О результатах деятельности Федеральной службы государственной статистики в 2014 году и основных направлениях на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов


Скачать 353.28 Kb.
НазваниеО результатах деятельности Федеральной службы государственной статистики в 2014 году и основных направлениях на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк строгой отчетности > Документы
О результатах деятельности

Федеральной службы государственной статистики в 2014 году и

основных направлениях на 2015 год и

плановый период 2016 и 2017 годов
В своей работе мы исходим из того, что официальная статистика в современном обществе есть общественное благо.

Текущая ситуация в стране характеризуется стремительными изменениями экономических и социальных тенденций под влиянием различных внутренних и внешних факторов. Очевидно, что для принятия оперативных решений необходимо наличие актуальной, релевантной и надежной статистической информации.

Она необходима для всех категорий пользователей.

У тех, кто принимает стратегические решения, основной интерес вызывает информация о развитии экономики и ключевых тенденциях развития общества. Для отслеживания эффективности работы всех уровней власти важен качественный мониторинг результатов реализации поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, государственных программ, планов развития, дорожных карт.

Для населения сегодня наиболее востребованной является информация о доходах, зарплатах, ценах. Мы планомерно расширяем объемы такой информации и удобство ее представления.

Информационная поддержка мониторинга и контроля положения в экономике и социальной сфере в рамках реализации антикризисного плана Правительства Российской Федерации стала одним из основных приоритетов в работе Росстата в 2015 году.

Продолжаем работу по информационному обеспечению мониторинга выполнения «майских» указов Президента Российской Федерации и поручений Правительства Российской Федерации по социально-экономическому развитию России.

Росстат уточнил с учетом мнения Общественного совета План своей деятельности до 2018 года, исходя из общественно значимых целей и в связи с новыми поручениями.

В 2014 году План был полностью выполнен. В 2013-2014гг. Росстатом разработаны и утверждены 32 методики расчета показателей из «майских» указов Президента Российской Федерации. Методики прошли согласование со всеми заинтересованными ведомствами и всестороннее обсуждение с научным сообществом. Это было особенно важно с учетом новизны отдельных индикаторов, не имеющих аналогов в международной практике и не закрепленных в российском законодательстве. Несколько методик пришлось корректировать в процессе работы по результатам экспериментальных расчетов.

В 2014 году впервые были сформированы статистические показатели о доле продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей, приросте высокопроизводительных рабочих мест, показатели, характеризующие закупки инновационной продукции, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и др.

Продолжалась работа по федеральному статистическому наблюдению в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы.

Формировалась официальная статистическая информация по показателям, закрепленным за Росстатом, для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.

Осуществлялось статистическое сопровождение системы индикаторов для мониторингов реализации национальной стратегии, стратегий инновационного развития, действий в интересах детей, развития информационного общества и других.

В условиях введения санкций против России и ответных мер Правительства Российской Федерации осуществлялось формирование показателей системы мониторинга состояния продовольственной безопасности.

В своем послании Федеральному собранию в декабре 2013 года Президент Российской Федерации поручил создать систему статистической оценки уровня технологического состояния отраслей экономики, чтобы иметь объективную картину нашей конкурентоспособности. Росстатом совместно с другими ведомствами была создана комплексная система из более 70 показателей для оценки уровня технологического состояния отраслей. На сайте Росстата создан специальный раздел, содержащий статистические данные по показателям этой системы.

Мы готовы обсудить с коллегами и экспертами предложения по ее развитию, включению новых индикаторов.

Проводится большая работа по совершенствованию системы статистического учета в сфере инноваций. В настоящее время Росстат формирует систематизированные данные об инновационной деятельности организаций, в том числе по отдельным типам инноваций – технологическим, организационным, маркетинговым и экологическим.

Расширяется и набор специализированных обследований, касающихся разработки и использования передовых технологий. Прорабатываются вопросы по организации статистического учета в сфере биотехнологий, сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна, фотоники, композитных материалов.

Вместе с тем, должен сказать, что часто формирование новых показателей по предложениям ведомств и аналитических структур приводит зачастую к росту отчетной нагрузки на бизнес, которая и без этого достаточно высока.

Важно, чтобы запросы пользователей были ориентированы на практический результат, учитывали возможности бюджета и готовность респондентов к сотрудничеству со статистиками.

Последний пример – это уже упомянутая статистика инноваций. В нашей стране она соответствует рекомендациям международных организаций и учитывает лучшие зарубежные практики, которые мы реализуем в привязке к нашим российским реалиям. Вместе с тем, эксперты предлагают значительно расширить сбор данных по инновациям, феномен которых довольно сложен для понимания респондентами. Росстат организовал наблюдение в этой сфере по таким отраслям, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; связь; деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий; научные исследования и разработки; предоставление прочих видов услуг. «Мало», - говорят эксперты, - «нужно добавить сельское хозяйство, строительство». Хотят добавить еще и туризм, и собирать данные по полному кругу малых предприятий. Включить в обследования микропредприятия, где работает меньше 10 человек, а на большинстве из них – 3-4 человека.

А форма отчетности уже составляет 12 страниц для заполнения и 20 страниц - инструкция, которую надо прочитать и понять. И этого мало, считают эксперты, надо добавить 8 модулей к основному вопроснику. Не завидую я работающему с женой и сыном и беззаветно любящему статистику владельцу-менеджеру микропредприятия, который захочет правдиво и полно ответить на вопросы анкеты. Честно говоря, проблемы с получением данных у нас будут и с менеджментом крупных предприятий.

Но как быть статистику? За отказ можно прослыть врагом инновационного развития России. Слова из «Современной идиллии» Николая Евграфовича Салтыкова-Щедрина - «…или собирай статистику, или навсегда оставайся в списке неблагонамеренных …» остаются для Росстата чрезвычайно актуальными.

Неудивительно, что в последнее время мы получаем все больше жалоб респондентов на избыточную отчетность. При этом поступают они не только от отдельных предприятий, но и от предпринимательского сообщества в лице различных ассоциаций и объединений.

Кстати, позиция Росстата не расширять отчетность по инновациям была однозначно поддержана Торгово-промышленной палатой и Российским союзом промышленников и предпринимателей.

В этой связи Правительство Российской Федерации прилагает усилия по снижению издержек бизнеса, связанных с предоставлением отчетности, на оптимизацию существующих в настоящее время форм отчетности. Готовится соответствующая правительственная концепция.

В этих условиях мы не можем себе позволить и дальше увеличивать объем собираемой информации. Необходимо обеспечить оптимальный баланс между информационными потребностями органов государственной власти с одной стороны, и практической значимостью информации, отсутствием ее дублирования ведомствами и издержками бизнеса – с другой.

Имеется несколько решений этой проблемы. Это и эффективное использование административных данных, и обеспечение единства применяемых методологий и повышение статистической грамотности пользователей.

Действительно, в последнее время нередки случаи использования для анализа ситуации в регионах наряду, а иногда и взамен официальной статистической информации, различных оценок и опросов. Иногда результаты этих оценок противопоставляются официальной статистике и неоднозначно трактуются.

Обращаю внимание территориальных органов на необходимость усиления разъяснительной работы с органами власти в субъектах Российской Федерации, направленной на более широкое использование потенциала официальной статистики для аналитических целей.

Все эти проблемные вопросы нашли свое отражение в документе по итогам проверки Контрольным управлением Президента эффективности информационного обеспечения «майских» указов.

По результатам проверки Правительству Российской Федерации даны соответствующие поручения. В рамках их исполнения Росстату надлежит «подготовить проекты нормативных правовых актов по повышению ответственности в сфере государственного статистического учета за достоверность и своевременность предоставления необходимых первичных сведений и административных данных».

По вопросу повышения ответственности респондентов - подготовлены и внесены в Правительство Российской Федерации предложения по изменениям в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Они касаются размера штрафа за нарушение респондентами порядка предоставления статистической информации и предоставления недостоверной статистической информации, а также повышения мер административного воздействия и отнесения рассмотрения таких дел к компетенции судов.

По вопросу использования административных данных - подготовлены предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Это позволит Росстату получить доступ к данным о численности работников, необходимым для корректной типизации предприятий.

Для повышения своевременности статистических данных и снижению издержек при их сборе Росстат предлагает внести в законодательство изменения, обеспечивающие поэтапный переход к обязательному предоставлению статистической и бухгалтерской отчетности в электронном виде. Надеемся, что это нововведение упростит и сделает более удобным наше общение с респондентами, так как позволит существенно повысить степень автоматизации процесса формирования государственного информационного ресурса.

По-прежнему актуален вопрос обязательности участия населения в переписи. На необходимость такой обязательности нам указывают и международные организации. Соответствующие изменения в законодательство Росстатом инициированы.

Приоритетами в текущей деятельности Росстата в 2015 году является внедрение новых стандартных классификаций, развитие методологии СНС, проведение крупномасштабных статистических обследований и переписей.

В 2016 году будут внедряться общероссийские классификаторы видов деятельности и продукции, гармонизированные с последними версиями международных классификаторов. Новые версии классификаторов отражают структуру экономики в современных условиях. Значительно изменились состав, границы, структура и наполнение практически всех сфер деятельности, вследствие чего произошла перегруппировка видов деятельности и продукции.

Переход на классификации видов экономической деятельности и продукции ОКВЭД2 и ОКПД2 позволит отразить особенности российской экономики в современных условиях. Новые классификаторы, гармонизированные с зарубежными аналогами, устраняют еще одну преграду на пути полной международной сопоставимости российской статистики.

Для перехода на ОКВЭД2 и ОКПД2 Росстату и другим субъектам официального статистического учета в течение 2015 года предстоит большая подготовительная работая по пересмотру практически всего статистического инструментария и имеющегося информационного фонда.

Росстату и его территориальным органам необходимо проводить информационно-разъяснительную работу с организациями по отнесению их деятельности и выпускаемой ими продукции к кодам новых классификаторов.

Не менее важно здесь и взаимодействие с пользователями, т.к. структура экономики России заметно изменится, а по регионам эти изменения будут более существенными.

В настоящее большая работа по формированию методологии систематизации и кодирования информации проводится Казначейством России. Утверждена Концепция методологии систематизации и кодирования информации. Готовится к утверждению Концепция единой информационной среды в сфере систематизации и кодирования информации. Росстат готов и в дальнейшем принимать активное участие в разработке и реализации этих определяющих документов.

Важным событием 2014 года явилось утверждение совместным приказом Росстата, Минэкономики России и Минфина России Плана мероприятий по реализации рекомендаций ОЭСР по развитию системы национальных счетов Российской Федерации.

План мероприятий определяет направления дальнейшего развития российской СНС на период до 2020 года, имеет межведомственный характер и его выполнение контролируется Правительством Российской Федерации.

Иногда мы слышим критику, якобы длинных, сроков расчета макропоказателей, в первую очередь ВВП. Хотелось бы отметить, что сроки публикации Росстатом данных по основным макропоказателям соответствуют требованиям Специального стандарта распространения данных МВФ, к которому Россия присоединилась в 1999 году. Тем не менее, мы работаем над сокращением этих сроков с тем, чтобы максимально приблизить их к графику ведущих стран ЕС и США. Сегодня разрыв составляет 5 дней.

Проводится большая методологическая работа, направленная на совершенствование макроэкономических расчетов.

В 2015 году в полном соответствии с методологией СНС расчет выпуска и добавленной стоимости жилищных услуг будет дополнен оценкой стоимости жилищных услуг, производимых и потребляемых владельцами жилья. В первую очередь будут проведены расчеты за 2011-2015 годы, а затем оценен ряд данных за 2003-2010 годы.

Новая методика оценки жилищных услуг позволяет формировать уточненные итоги ВВП для включения в состав показателей СНС и базовых таблиц «затраты-выпуск». Таким образом, будет обеспечена полнота учета ВВП, располагаемого дохода домашних хозяйств, расходов домашних хозяйств на конечное потребление, а также будет существенно повышена сопоставимость показателей российской СНС с данными других стран.

Разработана методика оценки величины капитализации научно-исследовательских работ. В условиях неполных данных об использовании результатов научных исследований и разработок был применен подход к оценке стоимости созданного основного капитала, базирущийся на методе чистой дисконтированной стоимости. Данный подход был использован для расчета величины накопления основного капитала для таблиц «затраты-выпуск».

Внедрен в статистическую практику расчет индексов физического объема инвестиций в основной капитал в среднегодовых ценах на основе методологии СНС.

С целью увязки оценок запасов основного капитала со счетами накопления разработаны Методические указания по построению счетов переоценки и других изменений в объеме основного капитала.

Благодаря новой Методике моделирования сбалансированных оценок макроэкономических показателей будет повышено качество расчета квартальных макроэкономических показателей по институциональным секторам. Это новое требование МВФ к национальным статистическим службам.

Разработанные в 2014 году методологические подходы к оценке текущей рыночной стоимости земли, некультивируемых биологических ресурсов животного и растительного происхождения будут использованы для оценки экономических активов в балансе активов и пассивов.

С участием Минприроды России разработана методология стоимостной оценки минерально-энергетических ресурсов.

Впервые в 2014 году проведено федеральное статистическое наблюдение за наличием, движением и составом контрактов, договоров аренды, лицензий, гудвилла и маркетинговых активов, в целях получения информации для оценки данного вида актива в балансе активов и пассивов.

В настоящее время система государственной статистики готовится к последовательному переходу на новую статистическую единицу производства в российских национальных счетах. Переход в макрорасчетах от юридического лица к более мелкой производственной единице (заведению) диктуется необходимостью повышения точности расчетов показателей, характеризующих эффективность экономики, формирования макроэкономических показателей.

Использование новой статистической единицы в национальных счетах России позволит повысить качество расчета отраслевых показателей производства, сделать их более однородными и сопоставимыми на национальном и региональном уровнях.

Отсутствие до настоящего времени финансового счета в России являлось одним из слабых мест российской системы национальных счетов. Международные организации в лице МВФ и ОЭСР не раз отмечали необходимость разработки всех счетов СНС для получения объективной картины экономического развития.

В 2014 г. впервые в российской официальной статистике Банком России разработан финансовый счет СНС по институциональным секторам. Итоги финансового счета в настоящее время проходят согласование с нефинансовыми счетами СНС.

С разработкой финансового счета завершается переход к построению базового набора счетов СНС России и повышается точность оценки макроэкономических показателей.

В 2014 году в состав информационно-вычислительной системы Росстата внедрена Информационно-аналитическая система СНС. Система позволяет обеспечить загрузку и хранение всех оценок (версий расчетов) показателей счетов СНС федерального и регионального уровней, создает условия доступа к данным персонала, участвующего в формировании национальных счетов на федеральном и региональном уровнях.

Усовершенствован программный комплекс, обеспечивающий создание гармонизированных данных по производству, труду и капиталу на микро- и макроуровнях. Этот комплекс обеспечивает статистическую оценку числа высокопроизводительных рабочих мест.

Методика расчета высокопроизводительных рабочих мест, подготовленная Росстатом, стала предметом дискуссий с общественными и научными организациями. Вопрос не раз обсуждался в Правительстве Российской Федерации. Реализуемый Росстатом подход, поддержанный Минэкономики России, основан на показателе оплаты труда и позволяет осуществить довольно надежные оценки в установленные сроки. Критерием отнесения рабочего места к высокопроизводительному является высокий уровень квалификации работника его замещающего, что, в свою очередь, обусловливает и высокий уровень оплаты труда. Эта идея была взята нами из соответствующих разработок Международной организации труда.

В 2015 году продолжатся работы по внедрению положений СНС 2008 года. Они затронут методологические изменения в трактовке использования систем вооружений и НИР. Потребление основного капитала в СНС будет оценено, исходя из рыночной стоимости основного капитала, стоимость услуг по проживанию в собственном жилье («жилая рента») будет учтена на основе метода пользовательских расходов, рекомендованного Организацией экономического сотрудничества и развития.

К концу 2015 года будет осуществлена публикация базовых таблиц «затраты-выпуск» за 2011 год на официальном сайте Росстата.

В связи с этим в 2015 г. предстоит пересчет годовых и квартальных данных по ВВП за 2011-2014 годы в текущих и сопоставимых ценах базового 2011 года. Пересчет динамических рядов за 2002-2010 годы будет проведен в первом полугодии 2016 года.

В 2015 году начнется подготовка к проведению в 2017 году выборочного обследования затрат на производство за 2016 год для составления очередных базовых таблиц «затраты-выпуск».

Важно, что Росстат обеспечит переход на ежегодную разработку базовых таблиц «затраты-выпуск» по методологии СНС, как это было в СССР и как это делается странами Европейского Союза и США.

В 2014 году разработаны методологические подходы к проведению сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год.

На 2015 год запланированы подготовительные мероприятия по организации и проведению сплошного наблюдения. Будут утверждены нормативные документы и программа статистического наблюдения. С учетом опыта предыдущего раунда сформулированы предложения по модернизации методов сбора данных и технологии их обработки.

Одним из важнейших направлений деятельности органов статистики является повышение качества предоставляемой респондентами отчетности. С этой целью Росстатом подготовлены Предложения по формированию аналитической системы качества полноты сбора и достоверности отчетных данных по форме № 1-предприятие, которые направлены во все территориальные органы Росстата.

Аналитическая система призвана решать задачи обеспечения полноты сбора отчетов респондентов, обнаружения и исправление ошибок заполненных в отчетах данных, определения «слабых» мест при проведении наблюдения, возможности проведения превентивных мер при работе с респондентами. Проводимый в рамках системы анализ причин представления недостаточно полной и достоверной информации в динамике позволяет разработать мероприятия по совершенствование инструктивных материалов, форм и методов работы с предприятиями по вопросам, наиболее часто вызывающих трудности, довести до респондентов информацию о типичных ошибках при заполнении формы.

В 2014 году утверждена официальная статистическая методология демографии предприятий, подготовлено учебное пособие по восполнению пропущенных значений в пообъектных данных методом импутации.

С целью практической реализации разработанной методологии на базе девяти территориальных органов Росстата был осуществлен пилотный проект. Полученные по результатам аналитические таблицы с показателями бизнес-демографии размещены на официальном сайте Росстата.

Внедрение статистики бизнес-демографии позволит разрабатывать международно-сопоставимые показатели, характеризующие динамику и тенденции роста предпринимательских структур. Ведение бизнес-демографии является одной из основных рекомендаций ОЭСР по статистике предприятий, высказанных в адрес Росстата.

В 2014 г. году проводилась работа по подготовке Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года. Разработана программа переписи на основе рекомендации ФАО ООН, которая активно обсуждалась на заседаниях методологической рабочей группы, а в июне 2014 г. была рассмотрена и одобрена на заседании Комиссии Росстата по Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года. В настоящее время в связи с недофинансированием сельхозпереписи мы вынуждены сократить ее программу. Кроме того, сокращаем затраты на материально-техническое обеспечение переписи и разработку программного обеспечения, увеличиваем нагрузку на переписной персонал.

Особенностью Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. станет применение планшетных компьютеров. Это позволит повысить качество информации и ускорить процесс сбора и обработки данных.

Территориальным органам Росстата в 2015 г. предстоит сформировать списки сельскохозяйственных производителей, организовать работу регистраторов по уточнению сведений об объектах переписи в городских поселениях, городских округах и некоммерческих объединениях граждан, провести переписное районирование в муниципальных образованиях, провести информационно-разъяснительную работу среди населения и др.

В 2014 году во исполнение Плана мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Росстат продолжил работу по подготовке выборочного федерального статистического наблюдения «Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года». Утверждены программа и основные методологические документы.

В условиях сокращения средств на проведение микропереписи населения 2015 года Росстат вынужден уменьшить выборку обследования на 15%. К сожалению, из-за этого у нас будут репрезентативные итоги по обобщающим демографическим и социально-экономическим характеристикам только по субъектам Российской Федерации в разрезе города и села, а не по муниципальным районам и городским округам с численностью населения более 70 тыс. человек, как планировалось ранее.

В 2015 году предстоит обучить около 9 тысяч временных работников для сбора сведений и заполнения опросных листов, обеспечить их материально-техническими средствами, осуществить информационно-разъяснительную работу среди населения.

Работы по микропереписи населения можно расценивать как один из этапов Всероссийской переписи населения.

В соответствии с Федеральным законом «О Всероссийской переписи населения» очередная Всероссийская перепись населения должна быть проведена в 2020 году. В 2016 году Росстатом будут начаты работы по подготовке к ее проведению, включая пробную перепись населения 2018 года.

Важным направлением в 2015г. и в ближайшие годы будет совершенствование социальной статистики, которая является основой для информирования пользователей о различных аспектах жизни людей в России.

Росстат продолжает реализацию системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам.

В 2014 году были успешно проведены выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах; выборочное наблюдение использования суточного фонда времени населением; комплексное наблюдение условий жизни населения.

Опубликованы в открытом доступе базы микроданных по итогам обследований домашних хозяйств и участия в социальных программах.

В 2015 году и в течение 2016-2017 гг. планируется поэтапный переход на новые принципы формирования показателей доходов и расходов населения, социально-экономической дифференциации и бедности с использованием данных участия в социальных программах. В результате планируется значительно расширить спектр индикаторов, характеризующих масштабы и профиль бедности на основе стандартов ОЭСР, МОТ и других международных организаций.

В 2014 году удалось найти ресурсы на ежемесячное проведение выборочного обследования населения по проблемам занятости. На основе дополнительных вопросов, включенных в анкету обследования, впервые сформирована статистическая информация по новым показателям: занятость и безработица среди инвалидов, профессиональная переподготовка и повышение квалификации. Для проведения этого обследования использовались финансовые средства, выделенные на выборочное наблюдение использования труда мигрантов. В этой связи мы были вынуждены пойти на значительное сокращение программы обследования труда мигрантов.

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации о проведении в 2015 году обследования населения по проблемам занятости с сохранением месячной периодичности Росстат провел работу по изысканию финансовых средств на его проведение. Будем использовать финансовые средства, предназначенные для выборочного наблюдения участия населения в непрерывном образовании с соответствующим сокращением программы этого обследования.

Подведены итоги выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения, проведенного в сентябре 2013 г., которые размещены в виде регламентных таблиц и базы микроданных в сети «Интернет» и на внутреннем сайте Росстата.

В 2014 году усовершенствован комплекс электронной обработки данных по естественному движению населения в части включения показателей, сведения по которым представляются органами ЗАГС.

Подготовлена методология расчета новых демографических таблиц, ранее не рассчитываемых государственной статистикой: брачности, разводимости, смертности пенсионеров, инвалидизации населения.

Таблицы брачности и разводимости дают описание этих процессов независимо от сложившейся возрастной структуры населения, позволяют проводить сравнение уровней брачности и разводимости по субъектам Российской Федерации, анализировать внутренние закономерности процессов и выявлять их характерные особенности.

Таблицы инвалидизации характеризуют процесс выбытия населения из экономической активности, позволяют рассчитывать такие показатели как вероятность наступления инвалидности, средний возраст инвалидизации, а также показатель ожидаемой продолжительности здоровой жизни.

Все более востребованной становится статистика жилья и коммунальных услуг. Расширено статистическое наблюдение за предоставлением жилищно-коммунальных услуг и капитальным ремонтом жилых домов. Актуализирован статистический инструментарий для наблюдения за работой жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы.

Остается проблемным вопрос получения данных о наличии и состоянии жилищного фонда в Российской Федерации в условиях отсутствия его государственного учета.

Опыт разработки информации за 2013 год показал, что во многих субъектах Российской Федерации данные собраны не по полному кругу единиц учета. Частный жилищный фонд наблюдением не охвачен, а по ряду территорий муниципальные образования не располагают информацией по муниципальному жилищному фонду.

В полном объеме информация собрана только в 48 субъектах Российской Федерации, в 33 – не в полном объеме, а по Санкт-Петербургу данные не представлены совсем.

Отсутствие первичных данных о жилищном фонде делает невозможным формирование официальной статистической информации для мониторинга исполнения поручений майских Указов Президента Российской Федерации в части обеспечения жильем граждан России, включая переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда.

Вместе с тем, в сложившейся ситуации главная задача нашей системы – собрать максимальный объем информации. До принятия правительственного решения мы продолжим сбор информации по жилищному фонду по тем же принципам, что и в 2014 году.

В 2014г. были доработаны с учетом рекомендаций международных организаций методологические положения для наблюдения за потребительскими ценами, ценами в строительстве и тарифами на грузовые перевозки.

В условиях сложившейся экономической ситуации показатели статистики цен оставались наиболее востребованными пользователями. В этих целях Росстат широко распространял статистическую информацию о ценах, публикуя ее в полном объеме в различных официальных статистических изданиях и размещая на Интернет-сайте Росстата и в ЕМИСС.

Оперативно осуществлялась подготовка материалов, характеризующих динамику цен на товары, в отношении которых применялись специальные меры в условиях действия экономических санкций.

Мы понимаем, что статистика цен имеет огромное значение для наших пользователей, для отслеживания ситуации на рынках и для принятия оперативных решений. Для повышения качества выходных данных мы усиливаем контроль над процессом сбора и обработки информации. В этих целях в 2015 году будет внедрена технология, когда регистрация цен происходит в субъектах Российской Федерации, а обработка данных осуществляется централизованно на федеральном уровне.

Одним из приоритетных направлений является развитие системы статистических показателей по охране окружающей среды в соответствии с международными стандартами.

Европейская экономическая комиссия ООН планирует принять расширенное Руководство по применению экологических показателей в Восточной Европе, Кавказе и Центральной Азии. В этой связи Росстату предстоит осуществить комплекс мер по дальнейшему совершенствованию системы статистических показателей охраны окружающей среды в Российской Федерации.

Основным инструментом реализации задач Росстата является подпрограмма «Формирование официальной статистической информации» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Основная составляющая подпрограммы - Федеральный план статистических работ выполняется в полном объеме.

Вместе с тем, на протяжении последних лет мы имеем стабильное недофинансирование Подпрограммы. Дефицит средств на 2015-2017 годы достигает 25%. Это не считая 10%-го секвестра бюджета 2015 года.

Под угрозой было проведение сплошного обследования малого и среднего бизнеса, и мы признательны Минэкономразвития России за выделение средств, необходимых на его подготовку в 2015 году из подпрограммы по развитию малого бизнеса.

Также надеемся на поддержку Минсельхоза России для увеличения выборки по личным подсобным хозяйствам. Мы полностью уверены в качестве своих данных по организованному сектору, однако по ЛПХ низкий объем выборки не позволяет получить достаточно надежные данные. И это при том, что этот сектор составляет весомую долю в производстве отдельных сельхозкультур.

Тем не менее, в сложившихся обстоятельствах мы вынуждены идти на оптимизацию Федерального плана статистических работ. Это не нравится ни нам, ни тем более ведомствам-потребителям нашей информации. Каждая работа Федерального плана, каждый показатель, каждая выпускаемая нами цифра имеет своего заказчика. Тем не менее, в 2015 году продолжим работу по приоритезации статистических работ.

Мы знаем, что некоторые эксперты считают, что 250 форм статнаблюдения, по которым Росстат собирает данные, - это слишком много. Хотел бы отметить, что нами ведется постоянная работа по устранению дублирования и снятию неактуальных показателей. Но параллельно мы получаем новые поручения от Правительства Российской Федерации, организуются новые мониторинги. Поэтому объем собираемой информации не уменьшается.

Планируем и дальше более полно и эффективно использовать ведомственные и административные данные. Приведу два текущих примера. Первый пример - статистика задолженности по заработной плате. Уже много лет мы предлагаем преобразовать нашу статистическую форму в ведомственную административную отчетность Роструда. Это позволит Роструду обеспечивать достоверность этой статистики, осуществлять проверки качества. Росстат при сборе первичных данных такими полномочиями не обладает.

Второй пример – данные о закупках для государственных нужд. Предлагаем формирование статистической информации о количественных и стоимостных характеристиках закупок осуществлять на основе сведений единой информационной системы с использованием официального сайта zakupki.gov.ru. Формы федерального статистического наблюдения таким образом можно будет отменить. Наша позиция уже поддержана Минэкономразвития России, Минфином России и Федеральным казначейством.

Есть и другие примеры, среди них – возможность формирования статистической информации о ходе реализации государственных программ с использование информационных ресурсов АИС «Госпрограммы».

Для оптимизации работы системы Росстатом ведутся работы по внедрению современных технологических решений и новейших программных разработок.

В соответствии с Концепцией развития ИВС Росстата на 2011-2017 годы в 2015 году и в период 2016 и 2017 годов в рамках проекта РСГС-2 планируются работы по модернизации Единой системы сбора и обработки данных, направленные на централизацию обработки первичных статистических данных.

В 2015 году планируется разработка и внедрение в промышленную эксплуатацию специализированного программного обеспечения, автоматизирующего процессы сбора и обработки данных статистических наблюдений по унифицированным формам федерального статистического наблюдения.

Продолжаются работы по развитию системы электронного сбора данных. Доля отчетности, предоставляемой в электронном виде, в 2014 году достигла 70%. Это значительно превышает целевое значение по Государственной программе – 53%. Приближаются к 100% по этому показателю территориальные органы Росстата по Белгородской, Липецкой, Курской областям и Алтайскому краю. Вместе с тем, не во всех территориальных органах Росстата это направление работ успешно реализуется. Не достигли целевого значения Мосгорстат, Ненецкийстат, Адыгеястат, Дагестанстат, Северная Осетиястат, Ингушетиястат, Кабардино-Балкариястат, Карачаево-Черкесскстат, Еврстат, Чукотстат.

В 2015 году началась разработка новой технологии ведения Статистического регистра на основе создания единого централизованного ресурса. Предполагается максимально автоматизировать процедуру учета единиц наблюдения в регистре, его взаимодействия со статистическими базами данных и комплексами обработки информации.

Внедрение централизованной базы данных регистра планируется, начиная с 2016 года, что позволит снизить нагрузку на территориальные органы по выполнению технических процедур и одновременно усилить контроль центрального аппарата за соблюдением методологии сбора отчетности.

В связи с образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя Росстатом были проведены мероприятия по организации официального статистического учета.

При организации статистических наблюдений в Крыму Росстат столкнулся с рядом проблем методологического характера.

Росстатом были утверждены для Крымстата и Севастопольстата указания об организации статистических наблюдений, методологии расчета показателей и порядке предоставления данных практически по всем направлениям статистики. Это позволило обеспечить публикацию в 2014 году данных по новым субъектам Российской Федерации.

Публикуемые показатели по Крымскому федеральному округу постоянно расширяются и включаются в итоги по Российской Федерации.

В условиях переходного периода Крымстат и Севастопольстат обеспечили непрерывное информационное сопровождение органов власти региона и организовали предоставление статистической информации в соответствии с новыми задачами.

В 2014 году на территории Республики Крым и г. Севастополя организован ряд крупных федеральных статистических наблюдений.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации Росстатом проведена Перепись населения в Крымском федеральном округе со 100%-ным охватом населения. В кратчайшие сроки Росстатом выполнен полный комплекс мероприятий по методологическому, организационному, технологическому, материально-финансовому обеспечению подготовки, проведения и подведения итогов переписи населения новых субъектов Российской Федерации Крымского федерального округа.

Результаты переписи населения Крыма и Севастополя в конце апреля 2015 года будут представлены в Правительство Российской Федерации и затем опубликованы на официальных сайтах Росстата, Крымстата и Севастопольстата.

Начиная с апреля 2014г., организована регистрация потребительских цен по установленному в Российской Федерации перечню товаров и услуг в г.Симферополь, Ялта, Керчь и Евпатория, а также г. Севастополе, на базе которой еженедельно осуществляется подготовка справки о средних потребительских ценах и их изменениях на отдельные виды товаров и услуг в Крыму.

Проведены ретроспективные расчеты индекса потребительских цен с января 2014г. в соответствии с российской методологией.

В сентябре 2014г. проведено комплексное наблюдение условий жизни населения.

В Республике Крым и городе Севастополь организовано федеральное статистическое наблюдение в сфере оплаты труда отдельных категорий работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации.

Начиная с 1 января 2015 года, в Крымстате и Севастопольстате организовано ведение Статистического регистра по используемой в системе Росстата технологии, перечни объектов наблюдения под конкретные формы формируются в соответствии с методологией сбора отчетности.

В 2015 году Росстат обеспечит координацию разработки официальной статистики по Республике Крым и г. Севастополю субъектами официального статистического учета. Предварительный анализ показал, что все министерства и ведомства готовы формировать официальную статистику с учетом Крыма и Севастополя.

В 2014 году Росстат продолжил реализацию Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти.

Расширен набор данных, публикуемых в формате «открытых данных». Впервые в этом формате на сайте Росстата размещены бухгалтерская отчетность, Статистический регистр и классификаторы, за ведение которых отвечает Росстат.

В связи с сокращением финансирования мы были вынуждены с этого года практически все наши публикации перевести на распространение в электронном виде. Это соответствует современной практике зарубежных стран.

Активизировал работу Общественный совет при Росстате. На его заседаниях в 2014 году рассматривались законодательные инициативы Росстата, планы и программы официальной статистической деятельности.

Проведены обследования двух референтных групп пользователей официальной статистики – профессиональных пользователей и экспертного сообщества. Нас интересовало мнение пользователей об удовлетворенности качеством и своевременностью статистической информации, доступности этой информации, об их понимании задач и целей государственной статистики.

Мы принимаем критику наших профессиональных пользователей относительно полноты, своевременности и удобства использования данных Росстата и приложим максимум усилий в 2015 году для учета их замечаний и предложений. Соответствующие действия Росстата предусмотрены в наших планах открытости и работы с пользователями.

Продолжил деятельность Научно-методологический совет Росстата. В 2014 год на его заседаниях обсуждались наиболее значимые методологические разработки Росстата по национальным счетам, статистике бедности и индексу потребительских цен. СНС и социальная статистика остаются в фокусе внимания методсовета и в 2015 году.

Росстат продолжает поддерживать взятый курс на гармонизацию отечественной методологии с международными стандартами. Этот процесс поддерживается нашим активным участием в глобальной статистической системе и использованием передового зарубежного опыта.

Продолжается работа по обеспечению сопоставимости в области статистической методологии в рамках Союзного государства. Благодаря созданию переходных ключей между национальными классификаторами обеспечивается полноценное сопоставление статистических данных Республики Беларусь и России.

Развивается информационное взаимодействие с интеграционными объединениями на пространстве СНГ.

Работа в Консультативном комитете Евразийской экономической комиссии по статистике позволяет Росстату принимать непосредственное и деятельное участие в процессе создания единого статистического пространства.

Расширяется информационное взаимодействие в рамках Статкомитета СНГ, который усилил свою работу по продвижению и адаптации новых международных статистических методик к особенностям нашего региона.

Росстат активно сотрудничает с национальными статистическими ведомствами стран СНГ, продолжает оказывать им методологическую помощь. Совместно с ЮНИДО реализуем проект по промышленной статистике для стран СНГ. С ЭСКАТО продолжаем реализацию проекта «Укрепление потенциала по производству и распространению экономической статистики в соответствии с требованиями СНС». Росстат участвует в проекте Всемирного банка по развитию статистической системы Казахстана, являясь членом международного консорциума, наряду со статистическими ведомствами Германии, Чехии, Финляндии и Кореи.

Продолжилось тесное сотрудничество со статистическими службами Абхазии и Южной Осетии. Были подписаны соглашения о сотрудничестве в области статистики. Оказывается постоянное методологическое содействие по наиболее важным направлениям: классификаторы, регистры, макроэкономическая статистика, цены, строительство, сельское хозяйство. В 2015 году готовы помогать в проведении первой переписи населения в Южной Осетии.

Приоритетным направлением международного сотрудничества Росстата является взаимодействие со структурами ООН.

Росстат активно участвует в работе Статистической комиссии ООН, региональных статистических комиссий. Специалисты Росстата входят в состав экспертных групп по национальным счетам, экономической статистике, статистике населения, статистике миграции, статистики бедности, экологической статистике. Росстат является активным участником инициативы Европейской экономической комиссии ООН по модернизации статистических процессов и повышению качества статистических данных. По этой тематике в июне прошлого года совместно с ЕЭК провели в Нижнем Новгороде семинар высокого уровня.

Развиваем всестороннее сотрудничество со странами БРИКС. Ежегодно проводятся встречи руководителей статистических ведомств, а также встречи на рабочем уровне. В центре внимания в 2014 году были социальные индикаторы, обсуждалась возможность расширения их перечня для совместной публикации.

В этом году в рамках председательства России в БРИКС и в преддверии встречи глав государств и правительств стран БРИКС в г. Уфе Росстат организует выпуск очередной совместной статистической публикации.

Росстат не снижает темпа сотрудничества с ОЭСР. Продолжаем работать над реализацией рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития, сформулированных в итоговом обзоре российской статистической системы. Статистическая информация предоставляется в ОЭСР по ранее согласованному расширенному перечню вопросников, позволяющих обеспечить включение данных по России в основные публикации этой организации.

Развиваем двустороннее сотрудничество, в основном под эгидой Межправкомиссий, с нашими основными партнерами: Вьетнамом, Германией, Испанией, Монголией, Республикой Корея, Сербией, Францией, Чехией. Наметились новые контакты с Аргентиной с выходом на подписание двусторонних документов.

Для успешного решения стоящих перед Росстатом задач необходимо поддержание высокой квалификации кадров.

При высоком уровне укомплектованности в целом по системе Росстата (около 96%) налицо проблема старения персонала.

Доля молодежи в возрасте до 30 лет составляет в центральном аппарате Росстата – 23%, в территориальных органах Росстата – 15%. Доля сотрудников в возрасте 30-45 лет, обладающих с одной стороны опытом, а с другой – имеющих перспективу на замещение руководящих должностей, в центральном аппарате Росстата составляет около 22%.

В связи с тем, что уровень оплаты труда в системе Росстата, особенно в территориальных органах – низкий, сохраняется тенденция оттока квалифицированных специалистов.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы» утверждены соответствующие мероприятия в системе Росстате. В прошлом году все намеченные мероприятия были выполнены в установленные сроки. Проводились проверки достоверности и полноты сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской службы и гражданскими служащими Росстата в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Продолжилась практика проведения комплексных проверок территориальных органов Росстата и тематических проверок по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений.

В ходе проверок были обнаружены факты участия гражданских служащих территориальных органов в деятельности коммерческих организаций, факты близкого родства госслужащих при непосредственной подчиненности или подконтрольности, отсутствие должного контроля за представляемыми гражданскими служащими сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.


В соответствии с Программой по профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих в 2014 году в рамках государственного заказа было обучено 3,8 тыс. гражданских служащих Росстата и его территориальных органов по 10 программам дополнительного профессионального образования.

В 2014 году была организована работа по проекту профессионального стандарта в области статистики. В настоящее время профессиональный стандарт «Статистик» находится на рассмотрении в Минтруде России.

Приказом Росстата утвержден геральдический знак – эмблема Федеральной службы государственной статистики.

Утверждены новые ведомственные награды Росстата.

Распоряжением Правительства Российской Федерации впервые в истории российской статистики установлен профессиональный праздник – День работника статистики, который предлагается отмечать 25 июня. В июне 2015 Росстатом будет проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Статистика и вызовы современности», посвященная профессиональному празднику работника статистики.

Признавая важную роль статистики в современном обществе, ООН объявила 20 октября 2015 года Всемирным днем статистики, проводимым под лозунгом «повышение качества данных для повышения качества жизни». К дню статистики Росстат приурочит проведение в октябре этого года Международной конференции по вопросам долгосрочного развития российской статистики.

Для нашей страны 2015 год – особый, это год 70-летия победы в Великой отечественной войне. Вкладом Росстата в празднование Великой победы станет юбилейное иллюстрированное издание, содержащее цифры и факты из жизни страны в военное время и в период восстановления народного хозяйства.

Прошу руководителей территориальных органы и подведомственных организаций Росстата обеспечить проведение праздничных мероприятий, встреч с ветеранами войны и труда.

Уверен, что, несмотря на трудности и сокращение ресурсов нашей системы, мы справимся с намеченными на этот год планами и подготовим надежную основу для хорошей работы в будущем году.

Похожие:

О результатах деятельности Федеральной службы государственной статистики в 2014 году и основных направлениях на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов iconДоклад о результатах деятельности федеральной службы государственной...
Охватывается практически вся деятельность Росстата

О результатах деятельности Федеральной службы государственной статистики в 2014 году и основных направлениях на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов iconДоклад о результатах деятельности федеральной службы государственной...
Охватывается практически вся деятельность Росстата

О результатах деятельности Федеральной службы государственной статистики в 2014 году и основных направлениях на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
I. Основные результаты деятельности уфмс россии по Республике Татарстан в 2014 году 5

О результатах деятельности Федеральной службы государственной статистики в 2014 году и основных направлениях на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
Основные результаты деятельности уфмс россии по Псковской области в 2014 году. 7

О результатах деятельности Федеральной службы государственной статистики в 2014 году и основных направлениях на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
Основные результаты деятельности уфмс россии по Воронежской области в отчетном финансовом году. 13

О результатах деятельности Федеральной службы государственной статистики в 2014 году и основных направлениях на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
Основные результаты деятельности уфмс россии по Ивановской области в отчетном финансовом году

О результатах деятельности Федеральной службы государственной статистики в 2014 году и основных направлениях на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...

О результатах деятельности Федеральной службы государственной статистики в 2014 году и основных направлениях на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
I. Основные результаты деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области в отчётном финансовом году

О результатах деятельности Федеральной службы государственной статистики в 2014 году и основных направлениях на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
I. Основные результаты деятельности Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области в отчётном финансовом году

О результатах деятельности Федеральной службы государственной статистики в 2014 году и основных направлениях на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
I. основные результаты деятельности уфмс россии по алтайскому краю в отчетном финансовом году 8

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск