Права человека в школе


Скачать 125.68 Kb.
НазваниеПрава человека в школе
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы

Школа – территория закона

Права человека в школе

Правозащитная газета Юниорского союза «Дорога»



6, октябрь 2003 г.

текстовая версия
Новости

В школе №Х ученица десятого класса опоздала на урок литературы. Учительница заявила ей:

- Я знаю, что нарушаю твои права, но мне надоело, что вы постоянно опаздываете.

После этих слов она выгнала ученицу за дверь.
22 октября в Детско-юношеском центре Петрозаводска прошел второй этап игры «Я и мои права».

В игре принимают команды старшеклассников восьми школ Петрозаводска. Организатор игры - отряд "Восьмое чудо света" Юниорского союза "Дорога". Первый этап проходил в форме игры по станциям, на которых ребята выполняли задания на знание прав человека. Финал игры состоится 28 октября.
21 октября в лицее №1 открылась юридическая приёмная. Работает она по вторникам во время школьных перемен. В приёмной дежурят ребята из четырёх юридических классов. Они отвечают на вопросы учеников, связанные с их правами и обязанностями.

Тема номера

Как нас не пускают на уроки

Никого не удивляют ситуации, когда ученики прогуливают уроки, а учителя всеми силами пытаются вернуть их за парту. Но, к удивлению многих, в школах часто бывает наоборот: ученики рвутся в класс, а их туда не пускают. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос искали наши корреспонденты. Первое слово – школьнику, обратившемуся к нам за советом через Интернет.

Папуасам в классе не место!

Прошедшим летом я сделал модную фичу – прокол брови "штангой", а проще говоря - пирсинг. Стоит такая едва заметная "палочка" в брови, никому не мешающая...

Каково же было мое удивление, когда один преподаватель нашего лицея отказался вести урок в классе в моем присутствии, аргументировав это тем, что (дословно!) "его это оскорбляет" и "мы – не папуасы!" Он выгнал меня с урока, сказав, что с пирсингом я могу даже и не подходить к двери его кабинета.

Директор, завуч и классный руководитель в этой ситуации заняли мою позицию. Но повлиять каким-либо образом на мировоззрение преподавателя невозможно: он уперся, как осел, и отказываться от своих убеждений не собирается. Администрация же заинтересована в нем, как в профессиональном преподавателе, замену которому пока найти весьма и весьма проблематично. Здесь стоит упомянуть тот факт, что дополнительные часы (в том числе и по предмету, что ведет этот учитель) оплачивают мои родители. Надо сказать, сумма эта – немаленькая.

В итоге, я отказываюсь снимать пирсинг, как упертый, настырный и принципиальный молодой человек, а администрация лицея не в силах каким-либо образом повлиять на разрешение проблемы.

На протяжении развития этого конфликта, вместо нормального обучения по предмету, я занимался в кабинете директора чтением учебника. Как аргументировал директор, "он должен обеспечить мой образовательный процесс".

Хотелось бы услышать мнение на этот счет с позиции буквы закона. Ну, и, конечно же, советы, как можно решить эту проблему и воздействовать на пассивную администрацию учебного заведения.

Две недели за ля-ля

После звонка, прозвеневшего с урока физики, все ученики 9-го класса с радостным криком «наконец-то!» выбежали на перемену. Только две девочки замешкались, и, выходя в коридор, одна из них начала напевать.

- Может, ты помолчишь? – сказала уставшая учительница.

- Может! – ответила находчивая ученица.

- Может, ты не будешь со мной спорить? – раздраженным тоном продолжил педагог.

- Может! – не упала духом ученица.

На следующем уроке физики девчонки, уже забыв о произошедшем конфликте, спокойно уселись за парты. Но не тут-то было. Злопамятный учитель выгнал их из класса, при этом сказав: «Когда извинитесь, тогда и войдете».

Но за что им извиняться?

Прошло две недели, а на физику их так и не пустили.

Долго ждавшие милости учителя, но так и не дождавшиеся, они решили написать заявление директору. После этого заявления на уроки их наконец-то пустили.

Но вскоре одну из учениц вызвали к завучу:

«Ты позоришь нашу школу! Как ты можешь!»

Главное – на вопрос ученицы: «А что же я такого сделала?» – завуч отвечал:

«Что ты сделала? Что ты сделала? Завтра в школу с родителями!»

В общем, что же она такого сделала, ученице так и не сказали. По слухам, учительница по-своему поняла высказывания девочки в диспуте о пении: ей послышалось, что наглая девчонка послала её на три буквы.

Такая вот странная слышимость.

Учитесь в гардеробе!

В нашей школе – интересные порядки: после звонка куртки в гардероб не принимают, а в класс вместе с курткой не пускают.

И вот после физкультуры мы не успели сдать куртки в гардероб и пошли на урок, держа куртки в руках. Зайдя в кабинет, мы услышали грозный голос учительницы:

«Куда с куртками? Марш в гардероб!»

Ну, и мы пошли.

Приходим вниз и просим вахтера:

«Возьмите наши куртки, пожалуйста!»

«Нет, не положено!» – ответила нам гардеробщица. – «Это приказ директора.»

«Нас на урок не пускают!» – пожаловались мы.

Но на нее наши доводы явно не подействовали.

Мы решили вновь попытать счастье, авось учительница сжалится и пустит нас.

Но увы, учитель не разрешил нам получать знания и выгнал нас из кабинета. 40 минут нам пришлось провести в коридоре.

Твоё место – на подоконнике!

После физкультуры я опоздал на урок русского языка. Постучавшись, вошёл в кабинет и увидел недовольного учителя, который искоса посмотрел на меня.

Я сказал: «Марья Ивановна, извините, можно войти в класс?»

Она ответила: «Выйди и зайди снова!»

Я зашёл и снова повторил сказанное. Но она, вместо того, чтобы пустить меня на место, выгнала за дверь. Целый урок я просидел в коридоре на подоконнике. После этого мне поставили в журнале букву н.

Но я же не виноват, что у учителя плохое настроение!

Slava P.
Нужен ли в классе ученик?

Наш опрос

Как вы считаете, может ли учитель отстранить ученика от урока? Если да, то в каких случаях? Эти вопросы мы задавали учителям петрозаводских школ.
С точки зрения гуманизма, учитель не может отстранить школьника от урока, так как это может унизить последнего в глазах всего класса. На мой взгляд, существует масса других методов стимуляции ученика к работе. Отстранить школьника от учебного процесса можно лишь в том случае, когда другие методы и психологические приемы бессильны.

Анастасия Игоревна, будущий преподаватель обществознания
Если он не понимает человеческого языка и доброго отношения, то его можно отправить за дверь, чтобы он осознал свои ошибки.

Алла Юрьевна, преподаватель обществознания
Вообще, я считаю, что нельзя. Учитель несет ответственность за ученика. Если ученик выйдет из кабинета и что-то с собой сделает, то учитель будет за это отвечать.

Елена Викторовна, преподаватель математики
Я считаю, что выгонять ученика с урока бессмысленно. Мне потом все равно с ним придется эту тему отрабатывать. Пусть он хоть два слова на уроке услышит, пусть опоздает, все равно это уже будет что-то.

Марина Викторовна, преподаватель истории
По закону – нет. А так – приходится. Но на новый материал я всегда этого ученика приглашаю.

Марина Александровна, преподаватель географии
Ни в коем случае нельзя! Учитель несёт ответственность за жизнь ученика, пока идёт урок! Если с ним что-нибудь случится, то попадёт мне.

Надежда Ярославна, преподаватель химии
Да, можно! И иногда это происходит. Если ученик не понимает, то можно выгонять. Но мы несём ответственность, и родители будут спрашивать с нас.

Наталья Ивановна, преподаватель математики
Итак, подавляющее большинство учителей считает, что выгонять учеников с урока нельзя. Но при этом учителя признают, что иногда они вынуждены так поступать.

Отстранять от уроков нельзя

Наш комментарий

Казалось бы, всем ясно, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Но почему-то такие случаи происходят снова и снова.

Обратите внимание: в историях, которые рассказали ребята, не было ни малейшей необходимости отстранять учеников от уроков.

Ученик пришёл с пирсингом? И что, его присутствие на уроке помешало бы учителю давать новую тему?

У учителя нет права произвольно решать: пускать или не пускать ученика на урок. Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, милицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать. Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс.

Ученица пела на перемене, учительнице что-то послышалось, и она обиделась. И что, если у учителя – конфликт с учеником, то он может его не учить? Извините, это его обязанность, работа.

Ученик опоздал. Накажите его за опоздание. Как наказать? Почитайте устав вашей школы, и увидите, какие меры наказания разрешены в вашем учебном заведении. Но на урок Вы обязаны его пустить. Нет такого наказания – отстранение от урока, и быть не может.

Как поступать ученику, если его по той или иной причине не пустили на урок или выгнали с урока? Напишите жалобу директору школы. Если после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования.

Примечательна история с пирсингом: директор в курсе, ученику сочувствует, но исправлять положение не хочет. В этой ситуации ученик может ходатайствовать о проведении дисциплинарного расследования.

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» даёт ученикам право ходатайствовать перед администрацией школы о проведении дисциплинарного расследования по фактам нарушения прав ребенка. Ученик может подать директору школы заявление с таким текстом:
Директору школы № 177

Сидорову П.П.

от учащегося 11-а класса

Петрова Петра

ЗАЯВЛЕНИЕ
16 октября 2003 года учитель физики Иванов Иван Иванович отстранил меня от занятий по своему предмету. Поводом к отстранению стало то, что учителя не устроил мой внешний вид. В связи с этим, к настоящему времени я лишен возможность проходить обучение по предмету «физика» в течении 10 дней. Считаю, что, вследствие действий Иванова И.И., нарушено моё право на образование (статья 43 Конституции России), право на уважение человеческого достоинства (статья 50 закона «Об образовании»), а также положение Конвенции о правах ребенка (статья 3): «Во всех действиях в отношении детей… первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». По моему мнению, Иванов И.И. также нарушил Устав школы и превысил свои полномочия, поскольку Уставом школы не предусмотрена такая мера наказания, как отстранение от уроков.

На основании статьи 9 Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», прошу Вас провести дисциплинарное расследование по фактам нарушения Ивановым И.И. моих прав. В состав комиссии по проведению дисциплинарного расследования прошу включить выборных представителей обучающихся: Ершова Петра (11-б класс), Карасева Сергея (11-а класс), Лещёва Тимофея (5-г класс).

Прошу Вас проинформировать меня о результатах дисциплинарного расследования и принятых мерах. В случае несогласия с Вашим решением, оставляю за собой право обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы (статья 9 Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»).

Также прошу Вас незамедлительно отдать распоряжение Иванову И.И. о допуске меня к урокам физики.
Дата

Подпись ученика
Это заявление необходимо зарегистрировать в приёмной директора. Желательно прийти со вторым экземпляром и добиться, чтобы секретарь директора поставила на Вашем экземпляре свою роспись, дату приёма заявления и регистрационный номер. На следующий день зайдите к секретарю и попросите показать, какую резолюцию директор поставил на Вашем заявлении. Далее – отслеживайте ситуацию в зависимости от обстановки.

Если в итоге директор примет решение, которое Вас не устраивает, то Вы можете подать жалобу в управление образования. К жалобе нужно будет приложить Ваш экземпляр заявления директору. По этому документу управление образования сможет легко разобраться в ситуации и накажет виновных. Директор это хорошо понимает, поэтому, скорее всего, после Вашего письменного заявления выполнит Ваши законные требования.

Голоса Интернета

Смертный приговор для учителя

Уважаемая редакция!

Будущий педагог в выпуске №5 обратилась к вам за конкретными педагогическими приёмами, а вы начали её "грузить" правовыми нормами. Это не совсем правильно (мягко говоря). Меры надо наращивать постепенно, не обостряя конфликт сразу, давая шанс себе и ребятам сохранить достоинство.

И администрация здесь ни при чём!!! Абсолютно!!! Неужели непонятно, что как только молоденькая практиканточка побежит за помощью к завучу, она подпишет себе смертный приговор в этой школе?! Кто же из учеников после этого будет её слушать, воспринимать за авторитетного человека?! Неужели непонятно, что как только она побежит в суд, она подпишет себе смертный приговор в педколлективе всего округа (района)?! Не забывайте, что школа – это, по преимуществу, женский коллектив (я очень люблю женщин, но из песни слова не выкинешь).

Я принципиально не буду советовать "Заинтересуйте ребят, и они сами прекратят болтать"! Самый убогий совет, какой могут дать учителю!!! Чтобы заинтересовать, надо, как минимум, привлечь внимание. А для этого – отвлечь внимание от других! Поэтому для начала можно посоветовать простое рассаживание. А дальше – весь спектр педагогических приёмов. За помощью можно обратиться к преподавателю методики в институте (училище), учителям этого класса, сокурсникам. Можно и ко мне. Как говорится, адрес имеется в редакции.

 

Д.Л. Гуревич,

учитель истории
От редакции

Мы будем рады, если наши читатели захотят высказаться о проблемах, поднятых в этом письме. Говорят, в спорах рождается истина. Мы также готовы опубликовать советы учителей своим коллегам о том, какие педагогические приёмы можно применить в трудных ситуациях.

Карать буду сразу и жёстко

В прошлом выпуске была опубликована заметка «Последний щелчок». Речь в ней шла о том, что некий ученик щелкал ручкой, а учитель в ответ пригрозил поставить двойки всему ряду. Щелчки не прекратились, учитель «вычислил» ученика и отобрал у него ручку. Насовсем.

Наш читатель, педагог Д.Л.Гуревич прислал свой комментарий к этой заметке:
Ситуация типичная, и, больше скажу, не самая трагичная (в отличие, например, от плевков обслюнявленными бумажными комочками через трубочки, сделанные из тех же самых ручек). В связи с этим у меня есть вопросы к автору текста – явно "несчастному" ученику. Слышал ли автор о таком методе воспитания, как "коллективный"? Это когда человека воспитывает сам коллектив (в данном случае – коллектив класса). Что сделал сам автор для того, чтобы прекратить безобразие, мешающее, кстати, и ему тоже?!

Далее. Что сделал великовозрастный балбес, чтобы сохранить у себя ручку? Ничего! Тогда на что жаловаться?! Была бы она ему так уж дорога – прекратил бы щёлкать, и всё на этом закончилось бы.

Я всегда честно предупреждал учеников, что карать за подобные шалости (особенно плевки, разумеется, а не щёлканье) буду сразу и жёстко. Ребята соглашались, начинали развлекаться, я отнимал и тут же ломал эти ручки. Обиженных, как правило, не наблюдалось! Даже более того – соученики сами сдавали "шалуна"!!! Так что, милые ребята, оборотитесь на себя, прежде чем расточать гневные тирады в адрес учителей!

 

Д.Л. Гуревич,

учитель истории
От редакции

Приглашаем читателей поделиться своими мнениями о позиции, высказанной педагогом Д.Л.Гуревичем.



Невыдуманные истории

Контрольная в мусорном ведре

20 октября у нас была контрольная работа. Один мальчик решил спросить у своей соседки, как решить пример, и она стала ему объяснять. Но в то время, к несчастью обоих, учитель заметил их разговор и отобрал тетрадки, где должна была быть контрольная.

Ученики написали контрольную на листках, сдали ее, но преподаватель смял листки и выкинул в мусорное ведро. Видно, там знаниям учеников самое место.

Сколько пропивают родители

В школе №Х на уроке ОБЖ учитель объявил восьмому классу: «Ребята, нужно сдать в фонд школы 200 рублей».

На следующий день на том же уроке учитель решил донести до нас новое решение совета педагогов. Он сказал: «Мы решили увеличить сумму до 500 рублей».

В ответ послышались возмущенные возгласы класса, на что преподаватель грубо ответил: «Ваши родители за год пропивают больше, чем мы предложили вам сдать».

Ответ учителя вызвал у ребят бурю эмоций. В конце урока учитель пригрозил: «Кто не сдаст – будет разговаривать со мной лично».



Встань в угол!

На уроке русского языка ребятам на последней парте спокойно не сиделось. Учительница постоянно делала им замечания, но они на них не реагировали.

Тогда она скомандовала одному из учеников встать. Так он простоял весь урок.

На следующем уроке, когда они снова начали шуметь, она просто велела тому же мальчику встать в угол. Весь урок восьмиклассник стоял в углу.

Ученики иногда кушают

Все люди когда-то хотят есть. Ученики тоже иногда кушают. Только вот школьной перемены кому-то не хватает.

Однажды один мальчик долго стоял в очереди в столовой. Но когда он все-таки купил долгожданную булочку, прозвенел звонок. Ученик на «крыльях» полетел по школьным коридорам. Ему никак не хотелось опоздать на урок. На урок школьник успел. Но когда его живот напомнил о голоде… булочка сама собою поднеслась ко рту. И это заметил учитель:

- Иванов! Ты почему на уроке жуёшь? Тебе перемены не хватило? Марш за дверь!

Нечего поделать. Пришлось идти. Но ученик зря времени не терял: такой случай представился пообедать! Пока мальчик ел, ученики в кабинете проверили домашнее задание. А новую тему класс проходил уже в полном составе.

Вот так можно продлить себе перемену и «закосить» проверку домашнего задания!
___________________
Школа – территория закона

Детская правозащитная газета

6, октябрь 2003

Интернет-версия:

http://doroga.karelia.ru/shkola/

E-mail: dppc@yandex.ru

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорский союз «Дорога»
Печатная версия выпускается при поддержке проекта «Права человека начинаются в школе», финансируемого Канадским Фондом «Гражданское общество».
Техническая поддержка: Проект ТАСИС «Электронная сеть Карельской молодёжи».
Редакция:

Денис Рогаткин, Валя Храпова, Саша Михайлё, Паша Новиков и другие.

Похожие:

Права человека в школе iconПрактикум «Защити свои права»
Российской Федерации, с организациями, защищающими права человека и права граждан; подготовить ребят к изучению систем защиты прав...

Права человека в школе iconПрава человека в школе
Дисциплину поддерживать нужно. Наверное, с этим никто спорить не будет. А значит, за нарушения школьных правил нужно наказывать –...

Права человека в школе iconМероприятие «Права человека», посвящённое 60-летию со дня подписания...
Оборудование: Всеобщая Декларация прав человека; Правила обращения с жалобами в Европейскую комиссию и Европейский суд по правам...

Права человека в школе iconКак защитить права ребенка в школе?
На этот злободневный вопрос всех времен и всех родителей нам отвечает заместитель Уполномоченного по правам человека в Нижегородской...

Права человека в школе iconДоклад о положении с правами человека в пензенской области в 2009...
Основные направления деятельности организации- защита конституционных прав человека

Права человека в школе iconОбщественного Движения «За права человека»
Амурское региональное отделение Общероссийского Общественного Движения «За права человека» создано в 1998 году, свидетельство о регистрации...

Права человека в школе iconДоклад о положении с правами человека в рязанской области в 2007...
Настоящий доклад подготовлен Рязанским региональным отделением Общероссийского общественного движения «За права человека» при поддержке...

Права человека в школе iconДоклад Общероссийского общественного движения «За права человека»
Л. А. Пономарев Исполнительный директор Общероссийского общественного движения «За права человека»

Права человека в школе icon• Законность
Самоуправление в школе – это принцип организации жизнедеятельности школьного коллектива, означающий права и обязанности его членов...

Права человека в школе iconНовое поколение прав человека: соматические права человека
Семья в настоящее время продолжает являться основой общества и правовые нормы, устанавливаемые государством, не должны способствовать...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск