Бакалавра. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки бакалавра 030300. 62 «Психология» / Е. А. Денисова. Тольятти


НазваниеБакалавра. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки бакалавра 030300. 62 «Психология» / Е. А. Денисова. Тольятти
страница1/4
ТипВыпускная квалификационная работа
filling-form.ru > бланк резюме > Выпускная квалификационная работа
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации

Тольяттинский государственный университет

Гуманитарно-педагогический институт

Кафедра «Теоретическая и прикладная психология»

Е.А. Денисова

ВЫпУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА
Учебно-методическое пособие

по выполнению выпускной квалификационной работы

по направлению подготовки бакалавра 030300.62 «Психология»


Тольятти

ТГУ

2012

УДК

ББК

Н

Рецензенты:

д.псх.н., профессор Тольяттинского государственного университета Г.А.Виноградова,

д.псх.н., профессор Поволжской социально-гуманитарной академии Г.В.Акопов
Денисова, Е.А. Выпускная квалификационная работа бакалавра. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки бакалавра 030300.62 «Психология» / Е.А. Денисова. – Тольятти: ТГУ, 2012. – 70 с.

Учебно-методическое пособие разработано на основании федерального законодательства в сфере высшего профессионального образования, требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации от 25.03.2003 г. № 1155, Устава ТГУ и локальных нормативных актов Университета (Положение об итоговой государственной аттестации выпускников университета от 21.10.2010. г.; Положение о выпускной квалификационной работе от 24.03.2011 г.).

Предназначено студентам ТГУ, проходящим подготовку по направлению подготовки 030300.62 «Психология», их научным руководителям, консультантам, рецензентам выпускной квалификационной работы (ВКР) для организации и проведения научно-исследовательской работы и написания дипломной работы бакалавра.

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Тольяттинского государственного университета

ISBN

© ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», 2012


ВВЕДЕНИЕ

Данное учебно-методическое пособие содержит:

- теоретические основы научных исследований, ориентированные на подготовку бакалавра в системе ВПО;

- практические рекомендации по выбору темы, информационному и научному поиску, формулированию научных результатов, оформлению работы и подготовки презентации.

Практические рекомендации разработаны с использованием научных методов для этапов выполнения выпускной квалификационной работы и содержат иллюстративные примеры.

Методическое руководство составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по соответствующиму направлению подготовки, а также других нормативных документах, регламентирующих процесс обучения студентов в высшей школе России, и в Тольяттинском государственном университете в частности.

Основная цель данного пособия – оказать помощь в организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы бакалавров и освоении ими требований, предъявляемых к квалификационным работам по психологии, выполняемым на кафедре теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет».

Настоящие пособие дополняет и развивает сложившуюся в Тольяттинском государственном университете практику подготовки и защиты выпускных квалификационных работ с учетом особенностей многоуровневой структуры современной системы высшего профессионального образования в России. Квалификация бакалавр рассматривается как первая научная степень, а выпускная квалификационная работа (ВКР) классифицируется как научный труд исследователя.

Глава 1. Подготовка к написанию ВКР бакалавра.

1.1. Общие положения. Выбор темы выпускной квалификационной работы.

Степень бакалавра в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС), ориентирована на научно-исследовательский вид профессиональной деятельности и соответствует первой научной степени в структуре непрерывной многоуровневой подготовки высококвалифицированных кадров.

Cтепень бакалавра образования присваивается выпускнику университета, проходящему подготовку по соответствующему научному направлению и выбранному квалификационному профилю на основании успешной защиты выпускной квалификационной работы (ВКР) в Государственной аттестационной комиссии.

Выпускная квалификационная работа выполняется на завершающем этапе обучения бакалавра в университете и является самостоятельной комплексной научно-исследовательской работой, которую выполняет выпускник под научным руководством преподавателя.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) бакалавра – это самостоятельное научно-практическое исследование, которое позволяет установить квалификационный уровень знаний выпускника и умение использовать эти знания в своей будущей профессиональной учебно-методической и научно-практической деятельности. При выполнении ВКР необходимо показать знание специальной литературы, умение самостоятельно ее анализировать и делать обобщающие выводы.

Выпускная квалификационная работа должна основываться на научных концепциях и психологических теориях отечественной и зарубежной науки, содержать элементы творчества, новизны и быть направленной на эффективное решение научно-практических задач по выбранной тематике исследований по сравнению с ранее изученными и известными решениями в изучаемой области психологической науки.
Выбор темы для ВКР

Выбор темы выпускной квалификационной работы – один из самых ответственных этапов ее выполнения, определяющий теоретический или экспериментальный характер работы и содержание будущих исследований, актуальность и новизну исследования, практическую ценность и реализуемость научных результатов, полученных по завершении написания рукописи ВКР.

Общими методическими принципами выбора темы ВКР является постановка проблемы на основе социального заказа. В результате сформулированной проблемы уточняется наименование темы научных исследований, необходимых для решения ее задач. При выборе темы различают четыре основных возможных направления:

· темы, возникающие в результате исследований, проводимых

выпускающей кафедрой;

· индивидуальные темы, предлагаемые бакалаврами, связанные с их

профессиональной деятельностью;

· темы, предложенные научными руководителями ВКР;

· заказные темы от учебных заведений и организаций образования, психологических центров, исследовательских институтов РАО, РАН и Министерства образования Российской Федерации.

При выборе темы проблема научных разработок ставится выпускающей кафедрой с обоснованием имеющихся противоречий между потребностью практики и недостаточностью теоретических исследований для обеспечения практики.

В инициативной теме проблему формулирует сам выпускник, и утверждает ее на выпускающей кафедре.

Для темы, предлагаемой научным руководителем, формулировка проблемы поставлена заранее и разъяснена бакалавру.

В заказных темах формулировка проблемы производится организацией-заказчиком.

В соответствии с Положением о выпускной квалификационной работе (ТГУ, 2011) примерная тематика ВКР доводится до сведения бакалавров в конце 6 семестра, в начале 7 семестра. Студенту предоставляется право выбора темы. Тема может быть предложена студентом при условии обоснования целесообразности ее разработки. По решению выпускающей кафедры может быть сформулирована комплексная тема, разрабатываемая несколькими студентами.

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение следующих профессиональных задач:

- проведение экспериментальных исследований с использованием адекватных современных количественных и качественных методов;

- разработку проектов научно-методических, нормативно-методических материалов, обеспечивающих профессиональную деятельность;

- разработку инструментов психодиагностики;

- разработку и выполнение проектов по оптимизации образовательных, социальных, трудовых и организационных процессов;

- обобщение и интерпретация результатов исследования с использованием современных информационных технологий.

При выполнении выпускной квалификационной работы, обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Формулировки тем ВКР бакалавра может состоять из 3-5 или из 8-12 слов, включая союзы, предлоги и то, что в качестве подзаголовка указывается в скобках (на материале..., на примере... и т.п.).
1.2. Планирование дипломной работы.

Любая научная работа предполагает наличие плана ее осуществления. Рабочий план обычно состоит из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы и позволяющих по их месту судить об их уместности и значимости.

Первую главу целесообразно посвятить теоретическому изучению проблемы, анализу теоретических подходов, а также накопленных в отечественной и зарубежной науке знаний по заявленной теме. Вторая глава - практическая – направлена на эмпирическое изучение обозначенной проблемы.

Целесообразно сначала изучить первый раздел, а лишь потом переходить ко второму. Важно научиться находить в любой работе главное, решающее, на чем следует сосредоточить в данное время все внимание. Это позволит найти и оптимальные решения планируемых заданий. Такой методический подход приводит к необходимости учета стратегии и тактики научного исследования. Это значит, что исследователь определяет общую генеральную цель в своей работе, формулирует центральную задачу, выявляет все доступные резервы для выполнения замысла и идеи, выбирает необходимые методы и приемы действий, находит наиболее удобное время для выполнения каждой операции.

В творческом исследовании план всегда имеет динамический, подвижный характер и не может, не должен связывать развитие идеи и замысла исследователя при сохранении четкого и определенного научного направления в работе.

В соответствии с Положением о выпускной квалификационной работе (ТГУ, 2011) основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов проводится широкое обсуждение на выпускающей кафедре с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся бакалавров.

1.3. Библиографический поиск литературных источников.

Знакомство с опубликованной по теме ВКР литературой начинается с разработки идеи, т.е. замысла предполагаемого научного исследования, который, как уже указывалось ранее, находит свое выражение в теме и рабочем плане ВКР бакалавра. Такая постановка дела позволяет более целеустремленно искать литературные источники по выбранной теме и глубже осмысливать тот материал, который содержится в опубликованных в печати работах других ученых, ибо основные вопросы проблемы почти всегда заложены в более ранних исследованиях.

Далее следует продумать порядок поиска и приступить к составлению картотеки (или списка) литературных источников по теме. Хорошо составленная картотека (список) даже при беглом обзоре заглавий источников позволяет охватить тему в целом. На ее основе возможно уже в начале исследования уточнить цели.

Просмотру должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой дипломного исследования. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, кандидатские и докторские диссертации, материалы и тезисы конференций, материалы прикладных исследований, официальные материалы.
Состояние изученности темы целесообразнее всего начать со знакомства с информационными изданиями, цель выпуска которых - оперативная информация, как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания. Информационные издания в отличие от обычных библиографических изданий оперируют не только сведениями о печатных произведениях, но и идеями и фактами, в них заключенными.
Помимо оперативности публикации, их отличают новизна сообщаемой информации, полнота охвата источников и наличие справочного аппарата, позволяющего быстро систематизировать и отыскивать документы.
Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые извещают специалиста о том, что издано по интересующему его вопросу. Библиографическое описание здесь выполняет две функции. С одной стороны, оно оповещает о появлении документов (сигнальная функция), а с другой - сообщает необходимые сведения для их отыскания (адресная функция). Из библиографических описаний составляют библиографические указатели и библиографические списки.

Библиографические указатели чаще всего носят сигнальный характер и состоят из перечня библиографических описаний часто без аннотаций и рефератов. Эти издания с максимальной полнотой отражают произведения отечественной и зарубежной литературы. Их отличают оперативность подготовки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе.

Наиболее значительным библиографическим указателем является «Сигнальная информация» (СИ) ВИНИТИ. Цель такого издания - быстро информировать специалистов о новых публикациях по мировой науке и технике. Именно на эти издания возложена сейчас функция опережающего оповещения читателей о только что вышедшей научной и технической литературе. СИ представляет собой по преимуществу систематические указатели, выпускаемые в виде бюллетеней, тематика которых охватывает почти все отрасли мировой науки и техники.

Реферативные издания содержит публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.

Эффективным является изучение списков литературы в периодической научной отечественной и зарубежной литературе (журналы «Вопросы психологии», «Школьный психолог», «Мир психологии», «Психология в ВУЗе» и др.). В монографиях библиографические списки встречаются особенно часто и обычно помещаются в конце книги. В тематических сборниках списки приводятся после каждого крупного раздела. В некоторых случаях внутрикнижные списки могут быть большими.

Таков основной круг литературных источников по выбранной теме. Завершив ознакомление с ними, весьма желательно изложить прочитанное в более или менее стройной системе в виде реферата на 12-15 страницах машинописного текста. После этого будет значительно легче более точно сформулировать тему дипломного исследования.

Чтение научной литературы.

Первостепенное место среди подготовительных работ по написанию ВКР бакалавра занимает чтение по избранной теме научной литературы, которая является одним из основных средств хранения достигнутого научного уровня. Это серьезный и очень напряженный труд, для обеспечения которого необходимо знание отдельных методических приемов работы с научными публикациями.

Удобно работать с ксерокопиями научных книг и журнальных статей, помечая тот блок информации, который относится к теме дипломной работы и составлять списки вопросов в процессе всего чтения. Активное и целенаправленное чтение - это чтение с карандашом в руках.

Очень важно и полезно в процессе чтения составлять резюме прочтенного материала. Пользуясь резюме, можно сократить объем материала, который необходимо изучить, до любого удобного размера. При составлении резюме удобно пользоваться диаграммами. Например, читая первоисточник или просматривая свои записи, изобразите посредине листа бумаги овал и впишите в него тему или вопрос. Нарисуйте линии, исходящие из овала, и на их концах напишите одно-два слова, которые могли бы вам напомнить об аспектах или фактах, важных для данной темы.
Используя диаграмму или перечень основных положений темы, расставьте в них приоритеты. Вначале, определите самое важное из указанных положений, затем, самое важное из оставшихся и т.д. В резюме должны остаться только самые важные положения. Для составления хорошего резюме очень важно уметь исключать положения, ценность которых невелика.
Составляя резюме, старайтесь делать их как можно более компактными, чтобы ими можно было пользоваться в любом месте и в любое время..

При чтении и составлении резюме прочитанного не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.

При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме диссертации и является потому наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в дипломной работе.

Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом, а разрабатывая широкую проблему, уметь делить ее на части, каждую из которых продумывать в деталях.
Заканчивая разговор о рациональном чтении, в качестве последнего совета укажем, что читать научную литературу в порядке первого знакомства даже по сравнительно узкому кругу вопросов не следует очень долго.
1.4. Отбор и оценка фактического материала.

Возможно, что часть полученных при чтении научной литературы данных окажется бесполезной: очень редко они используются полностью. Поэтому необходим их тщательный отбор и оценка. Научное творчество включает значительную часть черновой работы, связанной с подбором основной и дополнительной информации, ее обобщением и представлением в форме, удобной для анализа и выводов. Отбор научных фактов - не простое дело, не механический, а творческий процесс, требующий целеустремленной работы. Нужно отбирать не любые факты, а только научные факты. Понятие «научный факт» значительно шире и многограннее, чем понятие «факт», применяемое в обыденной жизни. Когда говорят о научных фактах, то понимают их как элементы, составляющие основу научного знания, отражающие объективные свойства вещей и процессов. На основании научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы.

Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность. Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до сих пор предмете, явлении или процессе. Это не обязательно научное открытие, но это новое знание о том, чего мы до сих пор не знали.

Точность научного факта определяется объективными методами и характеризует совокупность наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количественных и качественных определений.
При отборе фактов надо быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. В самом деле, сущность нового в науке не всегда отчетливо видна самому исследователю. Новые научные факты, иногда довольно крупные, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Достоверность научного факта характеризует его безусловное реальное существование, подтверждаемое при построении аналогичных ситуаций. Если такого подтверждения нет, то нет и достоверности научного факта.
Достоверность научных фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и характера их информации. Очевидно, что официальное издание, публикуемое от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнений.

Монография как научное издание, содержащее полное и всестороннее исследование какой-либо проблемы или темы; научный сборник, содержащий материалы научной конференции; научный сборник, включающий исследовательские материалы учреждений, учебных заведений или обществ по важнейшим научным и научно-техническим проблемам - все эти издания имеют принципиальное научное значение и практическую ценность. В своей основе они, безусловно, принадлежат к числу достоверных источников. Практически абсолютной достоверностью обладают описания изобретений.

Научная теоретическая статья в области гуманитарных наук значительно больше, чем статья научно-техническая, насыщена рассуждениями, сравнениями, словесными доказательствами. Достоверность ее содержания находится в зависимости от достоверности используемой исходной информации. Однако здесь важное значение имеют позиция автора, его мировоззрение, в зависимости от которых статья наряду с объективными научными данными может содержать неверные трактовки, ошибочные положения, различного рода неточности. Поэтому следует разобраться в этом и верно оценить ее содержание, точно установить истинность суждений автора и дать им соответствующую оценку.

Самостоятельное значение имеет информационная статья. С подобной статьей можно встретиться в любой научной области. Информационная статья обычно оперативна и актуальна, ибо она содержит сжатое, конкретное изложение каких-либо фактов, сообщение о каком-либо событии, явлении.
Подобно статьям, различной степенью достоверности обладают также доклады (тезисы докладов), прочитанные на научных конференциях, симпозиумах и т.п. Одни из них могут содержать обоснованные, доказанные, апробированные сведения, другие - включать вопросы постановочного характера, предложения и т.п. О достоверности исходной информации может свидетельствовать не только характер первоисточника, но и научный, профессиональный авторитет его автора, его принадлежность к той или иной научной школе.
Во всех случаях следует отбирать только последние данные, выбирать самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы. При отборе фактов из литературных источников нужно подходить к ним критически.

  1   2   3   4

Похожие:

Бакалавра. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки бакалавра 030300. 62 «Психология» / Е. А. Денисова. Тольятти iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра
Методические указания имеют целью определить обязательные требования, правила и рекомендации при подготовке к защите выпускной квалификационной...

Бакалавра. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки бакалавра 030300. 62 «Психология» / Е. А. Денисова. Тольятти iconУчебно-методическое пособие по дисциплине выполнению выпускной квалификационной...
Учебно-методическое пособие по дисциплине выполнению выпускной квалификационной работы разработано в соответствии с требованиями...

Бакалавра. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки бакалавра 030300. 62 «Психология» / Е. А. Денисова. Тольятти iconМетодические указания по выполнению и защите выпускной квалификационной
Методические указания по выполнению и защите выпускной квалификационной работы на степень бакалавра по направлению 080100 «Экономика»....

Бакалавра. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки бакалавра 030300. 62 «Психология» / Е. А. Денисова. Тольятти iconУчебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной...
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 100103. 65 – «Социально-культурный...

Бакалавра. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки бакалавра 030300. 62 «Психология» / Е. А. Денисова. Тольятти iconМетодическое пособие
Методические рекомендации к выполнению выпускной квалификационной работы (дипломной работы) по специальности 040200 «Социология»....

Бакалавра. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки бакалавра 030300. 62 «Психология» / Е. А. Денисова. Тольятти iconМ. Ю. Филиппова Методические указания по написанию, оформлению и...
Методические рекомендации предназначены для студентов Юридического института, обучающихся по направлениям подготовки 40. 03. 01 «Юриспруденция»;...

Бакалавра. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки бакалавра 030300. 62 «Психология» / Е. А. Денисова. Тольятти iconМетодические указания к разработке выпускной квалификационной работы...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Бакалавра. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки бакалавра 030300. 62 «Психология» / Е. А. Денисова. Тольятти iconМетодические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной...
Оформление списка использованных источников и литературы оформление подстрочных библиографических ссылок

Бакалавра. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки бакалавра 030300. 62 «Психология» / Е. А. Денисова. Тольятти iconМетодические рекомендации по написанию и защите выпускной квалификационной...
Методические указания содержат требования и рекомендации факультета по написанию, оформлению и защите выпускных квалификационных...

Бакалавра. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки бакалавра 030300. 62 «Психология» / Е. А. Денисова. Тольятти iconМетодические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск