Регистрация и защита товарного знака"Предприниматель без образования юридического лица. Пбоюл", 2009, n 12 в данной статье мы продолжаем разговор о товарных


Скачать 200.82 Kb.
НазваниеРегистрация и защита товарного знака"Предприниматель без образования юридического лица. Пбоюл", 2009, n 12 в данной статье мы продолжаем разговор о товарных
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
РЕГИСТРАЦИЯ И ЗАЩИТА ТОВАРНОГО ЗНАКА"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2009, N 12

В данной статье мы продолжаем разговор о товарных знаках. Мы рассмотрим этапы государственной регистрации товарного знака, особенности международной регистрации, расскажем о том, сколько времени занимает эта процедура и в какую сумму она может обойтись. Кроме того, мы уделим внимание правовой охране обозначений, зарегистрированных в качестве товарных знаков.
Регистрация товарного знака очень важна, поскольку исключительное (имущественное) право на товарный знак возникает только в силу его государственной регистрации (п. 1 ст. 1232 ГК РФ). Регистрация подтверждает тот факт, что обозначение соответствует установленным критериям охраноспособности и приобретает статус товарного знака.

Этапы регистрации, предусмотренные ГК РФ, условно можно разделить на три большие группы:

- подача заявки на регистрацию товарного знака;

- экспертиза поданной заявки;

- регистрация в Государственном реестре товарных знаков с выдачей свидетельства на конкретный товарный знак.

Необходимо выделить еще один этап - предварительный, без которого шансы зарегистрировать обозначение будут весьма незначительными. На этом этапе проводится проверка обозначения на "патентную чистоту". Данная проверка включает поиск:

- на тождество и сходство с ранее зарегистрированными товарными знаками;

- на тождество и сходство с товарными знаками, поданными на регистрацию и находящимися на экспертизе в Роспатенте.

Необходимость такого поиска связана с тем, что придумать совершенно "чистое" обозначение довольно сложно, поскольку количество разнообразных зарегистрированных товарных знаков огромно. Проверка обозначения поможет существенно сэкономить средства и время (например, если впоследствии, в ходе проведения экспертизы обозначения, выяснится, что существует тождественное или схожее до степени смешения обозначение, в регистрации будет отказано, но оплаченные пошлины при этом не возвращаются).

Подобную проверку можно заказать в Федеральном институте по промышленной собственности (ФИПСе), попытаться провести самостоятельно или обратиться к тем, кто этим занимается профессионально (патентные поверенные, юридические фирмы, оказывающие соответствующие услуги). В любом случае следует помнить, что неправильно проведенный поиск и анализ его результатов могут привести к дополнительным запросам при проведении экспертизы обозначения или к отказу в его регистрации.

После предварительного этапа следует переходить к следующему - к подаче заявки.
Подача заявки
Заявка на товарный знак подается заявителем в Роспатент (ФИПС). Требования к ее оформлению содержит ст. 1492 ГК РФ, в соответствии с которой заявка должна содержать:

- заявление о государственной регистрации (с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения);

- само обозначение;

- перечень товаров, в отношении которых испрашивается регистрация;

- описание заявляемого обозначения.

Обратите внимание, что на один товарный знак подается одна заявка. Иногда бывает необходимо зарегистрировать несколько вариантов обозначения. В этом случае на каждый вариант обозначения оформляется отдельная заявка.

Что касается перечня товаров, в заявке указываются классы товаров и услуг на основе Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), утвержденной в соответствии с Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков <1>.

--------------------------------

<1> Заключено в Ницце 15.06.1957, вступило в силу для СССР с 26.06.1971.
В настоящее время действует 9-я редакция МКТУ (МКТУ-9), в соответствии с которой товары разделены на 34 класса, услуги - на 11.
Пример 1. Согласно МКТУ-9 одежда, обувь, головные уборы относятся к 25 классу МКТУ, а такие услуги, как реклама, менеджмент в сфере бизнеса, административная деятельность в сфере бизнеса, офисная служба, - к 35 классу.
Один из вопросов, который может возникнуть при регистрации товарного знака, - как определить классы товаров и услуг, по которым нужно зарегистрировать товарный знак. Ответ на этот вопрос зависит от целей предпринимателя, регистрирующего товарный знак. Можно зарегистрировать товарный знак по всем классам, а можно по смежным классам товаров и услуг.
Пример 2. Корпорация Mirax Group зарегистрировала товарный знак "Миракс" по всем 45 классам МКТУ. Очевидно, что на практике по всем классам товаров и услуг данный товарный знак не будет использован. В связи с этим через три года заинтересованные лица смогут оспорить зарегистрированный товарный знак по неиспользуемым классам, например компания, которая захочет выпускать под данным товарным знаком конфеты.
После составления заявка подписывается заявителем. Если она подается через патентного поверенного или иного представителя, ее должен подписать заявитель или представитель, подающий заявку. К заявке прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Язык подачи заявки - русский. При этом документы, прилагаемые к заявке, могут быть и на другом языке с приложением перевода. Датой подачи заявки считается день поступления указанных выше документов. Если документы представлялись не одновременно, день поступления последнего документа. После подачи заявки с документами заявки, представленными на дату подачи, вправе ознакомиться любое лицо (ст. 1493 ГК РФ).

Более детально вопросы составления и подачи заявки регламентируют Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (утв. Приказом Роспатента от 05.03.2003 N 32). На сайте Роспатента можно найти и бланк заявки.

Заявка на товарный знак может быть отозвана заявителем на любой стадии ее рассмотрения, но не позднее даты государственной регистрации товарного знака (ст. 1502 ГК РФ).
Приоритет товарного знака
По дате подачи заявки устанавливается приоритет товарного знака (п. 1 ст. 1494 ГК РФ). Установление приоритета товарного знака имеет существенное значение, поскольку приоритет определяет момент, с которого в случае регистрации товарного знака возникает исключительное право на знак. Приоритет товарного знака - это своего рода признание первенства на товарный знак.

ГК РФ определяет также порядок установления приоритета по выделенной заявке (п. 2 ст. 1494 ГК РФ), конвенционного и выставочного приоритета (п. п. 1 - 3 ст. 1495 ГК РФ), допускает возможность установления приоритета по дате международной регистрации товарного знака (п. 4 ст. 1495 РФ), предусматривает последствия совпадения дат приоритета товарных знаков (ст. 1496 ГК РФ). Если заявитель решит воспользоваться правом конвенционного или выставочного приоритета, он обязан указать это при подаче заявки на товарный знак и представить подтверждающие документы.
Экспертиза заявки
В период проведения экспертизы заявки заявитель вправе до принятия по ней решения дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки, в том числе путем подачи дополнительных материалов. Обратите внимание, что, если дополнительные материалы содержат перечень товаров, не указанных в заявке на дату ее подачи, или существенно изменяют заявленное обозначение, такие материалы не принимаются к рассмотрению. Однако они могут быть оформлены и поданы как самостоятельная заявка.

В период проведения экспертизы заявки ФИПС вправе запросить у заявителя дополнительные материалы, без которых проведение экспертизы невозможно. Порядок представления дополнительных документов устанавливает ст. 1497 ГК РФ.

Экспертизу заявки на товарный знак, в свою очередь, можно разделить еще на два этапа: формальную экспертизу (ст. 1498 ГК РФ) и экспертизу заявленного обозначения (ст. 1499 ГК РФ).
Формальная экспертиза
На этом этапе проверяется правильность оформления заявки, а именно наличие необходимых документов и их соответствие установленным требованиям. Длительность - один месяц со дня подачи заявки. По результатам проведения формальной экспертизы могут быть приняты следующие решения, о которых извещается заявитель:

а) о принятии заявки к рассмотрению;

б) об отказе в принятии заявки к рассмотрению.
Экспертиза обозначения, заявленного в качестве

товарного знака
После принятия заявки к рассмотрению проводится экспертиза самого обозначения - проверяется, насколько обозначение соответствует требованиям действующего законодательства (в частности, ст. 1477 и п. п. 1 - 7 ст. 1483 ГК РФ). Также устанавливается приоритет товарного знака.

По результатам экспертизы обозначения могут быть приняты следующие решения о государственной регистрации товарного знака либо об отказе в ней.

До принятия окончательного решения о регистрации (или об отказе) заявителю может быть направлено письменное уведомление о результатах проверки и предложено представить свои доводы. Доводы заявителя учитываются при принятии решения по результатам экспертизы обозначения, если они представлены в течение 6 месяцев со дня направления уведомления. Однако, если эксперт посчитает доводы заявителя неубедительными, будет вынесено решение об отказе в регистрации товарного знака.
Регистрация товарного знака в Государственном реестре

товарных знаков и выдача свидетельства
После принятия по результатам экспертизы решения о государственной регистрации товарного знака государственная регистрация в Государственном реестре товарных знаков осуществляется в течение месяца со дня получения документа об уплате пошлины (за государственную регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства). В реестр вносятся: товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака, перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, дата его государственной регистрации, а также другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, и последующие изменения.

Если документ об уплате пошлины не будет представлен (даже если пошлина была уплачена), регистрация товарного знака не будет произведена, а заявка будет признана отозванной.

Сведения, внесенные в Государственный реестр, публикуются в официальном бюллетене "Товарные знаки". В течение месяца после государственной регистрации товарного знака в реестре выдается свидетельство на товарный знак.

Правообладатель вправе сокращать перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, изменять отдельные элементы товарного знака, не меняющие его сущности. При этом для внесения изменений в Государственный реестр и в свидетельство также необходимо будет уплатить пошлину (п. 1 ст. 1505 ГК РФ).
Сроки регистрации товарных знаков
В среднем регистрация товарного знака осуществляется в срок от 1 до 1,5 года, а иногда и дольше. Очень часто у заявителей возникает вопрос - можно ли ускорить регистрацию? Ускорить делопроизводство по регистрации обозначения в качестве товарного знака можно путем подачи заявки на международную регистрацию, после которой товарный знак будет действовать в России и как минимум еще одной стране.
Оспаривание решений
В случае несогласия заявитель наделен правом оспорить решения:

- об отказе в принятии заявки на товарный знак к рассмотрению;

- о государственной регистрации товарного знака;

- об отказе в государственной регистрации;

- о признании заявки на товарный знак отозванной.

Оспорить эти решения можно путем подачи возражений в Палату по патентным спорам в течение трех месяцев со дня получения соответствующего решения или запрошенных копий материалов, противопоставленных заявке (при условии, что копии были запрошены в течение месяца со дня получения заявителем того или иного решения).

В период рассмотрения возражений Палатой по патентным спорам заявитель может вносить в заявку изменения, если такие изменения устраняют причины, послужившие единственным основанием для отказа в государственной регистрации товарного знака, и внесение таких изменений позволяет принять решение о государственной регистрации товарного знака (п. 2 ст. 1500 ГК РФ).

Оспаривание решения о государственной регистрации товарного знака означает и оспаривание предоставления ему правовой охраны. Основания и порядок оспаривания и признания правовой охраны недействительной устанавливают соответственно ст. ст. 1512 и 1513 ГК РФ (например, если были нарушены требования, установленные законом, к зарегистрированному обозначению или товарный знак был зарегистрирован на имя физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).

Предоставление правовой охраны может быть признано недействительным:

а) полностью (в этом случае свидетельство на товарный знак и запись в Государственном реестре товарных знаков аннулируются);

б) частично, например в отношении части товаров (в данной ситуации выдается новое свидетельство на товарный знак и вносятся изменения в Государственный реестр товарных знаков).

При этом решения Роспатента о признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку или об отказе в таком признании могут быть оспорены в суде.
Как быть, если сроки пропущены?
ГК РФ устанавливает возможность восстановления двух видов сроков:

1) для представления дополнительных документов в случае их запроса;

2) для обжалования указанных выше решений. Оба вида сроков могут быть восстановлены на основании ходатайства при соблюдении следующих условий:

- ходатайство должно быть подано в течение двух месяцев со дня истечения этих сроков;

- необходимо подтвердить уважительность причин, по которым сроки не были соблюдены;

- к ходатайству должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

В случае пропуска срока на обжалование решения вместе с ходатайством подается возражение на решение.

В случае пропуска срока на представление дополнительных материалов вместе с ходатайством подаются дополнительные материалы или ходатайство о продлении срока их представления (например, если необходимо дополнительное время для подготовки запрошенных материалов) (ст. 1501 ГК РФ).

После оспаривания в административном порядке решения, вступившие в силу, могут быть обжалованы в суде.
Международная регистрация товарного знака
Согласно ст. 1507 ГК РФ возможна регистрация товарного знака в иностранных государствах, а также международная регистрация товарного знака. Регистрация товарных знаков в иностранных государствах производится по правилам, предусмотренным национальным законодательством соответствующей страны. Что касается международной регистрации, она предусмотрена Мадридским соглашением о международной регистрации знаков от 14.04.1891 и Протоколом к Мадридскому соглашению от 28.06.1989 (в Соглашении участвуют около 80 стран, Российская Федерация является участником Мадридского соглашения с 1976 г.).

В соответствии с Мадридским соглашением на основании международной регистрации предусматривается возможность предоставления правовой охраны товарному знаку на территориях государств - участниц Соглашения. Заявка на международную регистрацию подается в национальное ведомство (в нашей стране - в Роспатент), которое отправляет заявку в Международное бюро ВОИС (Всемирной организации интеллектуальной собственности), находящееся в Женеве (Швейцария). В международной заявке обязательно указываются страны, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака. Обратите внимание: от количества стран зависит размер пошлины.

Правообладателю международного товарного знака выдается сертификат о международной регистрации. Правовая охрана международного товарного знака устанавливается на 20 лет с даты подачи заявки на международную регистрацию (с возможностью продления на такой же срок).

В среднем решение по международной заявке можно получить примерно через 4 - 5 месяцев. Международная регистрация по правилам Мадридского соглашения избавляет от необходимости регистрировать знак в каждом иностранном государстве, в котором требуется защитить знак. Однако и стоить такая регистрация будет дороже.
Государственная пошлина
Согласно ст. 1249 ГК РФ за совершение юридически значимых действий, связанных с регистрацией товарного знака, взимаются пошлины. Положение о патентных пошлинах утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 N 941. Указанное Положение устанавливает перечень действий, за совершение которых взимаются пошлины, их размеры, порядок и сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты пошлин, уменьшения их размеров.

Пошлины уплачиваются за регистрацию заявки на знак, за проведение экспертизы обозначения, за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства на него, за внесение изменений в материалы заявки, за продление или восстановление сроков, за подачу возражений в Палату по патентным спорам и пр. Общая сумма пошлин может составлять до 100 тыс. руб. и более.
Пример 3. Пошлина за регистрацию заявки составляет 2 тыс. руб., за проведение экспертизы обозначения - 8,5 тыс. руб. плюс 1,5 тыс. руб. за каждый класс МКТУ свыше одного, за регистрацию товарного знака в реестре и выдачу свидетельства - 12 тыс. руб.
Самостоятельная регистрация товарного знака
Есть два пути регистрации товарного знака. Первый - самостоятельно изучить действующее законодательство о товарных знаках и попытаться самим составить и подать заявку на регистрацию товарного знака. В том случае, если регистрируемое обозначение является весьма оригинальным и предварительный поиск не выявил тождественных или схожих обозначений, зарегистрировать товарный знак можно своими силами.

Но есть и второй путь, довольно распространенный на сегодняшний день, - обратиться к патентному поверенному (или в юридическую фирму, оказывающую подобные услуги; как правило, сотрудники таких фирм также имеют статус патентных поверенных).

Патентные поверенные - это квалифицированные юристы, специализирующиеся на защите интеллектуальной собственности, имеющие опыт работы в этой области не менее четырех лет и аттестованные ФИПС. Патентный поверенный, обладая необходимыми знаниями и опытом, может в разы снизить расходы на регистрацию товарного знака (например, минуя ряд этапов, за которые придется уплачивать весьма существенные пошлины), а также поможет ускорить делопроизводство по регистрации товарного знака.

Однако выбор всегда остается за предпринимателем.
Защита права на товарный знак
Никто не вправе использовать охраняемый товарный знак без согласия правообладателя, который может использовать знак как самостоятельно, так и запрещать его использование другим лицам.

Общие вопросы защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности рассмотрены в ст. 1252 ГК РФ, в соответствии с которой защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования:

1) о признании права (к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя);

2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним);

3) о возмещении убытков (к лицу, неправомерно использовавшему средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб);

4) об изъятии материального носителя (к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю);

5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя (к нарушителю исключительного права).

Оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав, по общему правилу, согласно решению суда, подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя.

Нарушением исключительного права на товарный знак является как использование самого зарегистрированного товарного знака, так и обозначения, сходного с ним до степени смешения. Незаконное использование запрещается и на товарах, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, и на однородных товарах.

Незаконное использование товарного знака может иметь место на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, при выполнении работ, оказании услуг, на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот, в предложениях к продаже товаров (реклама), в сети Интернет (например, в доменном имени и при других способах адресации).

В отношении товарных знаков дополнительные гражданско-правовые средства защиты содержит ст. 1515 ГК РФ, согласно которой все товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно (т.е. без договора) размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Согласно ст. 1515 ГК РФ правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.

Если введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения.

Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.

Помимо этого правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

- в размере от 10 тыс. до 5 млн руб. (окончательный размер определяется по усмотрению суда исходя из характера нарушения);

- либо в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак;

- или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

Таким образом, компенсация может быть определена одним из трех способов по выбору лица, которому принадлежит исключительное право на товарный знак. Выплату компенсации правообладатель вправе требовать как за каждый случай неправомерного использования товарного знака, так и за правонарушение в целом.
Административная ответственность
Она предусматривается ст. 14.10 КоАП РФ, согласно которой незаконное использование чужого товарного знака или сходных обозначений для однородных товаров влечет наложение административного штрафа:

на граждан - в размере от 1 тыс. 500 руб. до 2 тыс. руб. с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака;

на должностных лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. руб. с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара;

на юридических лиц - от 30 тыс. до 40 тыс. руб. с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара.
Уголовная ответственность
Согласно ч. 1 ст. 180 УК РФ незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов либо исправительными работами на срок до двух лет. Повышенная ответственность установлена для случаев совершения указанных деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч. 3 ст. 180 УК РФ).

Как отмечается в п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 26.04.2007 N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака", уголовная ответственность по ст. 180 УК РФ наступает в тех случаях, когда незаконное использование было совершено неоднократно или причинило крупный ущерб.

При этом неоднократность подразумевает совершение двух или более деяний, состоящих в незаконном использовании. При этом под неоднократностью понимается как неоднократное незаконное использование чужого товарного знака, так и однократное использование двух и более товарных знаков на одной единице товара.

Не следует забывать и о том, что в соответствии со ст. 1253 ГК РФ при неоднократном или грубом нарушении индивидуальным предпринимателем исключительных прав на средства индивидуализации его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке.
Столкновение товарных знаков и иных средств

индивидуализации
Иногда товарный знак может оказаться тождественным или сходным до степени смешения с другими средствами индивидуализации - фирменным наименованием и коммерческим обозначением. Если в результате такого тождества или сходства возникнет опасность введения в заблуждение потребителей и (или) контрагентов, преимущество будет иметь средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. В данном случае речь идет о словесных товарных знаках, поскольку и фирменные наименования, и коммерческие обозначения могут быть выражены только в словесной форме.

В случае, когда исключительное право на товарный знак возникло ранее, чем на схожие средства индивидуализации, обладатель исключительных прав на товарный знак вправе потребовать полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения. Если же "право старшинства" принадлежит фирменному наименованию или коммерческому обозначению, его правообладатель может потребовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.
Судебно-арбитражная практика. ЗАО "АКФ "МББ-Аудит" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ЗАО "АКГ "МББ-Аудит", ЗАО "МББ-Аудит", ЗАО "АКЦ "МББ-Аудит" об обязании ответчиков прекратить нарушение исключительного права истца на товарный знак (знак обслуживания), выразившееся в использовании ответчиками охраняемого элемента "МББ", входящего в зарегистрированный товарный знак истца, путем удаления (исключения) обозначения "МББ" из всей документации, связанной с введением ответчиками услуг в гражданский оборот, в том числе из учредительных документов.

Решением Арбитражного суда исковые требования были удовлетворены частично; суд обязал ответчиков прекратить нарушение исключительного права истца на товарный знак (знак обслуживания) по свидетельству N 281450, выразившееся в использовании элемента "МББ", входящего в означенный товарный знак, путем запрета использования этого буквенного обозначения при оказании услуг 35, 36 и 42 классов товаров и услуг МКТУ.

Принимая решение, суд исходил из того, что используемое ответчиками буквосочетание "МББ" тождественно охраняемому элементу товарного знака, зарегистрированного за истцом согласно свидетельству N 281450 в отношении однородных товаров и услуг, что влечет смешение товарного знака истца и фирменных наименований ответчиков и, следовательно, является недопустимым.

Однако Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда Решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано. Отказывая в иске, суд исходил из того, что спорное буквосочетание "МББ" является составной частью фирменного наименования ответчиков. Поскольку два из них - ЗАО "МББ-Аудит" и ЗАО "АКГ "МББ-Аудит" - зарегистрированы в качестве юридических лиц 18.01.2001 и 14.05.1998 соответственно, включение ими буквосочетания "МББ" в фирменное наименование не может считаться нарушением прав истца на товарный знак, зарегистрированный позже - 23.10.2001.

Что касается третьего ответчика - ЗАО "АКЦ "МББ-Аудит", - созданного 26.06.2002 (т.е. после регистрации товарного знака), суд указал на то, что он деятельности с момента создания не ведет, в силу чего не может рассматриваться как нарушитель прав истца на товарный знак.

Учитывая данные обстоятельства, кассационная жалоба истца также была оставлена без удовлетворения (Постановление ФАС Московского округа от 01.09.2008 N КГ-А40/7806-08).
Прекращение правовой охраны товарного знака
Хотелось бы отметить те основания прекращения правовой охраны товарных знаков (а значит, и исключительного права на них), которые устанавливает ГК РФ. В частности, согласно ст. 1514 ГК РФ правовая охрана товарного знака прекращается:

- в связи с истечением срока действия исключительного права на товарный знак;

- на основании решения суда о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками (п. 3 ст. 1511 ГК РФ);

- на основании решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием (ст. 1486 ГК РФ);

- на основании решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае прекращения юридического лица - правообладателя или прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя-правообладателя;

- в случае отказа правообладателя от права на товарный знак;

- на основании решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае его превращения в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;

- в случае утраты общеизвестным товарным знаком признаков, позволяющих его отнести к общеизвестным.

Кроме того, при переходе исключительного права на товарный знак без заключения договора с правообладателем (ст. 1241 ГК РФ - наследование, реорганизация юридического лица и др.) правовая охрана товарного знака может быть прекращена по решению суда по иску заинтересованного лица, если будет доказано, что такой переход вводит потребителей в заблуждение относительно товара или его изготовителя.

Итак, мы рассмотрели основные этапы регистрации товарного знака и способы его правовой защиты. Несмотря на длительность, дороговизну и внешнюю сложность, регистрация товарного знака предоставляет эксклюзивную возможность использования товарного знака его правообладателю. Зарегистрировав обозначение, его владелец сможет предпринимать все возможные меры, установленные действующим законодательством, для защиты товарного знака и недопущения его использования другими лицами.
О.Медведева

Юрист

Подписано в печать

30.11.2009

Похожие:

Регистрация и защита товарного знака\"Предприниматель без образования юридического лица. Пбоюл\", 2009, n 12 в данной статье мы продолжаем разговор о товарных iconПравовое регулирование использования товарных знаков"Предприниматель...
Правовое регулирование использования товарных знаков"Предприниматель без образования юридического лица. Пбоюл", 2009, n 11

Регистрация и защита товарного знака\"Предприниматель без образования юридического лица. Пбоюл\", 2009, n 12 в данной статье мы продолжаем разговор о товарных iconВсе об индивидуальном предпринимателе
Пбоюл) (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса рф). Индивидуальные предприниматели физические лица, зарегистрированные в установленном порядке...

Регистрация и защита товарного знака\"Предприниматель без образования юридического лица. Пбоюл\", 2009, n 12 в данной статье мы продолжаем разговор о товарных iconУчебное пособие раздел I. Профессиональная образовательная организация...
Кроме указанных данной статье признаков юридического лица, гк РФ содержит дополнительные требования к юридическим лицам, с учетом...

Регистрация и защита товарного знака\"Предприниматель без образования юридического лица. Пбоюл\", 2009, n 12 в данной статье мы продолжаем разговор о товарных iconИнструкция по составлению, оформлению и рассмотрению заявки на регистрацию...
Закон и детализирует процедуру составления заявки на регистрацию товарного знака, знака обслуживания, процедуру ее оформления и рассмотрения,...

Регистрация и защита товарного знака\"Предприниматель без образования юридического лица. Пбоюл\", 2009, n 12 в данной статье мы продолжаем разговор о товарных iconОбщий режим налогообложения это система налогообложения, при которой...
Общий режим налогообложения это система налогообложения, при которой индивидуальный предприниматель без образования юридического...

Регистрация и защита товарного знака\"Предприниматель без образования юридического лица. Пбоюл\", 2009, n 12 в данной статье мы продолжаем разговор о товарных iconПриказ Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32 "о правилах составления,...
Ении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года n 3520 "О товарных знаках, знаках обслуживания...

Регистрация и защита товарного знака\"Предприниматель без образования юридического лица. Пбоюл\", 2009, n 12 в данной статье мы продолжаем разговор о товарных iconОбразец заявления об изменении, относящемуся к государственной регистрации...

Регистрация и защита товарного знака\"Предприниматель без образования юридического лица. Пбоюл\", 2009, n 12 в данной статье мы продолжаем разговор о товарных iconАнкета юридического лица/ иностранной структуры без образования юридического...
Наименование, фирменное наименование на русском языке (полное и (или) сокращенное)

Регистрация и защита товарного знака\"Предприниматель без образования юридического лица. Пбоюл\", 2009, n 12 в данной статье мы продолжаем разговор о товарных iconОбразец заявления об изменении, относящемся к государственной регистрации...
В федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Бережковская наб., 30, корп. 1

Регистрация и защита товарного знака\"Предприниматель без образования юридического лица. Пбоюл\", 2009, n 12 в данной статье мы продолжаем разговор о товарных iconИнструкция к Договору о товарных знаках Единого экономического пространства...
Товарного знака еэп и заявок на регистрацию наименования места происхождения товара в соответствии с упомянутым Договором, их рассмотрением,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск