Скачать 128.62 Kb.
|
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» Урок обществознания (11 класс) Тема: Защита прав потребителей Учитель истории и обществознания Богданова О.И. г. Великие Луки 2007г. Конспект урока. Тема: «Защита прав потребителей». Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: урок-практикум с использованием учебно-правовых ситуаций. Формы работы на уроке: -учебно-правовая ролевая ситуация; -лабораторно-практическая работа; -составление конспекта. Цели урока: 1. Познакомить учащихся с такими основными правами потребителей, как право на информацию, право на обеспечение безопасности жизни и здоровья, право на возмещение вреда, причинённого товарами и услугами ненадлежащего качества. 2. Показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей, а также права и законные интересы продавцов, т.е. предприятий, организаций, реализующих товары по договору купли-продажи. 3. Создать условия для анализа того, насколько российское законодательство об охране прав потребителей обеспечивает приоритет защиты прав потребителей. 4. Продолжить работу по формированию специальных учебно-правовых умений (читать и анализировать правовую литературу). 5. Продолжить работу по формированию навыков правомерного поведения и умения найти грамотное решение конфликта законным образом. План урока: 1. Вступительное слово учителя (постановка цели).
Оформление урока. Оформление доски. Тема: «Защита прав потребителей»
Домашнее задание: Придумайте учебно-правовую ситуацию и составьте исковое заявление, исходя из неё. На стенде «Сегодня на уроке»: определения «потребитель», «продавец». «изготовитель», «недостаток товара», «материальный ущерб», «моральный вред». Для лабораторно-практической работы: на каждый стол –юридические тексты(УК РФ (извлечения), закон РФ «О защите прав потребителей» (извлечения), ГК РФ (извлечения)) Ход урока. 1.Вступительное слово учителя. Все люди когда-либо делали покупки в магазина и ездили в городском транспорте. Но не задумывались, что в обоих случаях они являются потребителями, и что им при этом принадлежат определённые права, которые могут воспользоваться тогда, когда их не устраивает качество покупки или услуги. К большому сожалению, многие из нас оказываются в ситуациях, когда наши права и интересы были нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Осознание того, что мы, как потребители обладаем определёнными правами, придаёт нам уверенность, укрепляет чувство защищённости. Сегодня на уроке вы узнаете, кто такие потребители, каковы основные права потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей. 2.Изучение нового материала. Изучение нового материала проводится в форме учебно-правовой ролевой ситуации. С этой целью проводится распределение ролей: «хозяин магазина», «продавец - наёмный работник», «покупатели», «кассир». Роль юриста – консультанта, специалиста по законодательству целесообразно взять на себя преподавателю.
После выступления двух-трёх претендентов на роль продавца учитель обращается к учащимся: «Кто из участвующих в конкурсе наиболее подходит на роль продавца? Объясните свой выбор». Как правило, ответы учащихся основываются на бытовых представлениях о продавце. Они указывают качества личности – вежливость, терпеливость и т.д. Задание. Внимательно выслушав комментарий учителя, назовите основные права потребителей. Комментарий учителя. В соответствии с Законом РФ о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением продавец должен выдавать покупателю чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи. Продавец должен вывешивать ценники на продаваемые товары в доступном месте. Нарушение этого правила влечёт наказание в виде штрафа. Продавец может продавать товар с недостатками, предварительно предупредив об этом покупателя, т.к. торговое предприятие несёт ответственность за качество реализуемых товаров. Запись в тетрадь: - право на информацию; право на безопасность; право на выбор. Так как учащиеся уже имеют знания о регулировании имущественных отношений, например, договоров купли-продажи, гражданским правом, преподавателю целесообразно показать роль уголовного права в защите прав потребителей. Лабораторно-практическая работа. Учащимся раздаются тексты юридических документов. Комментарий преподавателя. УК РФ устанавливает ответственность за незаконную торговлю. На защиту прав потребителей направлены статьи 156, 157, 154. Работа с документом: УК РФ (извлечения), статьи 156,157,154. При чтении учащимися ст.156 необходимо привести примеры «введение в заблуждение покупателя относительно потребительских свойств товара»: сокрытие срока годности товара, исправление сорта товара на этикетке и т.д. Работая с ситуацией купли-продажи, учащиеся должны усвоить, что в соответствии с нормами гражданского права, в случае нарушения их прав как покупателей при покупке товара они могут претендовать на возмещение не только имущественного ущерба, но и морального вреда. Работа с документом: Закон РФ «О защите прав потребителей» (извлечения) статьи 13, 16. Запись в тетрадь: -право на возмещение морального вреда ;право на судебную защиту. Учитель ставит задачу: «Вы являетесь покупателем в магазине самообслуживания, например, универсама «Телекс». Какое действие вы должны совершить, чтобы выразить ваше согласие на заключение договора купли-продажи? Предполагаемый ответ: «Отбор товара в инвентаризационную корзину». Включение учащихся в обсуждение ситуации. Учебно-правовая ролевая ситуация.
Комментарий учителя. Покупатель может отказаться от покупки до оплаты товара. После оплаты покупатель является собственником товара и сам несёт ответственность за его случайную порчу. Лабораторно-практическая работа с документом ГК РФ (извлечения) статья 138. Учебно-правовая ситуация
В процессе обсуждения обстоятельств покупки выясняются типичные случаи, анализу которых будет посвящено лабораторно-практическое занятие. В основе обсуждения – положения статьи17 Закона РФ «О защите прав потребителей». Лабораторно-практическая работа. Учащимся раздаются тексты документа Закон РФ «О защите прав потребителей» ст.17. Задание: Сформулируйте советы покупателю. Приблизительные ответы:
Задание: Вы приобрели товар, выполнив все советы покупателю, но ваша покупка оказалась с недостатками, которые вы обнаружили только дома. Продавец не согласен с вашим решением обменять товар и предлагает ремонт. Каковы ваши действия? Предполагаемый ответ: обратиться в суд. Задание: Итак, вы решили обратиться с иском в суд, т.к. права и охраняемые законом интересы потребителей защищаются в основном судом. Если вы принимаете такое решение, то предложите свои дальнейшие действия. После выполнения задания комментарий учителя. Исковое заявление подаётся в суд в письменной форме. В нём должны быть указаны наименование суда, в который подаётся заявление; наименование истца, его местонахождение; наименование ответчика, его местонахождение; обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие изложенные истцом требования; требования истца; цена иска; перечень прилагаемых к заявлению документов. Заявление подписывается истцом. Учащиеся получают образец искового заявления. 3.Рефлексия. Учащимся предлагается проанализировать свою деятельность на уроке, ответив на вопросы. Вопросы «Продавцам»:
Вопросы «Покупателям»:
Учитель подводит итоги и даёт домашнее задание. 4.Домашнее задание. Составить исковое заявление, исходя из вашей ситуации. Используйте образец. Литература
Раздаточный материал для учащихся. I. Заповеди продавца.
II. Уголовный кодекс РФ (извлечения). Статья 156. Обман покупателей. Обмеривание, обвешивание, обсчёт, введение в заблуждение относительно потребительских свойств качества товара или иной обман потребителей в магазинах, на других предприятиях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению независимо от форм собственности, а равно гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере торговли (услуг), наказывается лишением свободы……….. Статья 157. Выпуск или продажа товаров, оказание услуг, не отвечающий требованиям безопасности. Выпуск или продажа товаров, оказание услуг , заведомо не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей-клиентов, повлекшие причинение вреда здоровью людей либо создание угрозы причинения такого вреда, наказывается лишением свободы…………. Статья 154. Незаконное повышение или поддержание цен. Незаконное повышение или поддержание цен, совершенное в результате монополистической деятельности путём создания препятствий доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам, либо изъятие товаров из обращения, либо сдерживание их от реализации, либо другое устранение от потребителей наказывается штрафом……… III. Закон РФ «О защите прав потребителей» Статья 13. Возмещение морального вреда. Моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит возмещению причинителем вреда при наличии его вины. Размер возмещения вреда определяется судом, если иное не предусмотрено законодательными актами. Статья 16. Судебная защита прав потребителей. Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав. IV. Гражданский кодекс РФ (извлечения). Статья 138. Риск случайной гибели. Риск случайной гибели или случайной порчи отчуждаемых вещей переходит на приобретателя одновременно с возникновением у него права собственности, если иное не предусмотрено договором. Статья 444.Общие основания ответственности за причинения вреда. Вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый организации, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объёме……… V. Образец искового заявления. В народный суд г.______________________________________________ Истец__________________________Ответчик___________________________ Ф.И.О. (наименование, адрес) __________________________________________________________________ (домашний адрес) Исковое заявление. «___» __________200__г. в магазине __________________________ купил ____________________________________ стоимостью ___________________ (наименование, марка) Через месяц после покупки обнаружил дефект, зафиксированный мастером ателье в техпаспорте телевизора. От предложенного ремонта в мастерской отказываюсь. В магазине заменить некачественный телевизор отказались. Руководствуясь ст. 245, 246, 248 ГК РФ, прошу обязать обменять телевизор на доброкачественный, взыскав с ответчика все судебные расходы по делу. К заявлению прилагаю:
Подпись. Словарь урока. Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Продавец – это любая организация (независимо от её формы собственности) или индивидуальный предприниматель, реализующий потребителю товары по договору купли-продажи. Изготовитель – это любая организация (независимо от её формы собственности) или индивидуальный предприниматель, производящий товары для реализации потребителю. Недостаток товара - это несоответствие его стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям. Существенный недостаток – это недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранён, либо проявляется вновь после его устранения. Материальный ущерб – это всё то, что связано с денежными затратами потребителя (затраты на ремонт, на лечение, на доставку и т.д.) Моральный вред – это те переживания, страдания, которые испытывает человек, если его права нарушены. |
Тема Защита прав потребителей: общие положения. Законодательство о защите прав потребителей | Судебная защита прав потребителей – процесс разрешения спора, конфликта между потребителем и продавцом (исполнителем, изготовителем)... | ||
Рассказывает этапы проведения урока-игры, основные моменты и оценку результатов проведения | Отдел по защите прав потребителей в г. Междуреченске создан в ноябре 1993г, на следующий год после принятия Закона РФ "О защите прав... | ||
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту | |||
Какие нормативно-правовые акты регулируют отношения в области защиты прав потребителей? | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Защита прав потребителей» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Краткое описание: Технология построения урока – проблемно-диалогическая. Урок предполагает работу в парах | Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в 2008 году... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |