Кафедра социологии и культурологии


НазваниеКафедра социологии и культурологии
страница1/19
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк доверенности > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19




КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ




Методическое руководство к проведению лекционных и семинарских занятий по курсу

« СОЦИОЛОГИЯ»

Часть I.
Краснодар, 2013


Рецензенты:

Доктор социологических наук, профессор Тхакушинов А. К.,




Доктор социологических наук, профессор Хагуров А. А.


Составитель:

Доктор социологических наук, Бондаренко Г. И.



Методическое руководство к проведению лекционных и семинарских занятий по курсу « СОЦИОЛОГИЯ». Учебно – методическое пособие. В 3 – х частях. Ч. I. – Краснодар,2013.
Работа посвящена актуальным в настоящее время проблемам методики преподавания курса «Социология» и включает в себя не только методические рекомендации по отдельным разделам курса, ведению семинарских занятий, проведению лекций, но и практические задания, основные положения лекционного курса «Социология», образцы тестовых заданий. Системообразующие темы учебного курса – личность, культура, общество и др. – сопровождаются понятийно – терминологическими играми. В каждой главе основных положений лекционного курса выделены ключевые понятия и важнейшие термины, приведены структурно – логические схемы, составлен словарь по курсу «Социология».

Учебно – методическое пособие полностью соответствует образовательному стандарту высшей школы по социологии.

Адресуется студентам, аспирантам и преподавателям высших учебных заведений.

Содержание:

Пояснительная записка………………………………………………...

5

I..

Методические рекомендации по подготовке, организации и проведению лекционных и семинарских занятий……………...


6




1. 1.

Описание вариантов заданий……………………….

11







А

Учебные игры………………………………..

11







Б.

Конкурсы и олимпиады……………………..

13







В.

Рефераты и студенческие доклады…………

14

II.

Основные положения лекционного материала…………………..

17




Раздел 1.

Социология как наука и учебная дисциплина………

17







Тема 1.

Объект, предмет и функции социологии.

17







Тема 2.

Структура и методология социологии...

18




Раздел 2.

Краткий исторический очерк истории развития социологического знания……………………………


20







Тема 1.

Эмиль Дюркгейм………………………

20







Тема 2.

«Понимающая» социология М. Вебера…………………………………


21







Тема 3.

Интегральная социология П. Сорокина

23







Тема 4.

Т. Парсонс: общая теория действия и социальные системы………………….


25







Тема 5.

Н. Луман: теория общества и самореферентных систем………………


27




Раздел 3.

Личность, культура и общество в социологическом рассмотрении………………….


30







Тема 1.

Общество как целостная, динамично развивающаяся система………………


30







Тема 2.

Социально - стратификационная структура общества……………………


32







Тема 3.

Социальные организации…………….

36







Тема 4.

Социальные институты………………...

39







Тема 5.

Личность как уникальная социальная система……………………………………..


41







Тема 6.

Социализация личности………………..

47







Тема 7.

Социальный статус и социальные роли личности…………………………


50




Раздел 4.

Социальные процессы………………………………

53







Тема 1.

Социальные изменения………………..

53







Тема 2.

Социальные взаимодействия…………..

57







Тема 3 .

Социальные отношения…………………

61







Тема 4 .

Социальные коммуникации…………….

65







Тема 5 .

Социальное поведение…………………...

71







Тема 6.

Социальная деятельность………………

74







Тема 7.

Социальные движения………………..

76







Тема 8.

Социальный контроль…………………

81




Раздел 5.

Частные социологические дисциплины……………

85







Тема 1.

Социологическая теория конфликта…

84







Тема 2.

Этнонациональная структура общества

86







Тема 3.

Социальное управление………………..

89







Тема 4.

Социология культуры…………………..

94




Раздел 6.

Стратегия, программа и методы социологических исследований………………………………………..


100







Тема 1.

Стратегия социологического исследования


100







Тема 2.

Программа социологического исследования……………………………...


102







Тема 3.

Документальное исследование…………

105







Тема 4.

Социологическое наблюдение…………….

109







Тема 5.

Социологический эксперимент…………

112







Тема 6.

Массовый опрос и интервьюирование

116







Тема 7.

Выборочный метод в социологическом исследовании……………………………..


122







Тема 8.

Анализ и обобщение социологической информации………………………………


126

III.

Учебные игры…………………………………………………….

132

IV.

Основная и дополнительная литература по курсу «Социология»…………………………………………………….


137

Пояснительная записка
Социология - одна из самых молодых и содержательных наук, но успела приобрести вид логически стройной системы достоверного знания. Опрашивая немногих (выборочная совокупность), социолог выводит знание обо всех (генеральная совокупность), поскольку индивидуальные мнения он обязательно обобщает, группирует, строит типологии и классификации, применяя для усреднения данных методы математической статистики. Опрашивая людей (респондентов) по тщательно составленной программе, ученый делает вывод о массовых стереотипах, ценностных ориентациях, мотивах и образе жизни. Создавая социально – типическую картину общества, социология изучает людей как представителей больших социальных групп, т. е. носителей социальных статусов и исполнителей социальных ролей. Одним словом, социологию интересует не внутренний мир индивида, как, например, психологию, а внутренний мир общества и поведение больших масс людей.

Цель социологии - в новом свете, под новым углом зрения, увидеть знакомые всем и обыденные отношения между людьми и их объединениями. При этом складывается социологическое видение окружающей действительности, вырабатываются навыки научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам без налета национализма и без груза прошлых заблуждений, неизбежно возникающих при обыденном взгляде на общественные явления.

Социологию невозможно представлять в виде абстрактного знания, оторванного от реальной жизни: она черпает свои проблемы из жизни, дает основные понятия и концепции об окружающем нас мире людей и их взаимоотношениях, отвечает на такие вопросы: что такое общество, почему люди объединяются в группы, что собой представляют социальные институты, как и почему происходят изменения в обществе. Ответы на подобные вопросы позволяют легче ориентироваться в сложном, полном проблем социальном мире, принимать ответственные решения с минимальным риском, планировать свои действия.

Студентам рекомендуется после изучения той или иной темы теоретического курса применять полученные знания в дискуссиях, спорах, при написании рефератов, контрольных работ, при изучении других дисциплин. Каждая тема пособия снабжена списком основной и дополнительной литературы с учетом имеющейся в читальных залах учебно-методического кабинета кафедры философии и социологии, библиотеки МГТУ, Национальной Библиотеки Республики Адыгея.

Студент, освоивший дисциплину “Социология”, должен обнаружить:

1. Понимание социологии как науки.

2. Знание основных этапов развития мировой социологической науки, представления о важнейших школах и учениях выдающихся социологов.

3. Знакомство с классическими первоисточниками по предмету “Социология”, охватывающими различные мыслительные эпохи и традиции.

4. Общее представление об основных отраслях социологического знания.

5. Умение применять полученные знания при решении профессиональных задач, при разработке экологических и социальных проектов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческой деятельности и бизнеса и т.д., т.е. быть «субъектом социологии».

От преподавателя же ожидается преподавание по пути межотраслевого взаимодействия, использование идей и наработок в смежных областях социологической науки, т.к. социология знания «ушла» в философию, где у нее образовалась прекрасная ниша из трудов Э. Гуссерля, М. Шелера, А. Шюца, а социология образования выбрала эмпирическую траекторию развития.

I. Методические рекомендации по подготовке, организации и проведению лекционных и семинарских занятий.

Система лекционно-семинарских занятий по блоку общественных наук имеет две тесно связанные подсистемы: лекционный курс и семинарские занятия. Лекционный курс необходим, так как в настоящее время мало учебников, соответствующих современным программам. Жуков И.В., преподаватель Тимирязевского сельскохозяйственного техникума, заслуженный учитель школы РФ, с учетом своего опыта чтения лекций в большой аудитории (2-3 группы) и в малой (1 группа), предлагает следующую их классификацию: вводная, лекция с элементами беседы, обзорная и проблемная лекции.

Вводная лекция применяется в начале изучения темы, раздела. Главной задачей ее является постановка учебной цели и актуализация знаний, а также определение заданий студентам при подготовке к семинарам. На ней соблюдаются наиболее рациональные приемы сбора учебного материала по теме. Следует постоянно акцентировать внимание студентов на оптимальных методах конспектирования лекций, периодически проводить проверку конспектов, чтобы анализ записей помогал лучше строить последующие лекции, совершенствовать их методику.

Лекция с элементами беседы — наиболее распространенный тип лекции, на которой можно активизировать мыслительную деятельность студентов различными способами. Они вытекают из логики учебного материала, из познавательного опыта студентов и цели, которой хочет достичь

преподаватель. Вопросы к студентам можно условно разделить на частично-поисковые, ценностные (отношение студентов к данной теме) и контрольные (выяснение внимания и понимания учебного материала). Сочетание этих вопросов может быть различным. Более того, некоторые вопросы могут иметь комплексный характер. Так, при изучении темы «Социальная структура» можно провести микробеседы, во время которых студенты должны ответить на вопросы типа: «Классы и социальные группы в России, Ваше отношение к ним"?»

Проблемная лекция необходима в двух случаях. Во-первых, когда учебный материал очень сложен и противоречив. Например, социальные конфликты рассматриваются различными учеными по-разному (Г. Зиммель, К. Маркс, Л. Козер, Г. Дарендорф и др.). Кратко изложив различные концепции, можно предложить студентам рассмотреть их более подробно на семинаре, сравнить их.

Обзорная лекция применяется, когда много фактологического материала и у студентов нет представлений и минимальных знаний по той или иной теме. Такая лекция необходима при историко-социологическом изучении строения общества, истории развития и становления социологических знаний.

Хорошо прочитанная лекция развивает познавательные интересы студентов, ставит задачи превратить их в устойчивый психологический процесс.

В практическом плане преподаватель добивается положительных результатов различными приемами. Во-первых, содержание лекции обогащается не только данными из специальной литературы, но умело используются межпредметные и внутрипредметные связи. И здесь ведущее занимает художественная литература, философия. Во-вторых, совершенствуется ораторское искусство самого преподавателя. В-третьих, должна умело применяться наглядность. Большое значение имеют структурно-логические схемы, графики, таблицы и т. д.

Схемы содержат информацию в агрегированном виде, показывают логику рассуждений, взаимосвязи категорий и зависимости реальных явлений. При этом используются схемы различных видов: структурно – логические, содержательные, композиционные, процессуальные, позволяющие в динамике видеть последовательность возникновения зависимостей.

Представляя схемы, следует исходить, прежде всего, из того, что знания и возможность их использования в практической деятельности зависят от того, в какой мере и как студент способен видеть и понимать зависимости явлений в реальной жизни, смогут ли они из этих зависимостей составить полную, законченную, объективную картину действительности, смогут ли, понимая зависимости, найти причины возникновения тех или иных проблем и реально оценить их действительное содержание, и, следовательно, успешно решать их (что важно для будущих управленцев).

Целенаправленная работа преподавателя и студентов на лекциях является залогом успешной деятельности на семинарах.

Опыт проведения семинарских занятий позволяет дать их классификацию: семинары-доклады, рефераты и сообщения, семинары-собеседования, семинары-дискуссии, семинары - деловые игры.

Семинары – доклады, рефераты и сообщения студентов. Эта форма приемлема на начальном этапе изучения предмета, когда преподаватель учит студентов умению работать с различной литературой, составлять и выступать с сообщениями. Деятельность студентов на таких семинарах разнообразна. Они выступают с сообщениями, задают вопросы, делают замечания, реплики, являются оппонентами. Особое внимание уделяется функциональной грамотности студентов, т. е. умению адекватно понимать предложенный материал. По мере прохождения предмета содержание семинаров и формы работы студентов усложняются. Такое занятие можно провести по теме «основные понятия и категории социологии».

Семинары-собеседования. Они проводятся в различных вариантах: по обширным, объемным, и сложным по содержанию темам. Для этого учебная группа разбивается на 5 – 6 подгрупп, каждая из которых является специалистами по определенному отдельно взятому вопросу. Подгруппы формируют сами студенты. В каждой подгруппе выбирается руководитель, который организует подготовку своих товарищей. Все подгруппы получают инструктаж и список необходимой литературы.

Особое место занимает «мозговая атака», которая имеет более сложную структуру и может проходить как целостный семинар. Для этого преподаватель берет темы, которые являются фундаментальными, например, «Правила социологического познания», «Социальная структура и стратификация», «Социальная идентичность личности», «Социальная организация и управление».

Организация семинара простая. Учебная группа делится на подгруппы по 5-6 человек. Все готовятся по одной предложенной теме. Каждой подгруппе по очереди предлагается изученный материал изложить за 12-14 минут. Во время «мозговой атаки» студенты сообщают, как они поняли и осмыслили тему. Преподаватель фиксирует их выступления, подводит итог семинара. Студентам показываются их достижения, находки, указывается, что они не поняли. (Не следует критиковать конкретных студентов за их неудачи.)

Семинары-дискуссии проводятся по темам, содержание которых вызывает у студентов различные точки зрения. Тема дискуссии должна иметь конкретный характер, иначе возникнет беспредметный поверхностный спор. Для семинара разрабатываются вопросы. Время подготовки дискуссии не менее одной недели. Перед дискуссией излагаются правила, по которым ведется корректный спор. Он должен создавать проблемные ситуации. При этом ценны парадокс-неожиданность, реплика-вызов, миниполемика и т. д. В определенных условиях дискуссия может не получиться, тогда семинар лучше перевести в русло эвристической беседы.

Семинары - деловые игры. Они должны соответствовать содержанию и целям предмета и включают решение задач, конкурсы и викторины, ролевые игры и т. д. На таких семинарах важна роль ситуационных задач.

Комбинированные семинары является наиболее распространенной формой, в которой присутствуют элементы различных видов семинаров. Например, можно начать заслушивать сообщения студентов, затем провести беседу по определенным вопросам и закончить семинар микровикториной: «Знаете ли вы?»

Знания студентов могут быть сформированы на следующих уровнях: общего представления, запоминания, понимания. В настоящее время в мире идет поиск новой системы образования, которая могла бы решить триединую задачу: гумманизации, индивидуализации, эвристической ориентации учебного процесса; «переосмысления роли и функционирования его направленности, его цели его ценностей».

В этой связи выдвигается на первое место проблема активного совершенствования учебного процесса, его организация в форме интеллектуального поиска, активизируя познавательную деятельность студентов. «В обществе знания люди должны учиться тому, как учиться». Целью преподавания курса «Социологии» становится не просто знание научно – категориального аппарата и системы социологических фактов, а понимание логики социологического анализа в тех или иных возможных ситуациях.

Все это повышает роль семинарских занятий в виде практикумов, на которых отрабатываются навыки определения альтернатив решения проблемных ситуаций, своеобразный тренинг.

Большинство практических заданий (небольшие упражнения, ролевые игры, тесты, и др.) имеют целью проиллюстрировать изучаемые в определенном разделе курса закономерности. Алгоритм их выполнения основан на знании социальных законов, категорий, взаимосвязей. Причем такие задания, как правило, имеют однозначно правильное решение в соответствие с постулатом классической социологии, предполагающим оптимизацию запоминания на основе общего представления.

Система подобных заданий по узловым вопросам курса «Социология», выполненных на семинарских занятиях или дома дает возможность осуществить сквозной контроль за текущей успеваемостью студентов. Однако формулируемая на их основе модель мышления является довольно абстрактной и далекой от реальной действительности. И вполне возможна потеря познавательной ценности в такой модели мышления. Цель курса «Социология» – обучение навыкам социологического анализа, т. е. давать студентам знания, полезные, во – первых, как гражданам, а во – вторых (с учетом того, что у лиц с высшим образованием есть шансы стать руководителем),- как потенциального заказчика, т. е. из всего широкого спектра нюансов сформулированной ими самостоятельно проблемы выбрать главные вопросы с учетом самого заказчика (министерства, мэрии, организатора дискотек, редактора газет и т. д.) и его возможности изменить (сохранить) ситуацию.

Вспомним, например, индийскую притчу о Будде и его ученике, которая заключается в следующем диалоге:

Будда спросил ученика:

-«Кто там идет по дороге?»

-«Красивая молодая женщина»- ответил ученик.

-«Точнее!» – потребовал Будда.

-«Молодая женщина»

-«Точнее!»

-«Женщина»

-«Точнее!»

-«Человек»

-«Точнее!»

-«Скелет»

Составление методики мыслительных операций носит более творческий, комплексный характер. Оно основано на использовании метода интроспекции, т. е. типу «представьте себе, что Вы...», методики Вальддорфской педагогики. Выполнение таких заданий предполагает использование всей совокупности социологических теорий.

Выполнение таких заданий дает возможность студентам не только усваивать теорию, но и самостоятельно находить информацию, творчески ее перерабатывать и критически воспринимать. Вырабатывается способность формулировать оригинальные ответы, появляются навыки принятия решений, а также опыт работы в группе и проведении коллективных «мозговых атак».

Следует заметить, что студенты с большим удовольствием составляют кроссворды, их фантазия не имеет границ.

При составлении методики мыслительных операций важно обратиться к собственному житейскому опыту, особенно при составлении ситуационных задач, а также практикумов. Именно он должен придать практическую направленность всей работе и вызвать определенный интерес. Преподаватель консультирует студентов, советует им литературу. На завершающем этапе он анализирует, комментирует и оценивает каждую работу, выявляет их типичные ошибки.
1. 1. Описание вариантов заданий.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Кафедра социологии и культурологии iconПрограмма производственной практики по социологии студентов-бакалавров 3 курса Общие положения
Главной теоретической базой для прохождения практики являются курсы «Методология и методика социологических исследований», «Теория...

Кафедра социологии и культурологии iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по социологии для студентов
Составители: Колчинская В. Ю., канд социол наук, доцент; Русских Л. В., канд культурологии, доцент

Кафедра социологии и культурологии iconПрограмма: Мультимедийная журналистика
Место прохождения практики : Кафедра культурологии и межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики

Кафедра социологии и культурологии iconИтоги научная деятельность
Научная работа в вузе ведется по 51 научному направлению. В 2014/2015 гг научные исследования проводились в приоритетных областях...

Кафедра социологии и культурологии iconКафедра культурной антропологии и этнической социологии
Село как объект исследования советских и российских социологов: этапы, имена, направления исследований, методы

Кафедра социологии и культурологии iconКнига известного американского социолога Питера Людвига Бергера является...
Подобный подход позволяет автору весьма нетривиально взглянуть даже на традиционные темы социологии, такие как

Кафедра социологии и культурологии iconУчебной дисциплины «Метод опроса в социологии» ПРОГРАММА учебной...
Целью учебного курса является подробная и логически структурированная характеристика различных вариантов реализации опросного метода...

Кафедра социологии и культурологии iconУчебной дисциплины «Метод опроса в социологии» ПРОГРАММА учебной...
Целью учебного курса является подробная и логически структурированная характеристика различных вариантов реализации опросного метода...

Кафедра социологии и культурологии iconФакультет журналистики и социологии кафедра теории и практики электронных...
Для студентов отделений журналистики, обучающихся по направлению 031300. 62 Журналистика

Кафедра социологии и культурологии iconФакультет журналистики и социологии кафедра теории и практики электронных...
Для студентов отделений журналистики, обучающихся по направлению 031300. 62 Журналистика

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск