Доклад ректора мгту им. Н. Э. Баумана Анатолия Александровича Александрова на конференции трудового коллектива университета Уважаемые участники конференции, члены Ученого совета, дорогие товарищи!


Скачать 227.56 Kb.
НазваниеДоклад ректора мгту им. Н. Э. Баумана Анатолия Александровича Александрова на конференции трудового коллектива университета Уважаемые участники конференции, члены Ученого совета, дорогие товарищи!
ТипДоклад
filling-form.ru > бланк заявлений > Доклад
Доклад ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана Анатолия Александровича Александрова на конференции трудового коллектива университета

Уважаемые участники конференции, члены Ученого совета, дорогие товарищи!

Пролетело жаркое лето, в прямом и переносном смысле, завершилась приемная кампания, и через 2 часа на торжественной церемонии Посвящения в студенты мы будем принимать в нашу дружную семью новое поколение студентов-бауманцев. А в понедельник начнется новый учебный год, с чем я вас сердечно поздравляю.



Я подведу некоторые итоги предыдущего года и расскажу о проблемах, с которыми нам предстоит разбираться.

Прежде всего о результатах приема. План приема мы выполнили полностью, и такого большого приема у нас не было никогда: мы приняли 3 590 человек, из них почти 1 900 бакалавров, 1 500 специалистов и 207 магистров.

На первый курс пришли очень хорошие ребята. Примерно 29% поступивших составили победители и призеры олимпиад школьников, прежде всего нашей олимпиады школьников «Шаг в будущее». Почти 25% зачисленных приняты в рамках целевого приема, организованного в интересах предприятий ОПК, Министерства обороны и других ведомств. Остальные ребята, более 40% приема, поступили к нам по итогам общего конкурса.

Среди будущих магистров не только наши выпускники, но и молодые люди, окончившие другие вузы.

Сверх плана для обучения на платной основе принято 283 человека. Среди поступивших на бюджетные места 29 иностранцев из числа соотечественников. Иностранцев из дальнего зарубежья, принятых на программы первой ступени высшего образования 19 человек, для обучения по программам подготовки магистров принято 60 граждан таких стран.

Летом к нам пришли почти 9500 абитуриентов – больше, чем во все предшествующие годы. Средний конкурс 3,2 человека на место, это высокий показатель для технического вуза. Поскольку разрешено подавать документы на несколько специальностей, общее число заявлений больше числа абитуриентов и составило более 23 тысяч. Таким образом, средний конкурс превысил 7,5 заявлений на место.

Наиболее популярные специальности и направления подготовки: «Компьютерная безопасность» (конкурс составил 22 с половиной заявления на место), «Информационные технологии», «Ядерная энергетика и теплофизика», «Информационные системы и технологии», «Наноинженерия» (около 20 человек на место).

Средний балл ЕГЭ наших абитуриентов составил 232. Но мы должны понимать, что средний балл здорово занижает целевой набор. По итогам конкурса проходные баллы на большинство специальностей были в интервале 220–240, но и значения 240–270 далеко не единичны.

Радует, что растет интерес к традиционным инженерным специальностям. Например, на кафедру Э-4 проходной балл был 276, на кафедру РК-5 проходной балл равен 267, на кафедру Э-8 по направлению подготовки «Высокотехнологичные плазменные и энергетические установки» − 260, а на направлении «Автоматизация технологических процессов и производств» (кафедра РК-9) – 284!

Нужно сказать и том, что в работе приемной комиссии появляются новые обстоятельства. Мы уже привыкли, что все решения приемной комиссии размещаются в интернете и доступны любому желающему. А в этом году была сдана в эксплуатацию Федеральная информационная система проведения ЕГЭ и приема в вузы (ФИС). Положение дел с приемом, ход подачи документов и конкурсная ситуация ежедневно отслеживались чиновниками Минобрнауки России.

Успех приемной кампании – результат труда большого коллектива, центральной приемной комиссии, комиссий факультетов, всех подразделений университета, обеспечивших бесперебойную работу с будущими студентами. Особые слова благодарности хочется высказать мальчишкам и девчонкам из студенческого отряда.

Вот эта добрая приветливая улыбка, с которой наши ребята встречают абитуриентов и их родителей – это теперь уже наш фирменный бауманский знак приёмной комиссии.



Уважаемые коллеги!

С понедельника мы начинаем жить по новому Федеральному закону «Об образовании». Он долго и мучительно обсуждался. Я вам докладывал: мы принимали активнейшее участие в его обсуждении на всех уровнях, включая Правительство и Государственную Думу, и многие из наших предложений учтены. Закон охватывает все стороны жизни системы образования, содержит целый ряд новых принципиальных моментов.

Так что же в этом законе такого первостепенного, чем мы должны руководствоваться в нашей университетской жизни?

Начнем с того, что теперь в высшем образовании (заметьте: теперь нет высшего профессионального) три уровня, как в англо-саксонской, европейской и китайской системах: это бакалавриат, магистратура, специалитет и аспирантура, т.е. подготовка кадров высшей квалификации. А это тенденция передачи на уровень вуза процедур, связанных с подготовкой к защите диссертаций и присвоением ученых званий.

Обучение в аспирантуре будет вестись по направлениям, которые совпадают с новыми укрупненными группами направлений и специальностей. Их было 29, сейчас для аспирантуры планируется ввести 50–55, уже с учетом международных классификаторов. Беда в том, что они не в полной мере учитывают потребности страны в подготовке кадров для высокотехнологичного сектора экономики, оборонного комплекса, ракетно-космической отрасли. И получается, что в основном возрастает число укрупненных групп не по техническим направлениям, а по гуманитарным наукам.

Нам удалось отстоять все знаковые направления подготовки для нашего университета. В августе мы начали разработку федеральных образовательных стандартов аспирантуры, сейчас у нас есть совсем немного времени на доработку, и я прошу разработчиков, а их очень много, приложить максимум усилий и подготовить качественные документы.

И здесь нельзя упустить наши лидирующие позиции, которые мы получили в области учебно-методической работы в последние годы. А надо сказать, интерес у многих ведущих университетов к разработке таких стандартов и получения права курирования, например, аспирантских направлений очень большой. И здесь я вновь и вновь возвращаюсь к проблеме острой конкуренции между вузами практически по всем направлениям: это борьба за абитуриентов, за государственное финансирование, за гранты, за влияние в обществе.

В Федеральном законе много внимания уделяется примерным основным образовательным программам. Предстоит огромная работа. Мы в ней – головные.

В законе явно прослеживается тенденция развития сетевых форм взаимодействия, объединения ресурсов ряда вузов по образовательным программам, использования дистанционных форм обучения и современных инновационных технологий в образовании, развитию академической мобильности. Здесь для нас непочатый край работы.

Особое внимание закон уделяет информационной открытости вуза. И это не только такие очевидные документы, как Устав, свидетельства о государственном лицензировании и аккредитации, но и тексты основных образовательных программ, а это уже материалы совсем другой трудоемкости и объема.

Большое значение закон придает общественной аккредитации вузов, образовательных программ, разработке профессиональных стандартов.

Профессиональные стандарты – особая тема. Сейчас только ленивый не корит систему образования за то, что она не соответствует профессиональным стандартам. А самих-то профессиональных стандартов практически нет и разработать их очень непросто.

Президент поручил правительству разработать профессиональные стандарты в этом году.

Мне звонила зам. министра труда Ельцова Любовь Юрьевна, просила поучаствовать и помочь. Мы обязательно будем помогать, это в наших интересах.

Новый закон менее дружелюбно относится к студентам в целом и в мелочах. Даже федеральные музеи для студентов стали платными. А плата за проживание в общежитии выросла на порядок.

Это основное, на что я хотел обратить внимание в новом законе. Мы постоянно будем возвращаться к обсуждению статей закона с тем, чтобы организовать нашу деятельность в соответствии с новым законодательством об образовании.

О делах учебных

Завершен переход на образовательные стандарты третьего поколения. В прошедшем учебном году мы закончили переработку собственных образовательных стандартов нашего Университета.

Однако, в отличие от большинства национальных исследовательских университетов, мы взяли сразу все наши направления подготовки. И сделали 72 собственных стандарта: 30 для бакалавров, 13 для специалистов и 29 для магистров. В апреле 2013 года собственные образовательные стандарты МГТУ им Н.Э. Баумана были утверждены нашим Ученым советом.

Сразу после этого началась большая работа по лицензированию наших основных образовательных программ. С удовольствием сообщаю, что в августе Рособрнадзором принято решение о переоформлении нашей лицензии на образовательную деятельность. Теперь в ней указан наш традиционный срок обучения специалистов – 5 лет 10 месяцев. Подобное решение в существующем правовом поле принято впервые, ни один вуз России не имеет таких сроков обучения, как МГТУ имени Н.Э. Баумана!

Собственные образовательные стандарты, входящие в них основные образовательные программы, программы дисциплин учебного плана хорошо описывают все стороны обучения инженеров – наших выпускников, содержание фундаментальной, общеинженерной и профессиональной подготовки. Но основной акцент был сделан на прорисовку личности бауманца. Мы выделили и заново сформировали базовые, системные компетенции, благодаря которым наши выпускники ценятся российскими и зарубежными работодателями. Это познавательные, творческие, социально-личностные компетенции, овладев которыми бауманцы становятся успешными людьми.

Мне в этой связи вспоминаются слова Сергея Кужугетовича Шойгу – министра обороны. Вы помните о наших совместных инициативах: научные роты, служба в рассрочку. Приходилось с ним много встречаться. И на встрече с нашими студентами Сергей Кужугетович впечатлился и сказал: «Я много слышал про Болонский процесс, теперь я понял, что есть еще и Бауманский процесс».

Вступление в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» означает, помимо прочего, изменение состава укрупненных групп направлений и специальностей, структуры и содержания стандартов высшего образования.

В связи с этим в этом году нам необходимо будет привести наши стандарты в соответствии с новым законом и новыми нормативными документами. Не помешает также унифицировать часть общепрофессиональных компетенций для схожих направлений и специальностей подготовки, четко разделить требования к результатам освоения программ каждого уровня высшего образования.

Завершая тему собственных стандартов университета, хочу напомнить, что через год, осенью 2014 года, нам предстоит пройти процедуру аккредитации всех наших образовательных программ. Предыдущая аккредитация состоялась пять лет назад, и за это время многое изменилось. Поменялась нормативная база, изменились «правила игры», сменились чиновники. Новое время предъявляет нам повышенные требования, и уже в этом учебном году необходимо полностью завершить подготовку университета к аккредитации.

В минувшем учебном году хорошими темпами, на наш взгляд, шел процесс апробации и внедрения в повседневную практику преподавания новых образовательных программ, предусмотренных собственными стандартами. В сентябре по таким программам будут обучаться студенты первых трех курсов.

В течение учебного года на 7–12% выросла текущая успеваемость студентов, прежде всего младших курсов. Ребята стали гораздо организованней сдавать домашние задания, более ответственно относиться к учебному графику. Уменьшилось и число студентов младших курсов, имевших задолженности после зимней и летней сессий.

Оценивая результаты прошедших сессий, можно сделать вывод: наши студенты достаточно успешно учатся. Так, по итогам зимней сессии, неудовлетворительные оценки составляли около 3% на 1-м курсе и менее 1% на последнем курсе. По итогам двух сессий положительно сданы 88% всех зачетов и экзаменов. В то же время произошла определенная стабилизация результатов учебы. Например, общее число студентов, имеющих задолженности, в последние два года составляет около 4200 человек в зимнюю и около 3200 человек в летнюю сессию.

Определенное беспокойство вызывает порой учеба студентов-старшекурсников. Многие из них подрабатывают (или пытаются подрабатывать), что не самым лучшим образом отражается на успеваемости. В этих условиях особенно важно не допускать снижения требований, но, с другой стороны, внимательно относиться к студентам. Показательными в этом отношении являются результаты выполнения курсового проекта – важнейшей учебной дисциплины, где аккумулируются, складываются знания и умения, полученные при изучении множества дисциплин. Не может не радовать организация курсового проектирования на кафедрах ИУ-1, ИУ-5, ИУ-8, БМТ-1 и РК-6, где к началу сессии более 80% студентов завершают работу над курсовыми проектами. К сожалению, на протяжении двух семестров в худшую сторону выделялись кафедры СМ-11, МТ-4 и МТ-6. Например, выполнение курсовых проектов на кафедре МТ-6 к началу зимней сессии было 7%, а к началу летней сессии – 11%. Видно, что серьезных выводов сделано не было. Должен сказать, что в предстоящем учебном году в подобных случаях нам придется принимать решительные меры, вплоть до передачи дисциплин другим кафедрам.

Новый закон об образовании, изменившиеся правила формирования бюджета вузов, в том числе уже состоявшийся переход на нормативное финансирование, привели к необходимости переработки целого ряда важнейших документов, определяющих все стороны работы преподавателей.

В течение учебного года разработаны, всесторонне обсуждены в коллективе и приняты новые нормативы учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава и новое положение о надбавках для преподавателей.

Впервые детально описаны все те многочисленные виды индивидуальной работы со студентами, которые успешно применяются в нашем Университете. И речь идет о серьезных деньгах, но об этом я скажу несколько позже.

Если говорить о проблемах в учебной работе, одна из главных состоит в том, что мы еще не до конца восприняли особенности новых образовательных программ. Прежде всего, тех, которые предусматривают подготовку бакалавров.

Конечно, наш конёк – это подготовка специалистов. Мы готовим инженерную элиту страны. Но государственное задание поручает нам готовить и бакалавров в том числе.

Существует мнение, что обучение бакалавров, переход на ступенчатую систему приведет к снижению уровня инженерного образования.

Сошлюсь на опыт зарубежных университетов, ведущих подготовку по инженерным программам и занимающих верхние строчки мировых рейтингов. В Массачусетском институте технологий около 40% студентов обучаются по программам бакалавров, в Стэнфорде – 44%, а в университете Беркли (Калифорния) – 72 %. А все остальные – будущие магистры, получившие степень бакалавров в других университетах, в том числе в других странах. И это никак не принижает статус этих университетов.

Нам трудно привыкнуть к мысли о том, что часть поступивших к нам студентов покинет университет через четыре года. Но это неизбежно – первый массовый выпуск бакалавров произойдет уже в 2015 году. К этому следует готовиться, в частности, перестраивая саму идеологию образовательных программ, применяемые образовательные технологии и соответствующее учебно-методическое обеспечение.

И здесь удивляет следующее. Уже сколько лет мы работаем над программами бакалавриата, всё вроде уже понятно, но, тем не менее, мы все равно пытаемся впихнуть в 4 года весь инженерный курс специалиста.

Это не нужно и невозможно. Нельзя перелить в трехлитровую банку пятилитровую. Не получится.

Мы должны готовить качественных бакалавров, но это другой уровень и другое качество. И никогда нельзя будет сравнивать бакалавра и специалиста, либо магистра.

А пока вновь разработанные собственные стандарты подготовки бакалавров мало отличаются от привычных программ подготовки инженеров. В них прописаны практически одинаковые требования к выпускникам.

К сожалению, мало отличается и содержание. Так, более 2/3 программ дисциплин, ранее входивших в стандарт подготовки специалиста, вошли в основные образовательные программы новых стандартов для бакалавров по таким динамично развивающимся направлениям подготовки, как «Информатика и вычислительная техника» (стандарт готовился на кафедрах ИУ-5, ИУ-6 и РК-6) и «Информационные системы и технологии» (разработчик кафедра ИУ-3). Очень близки стандарты подготовки бакалавров и специалистов, разработанные на кафедрах факультета «МТ».

Непростая ситуация с магистратурой. В 2015 году в магистратуру придут не двести человек, как сегодня, а в несколько раз больше! А некоторые кафедры до сих пор не готовятся к обучению магистров, не планируют их прием (СМ-5, СМ-7, СМ-11, МТ-1, МТ-5, МТ-6, МТ-13, РК-9 и РК-10). Хочу напомнить коллегам, что при таком подходе через год будут большие сложности с нагрузкой преподавателей.

Коллеги! Время уговоров и пустых слов прошло.

Если коллектив кафедры не может решить кадровую проблему, не может организовать учебный процесс по современным меркам, не внедряет новые подходы и новые методики, а лишь донашивает ржавые одёжки прошлого – мы будем закрывать такие кафедры. Такие примеры уже есть.



Уважаемые коллеги!

Научная работа в университете строилась в рамках выполнения программы развития университета, как национального исследовательского университета техники и технологий.

Объемы выполняемых НИОКР, практически по всем приоритетным направлениям, увеличились. В лидерах, традиционно, ПНР-6 (руководитель Зимин Владимир Николаевич) – как в абсолютных числах, так и по сегменту в общем объеме – это 61%.

В прошедшем году существенно, на 20%, вырос объем выполняемых работ по ПНР-1 (руководитель Калугин Владимир Тимофеевич). Это – первые результаты тесного взаимодействия с руководителями предприятий ракетно-космической отрасли – заведующими кафедрами Университета, активизации участия коллективов кафедр в конкурсах НИР, проводимых головными организациями Роскосмоса ЦНИИМаш и Техномаш. Единственное направление, по которому уменьшился, и так незначительный, объем работ – это ПНР-2 ( руководитель Щукин Сергей Игоревич). Так пока и не удается объединить усилия подразделений Университета, ведущих научные исследования в этом направлении, придать импульс работе. Ход выполняемых программы НИУ по ПНР-2 неоднократно заслушивался на заседаниях и ректората, и Ученого совета. К сожалению, воз и ныне там.

За истекший период была проведена реорганизация системы подготовки участия научных коллективов Университета в конкурсах, проводимых Минобрнауки, Минобороны, Минпромторгом и другими министерствами и ведомствами. Качественно улучшено информирование всех руководителей структурных подразделений, оказывается методическая и техническая помощь в подготовке конкурсной документации, осуществляется контроль и сопровождение подготовки отчетной документации по выполняемым НИОКР.

Была проведена «инвентаризация» научных разработок коллективов кафедр, выполненных ранее, но не востребованных по тем или иным причинам.

В настоящее время эти разработки используются и будут предлагаться в качестве «задела» для открытия НИОКР предприятиям-заказчикам Роскосмоса, Минобороны и т.д.

Общий объем выполненных коллективом университета научных исследований и разработок в 2012 году составил 3 млрд 742 млн. рублей и в полтора раза превысил объем НИР и ОКР 2011 года, а по сравнению с 2008 годом он увеличился более чем в 3 раза. В текущем году объем выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ должен достичь отметки в 5 млрд рублей Сегодня мы научились и знаем, как правильно представить свой научный потенциал, как обеспечить наилучшие характеристики создаваемых перспективных образцов техники, какие необходимо использовать современные технологии и материалы.

Университет вышел на позиции головной организации, выполняющей системные работы в интересах Министерства обороны.

Объем по темам «Инновационно-технологического центра» (руководитель Полубехин Александр Иванович) составляет 700 млн. руб. Университет продолжает укреплять лидирующие позиции в развитии систем воздушно-космической обороны (руководитель работ, объем которых превышает 2 млрд. руб., – Слукин Геннадий Петрович). Мы являемся основным разработчиком и экспертом комплексной целевой программы развития робототехники, принятой Министерством обороны (руководитель работ Рубцов Иван Васильевич).

Активно развивается направление боеприпасов (руководитель работ Селиванов Виктор Валентинович). Объем свыше 900 млн. руб.

Расширяется взаимодействие Университета с Министерством промышленности и торговли.

Представители Университета входят практически во все рабочие группы и научно-координационные советы Минпромторга. Здесь, кстати, хотелось бы отметить работу в качестве экспертов наших ученых – докторов наук Иващенко Николая Антоновича и Онищенко Дмитрия Олеговича.

Сегодня мы занимаем лидирующие позиции в ФЦП «Развитие гражданской и морской техники», в работах принимают участие практически все НИИ и Центры. Успешно сдана тема (объем 500 млн руб.) по разработке новой криогенной стали и методов ее сваривания (руководитель работ Григорьянц Александр Григорьевич) и есть перспектива продолжения этой темы совместно с Уралвагонзаводом. В кооперации с СПКБ «Алмаз» (СПб) выполняется тема (объем 500 млн. руб.) по разработке нового судна на воздушной подушке (руководитель работ Дубин Андрей Евгеньевич).

Примеры успешной работы наших НИИ и центров можно продолжать.

Успешно развивается НОЦ «Фотоника и ИК-техника» (директор Карасик Валерий Ефимович). Центру всего год, а уже выполнено научных исследований и разработок объемом порядка 130 млн. руб., сейчас ведутся разработки еще на 400 млн. руб. В центре занимаются наукой молодые ученые, аспиранты, студенты. С большим успехом на базе центра был проведен Российско-Японско-Американский симпозиум, в котором приняли участие ведущие ученые в области терагерцовой оптотехники и технологий. Все это представляется залогом создания в Университете научной школы мирового уровня, а на ее базе – новой техники и технологий.

11 апреля этого года, в присутствии ведущих российских и зарубежных ученых, вице-премьер Правительства РФ Владислав Юрьевич Сурков открыл в МГТУ им. Н.Э. Баумана Научно-образовательный центр «Ионно-плазменные технологии». На базе центра состоялся симпозиум, в котором приняли участие ведущие мировые специалисты в области плазмы из России, Германии, Норвегии, Великобритании, Франции, Японии, США.

Пожелаем профессору Марахтанову Михаилу Константиновичу и директору центра Духопельникову Дмитрию Владимировичу и их молодым коллегам успехов в научной работе.

Теперь несколько слов о вкладе факультетов в общий объем НИОКР Университета. Здесь все относительно стабильно. Не могу не отметить факультет «МТ», который после критики, звучавшей год назад, активно включился в проведение НИОКР в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» и уверенно наращивает объемы.

Огорчают наши славные экономисты – я имею в виду факультет «ИБМ»: их вклад в копилку университета не превышает 3–4 млн. руб., что на порядок отличается от остальных факультетов. Возникает вопрос: или не в состоянии браться за эту работу или, может быть, есть другая копилка?

У нас есть кафедры – «чемпионы» по объемам выполненных НИОКР. Это МТ-12, заведующий кафедрой Григорьянц Александр Григорьевич (объем выполненных работ 335,1 млн. руб.); СМ-11, заведующий кафедрой Вельтищев Вадим Викторович (объем выполненных работ 183,7 млн. руб.); ФН-11, заведующий кафедрой Димитриенко Юрий Иванович (объем выполненных работ 130,7 млн. руб.); СМ-5, заведующий кафедрой Борзов Андрей Борисович (объем выполненных работ 86,3 млн. руб.). Уровень зарплаты сотрудников этих кафедр соответствующий.

Однако из 60 выпускающих кафедр (без учета НУК ФН) 25% имеют мизерные объемы выполненных НИР или ограничиваются одним проектом в рамках бюджетного госзадания. При этом коллективы кафедр имеют в штатном преподавательском составе достаточное количество докторов и кандидатов наук. Среди явных аутсайдеров можно отметить такие кафедры, как ИУ-1 (бывший заведующий кафедрой Пупков Константин Александрович) – 4 доктора и 23 кандидата наук; ИУ-6 (заведующий кафедрой Сюзев Владимир Васильевич) – 4 доктора и 16 кандидатов наук, ИБМ-2 (заведующий кафедрой Фалько Сергей Григорьевич) – 6 докторов и 31 кандидат наук. Коэффициент полезного научного действия в НИОКР этих кафедр не коррелируется с кадровым потенциалом их профессорско-преподавательского состава.

Итак, по абсолютной величине объемов НИОКР мы «впереди планеты всей», уверенно занимаем 1-е место среди всех вузов России.

Но анализ кадрового обеспечения работ показал, что только треть преподавательского состава Университета участвует в выполнении НИОКР. Поэтому если брать в расчет (как в рейтингах Минобрнауки) выполненный объем, что называется, на «душу населения», то в лучшем случае мы попадем в десятку передовых университетов. Так что, коллеги, здесь есть над чем задуматься и куда стремиться.

Уважаемые товарищи!

Для каждого из нас не требует доказательства тот факт, что основным источником пополнения научно-педагогических кадров университета является аспирантура. Управление аспирантуры и докторантуры (руководитель Шавырин Игорь Борисович) за прошедший год проделало большую работу по созданию системного подхода в данном стратегически важном направлении. У нас сегодня в аспирантуру появился конкурс, мы больше не принимаем туда случайных людей, строго следим за работой научных руководителей и их учеников. По университету процент защиты досрочно и в сроки к выпуску за прошедший год составил 20,3% (2011 – 20%, 2010 – 15%). Лидируют в этом направлении следующие факультеты: «ФН» (руководитель Гладышев Владимир Олегович) – 50%, «СМ» ( руководитель Калугин Владимир Тимофеевич) – 40%, «МТ» (руководитель Колесников Александр Григорьевич) – 27,8%. Но есть у нас и другие результаты. Худшие факультеты «БМТ» – 0%, «РЛ» и «ИУ» – 8%. Среди кафедр, у которых показатель защит больше 50% – ФН-2 (заведующий кафедрой Кувыркин Георгий Николаевич), СМ-5 (заведующий кафедрой Борзов Андрей Борисович) и Э-2 (заведующий кафедрой Иващенко Николай Антонович). Нулевой показатель имеют следующие кафедры: МТ-1, ИУ-1 и СМ-2.

Мы поменяли заведующих кафедрами ИУ-1 и СМ-2. У меня есть большие вопросы к заведующему кафедрой МТ-1 Владимиру Михайловичу Утенкову.

Уважаемые участники конференции!

Большое внимание ректорат уделял в этом году расширению международного сотрудничества, причем упор делался на конкретные дела. Установлены хорошие деловые завязки с миланской политехникой, лозанским и цюрихским политехническими университетами. С римским университетом Ла Сапиенца мы провели на их базе европейскую конференцию по проблемам образования.

Вторая по финансовой значимости фирма Японии «Ниппон Стил» открыла в нашем университете свое представительство.

Успешно развиваются наши контакты с Китаем в рамках ассоциации российско-китайских технических университетов, которую мы создали два года назад с Харбинским университетом. Китайцы очень серьезно относятся к нашей совместной работе. В этом году заседание ассоциации проходило в г. Циндао в синей силиконовой долине. Нас принимали на государственном уровне, и мы заложили первый камень в строительство технопарка и штаб-квартиры АТУРК (так называется наша ассоциация). И тут я хочу поблагодарить нашего главного «китайца» – Сергея Валерьевича Коршунова и его команду за очень эффективную работу по развитию российско-китайских отношений.

Осталась наша старая беда. Мы не набираем нормативное число студентов из стран СНГ. Мы подготовили все, чтобы начать обучение на английском языке, но реализация проекта затянулась. Но здесь нет причин, кроме нашей неповоротливости. Я беру этот вопрос под личный контроль, и в этом семестре мы такой проект запустим.

Уважаемые коллеги!

Финансовое положение университета в прошедшем году, да и в настоящее время устойчивое. При всех реорганизациях и изменениях принципа финансирования мы ничего не потеряли, даже прибавили. Консолидированный бюджет составил 11212 млн. руб. Средства субсидии на выполнение госзадания выросли на 16%, в основном за счет увеличения объемов заработной платы и стипендии. Внебюджетные средства в целом выросли на 31%, в основном за счет роста объемов на НИОКР – это 43%.

В соответствии с указом Президента с 1 сентября 2013 года произойдет повышение заработной платы профессорско-преподавательского состава.

Чтобы обеспечить уровень зарплаты не ниже среднего по региону мы вместе с государственной субсидией изыскали 630 млн. руб. для такого повышения.

По новой методике средняя заработная плата теперь будет считаться как доход на физическое лицо. То есть в среднюю заработную плату входят абсолютно все выплаты: должностной оклад, все виды надбавок за счет средств бюджета, за выполнение НИР и ОКР, надбавки за обучение платных студентов и аспирантов, а также выплаты по договорам гражданско-должностного характера.

С 1 сентября произойдет увеличение должностных окладов ППС и научных работников (научно-педагогические работники). В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» в должностной оклад войдут надбавки за ученую степень и надбавки за занимаемую должность доцента и профессора, однако университет изыскал возможность дополнительного увеличения должностных окладов по сравнению с предписанным законом условием.

Ассистент б/с, преподаватель б/с (новый оклад, 20 500 руб., старый оклад, 9 630 руб.), ст. преподаватель к.н. (новый оклад, 26 500 руб., старый оклад, 10 600 руб.), доцент к.н. (новый оклад, 33 500 руб., старый оклад, 11 560 руб.), профессор д.н. (новый оклад, 47 500 руб., старый оклад, 12 520 руб.), зав. кафедрой д.н. (новый оклад, 51 500 руб., старый оклад, 13 490 руб.), декан д.н. (новый оклад, 57 500 руб., старый оклад, 14 450 руб.).

С увеличением размеров окладов увеличились часовые ставки при почасовой оплате труда. Ставка профессора д.н. – 950 руб., ставка доцента к.н. – 670 руб.

В университете разработано новое положение о стимулирующих надбавках. В соответствии с этим документом предусмотрены и стимулирующие выплаты, в том числе:

– ежемесячная надбавка за высокий уровень текущей успеваемости студентов;

– за успешное руководство аспирантами;

– за качественное исполнение обязанностей куратора;

– за качество выполнения научно-методической работы;

– за качество работы по довузовской подготовке и обеспечение нового набора;

– надбавка за академическую мобильность и многое другое.

Сохраняется принцип премирования преподавателей по итогам семестра. Как и прежде, будут устанавливаться номинации для лучших из лучших по итогам учебной работы в семестре. Перечень отражен в Положении о стимулирующих выплатах.

С учетом вышеназванных выплат в соответствии с новой методикой счета, средняя заработная плата ППС может достигать от 80 до 100 тыс. руб. в месяц.

О делах хозяйственных

В прошедшем году мы реконструировали и отремонтировали 5 600 м2 учебных и лабораторных помещений. Среди особо знаковых объектов – уже упоминавшийся центр плазменных технологий, центр новых информационных технологий, молодежный космический центр управления полетами. Ко дню Победы мы открыли площадь памяти. Реконструируются галереи и коридоры. Университет приобретает новый современный облик. Это касается всех сторон нашей жизни.

Обновленный сайт университета стал 11-м в рейтинге по России. И я прошу заведующих кафедрами поработать над качеством своих страничек на университетском сайте. А нашу молодежь прошу подумать и собрать предложения по совершенствованию сайта.

За год мы оснастили более десятка лабораторий. Начали создание ситуационного центра по управлению рисками в чрезвычайных ситуациях. Будем готовить специалистов в интересах МЧС.

В этом году юбилей на факультете «СМ». Там еще продолжаются ремонтные работы, но уже сегодня факультет трудно узнать – он полностью преобразился, стал светлым, красивым, дружелюбным по отношению к студентам и преподавателям. И здесь я хочу поблагодарить прежде всего декана Владимира Тимофеевича Калугина за его активность и наших коллег из промышленности и прежде всего Владимира Алексеевича Соловьева за идейную и материальную поддержку.

В ноябре мы открываем совершенно удивительный по красоте и оснащенности дом физики.

В этом году здорово сработал студенческий строительный отряд, командир Голешков Максим, студент факультета «МТ» и, кстати, круглый отличник. Ребята отремонтировали три этажа в 10-м общежитии, сейчас заканчивают четвертый. Наше ремонтно-строительное подразделение (Олег Шахвердов) и опытный завод (Юрий Барышев) оснастили эти этажи великолепной мебелью.

Мы начали замену лифтового хозяйства. В канун 1 сентября запущены швейцарские лифты «Шиндлер» в высотке, два лифта в 11-м общежитии. В ноябре запустим третий лифт в общежитии, второй лифт в корпусе «Э», заменим лифты в корпусе «СМ». К новому году пустим второй лифт в высотке и заменим лифты в 7-м корпусе. И эту работу мы продолжим дальше.

Коллеги! Вы понимаете, что когда мы вводим новые объекты, то приходится захватывать инфраструктуру. Это не видно невооруженным глазом, но мы восстанавливаем сотни метров инженерных сетей и коммуникаций.

И я хочу от всей души поблагодарить наши инженерные и ремонтно-строительные службы за их самоотверженную работу. За то, что они делают наш университет краше, а жизнь в нем комфортнее.



Уважаемые участники собрания!

В этом году мне приходилось много времени отдавать общественной работе. Как доверенное лицо Президента я вхожу в штаб Общероссийского Фронта. Являюсь членом совета по научной и технической политике при Минобороны РФ, членом совета фонда «Сколково», членом общественного совета Роскосмоса, членом общественного совета при Федеральной налоговой службе РФ, членом общественного совета при Следственном комитете РФ, членом экспертного совета МЧС России, членом экспертного совета председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, членом вневедомственного экспертного совета по проблемам воздушно-космической обороны, членом конкурсной комиссии открытого конкурса по выделению грантов неправительственным некоммерческим организациям.

По рекомендации министра промышленности и торговли России вошел в состав наблюдательного совета Фонда перспективных исследований и инициатив (Российская ДАРПА).

Летом я вошел в предвыборный штаб кандидата в мэры Москвы Сергея Семеновича Собянина.

Дорогие друзья!

Достижения нашего университета – это результат труда всего коллектива. И здесь очень много зависит от отношения к делу, от отношения к своей альма-матер.

Вспомним притчу. В средние века в городе Колон, в Германии, три каменщика занимались своим делом. Одного из них спросили: «Что ты делаешь?» – и он ответил: «Обтачиваю камень». Спросили об этом же второго. Тот сказал: «Строю стену». Когда этот же вопрос задали третьему каменщику, он дал такой ответ: «Я возвожу храм».

Так давайте и мы с вами, опираясь на фундамент замечательных традиций университета, и дальше возводить храм. Храм науки и образования.

30.08.2013

Фото Елены ДРАГИНОЙ

Похожие:

Доклад ректора мгту им. Н. Э. Баумана Анатолия Александровича Александрова на конференции трудового коллектива университета Уважаемые участники конференции, члены Ученого совета, дорогие товарищи! iconМгту им. Н. Э. Баумана ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА мгту им. Н. Э. Баумана
Университета (ст. 189 Трудового кодекса Российской Федерации). Правила внутреннего трудового распорядка должны способствовать соблюдению...

Доклад ректора мгту им. Н. Э. Баумана Анатолия Александровича Александрова на конференции трудового коллектива университета Уважаемые участники конференции, члены Ученого совета, дорогие товарищи! iconМгту им. Н. Э. Баумана ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА мгту им. Н. Э. Баумана
Университета (ст. 189 Трудового кодекса Российской Федерации). Правила внутреннего трудового распорядка должны способствовать соблюдению...

Доклад ректора мгту им. Н. Э. Баумана Анатолия Александровича Александрова на конференции трудового коллектива университета Уважаемые участники конференции, члены Ученого совета, дорогие товарищи! icon«мгту им. Н. Э. Баумана» правила внутреннего распорядка обучающихся в мгту им. Н. Э. Баумана
Университета. Правила внутреннего распорядка должны способствовать соблюдению учебной дисциплины, рациональному использованию учебного...

Доклад ректора мгту им. Н. Э. Баумана Анатолия Александровича Александрова на конференции трудового коллектива университета Уважаемые участники конференции, члены Ученого совета, дорогие товарищи! iconАзовательные технологии и их использование в системе гуманитарной...
Межвузовский центр по историческому образованию в технических вузах Российской Федерации

Доклад ректора мгту им. Н. Э. Баумана Анатолия Александровича Александрова на конференции трудового коллектива университета Уважаемые участники конференции, члены Ученого совета, дорогие товарищи! iconПоложение об организации учебного процесса в мгту им. Н. Э. Баумана
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. №597, Устава мгту им. Н. Э. Баумана, принятого конференцией...

Доклад ректора мгту им. Н. Э. Баумана Анатолия Александровича Александрова на конференции трудового коллектива университета Уважаемые участники конференции, члены Ученого совета, дорогие товарищи! icon«Об итогах работы Министерства культуры Республики Бурятия за 2016 год и задачах на 2017 год»
Уважаемые члены коллегии, участники расширенного заседания коллегии, приглашенные, дорогие друзья!

Доклад ректора мгту им. Н. Э. Баумана Анатолия Александровича Александрова на конференции трудового коллектива университета Уважаемые участники конференции, члены Ученого совета, дорогие товарищи! icon2. общие задачи работодателя и трудового коллектива
Ооо «Управляющая компания «Финансовая группа управления перспективными технологиями» от 30 апреля 2004 года и трудовым коллективом...

Доклад ректора мгту им. Н. Э. Баумана Анатолия Александровича Александрова на конференции трудового коллектива университета Уважаемые участники конференции, члены Ученого совета, дорогие товарищи! icon1. Изменение оргструктуры вуза Основные ситуации
Нгту принимаются решением Ученого совета с последующим утверждением приказом ректора. Ответственным за актуализацию этих изменений...

Доклад ректора мгту им. Н. Э. Баумана Анатолия Александровича Александрова на конференции трудового коллектива университета Уважаемые участники конференции, члены Ученого совета, дорогие товарищи! iconПриказ ректора 08 декабря 200 8 n 856
В соответствии с решением Ученого Совета Университета от 18 ноября 2008 года, протокол №

Доклад ректора мгту им. Н. Э. Баумана Анатолия Александровича Александрова на конференции трудового коллектива университета Уважаемые участники конференции, члены Ученого совета, дорогие товарищи! iconДоклад на конференции «Science & our future»
Стендовый доклад на конференции «Science & our future», Москва, 15-19 мая 2005 года

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск