Конспект урока. Тема: «Защита прав потребителей»


Скачать 128.62 Kb.
НазваниеКонспект урока. Тема: «Защита прав потребителей»
ТипКонспект
filling-form.ru > бланк заявлений > Конспект
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»

Урок обществознания

(11 класс)
Тема: Защита прав потребителей

Учитель истории и обществознания

Богданова О.И.


г. Великие Луки

2007г.
Конспект урока.

Тема: «Защита прав потребителей».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.

Формы работы на уроке:

-учебно-правовая ролевая ситуация;

-лабораторно-практическая работа;

-составление конспекта.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с такими основными правами потребителей, как право на информацию, право на обеспечение безопасности жизни и здоровья, право на возмещение вреда, причинённого товарами и услугами ненадлежащего качества.
2. Показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и

законные интересы потребителей, а также права и законные интересы продавцов, т.е. предприятий, организаций, реализующих товары по договору купли-продажи.
3. Создать условия для анализа того, насколько российское законодательство об охране прав потребителей обеспечивает приоритет защиты прав потребителей.
4. Продолжить работу по формированию специальных учебно-правовых умений (читать и анализировать правовую литературу).
5. Продолжить работу по формированию навыков правомерного поведения и умения найти грамотное решение конфликта законным образом.

План урока:

1. Вступительное слово учителя (постановка цели).



  1. Изучение нового материала:

    1. Конкурс на должность продавца (моделирование ситуации).

    2. Лабораторно-практическая работа с юридическими текстами.

    3. Права и обязанности покупателя и продавца ( учебно-правовая ситуация).

    4. Защита прав потребителей (учебно-правовая ролевая ситуация, работа с юридическими документами).

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание.

Оформление урока.

Оформление доски.

Тема: «Защита прав потребителей»



Что узнать?
1.Потребитель

2.Его права.

3.Защита прав потребителя.

Основы законодательств о защите прав потребителей.
1.Гражданский кодекс РФ.

2.Закон РФ «О защите прав потребителей».

3.Закон РФ «О сертификации».

4 Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности».

5. Закон «О стандартизации».

6 Закон «О санитарно-эпидемиологическом контроле».


Домашнее задание: Придумайте учебно-правовую ситуацию и составьте

исковое заявление, исходя из неё.

На стенде «Сегодня на уроке»: определения «потребитель», «продавец».

«изготовитель», «недостаток товара»,

«материальный ущерб», «моральный вред».

Для лабораторно-практической работы: на каждый стол –юридические тексты(УК РФ (извлечения), закон РФ «О защите прав потребителей» (извлечения), ГК РФ (извлечения))
Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.
Все люди когда-либо делали покупки в магазина и ездили в городском транспорте.

Но не задумывались, что в обоих случаях они являются потребителями, и что им при этом принадлежат определённые права, которые могут воспользоваться тогда, когда их не устраивает качество покупки или услуги.

К большому сожалению, многие из нас оказываются в ситуациях, когда наши права и интересы были нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Осознание того, что мы, как потребители обладаем определёнными правами, придаёт нам уверенность, укрепляет чувство защищённости.

Сегодня на уроке вы узнаете, кто такие потребители, каковы основные права потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей.

2.Изучение нового материала.

Изучение нового материала проводится в форме учебно-правовой ролевой ситуации. С этой целью проводится распределение ролей: «хозяин магазина», «продавец - наёмный работник», «покупатели», «кассир».

Роль юриста – консультанта, специалиста по законодательству целесообразно взять на себя преподавателю.



Хозяин магазина

Претенденты на должность продавца


Обращается к претендентам с вопросом: «В магазин вошёл покупатель Как вы его встретите?».

В качестве критериев оценки предрасположенности претендента к работе продавцом хозяин магазина может воспользоваться памяткой «Заповеди продавца».

Вопрос: «В каком виде товар должен предлагаться покупателю?».


Разыгрывается сценка между продавцом и покупателем.



После выступления двух-трёх претендентов на роль продавца учитель обращается к учащимся: «Кто из участвующих в конкурсе наиболее подходит на роль продавца? Объясните свой выбор».

Как правило, ответы учащихся основываются на бытовых представлениях о продавце. Они указывают качества личности – вежливость, терпеливость и т.д.

Задание. Внимательно выслушав комментарий учителя, назовите основные права потребителей.

Комментарий учителя. В соответствии с Законом РФ о применении

контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением продавец должен выдавать покупателю чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи. Продавец должен вывешивать ценники на продаваемые товары в доступном месте. Нарушение этого правила влечёт наказание в виде штрафа. Продавец может продавать товар с недостатками, предварительно предупредив об этом покупателя, т.к. торговое предприятие несёт ответственность за качество реализуемых товаров.

Запись в тетрадь: - право на информацию; право на безопасность; право на выбор.
Так как учащиеся уже имеют знания о регулировании имущественных отношений, например, договоров купли-продажи, гражданским правом, преподавателю целесообразно показать роль уголовного права в защите прав потребителей.

Лабораторно-практическая работа.

Учащимся раздаются тексты юридических документов.

Комментарий преподавателя. УК РФ устанавливает ответственность за незаконную торговлю. На защиту прав потребителей направлены статьи 156, 157, 154.

Работа с документом: УК РФ (извлечения), статьи 156,157,154.

При чтении учащимися ст.156 необходимо привести примеры «введение в заблуждение покупателя относительно потребительских свойств товара»: сокрытие срока годности товара, исправление сорта товара на этикетке и т.д.

Работая с ситуацией купли-продажи, учащиеся должны усвоить, что в соответствии с нормами гражданского права, в случае нарушения их прав как покупателей при покупке товара они могут претендовать на возмещение не только имущественного ущерба, но и морального вреда.

Работа с документом: Закон РФ «О защите прав потребителей» (извлечения) статьи 13, 16.

Запись в тетрадь: -право на возмещение морального вреда ;право на судебную защиту.

Учитель ставит задачу: «Вы являетесь покупателем в магазине

самообслуживания, например, универсама «Телекс». Какое действие вы должны совершить, чтобы выразить ваше согласие на заключение договора купли-продажи?

Предполагаемый ответ: «Отбор товара в инвентаризационную корзину».

Включение учащихся в обсуждение ситуации.

Учебно-правовая ролевая ситуация.

Условия предлагаемой ситуации

Деятельность учащихся в учебно-правовой ситуации

1.Покупатель отбирает ряд товаров,

идет к кассе и обнаруживает, что денег на все отобранные товары у него не хватает.


Учащимся предлагается ответить на вопросы:

Каковы дальнейшие действия покупателя?

Согласен ли продавец с таким поведением покупателя?
Исполнители ролей покупателей предлагают варианты поведения.


2. «Покупатель подошёл к кассе, расплатился за покупки, отошёл и выронил купленные яйца.

Каковы действия покупателя и продавца?

Обсуждение аналогично предыдущему.




Комментарий учителя. Покупатель может отказаться от покупки до оплаты товара. После оплаты покупатель является собственником товара и сам несёт ответственность за его случайную порчу.

Лабораторно-практическая работа с документом ГК РФ (извлечения) статья 138.

Учебно-правовая ситуация

Работа преподавателя

Работа учащихся


Определение сюжета: .. «Вы приобрели вещь (сапоги, холодильник, т.е. любую вещь длительного пользования. Дома через некоторое время обнаружили дефект.

Комментарий учителя.Выявление стереотипов поведения через проигрывание сюжета.



Задание: определите, каковы будут ваши дальнейшие действия. Распределение ролей (покупатель некачественного товара, продавец,

производитель)

Предполагаемые ответы: купили товар в частном торговом киоске, у частного

торговца на улице, в государственном магазине.

Вспомнили о наличие гарантийного талона и чека.


В процессе обсуждения обстоятельств покупки выясняются типичные случаи, анализу которых будет посвящено лабораторно-практическое занятие. В основе обсуждения – положения статьи17 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Лабораторно-практическая работа.

Учащимся раздаются тексты документа Закон РФ «О защите прав потребителей» ст.17.

Задание: Сформулируйте советы покупателю.

Приблизительные ответы:

  • При покупке будьте внимательны, выбирайте товары тщательно и неторопливо.

  • Прочитайте руководство по эксплуатации и проверьте гарантию.

  • Проследите, чтобы продавец поставил печать и дату покупки в паспорте изделия.

  • Не забывайте забрать товарный чек, подтверждающий, что покупка совершена именно в данном торговом предприятии.

  • Требуйте сертификат качества.



Задание: Вы приобрели товар, выполнив все советы покупателю, но ваша покупка оказалась с недостатками, которые вы обнаружили только дома. Продавец не согласен с вашим решением обменять товар и предлагает ремонт. Каковы ваши действия?

Предполагаемый ответ: обратиться в суд.

Задание: Итак, вы решили обратиться с иском в суд, т.к. права и охраняемые

законом интересы потребителей защищаются в основном судом. Если вы принимаете такое решение, то предложите свои дальнейшие действия.

После выполнения задания комментарий учителя. Исковое заявление подаётся в суд в письменной форме. В нём должны быть указаны наименование суда, в который подаётся заявление; наименование истца, его местонахождение; наименование ответчика, его местонахождение; обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие изложенные истцом требования;

требования истца; цена иска; перечень прилагаемых к заявлению документов.

Заявление подписывается истцом.

Учащиеся получают образец искового заявления.

3.Рефлексия.

Учащимся предлагается проанализировать свою деятельность на уроке, ответив на вопросы.

Вопросы «Продавцам»:

  1. Насколько комфортно вы чувствовали себя в этой роли?

  2. С какими трудностями вы встретились? С чем они связаны?

Вопросы «Покупателям»:

  1. Хватило ли вам ваших жизненных знаний для проигрывания заданных ситуаций? Почему?

  2. Какие моменты ситуаций вызвали у вас наибольшие затруднения? Почему?

  3. Почему, по вашему мнению, существуют трудности в реализации защиты прав потребителей?


Учитель подводит итоги и даёт домашнее задание.

4.Домашнее задание.

Составить исковое заявление, исходя из вашей ситуации. Используйте образец.


Литература


  1. ГК РФ .-М.: Омега-Л, 2005.

  2. УК РФ. -М.: Норма , 2002.

  3. Закон РФ «О защите прав потребителей».-М.: Омега-Л, 2005

  4. Морозова С.А. Защита прав человека в российском законодательстве.- Спб.: Гос. университет пед. мастерства, 1990.

  5. Основы правовых знаний. Рабочая версия учебника. Проект РФПР «Правовое образование в школе».- РФПР, 1998.

  6. Яковлев А.И. Основы правоведения. Учебник для профессиональных образовательных учреждений.- М., 1997.


Раздаточный материал для учащихся.
I. Заповеди продавца.

  1. Продавец должен быть приветлив, терпелив, внимателен, предупредителен.

  2. Продавец, не дожидаясь вопросов, должен выяснить, что покупатель желает купить в магазине.

  3. Продавец не должен показывать товары молча.

  4. Показ каждого товара должен сопровождаться краткой информацией.


II. Уголовный кодекс РФ (извлечения).
Статья 156. Обман покупателей.

Обмеривание, обвешивание, обсчёт, введение в заблуждение относительно потребительских свойств качества товара или иной обман потребителей в магазинах, на других предприятиях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению независимо от форм собственности, а равно гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере торговли (услуг), наказывается лишением свободы………..

Статья 157. Выпуск или продажа товаров, оказание услуг,

не отвечающий требованиям безопасности.

Выпуск или продажа товаров, оказание услуг , заведомо не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей-клиентов, повлекшие причинение вреда здоровью людей либо создание угрозы причинения такого вреда, наказывается лишением свободы………….

Статья 154. Незаконное повышение или поддержание цен.

Незаконное повышение или поддержание цен, совершенное в результате монополистической деятельности путём создания препятствий доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам, либо изъятие товаров из обращения, либо сдерживание их от реализации, либо другое устранение от потребителей наказывается штрафом………
III. Закон РФ «О защите прав потребителей»
Статья 13. Возмещение морального вреда.

Моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит возмещению причинителем вреда при наличии его вины. Размер возмещения вреда определяется судом, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Статья 16. Судебная защита прав потребителей.

Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.
IV. Гражданский кодекс РФ (извлечения).
Статья 138. Риск случайной гибели.

Риск случайной гибели или случайной порчи отчуждаемых вещей переходит на приобретателя одновременно с возникновением у него права собственности, если иное не предусмотрено договором.

Статья 444.Общие основания ответственности за причинения вреда.

Вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый организации, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объёме………
V. Образец искового заявления.
В народный суд г.______________________________________________

Истец__________________________Ответчик___________________________

Ф.И.О. (наименование, адрес)

__________________________________________________________________

(домашний адрес)

Исковое заявление.
«___» __________200__г. в магазине __________________________ купил

____________________________________ стоимостью ___________________

(наименование, марка)

Через месяц после покупки обнаружил дефект, зафиксированный мастером ателье в техпаспорте телевизора. От предложенного ремонта в мастерской отказываюсь. В магазине заменить некачественный телевизор отказались. Руководствуясь ст. 245, 246, 248 ГК РФ, прошу обязать обменять телевизор на доброкачественный, взыскав с ответчика все судебные расходы по делу.

К заявлению прилагаю:

  1. Техпаспорт.

  2. Копию заявления в магазин об обмене телевизора.

  3. Письмо-отказ обменять телевизор.

  4. Марку госпошлины.

  5. Копию своего искового заявления.



Подпись.


Словарь урока.
Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или

приобрести, либо заказывающий, приобретающий или

использующий товары (работы, услуги)

исключительно для личных бытовых нужд, не

связанных с извлечением прибыли.
Продавецэто любая организация (независимо от её формы

собственности) или индивидуальный предприниматель,

реализующий потребителю товары по договору

купли-продажи.
Изготовитель – это любая организация (независимо от её формы

собственности) или индивидуальный

предприниматель, производящий товары для

реализации потребителю.
Недостаток товара - это несоответствие его стандарту, условиям

договора или обычно предъявляемым

требованиям.
Существенный недостаток – это недостаток, который делает

                                    невозможным или недопустимым использование

                                    товара в соответствии с его целевым назначением, либо

                                  который не может быть устранён, либо проявляется

                                    вновь после его устранения.

          Материальный ущерб – это всё то, что связано с денежными

                               затратами потребителя (затраты на ремонт, на лечение,

                                    на доставку и т.д.)

         Моральный вред – это те переживания, страдания, которые испытывает

                                           человек, если его права нарушены.

Похожие:

Конспект урока. Тема: «Защита прав потребителей» iconТема Защита прав потребителей: общие положения. Законодательство...
Тема Защита прав потребителей: общие положения. Законодательство о защите прав потребителей

Конспект урока. Тема: «Защита прав потребителей» iconСудебная защита прав потребителей
Судебная защита прав потребителей – процесс разрешения спора, конфликта между потребителем и продавцом (исполнителем, изготовителем)...

Конспект урока. Тема: «Защита прав потребителей» iconПлан-конспект урока тема урока: " Брейн-ринг по информатике"
Рассказывает этапы проведения урока-игры, основные моменты и оценку результатов проведения

Конспект урока. Тема: «Защита прав потребителей» iconТезисы к презентации
Отдел по защите прав потребителей в г. Междуреченске создан в ноябре 1993г, на следующий год после принятия Закона РФ "О защите прав...

Конспект урока. Тема: «Защита прав потребителей» iconЗакон о защите прав потребителей, права потребителей, защита прав...

Конспект урока. Тема: «Защита прав потребителей» iconСудебная защита прав потребителей
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту

Конспект урока. Тема: «Защита прав потребителей» iconИ. Н. Гуляева Защита прав потребителей: в вопросах и ответах
Какие нормативно-правовые акты регулируют отношения в области защиты прав потребителей?

Конспект урока. Тема: «Защита прав потребителей» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Защита прав потребителей»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Защита прав потребителей» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Конспект урока. Тема: «Защита прав потребителей» iconКонспект урока Тема: Задача и загадка
Краткое описание: Технология построения урока – проблемно-диалогическая. Урок предполагает работу в парах

Конспект урока. Тема: «Защита прав потребителей» iconДоклад «Защита прав потребителей в Республике Коми в 2008 году»
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в 2008 году...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск