Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года


НазваниеДоклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года
страница1/10
ТипДоклад
filling-form.ru > бланк заявлений > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Доклад

Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви

2 февраля 2013 года
Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Пастыреначальник Господь Иисус Христос вновь собрал нас под сводами величественного Храма Христа Спасителя для того, чтобы в единстве мы могли обсудить насущные вопросы жизни нашей Церкви и соборно обратить к духовенству, монашествующим и мирянам слова назидания.

Священное Писание именует Церковь Телом Христовым (см. Кол. 1, 24), домом Божиим (см. 1 Тим. 3, 15) и храмом святым о Господе (см. Еф. 2, 21). Для верующего человека это непреложная истина. Но для неверующих Церковь видится лишь как человеческое общество, и они судят о ней по ее внешним проявлениям, по влиянию на жизнь народов, их нравственное и культурное воспитание. Церковь — не от мира сего (см. Ин. 18, 36), но она пребывает в мире и заботится о спасении мира. В ней соединяется Божественное и человеческое, вечное и временное, совершенное и стремящееся к совершенству. В своей человеческой стороне Церковь может не только возрастать, но и умаляться, быть гонимой и истребляемой. Внутри Церкви люди, пламенеющие верой и любовью, могут соседствовать с теплохладными и нерадящими о своем спасении. И Господь попускает Церкви различные испытания, чтобы помочь ее чадам избавиться от несовершенства и приблизиться к святости.

Истекший межсоборный период стал временем таких испытаний. «Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас» (1 Ин. 3, 13) — эти слова святого апостола Иоанна приходят на память в связи с событиями последних месяцев, когда Церкви пришлось выдержать неоднократные нападки извне, выразившимися в виде целого ряда тенденциозных и клеветнических кампаний, кощунственных выходок и даже уничтожения православных святынь.

Все мы хорошо помним возникшие на рубеже 2011-2012 годов нестроения и брожения, которые грозили хрупкому миру в обществе. Особенно это проявилось в России и на Украине. В первом случае противостояние между частью общества и государственной властью вполне могло перерасти в новую опасную смуту, подобную тем, что не раз приносили беду Отечеству и православному народу. У определенных сил, желавших поколебать основы государственной и общественной жизни, вызвала крайнее раздражение позиция Русской Православной Церкви, которая неизменно призывает к мирному, поступательному развитию народной жизни, к конструктивному диалогу народа и власти, основанному на взаимоуважении его участников. Мы не ищем вражды ни с кем и стремимся жить по слову апостола: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Евр. 12, 14). Церковь не служит и никогда не будет служить чьим-либо политическим интересам. Христиане могут принадлежать к разным политическим течениям, выражать различные взгляды на ситуацию в стране и обществе, если только эти течения и взгляды не противоречат основам церковного учения. Однако, находясь вне политической борьбы, Церковь всегда будет давать общественным процессам нравственную оценку, призывать участников любых противостояний к взаимоуважению и мирному диалогу на благо всего общества. При этом она объединяет православных христиан в своем лоне, не различая их по политическому признаку, и неустанно совершает, по призыву святого апостола Павла, «молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков… и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2, 1-2). Этого не понимали и не понимают те, кто хотел использовать Церковь как инструмент в своей политической борьбе, пытались ее запугать и соблазнить.

Когда стало ясно, что Русская Православная Церковь никогда не откажется от поддержки народного единства, на котором зиждется существование каждой страны, давление начало принимать радикальные формы. Началась волна богохульств и кощунств, актов вандализма и осквернения православных святынь. Эта волна прокатилась не только по России, но и по некоторым другим странам исторической Руси. Безумные по замыслу акции выражали презрение к Церкви, были рассчитаны на то, чтобы унизить ее. Кощунственные действия сопровождались организованной в некоторых СМИ травлей Священноначалия и всей Русской Православной Церкви. Эта кампания была явно направлена на то, чтобы дискредитировать Церковь как носительницу ценностных основ и тысячелетнего нравственного идеала нашего общества, а в конце концов — заставить нас замолчать, прекратить свидетельствовать правду Божию. Ведь из-за своей приверженности правде Христовой Церковь не по нраву всем тем, кто стремится, отдалить людей от евангельских ценностей, насадить в качестве нормы то, что Слово Божие называет грехом и чему противится человеческая совесть.

Для нас, христиан, такие события не новы. В истории нашего народа все это было не раз. Приведу две цитаты:

  • «За последние месяцы имеют место многие факты оскорбления религиозных чувств, а также отдельных ничем не опороченных священнослужителей и печатания в прессе заведомой неправды о некоторых явлениях нашей церковной жизни»;

  • «В газете имярек приводится утверждение, что автор не знает ни одного духовного лица, который верил бы в Бога».

Казалось бы, речь идет о совсем недавних событиях. Однако эти цитаты, которые можно было бы долго продолжать, взяты из письма Святейшего Патриарха Алексия I Никите Сергеевичу Хрущеву от 31 мая 1959 года1. Конечно, сегодня, слава Богу, священников не сажают в тюрьмы, а храмы не закрывают. Однако не поразительно ли, что те, кто сегодня вновь нападает на Церковь, пользуются такими же пропагандистскими методами, которые в свое время применяло богоборческое государство?

Впрочем, сегодня, благодарение Богу, времена изменились. Многие понимают, что кощунства не могут приниматься цивилизованным обществом и должны пресекаться. Равнодушие, попустительство, ложно понимаемое всепрощение и снисходительное отношение к осквернению религиозных и национальных святынь неминуемо ведет к духовному одичанию, к уничтожению всяких нравственных барьеров и, как следствие, к ожесточению людей, к росту межнациональных конфликтов, утрате способности строить солидарное общество. Как свидетельствует церковная история, в периоды гонений, связанных с осквернением храмов, икон, мощей многие православные христиане, решительно — и молитвой, и действиями — противостояли кощунникам и охраняли свои святыни, воспринимая это как религиозный долг. Тут можно вспомнить примеры и из эпохи иконоборчества, и из новейшей церковной истории, когда по благословению Всероссийского Патриарха святителя Тихона при храмах создавались союзы по защите святынь и церковного достояния от посягательства, а пастырям вменялось в обязанность «идти навстречу добрым начинаниям верующих, направленным к защите Церкви».

Сегодня власть декларирует стремление построить правовое государство. И в таком государстве закон должен защищать не только символы, важные для секулярного сознания, но и предметы, имеющие священное значение для верующих, охраняя их религиозные чувства от посягательств и оскорблений. В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» говорится: «Никакими ссылками на свободу слова и творчества нельзя оправдать надругательство в публичной сфере над предметами, символами или понятиями, которые почитаются верующими людьми. <…> Надругательство над святынями не может быть оправдано ссылками на права художника, писателя, журналиста. Современное законодательство обычно защищает не только жизнь и имущество людей, но и символические ценности, такие как память умерших, места захоронения, памятники истории и культуры, государственные символы. Такая защита должна распространяться на веру и святыни, которые дороги для религиозных людей» (III.2, IV.5). В правовом государстве, где действуют закон, православный христианин, как правило, имеет возможность перепоручить государственной власти защиту святынь от глумления и кощунства. Это проистекает из прямой обязанности государства, о которой писал еще святой апостол Павел: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13, 4).

Судебные органы дали правовую оценку печально известной богохульной акции в Храме Христа Спасителя, охарактеризовав ее как преступление. Высший Церковный Совет в своем заявлении от 17 августа 2012 года подчеркнул важность того, что приговором в отношении кощунниц создан судебный прецедент, направленный на предотвращение в будущем оскорбления религиозных чувств верующих, на защиту святынь и культурных памятников от актов кощунства и глумления. Выражая положительное отношение к данной правовой оценке, вместе с тем, Церковь, сострадая каждому грешнику, обратилась к государству с просьбой проявить милосердие к осужденным. Однако необходимо помнить, что снисхождение и прощение наиболее действенно в соединении с раскаянием и решимостью не повторять преступные действия в будущем. Иначе вместо исправления оно может породить чувство вседозволенности, которое станет причиной новых преступлений.

Мы знаем, что к некоторым из тех, кто оказался жертвой манипуляционных технологий, со временем пришло отрезвление, и они ужаснулись содеянному. Молодые люди, которые разрисовали стены и подожгли Морской собор в Балтийске Калининградской епархии 20 августа, а также подростки, спилившие поклонный крест в Архангельске 25 августа, не только извинились перед верующими, но и принесли искреннее покаяние. Это особенно отрадно, ведь Господь сказал: «Нет воли Отца вашего небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18, 14).

И неужели организаторы антицерковной кампании думают, что общество поддерживает их безумие? В Патриархию в эти месяцы поступило огромное количество обращений от частных лиц и общественных организаций с поддержкой Русской Православной Церкви. В этих письмах люди возмущались явной организованностью, откровенной разнузданностью, клеветнической направленностью и воинственностью антицерковной кампании. Слова благодарности за поддержку мы адресуем и нашим собратьям по вере — Предстоятелям и представителям Поместных Православных Церквей, а также главам других христианских конфессий и религиозных объединений, Межрелигиозному совету России.

Происшедшее за эти полтора года было попущено Господом как проверка всех нас. К сожалению, для отдельных священнослужителей и мирян она оказалась непосильной. По недомыслию, а может, и по злой воле они в своих выступлениях соглашались с несправедливыми обвинениями в адрес Церкви. Таковым хотелось бы напомнить, что хуже самого греха может быть только оправдание греха. Ведь после греха возможно покаяние и прекращение беззакония. Но оправдание греха закрывает двери покаяния, и порок, воспринимаемый как норма, начинает беспрепятственно распространяться и укореняться в людях.

Вспомним слова священномученика Онуфрия, архиепископа Курского: «Когда в многолюдном собрании, на котором мы присутствуем, поносят имя нашего Бога, или когда в беседе высмеивается святая вера наша, почему мы малодушно молчим? Почему не скажем, что мы исповедуем своего Господа и Бога? Разве это все и многое другое не есть отречение?»2. В свою очередь священномученик Мефодий, епископ Петропавловский, писал: «Мирясь с окружающим нас злом, мы воображаем, что исполняем закон Христа; не вступая в борьбу со злом, в силу неправильно понимаемой нами свободы совести, мы так свыкаемся с ним, что начинаем считать его нормальным явлением и становимся равнодушными к доброму»3. Во избежание тех опасностей, о которых предупреждали новомученики, призываю священство, монашество и всех верных чад Русской Православной Церкви неотступно свидетельствовать о правде Божией, о евангельских ценностях и о смертельных для души последствиях греха.

Прошедшие антицерковные кампании, многократно усилившие внимание к жизни Церкви и священнослужителей, понуждают всех нас, дорогие собратья, еще раз вспомнить и о том, каким предстает перед нашими современниками образ архиерея, священника и вообще верующего человека. Нужно признать, что порой публичная дискредитация Церкви связана не только с клеветой, но и со случаями недостойного поведения священнослужителей и мирян.

Наша паства в подавляющем своем большинстве не была соблазнена антицерковной пропагандой и демагогией, хотя главная цель организаторов кампании состояла именно в том, чтобы поколебать церковное единство. Незадолго до кощунственной выходки в этом храме Господь явил пред лицом всего мира силу веры православного народа. Для поклонения верующих в Россию со Святой горы Афон прибыла одна из величайших святынь христианства — Пояс Пресвятой Богородицы. Три миллиона человек днем и ночью стояли в очереди, перенося холод и серьезные неудобства, чтобы прикоснуться к Поясу Пречистой Девы, помолиться пред ним Божией Матери. Это событие, уникальное в современной истории нашей Церкви, не случайно совершилось накануне постигших нас испытаний. Оно явилось и благодатным укреплением от Господа, и свидетельством неистребимости православной веры в нашем народе. Уже после того, как совершились многие акты кощунства и антицерковного вандализма, целью которых в ряде случаев было подавить волю православных верующих, десятки тысяч людей, представлявших самые разные социальные слои, 22 апреля 2012 года собрались у стен Храма Христа Спасителя, чтобы вместе с епископатом и клиром принять участие в молитвенном стоянии в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени. Православный народ недвусмысленно продемонстрировал свою волю.

Хочу выразить свою признательность вам, дорогие Владыки, за правильную реакцию на нападки, и через вас особо поблагодарить священнослужителей и мирян, мужественно засвидетельствовавших свою веру и верность Церкви Христовой. Ответ православного народа на печальные события последнего времени явился новым подтверждением слов Божественного Основателя и Главы Церкви — Господа нашего Иисуса Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16, 18).
* * *
Кратко сообщу о деятельности Патриарха в межсоборный период. Я совершил 45 поездок в епархии Русской Православной Церкви, посетив 39 епархий4. Всего со времени Поместного Собора 2009 года состоялось 102 моих пребывания в 66 епархиях, многие из которых я посетил неоднократно. В 2011-2012 годах состоялись мои визиты в 5 Поместных Православных Церквей5, а нашу Церковь посетил ряд Первоиерархов Автокефальных Церквей6. Как Предстоятель Русской Православной Церкви я встречался с руководителями государств, входящих в территорию канонической ответственности Московского Патриархата7, а также с руководителями и видными государственными деятелями других стран8, принимал участие в крупных международных форумах9.

Многократно за эти два года я посещал пределы наших Самоуправляемых Церквей, особенно часто — Украинской Православной Церкви. Рад, что прочно установился обычай ежегодно проводить в Киеве заседание Священного Синода Московского Патриархата и совместно праздновать на берегах Днепра День Крещения Руси. Особенное значение будет иметь в нынешнем году празднование 1025-летия этого события, которое должно приобрести всецерковный и широкий общественный характер и развернуться на всем пространстве исторической Руси.

Визитом Патриарха в Японию было отмечено в минувшем году 100-летие преставления равноапостольного Николая Японского.

Еще одна важная для нас дата — пятилетие подписания на амвоне этого святого храма Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей — была ознаменована не только праздничными мероприятиями в Москве при моем участии, но и торжествами в США и других странах русского рассеяния, проведением в Лондоне конференции практически всех архиереев Русской Православной Церкви, несущих свое служение за пределами ее канонической территории.
* * *
Перейдем теперь к основной части доклада.

Главные задачи, стоящие сегодня перед Церковью, были определены Поместным Собором 2009 года. Состоявшийся в 2011 году Архиерейский Собор одобрил первые шаги Священного Синода по их реализации и обозначил практические меры по дальнейшему осуществлению миссии Церкви в современном мире. Архиерейский Собор дал ряд поручений Патриарху и Священному Синоду, синодальным учреждениям, епархиальным архиереям. Часть моего выступления будет посвящена обзору исполнения этих поручений.

Органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами является по Уставу Священный Синод, который за истекшие два года собирался 1110 раз. В 2011 году в его состав вошли два новых постоянных члена — главы Митрополичьего округа в Казахстане и Среднеазиатского митрополичьего округа. В течение межсоборного периода основную ответственность за исполнение решений Собора 2011 года нес Синод, а вместе с ним — и подотчетные ему учреждения. Важным событием в связи с этим стало образование в марте 2011 года Высшего Церковного Совета. Этот орган объединил под моим председательством глав синодальных учреждений, а также некоторых других руководящих лиц центрального церковного аппарата. За истекшие два года Высший Церковный Совет собирался 1011 раз. Основным направлением его деятельности стала реализация поручений Собора, постановка с этой целью задач перед синодальными учреждениями и контроль за их осуществлением. Сегодня можно уверенно сказать, что Высший Церковный Совет зарекомендовал себя как действенный исполнительный орган высшей церковной власти.

Вместе с тем оценка эффективности соборных решений для жизни Церкви определяется в первую очередь степенью их осуществления в епархиях и на приходах. Вскоре после Собора стало очевидно, что преобразований в центральном аппарате Церкви недостаточно. Назрели изменения на уровне епархий.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года iconКритериальная демократия 1
Первый канал телевидения России транслировал проповедь Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, которую он посвятил критериально-оценочному...

Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года iconПозиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции
Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года. 13

Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года iconДоклад епископа красногорского иринарха, викария святейшего патриарха...
Мероприятия Международных Рождественских образовательных чтений двух предыдущих лет были посвящены юбилейным событиям

Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года iconЭкскурсии по программе билеты на трансфер 28 июня к месту проведения занятий
Санкт-Петербурге объявляет набор слушателей на курс 2016 года, который пройдет с 27 июня 19 июля. Эта программа проходит при поддержке...

Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года iconПравославной Церкви «Учебный комитет Русской Православной Церкви»
Порядок) является нормативным актом, определяющим порядок приёма на обучение в духовные образовательные организации, подведомственные...

Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года iconВселенской Православной Церкви Предисловие
Российского Православного Университета. Поскольку автор не преподавал историю Русской Церкви, ее изложение отсутствует в данной книге....

Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года iconРусской Православной Церкви с 6 июля по 26 июля 2014 года осуществляет набордете й
Православная смена «Застава Ермака» – совместный проект Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области...

Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года iconИ сотворил Бог мужчину и женщину: Комментарии к Социальной концепции Русской Православной Церкви
Отец Николай! Прежде, чем мы начнем говорить о проблемах современной семьи, хотелось бы пояснить читателям зачем понадобился этот...

Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года iconПравила приема в религиозную организацию духовную образовательную...
«Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (далее – Академия) на обучение по образовательной программе бакалавриата...

Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года iconО встрече патриарха Кирилла и папы римского Франциска в Гаване 12 февраля 2016 года

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск