Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи» для студентов специальности 040104. 65 «Организация работы с молодежью»


Скачать 388.77 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи» для студентов специальности 040104. 65 «Организация работы с молодежью»
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк резюме > Методические рекомендации
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи»

для студентов специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью»

Автор: М.И. Сидорова, к.п.н., доцент кафедры «Социальных наук».

Цель освоения дисциплины «Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи» - формирование у студентов профессиональных знаний в области технологии развития экономической активности молодежи.

Основные задачи курса «Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи»:

  • раскрыть базовые теоретические подходы к профессиональному самоопределению молодежи;

  • сформировать научные представления о технологиях подготовки молодежи к эффективному функционированию на рынке труда;

  • представить содержание процесса профессиональной ориентации молодежи;

  • определить специфику молодежного предпринимательства и развития карьеры молодежи в современных социально-экономических условиях.

Данный курс является одним из ключевых к пониманию специфики организации работы с молодежью. Полученные в рамках дисциплины знания во многом способствуют формированию профессиональной компетентности будущих специалистов.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  • особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи;

  • сущность и специфику профессиональной ориентации;

  • технологии подготовки молодежи к эффективному функционированию на рынке труда;

  • особенности развития молодежного предпринимательства и карьеры;

владеть умениями и навыками:

  • поиска необходимой информации в рамках изучаемого курса;

  • реализации технологий развития экономической активности молодежи;

  • рефлексии и самооценки.

Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени



Наименование раздела, темы

Количество часов

всего

ауд.

Лк

Пр/

СМ

ЛБ

СР

1.

Понятие экономической активности населения

8

6

2

-

10

2.

Молодежь на рынке труда

10

6

4

-

10

3.

Проблемы занятости молодежи

10

6

4

-

10

4.

Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи.

14

8

6

-

12

5.

Эффективная профессиональная ориентация молодежи

12

6

6

-

12

6.

Развитие молодежного предпринимательства

12

6

6

-

12

7.

Формирование профессиональной карьеры молодежи

12

6

6

-

12

8.

Технологии подготовки молодежи к эффективному функционированию на рынке труда.

12

6

6

-

12

Итого:

90

50

40

-

90


Содержание практических занятий
Практическое занятие №1 (2 часа)

Тема: Понятие экономической активности населения

План:


  1. Экономически активное и экономически неактивное население.

  2. Рынок труда и его характеристики.

  3. Безработица.

  4. Дискриминация на рынке труда.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какой критерий положен в основу определения экономически активного или неактивного населения?

  2. Почему необходимо уделять внимание формированию экономической активности молодого поколения?

  3. Что такое рынок труда? Назовите его характеристики.

  4. В чем сущность безработицы? Каковы ее последствия?

  5. Какие факторы вызывают дискриминацию на рынке труда?

  6. Почему молодежь является одной из наиболее уязвимых социально-демографических групп на рынке труда?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте определение основным понятиям темы: экономически активное (неактивное) население; занятое население; безработные; рынок труда; безработица; дискриминация на рынке труда.

  2. Законспектируйте статью И.Н. Ивановой «Молодежный рынок труда в контексте социальной политики» (Высшее образование в России. - 2010. - № 2. - С. 63-69.).

  3. Основываясь на материале главы 5 учебника Старовойтовой Л.И., Золотаревой Т.Ф. «Занятость населения и ее регулирование», выпишите основные социально-экономические и психологические последствия безработицы.


Основная литература:

  1. Занятость населения и ее регулирование: Учеб. пособие / Под ред. Л.П. Костюкевич, Н.П. Фофановой. – М., 2005.

  2. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. – М., 2004.

  3. Социальная работа с молодежью: Учеб. пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2009.

  4. Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование. – М., 2001.



Дополнительная литература:

  1. Барсукова С.Ю. Формальное и неформальное трудоустройство: парадоксальное сходство на фоне очевидного различия // СОЦИС. - 2003.-№7(231). - С.3-15.

  2. Батуренко С. А. Безработные в современном российском обществе: современное состояние и некоторые проблемы исследования // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология . - 2010. - № 2. - С. 91-99.

  3. Глуханюк Н.С. Психология безработицы :введение в проблему: учеб. пособие / Глуханюк Н. С., Колобкова А. И., Печеркина А. А. ; РАО, Моск. психолого-соц. ин-т. - 2-е изд., доп. - М., 2003.

  4. Жидкова Е. М. Ориентация на незанятость среди проблемных групп рынка труда // Социс. - 2005.- №3. - С.52-62.

  5. Иванова И.Н. Молодежный рынок труда в контексте социальной политики / Иванова И. Н.
    // Высшее образование в России. - 2010. - № 2. - С. 63-69.

  6. Садовая Е. Политика занятости и адаптационный потенциал рынка труда // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 10. - С. 81-93.

  7. Ховрин А. Ю. Молодежь как фактор национальной безопасности России // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 5. - С. 154-163.


Практическое занятие №2 (4 часа)

Тема: Молодежь на рынке труда

План:

  1. Понятие «молодежный рынок труда»

  2. Состояние молодежного рынка труда.

  3. Установление равновесия на рынке труда.

  4. Перспективы изменения ситуации неравновесия на молодежном рынке труда России.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Назовите особенности социально-экономического положения молодежи на российском рынке труда.

  2. Какова специфика функционирования молодежного рынка труда?

  3. Опишите механизм установления равновесия на рынке труда.

  4. Каковы факторы, вызывающих отклонение рынка труда от состояния равновесия?

  5. Назовите перспективы изменения ситуации неравновесия на молодежном рынке труда России.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Прочитайте статью М. Агранович «Молодежь в современной России: положение, потенциал, тенденции» (Вестник молодежной политики. - 2005. - №11(3). - С. 8 – 14). Какое место среди основных молодежных проблем занимает проблема трудоустройства?

  2. Законспектируйте работу А.С. Маркелова «Проблемы трудоустройства молодых специалистов в условиях российского рынка» (Социальная политика и социология. - 2008. - № 4. - С. 332-341.).

  3. Охарактеризуйте молодежный рынок труда в современной России. Назовите основные проблемы и перспективы развития.


Основная литература:

  1. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. – М., 2004.

  2. Социальная работа с молодежью: Учеб. пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2009.

  3. Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование. – М., 2001.


Дополнительная литература:

  1. Агранович М. Молодежь в современной России : положение, потенциал, тенденции // Вестник молодежной политики. - 2005. - №11(3). - С. 8 - 14.

  2. Насибуллин Р.Р. Молодежь на рынке труда крупного города // СОЦИС. - 2007. - № 11. - С. 140-142.

  3. Маркелов А. С. Проблемы трудоустройства молодых специалистов в условиях российского рынка // Социальная политика и социология. - 2008. - № 4. - С. 332-341.

  4. Садовая Е. Политика занятости и адаптационный потенциал рынка труда в России // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 10. - С. 81-93.



Практическое занятие №3 (4 часа)

Тема: Социальная защита молодежи на рынке труда

План:

  1. Правовые основания признания молодых граждан безработными.

  2. Регистрация безработных в территориальных органах службы занятости населения.

  3. Подходящая работа и ее критерии.

  4. Гарантии государства в области занятости.

  5. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан.

  6. Оплачиваемые общественные работы.

  7. Участие работодателей в обеспечении занятости населения.

  8. Содействие профессиональной подготовке и трудовой занятости молодежи.



Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Дайте определение социальной защиты.

  2. Что представляет собой система социальной защиты населения на рынке труда?

  3. Охарактеризуйте технологии деятельности службы занятости.

  4. Каковы гарантии государства, предоставляемые молодежи, в области занятости?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте определение основным понятиям темы: социальная защита; общественные работы; подходящая работа; пособие по безработице.

  2. Заполните таблицу «Социальная защита молодежи на рынке труда»:

Экономические формы и способы защиты

Организационные меры социальной защиты молодых безработных

Правовые формы защиты












Основная литература:

  1. Занятость населения и ее регулирование: Учеб. пособие / Под ред. Л.П. Костюкевич, Н.П. Фофановой. – М., 2005.

  2. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. – М., 2004.

  3. Социальная работа с молодежью: Учеб. пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2009.

  4. Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование. – М., 2001.


Дополнительная литература:

  1. Большакова О.А. Оплачиваемая работа в жизни студентов // СОЦИС. - 2005. - №4.. - С.136-139.

  2. Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости // СОЦИС. - 2008. - № 8. - С. 106-115.

  3. Герасимова Т. Подростковая занятость в России // Социальная работа. - 2005. - №2. - С. 30 - 35 .

  4. Гимпельсон В. Нестандартная занятость и российский рынок труда // Вопросы экономики. - 2006.. - № 1. - С. 122-143.

  5. Удальцова М.В. Четыре среза занятости: ценности, мотивация, доходы, мобильность // СОЦИС. - 2005.- №7. - С.43-52.

  6. Холостова Е.И. Социальная работа : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец."Соц. работа" / Холостова Е. И. - Изд. 3-е. - М. : Дашков и К, 2006.

Практическое занятие №4 (6 часов)

Тема: Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи

План:

  1. Соотношение понятий «профориентация» и «профконсультация», «профессиональное самоопределение» и «личностное самоопределение», «профессиональный выбор» и «карьера».

  2. Концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении.

  3. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности.

  4. Приоритеты профориентационной работы с молодежью в современных условиях.

  5. Условия повышения профессиональной и социальной активности молодежи в профессиональном самоопределении.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Профессиональное самоопределение – это процесс или результат? Почему?

  2. В чем состоит основная цель самоопределения?

  3. Чем отличаются профессиональное и личностное самоопределение?

  4. Каковы приоритетные направления профориентационной работы с молодежью в современных условиях?

  5. Назовите условия повышения профессиональной и социальной активности молодежи в профессиональном самоопределении.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте определение основным понятиям темы: профессиональное самоопределение, профориентация, профконсультация, профессиональный выбор.

  1. Законспектируйте статью Н.А. Криволаповой «Профессиональное самоопределение школьников в новых социально-экономических условиях» ( Народное образование . - 2010. - № 5. - С. 170-176.).

  1. Составьте аннотацию к статье, посвященной рассматриваемой проблеме (из списка дополнительной литературы, на выбор студента).


Основная литература:

  1. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения - М. ; Воронеж : МОДЭК, 2003.

  2. Пряжников Н. С.Профессиональное самоопределение : теория и практика. - М. : Академия, 2008.

Дополнительная литература:

  1. Бутковская С.А. О взаимосвязи гендерной идентичности и профессионального самоопределения в юношеском возрасте // Высшее образование сегодня. - 2007. - №4. - С. 53 - 55.

  2. Выборнова В.В. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи // СОЦИС. - 2006. - №4. - С. 99 - 105.

  3. Глухова Е.С. Актуальные проблемы готовности к профессиональному самоопределению учащейся молодежи // Психология обучения. - 2010. - № 12. - С. 64-71.

  4. Игнатович И.И. Социально-психологические проблемы профессионального самоопределения в ранней юности // Наука и образование . - 2008. - № 9. - С. 119-120.

  5. Истомина С. В. К вопросу о профессиональном самоопределении старшеклассников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 1. - С. 35-38.

  6. Криволапова Н.А. Профессиональное самоопределение школьников в новых социально-экономических условиях // Народное образование . - 2010. - № 5. - С. 170-176.

  7. Пряжников Н. Лекции, игры, упражнения и другие способы заинтересовать школьников профессиональным самоопределением // Директор школы. - 2008. - № 6. - С. 84-89.

  8. Решетникова М.И. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения учащихся // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 4. - С. 71-73.

  9. Рубцова Н. Е. Экзистенциальный и духовный смыслы профессионального самоопределения // Философские науки. - 2007. - № 11. - С. 125-142.

  10. Тоистева О.С. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением // Народное образование . - 2010. - № 1. - С. 257-259.



Практическое занятие №5 (6 часов)

  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи» для студентов специальности 040104. 65 «Организация работы с молодежью» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социальные технологии...
«Социальные технологии работы с молодежью» формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью,...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи» для студентов специальности 040104. 65 «Организация работы с молодежью» iconПрограмма преддипломной практики студентов 5 курса по специальности...
Цель преддипломной практики: совершенствовать профессиональные умения и навыки в процессе самостоятельной организации деятельности...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи» для студентов специальности 040104. 65 «Организация работы с молодежью» iconМетодические указания по изучению дисциплины и выполнению курсовой...
Технологии грузовых авиаперевозок: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению курсовой работы / Университет га. С....

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи» для студентов специальности 040104. 65 «Организация работы с молодежью» iconМетодические указания для организации самостоятельной работы студентов...
М 545 Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Организация производства и предпринимательство...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи» для студентов специальности 040104. 65 «Организация работы с молодежью» iconМетодические указания для самостоятельной работы по изучению дисциплины...
Дисциплина «Организация охраны и конвоирования в уголовно-исполнительной системе» изучается на установочных лекциях и семинарах под...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи» для студентов специальности 040104. 65 «Организация работы с молодежью» iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению практических...
Методические рекомендации предназначены для студентов гаоу спо ткстп г. Тольятти, обучающихся по специальности 260807 «Технология...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи» для студентов специальности 040104. 65 «Организация работы с молодежью» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Организация деятельности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи» для студентов специальности 040104. 65 «Организация работы с молодежью» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов курс лекций и литература
Объем дисциплины «Английский язык в профессиональной сфере» и виды учебной работы

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи» для студентов специальности 040104. 65 «Организация работы с молодежью» iconПрограмма производственной (преддипломной) практики студентов 4 курса...
Цель учебной практики: совершенствовать профессиональные умения и навыки в процессе самостоятельной организации деятельности с различными...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи» для студентов специальности 040104. 65 «Организация работы с молодежью» iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск