбор счетной комиссии. После проведенной работы счетная комиссия оглашает результаты выбора, сделанного родителями обучающихся; в) рабочим президиумом оформить протокол родительского собрания (примерный образец протокола родительского прилагается в конце текста); г) заключительное слово руководителя образовательной организации и представителя местного духовенства Примерная форма оформления заявления родителями о выборе одного из модулей комплексного курса ОРКСЭ
Заявление Согласно учебному плану МБОУ______ для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) прошу зачислить__________________________ (Ф.И.О. ученика) в группу для изучения модуля: «Основы православной культуры»; «Основы иудейской культуры»; «Основы исламской культуры»; «Основы буддийской культуры»; «Основы мировых религиозных культур»; «Основы светской этики». Участие в экскурсии в храм____________________ (возражаю, не возражаю). Дата _________ (подпись) (расшифровка подписи) Примерная форма оформления протокола родительского собрания о выборе одного из модулей комплексного курса ОРКСЭ Протокол №_____ Родительского собрания ……класса(ов) МБОУ……. От ………………….. Присутствовали: директор МБОУ, зам. директора по УВР, представитель местного духовенства, учителя, ….родителей обучающихся………класса (ов) Повестка дня:
По первому вопросу слушали: ….информацию о целях, задачах, содержании курса, организации его изучения в школе. По второму вопросу слушали: … о заполнении письменных заявлений о выборе изучаемого модуля.
Председатель родительского собрания________________________ Секретарь родительского собрания ___________________________ Список использованной и рекомендуемой литературы:
|
Методические рекомендации содержат теоретические аспекты по организации и проведению родительских собраний профориентационной направленности,... | Организационное обеспечение программного комплекса асиоу + рид управленческий аспект | ||
Родительское собрание в 2-х классах «Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми» | Оформление протоколов родительских собраний и листов ознакомления с информацией о егэ | ||
Жилищного кодекса Российской Федерации и нормативных правовых актов города Москвы в части организации проведения капитального ремонта... | Протоколирование родительского собрания, начинать с результативности выполнения предыдущего собрания | ||
Настоящий положение определяет процедуру подготовки и проведения общих собраний пайщиков пжск «Ржавец» (далее – Общие собрания) | Принятие решения о проведения отчетно-выборного собрания (конференции) в первичной профсоюзной организации | ||
Цель: Обеспечение системности и качества подготовки к государственной итоговой аттестации обучающихся в форме огэ, егэ, гвэ | Приводится конкретный пример действующей автоматизированной системы проведения собраний в ОАО «Газпром» |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |