Совет судей хабаровского края дальневосточный филиал федерального государственного


НазваниеСовет судей хабаровского края дальневосточный филиал федерального государственного
страница1/21
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк доверенности > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
СОВЕТ СУДЕЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ"
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ
Сборник материалов

Всероссийской научно-практической конференции
Под редакцией

доктора юридических наук

Т.Б. БАСОВОЙ

и кандидата юридических наук

К.А. ВОЛКОВА
Научные редакторы:
Басова Т.Б., доктор юридических наук, профессор.

Волков К.А., кандидат юридических наук, доцент.
От редакторов
Вниманию читателей предлагается издание, включающее в себя тезисы и научные доклады, которые были представлены авторами на Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы противодействия коррупционным преступлениям", организованной Хабаровским краевым судом и Дальневосточным филиалом Российской академии правосудия 19 апреля 2013 г. в г. Хабаровске.

Значимость темы, которая обсуждалась участниками научного форума, не вызывает сомнений. Современное общество крайне заинтересовано в поиске оптимальных форм эффективного противодействия коррупционным преступлениям, общественная опасность которых заключается в подрыве основ государственной власти и управления, ущемлении конституционных прав и интересов граждан, порождении дисбаланса демократических устоев и правопорядка, дискредитировании деятельности государственного аппарата, извращении принципов законности, создании барьера на пути проведения социально-экономических реформ. Кроме того, коррупция представляется не только опасной с социальной точки зрения как фактор, подрывающий государственную власть, но и как одна из главенствующих причин, определяющих организованную, экономическую, политическую преступность. В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года коррупция названа в числе основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности.

Сложность решения задачи эффективного противодействия коррупционным преступлениям обусловлена рядом объективных причин, к числу которых надлежит причислить то, что обозначенная проблема должна решаться комплексно, путем синтеза достижений многих отраслей научных знаний.

Методологическим инструментом повышения эффективности системы противодействия коррупции способна стать правовая политика государства, отдельные направления которой будут реально влиять на процесс ее распространения. Рассмотрение правовых вопросов в плоскости социальной технологии предполагает, что уголовная политика противодействия коррупции должна выстраиваться с позиции не только ее системности, но и функциональности. Однако участники научного форума в своих выступлениях с сожалением констатировали, что современная уголовная политика в сфере противодействия коррупции не является достаточно системной и функциональной, а потому возникает множество проблем в современной правовой регламентации противодействия коррупционным преступлениям, что требует их научной проработки в целях повышения качества закона и создания соответствующих рекомендаций по его правоприменению.

В этих условиях проведение Хабаровским краевым судом совместно с Советом судей Хабаровского края и Дальневосточным филиалом Российской академии правосудия научно-практической конференции с участием представителей юридической науки и практикующих юристов, без сомнения, будет способствовать сближению теории с практикой, столь необходимому на фоне законодательной неразберихи в вопросах расследования и судебного разбирательства по делам о преступлениях коррупционной направленности.

Вот почему круг актуальных проблем противодействия коррупционным преступлениям в рамках настоящего сборника стал предметом пристального изучения со стороны ученых-криминалистов и специалистов-практиков, кто долгие годы работал судьями.
Т.Б.Басова,

доктор юридических наук, профессор
К.А.Волков,

кандидат юридических наук, доцент
Раздел 1. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ КОРРУПЦИИ:

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА
В.А. АВДЕЕВ, О.А. АВДЕЕВА
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Авдеев В.А., заведующий кафедрой уголовного права и криминологии судебно-следственного факультета Байкальского государственного университета экономики и права, доктор юридических наук, профессор.
Авдеева О.А., профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Юридического института Сибирской академии права, экономики и управления, доктор юридических наук.
Модернизация политико-правовой системы Российской Федерации предопределила серию реформ, направленных на разработку эффективного механизма противодействия нарастающей тенденции криминализации российского общества. В условиях оптимизации национальной правовой системы одним из приоритетных направлений в контексте общепризнанных норм международного права является уголовно-правовая политика, содействующая принятию мер по предупреждению и профилактике преступности на законодательном и правоприменительном уровнях <1>. Одной из актуальных проблем, согласно данным официальной статистики МВД Российской Федерации за 2012 г., следует по-прежнему признать противодействие коррупционной преступности. Так, в течение 2012 г. было зарегистрировано 49513 преступлений коррупционной направленности. Однако минимальный удельный вес зарегистрированных преступлений данного вида (2,1%) предопределен высоким уровнем латентности указанных общественно опасных деяний. Необходимо отметить также, что на правоприменительном уровне существует ряд проблем, связанных с установлением момента возникновения уголовного правоотношения, определением предмета и элементов состава преступления, назначением наказания и иных мер уголовно-правового характера.

--------------------------------

<1> Авдеев В.А. Национальная уголовно-правовая политика в сфере противодействия преступности // Криминолог. журнал Байкальского гос. ун-та экономики и права. 2012. N 4. С. 21.
Правовой основой для национального механизма правового регулирования уголовных правоотношений в сфере противодействия коррупции являются международные нормативно-правовые акты. Универсальный характер имеет Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. Региональное значение имеет Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. Ратификация Российской Федерацией указанных документов обеспечила интенсификацию нормотворческой и правоприменительной деятельности, ориентированных на совершенствование механизма правового регулирования общественных отношений, в том числе преступлений коррупционной направленности.

Используя международный опыт, Россия с учетом национальных особенностей формирует собственную нормативно-правовую базу по противодействию указанному социально-правовому явлению. Решению задач уголовного закона в плане обеспечения безопасности личности, общества и государства, предупреждения преступлений, в том числе коррупционной направленности, содействуют регламентируемые виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера. Одной из первых новелл явилось оформление на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ во вновь образованном разд. VI УК РФ конфискации имущества в качестве иной меры уголовно-правового характера. Вследствие этого осужденному за одно из предусмотренных законом преступлений (п. "а" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ) помимо наказания может быть назначена иная мера уголовно-правового характера, связанная с конфискацией имущества, полученного в результате преступления, используемого для финансирования преступной деятельности либо для совершения преступления. Однако избранная законодателем правовая позиция по противодействию коррупционной преступности получила неоднозначную оценку среди специалистов <1>.

--------------------------------

<1> Басова Т.Б. Противодействие коррупции в фокусе административной реформы России // Криминолог. журнал Байкальского гос. ун-та экономики и права. 2012. N 4. С. 9 - 10.
В связи с этим наметился дальнейший этап законодательной новеллизации уголовно-правовых норм в сфере противодействии преступлениям коррупционной направленности. Прежде всего следует выделить Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. "О мерах по противодействию коррупции", Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Указом Президента РФ от 31 июля 2008 г., Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 17 июля 2009 г. "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Национальную стратегию противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, утвержденные Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. Распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 1021-р утверждению подлежала Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы.

Приведение законодательства РФ в соответствие с вышеуказанными актами предопределило очередную модернизацию уголовных норм. На основании Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи... с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" изменению подлежала законодательная формула конфискации имущества, увеличен перечень преступлений, совершение которых влечет назначение указанной меры уголовно-правового характера. Однако следует признать, что отнюдь не все коррупционные преступления нашли отражение в п. "а" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ. Несмотря на это, положительной оценки заслуживает внесенное в п. "б" уточнение, согласно которому конфискации подлежат деньги, ценности, иное имущество, полученные в результате совершения одного из преступлений, предусмотренных п. "а", а не любого преступления, как было в прежней редакции названной уголовно-правовой нормы. Примечательно, что Федеральный закон устанавливает более строгие меры уголовной ответственности в случае совершения преступлений коррупционной направленности, предусмотренных в гл. 23, 30 УК РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" интенсификации подлежал процесс криминализации и пенализации общественно опасных деяний соответствующей направленности. Помимо изменений и дополнений редакционного характера, внесенных в содержание ст. ст. 204, 285, 290, 291 УК РФ, преступным признано посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ). Минимальный размер взимаемого штрафа увеличился в два раза (до пяти тысяч рублей). Принципиальное значение имеет установление зависимости назначаемого размера штрафа от величины, кратной стоимости предмета или суммы коммерческого подкупа или взятки, что исключает целесообразность совершения указанных преступлений.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" модифицировал ряд устоявшихся положений Общей и Особенной частей УК РФ. Увеличение срока рассрочки выплаты штрафа с трех до пяти лет, очевидно, направлено на создание более благоприятных условий для исполнения указанного вида наказания. Учитывая роль, которая отводится штрафу в предупреждении преступлений коррупционной направленности, следует обратить внимание на перспективы указанного законодательного решения, т.к. избранная позиция повышает вероятность злостного уклонения от его уплаты. Подобная возможность прогнозируется с учетом предусмотренных законом последствий злостного уклонения от уплаты штрафа. Соответственно, минимизируется эффективность правового регулирования, связанного с исполнением данного вида наказания. Анализ изменений и дополнений редакционного характера, внесенных в Особенную часть УК РФ названным Законом, раскрывает новые направления уголовно-правовой политики. В связи с этим следует признать, что криминализация деяний сопровождается законодательным оформлением новых составов преступлений и квалифицирующих признаков. Пенализация нашла отражение в содержании санкций составов, в том числе коррупционных преступлений, предусмотренных ст. ст. 184, 201 - 204, 285, 289, 290, 291, 292 УК РФ.

Дальнейшая модификация конфискации имущества в Федеральных законах от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ и от 12 ноября 2012 г. N 190-ФЗ, по существу, не отразилась на формировании уголовно-правовых мер противодействия преступлениям коррупционной направленности. Между тем Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 107-ФЗ произвел замену наименования ст. 104.2 УК РФ, уточнив, что данная статья посвящена правовому регулированию конфискации денежных средств или иного имущества взамен предмета, подлежащего конфискации. Федеральные законы от 28 июля 2012 г. и от 3 декабря 2012 г. ориентированы на совершенствование штрафа как вида наказания, назначаемого в том числе за преступления коррупционной направленности.

Пристальное внимание специалистов обращено и на эффективность наказания за взяточничество <1>. Так, по мнению законодателя, среди мер уголовно-правового характера, призванных содействовать решению задачи противодействия преступлениям коррупционной направленности, особое значение имеют кратные размеры штрафа и принудительные работы как альтернатива лишению свободы на определенный срок. Вместе с тем законодательное оформление принудительных работ в качестве нового вида наказания предполагает ряд проблем его реализации на правоприменительном уровне <2>. Введение в Уголовный кодекс РФ наряду с обязательными и исправительными работами принудительных работ требует приведения в соответствие социально-экономической сферы.

--------------------------------

<1> Бурлаков В.Н., Пряхина Н.И. Эффективность наказания за взяточничество // Криминолог. журнал Байкальского гос. ун-та экономики и права. 2013. N 1. С. 85 - 95.

<2> Авдеев В.А. Принудительные работы как новый вид наказания в системе мер уголовно-правового характера // Известия Иркут. гос. эконом. академии (Байкальский гос. ун-т экономики и права). 2012. N 6. С. 100.
Резюмируя вышеизложенное, следует заключить, что современное состояние законодательства и правоприменительной деятельности создает предпосылки для обоснования предложений по поводу совершенствования уголовно-правовых мер противодействия преступлениям коррупционной направленности. При всей многоаспектности принимаемых нормативно-правовых актов сложно рассчитывать на снижение уровня коррупции без реально действующего механизма правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с совершением преступлений коррупционной направленности. Функционирование данного механизма должно способствовать реализации таких постулатов уголовно-правовой политики, как научная обоснованность, социальная предопределенность, соответствие международным стандартам и неотвратимость ответственности <1>. Модернизация национального уголовного законодательства должна быть доктринально обоснованной, соответствовать сложившимся социальным реалиям и международным нормативно-правовым актам. Детерминируемый указанными факторами высокий уровень латентности преступлений коррупционной направленности существенно осложняет функционирование механизма уголовно-правового регулирования. Вследствие этого актуализируются дальнейшие меры по оптимизации уголовно-правовой политики РФ применительно к преступлениям коррупционной направленности, исходя из положительного правового опыта как России, так и зарубежных стран.

--------------------------------

<1> Авдеева О.А. Наказание как мера противодействия преступности: ретроспективный анализ законодательной регламентации в национальном праве // Криминолог. журнал Байкальского гос. ун-та экономики и права. 2013. N 1. С. 120.
Е.Ю. АНТОНОВА
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Совет судей хабаровского края дальневосточный филиал федерального государственного iconСовет судей хабаровского края дальневосточный филиал федерального государственного
Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы противодействия коррупционным преступлениям", организованной Хабаровским...

Совет судей хабаровского края дальневосточный филиал федерального государственного iconРаспоряжение
Хабаровского края, и государственными гражданскими служащими, замещающими должности государственной гражданской службы Хабаровского...

Совет судей хабаровского края дальневосточный филиал федерального государственного iconПамятка «Личное дело работника. Правила ведения, формирования, оформления...
Памятка) разработана на основе памятки государственного архива Хабаровского края «Личное дело сотрудника. Правила ведения, формирования,...

Совет судей хабаровского края дальневосточный филиал федерального государственного iconМедицинской помощи на территории хабаровского края
Хабаровского края (далее также край), основанных на данных медицинской статистики, климатических и географических особенностей края,...

Совет судей хабаровского края дальневосточный филиал федерального государственного iconПамятка по материалам информационно-методического пособия «Территориальное...
«Территориальное общественное самоуправление: формирование и муниципальная система поддержки деятельности» (автор Веприковой Е. Б.,...

Совет судей хабаровского края дальневосточный филиал федерального государственного iconПамятка по материалам информационно-методического пособия «Территориальное...
«Территориальное общественное самоуправление: формирование и муниципальная система поддержки деятельности» (автор Веприковой Е. Б.,...

Совет судей хабаровского края дальневосточный филиал федерального государственного iconИнструкция по делопроизводству в администрации сельского поселения...
«Село Лончаково» Бикинского муниципального района и руководствуясь распоряжением Губернатора Хабаровского края от 23. 01. 2008 №14-р...

Совет судей хабаровского края дальневосточный филиал федерального государственного iconИнструкция по делопроизводству в администрации сельского поселения...
«Село Лончаково» Бикинского муниципального района и руководствуясь распоряжением Губернатора Хабаровского края от 23. 01. 2008 №14-р...

Совет судей хабаровского края дальневосточный филиал федерального государственного iconРазвитию детей №44 «Огонёк» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского...
«Огонёк» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края на основании решения Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского...

Совет судей хабаровского края дальневосточный филиал федерального государственного iconОб утверждении государственной программы хабаровского края обеспечение...
В целях совершенствования нормативного правового регулирования реализации государственных полномочий Хабаровского края в сфере обеспечения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск