КАК ЗАЩИТИТЬ ПРАВА РЕБЕНКА В ШКОЛЕ?
На этот злободневный вопрос всех времен и всех родителей нам отвечает заместитель Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области по защите прав детей Барабанова Светлана Васильевна.
УКРАДЕННАЯ ПЯТЕРКА
– Что делать, если учитель занижает оценки?
– Если Вам жалуются дети, что учитель постоянно занижает отметки, учитывает не знания, а поведение, то прежде всего «пострадавшему» надо объяснить, что любая отметка всегда субъективна, определить, насколько она справедлива, достаточно сложно. Поэтому жалоба: «Она поставила мне тройку, а в другой школе за такой же ответ мне ставили пятерки!» бессмысленна. По закону, если речь идет о текущей успеваемости, педагогический коллектив может сам выработать любые внутренние способы оценок. Нормативы применяются только при итоговой аттестации, на экзаменах.
Так что самое правильное решение в этой ситуации – официальное обращение к директору школы, который назначит комиссию для проверки реальных знаний ученика. Какое бы решение комиссия ни приняла, это будет работать на авторитет школы. С заявлением могут обращаться и сами школьники и их родители.
ОСКОРБЛЕНИЯ СЛОВОМ И ДЕЛОМ
– Как защитить ребенка в конфликте с учителем?
– Это одно из самых распространенных явлений, связанное, как правило, с низким уровнем педагогического мастерства. Учитель может оскорбить и даже ударить ученика ребенка не от природной жестокости, а, скорее, от бессилия. Но школа должна занимать однозначную позицию: достоинство всех участников образовательного процесса должно быть защищено и обеспечено. Не надо бояться огласки и публичного разбирательства: гласное обсуждение поможет снять с учителя ложные обвинения и научит всех контролировать свои эмоции. Что необходимо сделать?
– написать письменное заявление от ученика или его родителей,
– директор должен (приказом по школе) создать комиссию для проведения служебного расследования с включением в нее учеников или родителей,
– опросить стороны конфликта, соблюдая анонимность,
– принять решение и довести его до всех.
ак правило, решение комиссии будет гораздо мягче, чем судебный приговор. Судебные процессы, на которых учителя были осуждены за оскорбления, унижение достоинства, объясняются только одним: нежеланием школьной администрации решать проблему внутри.
КОНФЛИКТЫ С ОДНОКЛАССНИКАМИ (БУЛЛИНГ)
– Что делать, если ребенок стал жертвой собственных сверстников? Какова роль учителей?
– Конфликты в детском коллективе неизбежны, многие учителя занимают позицию невмешательства: пусть дети учатся сами разбираться и решать свои проблемы.
К сожалению, нередко происходит смешение обычных конфликтов и последовательных издевательств.
Есть просто агрессивные дети, которым доставляет удовольствие мучить других, более слабых, скромных детей. Таких детей надо показать психиатру, даже не школьному психологу. Самое ужасное, если это происходит постоянно в классе, где учится Ваш ребенок, то «наблюдатели» приучаются к мысли, что насилие и унижение – норма жизни.
Это явление получило название «буллинг» от английского слова bully – хулиган, драчун. Психологи и педагоги во всем мире убеждены в том, что с буллингом надо решительно бороться. Нельзя снисходительно относиться к травле, дети, дескать, играют, ничего особенного. Учитель обязан показывать свое негативное отношение к насмешкам и издевательствам, тем более к физическому насилию.
Если пострадавшим оказался Ваш ребенок, стоит поговорить с родителями обидчика и убедить их принять меры. Возможно, этого будет достаточно – они извинятся за своего отпрыска и пообещают, что такого больше не будет. Если издевательства будут продолжаться, вы лично (или через учителя) можете обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Или в районное отделение милиции по делам несовершеннолетних (ПДН) .
Грабеж, вымогательство, избиения – это уголовно наказуемые деяния.
Если это, не дай бог, случилось с вашим ребенком, знайте, что он стал жертвой преступления. Виновник, которому уже исполнилось 14 лет, подлежит суду. Мерой наказания может быть как штраф, так и исправительные работы в детской колонии.
За виновника младше 14 лет отвечают родители, и вы вправе потребовать от них компенсацию морального и материального ущерба.
«ГИТЛЕРЮГЕНД» В СТАРШИХ КЛАССАХ
– Как не допустить ксенофобии и травли по национальному признаку?
Ненависть к чужакам, увы, встречается не только в стае диких зверей. Часто дети не принимают тех, кто перешел из другой школы. Или сверстников неславянского происхождения: «Эй ты, еврей!» или «Ну, вы там, армяне!».
Некоторые горе–педагоги сами поддерживают такую неприязнь своим предвзятым отношением, даже составляют особые списки детей: «татары», «русские»… Другие – «как бы ничего не замечают».
В прошлом году в Петербурге был скандальный судебный процесс. Старшеклассники откровенно демонстрировали принадлежность к неофашистским группировкам, а педагоги не вмешивались в «игры тинэйджеров». В конце концов, на администрацию школы подали в суд за такое попустительство.
Долг настоящего учителя – не допускать дискриминации. Если такие настроения среди учеников сильны, надо сообщить в инспекцию по делам несовершеннолетних. Кроме того, в «смешанном» классе необходима профилактика ксенофобии. Например, увлекательные рассказы об истории народов и о том, как они помогали друг другу. А еще о том, к каким страшным последствиям приводит нетерпимость и ненависть. Можно устроить красочный праздник международной дружбы – с музыкой, танцами, старинными национальными костюмами…
СПОТКНУЛСЯ, УПАЛ, ГИПС…
– Кто отвечает за травмы детей в школе?
– Синяки, кровоподтеки и даже сотрясение мозга – необязательно итог расправы. В жизни есть место и трагической случайности. Учитель и в этом случае отвечает за безопасность детей все то время, пока они находятся в школе. Если травмы избежать не удалось, учитель обязан:
– немедленно вызвать врача (медсестра или врач есть в каждой школе). Если этого недостаточно – вызвать скорую помощь,
– установить причину происшествия и выявить виновника,
– срочно оповестить родителей.
Иногда трудно понять, почему ребенок получил травму и кто виноват. Поэтому учитель должен составить специальный акт и при необходимости провести служебное расследование.
Администрация школы должна создавать безопасные и приятные условия учебы. Если не законченный к 1 сентября ремонт легко может стать причиной травмы, а разящий запах краски – вызвать серьезную аллергию, если в школе не работает туалет или нет воды, если в классе холодно, как на улице – вы имеете полное право высказать свои претензии
ОХРАНА В ШКОЛЕ
– Каковы права и обязанности школьных охранников?
– Для того чтобы защитить детей от угрозы извне, родители обращаются к школе с просьбой заключить договор с каким–либо охранным предприятием и сами оплачивают работу стражей безопасности. У охранника в школе не должно быть оружия, в том числе резиновых дубинок. Вполне достаточно «тревожных кнопок», по которым можно вызвать группу быстрого реагирования.
Дело охранника – не пускать в школу посторонних и незнакомых людей. Также они имеет право спросить документы у тех, кто пришел к детям или учителям. Больше они ни за что не отвечает.
Например, если вы пришли с дочкой, ее пускают в раздевалку, а вас – нет, это превышение полномочий охранника. Также он не должен «наводить порядок» среди оравы детей, растаскивая их за уши по разным углам. Или не пускать в школу опоздавших со словами: «Раз проспал – иди гуляй».
Правда, в некоторых случаях охранник получает дополнительные инструкции от директора школы – «локальные акты». Родители имеют право познакомиться со всеми подобными документами и обсудить их.
[беседовала] Злата Балика
Адаптация – это процесс приспособления организма и психики к новым, непривычным или постоянно меняющимся условиям. С научной точки зрения адаптация – это активный процесс изменений функций организма и психики применительно к окружающей среде. Если этих изменений недостаточно, и две среды – внутренняя и внешняя – остаются несбалансированными, т.е. адаптация неэффективна, то человек автоматически компенсирует дисбаланс тем или иным способом.
В психологической литературе понятие адаптации раскрывается как совокупность особенностей биологического вида, обеспечивающих ему специфический образ жизни в определённых условиях среды. Среди прочих видов адаптации учёные различают социальную адаптацию.
Поступление ребенка в школу, это новый этап в его жизни, новая ступенька, на которую ребенку предстоит подняться, это переломный момент, этап освоения новых правил поведения, требований и понятий.
Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный, переломный период в его жизни. Для ребенка меняется его место в системе общественных отношений, меняется его распорядок жизни, увеличивается нагрузка. На смену играм приходят ежедневные занятия и умственные нагрузки. Они требуют напряженного умственного труда, повышенного внимания, большей сосредоточенности на уроках и относительной физической неподвижности, удержания правильной рабочей позы. Для детей 6-7 лет очень сложно проводить много времени неподвижно. В результате уроков в школе, увлечения первоклашек занятиями музыкой, иностранными языками и времяпрепровождения перед телевизором, двигательная активность у ребенка значительно снижается по сравнению с той, которая была у него до поступления в учебное заведение. Активность снижается, а потребность в движение остается большой.
Все, что происходит в школе, ново для ребенка. Пришедшего в школу малыша впервые встречает новый коллектив из одноклассников и учителей, то есть детей и взрослых людей. Нужно научиться устанавливать контакты со сверстниками и педагогами, выполнять требования школьной дисциплины, а так же новые обязанности, связанные с учебой. К сожалению, далеко не все дети готовы к этому. Некоторые дети с большим трудом переносят школьные нагрузки. Психологи считают, что многие первоклашки, особенно в шестилетнем возрасте, часто сталкиваются с трудностью социальной адаптации. Это происходит из-за того, что в этом возрасте еще не сформировалась личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивая нормы поведения и обязанности школы.
Очень остро встает вопрос о том, как помочь ребенку без вреда для здоровья научиться выполнять новые требования и правила учителя, и как наиболее безболезненно для ребенка перейти от игр к более сложной учебной деятельности. В большой степени это относится к очень активным детям, которым очень сложно усидеть на одном месте долгий период времени. Такие дети постоянно отвлекаются, громко разговаривают, вскакивают с места. Среди них часто бывает много драчунов, которые легко возбуждаются и могут даже проявить агрессию в сторону одноклассников, не всегда видят дистанцию между собой и преподавателем. Такие дети, как правило, нуждаются в помощи врачей, потому что наказывать и осуждать их бесполезно.
Существуют дети с другой проблемой, связанной с нервной системой. Такие детки, как правило, не шумят, не мешают учителю вести урок, не выкрикивают с места, но они так же не в состояние высидеть весь урок, и, спустя 15 минут от начала урока теряют интерес к занятию и начинают заниматься чем-то посторонним. Такой ребенок, как правило, нуждается в индивидуальном графике работы. Но далеко не всегда учителя в силу своей занятости и желания сделать больший объем работы на уроке, замечают такое поведение ребенка. В таких случаях имеет смысл вмешательство родителей, которые знают своего ребенка лучше. Частная беседа с родителями может помочь учителю найти решение появившейся проблемы.
Многие дети берут с собой в школу игрушки. Не стоит запрещать это ребенку, надо просто объяснить, что играть в школе можно только на переменах. Почему не стоит запрещать брать в школу игрушки? Когда ребенок берет с собой любимую игрушку, он чувствует себя в этом, пока еще чужом для себя мире более защищенным. А ведь это очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Особенно в этом нуждаются стеснительные и робкие дети. Им сложно сразу найти общий язык с одноклассниками, поэтому наличие под боком игрушки им зачастую бывает необходимо.
Поскольку начальный период обучения достаточно труден для ребенка, поступившего в школу, у него могут появиться жалобы на усталость, головные боли, возникнуть плаксивость, раздражительность и нарушение сна. У некоторых детей снижается аппетит и вес. Так же могут возникнуть психологические трудности, такие как чувство страха, негативное отношение к учителю и учебе в целом, неправильное представление о своих реальных возможностях. Все эти изменения в организме ребенка, связанные с началом обучения в школе, некоторые ученые называют «адаптационной болезнью» и «школьным стрессом».
Все дело в том, что в процессе становления личности существуют особо острые моменты. Эти моменты приурочены к определенным возрастным периодам и практически неизбежны для каждого ребенка. Наиболее важные изменения проходят в возрастных промежутках от 2 до 4 лет, от 7 до 9 лет и от 13 до 16 лет. В эти периоды происходят изменения в организме: быстрая прибавка в росте, изменения в нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой и других системах, что приводит к повышенной утомляемости, раздражительности и перепадам настроения.
При таком раскладе даже практически здоровые дети начинают болеть и проявляют излишнюю ранимость. Меняется характер, появляется упрямство и непокорность, неадекватные изменения в самооценке. В такой момент наступает новый и сложный период в жизни ребенка. Прежде всего, родителям надо это понимать и замечать не только изменение в поведение своего ребенка, но и пытаться определить, чем эти изменения обусловлены. Найдя причину, станет проще избегать конфликтных ситуаций.
Таким образом, поступление в школу является серьезным шагом от беззаботного детства к взрослению, наполненному чувству ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению. |