Изучением предметов


Скачать 139.56 Kb.
НазваниеИзучением предметов
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > бланк заявлений > Пояснительная записка
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №13 с углубленным изучением предметов»



173020, г. Великий Новгород,

ул. Рахманинова, 7


тел. (816 2) 63 03 20, тел.\факс (816 2) 63 02 61




«Рассмотрена»

на заседании

методического

объединения

______________

руководитель МО
Протокол № 1

от 29 августа 2016 г


«Согласована»

заместитель директора,

председатель НМС

_________/Семенова И.В./

_____________

29 августа 2016 г.

«Утверждена»

на заседании педагогического совета

Протокол № 1

от 30 августа 2016 г.
Директор школы

/Земскова Г.М./

______________



Рабочая программа
по элективному курсу
11 «Б» класс

Составитель:
Григорьева

Ирина Ильинична


2016 -2017 учебный год

Пояснительная записка
Цель курса «Деловая речь. Деловое письмо» заключается в совершенствовании практических, коммуникативных умений и навыков обучающихся в процессе расширения их лингвистического кругозора за счет усвоения новых знаний о стилистической дифференциации языка, об основных чертах официально-делового стиля речи, его подстилях и жанрах, языковых особенностях.
Задачи курса:

  • дать развернутую характеристику официально-делового стиля речи в его письменном и устном проявлении; ознакомить учащихся с его разновидностями и жанрами;

  • расширить и углубить знания учащихся о стилистических средствах фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, показать их роль в создании текстов официально-делового стиля;

  • отработать навыки учащихся в умении грамотно составлять различные деловые бумаги, графически правильно оформлять любой деловой текст.


В результате изучения курса обучающиеся должны:

  • понимать назначение официально-делового стиля;

  • усвоить понятия «подстили деловой речи», «жанры речевых произведений», «стилистическая норма», «регламентированность речи», «шаблон», «стандартизация текста» и другие;

  • знать языковые средства, характерные для официально-делового стиля, уметь правильно их выбирать и употреблять при составлении деловых бумаг;

  • владеть стилистическими нормами, уметь оценивать деловой текст с точки зрения соблюдения в нем стилистических норм;

  • понимать природу стилистических ошибок; уметь находить в деловых бумагах стилистические ошибки, характерные для делового стиля, и исправлять их, т.е. владеть навыками стилистической правки текста;

  • уметь пользоваться справочной литературой в целях получения необходимой информации;

  • активно владеть коммуникативно значимыми жанрами официально-делового стиля, т.е. уметь правильно составлять и оформлять характеристику, заявление, автобиографию, резюме, доверенность и другие деловые бумаги.


Содержание учебного предмета
Введение.

Принципиальное отличие официально-делового стиля речи от других функциональных стилей. Ограниченность сферы употребления и неукоснительное следование этим ограничениям.

Практическая направленность курса. Жизненная необходимость вырабатываемых в процессе изучения курса умений и навыков

Признаки официально-делового стиля, его разновидности, жанры, языковые особенности.

Сфера использования: правовые, международные и деловые отношения. Основные черты: официальный характер отношений участников речи, преобладание письменной формы речи, точность, строгость, ясность, лаконичность, предельная объективность, безличность, неэмоциональность изложения, предписующе-констатирующий, долженствующий способ изложения, соблюдение единообразия в оформлении, высокая степень стандартизации текстов, регламентированность речи.

Разновидности официально-делового стиля: законодательный, дипломатический и деловой подстили.

Жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ, заявление, характеристика, справка, нота, присяга, коммюнике и другие.

Языковые особенности официально-делового стиля.

Фонетические: книжный стиль произношения, полное произнесение звуков, повествовательно-утверждающая интонация.

Лексико-фразеологические: книжная, официально-деловая лексика и фразеология, юридическая и дипломатическая терминология, наименования лиц по их должности, званию и т.п., названия предприятий, учреждений, органов власти, названия документов, стандартизированные устойчивые обороты, штампы.

Словообразовательные: широкое использование отглагольных существительных, сложносокращенных слов.

Морфологические: преобладание именных частей речи, широкое использование кратких прилагательных со значением долженствования, инфинитива, наречных слов, производных предлогов, сочинительных союзов; употребление форм мужского рода при наименовании профессии, должности.

Синтаксические: преобладание простых предложений с однородными членами, обособленными причастными и деепричастными оборотами, приложениями; вставных конструкций; безличных предложений с неопределенной формой глагола; страдательных синтаксических конструкций, сложных союзных предложений.

Законодательный подстиль и его жанры (закон, устав, указ, гражданские и деловые акты)

Регулирование отношений между гражданами и государством. Реализация в государственных документах двух функций языка: информативной (сообщение) и волюнтативной (повеление). Графическое оформление текста (членение на сегменты, цифровое обозначение частей и т.п.). Особая манера, стиль изложения, языковые особенности.

Нравственные нормы общества в статьях законов.

Дипломатический подстиль и его жанры (нота, меморандум, коммюнике, конвенция).

Обслуживание сферы международных отношений. Специфика лексики и фразеологии. Слияние с публицистическим стилем речи: эмоциональность и экспрессивность, связанные с содержанием текстов.

Административно-канцелярский (собственно-деловой) подстиль.

Деловые бумаги. Единая государственная система делопроизводства.

Регулирование деловых отношений между людьми, учреждениями, гражданами и учреждениями.

Юридическая обоснованность деловых бумаг, единая внешняя форма, общепринятое стандартное расположение частей. Разновидности деловых бумаг.

Три типа документов: документы, которые должны точно соответствовать принятому в обществе стандарту, иначе они не имеют юридической силы (паспорт, диплом и т.п.); документы, которые для удобства и быстроты оформляются на специальных бланках (справка, квитанция и т.п.); документы, в которых общественно закреплен общий принцип составления, но языковые средства подбирает пишущий (автобиография, характеристика и т.п.).

Приказ. Распоряжение. Инструкция.

Стилевая окраска долженствования, императивность. Характер изложения (отсутствие рассуждения, повествования и т.п.). Языковые особенности (лексика, синтаксис и др.), определяющие специфику документов. Отсутствие эмоциональности, экспрессивности.

Заявление. Заявка. Счет.

Заявление как официальное сообщение. Заявка и счет как документы, регулирующие материально-денежные отношения.

Стандартизация документов (воспроизведение по особым шаблонам). Построение, структурные части, графическое оформление текстов. Реквизиты. Варианты написания заявления.

Объяснительная записка. Докладная записка. Отчет.

Документы, содержащие письменное сообщение руководству о служебных делах. Схема составления, речевые клише.

Типичные нарушения норм официально-делового стиля речи: несоблюдение правил составления и оформления документов, использование в деловых текстах разговорных и художественно-литературных средств языка.

Доверенность. Расписка. Справка. Извещение.

Структурные части документов. Схема составления доверенности и расписки. Заверение подписи частного лица. Отличие расписки от квитанции.

Изготовление бланков для справок и извещений.

Объявление.

Сущность объявления (извещение о чем-либо, напечатанное в газете, журнале или вывешенное где-нибудь). Разновидности объявлений: сугубо официальные, частные, объявления-рекламы, объявления о предстоящих мероприятиях и др.

Различия в написании объявления, зависящие от его назначения и сферы употребления (особенности синтаксиса, лексики; строгость или красочность оформления).

Протокол простого и сложного типа.

Документ, содержащий запись выступлений участников собрания, совещания, заседания и принятые ими решения.

Составление протокола по определенной форме. Своеобразие речевого стиля протоколов: сочетание языковых средств официально-делового стиля с публицистическими, иногда – с разговорными средствами (при фиксации выступлений участников собрания). Понятие «протокольный язык». Оформление выступлений в виде прямой и косвенной речи (описательно).

Протоколы простого типа, фиксирующие утверждение решений (“протоколы постановлений”).

Протоколы сложного типа, фиксирующие весь ход собрания: выступления, принятые решения и т.д. Образцы записей протокола простого и сложного типа.

Характеристика.

Документ, характеризующий учебную или профессиональную деятельность. Использование в производственной и научной сфере.

Примерный план составления характеристики. Особенности оформления: подпись руководителя организации (предприятия), дата, печать. Относительно свободный выбор языковых средств при сохранении оборотов делового стиля.

Автобиография (служебная и литературная).

Жизнеописание какого-либо лица, составленное им самим. Схема составления (указание необходимых данных в определенной последовательности), оформление. Использование речевых средств разных стилей речи.

Автобиография как деловой документ, предназначенный для административных учреждений. Строгость и лаконичность в изложении материала, отсутствие эмоциональности, неуместность образных средств языка, соответствие стандарту.

Автобиография как литературно-публицистическое произведение. Признаки художественного стиля речи в литературной автобиографии.

Анкета. Резюме.

Назначение анкеты. Разновидности анкет. Использование специальных бланков для анкетирования.

Переосмысление слова “резюме” в современной деловой речи. Резюме как деловой документ (описание себя и своих профессиональных возможностей). Практические рекомендации по составлению резюме.

Устные формы деловой речи: доклады на деловых совещаниях, выступления на заседаниях, служебный диалог. Судебная речь.

Сохранение основных признаков деловой речи (точность, ясность, лаконичность и т.д.). Отличия устных форм деловой речи от письменных (использование лексических и фразеологических средств других стилей; синтаксические особенности устных форм официально-делового стиля: использование простых предложений наряду со сложными; употребление вопросительных предложений; включение диалогических конструкций в монологическую речь).

Нарушение стилистической нормы: построение устных официальных выступлений по законам письменной речи.

Использование (умеренное) внеязыковых средств (жесты, мимика и т.п.).

Язык рекламы.

Особое место рекламы в современной жизни. Разновидности рекламы. Использование различных языковых (и внеязыковых) средств, в зависимости от содержания и назначения рекламы. Соблюдение норм литературного языка и этических норм. Практическое овладение языком рекламы.

Повторение и обобщение.

Употребление средств официально-делового стиля за его пределами. Опасность «канцелярита» (К.Чуковский).

Итоговое занятие. Рефлексия.

Подведение итогов работы по изучению курса «Деловая речь» определение степени полезности и качества полученных учащимися знаний, выяснение степени прочности выработанных у них умений и навыков по грамотному составлению различных деловых бумаг.

Тематическое планирование


п/п

Дата

Тема занятия

Вид занятий

1




Введение. Цели и задачи, структура и содержание курса.

Лекция. Заполнение диагностических анкет.

2




Признаки официально-делового стиля.

Лекция. Беседа.

3




Разновидности официально-делового стиля, жанры.

Сообщения учащихся.


4




Языковые особенности официально-делового стиля.

Составление опорного конспекта.

5




Законодательный подстиль.

Анализ текстов.

6




Жанры законодательного подстиля.

Сопоставление текстов.

7




Дипломатический подстиль.

Сообщения учащихся.

8




Жанры дипломатического подстиля.

Работа со “Словарем иностранных слов”.

9




Административно-канцелярский (деловой) подстиль.

Лекция. Наблюдение над текстами, их стилистическая оценка.

10




Деловые бумаги. Единая государственная система делопроизводства.

Стилистический анализ текста.

11




Приказ. Распоряжение. Инструкция.

Моделирование текстов-инструкций.

12




Заявление. Заявка. Счёт.

Работа с текстами-образцами.

13




Практикум. Построение собственного текста по образцу.

Сопоставление и анализ текстов.

14




Объяснительная записка. Докладная записка. Отчет.

Стилистический эксперимент

15




Практикум. Редактирование текста.

Сопоставление и анализ текстов.

16




Доверенность. Расписка. Справка.

Извещение.

Моделирование текста.

17




Составление бланков для деловых бумаг (с помощью компьютера).

Сопоставление и анализ текстов.

18




Объявление.

Составление объявления

19




Протокол простого и сложного типа.

Наблюдение.

20




Практикум. Работа с текстами-образцами.




21




Характеристика.

Лекция

22




Составление характеристики на основе отрывка художественного произведения.

Стилистический эксперимент.

23




Автобиография (служебная и литературная).

Сопоставление и анализ текстов.

24




Создание собственного текста (служебной автобиографии).

Сопоставление и анализ текстов.

25




Анкета. Резюме.

Сопоставление и анализ текстов.

26




Практикум. Моделирование текста по заданным характеристикам.

Сопоставление и анализ текстов.

28




Устные формы деловой речи

Лекция.

29




Судебная речь.

Лекция.

30




Практикум. Ролевая игра

Ролевая игра.

31




Язык рекламы.

Наблюдение, стилистический эксперимент.

32




Повторение и обобщение изученного.

Работа с текстами деловых документов.

33




Итоговое занятие. Рефлексия.

Тестирование. Стилистический анализ текстов.


Учебно-методическое

обеспечение образовательного процесса
Литература для учителя

  1. Галь Н.Я. Слово живое и мертвое. – М.: 1979.

  2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: 1999.

  3. Горбачевич К.С. Нормы современного литературного языка. – М.: 1989.

  4. Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. – М.: 1977.

  5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М.: 1993.

  6. Методика развития речи на уроках русского языка./ Под ред. Ладыженской Т.А. – М.: 1991.

  7. Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили./ Под ред. Алексеева В.А., Роговой К.А. – М.: 1982.

  8. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. – М.: 1987.

  9. Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы. – М./ 2001,

  10. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и реферирование научных произведений. – М.: 1998.

  11. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М.: 1973.

  12. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М: 1998.

  13. Стилистика русского языка. Под ред. Шанского М.Н. – Л.: 1989.

  14. Сулименко Н.Е. Стилистические ошибки и пути их устранения. – Л.: 1966.

  15. Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. – М.: 1987.



Литература для учащихся

  1. Галлингер И.В. Культура речи: Нормы современного русского литературного языка. – М.: 1994.

  2. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П.и др. Школьный словарь иностранных слов. – М.: 1999.

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. – М.: 1992.

  4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / Под ред. Аванесова Р.И. - М.: 1989.

  5. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М.- 1991.

  6. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М.: 1996.

  7. Солганик Г.Я. Русский язык: Стилистика. 10-11 классы. – М.: 2001.

  8. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка./ Под ред. Денисова П.Н., Морковкина В.В. - М.: 1978.

Похожие:

Изучением предметов iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов им. Г. Н. Зайцева

Изучением предметов iconКнига учёта полученных и выданных бланков аттестатов, приложений...
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №10»

Изучением предметов iconОбразовательная программа основного общего образования (фгос второго...
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №55

Изучением предметов iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №144 с углубленным изучением отдельных...

Изучением предметов iconПриказ от «03» апреля 2014 г. №90/2 о/д Положение о классах с углубленным...
Московской области и муниципальные образовательные организации в Московской области для получения основного общего и среднего общего...

Изучением предметов iconШкола №30 с углублённым изучением отдельных предметов Энгельсского...
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Светлячок» при Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении...

Изучением предметов iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Наро-Фоминской средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов

Изучением предметов iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Наро-Фоминской средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов

Изучением предметов iconРешение о приеме либо переводе в класс (классы) с углубленным изучением...
Положение о приемной комиссии для организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в мбоу «Лицей №21» для получения основного...

Изучением предметов iconМбоу «сош №89 с углубленным изучением отдельных предметов»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск