Чем она отличается от классической арифметики, которую мы проходим в первом классе?


Скачать 263.97 Kb.
НазваниеЧем она отличается от классической арифметики, которую мы проходим в первом классе?
страница1/3
ТипВопрос
filling-form.ru > бланк строгой отчетности > Вопрос
  1   2   3
Бухучет – что это такое? В общем-то бухучет - это элементарная арифметика, это даже и не математика. Чем она отличается от классической арифметики, которую мы проходим в первом классе?

  1. Во-первых – правилами округления, поскольку там все считается, как правило, до второго знака.

  2. Во-вторых, отличается тем, что есть определенные правила записи – нотация, которая выражается в бухгалтерских проводках, когда арифметические действия записываются в одну строчку или в две.

  3. И - самое главное, чем отличается – тем, что те числа, которые на математической шкале мы знаем, как натуральные (рациональные и т.д.) в бухгалтерии они несколько иное представление имеют – если мы говорим «Дебет» - мы подразумеваем, что число положительное, если мы говорим «Кредит» - мы подразумеваем, что число как бы отрицательное (как бы, потому что сам признак отрицательности содержится в слове «Кредит»).

Чтобы понять, как все устроено, надо просто руководствоваться законом сохранения, о котором говорил Ломоносов – если где-то что-то убудет, то в другом месте ровно столько же прибудет. То есть, смысл очень простой – есть у нас некие хранилища информации ( с точки зрения программистов это просто ячейки в каких-то там регистрах) и вот в этой ячейке мы храним число. И если мы из этого числа что-то забираем, переносим в другое место, то получается, что из этой ячейки мы вычитаем, тем самым, мы ее кредитуем, а в другую ячейку мы кладем, тем самым мы ее дебетуем. Вот это и есть проводка, т.е. проводка описывает собственно операцию движения которое происходит с этими числами. Самый простой вариант, как проиллюстрировать это движение – это так называемые «самолетики». В бухгалтерии это называется «Т-счет», где Т – это перекладина, на которой написано «Дебет-кредит», а слева и справа от столбика пишутся суммы.

Еще раз повторю, что такое проводка? Это запись движений, т.е., если мы что-то покупаем на 118 рублей, то приходуя товар от поставщика мы делаем две проводки, мы в положительной ячейке прописываем – 18 рублей это НДС, 100 рублей – это стоимость нашего товара, а тому, кто нам этот товар поставил, мы записываем совокупно 118 рублей.

http://infostart.ru/upload/iblock/f5d/airplans.png

Вот то, что совокупно внизу – это итоги, которые проходят по операциям.

Эти итоги считаются за некий квант времени (период). Этим периодом может быть год, месяц, неделя, любое количество дней. Но! В обычной бухгалтерии квант времени – это один день. Так вот, совершите вы такую операцию утром, днем или вечером – абсолютно без разницы, потому что бухгалтерия ее обработает одинаково. Совсем другое дело, когда мы говорим о каком-то оперативном учете – где-то на складе или, например, если у нас банк, то банк учитывает свои операции с точностью до секунды. И в этом смысле банковская бухгалтерия отличается от обычной бухгалтерии именно тем, что у них отличается квант времени. Банкиры квантуют до секунды, а обычные предприятия до одного дня.

Резюмируя сказанное про нашу запись, которую бухгалтера именуют самолетиком – что есть проводка? Проводка это:

  1. Первое – Обороты (то, что мы показываем стрелочками). Наша проводка отражает те движения, которые произошли при перемещении из одного места хранения денег в другое место хранения денег

  2. Второе – Остаток (в каждой табличке желтая строчка – остатки по всем Т-счетам). Если мы посмотрим, сколько у нас совокупно дебетов – это и будет наш актив, который у нас в балансе нужно будет построить в конце периода как финансовый отчет. А во второй части баланса у нас будет совокупная сумма по кредитам всех Т-счетов.

Соответственно, когда мы говорим Баланс – это значит, что мы берем совокупно все наши остатки дебетовые, складываем их и говорим – «Вот это наша ВАЛЮТА БАЛАНСА» когда мы говорим о пассиве, мы тоже складываем все наши кредитовые остатки и тоже получаем валюту баланса. Эти две цифры должны быть равны. В век автоматизации они у нас по сути всегда будут равны, потому что у нас закон сохранения соблюдается. Но раньше, когда бухгалтера делали все это на бумажных портянках, они могли одну запись (снимающую) записать, а другую запись (прибывающую) не записать, или наоборот, или записать два раза – и в результате, валюта баланса по дебету (актив) и по кредиту (пассив) могли не совпадать. Вот с тех пор есть такой термин «АЖУР», когда бухгалтер добивался того, чтобы оно совпадало, занимаясь выверкой. Вот этот «Ажур» он в программных средствах автоматически получается, «Ажур» - это когда в балансе актив равен пассиву. А раньше, для того, чтобы выверить это все, бухгалтер галочками отмечал – вот эту проводку я проверил, вот эту тоже проверил… - вот эти галочки назывались «крыжами». Если встретите такой термин – имейте в виду, что это всего лишь отметка о том, что я это проверил.

Скажу еще пару слов о разных нотациях:

http://infostart.ru/upload/iblock/242/ias.png

Есть нотация, которая у нас принята – она наследует континентальное право – то есть, из Германии пришла и есть нотация англосаксонского права. Сейчас эти нотации часто кочуют из одной бухгалтерской программы в другую. На западе принято сворачивать суммы, чтобы проводка представлялась не двумя записями, как мы это видели раньше, а два дебета против одного кредита, то есть производится свертка по субконто.

Что касается самого понятия субконто – то это понятие в бухгалтерии не существовало до появления 1С. Это 1С-ный термин, который был придуман, как просто перевод с итальянского дословная калька – субсчет. То есть субконто – это субсчет. В этом плане и субконто и субсчет это синонимы – это всего лишь аналитический разрез, просто разные нотации записи.

В этом плане характерна программа «Инфобухгалтер», которая не имеет понятия субконто, у нее нотация по субсчетам и каждый контрагент, который учитывается на счете поставщиков или покупателей – это отдельный субсчет. Если таких контрагентов 5-10, тогда создается 5-10 субсчетов – с этим в принципе, можно работать – для малых предприятий это нормально. Но когда у вас много контрагентов и их 1000-10000, то сами понимаете, что по стольким субсчетам просто отчет неудобно читать – я молчу даже про оборотку.

Что такое оборотка? Оборотка – это совокупная общая запись по всем движениям всех проводок. Когда берется для показа общая информация по всем оборотам за какой-то период. Оборотка показывает начальные остатки, как дебетовые, так и кредитовые, которые были на начало периода, движения (наши обороты) – как дебетовые, так и кредитовые, и конечные остатки на конец периода, как дебетовые, так и кредитовые. Главная особенность оборотки в том, что дебетовая и кредитовая части и начальных остатков, и оборотов и конечных остатков будут равны.

Как раньше бухгалтера делали выверки? Они расписывали все счета по вертикали и по горизонтали – табличкой. И показывали правилом двойной записи – на пересечении одного счета (НДС) по горизонтали с другим счетом (поставщик) по вертикали – факт перемещения некоторой суммы в другую клетку – которая находится на пересечении этого счета поставщика, НО УЖЕ ПО ГОРИЗОНТАЛИ со счетом НДС - УЖЕ ПО ВЕРТИКАЛИ. В результате тот же самый закон сохранения денег он реализовывался вот такими вот перемещениями по таблице. Такой отчет назывался «Шахматка». Сейчас в некоторых бухгалтерских программах эта шахматка тоже есть, но ею мало кто пользуется, потому что он достаточно широко развернутая, и когда много операций, ее становится просто неудобно обозревать.

Резюмируем. Что такое бухучет? Это некая арифметическая нотация тех денег, которые у нас крутятся в фирме.

Для чего эти деньги крутятся в фирме? Давайте разберемся. Если мы возьмем бизнес-цикл предприятия, то будем крутить деньги против часовой стрелки.

Мы проплатили поставщику, поставщик поставил нам товары. Мы продала товары по некоей цене, большей, чем покупная – покупателям. Соответственно, у нас образовалась разница между ценой продажи и ценой покупки. Собственно, эта разница называется маржой, по сути именно ради этой разницы мы и работаем.

Вот эта маржа, собственно и характеризует в некотором ключе деятельность фирмы. Но насколько эффективно фирма действует можно оценить по тому, какова прибыль, а прибыль определяется еще и тем, что мы должны еще с нашего валового дохода – а именно с маржи заплатить налоги. А все, что останется – это и будет наше.

Это и есть изъятие. То есть то, что мы из нашего бизнеса изымаем, это значит, мы это кому-то платим. Это могут быть акционеры, которым мы платим дивиденды или налоги. В результате после прохождения полного цикла в случае получения прибыли и превышения ее размера над изъятиями – на втором витке цикла величина этого тора станет чуть побольше, потому что финансовый поток увеличился и, прокручивая этот цикл многократно у вас тор этот будет расти или уменьшаться, если вы делаете изъятия.

http://infostart.ru/upload/iblock/aeb/cycle.png

Помимо того, что диаметр тора будет характеризовать крутящиеся финансовые потоки этой компании – есть еще один аспект – если мы вдруг много товаров закупили, то у нас здесь чисто визуально будет возникать выпуклость (не что иное, как затоваривание), и соответственно – чем ровнее наш тор, тем быстрее крутятся деньги и тем быстрее мы зарабатываем прибыль. Вы имейте это в виду, когда вы будете анализировать какой-то бизнес. Потому что сходу очень тяжело сказать – нужно анализировать финансовые отчеты, насколько это все сложно – вы знаете. А по этой картинке наглядно видно, в чем могут быть беды компании.

Давайте теперь вернемся немножко назад к нашим Т-счетам.

Какие бывают счета? Виды счетов бывают разные. Совокупность счетов называется план счетов.

Каждый счет, как правило, в таком плане должен иметь свое уникальное наименование и, соответственно, может иметь свой номер (код счета в программах 1С). Этот номер может быть цифровой, буквенный. Он может быть разделенный на какие-то сегменты или просто набор цифр или букв. В практике мирового бухучета существуют самые разные традиции. В России это, как правило, циферки, разделенные черточками (в соответствии с Минфиновской инструкцией по применению плана счетов). В программах вы можете встретить и черточки и точечки. В этом плане вы должны быть более гибкими, воспринимая номер всего лишь просто как некую разрядную сетку. Но – вы должны четко понимать, что эта разрядная сетка обеспечивает агрегацию данных снизу вверх по тому, как мы эти счета группируем. Ну например, есть у нас счета поставщиков, которые мы учитываем в рублях, есть поставщики, которых мы учитываем в валюте. И расчеты между ними – они в разных валютах. Валюты – это единицы измерения, все знают, что нельзя складывать метры с килограммами, соответственно, мы так их и должны считать – одних в рублях, других в валютах. Но! Они же вместе являются поставщиками… Соответственно, мы должны получить некую агрегированную сумму для того, чтобы понять, а сколько всего задолженности по поставщикам у нас. Нельзя же складывать рубли и иностранную валюту – поэтому есть определенные правила перевода иностранной валюты в рубли и это, как вы понимаете – Курс. Но курсы бывают разные. Как правило, используется курс Центробанка, но есть и куча других курсов. Для целей, отличных от нашего официального Минфиновского бухгалтерского учета это может быть средний курс за месяц или фиксированный курс за месяц или даже за год… Курс – это вещь декларируемая, он определяется всякими различными установками, будь то государственными, как в России или корпоративными, как это принято на Западе. Сейчас, когда мы стремимся к МСФО, я так думаю, что в этой части у нас будет больше вольности, вы должны быть к этому готовы.

Так вот, для того, как понимать, как все-таки складывать метры с килограммами, нам нужно будет привести валюту к рублям, для этого мы должны будем пересчитать по курсу и тогда мы для валютных счетов получим две строчки – у нас будут суммы в валюте, в которой осуществляются расчеты с данным поставщиком и суммы в рублях по какому-то курсу пересчитаны и тогда мы смело сможем сложить рублевых наших поставщиков с валютными, просуммировав их рубли.

И получим общую сумму по расчетам с поставщиками. Вот такого рода агрегация данных, она как раз и находит свое отражение в сегментировании счетов при конструировании плана счетов. Например, если мы возьмем российские счета, то есть счет 60 (поставщики), есть счет 60.01 (рублевые поставщики), счет 60.21 (валютные поставщики). Соответственно, на счете 60.01 и 60.21 мы увидим расчеты по каждому из этих групп поставщиков, а на счете 60 мы увидим совокупные расчеты по обеим группам, которые выражены в рублях. Почему в рублях? Потому что в соответствии с нашим законодательством у нас учет осуществляется в рублях российской федерации и это называется функциональной валютой. В терминах 1С это называется регламентированной валютой, на западе это называется функциональной валютой, то есть, та валюта, к которой мы приводим все наши операции. А операции могут быть в самых разных валютах – пример я вам с поставщиками привел. Так вот, функциональная валюта она собственно и определяет валюту той финансовой отчетности, которую мы, собственно и представляем нашим акционерам. Бывают и исключения, потому что, так называемая валюта отчетности (ее еще называют репортинговой валютой) может не совпадать с валютой функциональной. Если мы, допустим, хотим иметь нестандартную валюту отчетности (допустим, ЕВРО), то мы, построив стандартную отчетность в российских рублях должны определить правила пересчета для формирования отчетности в репортинговой валюте.

Так вот, в плане счетов бывают разные счета – активные, пассивные… Как они определяются? Активность или пассивность счета определяется по первой проводке, которая на нем происходит. Если первая проводка происходит в дебет счета – значит, счет активный, если первая проводка происходит в кредит счета – значит, счет пассивный.

Вот эта подсказка – при нулевом остатке куда должна ложиться положительная сумма (в кредит или в дебет) и будет служить вам критерием того, активный счет или пассивный.

Ну и сразу дам домашнее задание – посмотрите план счетов 1С и определите, какие счета имеют неверную активность и пассивность.

Так вот, есть не только активные и пассивные счета, есть еще и активно-пассивные. Что это значит? Это значит, что это правило, которое мы только что сформулировали, оно может не сработать, потому что не понятно, активный счет или пассивный. У него один раз может быть проводка в дебет, другой раз проводка может быть в кредит. Так вот, в международной практике такое не принято. Это наследие, в общем, советского режима, который…

Я надеюсь, что эти активно-пассивные счета - они, рано или поздно уйдут, и та схема, которая используется на 76 счете, она выродится в ту схему (а может быть, даже в совсем другую, чистую МСФО-шную), которая сейчас есть на 60 и 62 счетах. То есть, верхний счет, в принципе может быть активно-пассивным, но вложенные субсчета будут или чисто активные или чисто пассивные. Такая схема, в принципе, допустима. Почему? Потому что к ней становится применимо то правило, о котором я говорил, что первая проводка определяет активность или пассивность счета. И, когда мы говорим об авансах поставщиков, это означает, что мы дебетуем поставщиков, соответственно, счет 60.02 будет у нас дебетовый, то есть, активный.

Ну и, буквально, два слова о том, что есть у нас также такие счета (кредитовые счета), которые входят актив баланса с минусом (когда я говорил о том, что совокупность дебетов будет составлять актив в отчете баланс, я немножко лукавил, потому что актив баланса уменьшают некоторые кредитовые суммы). Вот такие счета называются контрактивными (называть их пассивными было бы неправильно).

Когда это имеет место. Как правило, это внеоборотные активы – когда у нас основные средства или нематериальные активы мы учитываем по покупной стоимости, но у них есть некое время амортизации и вот счет амортизации как раз мы и вычитаем из покупной стоимости, и показываем в нашем балансе в активе, сколько реально на сегодня стоит это основное средство или этот нематериальный актив. Поэтому 01 счет (Основные средства) будет активный, а 02 счет, где будет накопленная амортизация показываться, будет контрактивный, хотя с точки зрения структуры программы 1С, признак у него, конечно, пассивный.

Ну и второй случай, самый распространенный, это, конечно, резервы. Если у нас есть материалы и мы начисляем резервы, то сами материалы – это активный счет, а резервы – это пассивный счет, по сути являющийся
  1   2   3

Похожие:

Чем она отличается от классической арифметики, которую мы проходим в первом классе? iconЗаполняем новую декларацию по ндс
Ндс. Этот приказ зарегистрирован в Минюсте России 11. 12. 2003 №5327 и опубликован в «Российской газете» 25 декабря 2003 года (№259)....

Чем она отличается от классической арифметики, которую мы проходим в первом классе? iconАдаптация первоклассника к школе (первое родительское собрание в...
Адаптация первоклассника к школе (первое родительское собрание в первом классе – «клуб» полезных советов и рекомендаций)

Чем она отличается от классической арифметики, которую мы проходим в первом классе? iconКнига С. Кара-Мурзы о советском строе с любовью. Первая часть ее...
В родовых муках возникла она, как единственный выход из исторической ловушки, в которую была загнана Россия. На миг она открыла народу...

Чем она отличается от классической арифметики, которую мы проходим в первом классе? iconЭта книга не коммерческое или финансовое пособие. Она рассматривает...
Деньги, как и любое явление в жизни, выявляют наши качества, с которыми необходимо работать. Не имеет значения с чем и над чем мы...

Чем она отличается от классической арифметики, которую мы проходим в первом классе? iconПауло Коэльо Вероника решает умереть
Одиннадцатого ноября 1997 года Вероника окончательно решила свести счеты с жизнью. Она тщательно убрала свою комнату, которую снимала...

Чем она отличается от классической арифметики, которую мы проходим в первом классе? iconНиколай Щур Правовая Неотложка Памятка арестованными и их родственникам...
Прочтите брошюру, которую Вы держите в руках. Возможно, она ответит на основные вопросы, возникшие у вас в связи с Вашим арестом...

Чем она отличается от классической арифметики, которую мы проходим в первом классе? iconДайте определение алгоритма. Чем отличается не полностью формализованный...
Под алгоритмом понимается понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение...

Чем она отличается от классической арифметики, которую мы проходим в первом классе? iconОтдел образования Дятловского райисполкома Районный учебно-методический...
Рекомендовано районным методическим советом учебно-методического кабинета отдела образования Дятловского райисполкома

Чем она отличается от классической арифметики, которую мы проходим в первом классе? iconПрограмма государственного софинансирования пенсий* действует в России...
С 1 февраля 2017 года страховые пенсии и размер ежемесячной денежной выплаты, которую получают федеральные льготники,* повысятся...

Чем она отличается от классической арифметики, которую мы проходим в первом классе? iconМониторинг сми 30 августа 2016 года
Объем пенсионных накоплений под управлением нпф в первом полугодии 2016 г увеличился на 16,2%, или более чем на 331 млрд руб., перевалив...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск