Владимир Прибыловский АВТОРИТЕТЫ И ВОЖДИ
русского национализма и российского национал-империализма
Москва
Центр «Панорама»
2015
УДК 329.17(470)
ББК 66.3(2)64–8
П 75
П 75 Владимир Прибыловский. Авторитеты и вожди русского национализма и российского национал-империализма. — М.: Центр «Панорама», 2015. — 568 с. ISBN 978-5-94420-051-8
В книге – 48 биографий ныне живущих деятелей русского националистического движения, дополненные их высказываниями по поводу событий на Украине 2014–2015 годов.
Для студентов и аспирантов, специализирующихся в области исторических наук, журналистов, социологов, всех, кто интересуется современной историей и политической мыслью России.
В книге использованы материалы Дмитрия Беломестнова. Автор обложки: А.Петрушин
http://www.scilla.ru
http://www.panorama.ru ISBN 978-5-94420-051-8 РОО «Центр «Панорама», 2015 ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 6
Владимир АВДЕЕВ 9
Виталий АВЕРЬЯНОВ 13
Александр АРАТОВ 17
Игорь АРТЕМОВ 24
Андрей АРХИПОВ 33
Сергей БАБУРИН 36
Александр БАРКАШОВ 58
Владимир БАСМАНОВ 79
Александр БЕЛОВ 90
Дмитрий БОБРОВ 99
Николай БОНДАРИК 107
Георгий БОРОВИКОВ 113
Алексей ВОЕВОДИН 117
Станислав ВОРОБЬЕВ 118
Сергей ГОРОДНИКОВ 124
Юрий ГОРСКИЙ 132
Вячеслав ДЁМИН 141
Дмитрий ДЕМУШКИН 148
Александр ДУГИН 153
Владимир ЖИРИНОВСКИЙ 164
Алексей ЖУРАВЛЕВ 207
Леонид ИВАШОВ 213
Владимир ИСТАРХОВ 223
Максим КАЛАШНИКОВ 230
Никола КОРОЛЕВ 242
Константин КРЫЛОВ 245
Сергей КУРГИНЯН 262
Николай КУРЬЯНОВИЧ 266
Валентин ЛЕБЕДЕВ 271
Борис МИРОНОВ 279
Иван МИРОНОВ 291
Михаил НАЗАРОВ 303
Александр ПРОХАНОВ 324
Дмитрий РОГОЗИН 358
Андрей САВЕЛЬЕВ 375
Павел СВЯТЕНКОВ 392
Александр СЕВАСТЬЯНОВ 401
Сергей СЕРГЕЕВ 418
Леонид СИМАНОВИЧ 425
Валерий СОЛОВЕЙ 429
Игорь СТРЕЛКОВ 465
Антон СУСОВ 501
ТЕСАК 508
Владимир ТОР 514
Александр ТУРИК 522
Егор ХОЛМОГОРОВ 532
Наталья ХОЛМОГОРОВА 537
Александр ХРАМОВ 568
ПРЕДИСЛОВИЕ Несколько слов о предмете описания
Национализм, впервые зародившийся России как политико-культурная идея и умонастроение в первой трети 19 века, с самого начала существовал и существует, как и во многих других странах Европы, в виде двух разновидностей со сложными взаимовлияниями и взаимоотталкиваниями: русский этнический национализм, ставивший во главу угла действительные и измышленные интересы русского/восточно-славянского этноса, в первом случае, а во втором случае интересы (также отчасти действительные, а отчасти воображаемые) государственного организма – или скорее, имущих и власть имущих сословий и групп этого организма.
Первый «русский национализм» (А.А.Тесля. Первый русский национализм и другие. – М.: «Европа», 2013) – славянофильство (во многом подражавшее германскому гегельянскому романтическому национализму) – имел внутриполитическую и культурную программу, включавшую ряд либерально-освободительных идей (отмена крепостного права, освобождение русских крестьян от всевластия помещиков, ослабление полицейской цензуры и вообще полицейского диктата над обществом (кстати, полицейская и помещичья власть также были в значительной степени не русскими – немецкая и польская), но основная идея все-таки была очищения общества от нерусского (западного) влияния вообще, отчасти поэтому находился в опале у космополитической, в значительной степени иноэтнической (немецкой) династии.
Политическая программа славянофилов была во многом ВНЕШНЕполитической: присоединение к Православному Царству западных славян, оттеснение Османской империи с Балкан, Проливы, освобождение российской политики от преобладающего влияния иностранных держав (Франции, Англии, Австрии), культурное освобождение от подражания Западу. В этом смысле этно-националисты славянофилы были одновременно и националистами-государственниками, имперскими националистами.
Среди современников славянофилов уже присутствовали сторонники укрепления и территориального расширения Московского Царства, не вносившие в свои теории значительного этнического элемента (можно назвать Погодина), но их влияние на общество было тогда значительно меньшим.
Второй по времени русский национализм – Черная Сотня времен Александра III и Николая II – полностью утратил освободительный потенциал (Запад трактовался черносотенцами как рассадник идей революции, демократии и атеизма), а этническая составляющая усилилась к началу XX в до градуса погромных настроений.
Но в это же время выделился в отдельное течение происходивший от Погодина «цивилизованный» имперский национализм, отделявший себя от погромов и антисемитизма, но не чуждый программе внешнеполитической экспансии на Востоке и на Западе, укрепления государства за счет общества. В коммунистический период любой национализм был запрещен, а советской пропагандой все националисты отождествлялись с черносотенцами-антисемитами-погромщиками. Однако после Второй Мировой Войны в некотором виде и имперский национализм, и этнический национализм-антисемитизм стали в дозированном и завуалированном виде допускаться, – в особенности, если в синтезе с загнивающими формами позднего коммунистического тоталитаризма (сталинизма) – «Русская партия в ЦК КПСС» и «национал-большевизм» Молодой Гвардии» и «Нашего Современника» – образцы такого синтеза. На излете коммунистического режима деятелями круга «Патриотического объединения «Память» был выдуман термин «национальный патриотизм/национал-патриотизм», отчасти призванный маскировать «русский национализм» – скомпрометированный и все еще полузапрещенный.
Национал-патриоты соединяли этно-национализм и этно-расово-религиозные фобии (антисемитизм, кавказофобию, исламофию, белый расизм). Национал-патриот 90-х и начала «нулевых», как правило, был одновременно в той ли иной степени антисемитом, сторонником войны в Чечне, сторонником территориальной целостности России (а то и территориального восстановления Советского Союза), антизападником-антилибералом, расистом, кавказо- и исламофобом, и квазирелигиозным поклонником государства, зачастую отождествлямого со властью (от Царя до Сталина, от Ельцина до Путина).
Хотя внутри национал-патриотического лагеря возникали иногда вапросы: а нельзя ли отделить национализм от антисемитизма? Или патриотизм от войны с Кавказом? И даже «сбережение народа» от «территориальной целостности Империи»?
В конечном счете это вылилось в выделение принципиальных отдающих предпочтение или «сбережению нации» или «сохранению территории» «русских националистов» (под лозунгами «Хватит кормить Кавказ!» и «отпустить кавказцев нах!») и «россиянских национал-патриотов» («ни пяди Русской Земли ни Исламу, ни Ватикану!» Однако это выделение и разделение не стало всеохватывающим.
Большинство организационных структур русского охранительства включает в себя как тех, кто отдает предпочтение «сбережению народа», так и тех, кто предпочитает сохранение территории, а их программные документы являются нарезкой-мешаниной того и другого. И даже наметившееся было разделение между сторонниками двух основных принципов было в прошлом году сорвано войной России с Украиной. Принцпиальные этнические националисты не поддерживают войну, считая ее чуждой интересам русской нации, тогда как принципиальные «имперцы» её категорически поддерживают, а за присоединение Крыма готовы простить Путину и соучастие в создании олигархического «еврейского» капитализма и прошлые, и настоящие репрессии против своих радикальных активистов. Расколы между сторонниками покорения Украины-«ватниками» и противниками войны-«предателями» потрясли многие партии и организации (кстати, не только национал-патриотическими: внутри левых и либералов по поводу Крыма тоже не наблюдается единства.
Многие участники полемики вокруг присоединения Крыма и войны в Донбассе придерживаются индивидуальной аргументации: от «война между двумя еврейскими государствам, Российской Федерацией и Украиной – не Русское Дело» до «Крым – это Русская земля и Крымский вопрос – не о восстановлении Империи, а о воссоединении разделенного русского народа»). В сборник включены биографии и описания политических взглядов лидеров партий и организаций национал-шовинистической ориентации («вожди») и национально-озабоченных «лидеров общественного мнения» («авторитеты»).
Хотя ряд персонажей успешно сочетают эти функции в своей жизни.
Например, если Егор Холмогоров – популярный «национал-православный» публицист, воспевающий Армию, Нацию и Церковь (т.е. скорее «авторитет»), а Жириновский и Бабурин – лидеры довольно значительных партий («вожди»), то талантливый национал-имперский писатель Константин Крылов и видный эксперт-политолог Валерий Соловей – возглавляют хоть и небольшие, но партии (т.е. одновременно и «авторитеты», и «вожди»).
|