Тема «Конституция как инструмент гражданского мира»


Скачать 84.48 Kb.
НазваниеТема «Конституция как инструмент гражданского мира»
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк доверенности > Документы
Всероссийский урок, посвященный 20-летию Конституции РФ. 2 сентября 2013 года.
Тема «Конституция как инструмент гражданского мира».

Для обучающихся 9 – 11 классов.

Цель: формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения Основного Закона России, создание позитивной учебной мотивации.

Задачи:

  1. Формирование гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.

  2. Знание основных положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений.

  3. Знание исторического пути формирования основных принципов Конституции.

  4. Развитие умения самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организовывать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.

  5. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

  6. Развитие готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

  7. Развитие умения ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия.

  8. Развитие умения самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

  9. Совершенствование владения средствами коммуникации.

  10. Развитие навыков познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


Материалы и реквизит:

- Мультимедийное оборудование

- Видеоролик «Основной закон России»

- Листы бумаги

- тексты Конституции


Учитель поздравляет обучающихся с началом учебного года и предлагает

упражнение для классов (групп). Необходимо написать алфавит, и на каждую букву – свои ассоциации с понятием «государство». Это могут быть существительные и другие части речи, но не названия государств. Участники групп обсуждают ассоциации и причины их появления.

А – абсолютизм, автономия, аристократия, администрация

М - монарх

Ц – цель, центр, цензура, централизация

Б – бюрократия, беззаконие, большинство, баллотироваться.

Н - независимость

Ш – шефство, штраф

В – власть, валюта, вертикаль

О - обязанность

Щ - Щорс

Г – герб, гимн, граница, граждане, гуманизм, гильотина

П – право, права, президент, полиция, правительство

Э – эволюция, эра

Д – демократия, дураки, дороги, Дума, декларация, деньги, диктатура

Р - Родина

Ю - ЮКОС

Е – Ельцин, единство, единение

С – суд, страна, суверенитет

Я -

Ж – жизнь, жестокость

Т - тоталитаризм




З – закон, защита, забастовка, злоупотребление

У – управление, унитарность, укрощение




И – история, иллюзия, идеология, император

Ф – флаг, федерация, фальсификация, формация




К – конституция, кандидат, коллектив

Х – харизма, хаос, хозяин




Л – легальность, легитимность

Ч – чиновники, честь, человек





Учитель делает акцент на одном из главных признаков государства – наличии системы законов. Обучающимся предлагается ответить на вопросы:

- Что такое законы?

- кем они принимаются?

- Почему законы необходимы государству?

Объявляется тема занятия. «Конституция как инструмент гражданского мира».

Просмотр видеоролика. Перед просмотром обучающиеся получают задание: проследив исторический путь, который прошли государства мира и Россия по созданию конституционного строя, ответить на вопросы: «Что дает конституция государству?» и «Что дает Конституция гражданам?».

Вывод: законы регламентируют деятельность государственных органов, служат защитой прав человека.

Важность Конституции: это основной закон страны, закон законов, закон, обладающий высшей силой, главный закон страны.

Как вы думаете, почему Конституция оценивается именно таким образом в любой стрене мира?

Важность Конституции оценивается высоко потому что:

Это Закон обладающий высшей юридической силой

. Она закрепляет основы государства

Она закрепляет положение человека и гражданина

Она закрепляет форму правления, государственно-территориальное устройство, систему органов власти
Конституция российской Федерации прошла долгий путь своего становления. В 2013 году исполняется 20 лет со дня принятия Конституции РФ в декабре 1993 года на общероссийском референдуме. Это много или мало для основного закона страны?

Идея Конституции не нова, однако принятие в 1990 году Декларации о государственном суверенитете РСФСР привело к глубоким изменениям в политической и правовой жизни России, в системе органов государственной власти. В отличие от идеологизированных конституций бывшего СССР, провозглашавших высшей целью построение коммунистического общества, положения действующей ныне Конституции четко определяют, что высшей ценность является человек, его права и свободы, а признании, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина есть обязанность государства.

Конституция имеет высшую юридическую силу (все иные законы не должны и не могут противоречить ей) и прямое действие, закрепляет основы государственного строя и общественной жизни. При этом Конституция – не только правовой акт. В ее статьях содержатся нравственные ориентиры справедливости для общества и государства.

Конституция – это основание, стержень и одновременно вершина всей правовой системы, фундамент ее развития.

По своей структуре Конституция 1993 года состоит из преамбулы и двух разделов. Преамбула – это вводная часть, предшествующая тексту конституции. Она не содержит правовых норм. Но имеет большое значение для понимания смысла Конституции.

(слайд) «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Т.о., в преамбуле называются 6 основополагающих целей. Это:

1. утверждение прав и свобод человека

2. утверждение гражданского мира и согласия

3. сохранение исторически сложившегося государственного единства

4. возрождение суверенной государственности

5. утверждение демократических основ

6. обеспечение благополучия и процветания России.
Содержание Конституции состоит из двух разделов. Первый раздел содержит собственно текст Конституции и включает 9 глав:

  1. Основы конституционного строя

  2. Права и свободы человека и гражданина.

  3. Федеративное устройство

  4. Президент РФ

  5. Федеральное Собрание

  6. Правительство РФ

  7. Судебная власть

  8. Местное самоуправление.

  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.


Второй раздел Конституции носит название «Заключительные и переходные положения».
Конечно, Конституция РФ написана не с чистого листа – в ее основе лежат международные документы по правам человека. В первую очередь – это Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Почти все статьи, касающиеся прав и свобод личности, начинаются со слова «каждый».

Права человека – это принципы, нормы отношений между человеком и государством, обеспечивающие возможность действовать по своему усмотрению (свободы) или получить определенные блага (права).

Может сложиться впечатление, что борьба за реализацию прав уже закончена. Однако, как свидетельствует история советских конституций, наличие в ней тех или иных прав еще не является гарантией их реальности.

Чтобы Конституция действовала, а вместе с тем защищались бы и права человека, необходимо развитое гражданское общество. Существуют понятия «гражданское общество» и «общество граждан».

Как вы думаете, эти понятия идентичны по смыслу?

Действительно, граждане сами по себе еще не составляют гражданского общества. Гражданское общество – это совокупность его институтов, которые способны к самоорганизации и образуются снизу, стихийно, без участия государства. Оно имеет сложную структуру, которая включает в себя собственность, предпринимательство, политические партии и профсоюзы, творческие организации и религиозные общины, сферу образования, науки и культуры, семью и СМИ.

- Являетесь ли вы частью гражданского общества?

- А ощущаете ли вы себя его частью?

- Какие права и обязанности вы несете в связи с этим?
ГО – это и результат коммуникации, общения, взаимопомощи граждан. Человек, побывавший в США, стал свидетелем такой картины. После того, как один из ожидавших на остановке поздно проголосовал, а автобус не остановился и прошел мимо, большинство заметивших это пассажиров возмутилось таким поведением водителя. Несколько человек, в знак протеста, вышли на следующей остановке. Это практическая реализация солидарного принципа гражданского общества – все за одного!

- Что, на ваш взгляд, означает выражение «действовать солидарно»?

- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы действовали солидарно, добиваясь реализации каких-либо прав?

Солидарность – одна из важнейших черт ГО. Права человека создают комфортные условия для жизни всех людей. Они учитывают особенности, защищают перед невежеством, безразличием к судьбе отдельного человека, формализма, не говоря уже о полном бесправии.

С одной стороны, ГО позволяет личности воздействовать на государство, с другой – позволяет охранять частную жизнь граждан от излишнего вмешательства государства.

- Существовали ли модели ГО в прошлом?

- какое государства вас бы больше устроило?
Сегодня в России остается масса нерешенных проблем – бюрократизм и коррупция, рост преступности, экстремизм, усиление жестокости в подростковой среде, всплеск наркомании и пьянства, межэтнические конфликты.

- Возможно ли решить эти проблемы?

Современные россияне больше думают о проблеме выживания, чем о построении ГО. Пока не решена проблема бедности, нельзя решить проблему гражданской активности. Например, в Москве и Петербурге гражданская активность выше, чем в провинции. ГО ориентируется на средний класс – это экономически независимый, стабильный в материальном положении класс, обладающий частной собственностью.

Главное, каждый из нас должен понять необходимость существования ГО. Одной из проблем ГО является низкий уровень правовой культуры, правового образования. С точки зрения конституции мы уже живем в ГО, а с точки зрения политико-правовой культуры – еще глубоко патриархальны.

В гражданском образовании главное – изучение опыта реальной жизни, изучение своих прав и опыт их реализации.

- Был ли у вас опыт реализации своих прав?

Общество, где нет морально-нравственных законов – это слабое общество. В нем нет взаимосвязи между гражданами, поскольку нет уважения друг к другу, в их сознании не существует ничего святого, нет нравственных границ, которые нельзя переходить ни при каких обстоятельствах. В ГО как правило, сильны ценности морали и нравственности, традиций, взаимосвязи поколений.

Составителям Декларации и Конституции виделось будущее, в котором человек будет свободен не только от страха, но и от нужды. Они считали все права человека одинаково значимыми и подтвердили, что они играют весьма важную роль в том, что касается обеспечения достойной жизни людей. Ни в одном государстве Конституция не выполняется полностью.

- Приведите примеры нарушения прав человека в современном обществе?

- Каковы способы борьбы с этими нарушениями в России? В других странах?
Конституция – это всего лишь лист бумаги……. В ваших силах сделать написанное пером реальностью!!!!

Похожие:

Тема «Конституция как инструмент гражданского мира» iconПлан: Виды и особенности корпоративных стратегий Сбалансированная...
Тема 7: Корпоративные стратегии – основной инструмент сбалансированного управления

Тема «Конституция как инструмент гражданского мира» iconТема Понятие гражданского права
...

Тема «Конституция как инструмент гражданского мира» icon1. Гражданское право как отрасль права, как наука и как учебная
Тема Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования субъекты гражданского права

Тема «Конституция как инструмент гражданского мира» iconКонтрольные вопросы и задания
Составили: Гарифуллин И. Р. (тема 1); Нафикова О. Д. (тема 2); Галимханов А. Б. (тема 3); Сергеев А. Л. (тема 4); Валиуллина А. Р....

Тема «Конституция как инструмент гражданского мира» iconПояснительная записка по курсу английского языка “Incredible English”...
Кативные потребности учащихся. Она показывает, что успешность коммуникации зависит как от знания грамматических структур изучаемого...

Тема «Конституция как инструмент гражданского мира» icon«Горячая линия» связи с избирателями как эффективная форма общественного...
«Горячая линия» связи с избирателями, подтвердившая свою высокую эффективность как общественный инструмент конструктивного взаимодействия...

Тема «Конституция как инструмент гражданского мира» iconРазработка урока географии 10 класс Тема: «Структура населения мира....
Выявить географические особенности полового и возрастного состава населения мира

Тема «Конституция как инструмент гражданского мира» iconПояснительная записка Тема 1 Предмет, система и источники гражданского процессуального права
Тема Процессуальные сроки, судебные расходы, информационное обеспечение участников процесса

Тема «Конституция как инструмент гражданского мира» iconС. С. Козлов Трудовые споры: часто задаваемые вопросы, образцы документов
Конституция – Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г

Тема «Конституция как инструмент гражданского мира» iconСистема специальных мероприятий как инструмент gr-деятельности (на...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск