Основы учета в лесном хозяйстве понятие о хозяйственном учете


Скачать 276.69 Kb.
НазваниеОсновы учета в лесном хозяйстве понятие о хозяйственном учете
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк строгой отчетности > Документы
  1   2   3
ОСНОВЫ УЧЕТА В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Понятие о хозяйственном учете
Каждое предприятие в процессе материального производ­ства совершает различные хозяйственные операции: расходует материалы, топливо, электроэнергию, выплачивает заработную плату, производит расчеты с другими предприятиями, с госу­дарственным банком и т. д. Все эти операции в конечном итоге осуществляются в интересах выполнения государственного плана выпуска продукции. Чтобы контролировать выполнение плана, следить за правильным использованием средств произ­водства, добиваться снижения себестоимости и тем самым обеспечивать высокую рентабельность, необходимо вести посто­янный хозяйственный учет.

Хозяйственный учет — это наблюдение и контроль за ходом процесса материального производства, измерение его результатов и отражение этого процесса в документах. Учет выполняет три важнейшие функции: является средством конт­роля себестоимости продукции; служит средством контроля вы­полнения плана; содействует сохранности социалистической собственности.

На социалистических предприятиях применяются бухгалтер­ский, оперативно-технический и статистический учеты. Эти три вида учета взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и взятые вместе составляют единую систему народнохозяйст­венного учета.

Бухгалтерский учет отражает и контролирует состав, размещение и движение хозяйственных средств и их источни­ков. Он ведется непрерывно, основан на документах и пользуется в основном денежным измерителем. В бухгалтерском учете применяются специфические способы обработки учетных данных: двойная запись операций на счетах, калькуляция, обобщение в балансах данных учета и т. д. Данные бухгалтер­ского учета используются для анализа хозяйственной деятель­ности за отчетный период, выявления недостатков в работе, а также служат материалом для составления планов на следу­ющий год.

Оперативно-технический учет — это наблюдение и отражение в специальных записях отдельных фактов и опе­раций хозяйственной деятельности, например: табельный учет явок на работу, учет использования машин, сведения о ходе лесокульт-урных работ и т. п. Оперативно-технический учет пользуется преимущественно натуральными учетными измери­телями. Он служит для текущего оперативного руководства хо­зяйственными процессами.

Статистический учет отражает и контролирует мас­совые явления в народном хозяйстве и обществе, выявляет за­кономерности их развития. Статистика показывает, например, выполнение плана по объему производства, росту производи­тельности труда, снижению себестоимости, отражает движение населения, развитие культуры, здравоохранения. Статистика пользуется всеми видами учетных измерителей.
Бухгалтерский учет в лесхозах. Систематически на 1-е число каждого месяца в лесхозах составляется бухгалтерский баланс. Баланс является способом отражения в денежной оценке на определенную дату средств предприятия, сгруппированных по их составу, размещению и по источникам их образования. Бухгалтерский баланс показы­вает, какими средствами располагает предприятие и каковы их источники. Балансы, составленные на начало и конец отчет
ВИДЫ УЧЕТА
Оперативный (оперативно-технический) учет. Оперативный учет применяется в текущем оперативном руководстве отдельными уча­стками работы предприятия для контроля за определенными хозяйст­венными операциями на месте и в ходе их осуществления. С помощью оперативного учета в процессе совершения операций запланированные показатели сравниваются в количественном и качественном отноше­ниях с фактически достигнутыми, что позволяет более конкретно руководить отдельными участками работы и предприятием в целом.

В оперативном учете используются все три вида измерителей: натуральные, трудовые и денежные; это зависит от характера контро­лируемых операций. Данные оперативного учета, собираемые в виде устной информации, по телефону или телеграфу, могут быть зафикси­рованы в срочных (оперативных) документах. В значительной степени они могут быть взяты и из первичных документов, несущих в себе информацию в основном для бухгалтерского учета.

Оперативный учет в лесхозе и его производственных подразде­лениях (лесничествах и др.) эффективно используется для ежеднев­ного наблюдения за выполнением договоров с поставщиками и поку­пателями, определения объема выполненных работ по посеву, по­садке, уходу за лесом, защите его и др., для контроля за выполнением норм выработки и затратами рабочего времени.

Статистический учет. Статистический учет применяется при изуче­нии массовых социально-экономических явлений. Статистика соби­рает данные об этих явлениях и дает им числовую характеристику. С помощью статистики определяются и измеряются причины изменений в изучаемых явлениях для установления закономерностей их разви­тия. Статистика организует и обобщает данные переписей, например, населения, оборудования и т.п. Ей присущи особые методы собирания и обработки первичных данных: статистическое наблюдение (сплош­ное или выборочное), сводка и группировка данных статистического наблюдения, исчисление средних величин, индексов.

В статистическом учете используются все виды измерителей. На предприятиях (в лесхозах) при помощи статистического учета полу­чают обобщенные количественные и качественные показатели по объему выполненных работ, выходу лесопродукции, по труду и заработной плате, потреблению энергии, числу работающего оборудо­вания и т.д.

Основным источником государственной статистики является отчетность предприятий (статистическая, оперативная и бухгалтерс­кая). Статистическому учету принадлежит особое место в системе народнохозяйственного учета. Его данные служат для получения обобщенных показателей о развитии отдельных отраслей и выявления их ресурсов.

Бухгалтерский учет. Если оперативный учет применяется для руководства и контроля за отдельными участками работы предприя­тия и хозяйственными операциями непосредственно в ходе их осуще­ствления, статистический - для изучения массовых социально-эконо­мических явлений, и его данные служат для получения обобщающих показателей о развитии хозяйства страны, то бухгалтерский является основным видом учета на предприятии. Его объектами служат хозяй­ственные средства и хозяйственные процессы предприятия.

Хозяйственные средства - это те ресурсы, которыми распо­лагает предприятие для осуществления своей хозяйственной деятель­ности. Они группируются в двух разрезах. С одной стороны, по их функциональной роли в процессе производства - средства труда, предметы труда, продукты труда, деньги, средства в расчетах (деби­торская задолженность), с другой - по источникам их формирования - внутрихозяйственные ресурсы, банковские ссуды, средства других предприятий (кредиторская задолженность).

Хозяйственные процессы - это отдельные стадии движе­ния средств. Они состоят из самостоятельных хозяйственных операций по снабжению предприятия всем необходимым (материалами, запас­ными частями для машин, топливом, оборудованием и т.д.) по произ­водству продукции и работ, а также по их реализации (продаже).

В бухгалтерском учете используются все три вида измерителей: натуральные, трудовые и денежные. Однако стоимостное выражение хозяйственных средств, хозяйственных процессов, их результатов является сутью бухгалтерского учета. Сам процесс производства, отражаемый в бухгалтерском учете, превращается в непрерывное движение, перемещение, кругооборот стоимости. Отпуск материалов от склада для производства работ (продукции) в бухгалтерском учете отражается как перемещение определенного количества и стоимости материалов из одного подразделения (склада лесхоза) в другое (склад лесничества), а затем на место производства работ. Выполненные работы подлежат сдаче, а готовая продукция (лесопродукция), погру­женная на машины или в вагоны и отправленная покупателям, нахо­дит свое отражение в учете как движение количества и денежных сумм во времени и пространстве.

ОБЪЕКТЫ УЧЕТА В ЛЕСНИЧЕСТВАХ..
Лесничество осуществляет следующие хозяйственные операции: получение, хранение и использование основных средств и материаль ных ценностей (производственных запасов), производство, сдачу и приемку выполненных работ, оплату труда, получение, хранение и отпуск готовой лесопродукции, отпуск леса на корню, взимание лес­ного дохода и др. Все хозяйственные операции лесничества подлежат учету. Зафиксированные в первичных документах, а затем в карточ­ках, книгах и журналах, они обобщаются в отчетности лесничества, которая представляется в лесхоз, и информационные данные которой включаются в общую систему учета предприятия и используются для анализа хозяйственной деятельности лесничества. Таким образом, объектами учета в лесничествах являются: основные средства; произ­водственные запасы; труд и его оплата; процессы производства; гото­вые выполненные работы, лесопродукция, прочая продукция; денеж­ные средства и лесной доход. Итак, источником учета служит хозяй­ственная операция. Каждая операция, независимо от содержания и объема, в момент ее совершения оформляется документом. Докумен­тация в бухгалтерском учете - это основной способ наблюдения за хозяйственной деятельностью.

Документы представляют собой письменные распоряжения на совершение хозяйственных операций или письменные доказательства действительного осуществления этих операций и являются основа­нием для последующих записей в системе счетов бухгалтерского учета. Правильные показатели учета и в нужные сроки можно полу­чить лишь при условии своевременного и точного оформления доку­ментами всех операций предприятия. Документы прежде всего явля­ются средством, при помощи которого осуществляется сама хозяйст­венная деятельность. Они широко используются для оперативного руководства и управления хозяйством. Порядок составления, обра­ботки документов определяет Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ.

Чтобы каждый документ полностью отвечал своему назначению, он должен содержать определенные показатели.

Показатели, которые характеризуют хозяйственную операцию, зафиксированную в документе, и придают документу юридическую силу, называются его реквизитами. Число и содержание реквизитов определяется целями, для которых составляется документ, характе­ром операции, которую он отражает, условиями выполнения этой операции. Несмотря на большое разнообразие хозяйственных опера­ций, есть реквизиты общие, обязательные для большинства докумен­тов. Их пять: название документа (накладная, рапорт о движении лесопродукции и пр.); дата составления документа; краткое и ясное описание содержания операции и ее основание; количественное выра­жение операции; подписи лиц, ответственных за совершение операции и за правильность ее оформления (в документе, фиксирующем прием и выдачу материальных или денежных средств, должна быть расписка в их получении). В необходимых случаях в документе указывают номер, наименование предприятия, его адрес.

Записи в документах производят чернилами, химическим каран­дашом, шариковой авторучкой или на пишущей машинке. Должност­ные лица, подписавшие документ, отвечают за достоверность его данных. При составлении документов в лесничестве необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • документ составляет лицо, которому поручено руководство операцией;

  • на всех документах указывают наименование лесхоза, лесничества и в верхнем правом углу делают пометку о виде деятельности "лесное хозяйство", "промышленная деятельность", "подсобное сельское хозяйство" и гл.;

  • бланк документа должен быть заполнен четко, разборчиво;

  • нельзя использовать в тексте документа малопонятные сокращения;

  • исправления в документе делаются в исключительных случаях с оговоркой внесен­ных изменений;

  • в кассовых и банковских документах исправления не допускаются;

  • документ подписывают лица, предусмотренные формой документа;

  • все документы, составленные в лесничестве, подписывает лесничий или лицо, его заменяющее;

  • в документе ставят печать, если это в нем предусмотрено.

За расходование ресурсов по назначению и рационально отвечают руководители производственных участков и в первую очередь лесничии. Поэтому при подписании документов они должны тщательно проверить целесообразность использования материалов, отпуска лесопродукции, правильность применения норм выработки, расценок, распределения заработной платы внутри бригады, ее начисления и всех подсчетов. Это дает возможность лесничим и другим должност­ным лицам систематически контролировать состояние имущества и ресурсов лесничества, все операции его деятельности.

Учет может быть организован децентрализованно или централизо­ванно. Применительно к лесному хозяйству при децентрализованной организации учета работу с документами, составление и представле­ние отчетности лесничества выполняет специальное должностное лицо бухгалтер лесничества. При централизованной организации учета бухгалтер в лесничестве отсутствует; учет, включая отчетность, как правило, ведет лесничий или его помощник. Документы, отражающие хозяйственную деятельность лесничества, вместе с отчетом о ней из лесничества поступают в лесхоз.

Период лесохозяйственного производства длителен. Поэтому к моменту определения затрат и калькулирования себестоимости законченных объектов могут оставаться затраты по тем объектам, которые еще не закончены. Так, отведенные под рубки ухода, но не до конца ими пройденные лесосеки, представляют незавершенное произ­водство. Каждое лесничество должно иметь информацию об объеме незавершенного производства в натуральном выражении (в соответст­вующих единицах измерения) и правильно составлять отчет об остат­ках незавершенного производства на конец отчетного периода. Отчет имеет следующие составные части: объекты лесохозяйственного производства, единица измерения, объем незавершенного производ­ства в натуральном выражении. В итоге лесничество должно предста­вить в лесхоз отчет о выполнении производственно-финансового плана по лесному хозяйству. Отчет составляется по данным журналов выполненных работ и расчетных ведомостей по оплате труда. Лесохозяйственные мероприятия в отчете должны быть представлены в той последовательности, в которой представлены мероприятия в отчете лесхоза о выполнении производственного плана по лесному хозяйству (форма №10-ЛХ).
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА
Учет производства

Автотранспорт, тракторы имеют затраты во время их эксплуатации (эксплуатационные расходы), а также при их ремонте. Оплата труда водителей (шоферов, трактористов-машинистов) отно­сится к затратам того вида деятельности, в обслуживании которого был занят транспорт. Вместе с тем водителям может быть выплачена премия за экономию резины, горючего, средств на ремонт машин, уста­новлены надбавки и премии за перевыполнение плана или норм выра­ботки, произведены удержания за пережог горючего. Основанием для удержаний является запись о пережоге в путевом или учетном листе лица, ответственного за работу механизмов.

Отпуск горючих и смазочных материалов (ГСМ) записывается в ведомости учета выдачи горюче-смазочных материалов (форма 59), в которой расписываются водители, и одновременно отмечается в путевом (учетном) листе. Списание в расход ГСМ осуществляется по ведомости с одновременным отнесением сумм в подотчет водителю. На выполненные работы ГСМ списываются одновременно со списанием с подотчетного лица (водителя) на основании путевых (учетных) листов, подписанных водителями и заверенных лицами, в ведении которых находится транспорт. Работа каждого вида автотранспорта отражается в карточке учета работы грузового автомобиля (трактора) - типовая форма Авто-8. Записи в карточке делают на основании путевых листов. Работа всех автомобилей и тракторов лесничества фиксируется в сводной карточке за месяц. Все путевые листы записы­ваются в журналы учета их движения (типовая форма 8), при этом каждому путевому листу присваивают номер, и затем ведут контроль за его движением. Отчет о движении транспорта и механизмов состав­ляют лесничества в двух экземплярах по данным журналов работы гужевого транспорта, сводной карточки работы автомобилей и трак­торов, журналов работы машин и оборудования. В отчетах представ­ляются данные о движении транспорта и машин, а также числе отра­ботанных машино-смен и расходе горючего по разным видам деятель­ности лесничества.

Продукция побочного пользования в лесах - это дикорастущие плоды, ягоды, грибы, сок березовый, лекарственное сырье. Заготавливается продукция лесничеством; может приниматься от населения и в лесничестве перерабатываться. На период заготовки грибов, ягод и др. назначается материально-ответственное лицо -заготовитель, принимающий сырье и оформляющий ведомость на закупку (типовая форма ПК-24). Расчеты со сдатчиками продукции должны производиться через кассу лесхоза или через органы связи посредством почтовых переводов^>

Затраты на продукцию побочного пользования представляют собой стоимость продукции (сырья), содержание плодоперерабаты­вающих цехов, их оборудования, оплату труда работников, занятых хранением, переработкой и реализацией этой продукции. Все затраты на переработку продукции побочного пользования, а также ее оприхо­дование и реализация должны оформляться соответствующими пер­вичными документами.
  1   2   3

Похожие:

Основы учета в лесном хозяйстве понятие о хозяйственном учете icon1. Понятие и цель бухгалтерского и налогового учета Закон о бухгалтерском...
Необходимость и назначение налогового учета. Способы организации налогового учета. Методические рекомендации налоговых органов по...

Основы учета в лесном хозяйстве понятие о хозяйственном учете iconКурс лекций для аспирантов направления «Технологии, средства механизации...
Хозяйстве» по дисциплине «Эксплуатация машинно-тракторных агрегатов (мта) в растениеводстве»

Основы учета в лесном хозяйстве понятие о хозяйственном учете iconСущность и виды учета; предмет и метод бухгалтерского учета; счета...
Цели и концепции управленческого учета, организация управленческого учета в зависимости от технологии и организации производства,...

Основы учета в лесном хозяйстве понятие о хозяйственном учете iconСущность и виды учета; предмет и метод бухгалтерского учета; счета...
Цели и концепции управленческого учета, организация управленческого учета в зависимости от технологии и организации производства,...

Основы учета в лесном хозяйстве понятие о хозяйственном учете iconРоссийской федерации фгбоу впо «кубанский государственный аграрный...
Сельское хозяйство; 35. 06. 04 Технологии, средства механизации и энергетические оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве;...

Основы учета в лесном хозяйстве понятие о хозяйственном учете iconПрограмма курса "современный бухгалтерский учет от нуля до уровня...
Нормативная база бухгалтера: Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-фз "О бухгалтерском учете", Положения по бухгалтерскому...

Основы учета в лесном хозяйстве понятие о хозяйственном учете iconЭкономическая интеграция в современном мировом хозяйстве: концептуальные основы
Сущность международной экономической интеграции и факторы, определяющие ее развитие

Основы учета в лесном хозяйстве понятие о хозяйственном учете iconУчебно-тематический план программы 5 Характеристика информационных...
Информационные технологии в бухгалтерском учете предприятий: Программа «1С: Бухгалтерия 8»

Основы учета в лесном хозяйстве понятие о хозяйственном учете iconНезаконное увольнение практическое пособие
Об обществах с ограниченной ответственностью", "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "О некоммерческих организациях",...

Основы учета в лесном хозяйстве понятие о хозяйственном учете iconДокументация об аукционе в электронной форме на право заключения...
Извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды на объект нежилого фонда, находящийся в хозяйственном...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск