Иностранный опыт борьбы с коррупцией и повышение антикоррупционного правосознания граждан


Скачать 250.35 Kb.
НазваниеИностранный опыт борьбы с коррупцией и повышение антикоррупционного правосознания граждан
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк доверенности > Документы


Иностранный опыт борьбы с коррупцией и повышение

антикоррупционного правосознания граждан
(Справочная информация)

Австралия
В австралийском законодательстве функции по профилактике коррупции возлагаются на правоохранительные, муниципальные и общественные структуры.

На федеральном уровне данный вопрос находится в ведении прокуратуры (и подчиняющихся ей австралийских Комиссии по борьбе с преступностью, Организации разведки и безопасности и Федеральной полиции), омбудсмена и Комиссии по соблюдению правоприменения, а также борьбе с коррупцией в сфере деятельности профсоюзов. Проводимые этими органами профилактические мероприятия преимущественно основаны на инициативных обращениях граждан.

В штатах Новый Южный Уэльс, Квинсленд, Западная Австралия, Виктория, Южная Австралия и Тасмания также существуют независимые антикоррупционные комиссии и специализирующиеся на различных секторах экономики омбудсмены, которые занимаются информированием граждан и оказанием им правовой помощи по вопросам борьбы с коррупцией, пропагандой «этического климата», способствующего участию частных лиц и организаций социального сектора в противодействии этому явлению. Подобные региональные структуры проводят активную работу с населением, организуя разъяснительные мероприятия как дистанционно, так и непосредственно в муниципалитетах, учреждениях образования, здравоохранения и правосудия, с государственными служащими и работниками частного сектора в офисах и на промышленных объектах, а также с национальными и религиозными общинами. Обучающие программы включают как общие теоретические разработки по противодействию коррупции, так и практические рекомендации, учитывающие особенности конкретной аудитории.

Широко развиты сетевые виды консультирования граждан путем организации различного рода форумов, имеющих постоянные он-лайн страницы. Крупнейшим из мероприятий, направленных на профилактику коррупции в Австралии, является проводимая каждые два года антикоррупционными комиссиями штатов Новый Южный Уэльс, Квинсленд и Западная Австралия Конференция по противодействию коррупции в австралийском госсекторе (APSACC, 6-я конференция пройдет в ноябре 2017 г. в Перте).

Кроме того, Австралия активно участвует во всех основных международных и региональных азиатско-тихоокеанских антикоррупционных форматах и структурах, в том числе в рамках ООН, «Группы двадцати», ОЭСР, АТЭС и Азиатского банка развития.
Беларусь
15 июля 2015 г. Президентом Республики Беларусь подписан новый Закон «О борьбе с коррупцией» (вступил в силу 24 января 2016 г.) Данный нормативный правовой акт предусматривает ряд существенных изменений в правовом механизме борьбы с коррупцией.

Так, расширена система мер борьбы с коррупцией. В дополнение к уже существующим мерам статья 5 Закона предусматривает: упрощение административных процедур и сокращение их числа; вынесение на общественное (всенародное) обсуждение проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией; организацию антикоррупционного обучения государственных должностных лиц, а также лиц, обучающихся в учреждениях образования.

Дополнены ограничения к государственным должностным и приравненным к ним лицам. Так, они не вправе принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей; использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа, организации и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученные при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей, и т.д. (статья 17). В новом Законе детально урегулирован механизм ограничений по управлению долями в уставных фондах (акциями) коммерческих организаций (статья 20). Кроме того, отдельная статья предусматривает ограничение по участию в деятельности органов, осуществляющих функции надзора и контроля в организации.

Закон предусматривает основания отказа в назначении на руководящую должность, приеме на государственную службу. В частности, введен запрет на назначение на руководящие должности лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, установленным законодательными актами, в течение пяти лет после такого увольнения, а также бессрочный запрет на прием на государственную службу лиц, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо преступление аналогичной категории, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий (статья 22). Лица, совершившие указанные преступления, лишаются права на пенсию за выслугу лет.

Статья 23 Закона предусматривает дополнительные основания привлечения руководителей государственных органов и иных государственных организаций к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения: нарушение порядка приема лиц на государственную службу, выдача характеристик на работников, содержащих заведомо недостоверную информацию.

Новый Закон подробно регулирует порядок декларирования доходов и имущества должностных лиц, чему посвящена глава 4. Так, перечислены доходы и имущество, подлежащие обязательному декларированию, права, обязанности и ответственность лиц, обязанных предоставлять декларации о доходах и имуществе. Отдельный порядок декларирования доходов и имущества устанавливается для государственных должностных лиц, занимающих ответственное положение, и лиц, поступивших на государственную службу путем избрания. Предусматривается изъятие у указанных лиц имущества, стоимость которого не менее чем на 25 % превышает доходы, полученные за отчетный период из законных источников (статья 36).

Закон вносит существенные дополнения в систему контроля и надзора за деятельностью по борьбе с коррупцией. Введен институт общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией. Так, граждане Республики Беларусь, организации, в том числе общественные объединения, могут принимать участие в разработке и всенародном (общественном) обсуждении проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией, в деятельности созданных в государственных органах и организациях комиссий по противодействию коррупции.

Представители общественных объединений, помимо этого, наделяются правом проводить общественную экспертизу проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией, участвовать в работе координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией с правом совещательного голоса и др. (статья 46).
Бразилия
Главным органом, выполняющим функции антикоррупционного агентства в Бразилии, является Счетная палата, созданная в 2003 г. и ответственная за осуществление контроля за органами государственной власти с целью выявления случаев коррупционной деятельности. В рамках Счетной палаты функционирует Секретариат по транспарентности и предотвращению коррупции, на который возложены функции разработки механизмов и стратегий в данной области, а также обеспечения большей транспарентности в сфере государственного управления, доступа к информации, участия гражданского общества в антикоррупционной деятельности, разработки кодексов и стандартов поведения для государственных чиновников, усиления борьбы с коррупцией в частном секторе, создания и внедрения систем предупреждения случаев конфликта интересов. В этой связи Счетная плата обладает полномочиями не только выявлять случаи коррупционной деятельности, но также способствовать ее предотвращению. Кроме того, в сферу компетенции Секретариата входит проведение научных исследований и изучение феномена коррупции, контроль за выполнением принятых Бразилией международных обязательств в указанной сфере.

Также Бразилия осуществляет институциональное укрепление Совета по транспарентности и борьбе с коррупцией - коллегиального консультативного органа, в состав которого входят представители государственных структур (Счетной палаты, Министерства финансов, Министерства юстиции, МИД, Комиссии по государственной этике и др.) и гражданского общества (Ассоциация бразильских СМИ, Орден адвокатов Бразилии, Национальная конфедерация епископов Бразилии, НПО «Транспарентная Бразилия» и др.). В компетенцию Совета входит разработка директив в области прозрачного управления государственными ресурсами, борьбы с коррупцией, налаживание взаимодействия между государственной властью и гражданским обществом в антикоррупционной деятельности.

В рамках Национального секретариата юстиции при Министерстве юстиции Бразилии был создан Департамент по возвращению активов и международному юридическому сотрудничеству, в обязанность которого входит мониторинг, выявление и противодействие случаям отмывания денег, а также возвращение активов государства, утраченных в ходе коррупционной деятельности.

Необходимо отметить следующие программы и меры бразильских антикоррупционных органов по борьбе с коррупцией.

В 2004 г. по инициативе Счетной палаты была запущена программа стимулирования общественного контроля за государственными расходами «Живой взгляд на государственные расходы», которая посредством мобилизации лидеров общественных движений, гражданских и профсоюзных деятелей, профессорско- преподавательского состава, студентов, реализации информационно- образовательных проектов, предоставления доступа к информации стремится привлечь общество к участию в предотвращении коррупционной деятельности.

В 2006 г. был дан старт программе «Укрепление государственного управления», целью которой является укрепление государственного управления на муниципальном, региональном и федеральном уровнях через направление директив и соответствующей технической информации об эффективном и корректном использовании федеральных государственных ресурсов посредством дистанционного обучения, семинаров и информационных курсов, направления специальных архивов технической информации, взаимодействия с соответствующими органами внутреннего контроля в сфере борьбы с коррупцией.

В целях продвижения открытости государственной деятельности были созданы интернет-ресурсы: портал «Транспарентность» (2004 г.) и «Страницы государственной транспарентности» (2005 г.), которые располагают информацией о перемещениях денежных средств на региональном и муниципальном уровнях, расходах федерального правительства, соглашениях между государственными и частными структурами, бюджетных и финансовых операциях государственных органов. На сайте портала «Транспарентность» существует форма обратной связи, где граждане могут выразить свои жалобы или подозрения в отношении коррупционной деятельности. Также был учрежден интернет-портал государственных закупок, располагающий информацией о закупочных процедурах и контрактах, включая информацию об условиях участия в торгах и заключении контрактов.

В 2006 г. в целях укрепления мер по предотвращению коррупции была значительно расширена сфера программы «Национальная стратегия по борьбе с коррупцией и отмыванием денег». Созданная по инициативе Министерства юстиции Бразилии программа призвана координировать деятельность трех ветвей власти и гражданского общества в деле предотвращения коррупции и борьбы с отмыванием денег. Участники программы ежегодно собираются на пленарном заседании для выработки годового плана антикоррупционной деятельности.

Выполнение принятых решений осуществляется специальными рабочими группами. Контроль над выполнением данных решений возложен на Объединённый центр управления, проводящий заседания дважды в год.

В 2011 г. вступил в силу Закон о доступе к информации (№ 12.527), обеспечивающий гражданам Бразилии доступ к информации о деятельности всех государственных органов и структур.

В 2013 г. в Бразилии вступил в силу Закон о столкновении интересов (№ 12.813), который определяет ситуации возникновения конфликта интересов во время нахождения на государственной службе и после ее окончания, предусматривает меры по предотвращению подобных ситуаций, а также наказание в случае их возникновения.

Также в 2013 г. был принят Антикоррупционный закон (№ 12.846), который предусматривает наказание для юридических лиц (компаний, предприятий), чьи сотрудники уличены в коррупционной деятельности (ранее наказанию подвергались лишь лица, непосредственно участвовавшие в противоправных действиях). Согласно новому закону, в отношении компании, чьи сотрудники уличены в коррупции, могут быть применены следующие меры:

- штраф в размере от 0,1% до 20% от ежегодного валового дохода компании (в случае, если размер такого дохода установить невозможно, судья имеет право назначить штраф в размере от 6 тыс. реалов до 60 млн. реалов);

- полное возмещение компанией нанесенного в результате коррупционной деятельности урона;

- публикация решения суда относительно компании, уличенной в коррупционной деятельности, в СМИ с широким охватом аудитории;

- мораторий на получение ресурсов (займы, субсидии, пожертвования, пособия) от государственных финансовых институтов на период от 1 до 5 лет;

- запрет на участие в государственных тендерах и контрактах на период действия приговора;

- временный запрет на осуществление деятельности компании;

- закрытие компании.

Ежегодно под эгидой Счетной палаты проходят мероприятия, посвященные Международному дню борьбы с коррупцией, который отмечается 9 декабря. В рамках празднований проводятся конкурсы детских рисунков и сочинений на тему борьбы с коррупцией. Также был запущен национальный портал «Все вместе против коррупции».

В 2008 г. на национальном уровне был запущен образовательный проект «Какое отношение ты имеешь к коррупции?», направленный на детскую и подростковую аудиторию и рассказывающий в доступной форме о проявлениях коррупции и мерах ее предотвращения, а также борьбы с ней.

Активная информационно-разъяснительная работа по борьбе с коррупцией среди населения также ведется на уровне штатов.
Великобритания
Основным британским законом в области борьбы с коррупцией, имеющим экстерриториальное действие, является Закон о взяточничестве 2010 г., вступивший в силу 1 июля 2011 г. Он предусматривает ответственность за следующие виды правонарушений: дача взятки, получение взятки, подкуп иностранного гражданского служащего и попустительство должностных лиц юридического лица. Особенностью данного акта является то, что его положения одинаковым образом применяются к британским физическим и юридическим лицам, а его действие распространяется на преступления, совершенные за пределами Великобритании.

Кроме этого, нормативную базу антикоррупционной деятельности в Великобритании также составляют:

- Закон о коррупционных действиях государственных органов 1889 г.;

- Закон о предотвращении коррупции 1906 г.;

- Закон о раскрытии представляемых большую важность для общества сведений 1998 г.;

- Закон об антитеррористической деятельности, преступности и безопасности 2001 г.;

- Закон о доходах, полученных преступным путем 2002 г.

Великобритания в 1998 г. присоединилась к Конвенции ОЭСР о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок от 1997 г., а также подписала Конвенцию ООН против коррупции 2003 г.

Особое место в структуре британского антикоррупционного законодательства занимают Кодексы поведения депутатов Парламента и государственных служащих. Данные документы обязательны для исполнения и подразумевают соблюдение указанными категориями лиц высокого уровня финансовой дисциплины и транспарентности.

Популяризация антикоррупционных стандартов поведения в Великобритании осуществляется через государственные структуры по борьбе с коррупцией, в частности, через Агентство по борьбе с мошенничеством (самостоятельное ведомство, которое занимается расследованием сложных экономических преступлений, а также борьбой с коррупцией) и Агентство по контролю над финансовыми операциями (наряду с отслеживанием ситуации в индустрии финансовых услуг оно уполномочено проводить расследования антикоррупционного характера в отношении юридических и физических лиц).

Одним из важнейших направлений борьбы с коррупцией в Великобритании является парламентский контроль. При этом наиболее эффективными и широко используемыми инструментами законодателей являются депутатские запросы и доклады комитетов парламента.

Важную роль в Великобритании играют национальные и международные неправительственные организации. В их числе: британское отделение международной неправительственной организации «Трансперенси Интернэшнл», «Корнер Хаус», «Британский антикоррупционный форум» и «Паблик Консерн эт Уорк».

Не последним инструментом борьбы с коррупцией является поощрение доносов, которые позиционируются как проявление активной гражданской позиции. Именно сигналы, поступающие от общественности, экспертов неправительственных организаций и СМИ, зачастую ложатся в основу самых громких антикоррупционных дел в Великобритании.

В декабре 2014 г. был опубликован разработанный правительством Великобритании План противодействия коррупции во всех сферах деятельности, который предусматривает широкий комплекс мер, направленных на борьбу с коррупцией в Великобритании. Приоритетное направление - повышение соответствующих международных стандартов. В соответствии с Планом предполагается координация шагов на антикоррупционном направлении правоохранительных органов, профильных ассоциаций и широкого гражданского общества.
Индонезия
За период с 1999 г. была создана законодательная база, определяющая деятельность национальных антикоррупционных органов, механизмы правового воздействия в сфере преодоления коррупции, ответственность граждан за участие в коррупционной деятельности, а также направления антикоррупционного воспитания.

К таким правовым актам относятся: закон № 28 от 1999 г. «О деятельности государственных органов на основе принципов прозрачности и неприятия коррупции»; закон № 20 от 2001 г. «Об уголовной ответственности за коррупционную деятельность»; закон № 15 от 2002 г. «Об отмывании денег»; закон № 30 от 2002 г. «О Комиссии по борьбе с коррупцией (КПК)»; указ президента № 5 от 2004 г. «О руководстве КПК»; закон №13 от 2006 г. «О защите свидетелей»; закон № 46 от 2009 г. «Об антикоррупционном суде».

В 2006 г. Индонезия ратифицировала Конвенцию ООН по борьбе с коррупцией (2003 г.).

Главным национальным институтом, занимающимся вопросами уголовного преследования коррупционеров и антикоррупционным воспитанием, является независимый следственный орган - Комиссия по борьбе с коррупцией. В полномочия КПК входят: осуществление надзора за деятельностью государственных ведомств на предмет коррупционной составляющей; проведение независимых расследований в отношении лиц, подозреваемых в коррупции; просветительская работа в области антикоррупционного воспитания и др.

За последние годы при содействии КПК в Индонезии были раскрыты несколько десятков громких коррупционных дел в отношении министров правительства, членов парламента и высокопоставленных чиновников государственного аппарата.

В рамках деятельности по формированию антикоррупционного воспитания, особенно среди молодежи, в школьную и вузовскую программы включены специализированные предметы.
Испания
Согласно опубликованным в марте 2016 г. результатам опроса общественного мнения, проведенного испанским Центром социологических исследований, проблема коррупции с показателем 47,5% занимает вторую строчку в рейтинге наиболее волнующих испанцев тем, уступая лишь безработице (78,0%).

По статистике МВД Испании, в 2011-2015 гг. зафиксировано 3255 преступлений коррупционной направленности, большинство из которых классифицировано как мошенничество в сфере социального страхования (16,3%), взяточничество (12,5%) злоупотребление должностными полномочиями (9,8%) и растрата государственных средств (8,2%). В рамках их расследования задержано 7140 человек, 2442 из которых - в 2015 г.

В настоящее время централизованно антикоррупционное просвещение в стране не ведётся.

В то же время предприняты меры по формированию антикоррупционной культуры среди государственных служащих. Так, 9 декабря 2013 г. принят Закон №19/2013 «О прозрачности, доступе к официальной информации и добропорядочном управлении» (вступил в силу 9 декабря 2014 г.). В соответствии с этим нормативным правовым актом с 10 декабря 2014 г. в сети Интернет действует правительственный «Портал прозрачности» (transparencia.gob.es), где в открытом доступе размещена структурированная по разделам подробная официальная информация о деятельности госорганов: субсидиях, госзакупках, заработных платах госслужащих от директоров департамента и выше, бюджетах госучреждений и их недвижимом имуществе, статистика госуслуг и т.д. (в общей сложности - свыше 500 тысяч документов). Часть информации доступна только по запросу через специальные электронные формы на сайте.

Законом также установлены принципы добропорядочного управления и кодекс поведения государственных служащих. В частности, деятельность этой категории граждан должна основываться на соображениях беспристрастности и общественного интереса и быть свободной от факторов, отражающих личные, семейные, корпоративные, клиентские или какие-либо другие интересы.

Кроме того, им запрещено принимать подарки или услуги, выходящие за рамки общепринятой вежливости, а также участвовать в отношениях, которые предполагают конфликт интересов с занимаемой ими государственной должностью.

30 марта 2015 г. принят Закон № 3/2015 «О контроле за деятельностью высших должностных лиц государственного уровня» (высшими должностными лицами считаются: члены Правительства, государственные секретари и их заместители, руководители генеральных секретариатов, дипломатических представительств Испании в зарубежных государствах и при международных организациях, представители Правительства в автономных сообществах и ряд других руководителей центральных органов власти и предприятий с государственным участием).

Данный нормативный правовой акт запрещает вышеуказанной категории госслужащих работать по совместительству в частных компаниях или заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью. Введено ограничение на представительские расходы и установлен контроль за доходами и состоянием имущества. После завершения службы имущество государственных служащих (движимое и недвижимое), а также финансовые активы, должны быть подвергнуты проверке на предмет выявления возможных незаконных источников дохода.
Китай
Борьба с коррупцией стала важной составляющей идеологии Коммунистической партии Китая (КПК) и одним из ключевых направлений работы правоохранительных органов. «Нулевая терпимость» к коррупционерам призвана укрепить общественную поддержку политики руководства страны и повысить эффективность экономики.

Ключевую роль в координации борьбы с коррупцией выполняет Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины (ЦКПД), секретарем которой в настоящее время является член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Ван Цишань. Один из заместителей секретаря ЦКПД традиционно возглавляет Министерство контроля и Государственное управление по предотвращению коррупции (ГУПК). ГУПК осуществляет мониторинг, организует инспекционную работу, участвует в подготовке соответствующих законопроектов, определяет меры, необходимые для противодействия коррупции, занимается вопросами пропаганды в этой сфере.

Законодательная база, которой руководствуются китайские правоохранительные органы в антикоррупционной деятельности, включает Уголовный кодекс, разъяснения Верховного народного суда, законы «Об административном контроле», «О недобросовестной конкуренции», «О борьбе с отмыванием денег», постановления Государственного совета (правительства) КНР и подведомственных ему органов.

Кроме того, так как коррупционные расследования правоохранительных органов, как правило, следуют за взысканиями по партийной линии, особое значение представляют внутрипартийные нормы и положения - «Правила КПК о дисциплинарных наказаниях», «Кодекс этичного поведения руководящих кадров КПК», «Правила ЦКПД о запрете извлечения противозаконной выгоды посредством злоупотреблений служебными полномочиями» и т.д.

Партийные организации центральных ведомств и региональных правительств следят за ознакомлением и выполнением своими членами соответствующих указаний. Важную роль в воспитательном процессе выполняют партийные школы.

После состоявшегося в ноябре 2012 г. 18-го съезда КПК дисциплинарные инструкции были дополнены. Центральной директивой стали «Восемь положений об улучшении стиля работы и поддержании тесных связей с массами», принятые Политбюро ЦК КПК в декабре 2012 г. Данный документ фактически обновил кодекс поведения партийцев. В ряде провинциальных парткомов на его основе были подготовлены свои нормативные документы, включившие дополнительные дисциплинарные меры.

С июня 2013 г. по сентябрь 2014 г. в Китае проводилась кампания по утверждению «линии масс», направленная на активизацию диалога между руководством партии и ее активом, партийными кадрами и населением. В значительной степени она основывалась на «восьми положениях». Упор был сделан на искоренении т.н. «четырех поветрий» - формализма, бюрократизма, гедонизма и расточительства. По итогам кампании на несколько десятков тысяч членов партии были наложены дисциплинарные взыскания, закрыты сотни строительных проектов, произошло значительное сокращение парка служебных автомобилей, расходов на протокольные мероприятия и зарубежные поездки.

Антикоррупционная деятельность в Китае поставлена на плановую основу. В декабре 2013 г. ЦК КПК утвердил очередной пятилетний план по борьбе с коррупцией. Антикоррупционное воспитание обозначено в нем в качестве одного из главных элементов образовательных курсов для партийных кадров и государственных чиновников. Внимание акцентируется на знании законов, укреплении дисциплины, повышении моральных качеств и изучении типовых случаев коррупции.

Воспитание молодежи, будущих государственных служащих и партийных функционеров также осуществляется по линии комсомольских структур. Нормативной базой служат соответствующие циркуляры, поступающие из ЦК китайского комсомола. Занятия включают изучение марксистской идеологии, законодательства, базовой этики, традиционных китайских добродетелей.

Ряд просветительских программ, посвященных вопросам коррупции и ориентированных на воспитание высоконравственных качеств нового поколения граждан, был разработан для детей. Они были апробированы Министерством образования КНР в некоторых провинциях и крупных городах в форме семинаров, лекций, практикумов и дистанционного обучения.

Образовательные антикоррупционные программы в КНР также реализуются по линии общественных организаций, например, Всекитайской федерации женщин. Они ориентированы на противодействие коррупции через семью.
Мексика
27 мая 2015 г. Президент Мексики Э. Пенья Ньето издал указ о проведении в стране конституционной реформы с целью создания Национальной антикоррупционной системы.

По мнению властей, эти коренные преобразования призваны дать обществу сигнал о нулевой терпимости к коррупции, улучшить инвестиционный и бизнес-климат в стране, а также повысить доверие граждан к институтам государственной власти и увеличить эффективность реализации социальных программ и развития инфраструктуры.

Пакет документов по антикоррупционной реформе состоит из 7 элементов:

1) Закона о Национальной антикоррупционной системе;

2) Закона об ответственности государственных служащих;

3) Органического закона о Федеральном суде по административному правосудию;

4) реформирования Органического закона о федеральном государственном управлении;

5) закона о фискализации, отчетности и фискальной координации;

6) реформирования Уголовного кодекса;

7) реформирования Закона об антикоррупционной прокуратуре.

Национальная антикоррупционная система станет координирующей инстанцией между местными и федеральными органами власти, будет иметь широкие полномочия по предотвращению, обнаружению и наказанию административных правонарушений и преступлений в сфере коррупции. В Координационный комитет войдут представители следующих ведомств: Министерства государственной службы, Совета федерального отправления правосудия, Верховной счетной палаты Федерации, Федерального суда по административному правосудию, Национального института транспарентности, доступа к информации и защиты персональных данных, Комитета гражданского участия, а также Прокуратуры по вопросам борьбы с коррупцией.

Среди ключевых моментов реформы необходимо отметить следующие:

Расширение и укрепление полномочий Верховной счетной палаты Федерации, которая сможет проводить ревизию в реальном времени, а также осуществлять аудиторские проверки предыдущих фискальных периодов. Кроме того, впервые в истории Верховная счетная палата наделяется правом отслеживать судьбу выделяемых штатам и муниципалитетам федеральных средств, а также получаемых государственными и частными траст-компаниями федеральных финансовых ресурсов.

Таким образом, Счетная палата становится высшим фискальным органом с мандатом конституционного уровня и наделением права проводить ревизию всех государственных федеральных расходов.

Создается Федеральный трибунал административного правосудия. В его компетенцию будет входить наложение санкций на госслужащих и частных предпринимателей. Данный орган будет обладать полной автономией.

Назначение главы Министерства госслужбы будет ратифицироваться Сенатом.

Создается алгоритм принятия вспомогательных антикоррупционных законов. Парламенту дается один год на принятие Генерального закона об основах координации новой Антикоррупционной системы. Федеральные депутаты и сенаторы наделяются полномочиями по определению компетенции каждого органа в сфере борьбы с коррупцией.

Создается Комитет гражданского участия, в составе которого 5 заслуженных граждан Мексики, которые внесли существенный вклад в борьбу с коррупцией.

Любой гражданин сможет подать на рассмотрение в Палату депутатов донесение о преступлении в сфере коррупции (при этом должны быть представлены соответствующие доказательства).


Таиланд
Национальной антикоррупционной комиссией Таиланда (НАК) разработана и одобрена стратегия по борьбе с коррупцией, включающая в себя четыре направления.

В рамках первого блока этико-ценностных задач разрабатываются меры по внедрению в массовое сознание философии «самодостаточной экономики», предполагающей умеренность потребления, по продвижению морального поведения, принципов непримиримости к казнокрадству и самоконтроля. В средних школах вводятся дополнительные занятия по антикоррупционному мышлению, ведется подготовка учителей, которые по задумке должны служить для молодого поколения моделью порядочности и дисциплины. В рамках данного направления работы предполагается мониторинг уровня этического развития на базе образовательных учреждений, а также создание школьных центров этики.

Второе направление предполагает выработку пошагового и всеохватывающего PR-плана по сбору статистики и исследовательских данных, касающихся коррупции, а также по продвижению антикоррупционного мышления в СМИ. В рамках плана предусматривается создание каналов, дающих возможность быстрого и безопасного информирования населением правоохранительных органов о фактах коррупции, а также разработка инициатив по поощрению информаторов.

В рамках третьего направления планируется одновременно усилить независимость НАК и повысить координацию ее деятельности с другими правоохранительными ведомствами Таиланда. Предполагается постепенная децентрализация антикоррупционных ведомств и усиление ячеек по борьбе с коррупцией на местном уровне. Также ставятся цели по усилению внутреннего и внешнего аудита в НАК и государственных органах, по расширению числа служащих в правоохранительных органах из частного сектора, совершенствованию нормативно-правовой базы по борьбе с казнокрадством. В настоящий момент борьба с коррупцией в Таиланде регулируется Законом о борьбе с коррупцией от 1999 г., Законом о преступлениях, касающихся проведения тендеров от 1999 г., а также Законом о управлении активами от 2000 г. В этом же контексте предпринимаются меры по разработке механизмов, препятствующих готовности частных структур давать взятки, вводятся количественные индикаторы эффективности антикоррупционных мер. Одной из ключевых задач по данному направлению является совершенствование практики оценки движимых и недвижимых активов чиновников и политиков с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

В рамках содействия международному сотрудничеству в области борьбы с коррупцией планируется усилить координацию по линии экстрадиции правонарушителей и мер по возвращению активов, обеспечить участие НАК в международных профильных ассоциациях и расширить техническое взаимодействие с профильными ведомствами других стран. Таиланд имеет меморандумы о взаимопонимании с Управлением ООН по наркотикам и преступности, профильными ведомствами Египта, Малайзии, Индонезии, Сингапура и Брунея.

Наконец, по четвертому направлению – в отношении подготовки кадров в области противодействия коррупции – предпринимаются действия по продвижению Кодекса поведения во всех правоохранительных органах Королевства, принятию ими ежегодных планов и графиков работы по развитию потенциала служащих в части антикоррупционного поведения и открытию внутриведомственных центров, на что выделяется государственное финансирование.

В рамках стратегии предполагается открытие ИКТ-центра по сбору и хранению информации, имеющей отношение к теме борьбы с коррупцией.
ЮАР
Южноафриканское антикоррупционное законодательство сформировано, в основном, следующими актами: «Законом о предотвращении и борьбе с коррупцией» 2004 г. (объявляет коррупцию уголовным преступлением и регламентирует наказание, облегчая, таким образом, судопроизводство по коррупционным делам), а также «Законом о предотвращении организованной преступности» 1998 г. и «Законом о Национальном управлении прокурорского надзора» 1998 г.

Кроме того, принят целый ряд законов, направленных на борьбу с отдельными видами преступлений, включая коррупционные правонарушения, в различных областях деятельности. В их числе: «Закон об управлении государственными финансами» 1999 г. и «Закон об управлении муниципальными финансами» 2003 г. (регулируют и контролируют расходы правительства и органов местного самоуправления с целью предотвращения нецелевого и неподотчетного расходования государственных финансов, предотвращают коррупционные действия при закупках на государственном и муниципальном уровнях), «Закон о защищенных разоблачениях» 2000 г. (регулирует процедуру защиты работников, раскрывших информацию о коррупционной деятельности на рабочем месте), «Закон о компаниях» 2008 г. (предусматривает меры по профилактике коррупции и защите лиц, предоставивших информацию о коррупционных правонарушениях в частном секторе).

В 2004 г. ЮАР ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, в 2005 г. - Конвенцию Африканского союза о предотвращении коррупции и борьбе с коррупцией, в 2007 г. - Конвенцию ОЭСР по борьбе с взяточничеством.

Применительно к проблематике антикоррупционного воспитания граждан немаловажен аспект криминализации южноафриканским законодательством как взяткополучателя, так и взяткодателя. При этом обещание и предложение взятки в ЮАР также полностью криминализировано - взяткодатель может быть обвинен в коррупции не только после передачи взятки, но и после ее предложения или обещания, а взяткополучатель считается преступившим закон не только после получения взятки, но и после просьбы о взятке (статья 3 «Закона о предотвращении и борьбе с коррупцией»).

Важной частью антикоррупционного воспитания для широких слоев южноафриканского общества является донесение до потенциальных взяткодателей информации о том, что уже само обсуждение возможности дачи взятки за совершение или не совершение какого-либо действия иным лицом, находится вне закона.

Основываясь на данной правовой базе, в ЮАР ведется широкая кампания по борьбе с «коррупционной культурой» с подключением правоохранительных органов, СМИ и иных институтов гражданского общества антикоррупционной направленности. Применяются различные формы обучения граждан основам антикоррупционной правовой культуры, в т.ч. с помощью социальной рекламы и размещения соответствующей информации на рабочих местах.

Похожие:

Иностранный опыт борьбы с коррупцией и повышение антикоррупционного правосознания граждан iconПравовые и организационные формы борьбы с коррупцией Правовые и организационные...
Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации

Иностранный опыт борьбы с коррупцией и повышение антикоррупционного правосознания граждан iconЛекция. «История борьбы с коррупцией в России»
Явление, которое сегодня носит название «коррупция», т е. «порча», «нарушение», в средневековый период Отечественной истории имело...

Иностранный опыт борьбы с коррупцией и повышение антикоррупционного правосознания граждан iconБ. А. Юлин Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы...
Учебное пособие предназначено для слушателей юридического факультета аэб мвд россии по специальности 02. 11. 00. «Юриспруденция»

Иностранный опыт борьбы с коррупцией и повышение антикоррупционного правосознания граждан iconАннотация: в статье рассматриваются вопросы опыта борьбы с коррупцией в азиатских странах
Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ южно-Российский институт филиал

Иностранный опыт борьбы с коррупцией и повышение антикоррупционного правосознания граждан iconПроект постановление
В целях координации и упорядочения деятельности по исполнению федерального и республиканского законодательства, борьбы с коррупцией,...

Иностранный опыт борьбы с коррупцией и повышение антикоррупционного правосознания граждан iconЦелями освоения дисциплины (модуля) иностранный язык является повышение...
Способности не только получать, но и самостоятельно добывать знания и обогащать личный опыт в ходе выполнения комплексных заданий,...

Иностранный опыт борьбы с коррупцией и повышение антикоррупционного правосознания граждан icon1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины иностранный...
Способности не только получать, но и самостоятельно добывать знания и обогащать личный опыт в ходе выполнения комплексных заданий,...

Иностранный опыт борьбы с коррупцией и повышение антикоррупционного правосознания граждан icon1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины иностранный...
Способности не только получать, но и самостоятельно добывать знания и обогащать личный опыт в ходе выполнения комплексных заданий,...

Иностранный опыт борьбы с коррупцией и повышение антикоррупционного правосознания граждан icon1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины иностранный...
Способности не только получать, но и самостоятельно добывать знания и обогащать личный опыт в ходе выполнения комплексных заданий,...

Иностранный опыт борьбы с коррупцией и повышение антикоррупционного правосознания граждан icon1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины иностранный...
Способности не только получать, но и самостоятельно добывать знания и обогащать личный опыт в ходе выполнения комплексных заданий,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск